Содержание
«Военная Литература»
Первоисточники

Содержание главы

? 135. Донесение командующего войсками 1-го Белорусского фронта Верховному Главнокомандующему о состоянии авиации фронта накануне берлинской операции. 10 марта 1945 г. 20.30

? 136. Боевое распоряжение командующего 16-й воздушной армией командиру 6-го бомбардировочного авиационного корпуса на разрушение опорных пунктов противника в полосе действий 8-й гвардейской армии. 17 апреля 1945 г. 3.00

? 137. План командующего 16-й воздушной армией (план «Салют») по нанесению массированного удара по Берлину 24 апреля 1945 г.. 23 апреля 1945 г.

? 138. Оперативная сводка штаба 18-й воздушной армии начальнику Оперативного управления ВВС Красной Армии о результатах бомбардировки юго-западной окраины г. Берлина. ? 116. 26 апреля 1945 г. 17.00

? 139. Боевое донесение командующего 2-й воздушной армией командующему войсками 1-го Украинского фронта о действиях авиации противника и частей армии в ночь на 26 апреля 1945 г.. 26 апреля 1945 г. 21.00

? 140. Указание Верховного Главнокомандующего командующим войсками 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов, командующему ВВС Красной Армии о назначении координатора действий авиации в берлинской операции. ? 30545. 27 апреля 1945 г. 01.00

? 141. Боевое распоряжение командующего 4-й воздушной армией командиру 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии о нанесении удара по отходящему на запад противнику. ? 244. 29 апреля 1945 г. 19.00

? 142. Боевое распоряжение командующего 16-й воздушной армией командирам 6-го штурмового и 6-го истребительного авиационных корпусов на бомбардировку противника в Берлине. 2 мая 1945 г. 2.45

? 143. Из обзора боевой деятельности 16-й воздушной армии в берлинской операции. 19 мая 1945 г.

? 144. Из обзорного отчета Военного совета Краснознаменной Днепровской флотилии о боевой деятельности на берлинском направлении за период с 1 января по 9 мая 1945 г.. 25 октября 1945 г.

VI. Летчики и моряки в битве за Берлин

Авторы-составители намеренно выделили в отдельную главу боевые действия воздушных армий и Днепровской флотилии на берлинском направлении, включив в общей сложности около десятка боевых и отчетных документов, в которых приводятся наиболее яркие моменты боевых действий или подводятся их итоги. Интерес представляет обзор боевой деятельности 16-й воздушной армии, в котором описываются действия авиасоединений и частей и результаты массированных бомбовых ударов по Берлину. Представленные в главе документы, а также материалы Приложения к сборнику позволяют шире раскрыть содержание предыдущих глав, посвященных действиям наземных войск в битве за Берлин. Наряду с успехами авиации на поле боя были и трагические инциденты, когда советские войска попадали под бомбо-штурмовые удары своей авиации. В целом значение авиационной подготовки, поддержки и прикрытия с воздуха наземных войск в Берлинской операции трудно переоценить. Важную роль в победе над врагом сыграли также и моряки Днепровской военной флотилии.

? 135. Донесение командующего войсками 1-го Белорусского фронта Верховному Главнокомандующему о состоянии авиации фронта накануне берлинской операции

10 марта 1945 г. 20.30

Для проведения предстоящей операции фронт имеет: 353 бомбардировщика, 619 штурмовиков, 1002 истребителя, 126 разведчиков и корректировщиков, две дивизии ночников По-2. Для проведения операции имеющейся во фронте авиации мало.

Фронту необходимо иметь:

бомбардировщиков — 700 — 750, штурмовиков — 720, истребителей — 1440.

Прошу:

1. К началу операции усилить фронт двумя бомбардировочными корпусами, из них один корпус Ту-2, один Пе-2. Корпус Ту-2 необходим для разрушения крупных опорных пунктов и зданий на подступах к Берлину и в самом городе.

Для борьбы с истребительной авиацией противника и для надежного обеспечения бомбардировочной и штурмовой авиации усилить фронт одним истребительным корпусом.

2. Для укомплектования частей авиации и создания минимально необходимого строевого резерва подать самолетов: Пе-2 — 50 шт.; ТБ-3 — 30 шт.; Ил-2 — 140 шт.; Як-3 — 100 шт.; Як-9ДД — 90 шт.; «Кобра» — 80 шт.; По-2 — 80 шт. Летчиков на Ил-2 — 40; «Кобра» — 60; Ла-7 — 20; Пе-2 — 20 экипажей. [186]

3. Для разрушения крупных опорных пунктов бомб калибра 1000 кг — 1500; 500 кг — 4000 и 250 кг — 500 [штук].

Жуков

РФ. Ф. 233. Он. 2307. Д. 185. Л. 190. Подлинник.

? 136. Боевое распоряжение командующего 16-й воздушной армией командиру 6-го бомбардировочного авиационного корпуса на разрушение опорных пунктов противника в полосе действий 8-й гвардейской армии

17 апреля 1945 г. 3.00

Части 8-й гвардейской армии в 10.00 атакуют противника на участке Зеелов, Либенихен. Задачи корпусу с полком Б-25: с 9.20 до 10.10 разрушить опорные пункты Нейзитемпель, Лицей — 3/4 средств. Более ¼ сил разрушить опорный пункт Дидерсдорф. Последующий вылет через 3 — 4 часа. Цели дополнительно.

С. Руденко

РФ. Ф. 368. Оп. 20550. Д. 5. Л. 185. Подлинник.

? 137. План командующего 16-й воздушной армией (план «Салют») по нанесению массированного удара по Берлину 24 апреля 1945 г.

23 апреля 1945 г.

Привлекаемые части Количество и тип самолетов Задачи Время удара Высота бомбометания Тоннаж сбрасываемых бомб Примечание

1

2

3

4

5

6

7

3 бак

162 Пе-2 (18X9)

Бомбардировать цели ? 1, 4, 5

12.00-12.40

2000-2500

129,6 т

-

1 гиад 282 иад

100 Р-39 30 Як-9

Обеспечивают действия 3 бак непосредственным сопровождением до цели и обратно

-

-

-

-

221 бад

56 Б-3(7X8)

Бомбардировать цель ? 2

12.40-12.50

2700-3000

44,8 т

-

188 бад

42 Пе-2(6X7)

Бомбардировать цель ? 3

12.50-13.10

2100-2300

36 т

-

286 над

100 Л а- 5Ла-7

Обеспечивают действия 221 и 188 бад непосредственным сопровождением до цели и обратно

-

-

-

-

6 бак

162 Ту-2 (18X9)

Бомбардировать цели ? 6, 7, 8

13.00-14.00

2500-2700

308 т

1 гиак

140 Ла-7 Як-3

Обеспечивает действия 6 бак непосредственным сопровождением до цели и обратно

-

-

-

-

Итого привлекается в операции: 420 бомбардировщиков (49 групп)

370 истребителей

Всего............. 790 самолетов. 518,4 т [187]

Примечания:

1. Полет к цели и обратно 3 и 6 бак севернее реки Варта, 188 и 221 бад южнее реки Варта. Боевой порядок «колонна девяток», полковыми группами по 2 — 3 девятки. Интервал между девятками 2 — 3 км, полковыми группами — 5 мин.

2. Бомбометание по ведущему в девятке с горизонтального полета.

3. Заход на цель с востока через озеро Гроссер-Мюггель-Зее вдоль реки Шпрее только с разрешения по радио с КП.

4. Уход от цели для 3 и 6 бак с правым разворотом, 188 и 221 бад — с левым разворотом.

5. Минимальная высота бомбометания 1500 метров.

Приложение:

Цель ? 1 — ст. Вестенд, отметка 138, район и ст. Вицлебен, все пункты запасной части города юж. реки Шпрее.
Цель ? 2 — район Шарлотенбург и восточная часть парка Тиргартен.
Цель ? 3 — район парк Тиргартен и на юг от парка до канала Парвер.
Цель ? 4 — ж.-д. узел, что южнее цели номер один.
Цель ? 5 — район Халензее.
Цель ? 6 — район с севера от Зоолог, что юго-западнее парка Тиргартен. Восточная часть Прейсен-Парк, Гинденбург-Парк.
Цель ? 7 — район с запада. Цель номер шесть с юга, 500 м севернее ст. Шенсберг и с востока зап. окр. ж.-д. узла.
Цель ? 8 — ж.-д. узел, что вост. цели номер семь.

Командующий 16 ВА генерал-полковник авиации Руденко

Начальник штаба 16 ВА генерал-лейтенант авиации Брайко

Начальник оперативного отдела генерал-майор авиации Шпагин

РФ. Ф. 368. Оп. 21168. Д. 4. Л. 167— 168. Подлинник.

? 138. Оперативная сводка штаба 18-й воздушной армии начальнику Оперативного управления ВВС Красной Армии о результатах бомбардировки юго-западной окраины г. Берлина

? 116 26 апреля 1945 г. 17.00

1. 18 ВА в ночь на 26 апреля 1945 г. произвела 640 самолето-вылетов (261 Ил-4, 261 Ли-2, 115 Б-25, 3 А-20ж), из них: 563 самолето-вылета на бомбардирование юго-западной окраины Берлина (в районе, ограниченном южной окраиной парка Тиргартен, по реке Шпрее до Шарлоттенбург, далее на юг до Вильмерсдорф, далее на восток до Шенеберг, исключительно Ангальтский вокзал) — бомбардировало 517 самолетов; 57 самолето-вылетов на бомбардирование Бреслау — бомбардировало 55 самолетов; 8 самолетов бомбардировали запасную цель — Штеттин; 9 самолетов вылетали по спецзаданию разведотдела 4-го Украинского фронта и разведуправления Генштаба Красной Армии на сбрасывание людей и грузов в районах городов Прага, Брно, Табор, Зальцбург; 11 самолетов вылетали на разведку погоды.

34 самолета задание не выполнили, из них 16 из-за плохих метеоусловий, из них 2 самолета (Б-25 и Ли-2) донесли по радио о выполнении задачи.

2. Израсходовано: 197 ФАБ-500, 3 ЗАБ-500 ТШ, 1200 ФАБ-250, 1764 ФАБ-100, 158 ЗАБ-100 ЦК, 43 ЗАБ-50, 20 АО-25, 580 САБ-100, 27 САБ-15, 106 ФОТАБ-35.

Всего сброшено 4098 бомб, общим весом 630,43 т. В тыл противника сброшен 31 человек и груз весом 3,4 т. [188]

Боевой налет 3278 ч 26 мин (1423 ч 45 мин Ил-4; 1319ч 25 мин Ли-2; 523 ч 31 мин Б-25; И ч 45 мин А-20ж).

Войска противника на юго-западной окраине Берлина в период 00.20 — 03.10 с высоты 700—1500 м бомбардировали 517 самолетов. Сброшено 3808 бомб весом 569,2 т, в том числе: 182 ФАБ-500, 3 ЗАБ-500 ТШ, 1002 ФАБ-250, 1759 ФАБ-100, 158 ЗАБ-100 ЦК, 43 ЗАБ-50, 20 АО-25, 516 САБ-100, 27 САБ-15, 98 ФОТАБ-35.

В результате бомбардировки в районе цели возникло до 30 очагов пожара, из них 5 больших размеров, и произошло 3 сильных взрыва. В центральной части цели четыре квартала охвачены сплошными пожарами. Пожары в основном наблюдались в районах штаба гестапо, штаба военного округа, штаба группы инспекции войск, казарм; в районе газового завода произошел сильный взрыв, перешедший в крупный площадной пожар.

[...]{73}

А) 1 гв. ак произвел 149 самолето-вылетов (139 Ил-4, 10 Б-25). В период 2.30 — 3.10 с высоты 700 — 1500 м 139 самолетов бомбардировали юго-западную окраину Берлина (129 Ил-4 и 10 Б-25).

1 самолет Ил-4 производил разведку погоды.

7 самолетов Ил-4 задание не выполнили, из них 3 — из-за неисправности матчасти и 4 — из-за неточного выхода на цель. 2 самолета Ил-4 с боевого задания не возвратились.

Израсходовано: 26 ФАБ-500, 56 ФАБ-250, 895 ФАБ-100, 158 ЗАБ-100 ЦК, 170 САБ-100, 22 ФОТАБ-35.

Боевой налет 777 ч 14 мин (732 ч 36 мин Ил-4; 44 ч 38 мин Б-25).

Б) 2 гв. ак произвел 122 самолето-вылета Ил-4. В период 01.50 — 02.25 с высоты 700 — 1500 м 110 самолетов бомбардировали юго-западную окраину Берлина. 1 самолет бомбардировал Штеттин. 5 самолетов производили разведку погоды.

6 самолетов задание не выполнили, из них 3 — из-за неисправности матчасти и 3 — из-за неточного выхода на цель.

Израсходовано: 19 ФАБ-500, 67 ФАБ-250, 842 ФАБ-100, 129 САБ-100, 21 САБ-15, 34 ФОТАБ-35.

Боевой налет 691 ч 09 мин.

В) 3 гв. ак произвел 225 самолето-вылетов (195 Ли-2, 30 Б-25). 201 самолет (172 Ли-2, 29 Б-25) в период с 24.00 — 02.15 с высоты 1200 — 1500 м бомбардировал юго-западную окраину Берлина. 2 самолета Ли-2 бомбардировали Штеттин. 2 самолета Ли-2 производили разведку погоды.

17 самолетов Ли-2 задание не выполнили, из них 15 — из-за плохих метеусловий, 2 — из-за неисправности матчасти, 4 самолета (3 Ли-2, 1 Б-25) с боевого задания не возвратились, из них 1 Ли-2 донес по радио о выполнении задачи.

Израсходовано: 29 ФАБ-500, 3 ЗАБ-500 ТШ, 692 ФАБ-250, 43 ЗАБ-500, 20 АО-25, 137 САБ-100, 6 САБ-15, 35 ФОТАБ-35.

Боевой налет 1184 ч 00 мин (1054 ч 00 мин Ли-2, 130 ч 00 мин Б-25).

Г) 4 гв. ак произвел 134 самолето-вылета (66 Ли-2, 65 Б-25, 3 А-20ж). В период 00.40 — 01.10 с высоты 800 — 1500 м 60 самолетов (59 Б-25, 1 А-20ж) бомбардировали юго-западную окраину Берлина; в период 21.48 — 22.25 с высоты 1500 — 2200 м 55 самолетов Ли-2 бомбардировали Бреслау; 4 самолета Б-25 бомбардировали Штеттин; 9 самолетов (8 Ли-2, 1 Б-25) сбросили людей и груз в районе городов Прага, Брно, Табор, Зальцбург. 3 самолета (1 Ли-2, 2 А-20ж) производили разведку погоды.

2 самолета Ли-2 задание не выполнили из-за неисправности матчасти.

2 самолета Б-25 с боевого задания не возвратились, из них 1 донес по радио о выполнении задачи.

Израсходовано: 7 ФАБ-500, 371 ФАБ-250, 27 ФАБ-100, 144 САБ-100, 16 ФОТАБ-35.

Боевой налет 569 ч 21 мин (265 ч 25 мин Ли-2; 292 ч 11 мин Б-25; 11ч 45 мин А-20ж).

Д) 45 ад произвела 10 самолето-вылетов Б-25. В период 00.20 — 00.40 с [189] высоты 700 — 1500 м 7 самолетов бомбардировали юго-западную окраину Берлина. 1 самолет бомбардировал Штеттин.

2 самолета задание не выполнили, из них 1 — из-за неисправности матчасти, 1 — из-за плохих метеусловий.

Израсходовано: 16 ФАБ-500, 14 ФАБ-250.

Боевой налет 56 ч 42 мин.

Е) Над городом Берлином самолеты обстреливались слабым огнем ЗА до батареи и до батареи МЗА. Патрулировали истребители противника.

3 самолета Ли-2 атаковывались истребителями противника, и в результате атак самолеты имеют повреждения. Над г. Бреслау самолеты обстреливались огнем МЗА до батареи.

3. Погода: на аэродромах базирования до 20.00 облачность 6 — 10 баллов, высота 300 — 600 м. После 20.00 малооблачно. По маршруту облачность 5 — 10 баллов, высота 400 — 800 м, дымка. В районе цели облачность 7 — 10 баллов, высота 1300 — 1800 м. Видимость 4 км.

Днем 25 апреля 1945 г. 4 гв. ак 18 самолетами Б-25 в 14.16 с высоты 1400 м бомбардировал юго-западную окраину Берлина.

Израсходовано: 36 ФАБ-500, 55 ФАБ-250. Всего 91 бомба весом 31,75 т.

Боевой налет 42 ч 16 мин.

В районе цели возникло 10 пожаров и произошло 3 взрыва.

Заместитель начальника штаба 18 ВА генерал-майор авиации Хмелевский

Заместитель начальника оперативного отдела 18 ВА подполковник Романов

РФ. Ф. 480. Оп. 7106. Д. 231. Л. 62—65. Зав. копия.

? 139. Боевое донесение командующего 2-й воздушной армией командующему войсками 1-го Украинского фронта о действиях авиации противника и частей армии в ночь на 26 апреля 1945 г.

26 апреля 1945 г. 21.00

1. Авиация противника в ночь на 26 апреля 1945 г. одиночными самолетами вела разведку, бомбардировала и обстреливала наши войска на дорогах в районе западнее Заган и Форст, транспортировала грузы окруженному гарнизону в Бреслау.

Днем двумя группами по 5 — 6 Ме-109 [авиация] сбросила 13 парашютов{74}.

Патрулированием 4 — 6 истребителей [авиация противника] прикрывала свои войска в районе Бауцен и противодействовала работе нашей авиации. Бомбардировочных действий не отмечено.

Всего по неполным данным ПВО, над нашей территорией отмечено 97 самолето-пролетов, из них 20 ночью (из числа ночных пролетов 7 — на транспортировку грузов в Бреслау).

2. Части 2 ВА в ночь на 26 апреля 1945 г. бомбардировочными действиями разрушали переправы на р. Даме, в районе Дамм-Лейбш, Шлепциг, уничтожали живую силу и технику противника на узлах дорог и в лесу юго-восточнее озера Дольген-Зее (12 км северо-западнее Люббен) и в районе Рейхенбах.

Днем массированными и эшелонированными беспрерывными ударами групп бомбардировщиков и штурмовиков, содействуя наступлению войск фронта, [авиация 2 ВА] разрушала узлы сопротивления на южной окраине [190]а, уничтожила окруженную группировку войск противника в районе Вендиш-Бухольц, Кушнов, Претшен, Шлепциг, Хальбе, Тойпитц, Барут, Керис и содействовала войскам 52 А и 2 ПА в отражении контратак противника в районе севернее Бауцен.

[Части 2 ВА] — истребителями прикрывали от воздействия авиации противника боевые порядки войск фронта и сопровождали бомбардировщиков и штурмовиков до целей и обратно. Вели разведку войск противника до рубежа Гентин, Лейпциг, Прага.

Всего произведено 2253 самолето-вылета, из них на бомбардировочные действия — 596, на штурмовые действия — 582, на прикрытие, сопровождение и разведку войск противника — 1075.

Проведено 7 воздушных боев, в которых сбито 7 самолетов противника, из них 5 ФВ-190, 1 Ме-109, 1 «Физелер-Шторх».

В результате боевых действий уничтожено и повреждено 26 танков и самоходных орудий, 7 бронетранспортеров, 729 автомашин с войсками и грузами, 205 повозок, 26 ж.-д. вагонов, взорван 1 склад с боеприпасами, подавлен огонь 4 батарей ПА, 3 батареи ЗА, разрушено 30 строений, создано 27 очагов пожара и 13 взрывов большой силы, рассеяно и частично истреблено до 1100 солдат и офицеров противника.

3. Погода: облачность 5 — 9 баллов, высота 800 — 1000 м. Дымка, утром местами туман, при видимости 800 — 1000 м. Видимость вне тумана 4 — 6 км.

Командующий 2-й воздушной армией генерал-полковник авиации Красовский

Начальник штаба 2-й воздушной армии генерал-майор авиации Пронин

РФ. Ф. 302. Оп. 4196. Д. 103. Л. 115—115 об. Зав. копия.

? 140. Указание Верховного Главнокомандующего командующим войсками 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов, командующему ВВС Красной Армии о назначении координатора действий авиации в берлинской операции

? 30545 27 апреля 1945 г. 01.00

Верховный Главнокомандующий приказал:

Возложить на командующего ВВС РККА главного маршала авиации тов. Новикова координацию действий 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов в районе Берлина.

Антонов [191]

РФ. Ф. 233. Оп. 2307. Д. 193. Л. 151. Копия.

? 141. Боевое распоряжение командующего 4-й воздушной армией командиру 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии о нанесении удара по отходящему на запад противнику

? 244 29 апреля 1945 г. 19.00

Командующий 4-й воздушной армией приказал 325 нбад в ночь с 29 на 30.4.45 г.:

1. Уничтожить отходящую живую силу и технику противника по дорогам на запад от рубежа Грайфсвальд, Деммин, Мальхин, Варен.

2. Напряжение — максимальное.

3. Предупредить экипажи — внимательно наблюдать за наземной обстановкой, и если наши наземные части подойдут к указанным целям, то экипажам, во избежание удара по своим, действия самостоятельно переносить западнее.

Начальник штаба 4 ВА Алексеев

Начальник оперативного отдела штаба 4 ВА Одинцов

РФ. Ф. 319. Оп. 4798. Д. 345. Л. 298. Подлинник.


? 142. Боевое распоряжение командующего 16-й воздушной армией командирам 6-го штурмового и 6-го истребительного авиационных корпусов на бомбардировку противника в Берлине

2 мая 1945 г. 2.45

С 9.00 до 9.30 2 мая 1945 г. отлично подготовленными экипажами бомбардировать противника в г. Берлине:

1. В границах: с севера р. Шпрее, с запада Канонир штрассе, с юга Лейпцигер штрассе, с востока Оберваль штрассе. Бить только по центру этого прямоугольника. Заход на цель через западную часть аэропорта Темпельхоф. Далее на север через Белов, Альянсплац и по Фридрихштрассе, имея в створе мост через Шпрее, с запада — сады, примыкающие к парку Тиргартен и с востока — остров, образуемый рекой Шпрее и каналом. Первый заход делать обязательно холостыми. При неуверенности бомбы не сбрасывать.

2. Бомбардировать центр парка Тиргартен — перекресток дорог Шарлоттенбургер шоссе и церковь севернее букв «Шарл» в надписи «Шарлоттенбургер шоссе»{75}. На эти цели заход с востока на запад. Учитывать близость наших войск и бить по целям только наверняка.

С. Руденко [192]

РФ. Ф. 368. Оп. 20550, Д. 5. Л. 613. Подлинник.

? 143. Из обзора боевой деятельности 16-й воздушной армии в берлинской операции

19 мая 1945 г.

[...]{76}

Начало операции — первый день — 16.4.45 г.

Берлинская операция началась в 5.00 по московскому времени (за два часа до начала рассвета) 16.4.45 г. мощной артиллерийской подготовкой, продолжавшейся в течение часа на участке 47-й армии, 3-й и 5-й ударных армий, 8-й гвардейской и 69-й армий.

Началу артиллерийской подготовки предшествовал одновременный 30-минутный удар ночников По-2 16 ВА по штабам и узлам связи противника на направлении главного удара с задачей дезорганизации связи и управления войсками противника.

Мощная артиллерийская подготовка, производимая всеми средствами артиллерии и минометов на участках упомянутых армий, имела задачей подавление живой силы, артиллерийских и минометных батарей противника в районе первых, вторых и третьих траншей с последовательным переносом огня несколько раз в течение часа.

Вслед за окончанием артиллерийской подготовки, произведен был массовый налет ночных бомбардировщиков Ил-4 18 ВА с задачей уничтожения живой силы, артиллерийских и минометных батарей и опорных пунктов противника в районе четвертых и пятых линий траншей на удалении 6 — 9 км от переднего края.

Удар был осуществлен в период 6.15 — 7.15, т. е. перед рассветом.

Атака пехоты началась вслед за окончанием артиллерийской подготовки — в момент действий ночных бомбардировщиков Ил-4. Это содействовало более точному и эффективному бомбометанию по артиллерийским позициям противника в связи с четким обозначением переднего края нашими войсками, ведением огня в темноте из всех видов оружия. При этом достаточно легко обнаруживались артиллерийские позиции противника, которые вели ответный огонь по нашим войскам.

В период 7.15 — 8.15 производились групповые удары штурмовиков, действия которых, по существу, сводились к сопровождению наступающей пехоты и содействию в прорыве обороны противника, подавлению огневых средств, мешающих их продвижению.

В период 8.15 — 9.30 производились действия дневных бомбардировщиков Пе-2, Ту-2 и «Бостон» в глубине обороны противника по четвертым и пятым линиям траншей с задачей уничтожения артиллерийских позиций, опорных пунктов и живой силы противника на удалении от переднего края 4 — 6 км.

Таким образом, с 4.30 до 9.30 на направлении главного удара оборона противника на глубину до 10 км была подвергнута массированному воздействию авиации и артиллерии.

После 9.30 действия штурмовиков, бомбардировщиков и истребителей производились в соответствии с планом боевого использования авиации в первый день операции во взаимодействии с наступающими наземными войсками.

С рассвета и в течение дня главные усилия авиации 16 ВА были направлены на участки 5-й ударной и 8-й гвардейской армий, т. е. на направление главного удара.

Несмотря на мощную артиллерийскую и авиационную подготовку, противник оказывал упорное сопротивление. Опираясь на сильно разветвленную оборону, подготовляемую свыше двух месяцев до начала операции, он упорно оборонял отдельные участки уцелевшей обороны, опорные пункты, узлы сопротивления. [193]

Наряду с упорным сопротивлением наземных войск противника, большое противодействие боевой работе нашей авиации оказывала вражеская авиация.

Несмотря на полное господство в воздухе нашей авиации, истребители противника группами 4 — 6 и до 20 самолетов пытались бомбардировать боевые порядки наших войск и пробиться к переправам на Одере. Воздушные бои, как правило, завязывались еще на подходе к цели с нашими истребителями прикрытия наземных войск и сопровождения бомбардировщиков и штурмовиков.

В 20.58 было отмечено сбрасывание пяти самолетов-снарядов в районе Тирпитц. Ущерба не было. В этот же период были применены спаренные самолеты 4 ФВ-190, которые сбросили 4 Ю-88, являющиеся самолетами-снарядами, в районе Запциг-Эчер. Ущерба также не было.

Постами ПВО фронта в течение первого дня операции было отмечено 269 самолето-пролетов, в своем большинстве истребителей. Эти данные далеко не полно отражают действительную активность вражеской авиации, так как системой ПВО зафиксированы только те самолето-пролеты, которые пересекали линию фронта. Ввиду того что воздушные бои, как правило, проходили над территорией противника и вражеская авиация в своем большинстве появиться над боевыми порядками наших войск не могла, количество самолето-пролетов противника в этот день, по наблюдениям экипажей истребителей и других видов авиации, составляло не менее 1000 самолето-пролетов.

Метеообстановка первого дня операции была крайне неблагоприятной для боевой деятельности ВА. С рассвета и до 12.00 район базирования и район целей закрыты были туманами и дымкой при видимости менее 1000 м. Видимость вне туманов — 1 — 4 км. Ветер слабый, неустойчивого направления. Температура 4-17.

В соответствии с планом боевого использования, соединения и части 16 В А для выполнения поставленной задачи должны были произвести самолето-вылетов:

2 гв. шад с истребителями прикрытия 6 иак на участке 47-й и 3-й ударной армий — 886, из них 346 штурмовиками;

9 гв. нбад, 6 шак, 6 иак, 3 бак, 1 гв. над, 282 над, 3 иак на участке 5-й ударной армии и 2 гв. ТА — 3400 самолето-вылетов;

242 нбад, 9 шак, 13 иак, 6 бак, 1 гв. иак, 188 бад, 286 над и 221 бад на участке 8-й гв. армии — 3236 самолето-вылетов;

11 гв. шад, 282 над на участке 69-й армии — 596 самолето-вылетов.

Из-за неблагоприятных метеоусловий график боевой деятельности ВА в первой половине дня не был выполнен.

Планируемые массированные удары штурмовиков и бомбардировщиков не состоялись. По метеоусловиям штурмовики действовали мелкими группами и парами. Крайне ограничены были также действия бомбардировщиков. Лишь с улучшением метеоусловий во второй половине дня напряжение в боевой деятельности ВА значительно возросло.

Несмотря на неблагоприятные метеоусловия, все же авиация 16 ВА — штурмовики, бомбардировщики и истребители — по существу в усложненных метеоусловиях в первой половине дня выполняли поставленную задачу, содействуя наземным войскам в прорыве обороны противника и развитии успеха в глубине.

В связи с неравномерностью метеоусловий в отдельные периоды дня в районах базирования нашей авиации и в районах целей — напряжение в боевой деятельности отдельных соединений и частей также было неравномерным.

Командование ВА, осуществляя управление авиацией с КП, принимало все меры к усилению напряжения.

Вот один из типичных переговоров начальника штаба 16 ВА с начальником штаба 6 шак.

Начало переговора в 13.20.

«Брайко. — Здравствуйте. Тов. Факов, не хотел отрывать вас, но приходится. У вас с полетами хуже всего. Если сегодня норму не выполните, то [194] не появляйтесь на глаза, так же точно сказал и Руденко для Токарева. Нажмите на все педали. Сколько у вас сейчас сделали всего вылетов?

Факов. — Докладываю: всего на 13 ч 15 мин 166 самолето-вылетов. Из них 66 в воздухе. Выпуск групп продолжается. Принимаем все меры и постараюсь ваши указания выполнить. Жму все, что могу.

Брайко. — Мало, и очень мало, в два раза меньше против Комарова (2 гв. шад) и отдельно против Наконечникова (11 гв. шад). А ведь у вас столько, сколько у них у двоих вместе. Все. До свиданья.

Факов. — До свиданья».

Начальник штаба ВА предупредил начальника штаба 6 шак, а также других соединений штурмовиков, чтобы экипажи, вылетающие на задания, при малейшей неуверенности опознавания войск из-за плохой видимости — били глубже.

В связи с пестротой метеообстановки по району, для повышения напряжения в боевой деятельности всех видов авиации командующим ВА были даны указания командирам авиасоединений истребителей и штурмовиков производить посадку самолетов на тех из аэродромов, которые не были закрыты туманом. Производить на них дозарядку и вылет на последующие задания.

Часть экипажей штурмовиков и некоторые бомбардировщики в первой половине дня по причине плохой видимости и неуверенности в выходе на цель возвращались обратно с бомбами.

Командующий ВА потребовал от командиров всех соединений, наряду с увеличением активности, с бомбами не возвращаться.

При неуверенности в обнаружении заданной цели идти глубже и действовать по населенным пунктам противника и узлам хорошо заметных дорог. Запланированная норма напряжения должна быть выполнена. Фамилии командиров групп, не выполнивших задания по метеоусловиям и вернувшихся с бомбами на аэродром, немедленно докладывать.

[...]

На обеспечение прорыва обороны противника и развитие успеха в глубине в первый день Берлинской операции было произведено 6548 самолето-вылетов, из них 5342 авиацией 16 ВА, 766 — 18 ВА, и 440 — 4 ВА.

Всего летало самолетов 16 ВА — 2531, из них 109 По-2 ночью, 603 бомбардировщика, 631 штурмовик и 1188 истребителей днем. Ими произведено 5342 самолето-вылета. (109 — бомбардировщиками По-2 ночью, 1315 — бомбардировщиками, 1383 — штурмовиками, 2545—истребителями днем). Самолето-вылетов по задачам:

бомбардировка противника ......... 2406
штурмовка — » — ..............1321
сопровождение ................1771
прикрытие наших войск ...........738
разведка противника.........196
свободная охота ................101
разведка погоды ................14
фотографирование ..............1

Общий налет без 4 и 18 ВА — 6126 часов, в том числе самолетами По-2 — 114, дневными бомбардировщиками — 2143, штурмовиками — 1359, истребителями — 2510 часов.

[...]

В проведенных за день 140 воздушных боях сбито 165 самолетов противника — все истребители.

В результате бомбардировочно-штурмовых действий нашей авиации, по неполным данным, уничтожено и повреждено: танков — 6, орудий ПА — 119, орудий ЗА — 71, минометов — 4, пуль. точек — 2, паровозов — 3, вагонов — 61, автомашин — 359, тягачей — 2, ж.-д. цистерн — 12, повозок — 62. Подавлен огонь 31 батареи ПА, 32 батарей ЗА, разрушено 69 строений, взорвано 12 складов боеприпасов, отмечен 21 взрыв большой силы, создано 152 очага пожаров. Подожжен ж.-д. эшелон на ст. Рамсдорф. Уничтожено и рассеяно до 2000 солдат и офицеров противника. [195]

Наши потери: 87 самолетов. Из них боевых — 75. В числе боевых потерь сбиты огнем ЗА — 8 самолетов, сбиты ИА противника — 13 самолетов, не вернулись с боевого задания — 54 самолета. Потерь не связанных с выполнением боевой задачи, — 12 самолетов.

В результате наступательных действий наземных войск, поддержанных мощными ударами авиации 16 ВА, наши части к исходу дня 16.4 на берлинском направлении прорвали оборону противника, продвинувшись по фронту на 40 км, глубиной от 4 до 6 км.

[...]

Выводы за день.

1. Несмотря на упорное сопротивление противника на берлинском направлении, войска 1-го Белорусского фронта при содействии авиации 16 ВА в первый день операции прорвали оборону противника глубиной 4 — 6 км и по фронту до 40 км, достигнув, таким образом, тактических успехов.

2. Несмотря на неблагоприятные метеорологические условия, авиация 16 ВА почти выполнила запланированное количество вылетов, производя не менее половины из них в усложненных метеоусловиях. По количеству произведенных самолето-вылетов первый день Берлинской операции является рекордным за весь период существования 16 ВА. Действиями авиации противнику был нанесен огромный ущерб.

3. Авиация противника оказывала значительное противодействие боевой работе нашей авиации и пыталась действовать по боевым порядкам наших наступающих войск. В многочисленных воздушных боях, проведенных за день, попытки противника были сорваны, а в отдельных случаях применение самолетов-снарядов никакого практического значения не имело.

4. Противодействие ЗА противника, в особенности в районе опорных пунктов, было весьма активным.

Первые налеты нашей авиации на Берлин — 20 апреля 1945 г.

Три группы По-2 3 бак в сопровождении 24 Р-39 1 гв. иад в период 16.30 — 17.00 бомбардировали северо-восточную окраину гор. Берлин. Задание выполнено. Налет нашей авиации оказался внезапным для противника. Противодействия ЗА и ИА не было. Все наши самолеты благополучно вернулись на свои аэродромы.

Содействуя наземным войскам в наступлении, части 16 ВА 20.4 произвели 4054 самолето-вылета (604 самолетами По-2 ночью, 445 бомбардировщиками, 872 штурмовиками, 2133 истребителями днем).

Летало 1892 самолета (159 По-2 ночью, 301 бомбардировщик, 427 штурмовиков, 995 истребителей днем).

По задачам: бомбардировка — 997, штурмовка — 831, сопровождение — 1943, прикрытие войск — 774, разведка противника — 208, свободная охота — 74, перехват — 2, контроль бомбометания — 4, спец. задание — выброска парашютистов — 5, разведка погоды — 16.

Общий налет — 4135 часов.

[...]

Проведено 77 штурмовок войск противника, в которых участвовало 215 истребителей, из них 102 самолета с бомбами.

В результате бомбардировочно-штурмовых действий уничтожено и повреждено: танков — 11, орудий ПА — 59, орудий ЗА — 13, минометов — 5, автомашин — 539, паровозов — 3, вагонов — 107, тягачей — 2, повозок — 72, ж.-д. цистерн — 4, Ю-52 — 1, Хе-111 — 1. Подавлен огонь 15 батарей ПА, 11 батарей ЗА, 4 минометов, 4 пулеметов.

На аэродроме Калькберге уничтожено 2 Ю-87 и 5 ФВ-190, взорвано 5 складов боеприпасов. Отмечено 36 взрывов. Создано 173 очага пожара. Разрушено 52 строения. Уничтожено и рассеяно до 2000 солдат и офицеров противника. [196]

В проведенных 122 воздушных боях сбито 90 самолетов противника, из них: 76 ФВ-190, 13 Ме-109 и 1 Хе-126.

Свои потери — 50 самолетов. Из них 43 боевых потерь и 7 самолетов — потери, не связанные с выполнением боевого задания.

[...]

Выводы за день.

1. Войска фронта, развивая наступление при поддержке мощных ударов авиации 16 ВА, прорвали оборону противника на всю ее тактическую глубину и, преодолевая ожесточенное сопротивление противника, передовыми отрядами подвижных войск вышли к окраинам гор. Берлина.

2. Авиация противника по-прежнему проявляла значительную активность, выполняя задачи прикрытия своих войск и оказывая противодействие боевой работе нашей авиации.

Шестой день операции — 21.4.45 г. бои на окраинах Берлина

Преодолевая сопротивление противника, войска 1-го Белорусского фронта продолжали развивать успешное наступление.

Противник непрерывно вводил в бой остатки своих резервов — батальоны фольксштурма, формируемые в районе Берлина, и продолжал оказывать упорное сопротивление наступлению наших войск. На некоторых участках противник предпринимал контратаки силами пехоты и танков.

По показаниям военнопленных, с 19.4.45 г. все трудоспособное население гор. Берлина было мобилизовано в батальоны фольксштурма, которые поспешно вооружались и с хода бросались в бой. Численность таких батальонов составляла от 250 до 500 человек. Возрастной состав преобладал 15 — 65 лет.

Метеообстановка для действий нашей авиации была неблагоприятной: облачность 10 баллов, высотой 100 — 300 м, дожди, местами туман и дымки. Видимость 0,5 — 4 км.

Авиация противника одиночными самолетами и парами вела разведку вдоль линии фронта и коммуникаций до рубежа Зольдин, Дансберг, Циленциг. В ночь на 21.4 отдельными самолетами бомбардировала наши войсковые тылы и дороги в районе Врицен, Буков, Гузоб, Мюнхеберг, Мальнов. Во второй половине дня группами 10 — 20 ФВ-190 общей численностью до 100 самолетов пыталась бомбардировать боевые порядки наших войск в районе Зальцхаузен.

Постами ПВО фронта в течение дня отмечено 183 самолето-пролета противника, в подавляющем большинстве истребители.

В соответствии с развитием операции и наметившимся успехом на участке 3-й и 5-й ударных армий командующий 16 ВА поставил задачу:

1. В ночь на 21.4 ночникам По-2 наносить удары по центру Берлина и прилегающим к нему кварталам, а также бомбардировать Франкфурт-на-Одере.

2. 9 и 6 шак, 2 и 11 гв. шад — небольшими группами или парами, бомбардировочно-штурмовыми ударами уничтожать живую силу и технику противника на северо-восточной и восточной окраинах Берлина, обстреливая все улицы, дома, создавать панику.

3. Кроме того, 11 гв. шад нанести бомбардировочно-штурмовой удар по Франкфурт-на-Одере.

4. Истребительным авиасоединениям было приказано парами в свободном полете, пушечно-пулеметным огнем терроризировать противника на восточной и северо-восточной окраинах Берлина.

Наряду с этим авиасоединения и части штурмовиков должны были продолжать взаимодействие с наземными войсками в соответствии со складывавшейся обстановкой.

Выполняя поставленные задачи, части 16 ВА в ночь на 21.4 одиночными самолетами бомбардировали технику и живую силу противника в районах [197]

Генингсдорф, Панков, Мальков, Бух, Аренсфельде, Дальвиц, Уленхорст, вост. и юго-восточную окраины Фюрстенвальде. Вели разведку противника в полосе: справа — Франкфурт-на-Одере, Кепеник, слева — Беесков, Вендиш-Бухгольц.

Днем 21.4 из-за плохих метеоусловий боевую работу вели крайне ограниченно. До 20.00 парами штурмовиков в сопровождении истребителей, парами истребителей в сложных метеоусловиях вьшетали для терроризирования войск противника в районе сев.-вост. и восточной окраин Берлина. С 20.00 с улучшением метеоусловий группами штурмовиков в сопровождении истребителей бомбардировали и штурмовали технику и живую силу противника, создавали очаги пожаров в районах Франкфурт-на-Одере, на восточной окраине Берлина и в центре города.

Истребителями прикрывали боевые порядки наших войск, вылетали на охоту в район Берлина и вели разведку противника в районе Берлина, Миттенвальде, Беесков, Франкфурт-на-Одере, Фюрстенвальде.

В связи с первым массовым ударом штурмовиков по Берлину командование ВА интересовалось результатами этого налета с тем, чтобы определить противодействие ЗА и ИА противника, и тем самым установить более эффективные тактические приемы при дальнейших действиях штурмовой авиации по живой силе и технике противника в городе. Характерным для выяснения результатов первого налета является следующий переговор:

«У аппарата Романенко (подполковник, зам. нач. оперативного отдела штаба 16 ВА)

У аппарата Зиньковский (нач. ОРО 2 гв. шад)

Романенко. — Доложите результаты бомбардировочно-штурмового удара ваших по Берлину.

Зиньковский. — Докладываю: видимость в районе Берлина была весьма ограниченной, город покрыт дымкой и во многих местах застилается дымом от пожаров. Наши штурмовики появились над целью на высоте 600 м и были обстреляны огнем ЗА средней плотности. Преимущественно вели огонь крупнокалиберные зенитки. С отдельных крыш домов наблюдался огонь «Эрликонов». Характерным следует отметить, что разрывы крупнокалиберных зениток ложились на 1000 м выше полета наших штурмовиков. Следует также отметить, что в районе города барражировали крупные группы истребителей противника, но в бой с нашими истребителями и штурмовиками не ввязывались. Поведение их было весьма пассивным. Потерь не имеем, только два самолета имеют незначительные повреждения от «Эрликонов». Посадку производили в сумерках. Краснов (Комаров) считает, что экипажи поставленную задачу выполнили хорошо.

Романенко. — Учтите, что это первый удар штурмовиков по логову зверя. Нас интересуют в деталях наблюдения экипажей, и поэтому доложите обо всем подробно, если потребуется, дополнительно опросите экипажи. Опыт сегодняшнего вашего удара нам нужно использовать для действий штурмовиков на завтра и в последующие дни.

Зиньковский. — Все ясно. Будет выполнено».

Аналогичный переговор имел место с начальником штаба 6 шак.

Опыт первого удара штурмовиков по Берлину был использован для действий штурмовой авиации в последующие дни и для выявления главным образом зенитных средств противника и тактики их действий.

Содействуя наземным войскам в наступлении, части 16 ВА в крайне неблагоприятных метеоусловиях произвели 539 самолето-вылетов (184 самолетами По-2 ночью, 63 штурмовиками, 282 истребителями днем).

Летало 414 самолетов (124 По-2 ночью, 70 Ил-2, 220 истребителей днем).

По задачам: бомбардировка — 175, штурмовка — 64, сопровождение — 69, прикрытие войск — 154, разведка — 51, охота — 18, разведка погоды — 8.

Общий налет — 592 часа.

Кроме того, частями 18 ВА ночью произведено по Берлину 553 самолето-вылета. [198]

Проведено 10 штурмовок войск противника, в которых участвовало 25 истребителей.

В результате бомбардировочно-штурмовых действий уничтожено и повреждено: автомашин — 22, орудий ПА — 5, паровозов — 1, вагонов — 13, повозок — 13. Подавлен огонь батареи ПА, 2 батарей ЗА, создано 5 взрывов и 30 очагов пожара. Отмечены прямые попадания бомб в газовый завод в пригороде Берлина — Фридрихсфельде. Убито до 50 солдат.

В проведенных 13 воздушных боях сбито 11 самолетов противника, из них 9 ФВ-190, 2 Ю-87.

Наших потерь не было.

Выводы за день.

1. Развивая успешное наступление, войска 1-го Белорусского фронта при содействии авиации 16 В А продвинулись на участках 47-й, 3-й ударной и 5-й ударной армий до 30 километров и завязали бои на улицах Берлина.

Огромный клин на направлении главного удара наших войск был вбит в оборону противника, включая и столицу Германии.

2. Крайне неблагоприятные метеоусловия ограничивали боевые действия нашей авиации. Командиры соединений и частей стремились повысить напряжение, но из-за метеоусловий часть экипажей возвращалась, не выполнив задания.

3. В связи с вступлением наших войск в пределы Берлина, активность ВВС противника снизилась.

Девятый день операции — 24.4.45 г.

Готовившийся бомбардировочно-штурмовой удар по центру Берлина не состоялся по причинам неблагоприятных метеоусловий.

В этот день в районе Берлина и прилегающих к нему районах действовала авиация союзников.

Штурмовики 2 гв. шад, вылетавшие под командой капитана Тышевич и капитана Гудушина в сопровождении Ла-5 на штурмовку техники и живой силы противника в район Шванебек, Гросс Бенитц, после выполнения задания в 5 км северо-вост. Науен в 11.30 встретили до 150 истребителей союзников типа «Мустанг» и «Сандерболт». Обе стороны обменялись установленными сигналами.

В 11.50 группа 14 Як -9 под командой майора Власова произвела штурмовку аэродрома Вильгельмштадт, на котором находилось до 120 ФВ-190. Самолеты противника были расположены на северной окраине аэродрома. Атаку произвели с северо-западной стороны пикированием с 1800 до 300 м. Уход после атаки на бреющем. По докладам экипажей, в результате штурмовки аэродрома возникло 5 очагов пожара. Сожжено 5 ФВ-190 и несколько самолетов повреждено. ЗА противника во время штурмовки аэродрома противодействия не оказала. Только при уходе от аэродрома экипажи наблюдали огонь двух батарей ЗА с северной окраины аэродрома и огонь одной батареи с юго-восточной окраины. Налет был внезапным. Наших потерь не было.

В течение 24.4, содействуя наземным войскам в развитии наступления, части 16 В А, несмотря на неблагоприятные метеоусловия, произвели 2345 самолето-вылетов (525 самолетами По-2 ночью, 22 бомбардировщиками, 543 штурмовиками, 1255 истребителями днем).

Летало — 1058 самолетов, (140 По-2 ночью, 297 штурмовиков, 19 бомбардировщиков, 601 истребитель днем).

По задачам: бомбардировка — 524, штурмовка — 557, сопровождение — 424, прикрытие войск — 521, прикрытие аэродромов — 3, разведка противника — 232, охота — 76, разведка погоды — 7, разбрасывание листовок — 1. [199]

Общий налет — 2396 часов.

[...]

Истребителями проведено 58 штурмовок войск противника, в которых участвовал 181 самолет.

В результате бомбардировочно-штурмовых действий уничтожено и повреждено: танков — 2, бронетраспортеров — 5, орудий ПА — 10, орудий ЗА — 1, минометов — 2, пулеметов — 5, автомашин — 335, повозок — 118, паровозов — 7, вагонов — 83. Взорвано 18 складов боеприпасов. Разрушен ж. д. мост через р. Шпрее у Беесков. Разрушено 2 переправы через р. Шпрее. На аэродромах Ной Руппен, Дальгов, Вильгельмштадт уничтожено 13 самолетов (6 ФВ-190, 5 Ю-87, 1 Ю-88, 1 Хе-111). Подавлен огонь 8 батарей ПА, 15 батарей ЗА, одной минометной батареи. Отмечено 33 взрыва. Разрушено до 100 строений. Создано до 200 очагов пожаров. Уничтожено и рассеяно свыше 1600 солдат и офицеров.

В проведенных 54 воздушных боях сбито 36 самолетов противника, из них 30 ФВ-190, 5 Ме-109, 1 Хе-126.

Наши потери — 5 самолетов. Из них 3 боевых и 2 небоевых.

Выводы за день.

1. Войска 1-го Белорусского фронта, продолжая уличные бои в Берлине, развивали при содействии авиации 16 ВА успешное наступление на правом фланге фронта, продвинувшись при этом на 15 — 20 км, чем создали непосредственную угрозу полного окружения Берлина с севера и северо-запада.

2. Войска 1-го Белорусского фронта, которые вышли к южной и юго-западной частям Берлина, продолжали движение навстречу войскам 1-го Белорусского фронта с задачей сомкнуть кольцо окружения западнее Берлина.

3. Авиация противника все еще продолжала оказывать противодействие боевой работе нашей авиации и делала попытки воздействовать по боевым порядкам наших наступающих войск, используя для этого преимущественно часть аэродромов, уцелевших севернее Берлина.

Десятый день операции — 25.4.45 г. полное окружение Берлина

Развивая успешное наступление, войска фронта, преодолевая сопротивление противника, осуществляли обходный маневр севернее и севере-западнее гор. Берлина, продвигаясь неуклонно на запад и совершая маневр, направленный к полному окружению Берлина.

Уличные бои в Берлине не стихали ни днем, ни ночью. Противник оказывал ожесточенное сопротивление, бросив в бой различные специальные части и батальоны фольксштурма. На ряде участков немцы предпринимали яростные контратаки, но везде были отброшены с большими для них потерями.

Авиация противника вела разведку боевых порядков наших войск, переправ через р. Хавель и коммуникаций до р. Одер. Группами от 6 до 24 ФВ-190 пыталась воздействовать по боевым порядкам наступающих войск в районах Вайсензее, Фалькенхаген и по переправам через р. Хавель у пункта Генигсдорф. Всего отмечено 8 попыток с участием свыше 80 самолетов.

Постами ПВО фронта отмечено 242 самолето-пролета — преимущественно истребители.

Метеоусловия по-прежнему были неблагоприятными для боевых действий нашей авиации. Облачность 5 — 9 баллов, высотой 1000 — 1500 м. Местами туманы при видимости менее 1 км и дымки при видимости 2 — 4 км. Днем улучшение видимости. В районе Берлина видимость ухудшалась образованием значительного количества дыма непрекращающихся в городе пожаров. Видимость в районе города не превышала 1 км.

Командующий ВА в соответствии с создавшейся обстановкой и задачами наземных войск отдал следующие боевые распоряжения: [200]

1. Бомбардировщикам 3 бак, 6 бак, 221 и 188 бад нанести два массированных удара по Берлину согласно плану «Салют».

2. Командирам штурмовых соединений — продолжать взаимодействие с наземными войсками и подвижными частями (танковыми и кавалерийскими), содействуя развитию успеха в наступлении.

3. Истребителям продолжать активную борьбу с авиацией противника и надежно прикрыть наступающие наземные войска.

Для нанесения массированного удара бомбардировщиков по Берлину был разработан специальный план, который приводится ниже.

[...]{77}

Выполняя поставленные задачи и содействуя наземным войскам в развитии успешного наступления, части 16 ВА в ночь на 25.4.45 г. боевую работу вели по причине плохих метеоусловий ограниченно. Бомбардировали войска и технику противника в гор. Берлин в районах парк Тиргартен, Моабит, Шарлоттенбург, Вестей, Рулебен, лес южнее Тифбердер, Далем, Фриденау, Шенеберг, Кетцин (30 км зап. Берлина).

Днем 25.4, продолжая содействовать наступлению войск фронта, группами штурмовиков в сопровождении истребителей бомбардировали и штурмовали танки, артиллерию, минометы и живую силу противника в районе Альтголь, Бадзаров, Альт Штандтсдорф, Блосиин, Герсдорф, Клайн Эйхольц, Зельхов, Альт Шадов, Линсдорф, Бришт, Премсдорф, Линденберг, Керцберг, Гроссритц, Ламич.

Массированными ударами бомбардировщиков в сопровождении истребителей уничтожали технику и живую силу противника в гор. Берлин.

Истребителями окаймляли район действий бомбардировщиков, вылетали на охоту и разбрасывание листовок.

Одиночными бомбардировщиками, парами штурмовиков и парами истребителей вели разведку противника в районе Пазевальк, Ной Бранденбург, Варен, Притцвальк, Гентин, Цизар, Берлин и в районе южнее Фюрстен-вальде.

Для уничтожения живой силы и техники противника, оказывающего ожесточенное сопротивление в уличных боях в Берлине, бомбардировщиками 16 В А было нанесено два массированных удара по центру города в соответствии с планом «Салют».

Удар осуществляли бомбардировщики 3 бак, 6 бак, 188 и 221 бад.

Первый массированный удар был нанесен в период 13.00 — 14.00 составом 896 самолетов, из них 413 бомбардировщиков, 486 истребителей.

Второй массированный удар был нанесен в период 18.30 — 19.30 составом 590 самолетов. Из них 267 бомбардировщиков, 323 истребителя.

Перед нанесением первого массированного удара группы истребителей 3 иак блокировали аэродром Ной Руппин, уничтожая на нем самолеты противника и обслуживающий персонал.

Массированные удары бомбардировщиков были весьма эффективны, в результате них немецким войскам были нанесены крупные потери в живой силе и технике, что оказало значительное содействие наземным войскам в уличных боях за овладение Берлином.

Содействуя наземным войскам в наступлении, части 16 В А, несмотря на неблагоприятные метеоусловия, произвели 2979 самолето-вылетов (416 самолетами По-2 ночью, 708 бомбардировщиками, 436 штурмовиками, 1419 истребителями днем).

Летало: 1671 самолет (117 По-2 ночью, 430 бомбардировщиков, 214 штурмовиков, 910 истребителей — днем).

По задачам: бомбардировка — 1095, штурмовка — 426, сопровождение — 881, прикрытие войск — 235, окаймление района действий бомбардировщиков — 142, разведка — 131, охота — 52, корректировка — 2, разбрасывание листовок — 6, разведка погоды — 8.

Общий налет — 3196 часов.

[...]

В результате бомбардировочно-штурмовых действий уничтожено и повреждено: [201] танков — 4, орудий ПА — 17, орудий ЗА — 5, минометов — 4, пулеметов — 5, автомашин — 268, бронетранспортеров — 2, вагонов — 2, повозок — 133. Взорвано 13 складов боеприпасов. Подавлен огонь 3 батарей ПА, 3 батарей ЗА, одной минометной батареи. На аэродроме Ной Руппин уничтожен один Ю-88, 3 ФВ-190 и повреждено до 10 ФВ-190. На аэродроме Кладов уничтожен один Ю-88 и 3 ФВ-190. На аэродроме Темпельхоф уничтожен один транспортный четырехмоторный самолет. Разрушено 79 строений. Отмечен 31 взрыв. Создано до 120 очагов пожаров. Уничтожено и рассеяно до 900 солдат и офицеров.

Проведено 27 воздушных боев, из них 12 над Берлином. Сбито 20 ФВ-190, из них 13 ФВ-190 в районе Берлина.

Наши потери — 14 самолетов. Не вернулись с боевого задания — 8 самолетов, подбито огнем ЗА — 2 самолета, потерпели аварию 4 самолета.

Выводы за день.

1. Войска фронта при содействии авиации 16 ВА завершили окружение столицы фашистской Германии — Берлина, соединившись с войсками 1-го Белорусского фронта западнее города в районе Кетцин. К исходу дня наступающие войска достигли значительных успехов в уличных боях, благодаря массированным ударам бомбардировщиков по центру Берлина.

2. Кольцо окружения вражеской группировки юго-западнее Шторков и западнее Бесков при содействии авиации 16 В А все время сжималось.

3. Авиация противника, используя последние силы, пыталась противодействовать боевой работе нашей авиации, но активность ее заметно ослабевала. [...]

Эффективность действий нашей авиации

При обследовании комиссией ВА и комиссиями авиасоединений районов действий авиации 16 ВА во многих случаях установлена высокая эффективность поражения заданных целей. Обследованы были, главным образом, важнейшие опорные пункты, подвергнутые воздействию авиации на подступах к Берлину, и объекты в гор. Берлине.

Непосредственно по гор. Берлину авиацией 16 ВА было произведено 4030 самолето-вылетов, из них ночными бомбардировщиками По-2 — 1175, дневными бомбардировщиками (Ту-2, Пе-2 и «Бостон») — 928, штурмовиками — 449, истребителями — 1438.

На город было сброшено свыше 1300 тонн бомб разных калибров, в том числе значительное количество ФАБ-1000.

По отзывам немецких военнопленных, а также при обследовании объектов воздействия нашей авиации на месте установлено, что эффективность действий 16 ВА по Берлину была весьма высокой.

Особенностью действий нашей авиации по Берлину является поражение оборонных объектов, что способствовало наземным войскам в овладении ими в короткие сроки.

Несмотря на длительное воздействие по Берлину задолго до начала операции авиации союзников и причиненные этими действиями значительные разрушения, в ходе операции действиями авиации 16 ВА нанесены противнику самые чувствительные удары по тем объектам, которые использовались немцами для жесткой обороны в городе.

На общем фоне разрушений от действий авиации разрушения, причиненные авиацией 16 В А, резко выделяются и без особого труда обнаруживаются по всем районам, где действовала наша авиация.

Показатели боевых действий 16-й воздушной армии

В апреле месяце и за пять дней мая, т. е. в подготовительном периоде и в ходе Берлинской операции, авиацией 16 ВА произведено 37562 самолето-вылета. За этот же период вместе с авиацией 18 и 4 ВА, действовавшей на [202] участке 1 БФ, произведено 41 965 самолето-вылетов. Из них 39 003 непосредственно в операции с 16.4 по 6.5.45 г.

По количеству самолето-вылетов Берлинская операция для авиации 16 ВА является рекордной за весь период боевой деятельности воздушной армии.

Кроме того, произведено 29 443 небоевых самолето-вылета.

Количество самолетов (исправных) перед началом операции составляло:

бомбардировщиков дневных ......... 533
ночников По-2 ................. 151
штурмовиков ................. 687
истребителей ................. 1548
разведчиков .................. 51
корректировщиков .............. 67
Всего ...................... 3037

Это наивысший боевой состав, которым располагала 16 ВА в ходе Отечественной войны.

В ходе операции проведен 1101 воздушный бой, в которых сбито 966 самолетов противника, и 55 уничтожено на земле при нанесении бомбардировочно-штурмовых ударов по аэродромам противника. Всего уничтожено в воздухе и на земле 1021 самолет противника, из которых подтверждено — 791 самолет.

Наши потери составили — 357 самолетов, из них боевых потерь — 271, потерь, связанных с выполнением боевой задачи, — 41 и небоевых — 45 самолетов.

Обращают на себя внимание отдельные виды потерь, в частности потери от ЗА противника. Несмотря на огромное насыщение противником своей обороны зенитными средствами и активное противодействие нашей авиации, потери от ЗА противника в Берлинской операции все же весьма незначительны. Это явилось результатом грамотных действий всех видов авиации по подавлению зенитных средств противника и широкого применения противозенитного маневра.

Несмотря на значительное сопротивление противника в воздухе и многочисленные воздушные бои, потери от вражеских истребителей являются также небольшими.

Потери летного состава по отношению к потерям материальной части составили 70 проц.

Расход боеприпасов в операции достиг почти 6000 тонн авиабомб всех калибров, из них свыше 1300 тонн сброшено на объекты в Берлине. Процент осколочных бомб был достаточно высоким у штурмовиков (67 %), объектами воздействия которых были живая сила и техника противника. У бомбардировщиков, объектами воздействия которых были главным образом опорные пункты, процент осколочных бомб несколько ниже.

[...]

Оперативно-тактические выводы

1. Все задачи, поставленные перед авиацией 16 ВА в Берлинской операции, выполнены полностью, несмотря на крайне неблагоприятные метеоусловия в течение всего периода, что во многих случаях ограничивало боевую деятельность ВА и приводило к необходимости частого изменения тактики действий и оперативного использования авиации в целом. По количеству произведенных самолето-вылетов Берлинская операция является рекордной за весь период боевой деятельности 16 ВА.

2. Массовость применения авиации на всех этапах развития Берлинской операции является характерной особенностью применения наших ВВС. Наряду с этим, к участию в операции, помимо авиации 16 ВА, были привлечены силы 18 ВА и часть сил 4 ВА. Координирование действий и направление усилий авиации разных, значительно удаленных друг от друга крупных авиасоединений потребовало новых методов в управлении авиацией при проведении крупных операций, что нашло блестящее разрешение на решающем этапе войны по разгрому гитлеровской Германии. [203]

Координирование действий нашей авиации с авиацией союзников, отлично осуществленное в ходе Берлинской операции, обогатило оперативное искусство по использованию ВВС в крупных операциях и получило полное практическое разрешение на завершающем этапе войны.

3. Массовость применения авиации одновременно сочеталась с непрерывностью нанесения ударов, зачастую в непосредственной близости от переднего края наших войск в целях максимального содействия им в прорыве вражеской глубоко эшелонированной обороны и развитии успеха в глубине.

4. Как и следовало ожидать, наряду с ожесточенным сопротивлением наземных войск, противник упорно оборонялся также в воздухе. Это привело к многочисленным воздушным боям, по количеству которых Берлинская операция не имеет себе равных (свыше 1000). Упорство, с которым боролся противник, являлось уже не признаком его силы, а отчаянием. Это была попытка противника бороться остатками своей авиации за господство в воздухе на подступах к Берлину, но она потерпела полное поражение. Практически в воздушных боях и на земле авиация 16 ВА уничтожила силы ВВС противника, защищавшие Берлин.

5. Управление авиацией в ходе операции во всех случаях было весьма эффективным и отличалось достаточной гибкостью. Это обеспечивалось хорошо налаженной связью штаба ВА с авиасоединениями и КП командующих наземных армий.

6. Как ни в одной из предыдущих операций, было четко организовано взаимодействие авиации с наземными войсками. Эта четкость была достигнута совершенством планов и точностью выполнения их, т. к. были составлены командирами авиасоединений с командующими наземными войсками, в том числе и подвижными, с которыми они взаимодействовали. Весьма положительно сказался в этом вопросе опыт зимнего наступления войск 1-го Белорусского фронта, широкое использование которого нашло свое применение в Берлинской операции.

Ход операции показал, что, несмотря на оперативное подчинение авиасоединений командующим наземными войсками на период операции этим самым не исключается необходимость постоянного управления боевой деятельностью этих соединений командующим ВА. В зависимости от обстановки и задач командования фронта командующий ВА должен при необходимости использовать часть таких соединений на тех участках фронта, где это необходимо для развития максимального успеха в действиях наземных войск.

7. Несмотря на многочисленную насыщенность района боевых действий зенитными средствами противника, задача подавления и уничтожения зенитных средств в операции была успешно решена. В результате этого резко снизилось количество потерь от зенитного огня по всем видам авиации, и в частности, у штурмовиков.

8. Высокая эффективность авиации была достигнута совершенством и разнообразием тактических приемов, применяемых всеми видами авиации, в зависимости от обстановки, метеоусловий и тактики действий ВВС противника.

9. Ограниченное применение противником новой авиационной техники в Берлинской операции (до 10 случаев применения самолетов-снарядов и самолетов с реактивными двигателями) показывает, что противник не располагал достаточным количеством этих средств, а ограниченное применение их никакого практического значения в операции не имело.

Начальник штаба 16 ВА генерал-лейтенант авиации Брайко

Начальник оперативного отдела штаба 16 ВА генерал-майор авиации Шпагин [204]

РФ. Ф. 233. Оп. 2356. Д. 776. Л. 432— 565. Подлинник.

? 144. Из обзорного отчета Военного совета Краснознаменной Днепровской флотилии о боевой деятельности на берлинском направлении за период с 1 января по 9 мая 1945 г.

25 октября 1945 г.

[...]{80}

...К началу навигации 1945 года войска 1 БФ вышли к реке Одер, местами форсировали ее и, закрепившись на плацдармах, перешли к обороне.

Со вскрытием рек 1-я и 2-я бригады речных кораблей начали движение по Висле и Бромбергскому каналу на запад. При этом кораблям пришлось преодолеть исключительные навигационные трудности в виде большого количества подорванных мостов, шлюзов, затопленных судов, танков и т. п. Одновременно с этим из Пинска по железной дороге начал движение на запад оперативный резерв флотилии — отдельный дивизион речных кораблей (впоследствии переформированный в 3-ю бригаду речных кораблей).

Совершив 500-километровый марш-маневр по рекам и каналам 1 и 2 брк к 10.04.45 г. сосредоточились на реке Одер в районе Кюстрин. Отдельный дивизион речных кораблей после 1000 км пути по жел. дороге, прибыл в порт Одерек (река Одер) и к 10.04.45 сосредоточился в Гроссене (река Одер).

В начавшемся 15 апреля наступлении войск 1 БФ на Берлин 1 брк содействовала 5-й ударной армии на реке Одер и реке Шпрее (в районе города Берлина), затем 61-й армии на реке Одер и канале Гогенцоллерн; 2 брк содействовала 8-й гвардейской армии на реке Одер; 3 брк — 33-й армии.

3 брк в результате совместных действий с подразделениями морской пехоты флотилии овладела опорным пунктом противника при входе в канал Одер-Шпрее — городом Фюрстенберг.

Боевую деятельность в Великой Отечественной войне флотилия закончила в составе 2-го Белорусского фронта, содействуя войскам фронта в очистке от противника района Свинемюнде.

В ходе боевых действий корабли флотилии проводили разведывательное и контрольное траление рек Висла, Одер и Бромбергского канала, продолжая эту работу и после окончания войны.

За успешные боевые действия в боях за Берлин в составе 1 БФ флотилия отмечена в берлинском приказе Верховного Главнокомандующего т. Сталина и награждена орденом Ушакова 1 степени, а 1 брк присвоено наименование «Берлинской».

Флотилией за первое полугодие 1945 года, в результате проведенных боевых операций, нанесены следующие потери противнику:

Уничтожено:

отдельных орудий среднего калибра .... 7
минометных батарей ............. 8
артбатарей (75 — 105 мм) .......... 3
пулеметных точек ............... 39
наблюдательных пунктов ........... 2
складов с БЗ .................. 2
дзотов ...................... 8
разрушено блиндажей ............ 15
самолетов:
Ю-88 ...................... 4
Хе-111 ..................... 3
Ме-109 ..................... 10
Ме-110 ..................... 3
ФВ-190 ..................... 3
«Фау-3» .................... 4
автомашин .................. 2

до двух рот солдат и офицеров противника. [205]

Подавлено:

артбатарей ................... 13
минометных батарей ............. 12
пулеметных точек ............... 29

Рассеяно и частично уничтожено:

колонна автомашин (до 10 ед.)
до четырех батальонов пехоты противника

Подбито и уничтожено:

до 15 танков противника

Переправлено через водный рубеж частей КА:

личного состава ............. более 17 000
танков .................. 27
орудий .................. 225
минометов ................ 439
пулеметов ................ 48
лошадей ................. 1526
повозок с грузами ........... 866
мотоциклов ............... 16
боезапаса ................ более 105
кухонь ................. 18
различных грузов ........... .более 15 тонн
наведено понтонных мостов ...... 1

Потери флотилии:

погибли со всем личным составом КАТЩ ? 140 и 696 и один полуглиссер;
получили повреждения:
бронекатера .................. 3
тральщики .................. 5
сторож, катера ................. 2
полиглиссеры ................. 3
убитыми .................... 95 чел.
ранеными, контужеными, обожженными 165 чел.
пропавшими без вести ............ 8 чел.

Израсходовано боезапаса:

100 мм ................... 1 750 шт.
85 мм .................... 3 458 шт.
76 мм .................... 5 098 шт.
37 мм .................... 7 214 шт.
25 мм .................... 10 300 шт.
12,7 мм ................... 10 120 шт.

Врид командующего Краснознаменной ордена Ушакова Днепровской флотилией капитан 1 ранга Балакирев

Член Военного совета Краснознаменной ордена Ушакова Днепровской флотилии капитан 1 ранга Боярченко

РФ. Ф. 233. Оп. 2356. Д. 22. Л. 101 — 105, 141 — 172. Подлинник.

Дальше