Содержание
«Военная Литература»
Первоисточники

Климовских В. Е., генерал-майор, начальник штаба Западного особого военного округа

КЛИМОВСКИХ Владимир Ефимович род. 27.5(8.6).1885 г. в Коканде ныне Ферганской обл. На военной службе с 1913 г. Участник 1-й мировой войны в должностях: начальника команды конных разведчиков, командира роты, командира батальона. В Красной Армии с 1918 г. В Гражданской войне участвовал помощником начальника штаба армии, начальника штаба дивизии, начальника отдела штаба армии, начальника дивизии, группы войск. После Гражданской войны был начальником штаба стрелкового корпуса, начальником отдела; помощником начальника управления штабов военных округов. С декабря 1932 г. по июнь 1936 г. находился на преподавательской работе в Военной академии им. Фрунзе. С июля 1936 г. — помощник армейского инспектора, с февраля 1938 г. — старший преподаватель Военной академии Генштаба. С сентября 1939 г. был заместителем начальника штаба, с июля 1940 г. — начальником штаба Белорусского Особого военного округа. С началом Великой Отечественной войны — начальник штаба Западного фронта. Генерал-майор (1940). Награжден орденом Красного Знамени, Почетным оружием. В связи с катастрофическими неудачами войск фронта в июле 1941 г. был необоснованно обвинен в трусости, преднамеренном развале управления войсками фронта и сдаче противнику оружия без боя, осужден и 22 июля расстрелян. Реабилитирован в 1957 г. [78]

Товарищ Народный комиссар, мы зажили полной жизнью, приступили к перестройке работы согласно Ваших указаний в августе месяце этого года, когда мы получили основную массу частей и дивизий. Это наложило отпечаток и показало нам, что наша основная задача — учить себя, учить войска и штабы.

Остановлюсь только на подготовке комсостава и штабов. У нас комсостав молодой, штабы также молоды, а если учесть, что мы их мало и нецелеустремленно готовили, становится ясным, что мы от них и получить многого не могли.

Рассматривая подготовку комсостава и штабов, мы к ней должны подходить с двух сторон: 1) комсостав и штабы, как органы, руководящие подготовкой войск, и 2) штаб, как орган, обеспечивающий и облегчающий управление командиру. Сейчас должно стать правилом, чтобы командир штаба не менее чем половину служебного своего времени отдавал войскам, чтобы он поверял и помогал планированию боевой подготовки частей и соединений. Командиру штаба нужно дать возможность и самому непосредственно проводить занятия в подразделениях. Мы, во-первых, повысим его личную тактическую подготовку и, во-вторых, добьемся положения, что командир штаба будет знать часть не только на бумаге, мы приблизим его к жизни и сделаем действительно помощником командира. При таком положении мы избавимся и от устаревшего принципа, что командир только работник штаба.

Второе положение — это подготовка комсостава и штабов в деле управления. Я остановлюсь только на двух, более характерных инстанциях — на батальоне и корпусе: батальон, где зарождается взаимодействие войск, и корпус, где это взаимодействие получает наиболее развернутую форму.

Штаб батальона. У нас его в большинстве случаев нет, на бумаге числится, а в жизни встретить не удается. За зиму мы должны во всех батальонах подготовить штабы, как органы управления, обеспечивающие командирам батальонов решение такой сложнейшей задачи, как взаимодействие родов войск. Ведь у командира батальона сейчас и стрелковые подразделения, и минометные, и артиллерийские. Ему придется действовать и с танками. Нужно добиться, чтобы все это взаимодействовало. А раз мы собираемся обрабатывать передний край с помощью авиации, то и с ней придется командиру батальона взаимодействовать. Опыт учений, например, показал, что об обозначении переднего края командир батальона забывал и средства обозначения возились в обозе. Правильно предлагал здесь один из выступавших{79} — разбить отделение на звенья. Это очень поможет командиру отделения в деле управления. Такая помощь при усложнившемся управлении тем более нужна непосредственному организатору взаимодействия на поле боя.

Штаб корпуса. Его следует поставить несколько в иные условия в смысле подготовки, так как штаб корпуса — это решающая инстанция по планированию всего боя. Он обязан спланировать весь бой, правильно нацелить использование стрелковых соединений, танков, артиллерии, а если на его участке прорыва будут вводиться и мехсоединения, то и увязать действия с ними, а также с авиацией. Перед ним ставится вся сложность вопросов взаимодействия различных родов войск. Поэтому и упор должен быть взят на него в смысле совместной подготовки штаба корпуса со штабами дивизий, танковых подразделений, с авиацией. Очевидно, в соответствии с этими и должна строиться подготовка штаба корпуса.

Если для батальона необходимо предварительное широкое изучение по элементам той техники, которая войдет в состав или будет поддерживать батальон в бою, а затем уже должно пойти сколачивание штаба батальона, то тем более оно необходимо для штаба корпуса, где дело усложняется. [79] И на самом деле командиру и штабу корпуса нужно рассчитать и момент ввода второго эшелона и увязать все это с огнем артиллерии и действием танков. Все это усложняется также масштабами и обилием техники на поле боя, которую надо рассчитать, найти ей место и увязать по действиям.

Это, по-моему, выдвигает перед нами задачу — учить командный состав и штабы так, чтобы они в бою дали полную отдачу. Поэтому подготовку как командиров, так и штабов следовало бы строить в такой последовательности. Прежде всего необходимо изучить уставы. Это сейчас у нас слабое место. Многие командиры, надо прямо сказать, уставов не знают и не знают те рода войск, с которыми им придется действовать в бою. Нельзя допустить повторения того, чтобы командиры штабов корпусов не знали организации частей корпуса. Учить надо так, чтобы весь командный состав отчетливо представлял природу современных родов войск и умел правильно использовать их в бою.

Параллельно с этим надо учить, чтобы каждый командир штаба, в частности, знал свои личные обязанности и как лучше их выполнять. Отработка так называемых функциональных обязанностей составляет, по-моему, основу подготовки штаба и дает, как показывает опыт в этом отношении, большой эффект.

После этого должно пойти сколачивание штабов как единого организма по осуществлению управления войсками как внутри штаба, так и особенно по установлению взаимодействия с другими родами войск. Эти занятия должны проводиться непременно в поле на действительной местности с полным оперативным составом и с нахождением на должностях тех лиц, которые действительно будут выполнять эти обязанности в бою, дабы не повторилось таких случаев, когда, например, на должности начальника санчасти армии сидел один из комиссаров части, которому наверняка в бою эту обязанность выполнять не придется. Причем эти выходы надо строить обязательно со средствами связи.

Они, эти выходы, как венец подготовки, как показывают опыты, дают вполне положительные результаты. Если, скажем, взять летний период, когда у нас штабы корпусов учились не сами по себе, а учились вместе со штабами конных корпусов, механизированных, тех авиадивизий, которые работают с этими подразделениями, естественно, польза от такой подготовки была чрезвычайно большая. Во-первых, штабы привыкли друг к другу и имели возможность еще в мирное время установить те вопросы, по которым нужно заблаговременно договариваться. Оказывается, что это на самом деле не такая простая вещь.

Одно совместное нахождение на командном пункте командира стрелкового корпуса и командира механизированного корпуса совершенно еще не обеспечивает взаимодействие в работе между этими двумя крупнейшими соединениями. И опыт говорит, что, находясь рядом, сидя, что называется, бок о бок, командир стрелкового корпуса не знал, что делается у командира механизированного корпуса и, наоборот, командир механизированного корпуса не знал, что делается в соединениях этого стрелкового корпуса. Это взаимодействие осуществляется в результате большой практики. Поэтому эти выходы в поле (комбинированные) должны занять определенное место.

Наряду с этим нужно подчеркнуть еще один вопрос: это вопрос об оперативной подготовке нашего комсостава, особенно высшего. За длительную службу в Красной Армии в этом году впервые лично мне по приказу свыше пришлось заниматься вопросами оперативной подготовки, когда в порядке приказа я вынужден был представить тезисы доклада о современной обороне. Я пришел к определенному удовлетворению. Это дает большой результат как метод оперативной подготовки комсостава. Его нужно всемерно приветствовать и всячески расширять.

Такой метод заочной подготовки не следует ограничивать только основными теоретическими вопросами, но попутно можно и следует давать (для расширения оперативного кругозора) нашему командному составу, особенно высшему, заочные оперативные задачи, с таким расчетом, чтобы там на местах на первом этапе по элементам можно было бы не спеша отработать то, что надлежит командиру проделать в бою. [80] Впоследствии, на втором этапе — решить несколько задач на управление. Мы у себя в округе попробовали это сделать, и результаты получились неплохие. Отзывы о такой системе подготовки со стороны командиров получаются хорошие. Это, правда, требует большой, кропотливой работы, но игра, как говорят, стоит свеч.

Несколько отдельных пожеланий. Мне думается, что тот метод смотровых учений, который был проведен Народным комиссаром осенью, следует практиковать и в течение зимнего периода. Не ожидая наступления будущей осени, скажем, в январе-феврале, вновь повторить подобные смотровые учения и, в частности, по сколачиванию штаба в поле, в другой несколько обстановке, чем это происходит осенью. Зима, конечно, накладывает известный свой отпечаток.

Второе пожелание. Надо и командный состав и штабы стабилизировать, с тем чтобы у нас не было такого положения, когда командиры в частях и в штабах сидят всего по нескольку месяцев. Не успеет. человек привыкнуть к работе, как его назначают на другую должность. Стабилизация на более длительный срок должна быть обязательно.

Еще одно пожелание. Для того, чтобы правильно планировать всю боевую подготовку и командного состава, и штабов, нужно, чтобы определенный план проведения занятий сверху, в частности для округов со стороны Генерального штаба, план проверки центральным управлением был известен на местах заблаговременно, и мы, исходя из него, могли бы целесообразно и вовремя спланировать свою работу.

Последнее. Мне кажется, что выдвигавшееся здесь предложение об организации вечерних школ для командного состава{80} критики не выдерживает. Дело не в том, чтобы командный состав натаскивать как школьников, а в том, чтобы правильно, целеустремленно и продуктивно, организованно проводить командирскую учебу. Тогда то, что командному составу не хватает, будет несомненно полностью этим восполнено.

РГВА,ф.4,оп. 18, д. 55, л. 153 — 159.

Дальше