Содержание
«Военная Литература»
Первоисточники

Гусев К. М., генерал-лейтенант авиации, командующий ВВС Дальневосточного фронта

ГУСЕВ Константин Михайлович род. в июле 1906 г. в Московской обл. В Красной Армии с 1925 г. Окончил Военно-теоретическую школу ВВС РККА в 1926 г., военную школу летчиков в 1928 г. С 1928 г. по 1931 г. занимал должности младшего летчика, командира звена, командира отряда. С 1937 г. — командир авиадивизии, затем — командующий ВВС Белорусского Особого военного округа. Награжден 5 орденами.

Я считаю, что основная задача военно-воздушных сил — это взаимоотношение с войсками. Задачи воздушных сил определяются прежде всего задачами фронта. Я не могу рассматривать действия военно-воздушных сил во фронтовой операции оторванными от определенных [ее] этапов. Господство в воздухе, равно как и каждая задача военно-воздушных сил, определяется прежде всего задачами фронта. Основная задача любого авиационного начальника прежде всего должна быть четко уяснена. Задача фронта должна определить и задачу военно-воздушных сил.

Мне казалось бы очень важным здесь, на совещании, определить действия по времени, потому что действия ВВС по времени — это очень важный элемент в работе воздушных сил.

В период сосредоточения войск и в период подготовки к фронтовой операции задачи будут одни и те же: прикрытие сосредоточения войск, разведка и т. д. Если мы имеем первоначальный этап, если происходит взаимная подготовка к войне, задачи будут несколько иные. [192] Видимо, в функции воздушных сил входит и задача по прикрытию сосредоточения войск.

Очень важно уяснить, когда начать борьбу за господство в воздухе. Я считаю, что борьба за господство в воздухе должна решаться активно и одновременно с решением задачи прикрытия войск. Прикрытие войск действием истребителей только над районом сосредоточения надо считать пассивным, не решающим проблемы настоящего прикрытия войск. Задача прикрытия войск определяется активной борьбой за господство в воздухе.

Борьба за господство в воздухе потребует максимального напряжения всех сил страны. Борьба за господство в воздухе на отдельных участках выльется в очень длительную войну, и она неизбежно перейдет в борьбу за господство в воздухе вообще. К борьбе за господство в воздухе нужно готовиться еще в мирное время. Взять, к примеру, историю войны Германии в Польше. Почему германская авиация разбила польскую? Потому, что в мирное время средствами агентуры Германия знала точную дислокацию и наличие аэродромной сети Польши и поэтому Германия била не по пустому месту, а по польской авиации. Удар впустую вообще чреват серьезными последствиями, так как противник после пустого удара может организоваться и дать ответный удар. Поэтому еще в мирное время надо готовить борьбу за господство в воздухе путем агентурной разведки, устанавливать аэродромную сеть будущего противника.

Необходимо еще в мирное время готовить нашу авиацию к борьбе за господство в воздухе, уметь сосредоточивать свои воздушные силы на определенных направлениях. Если определится какое-то государство как главный воздушный противник, то для того, чтобы разбить этого противника, надо сосредоточить против него основные силы, а на других участках фронта придется оставить авиацию только для прикрытия.

Подготовка основных и промежуточных аэродромов требует серьезной подготовки тыла. Там, где тыл не будет подготовлен и не будет способен принять большое количество авиации на определенном фронте или даже на участке, там авиация не даст желательных результатов, если не будет обеспечено хорошее управление воздушными силами, то наверняка будет обречена на неудачу. [193]

РГВА, ф. 4, оп. 18, д. 57, л. 45 — 46.

Дальше