Содержание
«Военная Литература»
Дневники и письма

Тонку — Шанхайгуань

13 Сентября

Возвращаясь из Тяньцзина в Порт-Артур, я снова приехал по железной дороге в Тонку. Здесь, в тылу действующей международной армии русские и другие союзники трудились не меньше, чем в авангарде — в Тяньцзине и Пекине. В устье Пэйхо ежедневно совершалась весьма важная и трудная работа по доставлению войск, боевых припасов и продовольствия с военных и коммерческих судов на рейде — в Тонку и далее на театр военных действий. Благодаря неизменному волнению на рейде Таку, благодаря бару в устье реки, постоянным отливам, приливам и сильным ветрам, эта переправа с моря на берег требовала очень много трудов, забот и бдительности. Хозяевами положения в Таку все время были русские, благодаря тому что комендантом Таку был назначен по выбору адмиралов союзной эскадры адмирал Веселаго, которому пришлось вынести на себе все это тяжелое и сложное дело организации десантов — в самое горячее боевое время, в течение июня и июля 1900 года, и в таком важном стратегическом пункте, каковым является устье Пэйхо-Таку. [526] Адмирал Веселаго был, кроме того, назначен начальником отряда судов всех союзных держав в реке Пэйхо.

Вступив в комендантство над Таку, адмирал Веселаго прежде всего озаботился приведением укреплений Таку в боевую готовность, что представляло большие затруднения, вследствие того что большинство орудий на фортах было подбито. Для целей перевозки десантов адмирал Веселаго воспользовался буксирными пароходами, а также найденными в Тонку железными баржами, выброшенными на берег ветром. По приказанию адмирала эти суда были исправлены, что дало возможность перевозить не только русские войска, но и десанты союзников, которые неоднократно обращались к содействию русского адмирала.

Китайское адмиралтейство в Тонку, захваченное русскими, было спасено от разграбления и приведено в полный порядок. Русские морские власти возобновили в адмиралтействе работы, которые стали производиться нашими командами и бывшими китайскими мастеровыми. Китайцам за работу выдавался рис, захваченный нами в Тонку. Как во время военных действий, так и впоследствии это адмиралтейство служило большим подспорьем для русских и иностранных военных судов, выполняя для них различные работы.

По распоряжению русского коменданта, наши лодки «Бобр» и «Сивуч» и две германские лодки обстреляли китайскую импань, находившуюся в 1 ½ верстах от Тонку и вооруженную 15 орудиями. Германский десант под командою капитана 2 р. Поль взял импань, уничтожил орудия и захватил другую импань, в которой китайцы хранили более 10,000 ящиков пороха и около 1000 ящиков пироксилина и динамита. Так как соседство такого огромного количества взрывчатых материалов было чрезвычайно опасно для фортов и станции Тонку, то командиру «Манджура» капитану 2 р. Эбергардту было поручено уничтожить эти запасы. Это трудное дело было выполнено в 10 дней.

Таким же образом, по распоряжению адмирала Веселаго английский контр-миноносец «Fame», имевший наименьшую осадку среди других судов соединенного отряда, уничтожил форт Коку, расположенный в 12 верстах выше по Пэйхо и своими орудиями мешавший беспрепятственному движению по реке между Тонку и Тяньцзином.

Местность вокруг Тонку была долгое время неспокойна. В окрестных деревнях бродили вооруженные отряды боксеров и [527] китайских солдат. До начала июля все военные суда, стоявшие в устье Пэйхо, днем и ночью были готовы к бою, а люди по ночам спали у орудий не раздеваясь, ожидая нечаянного нападения.

27 июля начальник нашей Тихоокеанской эскадры вице-адмирал Гильтебрандт, по случаю своей болезни, уехал в Россию и заместителем его в командовании эскадрой был назначен адмирал Веселаго. Комендантом Таку был временно назначен капитан 1 ранга Доможиров, который продолжал поддерживать с иностранцами такие же дружественные отношения, какие были установлены его предшественником. Комендантским штаб-офицером при адмирале Веселаго состоял лейтенант Балкашин.

Полное прекращение военных действий в устье реки Пэйхо последовало со времени взятия крепости Бэйтан.

* * *

После занятия Лутая, генерал Церпицкий вместе со своим отрядом вернулся обратно в Бэйтан.

11 сентября генерал Церпицкий снова двинулся в поход, по направлению к Лутаю, с целью занять китайскую железную дорогу Тонку — Шанхайгуань — Инкоу. В южной своей части, около Тонку, дорога была наполовину разрушена боксерами, но дальше на север и путь и подвижной состав были в целости. Кроме того представлялось чрезвычайно важным заблаговременно захватить расположенные вдоль дороги богатые угольные копи, для того чтобы китайцы не успели их разрушить.

Отряд вовремя пришел в Сиугочжань и находящиеся здесь копи каменного угля были спасены. На станции железной дороги оказался поезд, на который были живо посажены три роты 6 Вост. Сиб. Стр. полка. Капитан 6 полка Коссовский и поручик Васмундт повели поезд. С этими ротами генерал Церпицкий и командир 6-го полка полковник Манаев немедленно двинулись по железной дороге на станцию Таньшань, где находились огромные железнодорожные мастерские. Ночью в пяти верстах от Таньшаня поезд наскочил на пустые платформы и, потерпел [528] крушение. Наши стрелки отделались ушибами, высадились из вагонов и пошли дальше походом. В Таньшане была оставлена полурота для охраны поезда и воинских вещей.

По дороге стрелки имели перестрелку с китайцами. Ночью отряд Церпицкого подошел к Таньшаню и сейчас-же овладел станцией, всеми мастерскими и депо с 26 локомотивами и 300 вагонов. Все китайцы, служившие на этой станции, бежали. На следующее утро генерал Церпицкий приказал стрелкам исправить путь, испорченный накануне крушением поезда.

14 сентября в Таньшань прибыл в поезде весь отряд генерала Церпицкого, состоявший из 4 рот 6-го полка, 3 рот 7-го полка, 7 орудий и казаков — Верхнеудинцев и Читинцев.

В тот же день генерал Церпицкий получил от коменданта крепости Шанхайгуань письмо, в котором китайский комендант выражал свою покорность и соглашался на все условия сдачи крепости Шанхайгуань русским.

Получив такое письмо о сдаче, начальник отряда решил немедленно двинуться в Шанхайгуань.

15 сентября русский отряд был посажен на два поезда и снова тронулся в путь. На станциях Кайпин и Гуе русские захватили копи с богатейшими залежами угля.

Всего русские захватили: 30 локомотивов, сотни вагонов и открытых платформ, великолепные мастерские, склады, депо, десятки тысяч шпал и рельс, несколько миллионов пудов каменного угля и всю железную дорогу от Тонку до Шанхайгуаня.

19 Сентября

В то время как генерал Церпицкий быстро и неутомимо подвигался вдоль железной дороги к Шанхайгуаню, на рейде Таку совет адмиралов международной эскадры обсуждал вопрос о занятии Шанхайгуаня морскими силами — со стороны моря.

Адмиралы постановили отправить 19 сентября к Шанхайгуаню военные суда разных наций и ночью штурмовать Шанхайгуаньские форты, если китайцы отвергнут ультиматум и не сдадут фортов добровольно. [529]

Защищенный со стороны моря минными заграждениями и прекрасными фортами с новейшими орудиями, Шанхайгуань представлялся сильной крепостью и взять его было бы еще труднее, чем форты Таку, если бы китайцы пожелали оказать сопротивление. Поэтому против Шанхайгуаня была двинута сильная международная эскадра.

Желая всюду быть первыми, а главное — желая перехитрить русских, англичане завели особые переговоры с комендантом Шанхайгуаня, отдельно от всех союзных адмиралов, предлагая ему сдать Шанхайгуань Англии.

Хотя комендант еще 14 сентября сдал вверенную ему крепость генералу Церпицкому, однако, получив такое любезное предложение от англичан, он поспешил исполнить также их желание, остроумно сдавая свою крепость во второй раз.

19 сентября рано утром одно английское военное вестовое судно подошло к Шанхайгуаню. Англичане высадились на берег, подняли свой флаг на одном из фортов и отправились занимать станцию железной дороги — главную цель их тайной высадки, но... [530] неожиданно встретили два поезда, которые быстро катили к станции битком набитые русскими солдатами, кричавшими ура.

Это был отряд генерала Церпицкого, который предупредил англичан.

Стрелки вылезли из вагонов, живо заняли станцию и все мастерские и водрузили над станцией русский флаг. Вся дорога от Тонку до Шанхайгуаня была в руках русских.

В тот же день вечером к Шанхайгуаню прибыл из Порт-Артура десантный отряд, предназначенный для занятия фортов и города. Десант состоял из 15-го и 16-го полков 4-ой Стрелковой Железной бригады, только что прибывшей из Одессы, полуроты Квантунских сапер, 4 орудий, полусотни Верхнеудинцев и 3 команд морских минеров и сигнальщиков. Отрядом командовал начальник 4-ой Стрелковой бригады генерал-майор Волков.

Войска были размещены на крейсерах Добровольного Флота «Москва» и «Орел» и на пароходах Китайской Восточной железной дороги «Гирин» и «Проспер». Отряд конвоировался крейсером 1 р. «Россия».

На рейде перед Шанхайгуанем уже стояло около 40 военных судов России и других союзных держав. На фортах были подняты международные флаги. В 1 час ночи на шлюпках нашей эскадры начали свозить русский десант на берег. Через четыре часа 3200 человек нашего десанта, в полной боевой готовности, были уже доставлены на берег. На другой день была перевезена артиллерия, кавалерия и обоз. Всеми операциями высадки, произведенной в блестящем порядке и в кратчайшее время, руководил новый начальник нашей Тихоокеанской эскадры вице-адмирал Скрыдлов.

Нашими войсками была без замедления занята вся железная дорога от Шанхайгуаня до Цзиньчжоуфу и далее до Инкоу. Чины 1-го Уссурийского Железнодорожного батальона сейчас-же приступили к исправлению железнодорожного пути на всем протяжении и к устройству правильного движения поездов.

К октябрю 1900 года вся китайская железнодорожная линия, охватывающая Север Печилийского залива, от Инкоу до Цзиньчжоуфу, Шанхайгуаня, Тонку и далее внутрь страны — до Тяньцзина и Янцуня, всего на протяжении около 600 верст принадлежала России и находилась в заведывании чинов Уссурийского батальона. [531]

Линия Янцунь — Тяньцзин — Шанхайгуань была Россией вскоре безвозмездно передана германцам, которые передали ее антличанам.

Линия Шанхайгуань — Цзиньчжоуфу — Инкоу находилась в ведении и владении России два года. Чины Уссурийского батальона восстановили путь, местами выстроили новое полотно, соорудили большой деревянный мост через реку Далинхэ, завели аккуратное движение поездов и привели дорогу в такой блестящий вид, что вскоре можно было ездить сплошным железнодорожным путем от Порт-Артура до Пекина.

24 сентября 1902 года, на основании договора 26 марта того же года, Шанхайгуаньская линия была возвращена Россией Китаю.

Ныне, с окончанием постройки Манчжурской железной дороги, эта линия вошла в величайшую железнодорожную цепь, связывающую Пекин с Петербургом непрерывными звеньями рельс. [532]

Поход на Мукден

Летом 1900 года вся Манчжурия была охвачена восстанием боксеров. Манчжурская железная дорога, строившаяся с величайшими трудами русскими инженерами, на половину разрушена. Главный центральный пункт дороги Харбин был осажден китайцами. Строители Южного отделения дороги, оказавшиеся в самом очаге мятежа, спасались бегством под охраною казаков Охранной стражи. Одни, преследуемые китайцами, бежали на север — в Харбин; другие на юг — в Порт-Артур; третьи на восток — в Корею. Отступавшие инженеры, техники и различные железнодорожные служащие, вместе с женщинами и детьми, мужественно отбивались от китайцев. Большая часть их спаслась. Инженер Верховский и около 20 железнодорожных служащих из числа спасавшихся погибли во время отступления. Раненых, убитых и пропавших казаков Охранной стражи, а также всех русских, пропавших без вести в Южной Манчжурии, около 150 чел. [534]

1 июля китайцы неожиданно начали бомбардировку Благовещенска из города Сахалина, находящегося на противоположном берегу Амура. Бомбардировка продолжалась с перерывами три недели и нанесла ничтожные повреждения Благовещенску, так как китайцы стреляли из старых ружей и пушек. Жителей Благовещенска, раненых и убитых китайскими выстрелами, насчитывается не более 10 человек. Но китайцам эта бомбардировка стоила дорого, так как окрестные китайские селения и город Сахалин были сожжены в наказание, а китайцы, жившие в Благовещенске и соседних деревнях, изгнаны и переправлены через Амур. Во время этой переправы довольно много китайцев потонуло.

22 июля нашими войсками был взят город Айгунь. Боевой колонной в этом деле командовал генерал-лейтенант Суботич, бывший начальник Квантунского полуострова.

Летом и осенью в Северную Манчжурию были двинуты различные русские военные отряды, под общим начальством генерал-лейтенанта Гродекова, для освобождения Харбина, занятия главных областных городов Цицикара и Гирина и для успокоения страны.

14 августа генерал Суботич прибыл в Порт-Артур и, по Высочайшему повелению, назначенный начальником Южно-Манчжурского отряда, немедленно приступил к организации похода на Мукден.

Пока столица Манчжурии оставалась в руках китайских войск и боксеров, уже рассеянных в Чжилийской провинции, но еще не утративших своей силы и влияния в Манчжурии, — на прочное восстановление мира, порядка и законности в стране, граничащей с Россией на протяжении около 9000 верст, было мало надежды.

Поэтому на отряд генерала Суботича была возложена задача — возможно скорее занять столицу Манчжурии, рассеять китайские войска и восстановить в стране спокойствие, законную власть и мирную деятельность.

Так как Манчжурия и без того была потрясена мятежом и неистовствами боксеров, сожжением и разорением многих богатых городов и деревень, особенно в северных областях, опустошенных во время военных действий, — то согласно Высочайшему повелению, генерал Суботич поставил своею целью совершить [535] поход на Мукден в самое короткое время, предохраняя страну от разорения.

В этом смысле, перед выступлением в поход, им были изданы в Порт-Артуре следующие два приказа.

Приказ от 5 сентября:

«Войска Южно-Манчжурского отряда! На нашу долю выпала завидная честь нанести решительный удар мятежным китайским ополчениям, сосредоточившимся в городе Мукдене и в возведенных около него укреплениях.

«Опыт недавних боев под Айгунем, Хайларом, Цицикаром, Тяньцзином и Пекином указал, что китайские войска, несмотря на свою многочисленность и современное отличного качества оружие, не могут противостоять дружному натиску дисциплинированного и твердо руководимого русского воинства, проникнутого высоким понятием о долге перед Царем и Отечеством и сознанием воинской чести.

«Послушные воле нашего обожаемого Государя Императора, мы с твердой верой в Бога и успех русского оружия выступаем в поход.

«Цель наших действий — самый решительный разгром враждебных, сопротивляющихся нам, мятежных китайских войск и умиротворение края, мирное население которого само страдает от своих-же мятежников.

«Помните, что полную уверенность в успех при предстоящих нам боевых столкновениях надо строить не на недостатках только неприятеля, а на строгом, неуклонном поддержании всеми начальниками дисциплины и порядка в своих частях, разумном и точном выполнении указанных уставами и опытом всех мер охранения на месте, в походе и в бою.

«Указанную старшим начальником боевую задачу должно неуклонно и самоотверженно доводить до конца, памятуя, что китайцы, любящие прибегать к обманам, вероломству и засадам, решительной атаки не выдерживают, а при нападениях, встретив спокойное, упорное сопротивление, очень быстро теряют весь свой пыл и обращаются в бегство.

«Глубоко верю, что все чины отряда напрягут все силы для наилучшего достижения поставленной нам свыше цели и оправдают надежды, возлагаемые на нас Государем и Россией.

«Громя и рассеивая сопротивляющиеся нам китайские войска и мятежников, вверенный мне отряд должен быть в то-же [536] время оплотом мирному населению от каких бы то ни было обид и разорения, а справедливым ласковым обращением с жителями способствовать скорейшему умиротворению края, что составляет особенное желание и повеление Великого Государя».

Приказ от 6 сентября:

«Войскам вверенного мне отряда предписываю к неуклонному и точному исполнению Высочайшего Государя Императора указания, преподанного мне депешами Военного министра, о том, чтобы как мирные жители, так и личная их всякого рода собственность в стране, где предстоит действовать отряду, оставались неприкосновенными.

«Вменяю в непременную обязанность всем начальникам отдельных частей, под личной тяжкой ответственностью по законам военного времени, следить за тем, чтобы подчиненные им части, без особого на то моего приказания, отнюдь не были вводимы внутрь мирных населенных китайских городов и деревень, а ровно неосторожным обращением с огнем не причинили-бы пожаров».

Начальником штаба Южно-Манчжурского отряда был назначен полковник Генерального Штаба Артамонов, известный русский деятель в Абиссинии. [537]

Отряд генерала Суботича

12 Сентября

Начальник Южно-Манчжурского отряда генерал-лейтенант Суботич 8-го сентября прибыл морем в Инкоу и в тот же день направился по железной дороге в Хайчен, где были собраны следующие войска его отряда:

1-й В.-С. Стрелковый полк. 2-й В.-С. Стр. полк. 11-й В.-С. Стр. полк. 1 батальон 15-го В.-С. Стр. полка. 14-й Стрелк. полк. 2 роты Охранной стражи. 1 мортирная батарея В.-С. Артиллерийского дивизиона. 3-я батарея 2-й B.-C. Артиллерийской бригады. 2 сотни Охранной стражи и полсотня 5-й сотни 1-го Верхнеудинского полка. 1-я Забайкальская Казачья батарея. Квантунская Саперная рота и половина 3-го Летучего парка. Всего: 47 рот, 28 орудий, 2 ½ сотни и ½ парка.

С этими силами был предположен поход на Мукден. Для охраны тыла и сообщений были оставлены следующие части: в Инкоу — 3 роты 3-го В.-С. Стр. полка; 4 орудия 2-й батареи 1-й В.-С. Арт. бригады; ½ 5-й сотни 1-го Нерчинского полка. [538]

В форту Ляохэ — 4 легких орудия и 2 пулемета.

В Кайчжоу — 1 рота 3-го В.-С. Стр. полка и 4 орудия 1-й В.-С. Артил. бригады.

В Сеньючене: полурота 3-го В.-С. Стрелкового полка.

В Хайчене и по этапам оставлен 2-й В.-С. Стрелковый полк, в котором после тяжелого похода на Пекин около 500 нижних чинов переболели дизентерией. Храбрый командир полка полковник Модль, отличившийся со своими ротами при занятии Бэйцана, Янцуня и Пекина, был назначен комендантом Хайчена и начальником этапной линии. 15-й Стрелковый полк и 2 роты 14-го Стрелкового полка оставлены по этапам.

Хайчен, как и все китайские города, обнесен старыми кирпичными стенами, имеет квадратную форму, около 2 верст в длину и ширину. Этот город был важным торговым пунктом между Инкоу и Ляояном. В 4 верстах от города находится уничтоженная летом боксерами станция железной дороги, от которой теперь видны одне стены и обломки. В то время станция Хайчен являлась конечным пунктом движения поездов Манчжурской жел. дороги от Порт-Артура (около 300 верст). Далее дорога была разрушена.

По прибытии в Хайчен начальник отряда генерал Суботич приказал сейчас же своим войскам готовиться в поход. При этом была принята весьма целесообразная мера, облегчившая солдатам трудности похода и содействовавшая тому, что боевой переход в 110 верст от Хайчена до Мукдена был сделан в 7 дней. Именно, каждому солдату кроме ружья, патронов и ружейных принадлежностей, было приказано взять с собою только шинель, две смены белья, походную палатку и котелок для варки пищи. Остальныя же тяжелые вещи: мундир, шаровары и сапоги — оставлены временно в Хайчене, в особом складе. Двуколки, которые везли мундирную одежду, освободились благодаря этой мере и были употреблены для более быстрой подвозки продовольствия войскам.

Пока готовились к походу, было получено известие от китайцев, что Мукденский Цзянцзюнь передал командование над Манчжурскими регулярными войсками, бывшими под его начальством, генералу Шоу. 6,000 человек этих войск, обученных германскими инструкторами, стояли в так называемом Старом Ньючжуане, в составе пехоты, кавалерии и артиллерии, в расстоянии около 25 верст от Хайчена. Главные силы, в [540] количестве 14,000 чел., стояли в Хайсяньцзюне. 2,000 чел. стояли по реке Ляохэ, в Циньчжуаньтае, откуда они скоро ушли.

Первым делом наших войск было занятие Ньючжуана. По приказанию начальника отряда генерал-майор Флейшер выступил для занятия этого города 10 сентября, с следующими силами: 1, 3 и 11 В.-С. Стр. полки, 1 батарея В.-С. С. дивизиона, 2 орудия 1 Казачьей батареи, 4 и 5 сотни 1 Верх. каз. полка и полроты Квант. саперн. роты. Всего 6 батальонов, 10 орудий, 2 сотни и полроты сапер.

Отряд генерала Флейшера подошел к Ньючжуану на рассвете следующего дня. Заметив наступление русских, китайцы открыли по нашим войскам ожесточенный огонь из-за стен города и соседних деревень. Наши отвечали орудийным и ружейным огнем. Перестрелка длилась все утро. Китайцев выбивали из каждой деревни. Когда вошли в Ньючжуан, он был уже покинут войсками и жителями. В этом деле были легко ранены: подпор. 1-го полка Элерц, поручик 3-го полка Малишевский, 19 нижних чинов; контужены: старший врач 3-го полка Дисевич и 4 нижн. чина. Убит 1 стрелок. Когда ночью, еще до боя, отряд стал биваком, он оказался в 2 верстах от противника. С рассветом китайцы стали стрелять по нашим из-за гаоляна, в 50 шагах. Преследовать их в море гаоляна было невозможно.

Доктору Лисевичу приходилось перевязывать раненых под пулями. Более всего пострадал 3-й полк, который зато вошел первым в Ньючжуан. Co взятием Ньючжуана наш тыл был вне опасности.

12 сентября генерал Суботич со своими войсками начал наступление на Мукден, для чего было необходимо после взятия Ньючжуана занять Аньшаньчжаньские горные высоты, на которых китайцы воздвигли свои оборонительные позиции. [541]

Дальше