Содержание
«Военная Литература»
Первоисточники

Примечания

{1} Фридрих Энгельс, Анти-Дюринг, Госполитиздат, 1945, стр. 156.
{2} «Морской Сборник», 1860, т. XLIX, № 10. Библиография, стр. 13–14.
{3} В Америке первые опыты по применению электричества для взрыва подводной мины были произведены в 1829 году, в Англии только в 1837 году.
{4} Такие пловучие мины назывались иногда гальваническими брандерами или просто брандерами.
{5} Александров, Исторический очерк подводных оборонительных мин. «Инженерный журнал» № 8, 1897, стр. 917.
{6} Для обороны Кронштадта на большом Кронштадтском рейде за время войны было поставлено 465 гальванических мин (в 1854 г. — 165 мин и в 1855 г. — 300 мин). Кроме того, мины были поставлены к северу от Котлина и в направлении к Лисьему Носу.
{7} Фридрих Энгельс, Анти-Дюринг, Госполитиздат, 1945, стр. 160.
{8} В. И. Ленин, Соч., изд. 4, т. 17, стр. 95.
{9} Действия турецкого флота на Дунае были также сильно скованы русскими минными заграждениями, выставленными в большом количестве на этой реке.
{10} Из сообщения капитана 2 ранга Макарова в собрании минных и других офицеров флота в Кронштадте 12 октября 1879 г. «О вооружении парохода Великий князь Константин минами и миноносными катерами».
{11} Там же.
{12} Материалы к истории минного офицерского класса и школы, СПБ, 1899, стр. 116.
{13} Там же, стр. 66.
{14} Как например, изобретение плавающих мин или исследование А. Н. Крылова о поведении мины на течении и ряд других.
{15} История ВКП(б), Краткий курс, стр. 173.
{16} Впоследствии этот крейсер был поднят русскими и переименован в Прут.
{17} ЦГАВМФ, ф. МГШ, д. 4270, л. 38.
{18} ЦГАВМФ, ф. Главного управления кораблестроения, 1917, д. 39, л. 34.
{19} ЦГАВМФ, ф. МГШ, д. 4270, л. 77.
{20} В 1916 г. капитаном 1 ранга Ковалевским была разработана «аэропланная мина заграждения».
{21} Фицтум Иван Иванович, генерал-майор, член Военно-ученого комитета. Родился в 60-х годах XVIII в., умер в 1829 г. Военное образование получил в России. В 1788 г. был зачислен в Инженерный корпус подпоручиком и затем дальнейшую службу проходил в должности преподавателя фортификации и артиллерии в артиллерийском кадетском и морском кадетском корпусах. По отзыву современников, Фицтум принадлежал к числу образованнейших офицеров своего времени.
{22} Стопин — скрученная хлопчатобумажная нить, пропитанная горючим составом (селитрой и пороховой мякотью); применялся для воспламенения зарядов пороха.
{23} Заголовок подлинного документа.
{24} В фейерверке употребляют часто средство, подобное сему... для того делают из картуза кубы, кои, будучи наполнены порохом, а потом обтянуты ниткою и будучи обмазаны клеем, произведут страшный треск, когда их зажигают. (Примечание в подлиннике).
{25} Брандскугель — зажигательный снаряд, применявшийся при гладкоствольной артиллерии; представлял собой пустотелое ядро с отверстиями, начиненное зажигательным составом.
{26} Терпентин — смолистое вещество (продукт хвойных деревьев), применяемое в составе с другими веществами для вощения парусных ниток.
{27} Линия — старинная русская мера длины =0,1 дм =2,54 мм.
{28} Под железными банками подразумеваются железные листы в виде полос.
{29} Гамалея Платон Яковлевич (1766–1817 гг.). Непременный член Государственного адмиралтейского департамента, автор целого ряда трудов по военно-морским и техническим вопросам. За свои научные труды в 1801 г. был избран почетным членом российской Академии наук и с 1808 г. действительным членом Академии. Повидимому, докладная записка, помимо адресата, была направлена автором также и академику Гамалея.
{30} Речь идет о подводной лодке, построенной в 1834 г. по проекту Шильдера, и о деревянном пароходе Отважность, отличавшемся от пароходов того времени тем, что борта его в носовой и средней частях были двойные и промежуток между ними был наполнен пробковым деревом и другими веществами, мешавшими проникновению через них снарядов. Это был первый пароход, защищенный своеобразной броней.
{31} Борис Семенович Якоби (1801–1874 гг.) — крупнейший русский ученый-академик, творец первых электромоторов и первой электромоторной лодки, изобретатель гальванопластики, создатель оригинального электромагнитного телеграфа.
{32} Контр-адмирал П. Е. Чистяков был в то время командиром 7 флотского экипажа. Помещаемое его «Мнение» рассмотрено Комитетом 6 апреля 1840 г.
{33} Шпангоутов.
{34} Здесь предполагается ударный прибор, разбивающий при ударе об него корпусом судна так называемую «власовскую трубку», предложенную адъюнкт-профессором Инженерной академии Власовым в 1826 г. и представлявшую собой стеклянную трубку с серной кислотой, заключенную в другую трубку со смесью бертолетовой соли и сахара в известной пропорции.

При разбивании трубок бертолетова соль воспламенялась от соединения с серной кислотой и вызывала взрыв порохового заряда мины. Впоследствии эти приборы были усовершенствованы Якоби, и мины, снабженные такими приборами, получили название «пиротехнических мин».

{35} Комитет о пароходах, или как его еще называли — Пароходный комитет, был учрежден в 1842 г. для более успешного развития военного судостроения в России. В 1856 г. этот Комитет был упразднен с передачей своих функций Кораблестроительному техническому комитету. Пароходному комитету было предписано заняться также вопросами применения мин в морском деле. В 1837 г. эти вопросы были поручены специально созданному Комитету о минах (см. раздел III.)
{36} Очевидно, что Николаю I демонстрировали ту материальную часть минного оружия и показывали те опыты, которые уже были в полной мере освоены и в отношении успешности которых не было никаких сомнений.

Таким образом, по этим опытам можно судить о реальной боевой ценности русского минного оружия в тот период.

{37} Подразумевается прохождение своего корабля.
{38} Для этих опытов назначен был пароходо-фрегат Богатырь.
{39} Вице-адмирал Л. Л. Гейден управлял Инспекторским департаментом Морского министерства (1848–1855 гг.).
{40} Эти документы не обнаружены.
{41} Зарядные камеры.
{42} Прибор для измерения очень слабых электрических токов.
{43} Эполемент — земляное укрытие, предназначавшееся для обеспечения фланговых орудий батареи.
{44} Штабс-капитан В. Г. Сергеев в 1844 г. был назначен заведующим гальванической командой при Гренадерском саперном батальоне. Много работал по применению гальванизма к подводному минному делу. Во время Крымской войны руководил оборонительными минными работами у Свеаборга.
{45} На подлинном документе пропуск.
{46} Инженер-генерал И. И. Ден занимал с 27 февраля 1854 г. должность Кронштадтского военного генерал-губернатора.
{47} Вырезка хранится в Центральном Государственном архиве Военно-Морского Флота.
{48} Гальванические мины, поставленные в 1855 г. в количестве 44 штук на рейде у крепости Свеаборг, были изготовлены и установлены под руководством заведующего гальванической командой Гренадерского саперного батальона штабс-капитана Сергеева. Корпус мины был деревянный, формы бочки и вмещал заряд в 3 пуда пороха. Причина неудачного взрыва мин на значительном расстоянии от кораблей англо-французской эскадры, не причинившего им повреждений, объяснялась: во-первых, плохим из-за спешки и недостатка материалов изготовлением соединительных приборов (см. описание прибора — док. № 36, рис. 19), особенно в местах их укупорки, и, во-вторых, повреждениями, которые были нанесены минам при их спешной и неудобной постановке. В результате вышесказанного в большинство соединительных приборов попала вода и замкнула цепь прибора с запальным устройством мины. При появлении кораблей противника в районе минного заграждения и при включении береговой гальванической батареи в цепь мин, последние взрывались преждевременно, чего не случилось бы при исправности соединительных приборов (так как в этом случае мины взрывались бы только при ударе корпусом корабля по соединительному прибору), и англо-французская эскадра не досчиталась бы нескольких кораблей.
{49} Барон Базанкур. «Крымская экспедиция. Французский флот на Черном море и на Балтике». 2 т. Париж, 1858, стр. 336, 338–340.
{50} Из письма контр-адмирала Пено французскому морскому министру.

11 июня 1855 г.

...»В этот раз я подумал, что Merlin получил брешь и затонет в недалеком будущем, таким образом, я был весьма удивлен, когда узнал, что течь весьма незначительна. Главное воздействие машины сказалось на части судна, укрепленной железной балкой, которая согнулась, но оказала достаточное сопротивление, чтобы поддержать орудия на борту судна и остов судна. Взрыв был настолько сильным, что находившийся на дне трюма и укрепленный крюками железный ящик с 300 кг сала был сорван со стены и отброшен более чем на три фута на середину судна». (Примечание в подлиннике).

{51} Благодаря малому заряду, находившемуся в первых образцах русских мин, повреждения подорвавшихся на них кораблей были не так серьезны. Однако моральное воздействие этих взрывов было достаточно велико и в известной мере сковывало действия англо-французской эскадры.
{52} Слово не разборчиво.
{53} Подобные стеклянные мины применялись во время гражданской войны в Америке 1861–1865 гг. Принцип действия их был заимствован с вышеуказанных стеклянных соединительных приборов.
{54} Нобель — иностранец, имел завод для изготовления мин. Мины, изготовленные на его заводе, обладали невысокими качествами.
{55} В мине г. Якоби было 27 фунт, пороха, а в мине Давыдова вместилось только 24 фунта. (Примечание в подлиннике.)
{56} Взрыв мин Нобеля происходил от воспламенения смеси бертолетовой соли с серной кислотой. Последняя была заключена в стеклянную трубку, разбивавшуюся при ударе корабля по мине. Этот прибор был усовершенствован профессором Якоби, и практически от первоначального предложения Нобеля ничего не осталось.
{57} См. документ № 43.
{58} Генерал-майор С. И. Зеленой, непременный член Морского ученого комитета. Известный ученый гидрограф.
{59} Комитет о минах под председательством Ф. П. Литке существовал с 1857 г. по 1869 г.

В состав комитета входили лица из различных ведомств, не освобожденные от своих прямых служебных обязанностей, и поэтому комитет собирался в полном своем составе редко и случайно. Собственных средств для проведения испытаний комитет не имел, и вся его деятельность ограничивалась рассмотрением отчетов испытаний по усовершенствованию гальванических мин, проводившихся инженерным ведомством, и испрашиванием у Морского министерства пловучих средств для производства этих работ.

{60} Письмо в сборнике не помещено.
{61} Под торпедо Якоби подразумевал ударные (пиротехнические) мины, не связанные проводами с установленными на берегу батареями и могущие быть использованными как на якорях в виде стационарного минного заграждения, так и в виде плавающих мин.
{62} См. документ № 46 — Описание мины Яхтмана.
{63} См. рис. 18.
{64} Под упоминаемыми в данных документах котлами следует понимать корпуса мин. Предложение Короткова имело большое практическое значение. Впоследствии инженерное ведомство перешло на изготовление корпусов мин из железных оцинкованных листов
{65} Адмирал Ф. П. Врангель — управляющий Морским министерством (1855–1857 гг.).
{66} Штабс-капитан Шталь — член Комитета о минах.
{67} Подразумевается положительная пловучесть.
{68} Гальваническая батарея, в которой пространство между пластинами (медными и цинковыми) заполнялось мелким песком, смоченным слабым раствором серной кислоты.
{69} См. рис. 26.
{70} Разъединителем называли прибор, изолирующий после взрыва мины подведенный к ней конец проводника.
{71} Далее в тексте идет детальное описание повреждении систерн, перечисляющее все разрывы, вмятины, трещины и погнутости.
{72} Т. е. в которой электричество возбуждается трением двух гутаперчевых кружков об амальгамированные пластинки. (Примечание в подлиннике.)
{73} Приводимые Г. И. Бутаковым цифры «4 999 миль» точно так же, как «3 тысяч миль» и «300 миль» в предыдущем опыте (опыт 2) явно не соответствуют уровню развития электротехники того времени и являлись рекламными и голословными утверждениями американского «ученого» Мори. Электротехника того периода не могла решить задачу воспламенения запалов мин на такие громадные расстояния в реальных условиях, как это «демонстрировал» в кабинете Мори.

Выдающийся русский ученый, крупнейший электротехник того времени Б. С. Якоби осуществлял взрыв мины на расстоянии 2–3 верст.

{74} Это предложение «в знак признательности» оказалось самым настоящим «бизнесом». Компаньон капитана Мори — Гольмс, — который вел «деловую» часть переговоров, потребовал за это предложение кругленькую сумму.
{75} Председатель генерал-майор Вансович, члены: контр-адмирал Таубе, капитан 1 ранга Аболешев, полковник Пестич, капитан Черниловский-Сокол, штабс-капитан Ткаченко и поручик Конюхов. Сообщено военному министру 13 апреля за № 11. (Примечание в подлиннике.)
{76} Этот проект положения в сборнике не помещен.
{77} Ввиду отсутствия документов, обобщающих вопрос о развитии минного оружия, составители вынуждены были в данном случае, как и в ряде других, включить в сборник выдержки из отчетов по Морскому министерству. Отчеты эти, разумеется, не должны создавать никаких иллюзий о прогрессивной роли аппарата Морского министерства, о заботе его в деле развития русской новаторской мысли в области минного оружия. В них лишь фиксируется то новое, что усилиями русских новаторов пробило стену косности, рутины, угодничества перед западными «авторитетами», оправдало себя на практике и стало жизненно необходимым для дальнейшего развития русского флота.
{78} Речь идет о шестовых минах. Первенство вооружения судов шестовыми минами принадлежит русскому флоту. 13 сентября 1862 г. в Кронштадте был сделан первый опыт взрыва мины с корабля. Для этого канонерская лодка Опыт была вооружена «шпиронным шестом», который выдавался впереди форштевня на 20 футов. На конце шеста помешался заряд в 3 пуда артиллерийского пороха. Мина была взорвана в присутствии комиссии под председательством контр-адмирала Г. И. Бутакова. Заключение этой комиссии, признавшей, что с корабля без всякого для него вреда может быть взорван минный заряд, и положило начало к введению шестовых мин на вооружение кораблей русского флота.
{79} Это положение вошло в «Краткие правила для судов, вооруженных минами».
{80} Из переданных морскому ведомству пиротехнических (ударных) мин наибольший интерес представляли мины Давыдова и Яхтмана, описания которых помещены в настоящем сборнике (док. № 45 и 46). Остальные же мины — Андре, Андреевского и Попова — принципиально ничем не отличались от мин Давыдова и Яхтмана, являясь лишь некоторым видоизменением их.
{81} Положение о Минном офицерском классе и Минной школе для нижних чинов было объявлено приказом генерал-адмирала 30 января 1875 г. за № 15.
{82} А. А. Пещуров — директор канцелярии Морского министерства.
{83} Крикун 30 т., Дочка 20 т., Аккерман 15 т., Болтун 15 т., Цакни 14 т. и Внучек 10 т, В случае же временного пользования — за день Крикун 100 руб., Дочка 80 руб., а остальные по 75 руб. без команды и материалов. (Примечание в подлиннике.)
{84} Генерал от артиллерии Баранцов был товарищем генерал-фельдцейхмейстера в. к. Михаила Николаевича, а фактически управлял артиллерией русской армии.
{85} Приложение, как не имеющее непосредственного отношения к минному делу, в сборнике не дается.
{86} Название корабля, в данном случае миноносного катера, высылаемого вперед для разведки.
{87} Выгруженного с судов балласта. (Примечание в подлиннике.)
{88} Название якорей мин.
{89} Военно-морской агент в Германии.
{90} Предохранитель, обеспечивающий безопасность постановки мин и приводящий ее в опасное положение по прошествии некоторого времени, после того как растает специальное тающее тело, вставляемое в предохранитель.
{91} Постройка в России пироксилинового завода началась в 1879 г., и с декабря 1881 г. завод начал выпускать пироксилин, нисколько не уступавший; по своему качеству немецкому и английскому (см. док. № 101).
{92} Гальваноударные мины.
{93} Под «набросками» надо понимать «постановки» мин.
{94} Русское общество пароходства и торговли.
{95} О числе мин, поставленных в Керчи, сведений у нас под рукою, к сожалению, не имеется. (Примечание в подлиннике.)
{96} В настоящем сборнике по минам заграждения не приводятся документы, освещающие развитие в России так называемых судовых мин (шестовых и буксируемых), которые являлись первым этапом, приведшим к появлению самодвижущихся мин-торпед. История развития торпедного оружия в русском флоте является вопросом самостоятельного и серьезного исследования.

В то же время при подборе для сборника документов по периоду русско-турецкой войны 1877–1878 гг. составители сборника сочли необходимым хотя бы в одном документе показать героизм моряков-черноморцев (офицерского и рядового состава), сумевших ничтожными средствами — катерами, вооруженными шестовыми и буксируемыми минами, — парализовать деятельность мощного (по тому времени) броненосного турецкого флота. Таким документом, наиболее полно освещающим как состояние и развитие средств вооружения судов и катеров, так и использование миноносных катеров в войну 1877–1878 гг., было выбрано сообщение в Минном офицерском классе о действиях парохода активной обороны Великий князь Константин под командой лейтенанта С. О. Макарова, сделанное капитан-лейтенантом Зацаренным, являвшимся непосредственным участником пяти минных атак из девяти, имевших место в ту войну.

{97} Имеется в виду сообщение капитана 2 ранга Макарова, сделанное им 12 октября 1879 г. в Минном офицерском классе о вооружении парохода Великий князь Константин минами и миноносными катерами.
{98} Мина Гарвея принадлежала к типу буксируемых мин. При движении корабля давлением воды на корпус мины она отводилась от борта буксирующего ее корабля. При боевом использовании мины травился буксир, и она углублялась от поверхности воды в пределах до 8 фут. (в зависимости от длины вытравленного буксира). Взрывалась мина при ударе о борт корабля.
{99} Буксирные шестовые мины, называвшиеся сокращенно буксирные шесты, были предложены адмиралом А. А. Поповым и составляли главное вооружение парохода Великий князь Константин (исключая минные катера).

Буксирная шестовая мина представляла собой два жестко соединенных шеста. Верхний шест служил для пловучести и все время находился на поверхности воды; нижний шест был подвешен к верхнему и был на постоянном углублении 6–8 фут. На концах нижнего шеста были закреплены мины с ударным замыкателем. Буксирные шестовые мины могли использоваться с кормы или бортов. Во время хода корабля, вооруженного буксирными шестами, от создаваемого давления воды на верхний шест (имевший соответствующую форму сечения) буксирная шестовая мина отводилась от кормы или борта и шла под углом около 40° к диаметральной плоскости корабля.

{100} X. И. Трумберг — поручик корпуса морской артиллерии, с 1874 г. преподаватель минной школы в Кронштадте.
{101} Один из видов контактных приборов, служивших для взрывания мин. В 1880 г. были заменены шлюпочными коммутаторами.
{102} Не следует смешивать бросательные мины парохода Великий князь Константин с теперь употребляющимися бросательными минами. Мины парохода были те же подкильные и назывались бросательными лишь тогда, когда почему-либо их не подводили под киль, а бросали на пути идущего судна и взрывали с катера (по проводнику), когда судно приходило на мину или подтягивало ее. (Примечание в подлиннике.)
{103} Капитан 2 ранга Макаров в своем сообщении, сделанном 12 октября 1879 г. (на которое ссылается капитан-лейтенант Зацаренный), так описывал действие подкильными и крылатыми минами: «...Я предложил иметь два цилиндра: один, заряженный пироксилином, а другой пустой. Первый буксируется шлюпкой, другой привязывается оттяжкою к первому. Шлюпка идет вдоль борта неприятеля, буксируя мину и поплавок; поравнявшись с фокмачтой. на катере; начинают травить буксир, проходят под кормой и убегают. Когда весь буксир, которого должно быть около 60 саж., будет вытравлен, тогда катер, обогнув корму, будет уже на значительном расстоянии от судна. Проволочный буксир в это время успеет потонуть ниже дна судна, и когда катер начнет затягивать буксир, то он потянет мину прямо под дно атакуемого судна....

Когда мина таким образом подтянута под дно всею силою катера, то она плотно прилегает к судну и затем может быть взорвана... Еще раньше начала войны я стал приспосабливать ту же мину с таким устройством, чтобы возможно было подводить их под киль по способу Гарвея. Я хотел применить настоящие мины Гарвея на катерах, но они оказались так тяжелы, что у катера нехватало силы заставить их отходить. Малые мины Гарвея вмещали в себя чересчур малый заряд пироксилина. После нескольких опытов над болванками выработалась мина, которая вмещала в себя полный боевой заряд пироксилина, весила только 3 1/2 пуда, легко отходила от борта и могла быть маневрируема катером...»

(О вооружении парохода Великий князь Константин минами и миноносными катерами, «Известия Минного офицерского класса», 1879 г., 1 выпуск, стр. 18–49).

{104} Азаров Н. Н. (1852–1890) — один из выдающихся новаторов минного оружия в русском флоте. Изобретатель автоматического (штерто-грузового) способа постановки мин на заданное углубление, названного Азаровым «автоматическая вьюшка», прицела для торпедной стрельбы и др. Мичман Азаров в 1876 г. окончил Минный офицерский класс в Кронштадте (2-й выпуск). В 1 879 г. произведен в лейтенанты. 1880–1883 гг. плавал в должности командира на миноносцах минного отряда Черного моря. Позднее командовал миноносцами в Учебно-минном отряде Черного моря. В 1889 г. произведен в капитаны 2 ранга с увольнением от службы по болезни и в 1 890 г. умер. В связи с его смертью управляющий Морским министерством адмирал Чихачев, ходатайствуя об увеличении пенсии семье Азарова, писал министру финансов: «...в ряду лиц, которые поставили минное дело у нас на современную степень его развития, ранее чем в каком-либо из иностранных флотов, капитану 2 ранга Азарову принадлежит одно из первых мест, так как он был изобретателем нескольких приспособлений, получивших самое полезное практическое применение; причем бывший главный командир Черноморского флота вице-адмирал Пещуров в свое время свидетельствовал, что беспримерное усердие и увлечение Азарова в избранной им специальности и службе вообще было непосредственной причиной его болезни». (Общий морской список, часть XIII, стр. 36, 37.)
{105} Автоматическая вьюшка, действовавшая на гидростатическом принципе, была предложена С. О. Макаровым в 1882 г. и предназначалась для того, чтобы мина, сброшенная со своим якорем на воду, автоматически становилась на заранее заданное ей углубление. Вьюшка с навитым на нее минрепом и мертвым стопором крепилась под сфероконической миной на место треноги (рис. 38). Боковая поверхность одной из щек вьюшки АА (рис. 37) имела зубцы, которые сцеплялись с зубчатым колесом Е, имевшим ось вращения О: на эту ось надевался и крепился ключ Ж вместе с пластиной F, Внутри барабана вьюшки помещался осевой стержень С с надетыми на него пружиной и диском а. Этот диск посредством тонкого резинового кольца герметически закрывал коробку l. Полость барабана D заполнялась водой. При погружении мины давление воды на диск увеличивалось и когда становилось больше упругости пружины, то стержень С убирался внутрь барабана вьюшки и освобождал ключ, давая тем самым возможность вьюшке вращаться. При подъеме мины и уменьшении давления на диск стержень, наоборот, выдвигался из барабана и стопорил ключ. При постановке мина увлекалась падающим на дно якорем только до той глубины, на которой давление воды на диск достаточно было, чтобы сжалась пружина и освободился ключ. С этого момента минреп разматывался совместным действием веса якоря и положительной пловучестью корпуса мины. Каждый раз, когда мина несколько уменьшала углубление (всплывала), вращение вьюшки стопорилось, и якорь снова увлекал мину вниз. После нескольких колебаний мина устанавливалась на такое углубление, которое определялось упругостью пружины и площадью диска а. Мертвый стопор Н изготавливался из куска сухого дерева с отверстием посредине для прохода минрепа. Вскоре после постановки мины дерево разбухало и намертво зажимало минреп. Несмотря на ряд испытаний, продолжавшихся до 1886 г., предложенный Макаровым способ не был принят главным образом по причине сложности для того времени изготовления вьюшки и вследствие того, что Азаров предложил более простое устройство.
{106} На журнале резолюции председателя Морского технического комитета и управляющего Морским министерством о согласии.
{107} Автоматическая вьюшка Максимова, предложенная им в 1883 г., имела такие же стопорные устройства, как и вьюшка Азарова, но отличалась от нее тем, что крепилась к нижней части мины (вместо треноги, как и вьюшка Макарова) и вместо стопорного груза к рычагу на штерте прикреплялся буек. Минреп коренным концом был укреплен на барабане вьюшки, а в его другой конец ввязывался якорь в виде чугунного груза. Когда подобная система сбрасывалась в воду, то мина увлекалась якорем на глубину, так как вьюшка была застопорена рычагом и минреп не мог разматываться. Буек плавал на поверхности воды. Когда мина углублялась настолько, что вытягивался штерт буйка, то последний своей пловучестью поднимал стопорный рычаг, тем самым освобождал вьюшку, и минреп начинал разматываться до тех пор, пока якорь не касался грунта. Тогда мина благодаря своей пловучести устремлялась кверху, и, как только ослабевал штерт буйка, стопорилась вьюшка, и мина устанавливалась на углублении, равном примерно длине штерта буйка.

Буек делался из парусины с отверстиями для того, чтобы тонуть по прошествии заданного промежутка времени.

Вьюшка Максимова, несмотря на положительные результаты испытаний, не была принята у нас на вооружение, так как, по мнению специалистов того времени, имела Два основных недостатка: 1) уменьшала положительную пловучесть мины, так как крепилась к ее корпусу, и 2) требовался большой буек, увеличивавший общий объем мины и усложнявший ее использование.

Основной же причиной было то, что у нас был принят более простой способ Азарова.

{108} В своем письме из Парижа от 31 марта (12 апреля) 1883 г. вице-адмирал Лихачев сообщает о брошюре, рекламирующей мину Пиетруски, и о том, что Франция и Австрия приобрели себе эти мины.
{109} В настоящем сборнике она не дается.
{110} В своем предложении компаньон изобретателя Пиетруски признает, что русский флот уже обладает собственными минами, и потому, не претендуя на авторское вознаграждение, лишь предлагает взять на себя поставку для русского правительства определенного количества мин системы Пиетруски, которые изготовлялись на заводе в Берлине.

Самое предложение, имеющее коммерчески-рекламный характер, в сборнике не помещено.

{111} Мина лейтенанта Сантананеева значительно превысила живучесть первого образца сфероконической мины Герца. Перенеся запальный стакан внутрь корпуса мины, Сантананеев тем самым убрал также внутрь корпуса проводники, которые соединяют колпаки с гальваническими батареями с запальным стаканом. В минах Герца эти проводники шли снаружи корпуса мины к запальному стакану, который вставлялся снизу корпуса мины со стороны треноги, и часто повреждались, особенно при постановках мин.
{112} Контрмины — одно из средств борьбы с минами, применявшееся до русско-японской войны. Оно заключалось в том, что при помощи гальванических мин в минном заграждении проделывали проход для форсирования заграждения крупными кораблями.
{113} Механический разобщитель — устройство, при помощи которого можно было заставить всплывать на поверхность поставленные на автоматических якорях ударные мины. Идея этого устройства заключалась в том, что при помощи специального конца и устройства на якоре производилось нажатие на щеколду; вьюшка освобождалась, и мина свободно всплывала, разматывая минреп.
{114} Заграждение против миноносок предусматривало ограждение якорных стоянок крупных кораблей (в первую очередь броненосных судов) от атак их миноносками.
{115} Способ соединения двух (или более) мин пловучим тросом, предложенный в 1884 г. капитаном 1 ранга Диковым и значительно увеличивающий вероятность встречи с миной при уменьшении количества мин на заграждаемую ширину, был у нас, к сожалению, со временем забыт; только спустя почти 60 лет, во время 2-й мировой войны этот способ был применен немцами, использовавшими русский опыт, к малым минам против малых кораблей-катеров.
{116} Подобные заграждения трудно видеть не только ночью, но даже и днем, если буйки окрашены под цвет воды (Примечание в подлиннике).
{117} Мина образца 1887 г. со съемной вьюшкой, прикрепленной к нижней части корпуса сфероконической мины (вместо треноги), и с буйком разработана по проекту, предложенному в 1883 г. лейтенантом Максимовым (рис. 39).
{118} Опыты не были окончены в отчетном году. (Примечание в подлиннике.)
{119} Н. М. Чихачев — управляющий Морским министерством.
{120} Разъединителями, или соляными контактами, назывались приборы, обеспечивающие безопасность при обращении с миной во время постановки и приводящие ее в боевое положение (замыкая контакты цепи) через промежуток времени таяния специального состава, вставляемого в разъединитель. В качестве такого состава впоследствии был принят сахар, почему позднее эти приборы получили название сахарного разъединителя.
{121} Шаровая форма корпуса мины была принята с 1891 г. как по соображениям более простой выделки (корпус такой мины состоял из двух отштампованных и затем склепанных половин), так и вследствие большего их объема по сравнению со сфероконическими минами (при одинаковых наибольших размерах). Последнее позволило увеличить вес заряда до 3,5 пуда против 2 пудов в прежних минах.
{122} На журнале резолюция управляющего Морским министерством о согласии.
{123} Не считая 600 мин, признаваемых не пригодными для боевой цели по устарелости типа и малой величине заряда. (Примечание в подлиннике.)
{124} Мина заграждения образца 1898 г. (рис. 46) была лучшей гальваноударной миной того времени. Ее конструкция являлась результатом творчества лучших новаторов-минеров русского флота того периода — Сантананеева, Федорова, Гаврилова, Купреянова и др., создавших за сравнительно короткое время (1 880–1 898 гг.) образец мины, с успехом применявшейся русским флотом в русско-японской войне 1904–1 905 гг.

Взрыв запала мины образца 1898 г. происходил от образования гальванического тока в цепи запала, когда сминался свинцовый колпак и разбивались склянки с жидкостью (9 весовых частей воды, 4 весовые части крепкой серной кислоты и 1 весовая часть хромпика). Безопасность при обращении и постановке достигалась у этих мин перерывом цепи запала посредством сахарного разъединителя. Зарядная камера вмещала в себя около 3,5 пуда пироксилина (влажность от 12 до 20%).

{125} До предложения мастером минной лаборатории минным кондуктором Ф. Ф. Скрябиным гидростатического разъединителя, названного им контактом, безопасность обращения с миной во время ее приготовления и постановки обеспечивалась сахарным или соляным разъединителем. Однако этим разъединителем полная безопасность не достигалась. При преждевременном попадании воды в разъединитель сахар таял, мина становилась опасной и при случайном разбивании колпака во время постановки могла взорваться. Предложение минного кондуктора Ф. Ф. Скрябина имело целью ввести, кроме сахарного разъединителя, дополнительный предохранительный прибор в виде гидростатического контакта, замыкающего цепь и делающего мину опасной только после прихода ее на заданное углубление, т. е. когда она уже будет безопасной для ставящего ее корабля.

Идея Ф. Ф. Скрябина впервые была осуществлена (с небольшими конструктивными изменениями) в минах образца 1906 г. и в дальнейшем широко применялась почти во всех образцах мин.

{126} При прорыве резинового диска контакт должен разомкнуться и мина стать безопасной. По мнению Скрябина, это должно произойти тогда, когда мина во время постановки потонет.
{127} Коромысло, предложенное минным кондуктором М. Н. Курловым и получившее название «коромысло Курлова», служило для автоматической постановки мин с минных плотиков при помощи стрелы. Коромысло М. Н. Курлова подвешивалось на гак мин-горденя. На конец коромысла 1 (рис. 48) подвешивалась за рым мина, а на другой конец 2 за стройку — якорь. При стравливании мин-горденя до воды мина вследствие своей пловучести освобождалась от коромысла, а якорь после этого соскальзывал. Коромысло М. Н. Курлова явилось улучшением применявшегося до этого коромысла Азарова.
{128} При помощи стрел и минбалок.
{129} Имеется в виду способ постановки мин, предложенный лейтенантом В. А. Степановым (рис. 52 и 53).
{130} На журнале резолюция управляющего Морским министерством о согласии.
{131} См. док. № 105.
{132} В рапорте Дейчмана (документ № 135) сказано, что отвинтить пулемет предлагал Мельников.
{133} В действительности мины были поставлены на 2–3 мили дальше от Порт-Артура. Район постановки мин был очень точно выбран командиром Амура в результате его наблюдений за маневрированием японской эскадры (документ № 136).
{134} Предположение Дейчмана о том, что это был японский крейсер типа Асама, не соответствует действительности. На самом деле он мог видеть один из японских кораблей, подорвавшийся на русской мине во время производившегося японцами траления в этом районе в период с 29 апреля — 1 мая.
{135} За это изменение указанного штабом места постановки мин, имевшее столь удачный результат, командир Амура получил от адмирала выговор.
{136} Ударный замыкатель Матиссена имел широкое применение сначала в гальванических и позднее в гальваноударных минах иностранных образцов и представлял собой развитие шарикового замыкателя Б. С. Якоби. У нас сделали попытку применить замыкатель Матиссена в небольшом количестве мин образца 1905 г., но быстро отказались от него, так как был разработан свой ударно-механический прибор, по тактическим свойствам более совершенный, чем ударный замыкатель Матиссена.
{137} Испытания с ударным замыкателем А. Евгениева, несмотря на положительный отзыв А. Н. Крылова, не были доведены до конца.
{138} Разработка и принятие на вооружение якоря-тележки, т. е. якоря, в котором свободно укладывалась мина, позволили осуществить наиболее простой и очень удобный способ постановки мин с кораблей (по идее, предложенной лейтенантом Угрюмовым), испытанный еще в 1898 г., а именно — применить для постановки мин проложенный по палубе рельсовый путь и забортные скаты (документ № 133).
{139} Мина заграждения образца 1906 г. принадлежала к типу гальваноударных мин и являлась дальнейшим развитием мины образца 1898 г. Взрыв запала в этой мине происходил от образования гальванического тока в цепи запала, когда сминался свинцовый колпак и разбивались склянки со специальной жидкостью. Безопасность при обращении и постановке достигалась у этих мин перерывом в цепи запала при помощи гидростатического и сахарного разъединителей.

Зарядная камера листового оцинкованного железа лучшего качества вмещала в себя заряд влажного (от 12 до 20%) пироксилина 3,5–4 пуда в форме шашек.

{140} Подробные указания, как производить ту и другую поверку исправности мин, будут разработаны в особой инструкции для новых мин. (Примечание в подлиннике.)
{141} Мина заграждения образца 1908 г. принадлежала к типу гальваноударных мин и являлась дальнейшим развитием мины образца 1906 г., от которой имела незначительные конструктивные отличия. Главные отличия заключались в том, что мины образца 1908 г. снаряжались толом; вес заряда в этих минах был от 4 до 4,5 пуда; чашка якоря мин образца 1908 г. имела 4 роульса, вместо 2 роульсов у якоря мин 1906 г.
{142} См. док. № 141.
{143} См. док. № 142.
{144} Мина образца I 905 г. принадлежала к типу гальваноударных мин с шаровым корпусом без колпаков. Взрыв запала в этой мине происходил от гальванического тока в цепи запала при ударе корабля о мину, причем ток от батареи сухих элементов замыкался особым прибором — замыкателем Матиссена. Безопасность при обращении и постановке достигалась у этих мин перерывом в цепи запала при помощи часового механизма и сахарного разъединителя. Зарядная камера этой мины вмещала в себе заряд влажного пироксилина от 3 до 4,5 пуда. От этих мин вскоре отказались из-за их недолгой живучести, определяемой сроком службы батареи, а главным образом вследствие недостатка замыкателя Матиссена и сложности его регулировки. На практике регулировка приборов Матиссена часто нарушалась, вследствие чего часть мин становилась нечувствительной к ударам судов, другие же взрывались от волны.
{145} Мины заграждения образца 1909 г. принадлежали к типу механических ударных мин. Их корпус был шаровой формы. Взрыв запала происходил от действия ударного прибора и спуска бойков при ударе судна по мине, причем механически разбивались капсюли. Мины заряжались 4–8 пудами тола.

Безопасность при обращении и постановке достигалась у этих мин при помощи особых механизмов в ударном приборе, в числе которых имелся гидростатический предохранитель, действовавший от давления воды. Как якоря этих глин, так и способ постановки были такими же, как и у мин образца 1908 г.

{146} Проект всплывающей мины, предложенный минным кондуктором В. Я. Доскиным, был осуществлен в мине образца 1912 г. К сожалению, не удалось разыскать чертежи мины Доскина для того, чтобы можно было точно установить, что из его предложения заимствовано в конструкции всплывающих мин.
{147} См. док. № 143.
{148} Ударно-механическая мина заграждения образца 1912 г. представляла собой тип «всплывающей мины заграждения». Существенное отличие мин образца 1912 г. от мин предыдущих образцов заключалось в том, что постановка мины на требуемое углубление выполнялась не автоматическими механизмами якоря, погружающими мину с поверхности воды до желаемого углубления (штерто-грузовой способ Азарова, принятый во всех предшествующих образцах русских мин), а достигалась действием гидростатического прибора самой мины.

Постановка мины образца 1912 г. производилась следующим образом: мина, принайтовленная стропками к своему якорю, сбрасывалась в воду. В таком положении мина погружалась на дно вместе с якорем, не отделяясь от него, после чего или благодаря действию часового механизма, или под влиянием заменяющего последний сахарного разъединителя она через установленный промежуток времени разобщалась от своего якоря, всплывала и становилась на заданное углубление.

Промежуток времени, по прошествии которого мина должна отделиться от якоря, при наличии часового механизма в первых образцах колебался от 5 мин. до 2 час. 30 мин. Взрыв этой мины происходил так же, как и мины образца 1909 г., от действия ударного прибора и спуска бойков при ударе судна по мине, отчего механически разбивались капсюли.

Безопасность при обращении и постановке достигалась у этих мин посредством механизмов, имевшихся в ударном приборе.

Заряд мины составлял 100 кг (около 6 пудов) тротила или сплава тротила с мелинитом.

{149} Р. Н. Фролов был преподавателем Минного офицерского класса.
{150} Командованием флота было возбуждено ходатайство о снабжении флота минами С. А. Калчева. Но из-за отсталости промышленности царской России мины этого образца изготовлены не были.
{151} Минами Уайтхеда назывались торпеды. Торпеда была изобретена И. Ф. Александровским, но царские чиновники не дали возможности изобретателю закончить своей работы над усовершенствованием торпеды, несмотря на хорошие результаты предварительных испытаний, и, рабски преклоняясь перед иностранной техникой, приобрели для русского флота торпеды Уайтхеда, запатентованные лишь через год после официального заявления И. Ф. Александровского о своем изобретении.
{152} Первый подводный заградитель Краб был построен только в 1915 г. и имел следующие основные элементы: водоизмещение 500 т (надводное); скорость хода (полная) надводная — 12 узл.; подводная — 7 узл.; торпедное вооружение — два 450-мм аппарата; минное — 60 мин.
Список иллюстраций