Содержание
«Военная Литература»
Первоисточники

Краеведческая лаборатория: историко-культурное наследие войн

В период коренных изменений политических, экономических, социальных условий развития общества задача формирования творческой личности, раскрытие сущностных сил и творческих начал молодежи чрезвычайно актуально. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992) указывается, что «содержание образования ... должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации». В Законе «Об образовании в Свердловской области» выделяются задачи формирования гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, а также изучения национальных традиций и обычаев родного края, воспитания уважения к прошлому своего народа{122}.

Потребности и установки человека определяют его избирательное отношение в восприятии мира, направленность поведения человека. Именно в этом заключается связь его мотивационно-потребностной сферы с познавательным процессом{123}.

Ценности, ради которых живет человек, цели, к которым он стремится, закладываются в школьные годы.

Региональный подход к образованию через работу по краеведению позволяет приобщить учащихся к воспитанию бережного отношения к культурным традициям духовного [96] наследия прошлого. Нельзя не согласиться с Д. С. Лихачелым, который сказал: «Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней...»{124}.

Краеведение в общеобразовательной школе отличается от государственного и общественного главным образом тем, что оно осуществляется учащимися под целенаправленным руководством учителя, основными задачами которого являются приобщать учащихся к деятельности и через общение подводить ученика к творчеству, помочь найти себя, свое место в жизни.

Фактический краеведческий материал, собранны и учащимися, достаточно быстро стареет, а потребность и способность к самообучению и саморазвитию будут упрочиваться, шлифоваться, укрепляться в течение всей жизни.

Подведение учащихся к самостоятельному творчеству — конечный результат всего учебно-воспитательного процесса школы, направленный на саморазвитие, воспитание в ученике готовности к внутреннему совершенствованию, убежден не его в том, что его знания, способности, духовное развитие должны быть нацелены на благо других людей.

История развития локальной территории г. Краснотурьинска Свердловской области исчисляется с сороковых годов XX столетия, когда начал строиться алюминиевый завод; параллельно с ним шло строительство жилых домов и объектов социально-культурного назначения. Жизнь продолжается, дети должны знать и гордиться своими родителями, наследовать лучшие традиции предыдущих поколений. Развитие у старшеклассников научных интересов и профессиональных склонностей, воспитание патриотических чувств через систему внеклассной работы стало целью создания в 1995 г. краеведческой лаборатории [97] при историко-производственном музее Богословского алюминиевого завода.

Беседы, встречи с ветеранами труда, героями сегодняшнего дня — передовиками производства, награжденными орденами и медалями, описанных в исследовательских работах учащихся, начали пополнять фонды музея. Деятельность осуществляется через познавательные формы работы: массовую (учебные, внеклассные экскурсии, КВНы, викторины, конкурсы частушек, кроссвордов, сочинений); групповую (прогулки в лес, по городу, походы экскурсионные, учебные, спортивные); индивидуальную (сочинения, рефераты, учебно-исследовательские работы).

Региональное образование, ориентирующее педагогов на изучение локальных территорий и поиск оптимальных путей гармоничного развития школьников, осознание необходимости использовать не только краеведческий принцип в обучении, но и приобщение школьников к краеведческой деятельности в школе, историко-производственном музее завода, с одной стороны, а также недостаточная методическая разработанность исследовательской учебно-познавательной деятельности по историческому краеведению в школе, — с другой, определили актуальность форм работы с учащимися школ города и позволили осуществлять связь с различными учреждениями.

Краеведческая лаборатория осуществляет связь с архивами городов Северного управленческого округа Свердловской области — ГАСО, ГАПО, ГАНИОПДПО, Серовским филиалом ГАСО; с музеями Краснотурьинска: Краеведческим музеем имени А. С. Попова, Геологическим музеем имени Е. С. Федорова, Музеем пионерской славы (ЦДТ), музеями школ города, Серовским историко-краеведческим музеем, историко-производственным музеем металлургического завода имени А. К. Серова, Североуральским краеведческим музеем, Кальинским краеведческим музеем, Карпинским краеведческим музеем, Волчанским краеведческим музеем, проводя совместные семинары. [98] Связь с военкоматами г. Краснотурьинска и г. Ивделя, связь со школами городов Краснотурьинска (ОУ № 1, 2, 3, 9, 10, 15, 17, 19, 23, 24, 32), Карпинска (ОУ № 6»), Ивделя (ОУ №5).

Участвуем в реализации Российских государственных программ «Человек в истории. Россия XX век», «Юность. Наука. Культура», «Интеграция», «Интеллект будущего», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 гг.»; региональных программ «Каменный пояс. III тысячелетие», «Юные интеллектуалы Среднего Урала»; городской программы «Интеллект», а также проводим конкурс сочинений «По страницам истории Богословского алюминиевого завода».

Основными направлениями работы являются: историческое, производственное, генеалогическое, туристическое. Подробнее остановимся на историческом направлении работы. Учащимися под руководством специалистов ведутся тематические исследования: «Воинская обязанность XVIII-ХХ вв.», «Горнотехническое образование на территории Уральского Севера кон. XIX — нач. XX вв.», «Гражданская война на Северном Урале», «Краснотурьинцы в годы Второй мировой войны», «История строительства и развития Богословского алюминиевого завода», «Боевые действия в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол».

Экскурсионная тематическая работа позволяет знакомить учащихся школ с культурным наследием войн, которое хранится в музеях Уральского Севера. Беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, с участниками боевых действий в афганской и чеченских войнах, участие в городских мероприятиях, например, «Уральский караван», встречи трех поколений «Пересечение судеб», позволяют учащимся прикоснуться к нравственной культуре воинов.

Доступен к восприятию материал после предварительной беседы с учащимися о понятийном аппарате воинской [99] тематики. «Военные события», «военный конфликт» «локальная война» — все эти понятия, встречающиеся в различных источниках информации, отличаются друг от друга, но содержание понятий (ключевое слово) — это «противоречие сторон», «борьба» — одинаково. Берем за основу понятия.

«Война» — организованная вооруженная борьба между государствами. Средства борьбы: вооруженная сила, экономические, политические, идеологические{125}.

«Конфликт» (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение сторон, мнений, сил{126}.

«Локальная война» (от лат. localis — «местный») — война, охватывающая относительно небольшое число государств и ограниченный географический район{127}.

Главное на войне — человек. Это всегда понимали талантливые полководцы русской армии, которые, начиная еще с петровских времен, закладывали основы изучения «душевных явлений с военной точки зрения»{128}.

Найти «живые слова» о военной интеллигенции хасанских событий 1938 г., хотя... раскрыто уже немало «белых пятен» в истории предвоенного времени, откровенно говорить о том, что замалчивалось десятилетиями: и преступления «сталинщины», и роковые просчеты командования, и намного превосходящие прежние официальные данные цифры потерь в войне, и многое другое»{129}. «Голоса» героев прошлого остались в их делах. Духовная мощь, идейная убежденность, нравственная высота воина-интеллигента проходят через сердце человека, бойца, героя.

Интеллигенция... За последние годы в разных изданиях нередко встречаются проблемные статьи об интеллигенции.

Дискуссия вокруг понятия «интеллигенция» не утихает, а наоборот, будут возникать новые определения{130}.

«Интеллигенция», «интеллигентность», «интеллигент» — смысловая, содержательная близость понятий очевидна: они означают умственную деятельность человека. [100]

Предмет, объем и содержание определения «интеллигенция» даются по-разному. Определение, данное Л. М. Коган, имеет познавательное значение и оценку, которая опирается на опыт поколений. «Интеллигенция, — пишет Л. И. Коган, — это оценочная категория, характеризующая качественные способности личности, определенный тип мышления и поведения людей, высокая интеллектуальная культура которых сочетается с высокой нравственной культурой, подлинной духовностью, с бескорыстным служением народу, Родине»{131}. Необходимо вернуть долг нашим предкам, солдатам, офицерам Русской армии, незаслуженно забытым героям давних войн. «Приходится лишь удивляться, — отмечает А. Смирнов, корреспондент редакции «Независимой газеты», — что до сих пор умалчивают сведения о подлинных обстоятельствах гибели маршала В. К. Блюхера (1890–1938)»{132}. В энциклопедиях так характеризуют советского военачальника: «Маршал Советского Союза (1935). В Гражданскую войну летом 1918 руководил походом Уральской армии, за что награжден орденом Красного Знамени № 1. Начальник 51-й стрелковой дивизии при обороне Каховского плацдарма и штурме Перекопа. В 1921–1922 гг. военный министр, главком Народно-революционной армии Дальневосточной республики, руководил Волочаевской операцией. В 1929–1938 гг. командующий Особой Дальневосточной армией. Арестован, умер под следствием»{133}. «Блестящий командир и военачальник нового типа, прекрасный организатор и политический руководитель... В. К. Блюхер»{134}, «крупнейший полководец Красной Армии в годы Гражданской воины»{135}, «подлинный герой Гражданской войны»{136}. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 10 мая 1937 г. был введен институт военных комиссаров, которые наравне с командирами отвечали за политико-моральное состояние войск, оперативную и мобилизационную готовность, воинскую дисциплину, состояние вооружения и войсковое хозяйство. «Командиры показали свою высокую политическую [101] зрелость, умение руководить не только боевой деятельностью войск, но и их политическим воспитанием»{137}.

«Для оценки вооруженного конфликта у озера Хасан, — отмечает К. Черевко, изучавший материалы Русского архива, — важное значение имеют выводы комиссии, созданной В. Блюхером. 28 июля он «подверг сомнению законность действий наших пограничников у озера Хасан», потребовал «немедленного ареста начальника погранучастка» и других «виновников в провоцировании конфликта с японцами». Вместо этого Блюхер был обвинен в «дезорганизации управления войсками». В 1996 г. жена Блюхера Г. Л. Блюхер сказала корреспонденту газеты «Аргументы и факты», что «...когда в конце июля 1938 г. начались бои у озера Хасан, муж старался быть на передовой, чтобы исправить то, что «накомандовал» Л. Мехлис. Тот однажды приказал атаковать «в лоб» сопку, возвышавшуюся над болотистой равниной. Страшно подумать, что случилось бы с дивизией, если бы муж не отменил приказ. Ну а потом пребывание Блюхера на передовой «объяснили» тем, что он якобы договорился с японцами, что те его не тронут. В конце августа мужа вызвали из Хабаровска в Москву». Почему мы говорим сегодня об этом? Потому, что граница не прощает ошибок. И события 1969 года на Уссури являются тому подтверждением».

Прошлая духовность, ушедший питательный слой русской военной интеллигенции возвращает к поиску смысла жизни и истокам развития культуры владения военным искусством, благодаря которым совершенствуются и укрепляются корни современности.

Мы еще мало знаем о Хасане, о павших бойцах и командирах, среди которых, по данным юных краеведов, В. Горобец, П. Носова, были наши земляки — краснотурьинцы, погибшие при защите государственной границы. «Сегодня, к глубокому сожалению, — отмечает А. П. Деревянко, — эти данные полностью не установлены, а мы должны знать их и помнить поименно»{138}. В поисковой работе [102] нашим помощником станет брошюра И. М. Нагаева «Памятка юным поисковикам...»{139}.

Подводя итог, отметим, что обращение к памяти исторического, социального прошлого и настоящего несет в себе не только мощный образовательно-воспитательный потенциал, но и обеспечивает связь поколении, их преемственность, «помогает любому обществу научно спланировать (моделировать) прогрессивное, эволюционное, гуманистическое продвижение вперед»{140}. Патриотическое воспитание молодежи на примерах военной истории России осуществляется краеведческой лабораторией при историко-производственном музее Богословского алюминиевого завода, сохраняя деяния отцов и дедов для потомства как источник подражания или предмет для размышления и извлечения исторического опыта.

Каймакова С. В., учитель географии ОУ № 2, руководитель краеведческой лаборатории при историко-производственном музее Богословского алюминиевого завода [103]

Дальше