Содержание
«Военная Литература»
Первоисточники
Раздел VIII.
Развитие русских мин в период между русско-японской и Первой мировой войнами

1. Усовершенствование русскими минерами мин и способов их постановки на основе опыта войны 1904–1905 гг.

№ 138. 1905 г. декабря 16. — Из отношения главного инспектора минного дела заведующему опытовым судостроительным бассейном подполковнику А. Н. Крылову об оказании содействия при испытании замыкателей мин заграждения

Для выяснения качеств различных замыкателей мин заграждения Минный отдел Технического комитета просит ваше высокоблагородие оказать содействие... для производства испытания нескольких типов таких приборов, которые будут доставлены в бассейн, в смысле чувствительности их к удару сравнительно с нашими колпаками, и по возможности выяснить те требования, которые должны быть предъявлены для испытаний подобных приборов при приеме, в частности замыкателей Матиссена{136}.

За главного инспектора минного дела (подпись).

Ф. МТК, мин. отд., 1905 г., д. 37, л. 107. Отпуск. [289]

№ 139. 1906 г. февраля 17. — Из рапорта заведующего опытовым судостроительным бассейном главному инспектору минного дела об испытании чувствительности замыкателя Матиссена к ударам по мине

Во исполнение предписания вашего превосходительства от 16 декабря 1905 г. за №2019 в Опытовом бассейне произведено... испытание чувствительности замыкателя Матиссена к ударам по мине.

Этот замыкатель оказался чрезмерно чувствительным, так как замыкание происходит даже при легких ударах, сообщавших мине скорость не более одного узла. Регулировка чувствительности замыкателя при сохранении его конструкции невозможна. Поэтому в бассейне выработан тип замыкателя, могущего быть гальваноударным, а также и просто ударным, и притом с возможностью легкого регулирования чувствительности в весьма широких пределах.

По окончательном изготовлении этого замыкателя он будет представлен вашему превосходительству для зависящих распоряжений.

И. д. заведующего бассейном подполковник Крылов.

Резолюция главного инспектора минного дела: «Уведомить завод Парвиайнен, что выделка замыкателей Матиссена должна быть приостановлена. Подпись. 18 февраля 1906 г.».

Ф. МТК, мин. отд., 1905 г., д. № 37, л. 112. Подлинник.

№ 140. 1906 г. марта 17. — Рапорт заведующего опытовым судостроительным бассейном главному инспектору минного дела о результатах испытания старых замыкателей для мин заграждения и об изобретении машинистом А. Евгениевым замыкателя новой конструкции

Во исполнение предписания от 16 декабря 1905 г. за № 2019 в Опытовом бассейне произведено испытание замыкателей для мин заграждения.

Сущность этого испытания состояла в том, что мина, подвешенная на минрепе длиною около 30 фут., подвергалась удару тяжелой (весом около 30 пудов) бабы, и определялась по отклонению мины скорость, получаемая ею при ударе. В замыкатель вводился пороховой запал, взрыв которого и указывал, подействовал ли замыкатель или нет.

Оказалось, что Матиссеновский замыкатель действовал уже при скорости около 1 узла, но при этом он взрывал запал и при качке [290] мины без удара по ней посторонним тяжелым предметом. Это обстоятельство побудило признать чувствительность этого замыкателя чрезмерной, и было решено выработать новый тип замыкателя.

Служащий в бассейне машинистом запасный ефрейтор электротехнической роты Александр Евгениев предложил при этом замыкатель новой конструкции и выполнил его.

При предварительных испытаниях этого замыкателя в присутствии вашего превосходительства его действие оказалось вполне удовлетворительным, ввиду чего во исполнение приказания вашего превосходительства Евгениевым исполнен замыкатель его системы в окончательно выработанной форме, могущей служить образцом для массового их изготовления. Этот образец при сем имею честь представить.

К сему считаю долгом присовокупить, что вся работа и изобретение этого типа замыкателя выполнена Евгениевым совершенно самостоятельно, и так как он служит в бассейне по вольному найму, то в случае массового изготовления замыкателей его системы я считал бы справедливым установить определенную в его пользу премию за каждый экземпляр, как то вообще принято по отношению к частным лицам {137}.

И. д. заведующего бассейном подполковник Крылов.

Резолюция главного инспектора минного дела: «Прошу заключения членов минного отдела о возможности ввести этот прибор в мины. Подпись.

17 марта».

Помета: «Три образца замыкателей Евгениева представлены в Комитет и будут посланы на Уч(ебно)-минный отряд вместе с новыми минами для испытания. Подпись».

Ф. МТК, мин. отд., 1905 г., д. 37, лл. 121, 122. Подлинник.

№ 141. 1906 г. ноября 10. — Из журнала № 9 по минному делу Морского технического комитета — о принятии нового типа якоря для мин заграждения{138}

Обсуждали результаты произведенных испытаний якорей и сравнительные достоинства существующего образца и нового. [291]

Опыт военного времени предъявил к якорям мин заграждения новые требования, для выполнения которых было разработана несколько типов якорей в минном отделе и по постановлению журнала минного отдела от 10 декабря 1905 г. за № 10 с разрешения морского министра было предложено заводам Металлическому, Лесснера и Парвиайнена принять участие в разработке и представить свои проекты. Из якорей оказались наилучшими якоря завода Лесснера... Испытания этих якорей на крейсере Пограничник дали превосходные результаты, обращение с якорями удобное, постановка мин, производившаяся на якоре и на ходах до 17 узлов, совершенно точная, автоматические механизмы якоря действовали без отказа.

Эти якоря имеют следующие общие преимущества.

1) Механизмы якоря дают возможность безостановочно сбрасывать в воду мину за миной без всяких манипуляций у якоря. Это преимущество перед нашими якорями особенно существенно в ночное время, когда необходимость вытравливать у наших якорей груз представляет немалые затруднения.

2) Компактность якоря дает возможность брать большее число мин как в трюмах и погребах, так и на том же протяжении по длине (на 30–60%).

3) Мина плотно помещается в якоре как для хранения в полной готовности, так и для остойчивости положения на качке. Для уменьшения передачи детонации мина помещена на деревянных подушках.

4) Для сбрасывания якоря с миной в воду устройство рельсового приспособления может быть самое простое, и в случае нужды можно сбросить якорь и с брусьев или с простых досок.

5) Якорь снабжен двойной лапой, способствующей лучшему его держанию на грунте. Это, между прочим, дает возможность уменьшить вес всего якоря до 15 пудов.

6) Все механизмы якоря и мины легко доступны для ухода за ними, а также для осмотра, что очень важно для уверенности в правильном действии всего якоря. Вместе с тем механизмы защищены от внешних ударов, прочны и достаточно просты. Вероятность всплывания мин при этом якоре доведена до минимума соответствующим устройством зубьев вьюшки. Во избежание перетирания минрепа последний не претерпевает крутого изгиба на вьюшке и выходит через бакаутовую втулку. Форма якорей такова, что якорь падает в воде медленно без излишних колебаний, а следовательно, наиболее обеспечивает правильную постановку мин.

При испытаниях постановки с крейсеров и миноносцев существующих якорей и мин мина и якорь укладывались на деревянные салазки.

Форма наших сегментных якорей такова, что при падении в воде якорь все время раскачивается и стремится перевернуться. Сдерживающим началом является главным образом натяжение минрепа [292] тормозом вьюшки, тогда как парашют не оказывает заметного влияния ни на выпрямление траектории якоря, ни на уменьшение скорости его падения. Это можно объяснить недостаточным сопротивлением парашюта в воде.

Вместе с тем парашют своим присутствием во многих случаях очень стесняет обращения с якорями, особенно на крейсерах и миноносцах, на течении перетирает минреп, а во время постановки бывают случаи, что цепочками захлестывает и стопорит вьюшку. Генерал-майор Ковальский, капитан 1 ранга Залевский, капитаны 2 ранга Угрюмов, Беклемишев, Нехаев, лейтенант... Власьев высказались за снятие парашютов со всех якорей, лейтенанты Квашнин-Самарин и Волков за временное их сохранение.

При постановке с крейсеров и миноносцев якоря удобнее укладывать на салазки без парашютов, а для устранения помятия колпаков мин и для улучшения постановки привязывать салазки к якорю, как это делалось во время испытаний, чтобы последний увлекал их за собой. В этом случае салазки имеют достаточное выпрямляющее влияние на якорь, даже при небольшом нажатии тормоза.

Ввиду полученных прекрасных результатов такого способа постановки заседание признает необходимым его утвердить на случай постановки с миноносцев или с крейсеров мин и якорей существующего образца, если для этой цели недостаточно будет якорей нового типа.

Необходимо для существующих якорей выработать возможность выбрасывать груз вместе с якорем, как это сделано на новых якорях, чтобы избавиться от необходимости вытравливать груз заблаговременно; этим значительно упростится сама постановка мин, ...особенно в ночное время. Одновременно следует выяснить, можно ли на существующих якорях запилить зубья вьюшки и щеколду под углом, как это сделано на новых якорях. Этим улучшается застопоривание вьюшки, уменьшается возможность всплывания мин и во время практики достигается возможность безопасно и надежно подымать якорь за минреп; следовательно, можно совершенно устранить якорные подъемные концы и приблизить практику мирного времени к постановке при боевых условиях.

При обсуждении вопроса о необходимости переделки существующих длинных грузов на круглые мнения разделились, и необходимость эта должна быть выяснена одновременно с выяснением двух предыдущих вопросов.

Ввиду всего вышеизложенного в заседании положили:

1) Принять новый тип якорей для мин заграждения.

2) Ввиду разработки проекта якоря заводом Лесснера согласно с постановлением журнала Морского технического комитета по минному делу от 10 декабря 1905 г. за № 10, утвержденным морским министром 14 декабря того же года, первую партию новых якорей следует заказать заводу Лесснера. [293]

3) Необходимо теперь же отправить несколько якорей в законченном виде в Черное море, чтобы проверить их действие на больших глубинах и на волнении.

4) В настоящее время можно заказывать якоря нового типа и заключить контракт с заводам, чтобы не задерживать выполнение заказа, но следует оговорить, что в продолжение первых двух месяцев возможны некоторые изменения в деталях чертежа, если таковые окажутся необходимыми после черноморских испытаний, в размерах 5% стоимости якоря, что завод обязан сделать безвозмездно. Выделка новых якорей, в которых достигнуты вышеизложенные их преимущества, обходится дороже прежних, и намеченную заводом Лесснера стоимость якоря около 215 рублей при первом заказе не менее 500 штук следует признать совершенно умеренной, в особенности принимая во внимание, что якорь Металлического завода и предлагаемые иностранные, будучи хуже вновь выработанного типа, тем не менее дороже их.

5) С существующих якорей парашюты с цепочками и скобками со всех якорей снять. Эти парашюты сохранить в портах в исправном виде до осени 1907 г. За это время проверить все образцы существующих якорей постановкой без парашютов.

6) Для постановки с крейсеров и миноносцев существующих якорей принять деревянные салазки, образец коих будет утвержден главным инспектором минного дела.

Якоря укладывать боком по прилагаемому чертежу впереди мины. Салазки привязывать двумя концами пенькового троса в 1 или 1 ¼ дюйма, взятыми с некоторой слабиной за углы скобы якоря. Тормоз нажимать на 1 пуд. Мину укладывать с треногой на салазки, а для укрепления ее и предохранения колпаков рым одевать на болт салазок. Надергивать 8–10 фут. минрепа, чтобы облегчить всплывание мины после сбрасывания в воду. Минреп прихватывать каболкой к рыму мины, а в случае нужды — и к якорю, чтобы минреп не мог запутаться...

7) Выделать на основании произведенных испытаний по указанию минного отдела в Кронштадтском порту образцовые салазки и переделать по ним все существующие салазки.

8) Теперь же при испытании новых якорей в Черном море выяснить, возможно ли выбрасывать существующие якоря вместе с грузом сразу, можно ли запилить зубья вьюшки и щеколду под острым углом, и выяснить, какую форму придать при этих условиях грузу.

Резолюция морского министра — «Мало знакомый с делом постановки мин, с постановлением согласен, на полной ответственности Технического комитета. А. Бирилев».

Ф. МГШ, д. 1338, лл. 141–143. Копия. [294]

№ 142. 1907 г. мая 24. — Из журнала №7 по минному делу Морского технического комитета — о результатах испытания мин заграждения различных образцов и о заказе мин образца 1906 г.{139}

...Обсуждали:

Результаты произведенных в Севастополе испытаний с минами заграждения.., протоколы Технической комиссии минных офицеров Севастопольского порта и чертежи деталей для выделки заказанных 3300 мин.

Испытания на надежность укупорки, на прочность корпуса и всего устройства новых мин дали вполне благоприятные результаты. Они производились погружением образцовой мины на глубину 50 фут., постановкой ее на расстояние от 130 до 85 фут. от взрывавшихся боевых мин с 3,5-пудовым зарядом пироксилина (7 взрывов) и при сильных искусственных подергиваниях минрепа, прикрепленного к крышке большой горловины. Испытания при взрывах показали, что нажимное кольцо большой горловины должно быть несколько утолщено (уже выполнено на рабочих чертежах).

Применение буфера заметно смягчает подергивания мины и должно сохранять минрепа во всех случаях, когда он испытывает резкие натяжения.

Испытания различных ударно-механических приборов для воспламенения мин показали, что предложенная... система по простоте обращения и надежности действия имеет рельефные преимущества как перед свинцовыми колпаками, так и перед другими системами с электрическими или механическими замыкателями. Но в отношении чувствительности к взрыву контрмин или соседних мин преимущества остаются на стороне свинцовых колпаков и замыкателей Матиссена. Поэтому для заказанных мин следует остановиться на одной из этих двух систем, введя в них выясненные испытаниями улучшения.

Основываясь на только что произведенных испытаниях и принимая во внимание материалы многочисленных опытов прежних лет, преимущества и недостатки последних двух систем можно формулировать так:

1. Мина с замыкателем Матиссена значительно более чувствительна к удару судном, нежели мина со свинцовыми колпаками. [295]

2. Постановка мин с замыкателями Матиссена более удобна и проста и не представляет тех затруднений, которые присущи минам со свинцовыми колпаками, вследствие выступания последних наружу. Новый тип якорей до некоторой степени скрадывает этот недостаток колпаков тем, что мина плотно помещается в якорях.

3. Время приготовления тех и других мин одинаково продолжительно, но приготовление мин со свинцовыми колпаками проще, потому что их батарейки всегда готовы к действию и не требуют заливки.

4. Сухие батареи мин с замыкателями Матиссена портятся от времени, тогда как в минах со свинцовыми колпаками они всегда свежи.

5. Свинцовые колпаки не требуют никакой регулировки, тогда как замыкатели Матиссена должны регулироваться, причем работа эта требует особой опытности. В теории конструкция замыкателей Матиссена очень хороша, наилучшим образом отвечая совокупности всех требований, предъявляемых для действия мин заграждения (большая чувствительность к удару судов, нечувствительность к взрыву соседних или контрмин, нечувствительность к волнению). Но на практике при настоящей конструкции замыкателей взаимное положение четырех пружин легко меняется, нарушая регулировку приборов, причем резко меняются качества всего заграждения: часть мин становится нечувствительной к ударам судов, другие же взрываются от волнения. Между тем мины со свинцовыми колпаками этого существенного недостатка не имеют.

6. Мины с замыкателями Матиссена имеют преимущество перед минами с колпаками в том, что до некоторой степени удовлетворяют требованию, чтобы минное заграждение приходило в негодность через известный промежуток времени. В настоящем виде мины с замыкателями Матиссена приходят в негодность от естественной порчи элементов года через 2–4.

Принимая во внимание все вышеизложенное, предпочтение было отдано прежней системе мин со свинцовыми колпаками, особенно ввиду сделанных в них улучшений. С замыкателями Матиссена, а также с ударно-механическими приборами следует продолжать теперь же испытания, чтобы устранить замеченные в них недостатки, так как во многих случаях мины с колпаками не применимы, например, для постановки с подводных лодок.

Улучшения, намеченные производственными испытаниями, заключаются в следующем:

1. Упростить прежнюю схему мин устройством только одной верхней большой горловины. Испытания показали, что укупорка ее настолько быстра, что не может задерживать приготовление мин с колпаками. Между тем такая горловина наверху дает большой простор и удобства для постановки колпаков, для приготовления мины и для всяких манипуляций с нею. Мину, раз положенную на якорь, уже не требуется переворачивать ни для осмотра пироксилина, ни во время приготовления, что представляет во всех отношениях большое преимущество в сравнении с прежней системой [296] с двумя горловинами. Для удобства укупорки, как показали испытания, резину следует приклеивать в дорожке.

2. Присоединить батарейки к колпакам, хранить их в отдельных ящиках на каждые 5 мин в совершенно исправном виде и всегда готовыми для постановки. Ввертывать в мину всю систему вместе. Провода от батареек должны быть многожильные, мягкие, с зачищенными концами. Проектируемая мера лучше обеспечивает исправность всей системы колпака с батарейкой и склянкой, нежели при хранении батарейки отдельно, значительно упрощает и ускоряет приготовление мин и дает возможность при такой конструкции увеличить чувствительность колпаков к разбиванию склянок некоторым удлинением последних; при проектированной конструкции батареек не представляется возможным ставить плоскость батареек всегда по диаметральной плоскости мины, но в этом, как показали испытания, не встречается необходимости.

3. Для увеличения разбиваемости склянок при помятии колпаков слабыми и сильными ударами продлить нижнюю часть колпака под гайкой для удлинения склянки с жидкостью.

4. Для обеспеченности правильного положения склянок и предохранения их целости следует проложить между батарейками и колпаками крестовину с резиновым буфером.

5. Для упрощения и ускорения приготовления мин следует поместить на корпусе предохранительного прибора 4 зажима: два побольше, каждый для пяти проводов от батареек того же полюса, скрученных вместе, и два зажима поменьше для двух проводников от запала. Между одним большим и одним малым зажимами должно действовать разъединение предохранительного прибора; между другим большим и другим малым должно быть внутреннее соединение в самом приборе. Длина проводников от батареек должна быть по 3 фута. Проводники запального патрона должны быть также длиною 3 фута.

6. Мины следует хранить всегда в своих якорях, как в гнездах, с холостыми крышками и пробками. Батарейки с колпаками и склянками, а также предохранительные приборы следует хранить при минах, в ящиках на каждые 5 мин. Запальные стаканы, так же как и запальные патроны, следует хранить не в минах, а в отдельных помещениях.

7. Проверка исправности батареек, проводов и предохранительных приборов во время хранения должна производиться периодично с таким расчетом, чтобы они были всегда в исправном состоянии.

Самое приготовление мин следует разделить на две части.

Первое, или предварительное, приготовление мин заключается в постановке колпаков с батарейками, постановке предохранительных приборов, приращивании проводов и проверке цепей. Поверять следует: а) отсутствие бокового сообщения в цепи, б) целость склянок и в) исправность действия предохранительного прибора.

Второе, или окончательное, приготовление мин заключается в постановке на место запального стакана с запальным патроном, [297] причем перед приращиванием проводов от запала к зажимам предохранительного прибора следует убедиться в целости склянок{140}.

8. Подавать мины на крейсера и миноносцы следует по местным условиям, приготовленные предварительно или не приготовленные. В последнем случае следует немедленно после подачи приступить к их предварительному приготовлению. Окончательное приготовление мин, т. е. установка запального стакана и запала, должно производиться уже на месте на рельсовых приспособлениях.

В исключительных случаях и при благоприятных для того условиях мины могут подаваться и вполне готовыми, всякий раз по особому на то распоряжению ближайшего начальства.

Признавая все намеченные улучшения правильными и необходимыми,

положили:

1. Все 3300 мин выделывать по одной схеме, с одной большой верхней горловиной, с 5 свинцовыми колпаками, расположенными по окружности, и с предохранительным прибором, помещенным в верхней большой горловине.

2. Резину приклеивать в дорожке.

3. Батарейки присоединять к колпакам и удлинить склянки с жидкостью, как оказано в пунктах 2, 3 и 4 вышеописанных улучшений в минах.

4. Принять описанную в пункте 5 схему соединения проводов в минах.

5. Мины хранить всегда в своих якорях, как в гнездах. Колпаки с полным вооружением и в полной исправности хранить при минах, в ящиках на каждые 5 мин. Так же и предохранительные приборы.

6. Ввести в правила по минному делу описанные в пунктах 7 и 8 способы приготовления и подачи мин на суда.

7. Продолжать испытания и разработку ударно-механических приборов и замыкателей с целью непременно добиться от них хороших и надежных результатов.

8. Утвердить чертежи деталей устройства мин и приступить к их выделке.

«Известия по минному делу», 1908 г., вып. 43, стр. LIII — LIX.

№ 143. 1908 г. июня 9. — Из журнала №5 по минному делу Морского технического комитета — о выборе типа мин заграждения

...Доклад... по вопросу о минах заграждения, а именно: 1. О выборе типа мин заграждения для предполагаемого заказа в связи с практическими указаниями опытов и тактическими треб ованиями [298] Морского генерального штаба, предъявленными к этому оружию.

2. Об улучшениях, возможных в конструкции мин заграждения принятого у нас последнего образца 1906 г., основываясь на опыте их выделки и испытаний.

3. Об условиях, которые необходимо положить в основание предстоящих заказов мин заграждения для успешной их выделки, принимая во внимание современное состояние средств минного отдела Морского технического комитета, состояние мастерских в портах и оборудование некоторых заводов, специализировавшихся на выделке мин заграждения или их принадлежностей.

4. О материалах по разработке мин нового образца, удовлетворяющих предъявляемым требованиям, о чертежах, приборах и результатах произведенных испытаний.

5. О предложении мины Соттера, в связи с другими предложениями (Элиа, Новеро, Лернета) и сравнения их с нашими образцами.

6. О мероприятиях, необходимых для введения нового типа мин заграждения в случае заказа их в ближайшем времени, ввиду его преимущества перед последним образцом 1906 г.

Отношениями минного отдела Морского технического комитета 1 августа 1906 г. за № 1769 и Морского генерального штаба от 1 сентября того же года за № 863 были установлены требования, которые должны быть предъявлены к нормальному типу мин заграждения, на основании тактических соображений и опыта войны.

С тех пор произведены были всесторонние испытания: сначала для исследования принципов, на основании которых можно было бы удовлетворить требованиям, а затем были разработаны якоря, мины, приборы и приспособления для постановки и произведены с ними опыты. Ввиду недостатка в личном составе и ограниченности средств для производства испытаний разработка нормального типа мин заграждения для удовлетворения всем предъявленным требованиям затянулась до настоящего времени{141}.

В отношении типа якорей и корпусов мин были получены вполне положительные результаты уже в конце 1906 г. и весной 1907 г. Но в отношении упрощения взрывающих механизмов мины испытания к этому времени не были еще вполне закончены, и вследствие необходимости приступить немедленно к изготовлению мин остановились на прежних колпаках и склянках, введя в них и в предохранительные приборы некоторые улучшения. Подробные основания таких решений изложены в журналах Морского технического комитета по минному делу от 10 ноября 1906 г. № 9{142} [299] и 24 мая 1907 г. № 7{143}. Многие детали в конструкции этих мин, выделки самих мин и якорей, так как не могли быть оформлены при заказе за отсутствием детальных и рабочих чертежей, а также невыясненности устройства калибров и допусков в них. Так например, были значительно упрощены и улучшены предохранительные приборы, причем достигнуто было даже значительное удешевление их стоимости; 500 мин последней партии приспособлены для заряжания толом, чем качество их также улучшено; введены согласно постановлению технической комиссии Севастопольского порта боковые стопора на якорях в обеспечение выскакивания якорей с пути во время качки; усилены боевые крышки мин, улучшены свинцовые колпаки, склянки с жидкостью и пр.

Для всех ответственных частей корпусов мин, а также для всех принадлежностей мин выработаны за время выделки точные и подробные калибры с установленными допусками, тогда как для якорей это было выполнено далеко не в такой мере, и результаты немедленно оказались по приеме якорей в порты.

Для ускорения разработки ударно-механического типа мин был объявлен конкурс между заводами Металлическим, Лесснера и Ижорским, причем представленные проекты оказались не пригодными для применения на практике. Однако, пользуясь конструкторской частью указанных заводов, а также мастерской Шихина, были разработаны на основании предыдущего опыта... несколько систем ударных приборов, которые дали во время испытаний вполне удовлетворительные результаты. В них введены уже приспособления, потопляющие мину в случае ее всплытия при постановке, и вопрос этот настолько подвинут, что остается только выбрать наилучшую конструкцию этих приборов. Они в общем представляют следующие преимущества:

1) простота и надежность сообщения;

2) скорость приготовления;

3) удобство хранения вполне приготовленных мин;

4) удобство и безопасность подачи;

5) простота и быстрота постановки;

6) обеспечение от всплывших мин;

7) удобство практики.

Принимая во внимание заключение технической комиссии минных офицеров в Севастополе 17 апреля 1907 г. об испытаниях ударно-механических мин, совещание высказалось за широкое испытание разработанных систем в самом непродолжительном времени на отрядах в Балтийском и Черном морях при комиссии специалистов.

По рассмотрении фотографий и схем мин заграждения фирмы Соттера, предлагаемых заводом Дюфлона в Петербурге, а также имеемых сведения об условиях постановки и обращения с этими минами и по выслушивании доклада об осмотре чертежа общего вида мин, в совещании выведено заключение, что мины Соттера [300] в общем не представляют преимуществ перед нашими минами, а уступают им по причине высокого положения центра тяжести системы, сложности механизмов и дороговизне. Заслуживают внимания некоторые частности предложения Соттера, среди которых выделяется остроумный способ связывания якорей между собою для удобного подъема автоматического минного заграждения по миновании в нем надобности.

Предлагаемый способ не задерживает постановки и дает, повидимому, возможность подъема мин даже в ночное время. Применение его в некоторых случаях при постановке минных заграждений у своих берегов, или когда заграждение имеет временный характер, комиссией признано полезным, и испытание этого способа с целью применить к нашим якорям признано весьма желательным.

В комиссии было обращено внимание на то, что связывание якорей практиковалось и у нас, и в 1885 г. в Севастополе и во Владивостоке ставилось минное заграждение из боевых мин со связанными якорями и удачно выловлены все мины...

При обсуждении мероприятий, необходимых в настоящее время в случае заказа новых мин заграждения, в совещании было признано необходимым для обеспечения всесторонних качеств мин заграждения и их принадлежностей, не предрешая, какой именно тип мин представляется наилучшим, заказать теперь же образцовые мины в достаточном количестве и произвести их испытания как в Черном, так и в Балтийском море. Одновременно с этим составить детальные чертежи, дополнить технические условия и разработать калибры для всех ответственных частей, чтобы ко времени заказа я выделки иметь все детали в достаточной мере выясненными.

Заказ зарядов мин и запальных зарядов может быть произведен без замедления. Время, потребное на эту работу, определяется комиссией не менее 2 месяцев.

Обсудив вышеизложенное,

постановили:

Представить на благоусмотрение товарищу морского министра о необходимости принять нижеследующие меры для обеспечения наилучшей конструкции мин заграждения для предстоящего заказа:

1) Заказать 10 образцовых мин заграждения по принятому последнему образцу, введя в них следующие улучшения:

Увеличить горловину до 7 дюймов для удобной заливки толом, а также увеличить отверстие в камере.

Улучшить качество материала, употребляемого для выделки корпусов мин, для возможности уменьшения расстояний между минами.

Снабдить якоря четырьмя роульсами, делая их нераздельными от вьюшки.

2) Заказать 30 образцовых мин для ударно-механических приборов, 30 якорей к ним и 50 ударно-механических приборов, из них 30 — заводу Металлическому и 20 — заводу Лесснера. [301]

3) Заказать одновременно детальные чертежи новых мин и всех их принадлежностей на тех заводах, на которых будут выделываться образцы, а также образцовые калибры и чертежи.

4) По выделке мин произвести испытания образцовых мин как в Балтийском, так и в Черном море для выбора в комиссии наилучшего образца...

«Известия по минному делу», 1909 г., вып. 44. стр. XXXVI — XLI.

№ 144. 1909 г. июня 10. — Из рапорта главного минера Севастопольского порта исправляющему должность главного инспектора минного дела об опытах с пловучеи миной-буйком капитана 1 ранга Е. В. Колбасьева

Секретно.

Представляя при сем копию рапорта лейтенанта Алексеева от 6 июня № 181 с отчетом о производившихся в конце мая при пристрелочной станции опытах с плавучей миной-буйком Колбасьева... и находя, с своей стороны, достигнутые капитаном 1 ранга Колбасьевым результаты в смысле осуществления идеи очень хорошими, так как мина плавала непрерывно 61 час, изменяя углубление в пределах всего 1–1/2 фута, прошу разрешения ввиду важного тактического значения такого рода мины выделать в минной мастерской по указанию изобретателя для продолжения опытов усовершенствованный буек с автоматическими приборами, на: что потребуется, считая с неизбежными переделками во время испытания, около 500 рублей, каковые деньги прошу распоряжения вашего превосходительства перевести Севастопольскому порту на выделку автоматической плавучей мины, предложенной капитаном 1 ранга Колбасьевым.

Капитан 2 ранга (подпись).

Резолюция и. д. главного инспектора минного дела: «... Уведомить о согласии. Подпись. 16/VI 1909 с/г».

Ф. МТК, мин. ч., 1909 г., д. 2, л. 65. Подлинник.

№ 145. 1909 г. июня 6. — Краткий отчет о предварительном опыте с пловучей миной капитана 1 ранга Е. В. Колбасьева

Для испытаний пловучей мины капитана 1 раита Колбасьева был произведен следующий опыт: в верхнее отделение буйка налито 40 кг воды и накачено 45 ф. воздуха, а в нижнее вставлена [302] батарея из 3 соединенных последовательно элементов Лекланше, уже бывших до опыта в работе 5 часов. При такой нагрузке пловучесть буйка была положительная 2 п. 7 ф. Под буйком привязана сфероконич(еская) мина, которой придана положительная пловучесть 15 фунт., а под миной подвешен груз в 2 1/2 пуда. Таким образом, пловучесть всей системы получилась положительная в 2 фунта. Мина привязана под буйком, а не над ним для удобства обращения с буйком.

29 мая в 5 ч. 10 м. дня мину опустили в воду около пристрелочной станции на глубине 28 фут. и замкнули ртутный контакт. Через пять минут мина углубилась на 15 фут., потом поднялась и, не доходя 3 фут. до поверхности, снова углубилась на 13 фут. Затем колебания стали уменьшаться, и через полчаса амплитуда была около 4 фут, а через полтора часа колебания установились с амплитудой от 1 1/2 до 1 фута, причем углубление мины было от 8 до 9 1/2 фут. В этих пределах углубления мина держалась до 6 ч. утра 1 июня, т. е. 61 час, после чего потонула. По осмотре оказалось, что батарея разрядилась. За 61 час израсходовано 20 кг воды и 12 фунт. воздуха. Контроль углублений производился по двум маленьким поплавкам, привязанным к мине на тонких нитях.

Лейтенант Алексеев.

Ф. МТК, мин. ч., 1909 г., д. 2, л. 66. Копия.

№ 146. 1909 г. октября 26. — Из отношения минного отдела Морского технического комитета в морской генеральный штаб о выработке образцов пловучих мин

Секретно.

...На отношение Морского генерального штаба от 20 октября за № 3409/962 Минный отдел сообщает, что пловучие мины вырабатываются двух образцов: подвязанная на едва заметном поплавке и автоматически плавающая на заданном углублении.

И те и другие мины находятся в стадии разработки и испытаний. Результаты получаются хорошие, но задерживаются неимением личного состава и средств для ведения минных опытов вообще.

Мины обоих типов предполагается снабдить одинаковым механизмом воспламенения, каковые разработаны трех образцов, но мина на поплавке будет значительно меньше, легче и проще в устройстве, нежели мина с автоматическими саморегулирующими углубление механизмами.

В настоящее время заканчиваются выделкой по одной мине того и другого типа, готовность которых ожидается в течение ближайших дней. [303]

Эти мины являются образцами, на которых в достаточной мере могут быть произведены главные испытания всех механизмов, составляющих специальность плавающих мин и до сих пор испытывавшихся в отдельности...

Ф. МГШ, д. 1412, л. 156. Подлинник.

№ 147. 1909 г. ноября 17. — Из журнала № 8 по минному делу Морского технического комитета — о рассмотрении результатов испытаний с ударными минами и о заказе 1200 новых ударных мин образца 1909 г.

Рассматривали результаты произведенных испытаний с ударными минами и вопрос о заказе 1200 новых мин для Балтийского моря.

Присутствие в минах заграждения свинцовых колпаков со склянками, батарейками и проводниками всегда стесняло обращение с минами и делало его опасным при малейших неблагоприятных условиях погоды или постановки заграждения. Приготовление по-боевому этих мин всегда требовало много личного состава специалистов и настолько много времени, что иногда не было возможности поставить необходимое заграждение.

Поэтому со стороны личного состава флота неоднократно высказывались пожелания о разработке образца мин заграждения без торчащих колпаков, а минным отделом Технического комитета прилагались к разрешению этого вопроса всемерные старания и производились различные испытания.

Недостатки постановки мин заграждения с колпаками по сравнению с таковой же мин без колпаков были настолько рельефны, что в 1905 году три обсуждении в Морском техническом комитете вопроса о заказе 700 мин для Балтийского моря при участии большого числа приглашенных минных офицеров состоялось постановление о введении образца мины с замыкателями Матиссена и сухими батареями (по образцу японской мины), несмотря на некоторые другие недостатки, заведомо известные...

Введение этих мин без колпаков было особенно необходимо вследствие расширения условия применения мин заграждения вообще постановкой их с миноносцев, крейсеров и пр., чего прежде не было. На этом типе мин без колпаков (образца 1905 г.){144}, вероятно, [304] и пришлось бы остановиться надолго, если бы в то же время не был изобретен новый тип автоматических якорей для мин заграждения, практика с которыми показала, что благодаря плотному помещению самой мины в якоре она легко доступна для ухода и приготовления, удобно сбрасывается в воду вместе с якорем, и обращение вместе с нею вообще более просто и безопасно. На этом якоре мины заграждения с колпаками в общем явились уже лучшими минами, нежели мины с замыкателями образца 1905 г., особенно при достигнутых улучшениях в свинцовых колпаках, склянках и батарейках и при введении гидростатических приборов, вполне обезопашивающих постановку мин заграждения даже с колпаками, конечно, при условии правильного соединения проводов и отсутствия в них боковых сообщений, что имеет место в обоих типах мин. Поэтому в 1907 г. снова вернулись к типу мин с колпаками (образца 1906 и 1908 гг. Журнал Морского технического комитета от 24 мая 1907 г. № 7).

Однако и эти мины обладают принципиальными недостатками, присущими типу мин со свинцовыми колпаками вообще, как выше указано, и которые являются устраненными только в новом типе ударной мины образца 1909 г.{145}. Разработка этой мины производилась с 1905 г. под непосредственным руководством представителя минного отдела Комитета.., принимая во внимание все указания опыта и личного состава флота, принимавшего участие в испытаниях, и результаты испытаний уже :в 1907 г. были настолько удовлетворительны, что техническая комиссия минных офицеров в Севастополе уже тогда высказалась за приостановку бывшего заказа мин заграждения и срочное введение испытаний для устранения замеченных недостатков и выработки образцовых ударных приборов ввиду представляемых ими преимуществ.

За недостатком средств и личного состава в Минном отделе Комитета вопрос этот затянулся по настоящее время, и теперь конструкция ударных приборов настолько закончена и результаты их испытаний настолько удовлетворительны, что не оставляют сомнений в возможности уже ввести ударные мины во флоте, присвоив им наименование образца 1909 года.

Дальнейшее усовершенствование конструкции этих ударных приборов и мин можно предвидеть, как и всякого рода вооружения, однако это не умаляет качеств этих приборов и мин в настоящем их виде по сравнению с существующими минами.

Вместе с тем необходимо заметить, что за время с 1905 г. для усовершенствования мин заграждения Минным отделом Комитета [305] объявлялся конкурс между несколькими заводами для выработки образцов мин заграждения, который, однако, не дал практических результатов, а также рассматривались различные предложения и образцы мин заграждения русских и иностранных фирм, которые также не могли быть применены вследствие значительных недостатков предлагавшихся образцов.

Из рассмотрения имеемого в этом отношении материала можно с уверенностью придти к убеждению, что разработанный тип мин представляется наилучшим из числа известных Минному отделу Комитета.

Являясь несколько сложными в своей выделке, ударные приборы вполне окупают это тем, что дают минам следующие преимущества:

1) Они донельзя упрощают обращение с минами, что составляет достоинство всякого оружия как для обеспечения его действия, так и для обучения личного состава.

2) Они дают возможность увеличить заряд мины без вреда для соседних мин или же ставить мины ближе друг к другу. Для заграждения прохода новыми минами достаточно двух линий вместо прежних трех.

3) Приготовление мин по-боевому заключается лишь в самых простых приемах, не требующих каких-либо специальных знаний. Оно настолько быстрое, что не требуется предварительного с объявлением мобилизации приготовления мин по-боевому; можно считать, что мины находятся всегда готовыми по-боевому, так как установка запальных зарядов производится по мере выгрузки мин на рельсовые приспособления. Поэтому вопрос о непрерывной постановке любого количества мин заграждения не встречает никаких затруднений.

Равным образом можно очень быстро обезопасить мины, стоящие на рельсах, удалив запальные заряды.

4) При постановке новых мин не производится никаких манипуляций у мин и не представляется опасности помять свинцовые колпаки. Это очень ценно для надежности и безопасности постановки, особенно в ночное время.

5) Мины с ударными приборами лучше сопротивлялись разрушению от контрмин.

6) Ударные приборы дают возможность, когда потребуется, густо завалить проходы минами, не соблюдая расстояния между ними и не опасаясь, что все заграждение может быть взорвано отдельной миной, как это было бы при минах с колпаками или с замыкателями. В таком случае ближайшие мины будут повреждены, но не передадут взрыва всему заграждению.

Кроме того, ударные приборы дают минам заграждения образца 1909 г. следующие особенности, не имеющие по сравнению с минами образца 1908 г. существенного значения и не представляющие ни особых положительных, ни отрицательных качеств:

1) В минах образца 1909 г. нет возможности всегда, по желанию, пользоваться защелкой предохранительного гидростатического [306] диска, чтобы делать мину опасной даже после всплытия, как это имеет место в минах образца 1908 г. (когда мина тралена или когда оторвется от якоря). В силу принципов, на основании которых возможна конструкция ударных приборов или вообще приборов с замыкателями внутри мины, необходимо отказаться от пользования защелкой гидростатического диска в местах, где встречается большое волнение и где мины могут подвергаться резким сотрясениям; в таких случаях необходимо ставить мины без защелки гидростатического прибора, и они всегда будут безопасны на поверхности воды, если оторвутся от минрепа и всплывут, особенно при условии регулировки приборов на большую чувствительность действия от удара судна.

В тех же случаях, когда мины не подвергаются резким сотрясениям от волнения, можно пользоваться защелками диска, например при углублении мин на 10–12 фут. в местах, где волнение их не оголяет.

Так как обрыв минрепа и всплытие мин вообще мало вероятны вследствие прочности нового образца минрепа, введения в него буфера и надежности действия новых якорей, то и ограничения в употреблении защелок гидростатического диска не имеют сголъ существенного, как прежде, значения. Пределы возможности пользования этой защелкой для сохранения опасного состояния ударных мин после всплытия расширяются, если регулировать ударные приборы на меньшую чувствительность к удару судна или если устанавливать мины на углубление не менее 14–15 фут.

Может быть, что при указанных условиях окажется возможным, например для Балтийского моря, по желанию всегда пользоваться защелками гидростатического диска для сохранения опасного состояния мин после всплытия, но за неимением достаточного в этом отношении опыта в настоящее время приходится считать, что применение ее ограничено.

С другой стороны, это ограничение дает большую уверенность, что все оторвавшиеся мины будут действительно безопасны; в случае неисправности предохранительного механизма у какой-либо из ударных мин, таковая на большом волнении, способном разорвать минреп прочностью 280–300 пудов:, скорее взорвется при достаточно чувствительной регулировке ударного прибора, нежели оторвется в опасном состоянии. Таким образом, меньше вероятия, чтобы плавали опасные ударные мины, нежели мины образца 1908 г.

2) Ударные мины труднее поддаются вытраливанию, потому что многие мины взорвутся, когда их потянут тралом; это зависит от регулировки их чувствительности.

Таким образом, ударные мины задержат вытраливание неприятелем заграждения, разрушая тралы и не допуская очищать сразу большое пространство. Мины же со свинцовыми колпаками обыкновенно не взрываются в общепринятых мягких тралах, а следовательно, на разрушение трала рассчитывать нельзя, и тем же тралом является возможность очистить подряд большее пространство. [307]

Зато по той же причине и снятие минных заграждений из ударных мин по миновании в них надобности более сложно и может быть более опасно, нежели уборка заграждения из мин с колпаками. Дело в том, что при уборке минных заграждений у своих берегов в мирное время необходимо принимать исключительные меры предосторожности и рассчитывать, что в каждой данной мине автоматическое предохранительное приспособление (гидростатический диск) может отказать в действии, особенно после продолжительного пребывания мин в воде, и не предохранить всплывшей мины. Это, конечно, может случиться со всяким механизмом, хотя бы в единичных случаях, и именно тогда обращение с минами, снабженными свинцовыми колпаками, представляется более простым, нежели обращение с ударными минами, по причине недопустимости причинять ударной мине даже легких толчков шлюпкой.

Однако следует считать, что указанным условным недостатком мирного времени приходится поступиться в силу преимуществ, представляющихся в виде затруднений для вытраливания заграждения в боевой обстановке.

Что же касается уничтожения всплывших мин расстреливанием, то это применимо одинаково к обоим типам мин.

3) Следует также заметить, что если окажется допустимым прохождение своих подводных лодок под поставленными минами заграждения, например прохождение на глубине 80–100 фут. под минами, поставленными на углубление 10–15 фут., то таковое прохождение будет более безопасным при минах со свинцовыми колпаками, нежели при ударных минах, так как мины со свинцовыми колпаками не боятся никаких сотрясений минрепа.

Но для подводных лодок неприятеля ударные мины представляют больше опасности, а потому применение их во многих случаях, особенно в водах неприятеля, имеет преимущества.

Вследствие вышеизложенного, а также принимая во внимание отзыв Морского генерального штаба и необходимость ускорить заказ и изготовление 1200 мин заграждения для Балтийского моря,

постановили:

1) 1200 мин заграждения заказать ударные с присвоением им наименования «образец 1909 года».

2) Первые мины этого заказа подвергнуть всесторонним испытаниям, дабы проверить правильность действия ударных приборов при валовом их изготовлении.

3) Ввиду новизны дела обратить особое внимание на тщательность выделки и приемных испытаний ударных приборов и мин, обставив и то и другое возможно точными калибрами.

4) 2% ударных приборов из каждой представляемой партии подлежат, сверх приемных испытаний, поверке на всестороннее действие в портах.

«Известия по минному делу», вып. 45, СПБ, 1910 г. стр. XLV — LII. [308]

№ 148. 1910 г. апреля 26. — Из отношения главного инспектора минного дела начальнику учебно-минного отряда Черноморского флота о разработке мины по проекту минного кондуктора В. Я. Доскина{146}

Возвращая вашему высокоблагородию переписку за № 519 по вопросу о предложенной кондуктором Доскиным всплывающей мине, Минный отдел сообщает:

1) Разработка образца всплывающей мины признается Минным отделом крайне желательной. Произведенные в этом отношении испытания дали в прошлом 1909 г. благоприятные результаты — один образец опытных мин становился очень точно на заданное углубление. Опыты указали на необходимость очень тщательной регулировки тормоза для точной установки мин.

2) Минным отделом испытания направлены на разработку специального образца тормоза и дали теперь в Черном море прекрасные результаты. Кроме того, конструкция направлена на облегчение системы вьюшки и уменьшение размеров ее, вследствие чего разработана совершенно особая вьюшка, невращающаяся, и испытания ее дали также хорошие результаты.

3) Применение мин (18)98 г. признается нежелательным. Наилучшими для всплывающих мин являются пока новые ударные мины, как не имеющие колпаков.

4) Испытания различных систем и образцов всплывающих мин признаются желательными, но проект минного кондуктора Доскина в его настоящем виде настолько неудовлетворителен, что рассчитывать на его успех не представляется возможным, пока он не будет переработан.

Детальные указания дефектов проекта могут быть получены в Минном отделе Комитета.., причем одновременно с минным кондуктором Доскиным необходимо и присутствие председателя или одного из членов комиссии, рассматривавшей проект.

5) Ввиду изложенного минному кондуктору Доскину надлежит переработать проект, вычертить его хотя бы схематически, но придерживаясь правильных принципов действия отдельных частей проекта, и тогда следует выделить мину для испытания. Организационная и материальная стороны этого вопроса могут быть выяснены в Минном отделе Комитета при получении детальных указаний о дефектах данного проекта...

Что же касается высказанного командиром транспорта Николаев капитанам 1 ранга Нехаевым мнения о желательности осуществить проект на модели, то Минный отдел полагает, что лучше производить испытания новых проектов, хотя бы на старых минах, [309] по частям для выяснения действия каждого данного нового прибора, но в натуральную величину, а не на моделях.

В текущем году в программе минных опытов имеются средства и для всплывающих мин. Разработку всплывающих мин Минный отдел просит сохранять в возможной тайне.

Главный инспектор минного дела (подпись).

Ф. МТК, мин. ч., 1910 г., д. 2, лл. 107, 108. Отпуск.

№ 149. 1910 г. марта 30. — Из доклада Морского технического комитета товарищу морского министра о необходимости более широких опытов с минами заграждения

Секретно.

...8/Мины заграждения широко развились за последние года. Морским генеральным штабом и начальниками флотов всех трех морей придается им большое значение. Все кредиты, внесенные на мины заграждения, не подверглись в Государственной Думе и в Государственном Совете никаким сокращениям ни в текущем, ни в прошлых годах. Оружие это быстро совершенствуется. За последние годы введены были новые образцы мин заграждения; испытаниями прошлых лет, произведенными далеко не в достаточной степени, достигнуты существенные улучшения в минах, допускающие вполне безопасную и очень быструю постановку их с миноносцев, а также уменьшение расстояния между минами. Такие мины находятся уже в выделке в количестве 1200 штук для Балтийского моря, и предстоит заказ в ближайшее время до 1500 штук для других морей таких же мин. Кроме того, новейшие усовершенствования дали возможность спроектировать мину с двойным зарядом, и Морской генеральный штаб пошел навстречу предложению Комитета — часть из предположенных к заказу мин заграждения иметь с зарядом в 8 пудов. Все руководство усовершенствованиями и испытаниями для достижения их производится в Минном отделе Комитета, и намечен целый ряд дальнейших работ, которые не могут быть осуществлены без надлежащей организации минных опытов. Находятся в выделке и производятся испытания над дрейфующими минами для Черного моря, над минами для подводных лодок, над плавающими минами, над всплывающими минами, над отдельными приборами и минными принадлежностями для усовершенствования этого оружия. Вопросы эти могут идти вперед только при участии того опыта и знаний, которые сосредоточиваются в Минном отделе Комитета, и при наличии средств и личного состава для производства минных опытов в надлежащей последовательности и надлежащим образом.

Все представляемые в Морской технический комитет проекты мин заграждения, будь то проекты частных лиц и заводов или специалистов, хотя бы по конкурсу, далеки от той стадии разработки, [310] по которой они могли бы быть выполнены или применены. Над каждой деталью усовершенствования приходится работать определенному составу Минного отдела Комитета в силу того, что нет других учреждений и лиц, имеющих достаточный опыт. За последние годы наилучшим предложением была мина Соттера{147}, и, не производись у нас своевременных минных опытов и усовершенствований, ушедших вперед от этой мины, Морскому министерству пришлось бы приобрести ее. Это стоило бы не менее 1 200 000 рублей, которые пришлась бы переплатить только на первых 3000 шт. этих мин, не говоря о том, что мины эти потребовали бы по крайней мере тройного личного состава для ухода за собой и увеличенных расходов по ремонту.

Насколько труден и специален вопрос о минах заграждения, можно судить, например, по тому, что Николаевский завод и инженер Налетов, где заказан министерством подводный заградитель и которым по контракту будет уплачена большая сумма, до сих пор не только не произвели каких-либо серьезных испытаний, но даже не представили в Комитет проекта мины заграждения, несмотря на то, что инженеру Налетову были даны очень многие существенные указания из Минного отдела Комитета.

В Минном же отделе Комитета мины уже разработаны и еще в прошлом году дали прекрасные результаты.

В текущем году внесено в смету на выделку 2819 мин заграждения всего 1 094 090 рублей. Мины должны быть заказаны пяти образцов, по местным требованиям. Минный отдел Комитета должен дать указания для выделки этих мин, а без надлежащих минных ^опытов дать эти указания, хотя бы в середине лета, не представляется возможным.

Широкая постановка минных опытов с минами заграждения при наличии больших заказов и при надлежащем руководстве техническими указаниями может дать не только улучшения, но и упрощения, а вместе с тем и удешевление производства.

Вр. и. о. председателя генерал-майор А. Крылов.

Ф. МТК, мин. ч., 1910 г., д. 134. лл. 31 об — 33. Подлинник.

№ 150. (1913 г.). — Из доклада по морскому министерству за 1912 г. — о приеме на вооружение ударных мин образца 1912 г.

Секретно.

Мины заграждения и тралы

...В 1912 г. закончена разработка нового образца автоматических мин заграждения, которому присвоено наименование «образца [311] 1912 года»{148}, представляющего значительные преимущества в тактическом отношении.

В отличие от всех предыдущих мин эти мины могут сбрасываться в воду не только с кормы, но и с бортов судна и, кроме того, сброшенные в воду, они сначала идут вместе с якорями на дно, откуда всплывают на желаемое углубление только через определенное время. С одной стороны, это упрощает постановку минного заграждения, делая выполнение маневра более безопасным для ставящих судов, а с другой — минное заграждение из таких мин является более действительным и опасным для неприятеля, так как уничтожение заграждения и вылавливание отдельных мин значительно труднее, нежели это было прежде. Морское министерство рассчитывает довести скрытое пребывание мин на дне до 4 и 5 недель, имея возможность сокращать это время по желанию до пяти минут. Вся разработка новых мин заграждения была произведена по указаниям и под руководством Минного отдела Главного Управления Кораблестроения на русских заводах и в казенных мастерских, причем все необходимые испытания этих мин были про» изведены в Балтийском и в Черном морях.

В 1912 г. заготовлялось на заводах 5080 мин заграждения, из которых 2100 мин образца 1912 г. Готовность их ожидается в 1913 г.

В тот же отчетный год закончена разработка защитников для минных заграждений. Защитники служат для разрыва тралов при вылавливании мин неприятелем; защитников заказано 1600 штук, готовность их ожидается в 1913 г.

В отчетном году вступил в строй эскадренный миноносец Новик, оборудованный новыми приспособлениями для постановки мин заграждения, и постановка их была испытана впервые на ходу до 28 узлов, причем результаты постановки были очень хорошие. [312]

Такими же приспособлениями будут оборудованы все новые строящиеся миноносцы и легкие крейсера пятилетней судостроительной программы...

Доклад по Морскому министерству за 1912 г., стр. 95–97. Печатный.

№ 151. (1912 г.). — статья из «Известий по минному делу» — о новом поверочном приборе лейтенанта Р. Н. Фролова{149} для минного и подрывного дела

При проверках гальваноударных мин заграждения, особенно в большом количестве, сказалось неудобство применения известного поверочного ящика с гальваноскопом Эллиота и с элементом Вольта, заряжаемым пресной водой.

Главными недостатками этого поверочного ящика являлись: 1) необходимость приводить при переходах от мины к мине стрелку гальваноскопа к нулю, что очень задерживало приготовление мин к постановке; 2) большие размеры самого поверочного ящика; 3) быстрое высыхание элемента, усложнявшее содержание ящика в исправности. Однако в этих приборах было основное качество, заставлявшее предпочитать их другим родам поверочных приборов, а именно: наличие такого элемента, который, будучи заряжен пресной водой, не в состоянии был сам взорвать запала.

В 1907 г. в целях ускорения приготовления мин заграждения к постановке были введены цилиндрические поверочные приборы небольшого размера в кожаных чехлах, подобно применяемым в горном деле, с небольшим гальваноскопом и сухим элементом, электровозбудительная сила которого доходила до 1,5 вольта.

Стрелка гальваноскопа этих приборов устанавливается на ноль противовесом, ограничение же силы тока достигалось соответствующим сопротивлением гальваноокопа.

Однако наличие в этих приборах сухих или заливных элементов, могущих при неисправности прибора взорвать проверяемый запал, заставило применить отдельное дополнительное приспособление с добавочным сопротивлением для поверки запалов, предназначив самые приборы главным образом для поверки мин заграждения, в которых при приготовлении мин запалы никогда не поверяются. Применяясь к требованиям быстрого приготовления мин, приборы были снабжены, кроме того, коммутатором для поверки цепи в мине и для поверки исправности склянок.

В применении на практике оказалось, что пользование подобным прибором вообще очень удобно по сравнению с прежним поверочным ящиком, но что размеры шкалы и стрелки недостаточны для быстрых наблюдений, а также непригодно пользование съемным добавочным сопротивлением. [313]

Теперь и эти недостатки поверочных приборов устранены; по предложению лейтенанта Фролова и при непосредственном его участии сконструирован в кронштадтской мастерской Колбасьева новый «поверочный прибор лейтенанта Фролова», который совмещает в себе как удобство обращения и приготовления мин, так и безопасность пользования прибором, причем в этом приборе дана возможность поверки его исправности не только перед общими поверками (замыкание накороткую), но и перед поверкой запалов, что в прежнем поверочном ящике с элементом Вольта было возможно, убеждаясь, что отклонение стрелки гальваноскопа Эллиота при замыкании напрямую «е более 60 градусов...

«Известия по минному делу», 1912 г., вып. 47, стр. 155, 156.

№ 152. 1913 г. июля 2. — Из рапорта флагманского минного офицера штаба командующего морскими силами Балтийского моря начальнику штаба командующего морскими силами Балтийского моря о заказе свободно плавающих мин

Ревельский рейд.

Секретно.

...Считаю долгом донести вашему высокоблагородию, что... я полагаю крайне необходимым теперь же возбудить вопрос о заказе свободно плавающих мин Калчева... в количестве, не меньшем 10 мин для каждого миноносца типа Новик и 50 мин для каждого легкого и малого крейсера, т. е. всего не менее 670 мин{150}.

Означенный расчет вытекает из того соображения, что указанные количества ввиду уменьшенного размера свободно плавающих мин не должны совершенно стеснять перечисленные суда, и дает последним возможность в случае нужды быстро от этих мин избавиться, выбросив их за борт.

Вместе с сим, вполне признавая необходимость наличия таких мин на малых и легких крейсерах, я в то же время считаю еще более необходимым иметь их, хотя бы в количестве 10 штук на каждом миноносце, что даст возможность дивизиону миноносцев забросать через 150 фут. протяжение в две мили, а через 75 фут. — одну милю.

Кроме того, мне думается, что миноносцам, как обладающим большим, нежели крейсера, ходом, представится более вероятности занять выгодную позицию для действия этими минами, каковая позиция, по всей вероятности, в то же время явится также исходной точкой для дневной минной атаки. [314]

С технической стороны, доношу, что свободно плавающая мина Каляева... испытывалась в мае месяце сего года в моем присутствии после предварительных многочисленных испытаний, и полученные результаты указывают, что идея этой мины осуществлена в такой степени, что уже является вполне возможным приступать безотлагательно к составлению чертежей и к массовой выделке таких мин, снабдив их непременно приборами, дающими возможность выполнять с ними нижеследующие требования:

1) чтобы (при желании) свободно плавающая мина, будучи сброшена в воду, при необходимости от нее избавиться в месте, где этого не предполагалось делать, немедленно тонула, делаясь в то же время безопасной;

2) чтобы свободно плавающая мина, будучи сброшена в воду, оставалась бы совершенно определенное время (согласно установке) опасной в продолжение от 1/2 часа до нескольких недель, после чего она сама бы тонула, делаясь в то же время безопасной, на случай, если это произойдет на мелком месте;

3) чтобы то же с нею происходило, если означенная мина вследствие неисправности приборов всплывала на поверхность воды;

4) и чтобы установка приборов, служащих для выполнения перечисленных требований, не была бы сложной и имела бы контрольные приспособления.

Разработка означенных приборов, являющихся дополнением к уже выполненному у свободно плавающей мины, я полагаю, не должна служить затруднением для Минного отдела ввиду наличия большого у него опыта при разработке часовых механизмов у мин образцов 1912 и 1913 гг...

Капитан 2 ранга (подпись).

Ф. МГШ, д. 1663, лл. 85, 86. Подлинник.

№ 153. (1914 г.). — Из доклада по морскому министерству за 1913 г. — о минах заграждения

Секретно.

...В отчетном году начали поступать с заводов заказанные в 1912 г. новые мины заграждения образца 1912 г.

Мины эти, разработанные на русских заводах и в казенных мастерских, значительно улучшены по сравнению с прежними минами в смысле удобства, простоты и надежности их постановки.

В отчетном году на сметные кредиты заказано еще 2400 таких же мин частью для плавающих, частью для строящихся судов; кроме того, на специально ассигнованные средства заказано еще 1800 мин в целях перевооружения отряда заградителей Балтийского моря ударными минами, которые можно было бы ставить в весеннее время в колотом льду. Гальваноударные мины, которыми главным образом вооружен этот отряд, ставить во льду не [315] представляется возможным, а после перевооружения они составят второй комплект мин отряда заградителей. Перевооружение отряда заградителей уже началось в отчетном году из запасов портов.

Закончена разработка тройных мин заграждения, испытания которых, произведенные в Балтийском и Черном морях, дали отличные результаты. Постановка тройных мин дает то преимущество, что при затраливании неприятельскими тралящими судами одной мины на ее место автоматически становится через некоторый промежуток времени другая, а затем третья. Таким образам, тройные мины не дают неприятелю возможность очистить заминированное пространство непосредственно перед его действиями в этом районе.

В отчетном году заготовлялось 340 мин заграждения для подводного заградителя Краб, построенного в Черном море на заводе общества Николаевских заводов и верфей. Эти мины устроены таким образом, что имеют вместе с якорем пловучесть, близкую к нулю, вследствие чего сбрасывание их с подводной лодки не оказывает влияния на ее пловучесть и может быть успешно выполнено при нахождении ее под водою. После сбрасывания якорь автоматически отделяется от мины и заполняется водой.

При испытаниях этого заградителя выяснилось, что он не обладает достаточной остойчивостью, вследствие чего испытания постановки мин заграждения ожидаются в начале 1914 г., когда будет достигнута требуемая остойчивость. Подводный заградитель Краб будет брать сразу до 60 мин.

В конце 1913 г. заказана первая партия в 600 мин заграждения, плавающих на заданном углублении в безразличном равновесии, без якоря и без поплавка. Главное преимущество таких мин заграждения заключается в том, что вылавливание их почти невозможно и во всяком случае чрезвычайно затруднительно, а следовательно, они являются весьма опасным для неприятеля оружием. Готовность этих мин ожидается в 1914 г.

Для обороны фарватера Керченского пролива, в дополнение к имеемым там 700 минам, заказано 30 донных мин с большим зарядом.

Для выполнения специальных операций в Черном море заказано 150 контрмин, назначение которых заключается в том, чтобы быстро проложить фарватер в заминированном неприятелем пространстве.

Кроме того, в 1913 г. произведены различные технические улучшения в минах заграждения, для чего заказаны соответствующие приспособления, как то: клапаны потопления с патронами для потопления всплывших мин, чтобы они не выдавали присутствия заграждения неприятелю и не попадали в его руки; патронные защитники, которые перебивают тралы, а также приступлено к переделке 650 мин заграждения устарелого образца 1905 г. с целью придать им более современное боевое значение. [316]

В целях выяснения возможности постановки мин заграждения на большом ходу произведены были испытания постановки с эскадренного миноносца Новик, скорость которого доведена была до 30 узлов, причем испытания дали вполне удовлетворительные результаты; в наступающем году испытания будут продолжены на полных ходах, т. е. при 34–35 узлах...

Доклад по Морскому министерству за 1913 г., стр. 100–102. Печатный.

2. Первый в мире подводный минный заградитель М. П. Налетова

№ 154. 1906 г. декабря 29. — Из прошения техника путей сообщения М. П. Налетова председателю Морского технического комитета о личном приеме для представления проекта подводного минного заградителя

Желая предложить Морскому министерству подводную лодку по проекту, выработанному мною на основании опыта и личных наблюдений над морской войной в П(орт)-Артуре, имею честь просить ваше превосходительство, если найдете возможным, назначить мне время, в которое я мог бы лично представить вышеупомянутый проект и дать объяснение его лицам, вашим превосходительством на то уполномоченным.

Ввиду того, что на изобретенную мною лодку заявлены привилегии, часть которых уже выдана, а другая часть находится в производстве, проект ее в настоящее время является секретным, благодаря чему я и прошу разрешения вашего превосходительства представить его лично и не прилагаю к этому прошению.

При сем имею честь приложить копию удостоверения бывшего командира порта Артур... относительно лодки, которую я строил по собственной инициативе и на свои средства в П(орт)-Артуре во время осады его и которая послужила прототипом лодки, разработанной мною в вышеупомянутом проекте.

Техник путей сообщения М. П. Налетов.

Ф. МТК, кор. отд., 1907 г., д. 27, л. 4. Подлинник.

№ 155. 1905 г. февраля 23. — Удостоверение технику путей сообщения М. П. Налетову о результатах испытания его подводной лодки в Порт-Артуре

Шанхай.

Удостоверение это выдано технику путей сообщения М. П. Налетову в том, что строившаяся им в Порт-Артуре, во время осады его, подводная лодка в 25 т водоизмещения дала отличные результаты на предварительных испытаниях морских качеств лодки... [317]

Сдача Порт-Артура лишила возможности тех(ника) Налетова окончить постройку лодки, которая принесла бы осажденному Артуру большую пользу.

Б(ывший) командир порта Артур. Подпись.

Ф. МТК, кор. отд., 1907 г., д. 27, л. 5. Копия.

№ 156. (1906 г.). — Из пояснительной записки М. П. Налетова к проекту его подводного заградителя и о задачах подводных заградителей

...Обратив внимание на вооружение подводных лодок, нужно притти к заключению, что изобретатели и моряки всех стран находят наилучшим вооружением подводных лодок — это мины Уайтхеда{151}, стреляют которыми из лодок или сжатым воздухом, или же, открывая курок мины, дают ей выйти из аппарата работой своих винтов. Первый случай дает большой пузырь воздуха на поверхности воды и тем показывает присутствие и местонахождение лодки, а второй — малую скорость мины, что уменьшает шансы попадания.

Все эти рассуждения привели меня к заключению, что система подводных лодок должна быть изменена коренным образом и что направление, в котором работают конструкторы всего мира, долго еще не даст грозного оружия морской войны. Не отрицая пользы подводных лодок в береговой обороне, я нахожу, что подводная лодка главным образом должна быть орудием наступательной войны и для этого она должна обладать большим районом действия и вооружена не только минами Уайтхеда, а и минами заграждения, иначе говоря, нужно строить, кроме подводных миноносок береговой обороны, подводные миноносцы и минные заградители большого района действия.

Подводный заградитель не должен искать неприятельского корабля и не должен с крайне трудными, рискованными и опасными маневрами атаковать корабль на ходу, он идет только ко входу порта и на морские пути, по которым часто ходят корабли, и ставит там мины заграждения, после чего может спокойно уйти в свой порт. Неприятельский корабль сам придет на мины и взорвется. Ночью подводный минный заградитель может войти и в порт и расставить там мины в разных местах...

М. Налетов.

Ф. МТК, кор. отд., 1907 г., д. 27, лл. 10 об. и 11. Подлинник. [318]

№ 157. (1906 г.). — Из пояснительной записки М. П. Налетова к проекту его подводного заградителя о вооружении подводных минных заградителей

...Подводные минные заградители могут быть вооружены не только минами заграждения с якорями, но и плавучими минами, которые лодка выбрасывает, идя впереди корабля или эскадры за несколько миль и определяясь по створу их мачт.

Таким образом, проектируемая мною подводная лодка может:

1) поставить мины заграждения у неприятельских или своих портов и берегов;

2) разбрасывать пловучие мины перед идущими в открытом море кораблями и

3) стрелять минами Уайтхеда в стоящие на якорях или идущие тихим ходом корабли у неприятельских или своих берегов...

М. Налетов.

Ф. МТК, кор. отд., 1907 г., д. 27, лл. 11 об, 12. Подлинник.

№ 158. (1906 г.). — Из записки М. П. Налетова к проекту его подводного заградителя — «Аппараты для выбрасывания мин заграждения из подводной лодки»

...Аппараты для выбрасывания мин заграждения из подводных лодок могут быть весьма разнообразны: положительные качества каждого из них будут также весьма различны.

Для выяснения этих качеств рассмотрим вопрос об аппаратах для выбрасывания мин заграждения во всем его объеме.

Все возможные системы аппаратов для выбрасывания мин при рассмотрении их качеств разделим на две категории: на аппараты внутренние, в которых мины помещены внутри лодки, и на аппараты наружные, в которых мины помещены в надстройке корпуса (рис. 57); эти две категории, в свою очередь, нужно разделить на два отдела: на аппараты кормовые, из которых мины выходят через корму, и на аппараты некормовые, из которых мины выбрасываются из боков, через дно, из носа и т. п.

Главнейшие отличительные черты 4 вышеупомянутых представителей различных типов будут следующие.

Наружный боковой (некормовой) аппарат устроен так, что в бортах надстройки сделаны гнезда, каждое на одну мину; для того чтобы мины выпадали из гнезд, нужно поворачивать из рубки при помощи рукоятки валик, идущий вдоль надстройки, между правым и левым рядами мин; каждым поворотом ручки при помощи рычагов выбрасывается одна мина. Этим способом мины могут быть очень быстро выброшены. В корпусе лодки имеется только одно отверстие с сальником, через которое выходит конец валика в рубку. [319]

Этот аппарат требует специальных мин.

Наружный кормовой аппарат состоит иа одного или двух желобов, в поперечном сечении соответствующих форме мин и идущих в надстройке вдоль лодки. В желобах проложены рельсы с контррельсами, по которым мины могут свободно передвигаться при помощи четырех роликов, прикрепленных с боков якорей мин. По дну желоба идет бесконечная цепь или трос, к которым мины могут зацепляться различными способами. При вращении шкива изнутри лодки бесконечная цепь начнет двигаться и потянет за собою мины, которые, дойдя до кормы, будут сходить с лодки... При этом способе мины могут быть выброшены очень быстро...

М. Налетов.

Ф. МТК, кор. отд., 1907 г., д. 47, л. 25. Подлинник.

№ 159. 1907 г. апреля 7. — Отзыв заведующего опытовым судостроительным бассейном полковника А. Н. Крылова на проект подводного заградителя М. П. Налетова

Возвращая переписку, имею честь сообщить, что расчеты г-на Налетова произведены совершенно правильно, подробно и обстоятельно. Проверить численные результаты я не имел возможности, но все они представляются вполне рациональными и правдоподобными.

Полковник Крылов.

Ф. МТК, кор. отд., 1907 г., д. 27, л. 56. Автограф.

№ 160. 1907 г. апреля 11. — Отношение начальника чертежной морского технического комитета помощнику заведующего подводным плаванием о рассмотрении записок М. П. Налетова

Рассмотрев две записки г. Налетова от 29 марта и апреля с. г. с приложениями и расчетами, имею честь сообщить, что полученные им результаты можно считать правдоподобными, но производить детальную проверку расчетов отдельных частей корпуса в настоящее время считаю преждевременной, так как чертежи еще многократно придется изменять и переделывать. Кроме того, если лодка будет строиться на казенном заводе, то полный расчет нагрузки и прочности ее будет, конечно, проверен тем ответственным лицом, которому будет поручена постройка лодки; если же она будет строиться на частном заводе (напр. на Николаевском, как полагает г. Налетов), то большинство расчетов отпадает — их заменяют технические условия испытаний и приемки. [320]

Существенным отличием лодки г. Налетова от существующих является устройство внутренних аппаратов для постановки мин заграждения в подводном плавании; это есть центральный пункт его изобретения, повидимому весьма трудно осуществимый практически; поэтому мне представляется, что именно он и нуждается во всестороннем обсуждении и освещении, все же остальное в проекте г. Налетова — вещи второстепенные, которые автор, поскольку можно судить по его чертежам и расчетам, не затруднится выполнить так или иначе по требованиям и указаниям подводного плавания.

Кораб(ельный) инжен(ер) Бубнов.

Ф. МТК, кор. отд., 1907 г., д. 27, л. 91. Автограф.

№ 161. (1908 г.). — Из контракта главного управления кораблестроения и снабжений с обществом судостроительных, механических и литейных заводов в г. Николаеве на постройку подводного минного заградителя системы М. П. Налетова{152}

Тысяча девятьсот восьмого года, сентября девятнадцатого дня. по приказанию товарища морского министра начальником Отдела сооружений Главного Управления Кораблестроения и Снабжений генерал-майором О. Л. Радловым заключен настоящий контракт с Обществом судостроительных, механических и литейных заводов в г. Николаеве на постройку одного подводного минного заградителя системы М. Налетова водоизмещением около 500 т при подводном плавании, с окончательной отделкой, окраской, инвентарем, снабжением минами заграждения и полным изготовлением его к службе и необходимыми запасными частями к механизмам согласно приложенной описи на следующих условиях.

Для краткости и удобства Общество судостроительных, механических и литейных заводов в г. Николаеве в дальнейшем изложении условий контракта будет называться «Общество».

Статья первая. Предмет подряда и цена

Означенный подводный минный заградитель системы М. Налетова Общество обязывается построить на своих заводах в г. Николаеве Херсонской губернии самым тщательным образом из самых лучших материалов согласно утвержденным Морским техническим комитетом чертежам и спесификации, приложенной к настоящему контракту и составляющей нераздельную его часть. [321]

Общество обязуется окончательно отделать заградитель по корпусу и по механизмам, с полным их изготовлением к службе и снабжением всеми теми предметами, которые значатся в приложенной к этому контракту спесификации и положении о снабжении подводных лодок, которое будет утверждено для лодок этого типа.

Общество обязуется по заключении контракта разработать мину с якорем применительно к подводной лодке и аппараты для их постановки согласно техническим заданиям Морского технического комитета и произвести с ними все обусловленные испытания для удостоверения в совершенно удовлетворительном и надежном действии всех этих механизмов.

Разработку и выделку мин и аппаратов так же, как и подводной лодки Общество должно вести с сохранением возможной тайны постройки и не оглашать полученных результатов.

Разработанный проект мин заграждения и всех приспособлений для них на лодке поступает в собственность казны по окончании постройки заградителя без дополнительной за это платы при условии соблюдения Морским техническим комитетом статьи 10 сего контракта.

В снабжение от Общества не входят: мины Уайтхеда, расходные материалы, мореходные инструменты, фонари и лампы для специальных сигналов. Но установка минного вооружения, компасов, проводка тока в сигнальные фонари и установка приспособлений для подъема фонарей должны быть произведены средствами Общества и за их счет.

За постройку означенного подводного минного заградителя со всем следуемым от Общества снабжением Морское министерство обязуется уплатить один миллион триста семьдесят пять тысяч рублей (1 350 000 рублей за заградитель и 25 000 рублей за 60 мин заграждения без заряда и запалов)...

Ф. МТК, кор. отд., 1907 г., д. 27, л. 116. Копия.

№ 162. 1911 г. мая 2. — Из журнала №5 по минному делу морского технического комитета — о рассмотрении акта об испытательных минах и якорях для заградителя системы М. П. Налетова

...Рассматривали:

1. Акт № 1 комиссии, назначенной по приказанию товарища морского министра приказом командира Николаевского порта от 16 марта 1911 г. за № 111–83, в части, касающейся мин заграждения для заградителя системы Налетова, строящегося в Николаеве на судостроительном заводе акционерного Общества Николаевских судостроительных и механических заводов. [322]

2. Журнал Морского технического комитета по минному делу от 10 марта 1911 г. за № 3 по тому же вопросу.

В пункте 2 указанного журнала, утвержденного морским министром 5 апреля сего года, постановлено: «Для скорейшего же решения вопросов об установке минных аппаратов на самом заградителе, а также для выяснения правильности сбрасывания и постановки мин произвести предварительные испытания в Севастополе с 5 комплектами имеемых, хотя и не одобренных мин представленного образца, поручив эти испытания лицам, производящим в Севастополе минные опыты, при участии технической комиссии минных офицеров и офицеров от отряда подводного плавания».

Между тем актом № 1 комиссии, назначенной вышеупомянутым приказом командира Николаевского порта, выяснено, что:

1) Мины заграждения выделаны в количестве 6 штук для испытаний, причем якоря перегружены до 5 пудов, что лишает возможности довести их пловучесть в воде вместе с заряженной миной до нуля.

2) Изготовлен понтон для испытания мин, но он по своему устройству мало подходит к тем условиям, которые имеются в кормовой части заградителя, и испытания его в таком виде не могут дать желаемых указаний для дальнейшей постройки аппаратов и мин.

3) Устройство аппаратов для мин заграждения и всех приспособлений к ним на заградителе еще совершенно не выяснено и к разработке чертежей не приступлено.

Вследствие изложенного комиссия считает, что испытательные мины и их якоря в том виде, в каком они изготовлены заводом, совершенно негодны для этой цели, так как не подходят к условиям нолевой пловучести и вообще установке мин благодаря имеемой 5-пудовой перегрузке якоря.

Точно так же и в канале понтона для испытания установки мин совершенно не соблюдены условие и форма, возможные для кормовой части надстройки заградителя. Форма эта теперь уже не может быть совершенно произвольная — она связана с поставленной на место кормовой оконечностью подводной части.

Необходимо безотлагательно приступить к разработке нескольких вариантов кормовой части надстройки и аппаратов, дабы иметь возможность выбрать лучший из них по испытании в бассейне.

В упоминаемом журнале Комитета вопрос о перегрузке якоря не возбуждался, так как из разъяснений г-на Налетова следовало, что якорь и мина удовлетворяют требованию нолевой пловучести. и не допускалось возможности, чтобы завод через два с половиной года по получении заказа представлял в Комитет проект якоря, не удовлетворяющего даже этому основному, чисто конструктивному и весовому, требованию технических условий (пункт 1 технических условий для составления проекта).

Разделяя мнение комиссии о том, что мины, якоря и понтон в настоящем их виде совершенно не пригодны для испытаний, и [323] признавая, что они не могут дать необходимых указаний для скорейшего решения вопросов об установке минных аппаратов на самом заградителе, как то предполагалось пунктом 2 журнала № 3,

постановили:

1. Признать в дополнение пункта 1 журнала Комитета по минному делу от 10 марта сего года за № 3, что мины и якоря, представленные Обществом, сверх перечисленных в упомянутом пункте недостатков, не удовлетворяют еще и основному требованию пункта 1 механических условий для составления проекта и выделки образцовых мин, а также пункту 15, так как имеют перегрузку до 5 пудов.

2. Принимая во внимание, что надлежащий вес якоря легко предусматривается при составлении его проекта простым расчетом, невыполнение заводом до сих пор основного требования пункта 1 технических условий, когда истекли все допущенные сроки готовности самого заградителя, является крайне небрежным и недоступным отношением Общества ко взятым на себя перед Морским министерством обязательствам по разработке конструкции мин и аппаратов.

3. Вследствие отсутствия до сих пор необходимых чертежей и образцовых мин и аппаратов для заградителя признать необходимым в связи с постановлениями вышеприведенных первых двух пунктов настоящего журнала и постановлений журнала № 3 изъять из контракта о постройке подводного заградителя те преимущества, которые выговорены заводом за разработку аппаратов и мин.

При условии точного соблюдения постановления пункта 4, утвержденного товарищем морского министра журнала Комитета по минному делу от 10 марта с. г. № 3, необходимо дать теперь же от Минного отдела Комитета руководящие указания заводу для составления чертежей частей мин и аппаратов, связанных с постройкой лодки; остальные же части мин следует выделать на заводах, изготовляющих мины для морского ведомства также по указаниям Минного отдела Комитета.

4. Просить разрешения товарища морского министра во изменение пункта 2 журнала Комитета по минному делу от 10 марта с. г. за № 3 испытания мин и понтона произвести не теперь, а по выполнении необходимых в них переделок, все предварительные частичные испытания отдельных механизмов и частей поручить произвести и поверить лицам, производящим минные опыты, чтобы для комиссии иметь более определенный материал, нежели ощ имеется в настоящее время.

О вышеизложенном представить на благоусмотрение товарища морского министра, испрашивая утверждение его превосходительства.

Резолюция: «С постановлением согласен. Председатель Морского технического комитета. Подпись».

Ф. МТК, Журнал по мин. делу за 1911 г., лл. 30–32. Подлинник. [325]

Дальше