Содержание
«Военная Литература»
Первоисточники

3. Авиация

1. Боевое взаимодействие ВВС с наземными войсками в течение 10 дней проводилось на фронте шириною 10–12 км и глубиною 4–5 км, следовательно вся масса авиации в основном применялась только в глубине обороны пехотной дивизии.

2. Всего за период действий в операции у оз. Хасан произведено 1003 самолето-вылета, из них:

ТБ-3 РН — 41

СБ — 346

И-15–534

ССС — 53

Р-ЗЕТ — 29

И-16–25.

В районе, занимаемом пехотой и артиллерией противника, сброшено бомб:

2,5 кг — 1920 штук

ФАБ-50–1258 штук

ФАБ-100–1091 штука

АО-8–10–1435 штук

АФ-82–492 штуки

ФАБ-1000–6 штук

всего сброшено бомб разных калибров 4265 штук, общий вес их составляет 208 779 кг.

При стрельбе с воздуха по живой силе противника выпущено 303 250 патронов. [205]

3. За весь период боевых вылетов японской зенитной артиллерией сбит 1 самолет СБ и 1 самолет И-15.

От зенитного орудийного и пулеметного огня 29 самолетов имеют незначительные пробоины и повреждения, из них: И-15–18 самолетов, СБ — 7 самолетов, ТБ-3 РН — 4 самолета.

Все самолеты, получившие пробоины, возвращались на свои аэродромы и, в зависимости от степени их повреждения, через 1–2 дня входили в строй и продолжали боевые задачи.

Японская пехота, как только захватив высоту Заозерная и заняв оборону, сильно укрепилась, построив прочные окопы. Построенные японцами окопы с укрытием предохраняли пехоту от осколочных бомб нашей авиации, поэтому комкор тов. Штерн рекомендовал на поле боя не только по артиллерии, но и по пехоте противника применять бомбы фугасного действия.

Для поражения японской пехоты в окопах и артиллерии противника в основном применяли фугасные бомбы — 50, 82 и 100 кг всего их было сброшено 3651 бомба.

6 штук фугасных бомб 1000 кг на поле боя 06.08.38. были применены исключительно с целью морального воздействия на пехоту противника, причем эти бомбы были сброшены в районы пехоты противника после того, как эти районы основательно были поражены группами СБ-бомбами ФАБ-50 и 100.

Пехота противника металась в оборонительной полосе, не находя укрытия, так как почти вся основная полоса их обороны покрывалась сильным огнем от разрывов бомб нашей авиации.

6 бомб 1000 кг, сброшенные в этот период в районе высоты Заозерная, потрясли воздух сильными взрывами, грохот разрыва этих бомб по долинам и горам Кореи был слышан за десятки километров.

Высота Заозерная после разрыва 1000 кг бомб несколько минут находилась закрытой дымом и пылью. Нужно [206] полагать, что в тех районах, где были сброшены эти бомбы, японская пехота от контузии и камней, выбрасываемых из воронок разрывом бомб, была выведена на 100% из строя.

Наземные командиры, наблюдавшие действия ВВС 06.08.38, отмечают, что эти действия ВВС произвели большое впечатление на наших бойцов и командиров. Разрывы 1000 кг бомб, масса примененной авиации на поле боя показали бойцам и командирам несокрушимую силу и мощь нашей Красной Армии.

Бойцы и командиры, веря в нашу силу, в нашу победу, с приподнятым настроением 06.08.38 после бомбардирования авиацией шли в наступление на высоту Заозерная, защищая свою родину.

5. Вопросами применения авиации на поле боя и организацией взаимодействия ВВС с наземными войсками лично занимался народный комиссар обороны тов. Ворошилов, а непосредственно руководство осуществлял комкор тов. Штерн и комбриг тов. Рычагов.

6. За 5 дней до начала боевых действий ВВС, распоряжением Военного Совета ДКфронта всем наземным частям, выделенным для действия в районе озера Хасан, вменялось в обязанность в каждой стрелковой роте иметь белые полотнища для обозначения своего переднего края. Кроме этого была разработана и разослана частям краткая инструкция о порядке применения полотнищ.

Летный состав, особенно истребители, которые пулеметным огнем поражали огневые точки вблизи расположения нашей пехоты, отмечали, что после трех дней применения этих полотнищ нашей пехотой полотнища были сильно загрязнены и трудно было их видеть, даже с 1000 метров. Это обязывает во избежание могущих быть недоразумений иметь в наземных стрелковых частях две смены полотнищ, при этом условии наземные части всегда могут иметь полотнища, обеспечивающие хорошее определение переднего края. [207]

7. С целью информации командования ВВС о положении на фронте на командный пункт комкора тов. Штерн был командирован представитель от штаба ВВС, которому вменялось в обязанность своевременно докладывать о резко меняющейся обстановке на фронте, фиксировать время выхода частей на цель, порядок и результаты атаки целей, действия ПВО противника и состояние фактической погоды в районе боевых действий.

Практика работы авиационного командира на командном пункте общевойскового начальника показала, что для этой большой работы одного командира явно недостаточно, нужно выделять не менее 2 командиров. Желательно окончивших академию — хорошо подготовленных в авиационном и общевойсковом отношении.

8. Командир корпуса комкор тов. Штерн со своего командного пункта имел прямую телефонную связь с командиром авиационной группы, приданной к корпусу, и прямой провод с командующим ВВС комбригом тов. Рычаговым. Это позволяло комкору т. Штерну лично иметь разговоры с авиационными командирами и быстро осуществлять вопросы боевого использования ВВС. Кроме этого в период операции для увязки вопросов по взаимодействию ВВС с наземными войсками, комкор тов. Штерн на командный пункт корпуса вызвал авиационных командиров.

9. Заявки на действия ВВС для поражения целей на поле боя командиры стрелковых дивизий представляли в штаб корпуса, где они суммировались и включались в задачи ВВС на предстоящий день боевой работы.

Комкор тов. Штерн, беспрерывно находясь на командном пункте корпуса, лично хорошо был осведомлен об обстановке на фронте и о действиях противника, поэтому часто ВВС, кроме задач, полученных на день, ставились задачи дополнительно в период боя наших наземных войск. Эти задачи преследовали цели нанести поражение группировке противника, выявленной в процессе наступления [208] наших войск, или подавления артиллерии противника, мешающей нашей пехоте.

10. О вылете частей ВВС для поражения на поле боя немедленно докладывалось на командный пункт комкора тов. Штерна, а оттуда на командные пункты командиров дивизии и начарта.

Учитывая, что авиация действовала сравнительно на небольшом участке фронта и как правило по целям противника, которые легко поражались огнем нашей артиллерии, как только авиация появлялась на поле боя, наша артиллерия вынуждена была на период действия ВВС прекращать свой огонь. Необходимо отметить, что управление взаимодействием ВВС с артиллерией в основном осуществлялось организовано и четко.

За все время массовых боевых действий ВВС на поле боя на высотах от бреющего полета до 3000 метров мы не имели ни одного случая обстрела нашей авиации огнем своей артиллерии.

11. Отсутствие карт крупного масштаба с рельефом местности района оз. Хасан сильно усложняло действия ВВС на поле боя.

При постановке задач на боевые вылеты, цели летному составу ориентировались неточно, примерно; в свою очередь летный состав, разведуя цель или атакуя ее, не имея карты крупного масштаба, не мог точно показать место ее расположения.

Это положение приводило к тому, что разведанные объекты, являющиеся хорошими целями для нашей артиллерии, не всегда использовались.

12. Для того чтобы легче ориентироваться в обстановке на местности, командиры авиачастей, взаимодействующих с войсками на поле боя, обязаны, если позволяет время, с командных и наблюдательных пунктов общевойсковых командиров лично хорошо изучить район предполагаемых действий, особое внимание уделив рельефу, ориентирам и целям на местности, занимаемой противником. [209]

Объекты, которые подлежат атаке авиацией, надлежит тщательно наносить на карту крупного масштаба или на план-схему.

Кроме этого нужно требовать, чтобы авиационные командиры перед боевыми вылетами лично производили командирскую разведку местности и целей с воздуха.

Авиационные командиры, как это было в районе оз. Хасан, после одно-двух вылетов в район цели значительно лучше и точнее выходили на цель и уверенно ее поражали.

Были и такие отдельные случаи, когда командиры и штурманы частей, вылетая в первый раз в район оз. Хасан, предварительно не изучив местность и не имея карты крупного масштаба с рельефом местности, точно не входили на указанные цели, сбрасывали бомбы по второстепенным целям и районам, не занятым противником.

Одна эскадрилья СБ, потеряв детальную ориентировку в районе цели, сбросила бомбы на своей территории и только по счастливой случайности этими бомбами не была поражена наша пехота.

13. Из практики применения ВВС на поле боя в районе оз. Хасан необходимо сделать следующие выводы в отношении высоты бомбометания по целям.

Начиная от командующего ВВС ДК фронта и кончая командиром эскадрильи, все стремились бомбардировать цели противника сравнительно с низких высот. Это положение объясняется двумя основными причинами:

а) Стремясь нанести как можно больше поражения противнику, метко поразить его цели бомбами, командиры авиачастей, уничтожая артиллерию противника или производя бомбометание по пехоте противника, находящегося в окопах, стремились для этого уверенного действия снижать высоту для бомбометания,

б) Действуя по пехоте противника на небольшом удалении от линии фронта, занимаемого нашими войсками, [210] командиры авиачастей с больших высот (4–6 тысяч метров) опасались возможного поражения бомбами своей пехоты.

Средняя высота бомбометания по целям, расположенным в удалении 1000–2000 метров от линии наших войск, не превышала 1000–1500 метров, по целям, расположенным в 2500–3000 метрах от наших войск, высота бомбометания в среднем была 2000–4000 метров.

Следовательно, чем ближе цель расположена к линии наших войск, тем ниже была высота бомбометания, и наоборот, чем дальше цель была от линии наших войск, тем высота бомбометания была выше.

14. Отсутствие авиации у противника позволяло комкору тов. Штерну широко применять истребители И-15, расположенные на аэродромах в Краскино (36 самолетов) и Заимка Фплипповского (44 самолета). Истребители, как правило, для атаки целей вылетали с 4 бомбами АО-8 и 10 и полным комплектом патронов.

Атака И-15 пехоты и артиллерии противника производилась группами по 6, 12 и 32 самолета. Цели предварительно распределялись между звеньями и эскадрильями.

Первый заход И-15 производили, атакуя цель бомбами, при последующих атаках поражали цели пулеметным огнем.

В среднем каждые истребитель делал заходов на цель не менее 3–5.

Боевые действия И-15, как правило, проводились на высотах от бреющего полета и до высоты 1000 метров.

При пикировании и обстреле цели пулеметным огнем, летчики часто прекращали огонь и выводили самолет из пикирования на высоте 75–100 метров, основная часть летчиков прекращали вести огонь и выводили самолет из пикирования на 200 метров.

Хорошо изучив район действия и цели, летчики истребители часто скрыто и внезапно выходили на цель и метко поражали ее бомбами и пулеметным огнем. [211]

Активные действия самолетов И-15 по артиллерийским позициям противника заставляли его для того, чтобы не быть под непрерывным огнем истребителей, менять огневые позиции артиллерии, а в некоторых случаях рассредоточить батареи поорудийно и размещать их по западному берегу р. Тюмень-Ула, при этом хорошо их маскируя.

Самолеты И-15 по 6–12 самолетов применялись непосредственно для атаки пехоты противника, находящегося в открытых окопах и мало заметных нашей пехоте. Атаки пехоты противника И-15 производились в 200–300 метрах от линии расположения наших бойцов, пикирование и стрельба производилась вдоль фронта и со стороны нашей пехоты.

Отдельные командиры пехотных подразделений, наблюдая за действиями истребителей, полагали, что истребители перепутали цели, с тыла пикируют на нашу пехоту, расположенную по переднему краю, но когда увидели направление огня, убедились, что истребители ведут огонь по пехоте противника, расположенной в укрытии, против нашего переднего края.

Самолеты И-15 на поле боя работали исключительно в тяжелых условиях, их высота действия позволяла противнику применять для стрельбы по самолетам ружейный, пулеметный и артиллерийский зенитный огонь.

Самолеты И-15 за период операции для атаки пехоты и артиллерии противника произвели свыше 400 самолето-вылетов, и за все эти вылеты зенитным огнем японцев был сбит только один самолет И-15 и 18 самолетов И-15 получили незначительные пулевые и осколочные пробоины.

Эти удачные действия самолетов И-15 при сильном противодействии зенитного огня противника объясняются тем, что самолеты И-15 имеют достаточную скорость и хорошую маневренность, обеспечивающую им выполнение сложных задач на поле боя. [212]

15. Применение самолетов ТБ-3 РН для бомбометания пехоты противника, занимавшей высоту Заозерная, является смелым решением командующего ВВС ДК фронта.

Приняв решение для использования тяжелых 4-моторных самолетов ТБ-3 РН на поле боя, командующий ВВС указал им высоту бомбометания не выше 3000 метров и скорость над целью не менее 250 километров.

Выйдя в район высоты Заозерная самолеты к цели подходили со значительным снижением, чем и увеличивали свою скорость, фактическая высота бомбометания группы 41 самолета ТБ-3 РН была 1200–2000 метров. Летчики не обращали внимания на зенитный артиллерийский огонь противника, в колонне, в строю, поотрядно гордо прошли над высотой Заозерная, метко, методически сбрасывая бомбы и поражая цель.

Распоряжением командующего ВВС группу самолетов ТБ-3 РН на маршруте сопровождали самолеты И-16, а в районе цели, когда группа ТБ-3 РН подходила к высоте Заозерная, атаками 3 самолетов И-15 по зенитным батареям была значительно прикрыта от зенитного огня противника.

Зенитная артиллерия противника, атакованная самолетами И-15, не могла дать интенсивного огня по тяжелым бомбовозам, ее разрозненные выстрелы незначительными разрывами снарядов ложились выше и позади самолетов ТБ-3 РН.

Самолеты ТБ-3 РН, производя полет в районе цели со значительным снижением и на повышенной скорости, также значительно усложнили японской зенитной артиллерии вести по ним прицельный зенитный огонь.

Продуманная и хорошая организация одновременного применения 41 тяжелого бомбардировщика на поле боя, при наличии у противника организованной обороны ПВО, обеспечила тяжелым бомбардировщикам на высоте 1200–2000 метров на поле боя удачно выполнить, поставленные им задачи. [213]

16. По разведывательным данным летчиков самолетов И-15 и по наблюдению с земли за разрывами зенитных снарядов у противника на всем участке фронта в районе озера Хасан было не более 18–20 зенитных орудий. По результатам оценивая действия зенитной артиллерии противника на протяжении 10 дней усиленной работы ВВС и массового одновременного применения наших самолетов на поле боя, приходишь к выводу, что зенитная артиллерия противника, принимавшая участие в боях в районе оз. Хасан показала слабую свою работу.

Из 1003 самолето-вылетов в район озера Хасан нашей авиации огнем зенитной артиллерии сбито всего два самолета (один СБ и один И-15)

Вместе с этим нужно отметить, что зенитная артиллерия противника в районе оз. Хасан, почти каждый день находилась под сильным воздействием нашей авиации и особенно самолетов И-15.

Можно полагать, что она несла большие потери в личном составе, это не могло не сказаться на организации и меткости ее огня.

17. Применение воздушных сил в районе оз. Хасан еще раз подтверждает, что при хорошо продуманной организации взаимодействия ВВС с наземными войсками, при умелом использовании ВВС применять авиацию на поле боя, если этого требует, можно даже в больших размерах. [214]

Дальше