Реактивные снаряды – новое направление в танковом вооружении
Работы КБ:
– изд. «419» – доработка по протоколам;
– изд. «418» – Головной завод;
– изд. «485» – производство и доработка;
– изд. «К-67» – Головной завод;
– «ТДА» – Головной завод;
– «ПАЗ» – Головной завод;
– изд. «430» – Головной завод;
– «Ат. Ст.»(???) – не приступали.
Состав КБ: всего 215 человек (173-конструктора, 42 обслуживание). Пополнение – 85 молодые специалисты, поступившие в 1955 и 1956гг. Прием прекращен по причинам: отсутствие лимитов по заводу, нет рабочих помещений для КБ (на 1 работника сейчас 2,6 – 2,9 м2, должно быть – 5 м2). КБ структурно разбито на 2 отдела: серийное производство – 81 человек и перспективные разработки – 119 человек. Очень большая нагрузка, если еще учесть и отправки в колхозы.
Некомплект КБ:
– начальников секторов – 3;
– руководителей групп – 3;
– конструкторов 1 категории – 2;
– конструкторов 2 и 3 категорий – 7;
Ход выполнения работ по изд. «430»:
№ Название работы Срок Опоздание
1 Разработка комплексного проекта боевого отделения (задержка из-за прицел-дальномера). 11.55. 1 мес.
2 Изготовление макета боевого отделения в натуральную величину 05.56 2 мес.
3 Представление техпроекта. 07.56. 3 мес.
4 Чертежи спецлистов корпуса и колпака для «Ильича» (Жданов). 08.55. –
5 Ходовая часть для макетов. 02.56. –
6 Трансмиссия. 01 .. 03.56.
7 Управление. 05 .. 06.56. –
Экспериментальные работы.
Работа по изд. «430» в целом очень сложная и требует привлечения научных сил, проведения большого объема экспериментальных работ. Нам нужна помощь МТрМ по привлечению организаций других министерств (авиационного, среднего машиностроения). Нами привлечено ряд научных организаций: ЦНИИ-173, ЦКБ-393, завод №9, ВАММ, ЦНИИЛАС, ЦНИИ-48, ФЦНИИ-48 и ВНИИ-100, авиационное училище в Харькове, ХПИ, НИИШП, ЦКБ-1. Темпы научных работ очень низкие, объем – недостаточный. Завод сильно отстает по экспериментальным работам.
За истекшее время сделано:
1. Проверена защита корпуса и башни на заводе «Ильича» в Жданове.
2. Проверена электрошлаковая сварка листов корпуса.
3. Отработаны системы стабилизации пушки и выброса стреляных гильз.
4. С опозданием в 6 месяцев проверяется ходовая часть. Результаты положительные. Сейчас работа задерживается из-за отсутствия траков из Омска.
5. Проверены элементы трансмиссии.
6. Изготовлен стенд трансмиссии. Опоздание на 5 месяцев.
7. Проверена эжекторная система охлаждения. Требуется помощь ВНИИ – 100.
8. Воздухоочиститель испытан по элементам. Изготовление опаздывает на 4 месяца.
9. Изготовлено 2 корпуса.
10. Заканчивается сборка двух КПП.
11. Проводится изготовление всех групп, не требующих экспериментальной проверки.
12. Задерживается изготовление башни, погонов, стабилизатора «Метель», прицел-дальномера, установки КПВТ. Постараемся все сделать и начать испытания в 1 квартале текущего года.
Выводы: сделано много, но есть отставание в проведении разработки, в проведении экспериментальных работ и изготовлении двух образцов.
Причины отставания:
1. «Слабый» цех 670 (переселялся, маленькая площадь, загружен другими работами).
2. Руководство цеха уделяет мало внимания опытным работам.
3. Задержка выпуска чертежей.
Задержка поставок от завода «Ильича».
За первый квартал все можно выправить.
Необходимо:
В 1957 г. не загружать КБ-60М другими работами («К-67», «485», «Ат. Ст.», реактивными снарядами).
Усилить техническое оснащение цеха 670.
Обеспечить срочное выполнение опытных работ в цехах завода №75.
Обеспечить КБ помещениями.
Сохранить существующий порядок премирования конструкторов, независимо от показателей работы завода и исключить ненормальное положение с оплатой руководителей секторов.
Выделить 10 персональных окладов.
Построить испытательный полигон.
«ТДА» – включить в предложения по облегчению веса.
«ПАЗ» – надо сдать в конце марта. В апреле будут испытания в районе Семипалатинска.
1. Оплата начальникам секторов.
2. Продление системы оплаты конструктором на 1957 г. Премия за изд. 486.
3. Снятие задания по «Ат. ст.».
4. О возвращении Молоштанова из загранкомандировки.
Состав ОГК 1-го Главка МТрМ: Ефимов Павел Алексеевич, Зарицкий Петр Афанасьевич, Апресов Артем Леонович, Масальская Нина Ивановна, Борисов Георгий Викторович, Ломов Николай Васильевич, Филимонов Георгий Михайлович.
Договорились с т. Корявко И.П. взять на себя разработку плавсредств (облегченных) с весом 4-5 тонн. (Корявко Иван Понфирьевич, генерал-майор инженерных войск, отвечает в МО за «К-67»). Чехи на Т-34 имеют длину 16 м. Американцы имеют – 18 м. Захватаев, генерал-полковник, зам. начальника ГШ Инжком против использования «418» для МТУ. Васильев в Тагиле занялся модернизацией «419». НТК ГШ – против, а генерал Сыч – «За». Можно ожидать, что он по показателям приблизится к изд. «430». Двигатель Артемьева, со слов Кульчицкого, «провалился».
Френкей очень хвалил ТДА и просил скорее оформить ее введение в серию. На днях высшее командование смотрело его работу, которая им очень понравилась. Засецкий просил до января решить вопрос с литым «носом» корпуса. При углах больших 45 градусов литой материал практически равноценен катанному.
В августе 1956 г. Гросицкий провел работы по унификации двигателя 8Д12-П1.
Двигатель высокий.
5ТД сейчас является самым коротким двигателем.
Все перестали заниматься двигателем, а теперь сомневаются. Это – Яковлев, Трашутин и Венедиктов. Двигатель В-2 «не умер», но требует коренной модернизации. Артемьева они не поддерживают и не помогают (нет денег).
1. Изд. «430» – НСТ.
2. Изд. «441» – ПАЗ.
3. Изд. «442» – ТДА.
4. Изд. «485» – плавсредства, серия.
5. Изд. «486» – ПХ на 500 комплектов.
6. МТУ – серия и доработка по протоколу.
7. Изд. «486» – ПХ на серию.
8. Изд. «430» – скоростной вариант (эскизный проект 1 квартал 1958 г.).
9. Изд. «485» – плав, облегченный.
10. РС – оформляется.
11. «136» – серия (Б) запчасти.
12. Другие работы: литой корпус изд. «430», двигатель 8Д12-П1, «Гусеница», воздушный компрессор.
В 1957 г. надо сделать:
Изд. «430»: 2 образца для заводских испытаний, 1 образец для обстрела на полигоне, 3 образца для полигонных испытаний, 1 корпус и башню для обстрела.
Изд. «441»: 1 образец в марте.
Изд. «486»: 3 квартал 225 комплектов и 1 образец к маю.
Изд. «485»: 36 машин для серии.
МТУ: 50 машин для серии.
Изд. «442»: 1 образец для проверки на заводе.
Состав КБ – 200 человек. Все работы идут без опоздания, хотя и очень напряженно. Отстает изготовление изд. «430» от внутреннего графика на квартал.
Приехал из Академии подполковник Голосов Василий Митрофанович по вопросу обогрева.
Грабин Василий Гаврилович, начальник ЦНИИ-58. Адрес: Калиниград, Московской обл. ст. Подлипки, Северной ж.д.
Далее выступали Маляров, Егоров, Шевалдин, Гутман, Макаренко, Ефимов, Карцев, Морозов.
Чаромский сказал, что НСТ держит не мотор, а сам танк ????.
26.08.57. Кучеренко обещал все же передать нам из Тагила установки КПВТ.
«Эскизный проект – не догма, а руководство к действию».
Изделие «431» – истребитель танков, вооруженный РС (Тема 1). Вес: 25–30 т. Экипаж: 3–4 человека. Пулемет 7,62, РС – 15 .. 20 штук. Остальное по «430». Создать экспериментальный образец. Оптический прицел разрабатывает КБ-393. Реактивные снаряды, установки и приборы наведения разрабатывает ЦНИИ-58.
Сроки:
1. Составление методического плана – 4 квартал 1957 г.
2. Проведение НИР по РС и их изготовление – 2 квартал 1959 г.
3. Проведение НИР по 431, изготовление и испытания – 4 квартал 1959 г.
Наши требования переданы Грабину 06.07.57. Главное:
– Складывающееся оперение.
– Укладка «40» должно быть без контейнера.
– Установка должна быть с задним затвором (для исключения воздействия струи).
– Согласовать температуру хранения РС.
– Наведение и управление – одним человеком (экипаж – 3 чел.).
– При управлении РС скорость должна быть больше 250 м/с.
– Мертвая зона должна быть меньше 300 метров (Исаков добился скорость более 400–500 м/с).
– Исключить влияние помех от своей рации.
– Рассматривается 2 варианта РС: диаметр – 150 мм, длина 1500 мм и диаметр – 170 мм и длина – 1700 мм.
4. Согласованные этапы работ:
– Сбор материалов – 2 квартал 1957 г.
– Проработка предварительного методического плана – сентябрь.
– Нам присылают габариты РС – июль.
– Эскизная наброска установки со схемой всех механизмов – август.
– Краткие рекомендации и пожелания.
– В сентябре общее совещание со всеми смежниками.
ПЕРЕЖИВАЕМ НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАБОТ
Мы должны:
– Отправить боевое отделение танка Т-54 и изд. «430».
– Составить окончательный вариант общего методического плана – конец ноября 1957 г.
В течение 1957 г. ЦНИИ-58 параллельно ведет работы по созданию стендов и проверки принципиальных вопросов.
Присутствовали Волосатый Георгий Павлович, Беляев Николай Николаевич (начальник 2 ГУ МОП, оптика), Щеголев Владимир Иванович (ЦНИИ-173), Гимитин Давид Павлович (ЦКБ-393), Шавырин Борис Иванович (неуправляемые РС), Шевалдин Павел Васильевич (ЦКБ-393, КБ-1).
Весь разговор наводит меня на грустные мысли. Особые мнения не учтены в постановлении Правительства.
1. Карцев по «Теме 2».
2. Морозов – по «Теме 1».
3. Пагасянц (ЦНИИ-58):
– Материалы по РС уже отосланы на завод. Опыта до этого мы не имели и у нас будут трудности. Сейчас определяют вероятность поражения, при стрельбе с хода 1–2 выстрелами. Пока результаты самые неприглядные (плачевные). Получили большие ошибки в вероятности поражения. Значительно плохие при очень и очень высоких требованиях к приборному контуру. Думают доводить ручным приводом. Сделали электронный прибор для проверки наведения. Получить скорость более 100 м/с вряд ли удастся. ЦНИИ-58 считает перспективным тепловую головку и я не согласен с Николаевым, т.к. 20 секунд следить за снарядом и ждать результатов выстрела нельзя. Надо ориентироваться на самонаведение. У нас нет специалистов и лабораторий по этим специальностям. Прошу помощи от МОП. Мы уже занимаемся аэродинамикой РС и автопилотами. Для отработки опытных образов нам нужны испытательные стенды. Боевой частью ракеты еще плотно не занимались, но там проблемных вопросов не будет.
Вечером меня задержал Махонин и час провели у него в кабинете в откровенном разговоре. Мне он верит, но все указывает на вредность делу моей скромности. Приводит в пример Котина, хотя тот много и часто ошибался в своих предложениях. Предлагает чаще выступать с предложениями перед высшим руководством Правительства. В порядке воспоминаний указал, что Малышев, из-за моего, за частую, упорного цепляния за старое, видел во мне консерватора и не разделял мою осторожность в действиях. Обещал снять с меня работу по плавсредствам и оказать помощь по опытному цеху. Он высказал недовольство политикой Окунева, не видящего и не проводящего работ по перспективному развитию танков. Говорил о двигателе Чаромского. Мнения наши сошлись и мы нашли взаимопонимание во взглядах, заверил, что нам отсрочат работу на просимый срок.
Для форсирования реки, на участке 15–20 километров выделено 3 направления:
1. Три потока – 84 машины.
2. Два потока – 31 машина.
3. Шесть потоков – 101 машина.
Всего 216 танков. Глубина реки 3,8-5,2 метра, дно песчаное, скорость течения 0,8 м/с.
Порядок форсирования:
– Артподготовка плацдарма до высадки десанта.
– Выброска парашютного десанта с вертолетов и самолетов.
– Форсирование плавающими танками.
– Перевозка десанта на плавающих транспортерах по 25 человек.
– Инженерная разведка дна реки.
– Переход танков.
Форсирование реки проводилось на первой передаче за 5 минут. В реке одновременно находилось 3–4 машины.
За полчаса перешло 160 машин. За час 213. Три машины были затоплены (камера, маска пушки, заслонка воздухоочистителя).
Ночной переход по дну делали 10 машин при ширине реки 680 метров по гирополукомпасу. Ошибка движения составляла корпус машины. Все благополучно. Разбор учений проводил Главком сухопутных войск Чуйков В.И. Для ПХ надо глубина 6 метров и ширина реки до 1 км. Сократить время на герметизацию танков. Сейчас она составляет 30 .. 40 минут. Военные дадут полный перечень замечаний и пожеланий. Изолирующий противогаз ИП-46 работает всего 30 минут. Этого мало. Форсирование реки по дну в 4 раза быстрее, чем другими способами и скрытнее.
Требуется мужество от экипажа танка.
Полученные результаты очень ценные и к 1960 г. перевести все машины на возможность хождения по дну. Этим будут заниматься несколько заводов.
На учениях присутствовали шесть членов ЦК КПСС и Хрущев. Украинское ЦК и Правительство. Все командующие округов и оккупационных войск. Начальники БТ округов, полигонов, академий и представители промышленности.
Присутствовали из военных генерал-майор Вайнруб Матвей Григорьевич, помощник командующего Киевским ВО, п-к Олейников Николай Петрович, заместитель Вайнруба, п/п, Чернецов Александр Сергеевич, п/п Остапенко Борис Яковлевич, Столятов Георгий Иванович, Баженов Павел Иванович тел 4–65–61 доб. 8–26, начальник 1 отдела (ремонт).
1. С приходом к руководству министерством обороны Жукова Г.К., последний повел линию на отрыв армии от партии, допуская при этом большие и грубые нарушения.
2. Рассматривал армию как свою вотчину, исключая руководство и подотчетность ЦК.
3. Проводил линию на свертывание партийной работы в армии и принижения роли партработников и членов Военного Совета.
4. Имел наглость рекомендовать ЦК организовать Высший военный совет, лишая тем самым ЦК роли контакта и контроля. Это было отклонено и ему было указано на бестактность такого предложения.
5. Жуков довел военные советы в бесправные органы при командующих округами.
6. Неправильно воспитывал армейские кадры.
7. За жалобы в ЦК исключал из армии и партии, со снятием пенсии.
8. Своими приказами полностью изжил критику, соцсоревнование, шефскую помощь и связь с гражданскими организациями, создал замкнутую армейскую касту.
9. Проявил грубость деспотизм, аракчеевские методы. Постоянно унижал личное достоинство, что усиленно копировалось подчиненными и в отдельных случаях приводило к ЧП.
10. Провел массовые увольнения достойных военных из армии.
11. Запрещал отчитываться перед ЦК, минуя его. За отчет о работе по июньскому Пленуму, Маршал Советского Союза Гречко А.А. получил взыскание.
12. Запретил военным участвовать во встрече партийно-правительственной делегации Тито в Сталинграде.
В целом Жуков возомнил себя народным героем, несмотря на имевшее место предупреждение при И.В. Сталине, проявил себя как Наполеон и самодур.
Пленум подробно вскрыл все эти грубые искривления в руководстве армией и флотом, выявил причины их побудившие и счел необходимым снять Жукова Г.К. с поста Министра обороны и вывести его из состава Президиума и ЦК КПСС.
Начинается строительство дома на 16 квартир для работников КБ-60М. Руководят работой Дашевский и Олексенко.
1. Заявлено по изд. «455»: теплоотдача в воду 116 тыс. ккал/час, в масло – 20 тыс. ккал/час.
2. Отбор воздуха от нагнетателя в компрессор 0.06 кг/сек.
3. Затрудненный запуск двигателя.
4. Воздушный запуск двигателя нужен.
5. ТДА – все нормально.
6. Увеличен расход топлива в пробеге.