Содержание
«Военная Литература»
Первопроходчество

Предисловие

Раскрывая эту книгу, читатель познакомится с захватывающей историей открытия и колонизации россиянами «незнаемых» прежде северо-западных берегов Америки, основанием на американской земле первых русских поселений и созданием знаменитой Российско-американской компании, 200-летие которой предстоит отметить в 1999 г.

Подобно тому как «соболиный хвост» вел русских через бескрайние просторы Сибири к Тихому океану, бесценный мех морского бобра (калана) привел их к берегам Северной Америки.

Нельзя не восхищаться смелостью и отвагой русских мореходов, купцов и промышленников, использовавших первоначально так называемые «шитики», строившиеся почти без гвоздей и «сшивавшиеся» с помощью ремней и китового уса. Сообщения о промысловых экспедициях XVIII в. пестрят упоминаниями об авариях и кораблекрушениях, встречах с аборигенами (иногда дружественных, а часто и враждебных), суровых испытаниях, вооруженных столкновениях, человеческих жертвах, лишениях и болезнях.

У истоков походов на Северо-Запад Америки стояли Петр I и задуманная им экспедиция Витуса Беринга, призванная открыть американские берега со стороны Азии. Знаменитой Второй Камчатской экспедиции В. Беринга — А. Чирикова, завершившейся в 1741 г. достижением берегов Северной Америки, в то время не было равных по масштабу, продолжительности и числу участников (до 5 тыс.). В конечном итоге к 1815 г. Российская империя простиралась от Варшавы и Гельсингфорса на Западе до Аляски и Калифорнии на Востоке. Вслед за Петром I настоящими строителями империи на Тихоокеанском Севере в конце XVIII — начале XIX в. стали Н.А. и Г.И. Шелиховы, Н.П. Резанов, А.А. Баранов. В С.-Петербурге их поддерживали министр торговли и будущий канцлер Н.П. Румянцев, адмирал Н. С. Мордвинов и др.

Были и очень влиятельные противники. В 1788 г. сама Екатерина II едко высмеяла проект создания монопольной компании И.Л. Голикова — Г.И. Шелихова, а 30 лет спустя Александр I решительно отклонил предложение принять в русское подданство один из Гавайских о-вов. В 1841 г. были проданы крепость и селение Росс в Калифорнии. Наконец, в 1867 г. царское правительство решило продать США все свои колонии в Америке, полагая, что судьба уготовила России в первую очередь континентальное, а не океаническое будущее и ей необходимо сосредоточиться на укреплении своих границ на Дальнем Востоке и в Сибири.

После того как в октябре 1867 г. в Ново-Архангельске был спущен российский флаг и вместо него поднялся звездно-полосатый, подавляющее большинство русских вернулось на родину. От некогда обширных американских владений России не сохранилось ничего. Последние остатки русского наследия в конце XIX в. смыла гигантская волна авантюристов и золотоискателей, хлынувшая в район Клондайка, а затем и на саму Аляску. Призрак русского влияния рассеялся «как дым, как утренний туман». С 1912 г. Аляска стала территорией, а с 1958 г. — полноправным 49-м штатом США. Лишь кое-где сохранились русские названия и виднелись [5] луковки православных храмов. И кстати, именно православная церковь стала главной хранительницей русского наследия в Северной Америке. Достаточно сказать, что к 1917 г. православная епархия в Северной Америке насчитывала 461 храм (включая часовни), 309 священников и диаконов и почти 600 тыс. верующих{1}. Теперь число православных в США превысило 3 млн. человек.

Самый младший член первой Духовной миссии (1794 г.), монах Герман («убогий Герман», как он сам себя называл) 9 августа 1970 г. был канонизирован и стал первым православным святым в Западном полушарии. «Убогий Герман» смело заступался и бескорыстно помогал всем гонимым и еще при жизни (он умер в декабре 1836 г. на о-ве Еловый) почитался местным населением — как русскими, так и аборигенами — святым. После официальной канонизации мощи преподобного Германа Аляскинского почивают в храме Св. Воскресения на о-ве Кадьяк.

До сих пор на Аляске да и по всей Америке чтут память и о другом замечательном человеке — отце Иоанне (Вениаминове), приехавшем на о-в Уналашка в 1824 г. и ставшем затем епископом Иннокентием. Благодаря деятельности святителя Иннокентия православная церковь завоевала повсеместное уважение, и в настоящее время он признан «Апостолом Америки».

Стремясь правдиво и объективно отразить сложную и противоречивую историю Русской Америки, авторы использовали самые разнообразные документы, включая архивы и опубликованные источники России, США, Канады, а также Англии, Испании и Франции.

Отметим, в частности, что авторы широко использовали материалы Архива внешней политики Российской империи (АВПРИ), Российского государственного архива древних актов (РГАДА) в Москве, Российского государственного архива Военно-морского флота (РГА ВМФ), Российского государственного исторического архива (РТА) в Санкт-Петербурге, Отдела рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ) и Отдела рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ), С.-Петербургского филиала Архива Российской Академии наук (ПФА РАН), документы Национального архива и Библиотеки Конгресса США в Вашингтоне, Массачусетского исторического общества в Бостоне, Бэнкрофтской библиотеки в Беркли и др. Сотрудники всех этих архивов и библиотек неизменно оказывали нам всю необходимую помощь и содействие.

Особую благодарность авторы хотели бы выразить начальнику АВПРИ И.В. Буднику, заведующей читальным залом РГИА С.И. Вареховой, старшему сотруднику отдела нумизматики Государственного исторического музея В.А. Дурову.

Мы также признательны своим коллегам в России и США за постоянные советы и содействие в ходе подготовки этого труда.

Н. Н. Болховитинов

Февраль 1996 г.

Дальше