Выбор основного вооружения танка «430»
Сроки сдачи машин: №1–14.01, №2 – 17.01, №3 – 20.01. До 27.01. сдать все три образца Заказчику. На двигателях выходят из строя топливные трубки высокого давления и пружины насоса топливной аппаратуры. Бабкин просит двигатели к 10, 14 и 17. Директор эти сроки сокращает до 8, 12 и 15 января.
Совещание в ГКОТ. Тема: «Просмотр результатов, полученных по работам РС». Присутствовал т. Устинов Д.Ф.
Я думаю, что в этом году можно закончить все работы, это должны понять Вы и Ваши коллективы. Отдачи от коллективов Нудельмана, Бодрова, Науменко пока нет. Тоже и танкисты, и пушкари. Все работают робко. Нам нужны комплексные испытания. Все требуют Постановления СМ, а иначе никто ничего не делает.
Через месяц Устинов собирается собрать у себя всех участников по этой теме, а затем, этот вопрос заслушать в ЦК КПСС.
Орловский ратует за переменный ток в машине порядка 400 герц.
Николаев С.М. пять месяцев болел, склероз мозговых сосудов. Ему запрещено заниматься руководящей работой.
С ЛКЗ и ЧКЗ взяли штраф по 1 млн. рублей. Благонравов обещал, что нас оштрафуют тоже.
1. Охлаждение.
Чаромский считает температуру воды до 115 градусов возможной, но требует изучения и испытания. Полигонные испытания эту температуру дать не могут. Удельный расход топлива может влиять на теплоотдачу, но есть все основания считать, что на полигонных испытаниях машины будут иметь расход топлива 180–185 гр/л.с.ч., а в дальнейшем он будет уменьшен до 175–180 гр/л.с.ч. Для масла вводятся пеногасители. Теплоотдача зависит от прокачки масла. Надо уменьшить, но это может вызвать перегрев и требует предварительные проверки. Возможна опасность плавления подшипников. Все это надо проверить в третьем квартале 1959 г.
Выступали: Коропов, Козякин, Морозов. Урусов поддерживает отмену турбины. Он против повышения температуры воды в системе охлаждения двигателя до 115 градусов. Обращает внимание на большой расход масла, на подогрев топлива. Все это результат плохого контакта между Главными конструкторами. «Надо их «столкнуть лбами».
Померанцев предлагает сдавать машины «430П» с имеющимися недостатками, а позднее их исправить.
Козякин требует составить план мероприятий по решению вопроса с системой охлаждения.
Замечания по двигателю «5ТД»:
1. «Гармошка» (?).
2. Подводное хождение.
3. ТДА.
4. Воздушный запуск.
5. Расход топлива.
6. Подогрев топлива.
7. Противодавление на эжекторах.
8. Охлаждение компрессора.
9. Эжекторная система воздухоочистки.
Благонравов должен дать указания Урусову о срочной приемке машин 1П и 3П вплоть до малярки, не ожидая официально оформленных бумаг в Москве.
Представители Заказчика пока допускаются только до заводского пробега включительно. Договориться с Благонравовым о приезде к нам в Волгушева с полномочиями решения вопросов по сдаче танков.
По «Молоту»:
Срочное получение материалов от Петрова и Яворского, чертежи системы и боекомплекта.
Категорическое предписание Карцеву и Свердловскому совнархозу о немедленной высылке нам чертежей установки «Молот» и укладок боекомплекта (сборочный чертеж и деталировка).
Провести совещание в Харькове с Погожевым, заводами №9 и №46 и с НИИ-393 по комплектации «Метели». Обязательна ли унификация «Молота» и обычного «Петрова»?
Решили:
1. Машины №№ 1П и 3П – предъявляются на полигонные испытания в декабре 1959 г.
2. Машину № 2П после проведения полигонных стрельб возвратить на завод до 01.04.60.
3. Машины №№ 2З и 2П – переоборудовать с учетом всех последующих испытаний (заводских и полигонных) на пробег 3000 км. в летних условиях (сдать 15.07.60.).
3. В марте передаются результаты полигонных испытаний 1П и 3П, для их реализации на 2З и 2П.
4. Переоборудовать под «Молот» одну из 1П или 3П, предъявив её в 3 квартале для испытания «Молота» без переделки системы охлаждения.
5. Моргулис доложил о результатах испытаний машины №2П на полигоне у Бульбы (полигон ГАУ Ржевка, под Ленинградом. В.Ч.).
Закончили совещание в 14–30.
1. Полигонно-войсковые испытания нового среднего танка с двигателем 5ТД провести в 2 этапа:
а) испытания в зимний период, до марта 1960 г., двух машин №№ 1П и 3П в полном объёме программы ходовых испытаний, а 2П в полном объеме программы артиллерийских испытаний;
б) испытания в летний период 2З и 2П в полном объеме ходовых испытаний на ресурс 3000 км пробега.
На этих танках должна быть улучшенная система охлаждения, реализованы основные мероприятия по решению ГКОТ, ГБТУ и СНХ от 11.05.59 и доработана конструкции танка, в том числе и вооружение, по результатам испытаний в зимний период по перечню, согласованному ГКОТ, ГБТУ и заводом №75. Эти танки предъявляются заводом №75 на испытания в летний период к 15.07.60 г.
2. Допустить машины 1П и 3П к испытаниям в зимний период, не ожидая окончания заводских испытаний стрельбой по перечню, согласованному ГКОТ, ГБТУ и заводом №75.
3. В одном из танков, после проведения ходовых испытаний в зимний период 1960 г., заводу №75 установить систему вооружения «Молот» и предъявить этот танк на артиллерийский полигон для испытаний в сентябре 1960 г. Заводу №75 провести восстановление этого танка для обеспечения пробега в объеме 1000 км при проведении полигонных артиллерийских испытаний.
Время 15–00. Совещание в ГКОТ по системе стабилизации «Молота». Присутствовали: Монастырский, Морозов, Коропов, Дембицкий, Филимонов.
Монастырский считает, что артиллерийская система «Молот» со стабилизатором «Метель» является разумным решением. Для «Молота», ЦНИИ-173 использует аппаратуру «Вьюги», которая имеется в Тагиле. ГБТУ согласилось с этим решением. Машины, которые будут испытываться летом, надо облегчать, внедряя где можно, алюминий (баки, перегородки и прочее).
Эскизный проект изд. «432» представить в ГКОТ в декабре 1959 г. В 1 квартале 1960 г. предоставить предложения по дальнейшему развитию работ. Материалы по «Молоту» от Яворского, Петрова и из Нижнего Тагила, Филимонов обещал прислать на завод №75 в декабре 1959.
Выбрали две машины – № 2З и № 2П (после окончания испытаний в марте 1960 г.). Обе машины требуется солидно восстанавливать, переделывать МТО, включая новый двигатель, систему охлаждения, систему смазки, по корпусу увеличить корму на 50 мм и изменить наклон колпака, изменить заднюю боеукладку.
Работа в КБ-60М уже развернута и скоро начнут выдавать чертежи в цеха. График и приказ уже подготовлены. Машина №2П должна вернуться на завод до 01.04. Времени очень мало, но надо сделать к 1 июля, иначе летние испытания будут сорваны. Очень большой объем экспериментальных работ в цехах 670 и 1600.
Обухов:
– О дефектах «430» знали и раньше, а машины все же «спихнули» на полигон.
Не доволен участием «173» (?) машины в работе испытаний.
Благонравов не видит ничего плохого в разбивке скоростей КПП, крайне не удовлетворен участием завода в испытаниях. Для исправления двигателя надо получить данные по колебаниям и нагрузкам. Иначе МИ-31 (?) взять с тяжелого танка.
Мексин рассмотрел вопросы разгона танка. В КПП масло не нагревается. Понес «муть», что коэффициент приспособляемости двигателя не влияет на характеристики разгона, важна мощность. Шестую передачу все поддерживают общим вздохом и одобрительными репликами.
Чаромский за продолжение испытаний двигателя и против отмены турбины т.к. надо повышать мощность, а без турбины сделать это нельзя. Четыре двигателя вышли из строя из-за поломки рессоры. Необходима конструкторская проработка изд. «430» с двигателем В-2. Срочно проверить на стенде двигатель «455» и КПП.
– Военная техника вообще и танковая в частности, для успешного движения вперед обязана использовать всего новое и передовое из всех областей техники.Стремление внедрить в военную технику достижения науки, к сожалению, связано исключительно с большими трудностями, требующими проведения большого объема НИР и ОКР. Это уже не под силу отдельным заводам без привлечения специализированных научно-исследовательских организаций и других предприятий, узко занимающихся конкретными вопросами, при непосредственном участии в этих работах Головного КБ и завода, изготавливающего танк в целом.
Опыт авиации показывает необходимость проведения такой работы широким фронтом и привлечения НИИ, опытных КБ и заводов, поставленных на службу решения общей задачи – создание нового самолета.
В танковой промышленности традиционно сложились условия работы над новыми образцами без должного широкого размаха в постановке НИР и ОКР, при этом силами слабых КБ и опытных баз одного завода, без широкой кооперации и участия в работе НИИ. Как правило, все танковые заводы работают без связи друг с другом и отсутствия широкой помощи и координации в работе извне, решая все новые вопросы самостоятельно.
Особенно это показательно на примере нашего завода, где постановка НИР во многом оставляет желать лучшего и находится длительное время в зачаточном состоянии, и что хуже – не прогрессирует в своем развитии.
Не только на заводе, но и в опытных цехах (670, 1600) все больше теряется вкус и внимание к НИР и ОКР, которые всеми способами не выполняются. В общем случае они решаются узко и с большим опозданием.
Все КБ работают без задела по новой технике, не ведутся перспективные проработки и испытания. На развитие опытной базы и стендового хозяйства, узаконив порочную практику работы по новым образцам «с листа», с расчетом на «авось» и доводкой конструкции в процессе сдаточных испытаний.
Технические службы завода (отделы 10, 11, 34, 55 и др.), а так же цехи завода очень далеки от активного участия в работах по НИР и практически во многом сдерживают и тормозят их проведение, уходя всеми способами от трудностей, которые с этим связаны (траки, резина).
На заводе весьма слабо прививается вкус ко всему новому и работа в этом направлении ведется формально (лекции, плакаты, призывы, собрания) практические шаги в борьбе за новое сводится к изданию приказов, которые не контролируются.
Организация заместителя Главного инженера по опытным работам весьма слаба, структурно не оформлена в системе завода и ее влияние весьма низкое.
Все КБ работают разрозненно, нет единой системы оформления контроля, планирования, снабжения и проч.
Выполнение опытных работ весьма трудоемко и отрывает много сил конструкторов. Качество изготавливаемых опытных деталей и постановка экспериментов весьма низкие.
Сейчас, по заданию директора завода, КБ проводят мероприятия по улучшению НИР и ОКР и работы опытных цехов. Их надо положить в основу своей работы. Нет разницы между рапортом у директора и заседанием парткома. Чаромский ушел с поста Главного конструктора по двигателям потому, что не видел перелома в работах по изделию, за которое отвечает. Дощечкин «убаюкивает» – опытные работы идут хорошо, а сроки выполнения постоянно срываются. Коропов агитирует Дощечкина работать. Руднев обещал на меня жаловаться.
670. В ноябре 1961 г. исполняется 25 лет УВЗ – сообщил Окунев.Вышли из строя клапаны гидромортизаторов. Необходима срочная замена.
Замечания:
Премии разбить между отдельными исполнителями.
Установку и проработку реактивных снарядов исключить и выделить в отдельную тему.
НИИ-6 много «шумел» и указывал, что боекомплект будет не отработанным, «сырым».
НИИ-173 против увязки механизма заряжания со стабилизатором «Сирень».
3. ВНИИ-100 предлагает повысить твердость колпака до 2,9–3,2 (на 15–17%). Что это дает?
Махонин категорически требует предварительных испытаний двигателя в машине до сдачи образцов Заказчику.
Все согласились, чтобы из 3000 км нам дать определенный километраж для проверки и отладки машины.
1. Выезд экспертов.
2. Эскизный проект изд. «432» после просмотра экспертной комиссии.
3. Получить данные по 105 мм английской пушке.
4. Выяснить состояние работ по двигателю Егорова (мобилизационный вариант).
5. Просмотреть проект Постановления СМ СССР по изд. «432» и особенно по системе «42» (2А42?).
Новости: Петухов предположительно переводится на работу секретаря Московского обкома партии. Максарев остался заместителем Хруничева.
Полубояров написал письмо в ГКОТ о якобы согласии завода №75 делать третью машину и обеспечить ей защиту от английской 105 мм пушки. Я говорил с Радус-Зеньковичем и Благонравовым о том, что этого согласия не давал и не даю! Все остались крайне недовольными. На 19.04. намечается беседа с Рудневым о перспективах вооружения, а 20.04 состоится секция НТС по этому вопросу. С Нижним Тагилом надо согласовать технические условия по погону.
К вопросу о перспективах танкового вооружения мы возвращаемся уже вторично. Примерно в таком же составе обсуждали в июне 1958 г. с уклоном широкого внедрения реактивных снарядов. О ствольной артиллерии ничего не говорили и считали, что она уже «умерла». Чтобы она не «поднялась» – дали тему с начальной скоростью полета снаряда – 3000 м/с, которую, ясно, не подняли и тему закрыли. Прошло три года, а РС практически не создали и начали потихоньку воскрешать ствольную артиллерию. Спасибо, что кое-кто хоть работал над «Молотом» и «Рапирой». В целом, артиллерийские заводы ничего не сделали. В результате и танкисты за этот период оказались «пустоцветами» и общее положение с танками получилось таким, что американцы нас догнали, создав М-60. Как сейчас помню, три года назад многими давались «векселя», сокращались сроки, строились экспериментальные базы, принимались хорошие решения и прочее. В итоге почти все темы по РС закрыли и остались у «разбитого корыта». Танкового РС, способного конкурировать с пушкой, пока нет и не просматривается.
Для танкового вооружения главное – большая начальная скорость снаряда, дальность прямого выстрела и скорострельность. Надо отказаться от дуэли танков на больших дистанциях. Это задачи наземных РС и авиации. Танк – оружие ближнего боя и из «Молота» надо «выжать» большую начальную скорость снаряда новыми порохами и новыми физическими принципами.
На западе я не вижу больших достижений. Вес танка М-60 – 46,3 тонны, это не победа и не будь 105 мм пушки – была бы рядовая машина. Для нас это пройденный этап. Мы закладываем и решаем более значительные боевые свойства, при меньшем весе и габаритах. Говоря о вооружении, нельзя не сказать и обо всем остальном, что сдерживает развитие танков у нас.
В первую очередь – это двигатели. Их попросту нет и неизвестно, когда будут. Авиация развивалась в результате прогресса моторов, а мы моторов не имеем и не развиваем работ по ним. Формально есть НИИ, КБ, заводы, а моторами не занимаемся, исследования по ним ведутся вяло. 5ТД – это не ястреб и даже не синица в руках. В лучшем случае его можно будет получить через 5– 7 лет.
– Зачем я вас собрал в таком составе? Это сделано по следующим обстоятельствам. До меня доходят закулисные разговоры, что внимания к работе нет и руководство не помогает. Это для меня очень странно, т.к. меня об этом никто не информирует и со мной не говорят. Толстов ходил в обком партии, а затем изложил свои впечатления и указывает мне на ряд недостатков в организации нашей работы. Тоже говорил и Новиков. Меня это не обижает. Возможно, я делаю что-то не так, но я стремлюсь делать все возможное для выполнения Постановлений Правительства. Где же почва таких разговоров? Боятся спроса за срыв работ? Мне это уже надоело и неприятно. Мы не имеем морального права «выносить мусор за завод» и давать пищу для «тени» на завод. Что я хотел бы сказать? Надо давать отчет своим высказываниям. О не правильных моих решениях и решениях Главного инженера высказывать мне. Я буду благодарен за это. Существующий «туман» не в пользу дела.