Содержание
«Военная Литература»
Первоисточники

Новиков А. А., генерал-майор авиации, командующий ВВС Ленинградского военного округа

НОВИКОВ Александр Александрович, род. 6(19).11.1900 г. в дер. Крюково, ныне Костромской обл. В Красной Армии с 1919 г. Участник Гражданской войны. После окончания пехотных курсов в 1920 г. и курсов «Выстрел» в 1922 г. последовательно командовал взводом, ротой, батальоном, а по окончании Военной академии им. Фрунзе в 1930 г. работал в штабе стрелкового корпуса. В 1933 г. был переведен в ВВС на должность начальника штаба авиационной бригады, в дальнейшем был командиром легкобомбардировочной эскадрильи, начальником штаба ВВС Ленинградского военного округа. В 1939 — 1940 гг. участвовал в советско-финляндской войне в должности начальника штаба ВВС Северо-Западного фронта. С1940 командовал ВВС Ленинградского военного округа. Во время Великой Отечественной войны командовал ВВС фронтов, с 1942 г. — ВВС Красной Армии, был представителем Ставки Верховного Главнокомандования. После войны занимал ряд ответственных должностей в ВВС; с 1953 г. — командующий дальней авиацией, в 1954 — 1955 г. одновременно заместитель Главнокомандующего ВВС. Главный Маршал авиации (1944). Дважды Герой Советского Союза (1945). Награжден 12 орденами, медалями, а также иностранными орденами. Умер 3.12.1976 г. [117]

Товарищ Народный комиссар, в 1940 г. боевая подготовка частей ВВС ЛВО проходила в несколько своеобразных условиях: до августа месяца все части ВВС округа были заняты выполнением особых заданий и только к августу месяцу возвратились с Украины, но тем не менее, во исполнение Ваших приказов 120, 175, 221, 0200 проделали следующие виды работы: 1) — По укреплению воинской дисциплины, поднятию внешнего воинского вида. Во всех строевых частях и базах были проведены мною индивидуальные строевые смотры, на которых обращалось главное внимание прежде всего на вдлработку шага, на отдачу приветствий, на выполнение строевых поворотов, на общую воинскую подтянутость и внешний вид. Строевые смотры значительно подтянули воинскую дисциплину авиачастей и значительно способствовали уяснению личным составом, что в жизни армии наступил резкий перелом.

Кроме того в целях укрепления воинской дисциплины при наличии слабого младшего начсостава, были проведены сборы старшин стрелковых рот и команд, а по разрешению Военного совета организована окружная школа подготовки младших командиров для стрелковых рот авиабаз.

2) В летных частях, во исполнение Вашего приказа 0200 работа проведена главным образом по вопросам индивидуальной отработки экипажа.

В связи с тем, что из кадровых частей много было разобрано старого летного состава, пришлось очень крепко заняться подбором и подготовкой кадров. Пришлось летчиков, которые только что прибыли в этом году из школы, посадить на сбор командиров звеньев и готовить их сначала как летчиков, а затем уже как командиров звеньев. Один сбор мы уже закончили. Затем провели сбор кадров по овладению полетами над морем, сборы кадров пикирующих бомбардировщиков и, наконец, сборы командиров полков. Таким образом, основная задача подготовки кадров, которая перед нами стояла, в основной разрешена. Теперь необходимо добиться, чтобы вновь подготовленные кадры на данном отрезке времени сумели охватить молодой летный состав, который сейчас прибыл в округ, и сколотить их в строевые единицы (эскадрильи, полки) и научить драться в простых и сложных условиях.

Следующий вопрос. Мы подвели итоги нашей огневой подготовки в частях ВВС округа. На проведенных огневых соревнованиях истребители дали неплохие показатели, бомбардировщики — несколько хуже.

Ваш приказ, товарищ Народный комиссар обороны, № 0362 от 22.12.40 г. кладет по существу конец той организационной структуре, которая фактически задерживала рост ВВС Красной Армии. Ваш приказ 0362 несет исторический поворот в жизни Воздушного Флота, он кладет конец источнику, порождавшему слабую дисциплину и неорганизованность в авиации. С переходом на казарменное положение основной массы летно-технического состава будет возможность улучшить не только состояние воинской дисциплины, но и в значительной степени поднять качество боевой подготовки и боеготовность авиачастей.

В 1940 г. мы в авиации решали простую задачу, простую в том отношении, что летали на выполнение учебно-боевых заданий только в условиях дня. В 1941 г. мы, безусловно, должны перейти и обязаны овладеть сложными полетами — ночью, в облаках и за облаками. Ваш приказ [№] 0362 значительно облегчает нам выполнение сложных задач, стоящих перед Воздушным Флотом, но в целях ускорения в овладении сложными полетами необходима еще помощь с Вашей стороны в разрешении ряда вопросов. [118]

Прежде всего нужно стабилизировать наши летные части. Ведь не случайно в стабильных полках происшествий меньше и подготовлены они значительно выше и лучше. Взять, к примеру, 44-й полк. Он наиболее стабильный в округе, в результате — и происшествий не имеет и летает хорошо и выполняет боевые задания неплохо. И все это потому, что его не раздергивали. Полк в течение года стабилизировался, из него кадры не брали, в то время, когда текучесть по другим летным частям округа доходит до 70 — 80 процентов, то есть по существу приходится совершенно заново сколачивать и обучать части как вновь формируемые.

Имея большое количество молодого летного состава (в округе всего 823 чел.) крайне необходимо иметь большее количество учебно-тренировочных машин. Мы имеем сейчас такое положение, что на один самолет УТИ-4 приходится 35 летчиков. УТИ-4 летает всего 45 минут, после чего требуется дозарядка. Таким образом, при максимальном напряжении в течение дня на этом самолете можно вывести или проверить подготовку не больше как у 10 человек. Значит, остальные 25 человек ждут следующего дня, следующей очереди.

Таким образом, отсутствие тренировочных самолетов удлиняет сроки подготовки летного состава, не дает возможности наиболее тщательно оттрени-ровывать и готовить летчиков, во-время и систематически проверять их технику пилотирования. Наличие в достаточном количестве современных учебно-тренировочных самолетов, безусловно, сократит сроки подготовки летчиков и снизит летные происшествия и сохранит нам ресурс новейших боевых самолетов.

На полк нам минимум надо иметь не менее 5 учебных самолетрв. У нас много учебных машин, но это все не те, на которых можно проверять. Есть большое количество самолетов не только в Ленинградском округе, но и в других округах, — УТ-1, но обучать на этих самолетах нельзя, т. к. они одноместные и проверять летчиков инструктор не может. Поэтому на них никто не летает и не использует в обучении, поэтому их целесообразнее изъять в Осоавиахим.

В целях ускорения подготовки летного состава необходимо прекратить перебои с подачей бензина. Как правило, ежегодно у нас, товарищ Народный комиссар, в самый разгар полетов в летний период, начиная с июля месяца, а иногда и с июня месяца, прекращается подача бензина, части переходят на голодный паек, свертывая из-за этого полеты в лучшие месяцы для полетов (июнь, июль, август). Такое положение дальше нетерпимо. Без бензина летать не научишься. Нормальная подача бензина начинается вновь с октября месяца, когда уже фактически полеты по условиям погоды начинают свертываться, а аэродромы размокают. Для создания могучего Воздушного Флота, способного выполнять боевые задачи в сложных условиях, перебои с бензином необходимо прекратить.

Для того, чтобы овладеть сложными полетами по-научному и в массовом масштабе, необходимо самолеты оборудовать специальной аппаратурой, надо овладеть радиовождением. Без радиовождения могут летать только хорошо натренированные летчики-одиночки. Вот это мы пока-что не отработали. В 1941 году мы эту задачу должны решить во что бы то ни стало в частях Воздушного Флота.

О взаимодействии. Вопросы взаимодействия для каждого ясны. Они являются крайне необходимыми для всех родов войск и тем более для авиации, которая должна уметь работать со всеми родами войск. Для того, чтобы работать бесперебойно вовремя нужны хорошие средства связи, которыми должна располагать авиация. Имеющиеся средства связи на сегодня не обеспечивают надежной связи с наземным командованием и не обеспечивают управления в бою. Свои средства связи необходимы авиации. При существующем положении связь приходится просить у начальника связи округа и расчеты строить из того, что он даст. Усиление средств связи должно идти главным образом по линии радиосвязи. Мы одалживаем их у начальников всех округов, базируясь на том, сколько они нам дадут. Дадут, — значит работаем, не дали, — значит плохо получается. [119]

РГВА, ф. 4, оп. 18, д. 55, л. 239 — 243.

Дальше