Содержание
«Военная Литература»
Справочная литература

XII ПЕРЕВОЗОЧНЫЕ СРЕДСТВА.

А. Войсковые обозы{107}

Состоят из повозок, лошадей и обозной команды. Предназнач. для перевозки в воен. вр. тяжестей, котор. необходимо иметь при себе, как-то: патроны, приварочн. припасы, оф-рские вещи, вещи нижн. чинов, казна, шанцев. инстр. и проч. Войск. обозы делятся на обозы отдел. частей войск — полковой обоз и обозы высших соединений — дивизионный обоз.

I. Полковой обоз.

Имущ. без котор. нельзя обойтись в бою и на ночлеге; все остальное в див-ном обозе. Имущ. каждой части делится на: 1) ротное (эск.), т.е. каждая рота, эск., б-рея имеют свои повозки, и 2) общее полковое. Число повозок рассчитано по колич. и весу имущ. и мертвого груза каждой повозки, полагая предельн. вес: [176]

Полез. Мертв. Вся сист.
(пудов)
1) На двук. 43 19½ 33
2) На парн. пов. образца 1884 г.:
  а) в кав. и кон. артил. 22-24 33 55-57
  б) в прочих войсках 27-28 33 60-61
3) Облегчен. пов. образца 1876 г.:
  а) при парной запряжке 25 40 65
  б) при троеч. запряжке 36 42 78

В составе полк. обоза не допуск. четвер. и троеч. пов., исключая: лаз. лин., б-рейных спец. типа и инж. обоза.

Состав имущ. полк. обоза:

1) Патроны на каждого: в пех. — 66, в кав. 18¾, в инж. в. — 30. Они возятся частью в однокон., частью в парн. двук. (Пр. 95-126): в пех. полку 8 парн. и 16 однокон.; в стрелк. полку — 4 и 8; в стрелк. и пласт. бат-не — 2 и 4. До введения в войска парн. двук., патроны возятся в однокон. двук.: в пех. по 2 на роту и 1 зап., всего 33; в кав. по 1 на 2 эск.; в инж. в. по 1 на роту. В. пех. ½, а в прочих все двук. составляют ротный (эск.) обоз; другая ½ в пех. — общий полковой запас.

2) Продовольствие (Пр. 99-346):

Пех. и арт.
Кав. и кон. арт.
Инж. войск.
Сухарей по 1¾ ф. на чел. в день на 1½ д. на 2 д. на 5½ д.
Крупа по 24 з. на чел. в день на 3 д. на 2 д. на 6 д.
Соль для варки по 5 з. на чел. в день на 4 д. на 4 д. на 6 д.
Соль для раздачи по 6 з. на чел. в день на 2 д. на 2 д. на 2 д.
Чаю по 1½ з. на чел. в день на 4 д. на 2 д. на 8 д.
Сахар по 3 з. на чел. в день на 4 д. на 2 д. на 8 д.
Консервы по 4 з. на чел. в день на 2 д. на 3 д.

Запас фуража для обозн. лош. в пех. и кав.: овса на 3 д. сена на 2 д.

Прочих съестн. припасов не более 2 п. на роту в пех. и по 3 п. на эск. Говядина в запасе живого скота. Все припасы исчислены по штатн. числу людей. Всем оф-рам разрешен на воен. вр. безвозмездный отпуск указной дачи сухарей, крупы и соли.

3) Котлы, посуда и утварь: в пех., арт. и инж. в. — большие котлы (по 3 на роту, б-рею); в кав. и кон.-арт. — взводные (по 4 на эск. б-рею).

4) оф-рское имущ.{108}: об.-оф. 3 п. [177] и шт.-оф. 3½ п. — в форменных чемоданах (в составе предельн. веса и кровать); по 2 оф-рских палатки на роту, эск., б-рею. К-рам полков по 12 п. имущ., (с палаткою и фуражом). Часть оф-рского имущ. (по 17 ф. на каждого) возится: в пех. полку в 6-ти двук.; в кав. полку в 2 двук. (1 к-ра и 1 штаба), необходимейшие же вещи остальных оф-ров — по 1 п. — на вьючн. лош., по одной на эск. К-ры полков, артил. бр-д и отдел. бат-нов имеют свои двук., к-ры б-рей нет.

5) Казна: в пех. — 9 п. (с ящиком), отдел. бат. — 4 п., кав. — 6 п., б-рее — 3 п. (в пуде золотом 12 500 р., серебр. 750 р.).

6) Поход. канцелярия, книги, докум., карты театра войны, мебель, палатка.

7) Церковн. вещи: рот., эск., б-рейн. образ (¼ ф.).

8) Инстр. и материалы: для пех.: кузнеч., плотничн., шорн., оруж., сенок.; кав. — сверх того, — седельный и запас подков и гвоздей; артил. и инж. в. — еще и свои специальн. инстр.{109}

9) Санитарн. имущ.,: походн. аптека, перевязочн. прин., хирургич. инстр., имущ. для устройства приемн. покоя — в пех. на 16, кав. полку и артил. бр-де и полку — на 6, и отдел. бат-не — на 4 места. Носилки по 2 на роту (эск., б-рею). Съестн. прип., напитки; в кав. еще и ветеринар. аптека.

10) Запасн. вещи к обозу: вальки, втулки, дышла, оси, колеса, коновязи.

11) Запас матер. и инстр. для починки сапог (только в пех., арт. и инж. в.): передов 5%, подметок 25% и подошв 15% штат. состава; инстр. — на 4-х сапожников на роту, б-рею, запасн. обозные лош. (10%) и порцион. скот.

В инж. в., как не имеющих дивиз. обоза, еще возится: запас готовой обуви — 30 пар на роту, готовая мундирная одежда — 4 компл. на роту, и походн. швальня.

В кав., кроме того, возится: шанц. инстр. (по 2 топора и по 2 лоп. на эск.). Подрывные пироксилин. патроны и инстр. для порчи жел. дорог и телегр. Запас камен. угля (3 п. на полк). Вьючные приспособл. на 10 лош. Обоз б-рей исключительно из вьюков и только в обозе штаба полка — двук. и парн. пов. (Пр. 91-346).

Распределение имущ. между обозами рот (эск., б-рей) и собственно полковым.

В пехоте. 1) В ротном: по 1 патр. двук. на роту (16); все продовольствие, котлы, матер. для починки обуви (в кав. не возится), сенкосн. инстр., ротн. образ, остальная часть оф-рск. имущ. и вещи ротн. фельдшера. Все это в 2-х парн. пов. Обоз каждой роты: 1 патр. двук. и 2 парн. пов. 2) В полковом (повозки полк. штаба) — все остальное: патроны, аптека — в двуколках; санитар. имущ. — в парн. пов. (в остальн. войсках — в двук.); прочие тяжести — в парн. пов.; четвероч. лин. для больных, запасн. лош. и скот.

В инж. в. 1) В ротном — то же, что и в пех. и весь инж. обоз; оф-рское имущ.; все это возится в 3 парн. пов. и 1 оф. [178] двук. Продов. запас больше пех. (совокупн. полк. и дивизион. обозов. 2) В бат-ном обозе — остальное: патр., санит. и часть оф-рского имущ., — все в двук. Прочие тяжести в парн. пов. Четвероч. лаз. линейка.

В кавалер.: 1) В эскадрон.: часть продов., котлы, шанц. инстр., часть оф-рск. имущ., сенокос. инстр., коновязи и эск. образ. Все это возится в 12 двук. (по 2 на эск.). 2) В полковом: все патр. (3 двук.); инж. имущ., казна и часть полков. канцел., церковн. вещи, аптечн. и санитарно-ветерин. — для каждого предмета по 1 двук.; лазарет. имущ. — 2 парн. пов.; оф-рское имущ. полков. штаба — 1 двук. к-ра полка и 1 — штаба. Остальная часть продов. всего полка, оф-рского имущ. и канцелярии, кузница, инстр. и матер. для починки оружия, сбруи, седел и пр., — в 5 парн. пов. Кроме деления на эскадрон. (сотен.) и собственно полков. обоз, эскадрон. обоз еще делится на 2 разр.

В войсках Варшав. и Вилен. окр. 2-мя двук. и 6-ю вьюками больше: для возки телегр. имущ. 1 двук., для подрывного — 2 двук. и 6 желез. вьюков.

Полк. обоз казач. полка тот же, что и в регулярн. кав., только нет церковн. двук. и одною парн. пов. меньше (4).

Разделение полков. обоза на разряды.

Полк. обоз по возможности, следует за своими частями, но для походных движений вблизи н-ля он делится на 2 разр.: 1-й — всегда за своею частью, 2-й — в хвосте общей колонны. 1-й разр. обеспечивает самые насущные потребности: патроны (все или часть), весь санитар. обоз — для первонач. помощи раненым и необход. часть оф-рского имущ. Все остальные повозки — в обозе 2 разр.{110}

Управление обозом: в пех. полку обозом командует к-дир нестр. роты, в прочих войсках — особый офицер, по назнач. к-ра части. Обоз отдел. бат-на подчинен ун.-оф-ру, б-реи — обозн. фей-керу. Если обоз идет вместе, то он делится: в пех. полку на 5 отделений: 1-е — обоз 1-го разр.; 2-е — повозки с патр., не состоящими в 1-м разр.; 3-е — ротный обоз 1 и 2 бат-нов; 4-е — 3 и 4 бат-нов, и 5-е — полковой обоз, запасн. лош. и порц. скот. 1-м отдел. команд. завед. оруж., прочими — конный обозн. ун.-оф.; в кав. (казач.) полку 2 отделения: 1-е — обоз 1-го разр., 2-е — обоз 2-го разр. Отделениями командуют обозные ун.-оф-ры. В стрелк., саперн. и жел.-дор. бат-нах — на 2 отделения: 1-е — обоз 1-го разр. — команд. завед. оруж., 2-е — обоз 2-го разр. — команд. обозн. ун.-оф. Если 1-й разр. идет отдельно, то им командует офицер, завед. оруж. Оф-рское имущ. обоза 1-го разр. располагается во время боя на перевязочн. пункте. [179-181]

Полковой обоз.



Название повозок
Пех. полк Стрелк. полк. Кавалер. полк Артил. бр-да Пешая б-рея Штаб арт.
морт. полка
Морт.
б-рея
Конная б-рея Саперн. бат. Понтон. бат.
1
разр.
2
разр.
Всего 1
разр.
2
разр.
Всего 1
разр.
2
разр.
Всего 1
разр.
2
разр.
Всего 1
разр.
2
разр.
Всего 1
разр.
2
разр.
Всего 1
разр.
2
разр.
Всего 1
разр.
2
разр.
Всего
Однок. патрон. двук. - 16 16 - 8 8 3 - 3 - - - - - - - - - - - 3 - 3 2 - 2
Парн. патрон. двук. 8 - 8 4 - 4 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Аптечн. двук. 4 4 2 - 2 1 - 1 2 2 - - - 2 - 1 - 1 1 - 1 1 - 1
Санитар. двук. - - - - - - - - 1 - 1 - - - 1 - - - - 1 - 1 1 - 1
Санитар. повозки 1 - 1 1 - 1 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Двук. с инж. имущ. - - - - - - 1 - 1 - - - - - - - - - - - - - - - - -
Лазар. линейки 4 - 4 2 - 2 - - - 3 - 3 - - - 2 - - - - 1 - 1 1 - 1
Лазар. линейки парн. - - - - - - 2 - 2 - - - - - - - - 1 - 1 - - - - - -
Оф-рские двук. 6 - 6 4 - 4 1 1 2 1 2 3 - - - 3 - - - - 2 3/3{112} 8 1 - 1
Эскадрон. двук. - - - - - - 6 6 12 - - - - - - - 2 - 2 - - - - - -
Ротные парн. пов. - 32 32 16 16 16 - - - - - - - - - - - - - - - 12/19{112} 31 - 10 10
Повозки полк. штаба. - 6 6 - 4 4 - 5/4 5/4{111} - 3 3 - - - 3 - - - - - 5 5 - 4 4
Ветеринар. двук. - - - - - - 1 - 1 4 - - - - - - - - - - - - - - - -
Артил. ( спец. 4 д.). - - - - - - - - - 6 - 6 1 - 1 - 1 1 - 1 - - - - - -
Обозн. 1-парн. пов. - - - - - - - - - 24 24 - 4 4 12 1 - 4 4 - - - - - -
Церковн. двук. - - - - - - - 1/0 1/0 - - - - - - - 1 - - - - - - - - -
Для казны и канцел. двук. - - - - - - 1 1 1 - - - - - - - - - - - - - -
Интендант. обоз - - - - - - - - - 18 18 - 3 3 - - - 1 1 - - - - - -
Итого повозок 23 54/63 77/86{113} 13 28 41 16 13/11 29/27{111} 13 47 60 1 7 8 23 3 5 5 10 8 42 50 6 14 20

[182]

II. Дивизионный обоз.

Цель устройства и общая организация.

Единство упр-ния и связь с магазинами и складами. Он заключает в себе второлинейные подвижные запасы (запасы 1-й линии полков. обоз.) для частей дивизии с ее артил. В стрелк. бр-дах — бригадный обоз — для частей бр-ды с ее артил. В саперн. бр-дах бр-дного обоза нет, почему соответ. увеличены полковые запасы инж. частей.

Независимо постоян. частей, в состав див. обоза могут входить: а) повозки полк. обоза, котор. нач. дивизии признает нужным выделить для увелич. его подвижн., и б) части специал. обозов (артил. и инж. парки), придаваемые дивизиям по особым распоряж.

3 отдела: 1) Общий; 2) Продовольствен., и 3) Санитарный. В кав. див. санитарн. отд. нет. В стрелк. бр-дах — 1, 2, 3 и 5-й имеются бр-дные лазареты (Пр. 96-95).

Общий отдел: 1) Походн. церковь (в стрелк. бр-де нет). 2) Шанц. инстр. (лоп. 16, кир. и мот. по 3, топоров 8 и ломов 1 — на каждую роту). 3) Запас готовой одежды (на роту, б-рею по 4 компл. мундир. од. и 40 компл. на див. штаб и обоз). 4) Поход. швальня. 5) Запас готовой обуви (32 пары сапог на роту, б-рею и 96 на див. обоз). 6) Вьючн. приспособл. по числу парн. пов. полков обоза (40 на полк, 21 на арт. бр-ду) по переходн. организ. — только для артил. бр-ды. 7) Запас подков и гвоздей (на кажд. обозн. лош. частей див. и див. обоза 1 круг подков с 1 ф. гвоздей — всего на 1 950 лош.); по переходн. организ. половин. число подков и гвоздей по расчету на 1 350 лош. 8) Конский запас дивизии (3% общего числа лош. в див. с артил. — 100 лош. Для резерв. див. 1-й оч. — 80 лош. и стрелк. бр-д — 40 лош.). 9) Запасн. сбруя (на 30 лош. артил. образца и на 20 лош. — обыкнов.) возится на лош. кон. запаса. Кроме того, имущ. личного состава упр-ния обоза и всего общ. отдела (продовол., кухон. посуда, оф-рское имущ., казна, канцеляр. и пр.).

В пех. дивизии: 1) запас годовой одежды (4 компл. мундир од. на каждый эск. и б-рею, и на штаб и обоз); 2) запас готовой обуви (по 10 пар сапог на эск. и б-рею и 20 (по переходн. организ. — 15 пар.) на штаб и обоз. Запаса одежды и обуви для казаков не полагается.; 3) запас подков и гвоздей (по ⅓ круга подков и ½ ф. гвоздей, всего на 5 050 лош.); 4) конский зап. (3% общего числа обозн. и артил. лош. в дивизии, всего на 60 лош. по переходн. организ. — 30 лош.; 5) запасная сбруя на 30 лош. (возится на лош. конск. зап.).

Продовольствен. отдел. По нормальн. организ. два транспорта [183] 1) расходный и 2) запасный. Каждый поднимает по расчету штатн. числа чинов дивизии (стрелк. бр-ды) с ее артил.: сухарей и крупы — на 4 дня, соли — на 8, и чаю и сахару — на 10 дней. По переходн. организ. запасный трансп. исключен; в кавалерии же его вовсе не полагается.

Санитарн. отдел (Пр. 87-114; 92-283; 96-95 и 155). Образуется из 1) див. лазарета, и 2) двух подвижн. госп-лей. Упр-ние объединяется в лице див. врача; в отнош. же раскв-рования, передвиж., общего порядка службы и дисциплины подчиняется к-ру див. обоза (командная и инспекторская власть).

Организация отдел. частей див. обоза.

Общий отдел и транспорты делятся на 6 взводов каждый; первые 4 соотв. полкам, 5-й — артил. бр-де и 6-й — собственно див. обоза и штаба (здесь же и конский запас). В общем отделе взводами командуют ун.-оф-ры; в трансп. — каждые 2 взвода соединяются под командою оф-ра, на правах ротн. к-ра. Оф-ры числятся в 1, 3 и 6 взводах. Личный состав предназнач. нач. дивизии. Имущ. хранится повзводно, при своих частях. К-дир обоза и все оф-ры назначаются приказом по корпусу. Порядок снабжения полковых обозов из дивизион. определяется нач. дивизии, приказом по дивизии. Штабу дивизии обязательно: а) сообщать войскам дислокацию обоза и обратно; б) высылать к-ру обоза маршруты, приказы и прочие распоряж. к движению и бою. При израсходов. запасов продов. транспорта, к-дир его обязан немедленно их пополнить.

Управление обозом возлагается на особого шт.-оф-ра (права к-ра полка), непосред. подчиняющегося нач. дивизии. К-дир обоза ведает только службою обоза, наблюдает порядок и дисциплину; лично хоз-вом не заведует. Общий отдел и каждый транспорт управляется особыми к-рами (права к-ра отдел. части). Санитар. отдел в ведении див. врача и только в отношении общего порядка службы на месте и на походе он подчиняется к-ру див. обоза.[184-185]

Число повозок и лошадей в отделах дивизионного обоза.

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ДИВИЗИОННОГО ОБОЗА Пехотной дивизии с ее артил. Пехотной дивизии 1-й очер. с ее артил. Стрелковой бр-ды с ее артил. Кавалер. дивизии с ее артил. Пехотной дивизии с ее артил. Кавказ. армии
Двук. Парн. Троечн. Четве
рочн.
Лаз.
лин.
Итого Двук. Парн. Троечн. Четве
рочн.
Лаз.
лин.
Итого Двук. Парн. Лаз.
лин.
Итого Двук. Парн. Итого Двук. Парн. Четве
рочн.
Лаз.
лин.
Итого
Повозок Лошадей Повозок Лошадей Повозок Лошадей Повозок Лошадей Повозок Лошадей
Общий отдел:
1-й взвод 7 7 23 7 7 23 7 7 30
2-й взвод 5 5 17 5 5 17 5 5 22
3-й взвод 5 5 17 5 5 17 5 5 22
4-й взвод 5 5 17 5 5 17 4 20 - 24 90 2 21 23 86/115/125{118} 5 5 22
5-й взвод 2 2 6 1 1 3 2 27 29 2 2 8
6-й взвод 3{114} 4{115} 7 72{116} 3 4 7 62{116} 2 32 34 3 4 7 76
Итого: 3 28 31 169{117} 3 27 30 156{117} 4 20 - 24 90 2 21 23 86 3 28 31 197{117}
Расходн. трансп.: 30 30 134
1-й взвод 30 30 101 30 30 101 30 30 133
2-й взвод 30 30 100 30 30 100 48 48 113 30 30 134
3-й взвод 30 30 101 30 30 101 60 60 141 30 30 133
4-й взвод 30 30 100 30 30 100 - 99 - 99 225 70 70 163 16 12 54
5-й взвод 12 12 41 8 8 27 48 48 113 5 5 26
6-й взвод 5 15 21 5 5 21 137 137 614
Итого: 137 137 464 133 133 450 - 99 - 99 225
Санитарн. отдел: Бр-дным лаз. 1, 2, 3 и 5 бр-д.
Дивизион. лазарет. 3 15 1 8 27 78 3 15 1 8 27 78 2 15 8 25 56 3 15 1 8 27 78
2 подвижн. госпит. 8 38 2 2 50 114 8 38 2 2 50 114 8 38 2 2 50 114
Итого: 11 53 3 10 77 192 11 53 3 10 77 192 2 15 8 25 56 11 53 3 10 77 192
Всего: 14 53 165 3 10 245 825 14 53 160 3 10 240 798 6 134 8 148 371 2 69 71 199 14 53 168 10 245 1103

[186]
Обоз высших управлений.

Управление
Главнокоман
дующего
Полевое
управление
армии
Управление корпуса
(неотдельн.)
Управление дивизии
(пех. и кав.)
Управление артил.
бр-ды
Управление саперн.
и жел.-дор. бр-ды
Число повозок
Всего Всего 1-го разр. 2-го разр. Всего 1-го разр. 2-го разр. Всего 1-го разр. 2-го разр. Всего 1-го разр. 2-го разр. Всего
Двук. санитарн. 1 3
Двук. санит. и аптечн. 3 3
Двук. под имущ. 12 2 1 3 1 1
Двук. для возки писар. 1 1
Двук. оф-рск., штабных и писар. 5 1 6 3
Повозок парных:
Под имущ. 40 100 14 14 2 2 1 1 1 1
Для перевозки чиновн. и писар. 18 59 6
Повозок троечных (церковн.) 2
Повозок четверочн.:
Лаз. линеек. 1 2/1 1/1 3/2
Походн. кухни. 2 4 1 1
Итого повозок 61 169 13 21 34 5 3 8 7 3 10/9{119} 3 2 5
Лошадей с верхов. и запасн. 142 399 64 12 22 7
Конвой По усмотрен. Гл-щего 1 оф. 64 каз. 1 оф. 22 каз. - 5 каз.

Упр-ние бригады (пех., кав. и казач.): 1 двук., 1 вьюк, лош. 2.
Упр-ние стрелк. бригады: 2 парн. пов., лош. 4. Все эти повозки в 1-м разряде. [187]


Специальный обоз.

Артиллерийский.

Упр-ние летуч. парк. бр-ды (Пр. 94-60) двук.: по одной — к-ра бр-ды, аптечн. и санит.; парных — 2; лаз. лин. — 1. Итого: пов. 6, лош. 12.

Летучий парк. Парных: взводных для действующ. дивизий и стрелк. бригад — 16; для бригад только с легк. б-реями — 14, для гвард. и Кавказ. стрелк. бригад — 12; по 4 пов. с инструм. и запасн. частями. Интенд. обоз: 6 для действ. и стрелк. парков и по 5 для прочих. Хоз-вен. двук. 4 — только в парках на Кавказе.

В горных парках вьюков: 4 с принадлежн., 17 с инструм., 38 интенд. обоза.

Летучий парк мортирн. 4 парн., 9 лош.; ящиков 24; парк, инструм. 2, лош. 117.

Инженерный (Пр. 901-82).

Саперных бат-нов: 6 парн., 46 троеч. (18 сапер. рот и 28 телегр. роты) и 24 двук. (в телегр. роте). Итого 76 пов. и 174 лош. Всего в обозе бат-на: 126 пов. и 321 лош. (в том числе 29 верх.).

Понтон. бат-нов: 102 пов. для инж. имущ. и 454 лош. Всего в обозе бат-на: 122 пов. и 495 лош.

Железн.-дор. бат-нов: двук.: 4 патр., 1 аптечн., 1 санит., 6 оф-рских; парных — 21; лаз. лин. — 1. Итого 34 пов. и 64 лош. Сверх того: инструмент. — пов. 8, лош. 21.

Полев. инж. парк.: двук. к-ра, 5 парн. пов.; итого 6 пов. и 11 лош. Сверх того, инж. обоз: парных саперн. рот. № 1 для шанц. инстр. — 70 и № 2 для мастер, и математич. инстр. — 10, всего 80 пов., 196 лош. Весь обоз: 86 пов. и 207 лош.

В мирн. вр. содержится лошадей: в пех. полку — 24, а в кавал. — 12; в стрелк. и лин. бат. — 8, в рез. — 5; остальные при моб-ции пополняются по воен.-конской повин. В мирн. вр. разрешается не содержать всего положенного по штату числа лош. Казенный обоз, упряжь и сбруя вещи бессрочные и содержатся в полном комплекте. На поддержание же обоза в порядке (Пр. 87-270){120} отпускается ежегодный ремонт — 1/20 его стоимости, на упряжь и сбрую — 1/12, на лошадь — 1/10. Кроме [188] казен. обоза, разреш. каждой роте иметь свою артельн. повозку и лошадь. Положение об обозных лошадях см. Пр. 96-37.

Б. Подводы с проводниками.

В мирн. вр., в виду неполной запряжки полк. обоза, при всяких передвижениях приходится взимать обывательские подводы. Предварительно в штабах составл. маршруты, копии с коих препровождаются: а) губерн-рам, а где введены земские учреждения, то и земским управам тех губерн., через котор. войска должны пройти, — для заготовки подвод и квартир, и б) окр. инт-ству, — для заготовления провианта в пунктах хлебопечения. Получив маршруты, нач-ки частей делают расчет необходимого числа подвод на каждой станции (по маршруту), в зависимости от полковых средств обоза и того, что надо взять с собою в поход, а также по числу хлебопеков и квартирьеров. Расчет утвержд. нач. дивизии для тех потребностей, для коих размер точно определен законом; для прочих утвержд. Ком. в-ми. Затем нач. дивизии требует от земск. управ бланки билетов на право на подводы. В местностях, где не введено положение о зем. повин., это право основывается на выдаваемых губерн-рами бланках Открытых листов. Батареям отпускаются подводы на перевозку ранцев: 4-х оруд. — 1 и 8 ми оруд. — 2 (Пр. 99-13) на маневрах более 3 дней и подвижн. сборах.

Издержки по передвижению и содержанию воинских команд, призванных для содействия гражданским властям, относятся на счет казны. Расчет с подводчиками — при самой перевозке квитанциями, а затем контрамарками (Ц. 901-90).

В Варшавском округе подводы взимаются по Путевым листам. Получившие их обращаются за 2-е суток с требованиями о заготовлении подвод к уездным нач-кам. Чиновник, выдающий подводы, должен расписаться в получении денег и приложить печать, без чего выведенный в листе расход не принимается.

В Финляндии с требованиями на подводы обращаются в экстренных случаях прямо к губерн-рам. Квитанциями для уплаты за команды, направляемые из других округов, снабжаются Петербургским воин. нач-ком, по прибытии их в Петербург. На бланках и открытых листах обозначается: деньгами или контрамарками должно платить за подводы (Пр. 77-3 и ст. 608 Пост. по дов. в).

Уплата за подводы для штатных команд производится контрамарками,{121} котор. требуются от инт-ства. Контрамарки, [189] 2-х цветов: красная — ценностью в 1 р., при движении с 1 марта по 1 ноября, и белая в 75 к. — в остальное вр. — за одну одноконную подводу. Перед выступлением нач-ки частей непосредственно уведомляют уездные земские управы о числе подвод и времени и месте их выставки.{122} О количестве подвод, взимаемых частями войск на время подвижных сборов см. Пр. 91-201, 96-287 и 1900-110. Накануне выступления высылаются квартирьеры, а за несколько дней хлебопеки, иногда в 2-х партиях, при оф-рах, в числе, определенном в Уставе о службе в учебных лагерях и походах в мирное вр., с требовав. на дрова и провиант.

В. Перевозка по железным дорогам.

Общие правила. Войска с их тяжестями, семейства воин. чинов и разные грузы перевозятся в поездах: а) обыкновенных, б) смешанных (товаро-пас.) и в) в специально воинских. Переезд в.-служащих по различного рода документам в скорых и курьерских поездах допускается при условии, если в самом документе будет указано, что перевозка д.б. совершена именно в этих поездах; переезд на счет казны в таких поездах допускается для едущих лишь по делам службы ген., к-ров отдельн. частей, нач. штабов дивизий и в исключительных случаях, других лиц. Право разрешения такого переезда предоставлено нач. дивизий и равным им по власти (Ц. 96-78). Военнослужащие, коим выдан документ на поезда обыкновен. скорости, могут ехать и в скорых, и курьер. поездах с тем, чтобы дополнит. билет за скорость был оплачен полностью при отправлении из своих средств (Ц. 901-269).

При перемещениях по казенным надобностям непременному на счет казны отправлению подлежат, по распоряж. Ком. в-ми округа: а) все штатные части войск в полном их составе, если расходы на перевозку не будут превышать расходов по обыкновен. маршу; б) все нештатн. команды и пересыльные партии, с сопровождающими их оф-рами и клас. чинами, а также отдельно следующие нижн. чины, если по закону им полагается путевое довольствие; в) партии новобранцев с сопровождающими их чинами; г) команды для устройства лагерей, и д) все члены семейств нижн. чинов, имеющие право на путевое довольствие.

Перевозка на счет казны штатных частей войск и нештатных команд, в случаях, не поименованных выше, а также семейств ген., шт. и об.-оф-ров и чиновников — по иначе как с Высоч. разрешения.

Ген., шт.-и об.-оф-ры, при следовании отдельно, перевозятся на счет казны только когда они отправляются по казен. [190] надобности и при этом не получают прогон. денег. Никто и никакие предметы не перевозятся за плату по воен. тарифу без установленных для сего документов.

По воен. тарифу перевозятся: а) Все штат. строев и нестр. части, команды и отдельные отряды, при следовании их для военных действий, на постоян. квартиры, для маневров, в лагери, для содержания караулов и т.п. ком-ровок. б) Все нештатн. команды и пересыльные партии и партии новобранцев. в) Ген., шт. и об.-оф-ры и нижн. чины — при следовании отдельно, по распоряжению нач-ва. г) Воспитанники воен.-учебн. завед., состоящие на действит. службе, д) Казен. прислуга оф-ров или вольнонаемн. (мужская и женская) в числе, не превышающем штатом определенных вестовых, е) Нижн. чины, увольняемые в кратковр. отпуск, и ж) Ремонтные лошади.

О порядке перевозки тяжко-больных и раненых см. Ц. 96-256 и 273.

I . При следовании штатных частей.

1) При следовании на постоянные квартиры перевозятся: весь штатный обоз груженый и негруженый; обозные лош., артельн. повозки по 2 на роту, эск., сотню и б-рею; все предметы вещевого и артил. дов. и общего оф-рского хоз-ва.

Собственные экипажи с уложен. в них имуществом и лошади в числе:

Экипажей Лошадей
тяжел. легк. упряж. верх.
Генералам 1 1 6 5
Полков. к-рам и равным им по власти 1 1 5 4
Шт.-оф-рам - 1 3 3
Об.-оф-рам - 1 2 кому положено

2) При передвижениях для воен. действий весь штатный обоз, лошади, казенное имущ., и собственное оф-ров в числе, положенном для воен. вр.

3) При передвижениях штатн. частей в лагери, для маневров и других временных ком-рований — та часть казен. обоза, какая будет признана нач. дивизии необходимою взять с собою. Обозные лош. — сколько их положено по штату; артельные пов. с лош. по 2 на роту, эск., б-рею. Из предметов войскового хоз-ва — не более 1 п. на человека.

Собствен. экипажи и лошади оф-ров с имущ., в числе:


Экипажей Лошадей
тяжел. легк. упряж. верх.
Генералам 1 1 6 5
Полков. к-рам и равным им по власти 1 - 4 4
Шт.-оф-рам - 1 3 3
Об.-оф-рам - - - кому положено

[191]

Если оф-ры собствен. экип. и лошадей не имеют, то могут брать с собою имущества: взамен тяжелого экип. — 50 п., легкого — 30 п. и всякой лош. — 15 п. Кроме того, сверх пуда бесплатного, еще; ген. — 10 п., шт.-оф-ры — 7 п., об.-оф-ры (капитаны гв. — тоже) — 4 п.; нижн. чины и казенная или вольнонаемн. прислуга — ½ п.

II. При следовании отдельно.

1) Ген., шт. и об.-оф-ры могут брать с собою имущ.: а) при переводах по распоряжению нач-ва, а также оф-ры, выделяемые в состав кадров запасных бат-нов в том размере, какой определен для переездов на новые квартиры (см. выше); б) при временном ком-ровании по делам службы — в том же размере, какой им определен при следовании со штатными командами; в) нижн. чины и казен. прислуга могут иметь клади по 1 п. сверх пуда бесплатно; г) при возвращении по сдаче команд и пересыльных партий и при всех кратковремен. ком-ровках: шт.-оф-ры — 7 п. и об.-оф-ры — 4 п. Ген. и к-ры частей размещаются в I кл., проч. оф-ры — во II кл., и нижн. чины — в III кл.

Перевозка семейств оф-ров и имущества.

Кроме разрешенной. Положением к перевозке имущества лично для в.-служащих, допускается перевозка имущ. и для семейства, по полному тарифу, но не свыше половины того, которое разрешается самому оф-ру, а именно: для семейств ген. — 128; полковников, командующих отд. частью — 111; прочих шт.-оф-ров 64 и об.-оф-ров — 32 пуда.

Семья огранич. женою, несовершеннолетн. сыновьями и незамужн. дочерьми; прочие родственники, — если по удостоверению нач-ва состоят на иждивении оф-ра. Число прислуги огранич. числом ее, положенным по закону; при этом женская прислуга (одна) при детях моложе 5-ти лет перевозится в том же классе как и в.-служащ. Означенная перевозка в полном размере допускается, если стоимость всей перевозки (лиц и имущ.) не превышает 1½ размера прогон (кроме особо уважит. случаев.); поэтому к ходатайству о перевозке надо прилагать: маршрут, расчет прогонов, состав семьи, возраст детей, число прислуги и тяжестей.{123}

Документы на перевозку.

Два вида: 1) предложения лит. А. и В. и свидетельство лит. Д., и 2) предельные билеты лит. Б. и Ж. Докум. эти [192] следует предъявлять на станции отправления. Всякий перевозочный документ отдельно следующим чином д.б. в кассе переменен (Ц. 93-175 и 97-296) на пассажирский билет. В случае утраты докум. выдаются новые, по сообщ. полиции о розыске их и одноврем. с тем — Упр. ж. д. и в Гл. Инт. Упр. — Ц. 95-4. Право выдачи этих докум. принадлежит лицам с правами к-ров отдел. частей. К-ры неотдел. б-рей не имеют права (Ц. 96-71). Срок действительности документов — 1 мес. со дня выдачи.

По предложениям лит. А. и В. могут быть отправляемы как команды, так и отдельные лица — с их тяжестями (новобранцы по лит. В). На бланке пишется кто и куда отправляется, а если это команда или отряд — то состав чинов и количество обоза и тяжестей. Документ этот действителен в течение м-ца. Свидетельство лит. Д. выдается нижн. чинам, увольняемым в кратковремен. отпуск (Ц. 91-44, 93-200, 95-10 и 99-132). Для перевозки ремонтных лошадей — лит. Е. Для перевозки льготных казаков с их лошадьми при моб-ции — лит. 3. (Пр. 92-13).

По предельному билету может быть перевезено одно только лицо и притом в пределах своего округа (по лит. Ж. и команды до 30 ч.). Документов этих два вида: лит. Б. и лит. Ж.; случаи перевозки по каждому из них должны быть строго различаемы. По лит. Б — перевозка на счет казны по делам службы, согласно перечню № 2 случаев ком-рования (Ц. 89-118 и 95-212). По лит. Ж — плата хотя и по воен. тарифу (перечень № 1), но на счет хоз-ных сумм частей, так как и командирование по этому документу производится для исполнения хоз-ных поручений по внутреннему хоз-ву войск. Выдачи лит. Ж. ген., к-рам частей и священникам, а также на III-й кл. для проезда во II-м — воспрещается.

Если переезд предстоит по двум и более жел.-дор. линиям раз. упр-ний, но связанных прямым сообщением, то перевозка воин. чинов, и воин. грузов совершается по одному перевозочн. документу на весь путь. Предл., Пред. бил. и Свидет. предъявл. в кассы: 1) лит. А, Б, В, Г — 1-е, Д, Ж и 3 и свид. для трансп. н-ков: а) при отправлении личн. состава без багажа — в пассажирские; б) багажа с личн. составом — в багажные и в) груза малой скорости одного или с личн. сост. — в товарные. 2) Лит. Г — 2-е, Е и И — в товар. кассы. Докум. эти кассы отбирают и обменивают: 1) свид. лит. Д и для трансп. н-ков, равно лит. Ж — на пассажир. билеты со взиманием и платы, 2) свид. лит. Е и И — на дублик. товарных накладных, оплачиваемых получателем или отправит. с уплатою по воен. тарифу, 3) предл. лит. А, В, Г — 2-е и 3-и и пред. б. лит. Б — на воинские билеты, а на багаж выдается квит. (Пр. 98-299). При отправлении прислуги, экипажей и лошадей отдельно от лиц, коим они принадлежат, т.е. в разных поездах, выдаются особые предложения (лит. А) для прислуги и тяжестей и особые их владельцам. Для штатных частей — отдельные предложения на каждый эшелон. При отправлении [193] воинских чинов выдаются два предложения: одно для чинов, другое для следующих при них тяжестей. Относительно отправления ремонтных лошадей см. Пр. 82-292, Ц. 84-225 и 85-35.

При перевозке воинских чинов{124} на семейство, вольнонаемн. женскую прислугу и багаж составляется общее предложение лит. Г — 1-е (мужская прислуга — по лит. А.); на имущество — лит. Г 2-е. То и другое — одно на весь путь, если проезжаемые дороги связаны между собою непрерывным сообщением (в сеть непрерывно связанных жел. дорог не входят: Финляндская, Закасп., Закавк., Уссур., Баскунчакская, Ириновская, Сестрорец. и Царскосельская), в противном случае — отдельное предложение.

Порядок отправления команд. Команды формируются в числе не менее 50 чел., кроме запасных, ратников, новобранцев (при перевозке новобранцев в числе более 30 ч. д.б. назначен из новобранцев же на каждые 30 ч. и излишек сверх 30 один новобранец, по выбору у. в. н-ка, в помощь н-ку команды — Ц. 901-260) и военно-пленных — не менее 12 ч. Меньшее число — одиночным или этапным порядком. Команды более 1 000 чел. не формируются. Малые команды в общих или войсковых поездах, штатные — не менее бат-на, эск., ½ б-реи — всегда в войсковых. При отправлении не более 30 чел. никто не предуведомляется, но прибыть надо за час до отхода поезда; свыше 30 чел. — предваряется заранее: 31-250 чел. за сутки, 250-600 чел. за 2-е суток, свыше 600-1000 чел. за 3-е суток до посадки. При посадке целых полков, бригад, дивизий — за 6 суток. Одновременно сообщается и завед. передвиж. войск, — если команда более 500 чел. или имеет обоз и лошадей.

Штатные части войск (воен. состава) м.б. перевезены в след. колич. поездов: пех., кав. и мортир. артил. полки в 6-ти каждый; артил. бр-да — 9; кон. б-рея — 2; парк. артил. бр-да — 8; штаб корпуса — 1; штаб дивизии с учрежд. — 3 поезда.

Продовольствие. При проезде в пассажир. поездах свыше 8 часов одиночные люди, нештатн. команды и партии новобранцев получают на руки кормовые деньги 16 к. в сутки и довольствуются сами (при мобилизационных перевозках — 25 к.). Основание для расчета кормовых денег см. Пр. 98-255. Всякие же команды и штатные части при проезде в войсковых поездах получают горячую пищу на Продовольствен. пунктах (Ц. 87-100) не менее раза в сутки.

Нач-ки эшелон. и команд обязаны: 1) подавать телеграммы на продов. п. о приготовл. горячей пищи: на 1-й день дов. — с места посадки на ж. д., на каждый последующий день — с той станции, где команда получила дов. в последний раз. 2) Телегр. с указанием числа людей и № поезда адресуется Завед. пер. в. 3) Перед адресом надпись "воинская". 4) Передается нач-ку станции. 5) Наблюдение за сим — на ответств. нач-ков эшел. и коменд. ст. — Ц. 98-83. [194]

Льготный проезд оф-ров (Пр. 85-98, 97-84 и Ц. 98-47 и 194): с билетом III-го кл. — во II-м: все ген., шт. и об.-оф-ры, воен. врачи, подпрапорщ. (эст.-юнк., подхор.), оф-ры запаса при призыве в учебн. сбор. Право на все поезда, в которых есть II-й кл., не исключая прямых, круговых, пониженных, дачных, обратных, сезонных, абонементных и т.п. билетов. В скорых поездах, с повышенною против обыкновенных платою за II-й класс, и в коих не имеется вагонов III-го класса, оф-ры должны приплачивать эту разницу к стоимости билета III-го класса (Ц. 96-78 п. 2). Независимо указанных льгот предоставляется: 1) Генер. и с правами к-ров. отдел. частей полк-кам, равно воен. врачам V кл., — право, на основании особых удостоверений, ехать в I-м кл. с платою по тарифу II кл., в поездах, где имеются вагоны I кл. 2) Всем вообще лицам воен. звания, имеющим право льготного проезда, кроме подпрапорщ. (эст.-юнк., подхор.) — право переходить в вагоны I кл. с доплатою, установлен. для пассажиров при переходе их из вагонов II кл. в I-й кл. Удостоверение на проезд выдается на 4 м-чный срок. (Пр. 97-111 и 98-143.) Совершающие проезд в партикулярном платье до границы оф-ры, при увольнении их за границу, едут по "офицер, билетам" с непремен. условием предъявления удостоверений. Пр. 99-267: Отставным и запасным: Все: 1) Генералы в вагонах I кл. по билетам II-го или во II кл. по билетам III-го кл. 2) Шт. и об.-оф-ры, имеющие орден Георг. и раненые — в вагонах II кл. по билетам III-го. Условия: ношение военной формы, удостоверение с фотографич. карточкой, которое получается от воин. нач-ков (препроводив им свои виды на жительство, указы об отставке и карточку, не наклеенную).

Перевозка грузов.

Все грузы хоз. упр-ний Воен. Мин-рства, пересылаемые до сдачи их в войска, перевозятся по полному тарифу. Грузы эти перевозятся вне очередей частных грузов. Конвой этих грузов — по воен. тарифу (по особому свидетельству). На отправку груза составляется в 3-х экз. предложение лит. Б (Ц. 87-169 и 89-57).

Перевозка всякого рода воинских тяжестей, пересылаемых отдельно от войск (Ц. 89-238), без передвижения самих частей, производится по предложениям формы лит. А (по воен. тарифу), а отнюдь не по вышеуказанной форме лит. Б (Ц. 95-81). О составлении протоколов в случае повреждения воин. имущ. при перевозке по ж. д. см. Ц. 95-67. При отправлении груза отправляющее учреждение или н-к транспорта обязаны телеграфировать н-ку учреждения, получающему груз о времени отправл. поезда и приблизит. времени его прибытия.

Ц. 1900-266: о неправильном составлении предложений на перевозку грузов. [195]

Ц. 901-116: о порядке уплаты денег жел. дорогам за перевозку грузов.

Перевозка водою. {125}

Срочными пассажир. и экстрен. рейсами (воинскими) по 4 особым таксам. По установленным таксам перевозятся: а) оф-ры и нижн. чины на счет казны по предложениям и свидетельствам; б) оф-ры и нижн. чины запаса и ратники — при призыве в учебн. сбор и при моб-ции; в) новобранцы; г) семейства оф-ров и нижн. чинов по предложениям на счет казны; д) принадлежащие оф-рам, нижн. чинам и их семействам тяжести и лошади, и е) воинские тяжести и лошади. По предложениям перевозятся: штатн. и нештатн. части войск с тяжестями; одиночные чины и их семейства с их багажом — на счет казны и во всех случаях и размерах, указанных для перевозки по жел. дор. По свидетельствам: воин. чины, ком-рован. для сопровождения грузов хоз-ных упр-ний и учр-ний — на счет сих управлений, и воин. чины и к-ды (до 30 чел.), ком-рован. от войск, упр-ний и учр-ний по разным случаям, поименован. в Ц. 89-118 — на счет хоз-ных сумм частей. При значительном составе команд нач-ки частей обязаны заблаговременно уведомлять конторы и комендантов пристаней. Если состав весьма значителен, так что придется занять весь или больш. часть парохода, то уведомляется завед. передв. в. за три недели. Оф-ры и их семейства в каютах I кл., если же мест этого класса мало, то об.-оф. во II кл. Подпрапорщ. — как об.-оф-ры. Нижн. чины и их семейства и прислуга — в III кл. Норма суточного проезда при ком-ровках — 100 вер. в сутки. Продовольствие: На тех пароходах, где довольствие пассажиров производится от пароходн. обществ, оф-ры и чиновн. получают довольствие наравне с прочими пассажирами. Где нет — на свой счет. В тех случаях, когда для лиц, командируемых по службе, установлены суточн. деньги для переезда по жел. дор., отпускаются таковые и при переезде по водным путям (если перевозка по документам), но при условии, если в счет платы за документы не включена плата за продовольствие (Пр. 96-250). Для одиночно следующих нижн. чин. и нештатн. команд и их семейств — кормовые деньги 15 к. в сутки. По Финскому заливу — 18 к. Документы: 1) Предложение по форме лит. А и Б. 2) Свидетельство — лит. В. Лит. А выдается как срочными, так и экстрен. рейсами: отдельно следующим воин. чинам и для их багажа; штатн. и нештатн. к-дам, их обозам, лош.; для тяжестей и повозок, воин. лош. с их проводниками и штатн. частям войск с их обозом и проч. Лит. Б — семействам с прислугой и багажом. Лит. В — отдельно следующим воин. чинам и к-дам до 30 чел.

Льготный проезд по частным надобностям воин. чинов и воспитан. воен.-учебн. заведений — по особому соглашению воен. ведомства с каждым пароходным Обществом и пароходовладельцами. [196-197]

Перечень соглашений.


Название пароходства
Между какими пунктами
соверш. рейсы
Такса для оф-ров и их семейств
при отправлении на свой счет
Скидка:
Общество По Волге
Общество Кавказ и Меркурий
Общество Самолет
Н. Новгород — Астрахань
Тверь — Рыбинск
Рыбинск — Н.Новгород

25% для II класса
Общество Надежда Рыбинск — Астрахань по бил. II к. в I и III в II
Общество Зарубина Рыбинск — Н. Новгород 50%
Казань — Н. Новгород 30%
Общество По Оке Н. Новгород — Рязань по бил. II к. в I и III в II
Общество Любимова Пермь — Н. Новгород 50%
Общество бр. Каменских
Общество По Днепру По Днепру, Припяти и Десне по бил. II к. в I
Общество Глотова По р.Лене (Тарас. — Якутск) 20%
Пароход. Чертова СПБ. — Петрозав. — Повенец. 30%

Петерб.-Волжское
СПБ., Шлиссельб., Сермакса, Лодейное Поле, Вознесенье, Петрозав., Пудож, Повенец и Вычегра.
по бил. II к. в I и III в II
Семейства и багаж без скидки
Кроншт.-Ораниенб. С.-Петерб. — Кроншт. 25 к.
Кроншт. — Ораниенб. 15 к.

Петерб. — Петрозав.
СПБ., Кроншт., Лодейное Поле, Вознесенье, Петрозав., Пудож, Повенец. по бил. II к. в I и III в II (за исключ. Петерб. — Кроншт.)
По р. Волхову Новгород — Ст. Русса По прилож. таксе
Торг. д. Курбатова По Волге и Каме. Н.-Новгор. — Пермь 50%
Двинско-Витебск. Марейно По Зап. Двине: Двинск, Витебск. по бил. II к. в I
Пароход. Девайтис По Неману: м. Мосты, Гродно. 20%
Пароход. Ципулина. По Оке: Калуга, Серпухов, Кашира. 15%
Пароход. М. М. Кашина Н.-Новгор. — Казань и Н. Новгород. - Пучежом. 30%
Пароход. М. К. Кашиной Рыбинск — Казань. 50%
Пароход. Д. Д. Якимова По Волге, Каме и Белой между Казань — Уфа. 50%
Пароход. Шевелева Владивост. — Никол. — Шанхай. 50%
Рус. Общ. Пар. и Тор. Одесса — Север. порты Черн. моря до Батума, и по Азовскому морю см. таксу Ц. 91-203.
Пароход. общ. Ларс — Крогиус По Балтийскому морю 25%
Пароход. общ. Каненберг По Тереку с его рукавами 50%
Амурское О. П. и Т. По Амурскому бассейну 50%
Общество Кавказ и Меркурий По Каспийскому морю. По таксе для казен. надобн.
Пар. Кожебатьина Казань — Чистополь 30%
Пар. Чумаковой По Дону (Калач — Ростов) 40%
Пар. Маврикий Фаянс По Висле (Сандомир — Влацлавск) 10%
Пар. Мельниковой По Оби (Томск — Бийск) 25%
Пар. Беняншевича По Дону (Калач — Ростов) 40%
Пар. Наследн. М.К. Фимелиди. Днепров. лиман — Аккерман — Овидиополь 15%
Пар. Булычева Р.р. Вятка, Кама, Волга (Вятка-Казань, Казань — Н. Новгор.) 25%
Т-во Трапезникова и К По р. р. Туре, Тоболу, Оби и Томи, между г. г. Тюменью и Томском. 25%
Пароход. Капорулина
Пароход. Балдина
По Белоозер. каналу и р. Ковже, между г. Белозер. и шлюзом св. Андрея (137 в.). 15%
Т-во Арханг.-Мурманского 50%
Т-во Зап.-Сибирск. Между Тюменью, Томском и Семипалатинском. 25% жен. и 10% хол.

[198]

Воинские чины Туркест. и Кавказ. округов и Закасп. области, при переездах по Каспийскому морю по частной надобности на пароходах "Кавказ и Меркурий" имеют скидку по II кл. 25% с общего тарифа. Необходимо иметь при этом удостоверение от нач-ка (Ц. 96-59 и 117).

Наставление для перевозки по жел. дорогам.

А. Пехоты.

Предварит. распор. см. выше (порядок отправл. к-нд стр.)

Нач-ку станции отправления если ком-ды более 30 ч. заранее (см. выше) сообщается: день перев., состав ком-ды и о ее нач-ке по форме лит. А. На основ. ее составл. по форме лит. Б расчет ком-ды для посадки на поезд. Расчет этот (с указанием к какому именно времени прибыть на станцию: нижн. чин., назначен. для нагрузки обоза и имущ., самим частям и ком-дам, и обозу) передается войскам к исполнению. Нач-к части по получ. расчета делает распор.: 1) при перевоз. штатных частей: а) назнач. 3 оф-ров для наблюд. за нагрузкою обоза, имущ., и за вводом в вагон лошадей; б) назнач. и распред. на партии (в каждой свой старший) людей для работ по нагрузке обоза и имущ.; в) распред. повозки обоза по платформ. (обознач. на кажд. повозке мелом № соотв. платформы); д) распред. по вагон. людей; е) назнач. по 1 ун.-оф. в вагон за старш.; ж) распред. по вагон. лошадей и назнач. кому с ними следовать. 2) При перевоз. нештатн. к-д: а) назнач. людей для нагрузки тяжестей в багажн. ваг. и б) распред. по ваг. людей (один за старш. в каждом).

Нач-ник отправляемой части д. заранее распор. о своеврем. отправл. квартирьер., хлебоп. и т.п. (см. уст. лагерн. сл.), а также о снабж. людей горячею пищею в пути, не менее раза в сутки.

Порядок прибытия части на станцию. Прибыть должны не ранее и не позже срока, назн. расч. лит. Б и по прибытии располаг. на указываемые места. Войска перестраив. по команде "по вагонному расчету стройся". Люди каждого вагона сост. особый взвод в 4 шеренги. Оф-ры и старш. в ваг. — на пр. флангах взводов. Знамя перед середину эшелона. Нач-к части затем получ. подроб. расп. движения поезда. [199]

Установка лошадей в вагоны. Нижн. чины, назнач. для ввода лош., состав. ружья, отпрягают лош., ведут их в хомутах к вагонам и выстраив. их против своих вагон. в 2 или 1 шер. Сняв хомуты и седла, вводят во все ваг. одновр.: а) лош. вводят взнузд.; б) 1-я лош. по вводе в ваг. повор. налево, осаживая назад и устан. в прав. половину ваг., к стене против входа. За 1-ю лош. ввод. 2-я и устан. рядом с 1-ю; далее 3-я и 4-я. Затем они запир. закладкою и к ней привяз. Также устанавл. и в левой половине вагона с разницею, что лош., по вводе в ваг., предварит. осаживания назад, поворач. направо; в) ввод. на коротком поводу, одна за другою; г) при сопротивлении ввод. следующая, в случае особого упрямства — завяз. глаза; д) противол. двери несколько откатыв. для света; е) ввод. без крика, осторожно, опуская их головы, чтобы не ударить о двери; ж) если в ваг. висит фонарь, то на время ввода его сним.; в) когда лош. все установ. — вносят туда хомуты и седла, укладывая их на полу к против. двери. Лошадей разнуздывают.

Если нагрузка д.б. с полотна дороги, то устанавл. к ваг. подвижные мостки. Полагается один на 3 вагона, почему они устанавл. сначала к 1, 4, 7-му ваг. и т.д., считая от паровоза. Когда эти ваг. будут нагружены, мостки переносят к 2, 5, 8 и т.д. и затем к 3, 6, 9 и т.д. вагонам. По нагрузке мостки укладыв. в послед. вагоны, у котор. они стояли. В кажд. ваг. д.б. ведро и 2 фонаря.

Нагрузка обоза — одновр. с установкою лош. а) Нижн. чин., назнач. для сего, составл. ружья, снимают амун. и, разделивш. на партии, под командою старших подходят к повозкам, б) Каждая партия нагр. повозки на 1-2 платф. (как назнач. лит. В), в) Старш. в парт. — руководят, г) При нагр. со станц. платф-мы, сперва пов. накатыв. на них и устан. каждая против своей платф. в 1-2 линии, д) Снимают дышла и оглобли (если надо), е) Накатыв. на поездн. платф. поодиночке, ж) если нагр. поперек платф., то оглобли не сним., а загиб. кверху и привяз. к повозкам, з) Если оглобли не съемные, то пов. д.б. вдоль платф., оглоб. вверх и к хвосту поезда, и) Под колеса — подкладки, а если платф. без бортов — и привяз. к ним веревк. (части д. иметь их при себе). i) При нагр. с полотна — устан. мостки (на 5 платф. — по 1-му) к 1, 6, 11-й и т. д. платф., затем они переносятся к другим и т. д. При нагр. на платф., соединяемые поперечн. мостками, подвижные мостки приставл. к 7, 8 и 13, и затем каждая повозка накатыв. на них и перетаскивается по мосткам на соседние с ними 4 платф., начиная с более отдален. — с 3-й на 1 и 5, потом 2 и 4, с 8-й сперва на 6 и 10, потом 7, 9 и т. д. На каждой платф. д.б. ведро с водою (от упр-ния дороги).

Нагрузка тяжестей — оф-рских и солдат. вещей — частью в багажн. ваг., частью под повозки обоза, под наблюден. оф-ра, одновр. с нагр. повоз. и лошадей.

Пов. и тяжести покрыв. брезентами; вагоны же с войск. [200] имущ. припечатыв. казен. печатью. На платф., где казна — д.б. часовой.

Посадка людей. Нач-к команды команд.: 1) Смирно, 2) по вагонам, шаг.-марш. Старший 1-го вагонного взвода (считая №№ взв. от паровоза) поворач. свой взв. и ведет к поезду. Тоже исполняют следующие и все станов. против своих вагонов в 4 шер.

Затем по сигналу или команде. — в вагоны, нижн. ч., составив ружья, сняв ранцы (мешки), разбирают ружья, отмыкают штыки, а по команде шагом марш, имея ружье в прав. руке, а в левой ранцы, входят в вагоны: а) если вагоны имеют 2 входа с концов, то каждому взв. старший ком.: направо и налево, прав. и лев. плечо вперед, шагом марш, б) Если с поперечными скамейк. и несколько входов — взвод разбив. на столько же отделений: отд-ния направо, правым плечом вперед, шаг.-марш. в) Если одна дверь — направо, правое плечо вперед, шаг.-марш.

Старшие входят первыми, оф-ры наблюдают.

Если посадка в товарные вагоны с пути, люди подсаживают друг друга; амуниция предварит. кладется на пол вагона. Ружья и ранцы в руках или на приспособлениях. При двойном оборудовании — ранцы на полках, ружья в зубчатки.

Знамя, по первой команде, вносится в вагон II кл. или в III-й (чести при вносе не отдается).

Следование войск по жел. дорогам: в конских вагонах не курить; не высовывать из вагонов голов, рук, ног, оружия, не кричать; в ваг. III кл. дверей не отворять, в товарных не более как на длину защелки; не переходить из ваг. в вагон и не выходить из них ранее сигнала. При остановках, по рельсам не ходить (если менее 5 мин. — не выходить). По первому звонку на станции — сигнал "сбор" или команда: в вагоны садись. При остановках, у ваг. с тяжест. и обозом — часовые. При переездах более 1½ суток — лошадям проводка.

Б. Кавалерии.

Установка лошадей в вагоны. Прибывшая на станцию кав. часть д.б. предварит. рассчитана по вагонам, чтобы оф-рские и трубач. лош. были при своих взводах по строев. расчету, выстр. во дворе станции разверн. стр. одним флангом против ближн. к паровозу вагона. Нач. части ком.: по вагонам стройся, затем сигналы: слезай, слушай, шагом, или команды: слезай, расседлать, вводить лош. По 1-й ком. строятся по вагонам, размыкаясь, пока каждые 4 ряда (8 лош.) не станут против своих вагонов. По сиг. слезать — слезают, по сиг. слушай, все разом расседлыв. лош., складыв. за ними седла, близ них ружья (и пики). По сиг. шагом — ведут лош. к вагонам. Лош. ввод. предварит. размундштученными.

По установке лош., на полу размещ. седла, по 2 в ряд, передн. луками вперед, на них остальные, затем фураж, ведра. [201]

В. Артиллерии. {126}

Часть, назначен. к отправлению по жел. дор., следует из квартирного расположения к станции, имея в голове телеги с багажным имущ., затем артиллерию и повозки по порядку №№ платформ, на коих они будут грузиться.

Установка лошадей в вагоны. В пешей артил. 1) Слезай, 2) мешки долой, 3) по коням стройся, 4) отпрягай и расседлывай. Лош. выпрягаются, расседл. и немедленно отводятся от орудий и обоза к ваг., где и строятся по ваг. расчету.

В конной артил. Нач-к части отъезжает к конским вагонам и дает сигн. "сбор", по котор. люди выезж. к вагонам и выстраив. по ваг. расчету, в 2 шер. Затем ком.: слезай и седла и шашки долой. Строевые лош. вводятся в ваг. Затем по сигн. "шагом" люди переходят к орудиям и обозу. Далее команды и исполнение как в пешей артил.

Все подлежащие перевозке лош. устанавлив. против своих ваг., по 8 лош., в 2 шер. Затем лош. вводятся в ваг. как выше указано.

Нагрузка орудий, передков и заряд. ящиков производ. немедленно по выпряжке лош. и одновр. с их установ. в вагоны. По команде "по коням стройся" (см. выше) н. ч., назначен. для этой работы, собир. по полу б-рейно в 2 партии и, сняв оружие, а в пешей арт. и мешки (ранцы), подходят под командою старших к орудиям и повозкам. Оф-ры наблюдают за нагрузкою. Если нагрузка с грузовой платф., то она начинается с накатыв. обоза и артиллерии на эту платф. и устан. против своих тех платф. поезда, на которых написаны мелом №№, обознач. на повозках, оруд. и пр.

Если нагрузка с полотна дороги, то, установив повозки и артиллерию в 2 линии (как выше), рабочие приставляют к открытым вагонам подвижные мостки (по 1-му на 5 платф.) к 1, 6 и т.д. платф., считая от паровоза, затем переносят их к другим (см. как в пехоте).

Повозки обоза накатыв. поодиночке. При нагр. артиллерии, на каждую поездную платф. накатыв. сперва передок, потом орудие, и затем другое орудие и наконец передок. Зарядные ящики один за другим по порядку №№ орудий, коим они принадл., [202] при чем на крышках ящ. при нагр. не должно ничего находиться. Накатыв. производ. при помощи небольших деревян. сходней.

Четырехколесные зарядн. ящики перед нагрузкою снимаются с передков, и затем на поездную платф. ставятся сперва передок, дышлом вдоль платф., потом зарядн. ящ. крестовиной в обратную сторону и наконец второй передок, обращенный дышлом вдоль платформы.

Состав воен. поезда и порядок размещения в нем вагонов.

а) Пехота: паровоз, багажн. ваг., конские, платф. и людские, приспособл. или классные, в середине или в хвосте их — вагоны для оф-ров.

б) Кавалерия: паровоз, багажн. ваг., конск., людск. и ваг. для оф-ров., снова конские, платф. и снова людские.

в) Артиллерия: паровоз, багажн. ваг., конск., платф. и людские.

М. б. видоизменения: а) в поезд. для пех. и артил.: в середине исключ. люд. ваг., к ним с обеих сторон в равном числе платф. с обозом или оруд. и наконец, в концах — кон. ваг. или крыт. с тяж. или грузом; б) для кав.: в середине для оф-ров, между конск. — людские по 1-му на каждые 5-7 кон., далее как в п. а).

Способ посадки с пути без помощи формен. мостков, при посредстве рельс и шпал.

Этому способу отдается исключит. предпочтение. Путь, избранный для погр. и выгр., снабж. 20 шт. рельс и 100 шт. шпал.

На станц. нагр. и разгр., по распор. завед. передв. в., к прибытию эшелонов д.б. заготовл. и сложены близ поезда рельсы и шпалы. В крайнем случае при необходим, разгр. в военное время с пути, между станциями, можно пользоваться рельс. и шпал., сложен. вдоль пути для ремонта, а за неимением их — снять с самого пути (инструм. взять у путевого сторожа) 2-3 звена рельс и шпал. (Нач-ник эшелона должен уведомить об этом ближн. мастера через линейн. стражу). По оконч. разгр. — все уложить и свинтить как было на свои места нижн. чинами. Во время работы — оградить путь сигналами остановки.

Для посадки нижн. чинов с пути или высадки на путь можно спускать 3 доски сиденья, уперев их внизу, чтобы не скользили, в 4-ю доску, положен, на землю (в концах доски ставят по 1 челов., чтобы она не сдвинулась), а вверху — в швеллерный брус, если он имеет закраину, иначе верхние концы досок приставл. прямо к вагон. полу. 40 чел. выходят и входят по этим доскам в 2-3 минуты. [203]

Нагр. и разгр. орудий, заряд. ящ. и повозок обоза, при недостатке мостков, производ. с помощью времен. мостков, устраив. самими войсками из рельс и шпал или вагон. досок. Для этого два одинаковой длины рельса кладут одним концом на платф. (откинув продольный ее борт) боком, подошвами в середину, на ширину хода лафета или повозки.

Если нагр. орудия, то для поддержания хобота лафета, под него кладутся посередине между крайними рельсами еще 2 рельса рядом, головками вместе. Колеса лафета или повозки катятся по желобам, образуем, подошвою и головкою рельсов, а хобот скользит по желобу, образованному упомянут, двумя, рядом уложен. рельсами.

Втаскивание орудий и повозок, и спуск их, — посредством прочных веревок (запасн. постромки), кои войска д. иметь свои. Веревки привязыв. к переднему (при спуске к заднему) ходу повозки, а нижн. чины, помещенные по другую сторону платф., втягив. или спуск. ее по команде старшего.

При нагр. (разгр.) удобнее всего приставлять 2 рельса к одной из платф. (лучше средней), а втянутый орудия и пов. перекатывать на остальные платф. поезда; для перекатки пользов. откидными бортами платф., опущенными на буферные стаканы; можно, если нет бортов, укладывать между платф. 2 обыкновен. доски из людского вагона. Если борта глухие, не откидные, каждая платф. нагр. уже отдельно, для чего рельсы кладут на борт платф. и, когда перед. колеса повозки дойдут до конца рельсов, нижн. чины должны осторожно на руках спустить передний ход на платф.; так же спустить с рельс и задний ход.

Нагр. и разгр. лошадей по мосткам из рельс и шпал: к вагону приставл. 2 рельса одинаковой длины вплотную к дверным стойкам. Подошвы рельс д. плотно упираться в землю; на рельсы накладыв. шпалы. Укладку шпал начинать снизу, от подошвы мостика (первую шпалу лучше упирать в два вбитых колышка).

Ввод и вывод лошадей — согласно вышеуказан., причем вводить лошадей надо серединою мостков.