Содержание
«Военная Литература»
Первоисточники

Козлов Д. Т., генерал-лейтенант, начальник Главного управления противовоздушной обороны Красной Армии

КОЗЛОВ Дмитрий Тимофеевич, род. 23.10 (4.11).1896 г. в дер. Разгуляйка, ныне Нижегородской обл. В Красной Армии с 1918 г. На военной службе с 1915 г., окончил школу прапорщиков. Участник 1-й мировой войны. В Гражданскую войну командовал батальоном, полком. После войны окончил курсы «Выстрел» (1924), затем Военную академию им. Фрунзе (1928), был командиром полка, начальником штаба дивизии, командиром дивизии, начальником пехотной школы, командиром-военкомом дивизии, командиром корпуса, преподавателем Военной академии им. Фрунзе. В советско-финляндской войне 1939 — 1940 гг. командовал стрелковым корпусом. В 1940 — 1941 гг. был заместителем командующего, командующим войсками военных округов, начальником Главного управления, ПВО Красной Армии. Во время Великой Отечественной войны командовал войсками ряда фронтов, армией. После войны окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба (1949), был заместителем и помощником командующего войсками ряда военных округов. Генерал-лейтенант (1940). Награжден 8 орденами, медалями, а также иностранными орденами. Умер 6.12.1967 г.

Современные операции армейского и фронтового масштаба очень резко разделяются между собою в отношении использования воздушных сил. Современная армейская операция обыкновенно будет протекать на фронте 60 — 100 км. Радиус действий современных военно-воздушных сил перекрывает все эти масштабы. Поэтому авиация полного эффекта в использовании всех своих тактических и оперативных свойств дать не может. Воздушные силы в армейской операции будут выполнять задачи главным образом тактического порядка, [183] т. е. непосредственной поддержки войск на поле боя; может быть частично будут действовать в армейском тылу.

Во фронтовой операции использование ВВС и их задачи расширяются в огромных масштабах. Они могут быть использованы в глубоком оперативном тылу, в стратегических целях для сокрушения противника не только на поле боя, но и для сокрушения противника внутри страны, воздействуя на его экономику, главным образом, по промышленности оборонного значения, которая питает современную войну, современную авиацию, современные механизированные силы, по нефтеразработкам и нефтеперегонным заводам.

Исходя из этих соображений, я считаю, что рассматривать использование военных воздушных сил в армейской операции и во фронтовой операции одинаково нельзя. В последней будет совершенно разная постановка задач, группировка и совершенно разная эффективность действий.

В армейской операции ВВС едва ли будут иметь задачу завоевания господства в воздухе. Задачу завоевания господства в воздухе современная авиация будет иметь только во фронтовом масштабе.

П. В. Рычагов: А на поле боя может не господствовать?

[Д. Т. Козлов]: Вы послушайте, тов. генерал-лейтенант, я обо всем доложу.

Бесспорно известно, что до тех пор, пока авиация противника господствует в воздухе или пользуется равными шансами, рассчитывать на положительный исход борьбы на земле мы не можем. Поэтому одной из основных целей фронтовой операции должна быть цель завоевания господства в воздухе путем уничтожения или нейтрализации ВВС противной стороны. Выполнение этой задачи, как правило, повлечет за собой проведение самостоятельной воздушной операции. Определение времени начала воздушной операции будет зависеть каждый раз от обстановки.

Воздушная операция может быть начата в первый день операции наземных войск. Это может быть в том случае, когда авиация противника не мешает сосредоточению и развертыванию войск. Если авиация противника мешает сосредоточению и развертыванию войск для фронтовой операции, самостоятельная воздушная операция должна быть начата раньше, в период сосредоточения с тем, чтобы, завоевав господство в воздухе, обеспечить сосредоточение главной группировки. На выполнение задачи завоевания господства в воздухе должны быть брошены все силы и средства воздушных сил фронта, а может быть даже и страны.

Задача авиации должна быть поставлена следующая: уничтожить авиацию противника на аэродромах и в воздухе, уничтожить склады и запасы горючего и, если представляется возможность (по количеству сил авиации), немедленно нанести удар по авиационной промышленности, по нефтехранилищам и разрушить районы добычи нефти.

Вот основные цели, которые должна преследовать каждая современная фронтовая самостоятельная воздушная операция.

Нанося удар по воздушным силам противника, в первую очередь нужно уничтожить авиацию, которая имеет наиболее современную материальную часть, так как разгром этой авиации немедленно дает превосходство в воздухе. На французском фронте немцы в первую очередь нанесли удар по аэродромам, на которых находилась наиболее современная французская авиация, и в первые же дни войны они эту авиацию выбили из строя, а потом, естественно, имея техническое превосходство, они получили превосходство и в воздухе.

Рычагов: Это было на 8-й день.

[Д. Т. Козлов]: В момент фронтовой операции 8 дней не играют роли, а удар с первого дня по авиационным силам приковывает их к аэродрому и не дает возможности действовать в воздухе.

При организации воздушной операции необходимо всеми силами избегать распыления авиации. Стремление охватить все задачи и все цели приводит к распылению сил, а основная задача может быть не решена. Если авиации недостаточно, необходимо выбирать основные аэродромы и по этим аэродромам бить, при этом соблюдать последовательность и сосредоточение удара как на земле, так и в воздухе. Распыление сил пользы никакой не приносит. [184] Нераспыленные действия по аэродромам, по авиации в воздухе, по промышленности пользы приносят больше, чем рассредоточенные действия.

Кроме самостоятельных действий воздушных сил во фронтовой операции, на авиацию возлагается еще задача оперативной поддержки наступающих войск. Что я под этим подразумеваю? Я под этим подразумеваю, что авиация, которая оперативно поддерживает наземные войска, должна выполнять задачу — разгромить и дезорганизовать оперативные резервы противника, исключить их участие в бою или в сражении. Она должна разрушить железные дороги, автострады, шоссейные дороги с тем, чтобы затруднить перегруппировки, перевоз боеприпасов. Она должна уничтожить систематическое снабжение и всевозможные виды складов, в первую очередь боеприпасы. Обыкновенно все эти центры находятся не в тактическом тылу противника, а в оперативном тылу. Следовательно, и авиация, предназначенная для действий по этим целям, выполняет оперативную задачу, поддерживая наступающие войска.

Следовательно, авиация, кроме действий самостоятельных, должна оказывать оперативную поддержку войскам, которые выполняют эти оперативные задачи.

Независимо от этого современный бой требует непосредственной или тактической поддержки войск на поле боя. К непосредственной поддержке на поле боя я отношу авиацию, которая будет придана армии, которая будет действовать совместно с корпусами, выполняя задачу уничтожения войск противника на поле боя, уничтожая инженерные сооружения путем действия пикирующих бомбардировщиков.

Распределять эту авиацию по дивизиям и корпусам не следует. Необходимо только указать, что такое-то соединение пехоты поддерживается таким-то соединением авиации.

Одной из разновидностей непосредственной поддержки наземных войск являются действия парашютных и десантных частей, ибо они, как правило, помогают действиям наземных войск. Мы имеем много случаев, когда парашютные и десантные части оказали наземным войскам большую помощь.

Парашютно-десантные войска выполняют задачи оперативного и тактического характера и тем самым оказывают непосредственную поддержку войскам.

Я должен заметить, что у нас понимают это неправильно. Выброску парашютистов считают только оперативным действием, а на самом деле она может быть сделана двояко: вне поля боя — тактическая, и в тылу — оперативная.

Основываясь на изложенном, я прихожу к выводу, что воздушные силы в своем использовании должны разделяться на группы:

Особого назначения — эта группа ведет воздушные операции и по мере необходимости привлекается для обеспечения действия наземных войск.

Другая группа — оперативной поддержки наземных войск — действует в оперативном тылу противника по общему плану с наземными войсками и может быть использована и на поле боя.

Третья группа — непосредственной поддержки — она непосредственно поддерживает наземные войска и действует в тактическом взаимодействии с ними.

Четвертая группа — транспортно-авиационная — эта группа перебрасывает парашютно-десантные войска, снабжает наземные войска всем необходимым для боя.

Каждая группа этой авиации должна обладать соответствующими техническими и оперативными свойствами в смысле дальнобойности и маневренности потому, что задачи, которые предъявляются им, совершенно разные.

По своему количественному составу группы могут меняться в зависимости от тех задач, которые они должны выполнять, и в зависимости от наличия авиации. Но во всяком случае распыления авиации по армиям, по направлениям, если ее недостаточно для того, чтобы нанести решающий удар по противнику, допускать не следует. Лучше ее использовать в одном направлении, чем разбрасываться по разным направлениям.

Вопрос противовоздушной обороны войск. Современная воздушная оборона (я бы так назвал, потому что нам надо обороняться в воздухе, а не наоборот) помогает действиям войск. [185] Поэтому-то организацию обороны в воздухе нужно называть воздушной обороной. Я согласен, что воздушная оборона войск в армейской операции и тактических боях должна организовываться и проводиться войсковым командованием. Но это не значит, что организацию ее нужно возложить на начальника воздушных сил того или иного соединения. Воздушной обороной должен руководить особый начальник, подчиненный командующему. Если сам командующий не будет воздушной обороны организовывать, естественно, что пользы мало будет. Поэтому воздушной обороной на поле боя в армейской операции должен ведать сам командир, имеющий помощника, который организует взаимодействие всех средств наземных войск для обеспечения войск с воздуха. Одновременно воздушные силы должны действовать совместно с другими элементами воздушной обороны. Для воздушной обороны глубины территории должна быть отдельная организация, имеющая в своем распоряжении наземные и воздушные средства. Опыт войны в Германии и Англии показывает, что объединение в одних руках обороны войск и страны пользы не принесет. Должна быть отдельная организация, которая должна организовывать оборону тыла и отвечать за нее.

РГВА, ф. 4, оп. 18, д. 57, л. 25 — 30.

Дальше