Декабрь
3 декабря
Ван Мин живет возле женского университета. Его жену, китаянку, мы зовем на русский лад Розой Владимировной.
Бо Гу живет возле своей типографии за Восточными воротами. Ло Фу, Ван Цзя-сян в Яньцзялине. Чжу Дэ и Е Цзянь-ин в Ваньцзяпине.
Кай Фын секретарь партбюро Северо-Западного Шаньси. Настроен антисоветски. Весьма эксцентричная личность.
Цзян Цин приветлива, навещает нас и приглашает на верховые прогулки.
Ее первое имя Ли Юнь-хао. Артистическое имя Лань Пин.
Между прочим, рассказала нам, что родилась в 1912 году в городе Чжучэне (провинция Шаньдун) в бедной семье. Отец умер рано, и мать нанялась в прислуги. Мать обожала дочь и на свой мизерный заработок сумела ей дать начальное образование.
Семнадцати лет Цзян Цин поступила в шаньдунскую провинциальную школу под новым именем Лэ Шу-цзя. В 1929 году перешла в институт города Циндао с прочной мечтой о театральной карьере...
Насколько известно, свою карьеру Цзян Цин устраивала с помощью влиятельных покровителей.
Так, с толстосумом Хуан Цзинем в 1934 году она переезжает в Бэйпин, где после знакомства с Пэн Чжэнем включается в подпольную революционную деятельность. В пьесах современных китайских авторов играла роли бедных крестьянок.
Затем с профессором шаньдунской театральной школы Вань Лай-тянем следует в Шанхай. Профессор устраивает ее в кинофирму «Мин Син» («Яркие звезды»). Она снимается в патриотических антияпонских фильмах.
Прежде чем стать подругой Мао Цзэ-дуна, Цзян Цин сменила четырех покровителей. И каждый был ступенькой вверх по лестнице общественного положения. [112]
Впрочем, все это сведения непроверенные и, возможно, неточные.
Цзян Цин всегда любезна и разговорчива.
О ней у нас сложилось определенное представление, не такое, какое она хочет внушить.
Для Цзян Цин характерна крайняя целеустремленность. Она преодолевает препятствия и упорно стремится к почетному положению в обществе. Свой темперамент подчиняет рассудку. Не знает жалости к себе, ее заботит только карьера. Пока молода, спешит к цели.
В 1937 году Цзян Цин с группой артистов перекочевывает в Чунцин. А в 1938 году объявляется в Яньани. Здесь ее принимают не иначе, как кинозвезду. И здесь она добивается главного успеха...
Сейчас в ее руках вся секретная переписка мужа. Она в курсе его планов, почитаема Кан Шэном. Словом, правительница домашней канцелярии мужа.
По-прежнему яркие безоблачные дни. На солнце взмокаешь в ватной одежде, а в тени студено.
Ночами температура ниже нуля. Ночной воздух ядрен и чист.
В дальнем углу моей пещеры здоровенная бутыль спирта. Горячительной влагой потчуем гостей. Для сохранности каждый раз после угощений заливаю горлышко сургучом.
Какое-то наваждение уровень запечатанной бутылки непрерывно понижается.
5 декабря
У руководства КПК следующие взгляды на ведение войны:
1. Мобильная партизанская борьба.
2. Необходимость мобилизации народных масс.
Фактически Мао Цзэ-дун утверждает, что единственно правильная форма войны действия партизанскими отрядами. Само собой разумеется, что при этом значительная часть регулярных войск КПК обрекается на бездействие. Данное положение Мао Цзэ-дуна «теоретически» оправдывает пассивный характер всех боевых действий против японцев. В незримой связи с этим утверждением находится и тактика лидеров КПК по отношению к единому антияпонскому фронту. Мао Цзэ-дун считает, что КПК должна играть в этом блоке всех патриотических организаций и партий руководящую роль. Это самая настоящая [113] «теоретическая мина» под идею единого антияпонского фронта. Гоминьдан не сдаст свои политические позиции добровольно, ибо для Гоминьдана согласиться на ведущую роль Компартии в едином антияпонском фронте значит добровольно отказаться от власти в стране. Вопрос о руководящей роли КПК это вопрос о власти в стране. Вопрос, из-за которого еще недавно шла гражданская война...
Требование момента это сотрудничество в рамках единого антияпонского фронта для сплочения нации ради организованного отпора агрессору. О каком сотрудничестве здесь может идти речь, если едва ли не самый популярный лозунг в Яньани: «Чан Гай-сы!» («Чан должен умереть!» Чан это Чан Кай-ши. Ред.).
В этом лозунге истинное отношение руководства КПК к единому антияпонскому фронту.
Практически же толкование данных взглядов сводится к дальнейшему свертыванию боевых действий против японцев и может быть сформулировано как намерение «отсиживаться в горах», т. е. перенос центра тяжести войны на партизанские отряды. При этом 8-й НРА отводится роль обыкновенного заслона.
Свое недовольство единым антияпонским фронтом Мао выражает и в несколько иной форме. Он говорит: «В едином национальном фронте мы должны сохранить независимость и самостоятельность». Это уже явный упрек Ван Мину и другим, которые считают честное партнерство в рамках антияпонского блока залогом успешного отпора.
Вообще основу «революционной философии» Мао Цзэ-дуна определяет мнение о необходимости для КПК иметь опорные базы в сельской местности...
6 декабря
«Догматиков» обвиняют в стремлении перенести тяжесть революционной борьбы из деревни в город, завоевания победы «через города».
По Мао Цзэ-дуну, это коренная ошибка «догматиков».
Мао Цзэ-дун считает, что город слишком крепок силами контрреволюции и поэтому был недоступен китайской Красной армии.
В этом одна из причин неудач революции в Китае. Надо окружать города победоносной крестьянской революцией, возглавляемой КПК, и таким образом захватывать цитадели контрреволюции города. [114]
Эта теория Мао Цзэ-дуна фактически предполагает базой революции деревню, а кадрами КПК крестьянский элемент. Вся опора революции крестьянство и только крестьянство.
Уже очевидны последствия этой теории Мао Цзэ-дуна резкое ослабление революционной работы в городах, потеря связей партии с рабочим классом.
Идейными вождями «догматиков» Мао Цзэ-дун называет Бо Гу, Ван Мина, Ли Ли-саня, а их опорой Коминтерн.
Причем он намеренно пристегивает к Бо Гу, Ван Мину и другим «левый оппортунизм Ли Ли-саня».
Ли Ли-сань уже осужден партией. Таким образом, под осуждение автоматически подпадает Бо Гу, Ван Мин и другие. Ход ловкий!
Мао Цзэ-дун называет Бо Гу и Ван Мина «левыми оппортунистами», якобы из-за которых партия терпела жестокие поражения в революционной борьбе.
Мао Цзэ-дун считает, что решения расширенного заседания политбюро ЦК КПК в январе 1935 года в Цзуньи устранили «левооппортунистическое руководство Компартии». Теперь на повестке дня вопрос идейного искоренения всех и всяческих следов «догматизма».
7 декабря
Возникновение тайных обществ в Китае относят к нескольким тысячелетиям назад. В разные эпохи были свои тайные общества: «Желтые тюрбаны», «Красная бровь», «Бронзовые кони», «Белая лилия», «Красные пики», «Белый лотос», «Мечи», «Общество всеобщего добра», «Триада», «Старшие братья».
Тайные общества объединяли сельскую бедноту. Антифеодальный характер организаций скрывался под националистической и религиозной мишурой. Императорский чиновный Китай боролся с ними.
В недалеком прошлом помещики сумели подчинить тайные общества своим контрреволюционным целям.
Крестьянское общество «Красные пики», весьма распространенное и ныне, ветвь древнего общества «Белая лилия». Не имея винтовок, крестьяне вооружаются железными пиками с красными кистями подле наконечника.
Коммунисты стараются проникнуть в тайные общества «Красные пики» и «Мечи» для привлечения народа на свою сторону. [115]
Лидеры тайных обществ спекулируют на невежестве народных масс. Именно поэтому обществам свойственны религиозно-мистические обряды и предрассудки.
Лидеры тайных обществ внушают городской и деревенской бедноте, будто различные религиозные церемонии и заклинания защитят их от бед. Весьма часто те или иные тайные общества вырождаются в гангстерские шайки: торгуют опиумом, промышляют контрабандой, занимаются разбоем, содержат притоны и публичные дома.
И поныне доживают остатки древнейшей религиозной общины «Белый лотос».
С лидером «Триады» встречался Сунь Ят-сен, пытаясь заручиться его поддержкой.
В этих организациях десятки миллионов китайцев из всех слоев общества...
Кан Шэн наладил отношения с тайными организациями и получает через них богатейшую информацию буквально о всех интересующих его людях и событиях.
Сила Кан Шэна в знании страны и в умении извлекать практическую пользу из любой подходящей ситуации. Политика по-каншэновски означает ничем не брезговать.
Южин обожает верховую езду. Заядлый кавалерист. Злится, что лошадей приходится кормить соломой.
13 декабря
О грандиозности событий в районе Сталинграда свидетельствует сводка Информбюро. Захвачено самолетов 105, танков 1510, орудий разных калибров 2134. Взято в плен 72 400 гитлеровцев. Вдобавок сколько живой силы и техники разбито!
А какие крупные потери у гитлеровцев еще и на Центральном фронте!..
Посол США в СССР напечатал в американском журнале статью о борьбе советского народа против фашизма, переданную по радио.
«Бессмертные качества подлинно великого народа», эти слова американского посла я запомнил.
Линь Бо-цюй с 1937 года глава правительства Особого района. [116]
Земляк Мао Цзэ-дуна, но старше его на одиннадцать лет. Член КПК с 1921, года. Участник Наньчанского восстания 1927 года. Потом учился в Москве. Принимал участие в конференции по латинизации китайской письменности во Владивостоке. Участник Великого похода.
У Линь Бо-цюя страдальчески-удивленное выражение лица. Он совершенно сед. Производит впечатление эмоционального человека. У него деликатные приятные манеры.
Ночами, полусонный, выгребаю шлак из жаровни, подбрасываю уголь и снова забираюсь под одеяло. В темноте жаровня светится малиновым огнем. Сипит чайник.
20 декабря
Наши двинули в наступление из района среднего течения Дона и углубились в немецкие тылы до 90 километров. Полностью разгромлено 9 пехотных дивизий противника.
Бои в Сталинграде продолжаются.
Вряд ли теперь самураи отважатся на войну с Советским Союзом. Впрочем, Квантунская армия по-прежнему сковывает десятки советских кадровых дивизий и это уже помощь «собрату по оси».
Радиостанции сообщают об истреблении гитлеровцами еврейского населения в оккупированной Европе.
Союзники постепенно занимают Северную Африку.
После затяжных боев японские войска в Хубэе отброшены на прежние позиции. В общем, сражение в Хубэе и Шаньдуне местного характера.
Гао Ган непонятное исключение из близких Кан Шэну людей. Он приветлив и правдив с нами. Держит себя независимо.
Гао Ган рябоватый, высокого роста. У него глуховатый голос, зачесанные назад волосы и неторопливая походка. Способный и волевой работник.
Длинные декабрьские ночи. Если лунно, то горы и долины в половодье неживого призрачного света. А в темноте звезды необыкновенно крупные и чистые...
22 декабря
Вот мнение Мао Цзэ-дуна о чжэнфыне.
Многочисленные кулацкие, буржуазно-интеллигентские и люмпен-пролетарские элементы проникли в партию. [117] Они закрепились даже на руководящих постах. Критика и самокритика основа текущей работы. Партия должна раз и навсегда покончить с «догматизмом» этой опасной формой оппортунизма. Левый оппортунизм укоренился в политической, организационной и военной областях деятельности партии.
Совещание в Цзуньи спасло партию главный тезис этой кампании.
На Ван Мина оказывается сильный нажим с целью добиться от него признания «ошибочности своего курса».
Ван Мин своей неуступчивостью раздражает председателя ЦК КПК.
28 декабря
Наступление советских войск в районе среднего Дона: войска углубились в немецкие тылы на 165 километров, разгромлен ударный кулак гитлеровцев 6 дивизий.
На Северном Кавказе наши повели наступление из района юго-восточнее Нальчика.
В самом Сталинграде уличные бои.
Приемник опять (какой уж месяц!) на всех языках мира восторгается «железной стойкостью русских».
Американцы и англичане не скупятся на похвалы, а вот о втором фронте фронте в Европе ни звука...
Победы под Сталинградом учтены в Яньани.
Нас пригласили на совещание актива Особого района. С пространной речью выступил Мао Цзэ-дун. Он снова убеждал всех в целесообразности чжэнфына. Только называл эту кампанию по-разному: то борьбой за сокращение армии, то борьбой против бюрократизации, то борьбой за верное решение хозяйственных и финансовых вопросов.
Призывая коммунистов развертывать сельскохозяйственное производство на местах, председатель ЦК КПК сказал, что «согласно учению Маркса, для жизни и борьбы прежде всего необходимо, чтобы сюда (Мао Цзэ-дун показал на свой разинутый рот) что-то входило, а отсюда (он показал, откуда именно) выходило...»
Великолепный образчик культуры и глубины мышления!
Яньаньская зима своеобразна. Днем, если не ветрено, настолько тепло, что можно щеголять в рубашке. Но в тени или после заката солнца опаляет холод. [118]
Ночью, когда остаюсь один, наступает безмолвие. Даже шаги мои по земляному полу бесшумны.
Пишу и слышу скрип. В тишине перо скрипит очень громко. Кажется, этот скрип слышен внизу, в речной долине.
Две свечи передо мной. Снимаю нагар. Они шипят и разбрызгивают парафин. На несколько минут воцаряется сумрак. Потом свечи разгораются.
Томик Пушкина на столе...
«Подруга думы праздной,30 декабря
Крутые ситуации второй мировой войны выявляют политический облик Мао Цзэ-дуна. В борьбе за власть он избрал путь политических спекуляций. Это факт.
Поелику возможно, он пытается сорвать куш с тех, кого называет «братьями по классу», не гнушаясь демонстрацией заплат на своем даньи. И ему плевать, что «братья по классу» истекают кровью.
В той или иной мере такие взгляды разделяют все наши товарищи.
Южин, отмечая «недостатки» Мао Цзэ-дуна, считает его коммунистом, но с левацкими загибами. Всю идеологическую борьбу в КПК Игорь Васильевич определяет как типичную борьбу за власть и только.
Наведывался к Орлову. Если мы живем группой, то он совсем одинок. Ему сутками не с кем обмолвиться по-русски. Он завоевал исключительное уважение китайских товарищей.
Ван Мину с каждым днем хуже и хуже. Андрей Яковлевич высказывает опасение за его жизнь...
В яньаньских госпиталях практикуют несколько иностранных врачей.
Орлов, между прочим, сообщил, что у Ма Хай-дэ весьма отдаленные представления о медицине. Он всячески избегает контактов с Орловым, приезд которого поставил его в щекотливое положение.
Средства позволяют Ма Хай-дэ жить безбедно и устраивать вечеринки с военными и партийными работниками. [119]