«Тема 101» – перспектива советского танкостроения
Калачников Ю.Н., Главный конструктор КБ пермского завода сделал доклад по пушке калибром 130 мм.
Гудзенко доложил по оптике, используемой в объекте «225».
Челябинский тракторный завод в качестве перспективной машины предъявил проект изделие «780». Докладчик Онищенко. Вес танка 40 тонн, боекомплект 49 снарядов, в МЗ – 17 штук.
(Комментарии А.М.) Харькову «Тема 101» не поручалась. Лично я не разделяю мнений по схеме, компоновке и заложенным характеристикам. Забот хватит лет на 10. «Припек» очень мал. Машина будет очень дорогая. Не вижу ее перспективы. МЗ «вчерне» – наш, харьковский, заложенные ТТТ занижены и уступают натовским.
В прениях выступали: Венедиктов, Морозов, Моров, Ларин (отстаивает титановую броню).
Кучеренко меня поддержал по весу, резине, простой ходовой части.
Радус-Зенькович вариант ЧТЗ сразу отверг, его доводы были убедительными. Вариант ЛКЗ представляет интерес, но требует оценки по стоимости при массовом производстве.
(Комментарии А.М.) Нам необходимо рассмотреть вопрос доработки, модернизации изд. «434», в нем еще не все исчерпано. При разработке харьковского перспективного танка Т-65, наши собственные требования к машине должны быть выше, чем выдвигаемые Заказчиком.
Из выступления Шкурко следует, что в конце ноября будет проведен разбор представленных проектов.
1. Опять возникают дефекты по котлу-подогревателю.
2. Необходим дополнительный запас горючего.
3. Установка системы «Брод».
4. Дополнительное размещение еще трех снарядов.
5. Обеспечить переход механика-водителя в боевое отделение.
6. Разработка электромашинного привода поворота башни.
7. Установка ящиков ЗИП на башню.
8. Разработка механического подъёмника.
9. Установка систем «Утес» и «Бульдозер».
10. Изготовление гидроамортизатора с резиной «1316».
11. Установка Омской гусеницы.
Проверенные и доведенные узлы и системы изд. «9АМ» будут включены в наш НСТ.
Малая обзорность из командирской башни.
Плохой доступ к боекомплекту на перегородке.
Не верят заявленному весу на изделие «9АМ».
Алексей Викторович поделился последними новостями: у Проскурякова (ВНИИ-100) разработаны и испытаны алюминиевые радиаторы. Пугачев (НИИД) получил хорошие характеристики по радиатору с волнистыми пластинами. Он посоветовал усилить днище корпуса, за счет использования ребер жесткости, и улучшить работу воздухоочистителя путем введения в конструкцию бумажного фильтра и изоляции воздухоочистителя от МТО.
Шкурко знает о нашем проекте НСТ. На его разработку задания никто не давал, договора не заключал. Это наша инициативная работа. Она должна показать все наши сегодняшние возможности.
Яворский выступил против свободного размещения боекомплекта на изделиях «172М» и «225». Это недопустимо и опасно.
(Комментарии А.М.) В объекте «225» отрыва нет, его технический уровень соответствует нашему модернизированному изд. «434», защита и вооружение слабые. Наша перспективная машина по всем элементам и параметрам должна быть невиданной и непревзойденной.
Зверева интересует вопрос обеспечения защиты танка от мин? Какова эффективность усиления крыши МТО?
Сержантов предложил усилить крышу методом «Веера».
Замечания и предложения:
1. При заправке танка маслом и топливом, заливается воздухоочиститель, что резко ухудшает степень очистки воздуха.
2. Пробка на выхлопе котла-подогревателя должна быть на цепочке?!
3. На заводе, на основе наших разработок, необходимо оборудовать образцовый учебный класс (т. Шкурко это мероприятие одобрил).
4. Морозов доложил о начале работ по изд. «9АМ», которые включают:
– повышение обзорности у командира;
– отсоединение коробки передач при запуске двигателя;
– обеспечение холодного запуска;
– реализация кратковременного форсажа двигателя;
– повышение коэффициента приспособляемости двигателя;
– применение радиатора с волнистыми пластинами по предложению НИИД Пугачева Л.И.;
– проработку конструкции муфты прогрессивной передачи от «Пускача» к двигателю.
Волгушев сомневается в необходимости «Пускача» и недопустимости отмены 2-х аккумуляторов. Это уже проверялось ранее и не подтвердилось.
По докладу Голинца, двигатель, мощностью 850 л.с., еще имеет много недоработок, но уже отработал на стенде 300 моточасов. Он обещает собрать двигатели для заводских испытаний и ходового макета без снижения полученного ресурса.
В марте Голинец заканчивает стендовые испытания двух двигателей «Шатун», мощностью 750 л. с. Надо испытывать их пробегом на 300 моточасов и завершить все к началу апреля. Повышение мощности двигателя на 50 л.с. требует повышения эффективности систем охлаждения и воздухоочистки. Мы не получили легкой победы с танком «9АМ». Машину надо глубже изучать и дорабатывать.
Программа работ по «9АМ» и «Шатуну»:
Испытания «Шатуна» на стенде – март.
Испытания «Шатуна» на трех изделиях «9АМ» – 2 месяца после получения.
Доработать все системы двигателя – до мая.
Изготовление окончательной машины «9АМ» – май.
Проверка окончательной машины в объеме заводских испытаний – июнь.
Испытания «9АМ» у Заказчика – июль, август.
Форсировать работы по пунктам перечня №3 (с 01.08.72 г.).
Голинец должен представить экспериментальные результаты по расходу воздуха и противодавлению в объектовых условиях для двигателя «Шатун». Программу испытаний должны подготовить Бершов и Ровенский. КБ-63 должно к 09.02.72.представить полный тепловой баланс по «Шатуну». Возникает вопрос о совместимости старой БКП с новым двигателем «Шатун». Пробку заправочной горловины маслобака надо перенести подальше от воздухоочистителя.
Вопросы, требующие своего решения:
1. Доработка клапана газохода (увеличение его сечения).
2. Составление плана оставшихся работ по «Броду».
– после заводского пробега, подтягивать оси балансиров;
– после сдаточных испытаний проверять раскрытие стыка по фланцу оси балансира;
– обеспечить пробег 4
5 машин цеха 130;
– сопровождение испытаний «9АМ» поручить исследователям цеха 190;
– установить километраж заводских испытаний 50 км, сдаточных – 100.
Надо:
– проверить надежность лотков механизма заряжания;
– сделать сравнение перелазов в Т-64 и в Т-72М.
Ровенский привел характеристики двигателей мощностью 750 и 700 л.с. В ХКБМ появились новые работы и можно увеличивать штат сотрудников. Супрун проинформировал о ходовых испытаниях изд. №149 и №42 с двигателями мощностью 750 и 700 л.с.
Вопросы:
1. Заправочная горловина маслобака.
2. Ось балансира.
3. Перечень №3 (с июля с.г.)
Заправку танка маслом через специальную лейку Соич О.В. не поддержал. «Не будут в войсках этим пользоваться!».
В первом полку имели место следующие дефекты: выход из строя трех ленивцев, поломки пальцев гусениц и подшипников опорных катков (3 случая), сход гусеницы (11 случаев, в т.ч. 1 случай разрыва).
Во втором полку: поломки 8 двигателей, двух КПП, 38 случаев поломок деталей ходовой части, из них – 4 опорных катка, на 5 и 6 подвесках, 2 ленивца, 6 сходов гусениц, пальцы гусениц – 3, скобы – 26. Всего неисправностей – 54.
Общие замечания военных по машине:
1. Неудобно сидеть командиру и нельзя менять позу.
2. У механика-водителя мерзнет правая нога.
3. Нельзя подогреть в машине сухой паек, нет кипятильника для чая.
4. Надо штатное крепление машин на железнодорожной платформе.
Необходимо проанализировать все выявленные на учениях дефекты машин и полученные материалы подготовить к приезду Бабаджаняна.
Мое заявление его не очень удивило и только обеспокоило, кем меня можно заменить. Я лично рекомендовал Баженова П.И. Он спросил мое мнение о Морове А.А., которого я охарактеризовал как хорошего конструктора.
По возвращении в КБ, о моем разговоре с директором поставил в известность Абрамова, Шомина, Полякова и Зееста. Завтра, наверное, об этом будут знать все в КБ.
Сегодня отправил письмо Баженову П.И. с просьбой телеграфировать его мнение о согласии перевода на мое место.
Рассмотрен план-график работ по доработке изд. «9АМ». Получены расчетные разгонные характеристики изделий «9А» и «9АМ». При работе ПАЗ в МТО и боевом отделении возникает разряжение. Постоянно устанавливаем клапан кормовой помпы. Надо сравнить его работу с работой клапана гидроамортизатора. Нет контроля за исполнением план-графика.
Необходимо подготовить перечень предложений по результатам учений Новомосковской дивизии, проведенных 13 20.02.. Полученные материалы разослать для сведения в другие воинские части.
Соич согласился с этим и мое предложение принял, подкрепив это твердым рукопожатием.
Как мне стало известно позже такого же мнения и т. Роденко В.А., считая, что сейчас с моим уходом КБ «захромает» и потеряет свое «лицо». На замену кандидата пока нет, а «варягов» нам брать нельзя.
Министр Зверев против замены коробки передач при модернизации. Объем модернизации составляет порядка 500 машин в год. Во главе этой работы надо поставить сильного руководителя, предлагается кандидатура Пережняка Г.Т. Сделать это следует с большим размахом на заводе.
По «Утесу»: МОП обеспечивает поставку покупных изделий. Установочная партия должна быть закуплена до 15.04.72. Маресев составляет график перехода на «Утес».
«Бульдозер» (система самоокапывания) в мирное время должен храниться на складах. Лемех будем получать из Жданова от ЖЗТМ. Маресеву добиться поставок брони для «Бульдозера».
По «9АМ» делал доклад А.А. Морозов. При модернизации, главное не повышение маневренности танка, а решение вопросов по «Броду», возимому запасу топлива, боекомплекта и прочее.
Голинец Л.Л. настаивает на укорочение циклонов воздухоочистителя. «9АМ» должен пройти с минимальными конструкторскими переделками. Дмитриев предлагает вводить в серию «Брод» и «Бочки». Министр Зверев С.А. категорически настаивает на механическом подъемнике. У директора ВНИИ-100 В.Б. Проскурякова вызывает сомнения ходовая часть. Положение с изд. «9АМ» не ясно.
Радус-Зенькович предлагает ввести в серию «Утес» и «Бульдозер». Изделие «9АМ» можно сделать к концу года. Ресурс двигателя «Шатун» должен быть доведет до 300 моточасов. Требует обеспечить все мероприятия с ведением «Шатуна». Он не поддерживает установку топливных бочек и усиление ходовой части.
Голинец не обещает сдать «Пускач» (пуско-заправочный агрегат) к 1973 году.
Зверев настаивает на выполнении работы в установленные сроки.
Дмитриев требует анализа дефектов систем и узлов танков на учениях Новомосковской дивизии и работу машин сопровождения, включая «летучки» ЗИЛ-151.
Шкурко Е.П. считает необходимым установку «Бочек» и «Брода».
(Комментарии А.М.). Мы упустили «9АМ», работали плохо, законченного решения не получили. ХКБМ проявляет недооценку своих же предложений! Всё это очень нужно Заказчику – это тактические качества машины. Вина наша и только наша. Мы сами установили себе сроки и должны их были выполнить. Это отчетная работа КБ и ВНИИ-100 за 1972 г. Этой работе надо придать серьёзный характер. КБ должен проявить колоссальную озабоченность и внимание. Делать из «9АМ» серийную машину с дополнительными бочками и системой «Брод». Немедленно организовать ремонт танков в войсках. Производить запасные части надо вовремя и не быть мелочными. Репутация завода должна быть хорошей.
Выступали: Любченко, Баисов, Морозов.
Дубровский В.З. сообщил о разработках по роторному двигателю. Там придется решать много проблем: 10-минутную подготовку к запуску и сам запуск при температуре минус 40 градусов.
Кондратенко (отдел 63) сказал, что от «Пускача» будет мало тепла и его трудно передать в масло и воду, все сведется практически к подогревателю. Надо пересмотреть назначение «Пускача» в танке, освободить его от запуска двигателя, оставив функции обогревателя, подогревателя АКБ и прочее.
Боков (НИИД) заметил, что мощность «Пускача» должна быть большая, так как не учитываются потери, а они будут значительные.
(Комментарии А.М.) Двигателя нет, когда будет – не знаем. Идет поиск схемы и ее оценка. Техсовет проводить еще рано, пока только начало работы, много «темного», мало вариантов и нет опыта. За «Пускач» надо бороться.
Над «Темой 101» продолжаем работать. У некоторых сложилось мнение, что «Пускач» нужен Морозову или Баисову!?
ВП-85 настаивает на проверке всех подшипников на 9 ГПЗ. Директор Соич это поддерживает.
Бершов А.В. доложил о работе воздухоочистителя и радиаторов. Поломались два штампованых трака, болты диаметром 18 мм начали «ходить» и их надо испытать на пульсаторе. Словиковский А.Г. доложил о поездке в институт источников тока.
Выступали: Любченко М.И. (отд. 63), Баисов (отд. 60), Кондратьев, Ледовский, Зайцев, Проскуряков (все из ВНИИ-100), Давтян (НИЛД), Голинец.
Шварц Я.И. доложил об испытаниях оси балансира на изгиб. Испытания затянулись и мы уже опаздываем. Они испытали болты гусениц. Получили положительный результат.
Бершов доложил об испытаниях водяного радиатора из красной меди и пайки окунанием. Вес радиатора увеличился на 6 кг. Повышать теплоотдачу двигателя до 40 тыс. ккал – недопустимо.
Ковалюх осветил ход испытаний подъемника. Все в порядке. Надо срочно собирать два изделия «9АМ» с мероприятиями сегодняшнего дня плюс новые. По словам директора, дальнейшая судьба этих машин определится позднее.