Содержание
«Военная Литература»
Первопроходчество

IV.

Таким образом при всех задержках и препятствиях А. К. Булатович проехал расстояние — в 350 верст в 3 суток 18 часов или в 90 часов, сделав этот путь на 6–18 часов скорее, чем обыкновенно ездят профессиональные курьеры. Он находился в движении 76 часов и отдыхал 14 часов, т.-е. на каждый час движения приходится 11 минут отдыха. При средней скорости движения, во время отдельных этапов 2 8/11–7 1/17 в. в час, средняя скорость движения всего пробега будет лишь 4 23/38 версты в час.

Такая незначительная средняя скорость движения является прежде всего следствием [96] плохих качеств сомалийского верблюда{15}, оказавшегося непригодным для такого усиленного и продолжительного движения. При полном отсутствии инициативы и энергии — качеств столь неоценимых при совместной работе человека и животного, — при малом уме, он упрям до крайности; в то же время слаб, обладает очень тихим ходом и слишком чувствителен к зною, наконец, задерживает на остановках, так как он не ест под седлом, развьючиванье же и навьючиванье отнимает много времени. Благодаря этому быстрота движения достигалась не скоростью езды, а непрерывностью ее, что ложилось обратно пропорциональной тяжестью на, всадника, вызывая излишнюю и отчасти непроизводительную затрату сил. Только благодаря этим качествам верблюда, могли оказать в такой сильной мере воздействие на быстроту движения [97] неблагоприятные топографические и климатические условия — размытая дорога и ливни.

Резюмируя сказанное о трудностях, представляемых этим пробегом, — мы смело называем его выдающимся в ряду пробегов русских кавалеристов, — как на главнейшие, мы укажем на следующие:

1) непригодность животного для такого рода продолжительного движения;

2) непривычный способ передвижения;

3) неблагоприятные климатические и топографические условия;

4) невозможность подготовиться, а благодаря этому очень резкий, непосредственный переход от сидячей жизни к продолжительному движению, и

5) недостаточность питания при громадной затрате сил.

Помимо этих технических трудностей, необходимо было еще считаться и с целым рядом весьма серьезных опасностей, отчасти неразрывно связанных с техническими условиями этого пробега или вытекающих из них, отчасти независимых. Такова опасность, которую представляли кочевники. [98] Разбойничьи сомалийские племена, кочующие по этой громадной, малоизведанной пустыне, фактически никому не подчиненные и повинующиеся только своим шейхам, нередко нападают даже на более крупные караваны; случаи же грабежа и убийства мелких партий очень часты. Нам неизвестно, чтобы до сих пор европеец решался, в сопровождении только двух проводников, — а в последней части пути одного, — ехать по этой местности, где длинный ряд заброшенных могил европейцев, погибших от руки туземцев, тянущиеся вдоль караванной дороги вплоть до Энтото, красноречиво говорит сам за себя.

Сводя сказанное выше об опасностях, как на наиболее серьезные, укажем на нижеследующая:

1) незаселенность местности, вследствие чего на протяжении 300 верст дорога является одним этапом, en bloc, при недостаточности снаряжения, безводии и отсутствии запасных животных несчастная случайность могла, таким образом, привести к роковым последствиям; [99]

2) возможность нападения со стороны кочевников, и

3) резкая перемена климата, переход от морозов к 48–51° R. зною, при крайнем напряжении всех сил.

Несмотря на все эти опасности, трудности и препятствия, пробег во всех отношениях был выполнен блестяще. И здесь нельзя не обратить внимания на обдуманное распределение груза по верблюдам и вьюченье, на правильно рассчитанное движение и, благодаря этому, наименьший расход сил животного и, в особенности, на удачное решете вопроса о снаряжении. А этот вопрос был крайне сложен; при решении его приходилось комбинировать и примирять самые противоположные, но равно настоятельные требования: с одной стороны, крайне тесные пределы, в которых нужно было снаряжаться, с другой — необходимость быть готовым ко всякой случайности в пути, где на помощь рассчитывать нельзя было, обеспечить себя на месяц жизни в Хараре до прибытия багажа и, наконец, принять в соображение местные особенности, имевшие [100] то или другое влияние на успешное выполнение возложенного поручения, и с третьей необходимость снаряжаться к неожиданному проб ту из собственных средств за невозможностью приобрести в Джибути соответствующие предметы.

Описание пробега было бы неполно, если бы мы не указали еще на одну особенность, придающую ему значение и за пределами спорта, где, к сожалению, цель большею частью ставится слишком односторонней. Особенность эта заключается в том, что чрезвычайно трудный и значительный по техническим условиям пробег сам по себе является в данном случае не целью, как-бы это было в спорте, а лишь средством, вследствие чего и расходовать силы можно было только с таким расчетом, чтобы их осталось достаточно для немедленного выполнения поручения по приезде. Эта особенность дает нам право видеть в пробеге серьезное значение и много поучительного и с точки зрения военной. Да и обстановка по существу весьма близко подходила к обстановке военного времени. [101] Возможность нападения или засады со стороны кочевников заставляла быть постоянно на чеку, быть готовым каждую минуту пустить в ход оружие. Местность и туземный язык, как это большею частью бывает в военное время, были также в данном случае неизвестны. Далее, в виду невозможности пуститься в путь по безводной пустыне с таким громадным караваном, какой представлял отряд — одних европейцев 38 человек! — без точного знания [102] местонахождений воды и количества ее, А. К. Булатовичу было предложено попутно произвести рекогносцировку, чтобы возможно подробно осветить этот вопрос. И это, несмотря на большие трудности утомительного и продолжительного пробега, было выполнено им вполне удовлетворительно. Таким образом, поступив на службу в отряд исключительно как частное лицо  — мы еще раз усиленно подчеркиваем это — поступив на службу из желания видеть малоизвестную страну и принести посильную лепту гуманной идее Красного Креста, А. К. Булатович в нужную минуту сумел проявить все блестящие качества, столь свойственный офицерам нашей — славной армии, снарядившись в несколько часов к труднейшему пробегу и снарядившись притом из средств, имевшихся в распоряжении, отнюдь не рассчитанных на подобный пробег, во всех отношениях безукоризненно выполнив его и произведя при этом еще и рекогносцировку воды на протяжении 350 верст.

В заключение упомянем о том [103] громадном впечатлении, которое произвело блестящее выполнение небывалого пробега в Абиссинии. Личность А. К. Булатовича стала почти легендарной в стране. Автору настоящего очерка при проезде по тем же местам и во время пребывания его в Абиссинии неоднократно приходилось слышать от туземцев восторженные отзывы и весьма серьезно обоснованную критику пробега, при чем разбирались все детали его, приводились мельчайшие факты, и повторялась со слов курьеров каждая сказанная А. К. Булатовичем за это время фраза, иногда не имевшая даже непосредственного отношения к пробегу. И это вполне естественно. В стране, где умственная жизнь сводится к нулю, где все силы народа ушли на развитие физических способностей, ничем иным нельзя так удачно завоевать себе уважение, которое, к слову сказать, по отношению к европейцам у абиссинцев слишком отсутствует, как выказав свое превосходство и в этой области. [104]

МАРШРУТ ДВИЖЕНИЯ.

Число верст от Джибути Наименование пунктов Месяц и число Прибытие Остановка Отъезд
 — Джибути 21-го апр.  —  — 10 ч. в.
 — Уроч. Гумаре  —  —  —  —
50 » Баядэ 22-го апр. 8 ч. ут. 1 ч.30 мин. 9 ч.30 м. ут.
110 » Аджин " 6 ч. в. 2 ч. 8 ч. в.
 — » Ферад  —  —  —  —
 — » Мордалэ  —  —  —  —
200 » Дагаго 23-го апр. 4 ч. д. 2 ч. 6 ч. в.
 — » Далай-Малэ  —  —  —  —
 — » Дебаас  —  —  —  —
 — » Бусса  —  —  —  —
280 » Арту 24-го апр. 1 ч. д. 30 м. 1ч. 30 м. д.
300 » Гельдесса 24 и 25 апр. 6 ч. 30 м. в. 8 ч. 2ч. 30 м. ут.
317 » Беляуа " 6 ч. у.  —  —
335 » Малькарафу " 10 ч. 30 м. у.  —  —
350 Гор. Харар " 4 ч. д.  —  — [105]

СРЕДНЯЯ СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ.

Число верст в переходе. Наименование пунктов Число часов в движении Среднее число верст в час Отдых после перехода
50 До урочища Баядэ 10 5 1 ч. 30 м.
60 « Аджин 8 1/2 7 1/17 2 ч.
100 « Дагаго 20 5 2 ч.
70 « Арту 19 3 13/19 30 м.
20 » Гельдессы 5 4 8 ч.
17 » урочища Беляуа 3 ч. 30 м. 4 6/7  —
18 « Мадькарафу 4 ч. 30 м. 4  —
15 » Харара 5 ч. 30 м. 2 8/11  —
350   76 4 23/38 14

Примечания