Содержание
«Военная Литература»
Первопроходчество

Примечания

Книга 1

{1} Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М: Воениздат, 1974. Т. I.
{2} Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны, 1941–1945 гг. 2-е изд. М.: Политиздат, 1986. Т.1.
{3} Шнейдер Э. Итоги второй мировой войны. М.: Изд-во иностр. лит., 1957.
{4} Космонавтика: Энциклопедия / Гл. ред. В.П. Глушко. М.: Сов. энциклопедия, 1985.
{5} Магнус К. Гироскоп: Пер. с нем. М.: Мир, 1974.
{6} В.И. Кузнецов летом 1941 года был командирован в Берлин. С началом войны он, как и все советские граждане, был интернирован и долго возвращался в СССР через нейтральные страны.
{7} Творческое наследие академика С.П. Королева. М.: «Наука», 1980.
{8} Ишлинский А.Ю. Ориентация, гироскопы и инерциальная навигация. М.: Наука, 1976.
{9} Творческое наследие академика С.П. Королева. М.: Наука, 1980.
{10} Сахаров А. Воспоминания. — 1953 год // Знамя, 1990, № 12.

Книга II

{11} Такой самолет попытались разработать в самой ВВА без участия заводов.
{12} Шахурин А.И. Крылья Победы. 2-е изд. М.: Политиздат, 1985. С. 14–15.
{13} «Новостройкой» условно именовали филиал № 2 НИИ-88, впоследствии НИИ-229 — база огневых испытаний.
{14} Космонавтика СССР. М.: Машиностроение, 1986. С. 41.
{15} Броди Б. Стратегия в век ракетного оружия. М.: Воениздат, 1961. С.261.
{16} В процессе проектирования в автоматическую станцию Е-2 было внесено столько изменений, что аппарату, полетевшему к Луне, был присвоен номер Е-2а.
{17} Лицом к лицу с Америкой. М.: Политиздат, 1959. С. 51.
{18} Жить в мире и дружбе. М.: Политиздат, 1959. С. 95–96.
{19} Жить в мире и дружбе. М.: Политиздат, 1959. С. 415–416.
{20} Филитов A.M. Холодная война. М.: Наука, 1991.

Книга III

{21} Дискуссия о ядерном оружии // Вестник Российской Академии наук. М.: Наука, 1992. №5.
{22} Мильхов В.Л. Манхэттенский проект. М.: Наука, 1995.
{23} Корниенко Г.М. Холодная война. М.: Междунар. отношения, 1995.
{24} Известия. 1992. № 265.
{25} Альперович К.С. Ракеты вокруг Москвы. М.: Военное изд-во, 1995.
{26} Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945–1985). М.:Междунар. отношения, 1995.
{27} Правда. 1962, 12 сентября.
{28} Известия. 1996. № 216 (24823).
{29} Лангемак Б.Э., Глушко В.П. Ракеты, их устройство и применение. М.-Л., 1935.
{30} Aviation Week and Space Technology. Vol. 126.№20. 1987.P.47.
{31} Кисунько Г.В. Секретная зона: Исповедь генерального конструктора. М.: Современник,1996.
{32} Творческое наследие академика Сергея Павловича Королева. М.: Наука, 1980.С.433.
{33} Эйнштейн А. Автобиографические заметки/Собр. науч. тр.: В 4 т.М.: Наука,1967.Т.4, с.259.
{34} БНТИ ЦАГИ. Переводы. №91,1964.
{35} Fortune. Dec. 1959. Р. 95.
{36} БПИ № 223 ТАСС. 21.09.65.
{37} Знамя. М., 1988. №7).
{38} Кларк А. Лунная пыль: Пер. с англ. М.: Знание, 1966.
{39} Правда. 1966. №16 (17333)
{40} Белоцерковский С.М. Диплом Гагарина. М.: Молодая гвардия, 1986.
{41} Впоследствии все данные были точно установлены комиссией по расследованию причин авиакатастрофы.
{42} В 1997 году в издательстве «Машиностроение» вышла в свет книга С.М. Белоцерковского «Первопроходцы Вселенной: Земля — Космос — Земля», в которой автор дополняет свою версию гибели ЮА. Гагарина и B.C. Серегина, доказывает причину ее.

Книга IV

{43} До 1965 года вместо министерств существовали госкомитет по отраслям промышленности. Председатели госкомитетов имели ранг министров. (Примеч. авт.)
{44} Макнамара Р. Путем ошибок к катастрофе: Пер. с англ. М.: Наука, 1988.149 с.
{45} Военно-космические силы (военно-исторический труд). М.: Наука, кн. 1–1997-кн.2–1998.
{46} Большинство отечественных ракет имело четыре или даже пять наименований: войсковое, отраслевое, международное (по договорам), обозначение США и НАТО. Например, УР-100К, 15А20, PC-10, SS-11, Sego. (Примеч. авт.)
{47} В скобках даны современные названия этих предприятий.
{48} Космонавтика: Энциклопедия / Гл.ред. В.П. Глушко. М.: Сов.энциклопедия, 1985. 528 с.
{49} Лангемак Г.Э., Глушко В.П. Ракеты, их устройство и применение. М.-Л.: изд.ОНТИ НКТП СССР, 1935.
{50} См. Черток Б.Е. Ракеты и люди. Фили — Подлипки — Тюратам. М.: Машиностроение, 1996.
{51} С.П. Королев и его дело. М.: Наука, 1998. 335 с.
{52} В те годы говорили «вес», термин «масса» стал применяться позже.
{53} О «беседе» министра 28 января 1968 года см. книгу: Черток Б.Е. Ракеты и люди. Горячие дни холодной войны. М.: Машиностроение, 1997. 536 с.
{54} «Алмазы» получили название «Салютов» за номерами 2, 3 и 5.
{55} Космонавтика: Энциклопедия / Гл. ред. В.П.Глушко. М.: Сов. энциклопедия, 1985.481 с.
{56} Черток Б.Е. Ракеты и люди. Горячие дни холодной войны. М.: Машиностроение, 1997.
{57} Известия. 1998. № 53. 24 марта. Центр МАКС //Вестник. 1998. № 8.
{58} До 1965 года генерал-лейтенант Мрыкин был первым заместителем начальника Главного управления ракетного вооружения Министерства обороны. По возрасту перешел в ЦНИИМаш на должность заместителя директора института без увольнения с действительной военной службы.
{59} Чертеж Б.Е. Ракеты и люди. М.: Машиностроение, 1994. С. 336–337.
{60} Подробное описание этого события приведено в книге Елисеева А.С. Жизнь — капля в море. М.: Авиация и космонавтика, 1998.
{61} МКТС — многоразовая космическая транспортная система.
{62} Черток Б.Е. Ракеты и люди. М.: Машиностроение, 1994. 416 с.
{63} 1 доллар по курсу 1965 года составлял 50 бельгийских франков.
{64} Независимая газета. М., 1999. № 99.