Проект изделие «430»
1. Доукомплектовать КБ, согласно действующих штатов. Желательно получить из Тагила Барана, Набутовского, Волкова, Кизина, Козлова, Чистякова, Либину.
2. Получить несколько персональных окладов в мое распоряжение для конструкторов.
3. Разрешить дооборудовать цех 670 с затратами 200
300 тыс. рублей.
4. Ввести сдельно-премиальную оплату для конструкторов.
5. Изготовление деталей для изд. «430» включить в число срочных работ завода №75.
6. Снять с КБ работы по изд. «416», «К-67», «413».
7. Предусмотреть расходы на экспериментальные и опытные работы.
8. Танковый двигатель должны делать с моим участием.
Поднимается вопрос применения ракетного оружия в танках. Этим будут заниматься группа заводов, включая п/я 989, НИИ-88, директор Янгель Михаил Кузьмич, Главный конструктор Королев Сергей Павлович, г. Калининград, Московской обл.
Продолжаем искать схему коробки перемены передач. Пока получается сложная конструкция. Занимается этим Левит, проявляя настойчивость и целеустремленность. После наших разговоров, он почувствовал мою поддержку и перестал бояться трудностей. Медленно пробивается вперед.
Морозов:
– Проработкой НСТ завод занимается с начала 1952 года. Тактико-техническое задание на разработку танка НТК ГБТУ передало в МТрМ в середине 1951 года. Три года продолжается работа и пока подошли к эскизному проекту. В течение этого времени, проект НСТ несколько раз рассматривался в МТрМ, но ни одного решения по нему не выносилось. Следует отметить, вопросу работ над НСТ со стороны ГБТУ, МТрМ и заводов-смежников, уделялось очень мало внимания. Представляемые здесь результаты получены исключительно за счет инициативы и настойчивости заводских конструкторов, продолжающих упорно работать над этой темой.Существующие сегодня темпы работ никак нельзя признать удовлетворительными и они очень сильно отстают от темпов работ иностранных заводов.
Например, в журнале «Военная мысль», № 1 за 1954 на стр. 49 указано: « чтобы изготовить новый танк «Кромвель», проект которого был представлен в январе 1941 года, необходимо было пройти целый ряд инстанций, чтобы согласовать и утвердить этот проект и установить какой компанией он будет выпускаться. В итоге опытные образцы танка были изготовлены и испытаны только в июне 1942, а массовое производство его было налажено лишь к июню 1943 г.»
В прошлом году, в процессе проработки эскизного проекта, была выявлена возможность: перекрыть заданные ТТТ. В течение трех лет требования по запасу хода, возимому боекомплекту, защите от отравляющих веществ и пыли, удобству работы экипажа и прочее, оставались без изменения. Все это не нашло отражения в новых ТТТ, подготовленных НТК ГБТУ для утверждения в Совете Министров СССР.
Больше того, есть предложения, исходящие от отдельных лиц ГБТУ, чтобы сильно «не отрываться от земли» и «как-бы чего не вышло», а поэтому следует искать решения более умеренные, опираясь на имеющиеся двигатели и узлы за счет снижения боевых и технических качеств НСТ, достигнутых в представленных проектах.
Я против таких установок и считаю их не только неверными, а даже вредными, идущими в разрез с установками нашей партии и Правительства по борьбе за все новое, передовое и прогрессивное и в первую очередь – в военной технике.
Во всех случаях мы не склонны «плестись в хвосте» иностранной техники и будем настойчиво добиваться возможности работать по решению новых, хотя и очень трудных, направлений в машинах специального назначения.
Нельзя не отметить, что американцы, в частности, за послевоенный период, в области НСТ провели большую работу, создали много образцов и продолжают работать над их совершенствованием.
Численно мы делаем меньше и в этом наш недостаток, при наличии всех возможностей всегда быть впереди.
В представленном проекте НСТ наш завод поставил задачу: добиться максимально возможного перекрытия заданных ТТТ и вложить в новую машину все то новое, что способствовало бы повышению ее боевых и технических качеств. Кроме того, в представленном проекте НСТ мы пытались резко «оторваться» от существующих конструкций, добившись определенного скачка, какой имел место с появлением Т-34.
НСТ представляет собой среднюю машину в старом весе, но с резко повышенными ТТХ, далеко оставляющие известные нам машины. Мы представляем три проработки: два варианта танка с двигателями 4ТД и Д12-У и один вариант – усиленный «430У». Двигатели 4ТД и Д12-У имеют мощность 580 л.с. Они занимают одинаковый объем и работают с одной и той же трансмиссией. При установке Д12-У имеем: большой расход топлива (170–190 ) и малый запас хода (уменьшение на 10–15%%), большую теплоотдачу в воду 195 тыс. ккал/час против 139 тыс. ккал/час, малое противодавление на выхлопе, необходимость увеличения водяного радиатора на 60%, малый расход газа 0,48 против 0,85, меньший расход эжектируемого воздуха 3,32 кг/сек против 4,08 кг/сек.
Компоновка машины новая, оригинальная и открывает хорошие перспективы развития. Заводу удалось резко перекрыть заданные ТТТ, мы уложились в заданный вес. Проект реальный и он под силу заводу.
Все это позволяет резко поднять боевые и тактические качества отечественного вооружения и тем самым, еще более усилить мощь нашей Советской Армии перед иностранными армиями.
Полученные показатели далеко не предельные и могут быть улучшены. Проработаны сотни замечаний, которые найдут отражение в рабочем проекте.
В порядке инициативной работы, представляется проект «усиленного» по вооружению и защите танка, выполненного на базе «430», предусматривающего возможность дальнейшего совершенствования НСТ.
Все это достигнуто за счет новой компоновки МТО и нового двигателя.
При использовании двигателя типа В-2 можно получить только часть этих показателей, мы их представляли в 1953 г.
Недостатки применения двигателя 8Д12-У: труднее уложиться в вес, меньший запас хода, большой расход топлива, меньший запас боеприпасов, колпак перекрывает двигатель, малое противодавление на эжекцию, большая площадь радиаторов, большой объем МТО, нет большого скачка в развитии НСТ.
Изделие «419» будет такой машиной через год. Мы способны сделать лучше, чем предлагается с двигателем 8Д12-У.
Надо не бояться нового двигателя и новых направлений в конструировании механизмов (КПП, гусеница, автоматика). У нас есть еще много резервов по повышению тактико-технических качеств, снижению веса и использованию объемов.
Выступление А.А. Морозова на заседании парткома 25.05.54.
За послевоенный период, по новому среднему танку (НСТ) нашей промышленностью практически ничего нового не сделано. Мы имеем только изд. «419», которое хотя и стоит на уровне современных требований, но все же не отражает наших возможностей и постоянно растущих требований в связи с новой тактикой в ведении войны и защиты от нового (атомного В.Ч.) оружия.
Два года назад, Заказчик поставил перед заводом задачу создания НСТ с повышенными ТТТ. За это время уже проведено два официальных рассмотрения проектов всех заводов.
К этому заданию мы отнеслись очень серьезно и поставили перед собой задачу не только выполнить заданные ТТТ, но и постараться резко их перекрыть и вложить в машину все то новое, на что мы способны с тем, чтобы еще более поднять боевые качества нашего отечественного танкового вооружения. На это мы мобилизовали коллектив конструкторов и это уже дало свои результаты, которые получили высокую оценку командования.
Благодаря настойчивой и упорной работе конструкторов отделов 60М и 60Д, нам удалось резко повысить ТТХ НСТ и добиться значительного повышения всех ТТТ и параллельно решить ряд проблемных вопросов.
Это достигнуто благодаря новой компоновке, разработанной КБ-60М. Было: гитара, главный фрикцион, КПП, ПМП, бортовая передача. Стало: КПП, бортовая передача. МТО уменьшилось по длине вдвое. Параллельно с этим, нами решены вопросы технологичности, надежности, простоты, облегчение условий работы экипажа, экономии, стандартизации. Все это не входило в требования Заказчика.
На сегодня имеются все основания заявить, что эти вопросы нами решены и мы имеем проект, который дает основания получить НСТ, далеко превосходящий известные нам иностранные образцы и открывающий большие возможности в повышении боевых качеств отечественного танкостроения. Работы выполним в срок, в июне ... июле этого года.
Главным источником получения этих высоких качеств НСТ был и остается новый двигатель, который благодаря совместной работе КБ-60М и КБ-60Д получил необходимые формы. Получена оригинальная компоновка машины, но требуется еще большая конструкторская и исследовательская работа.
Новый двигатель, к сожалению, не нашел сразу поддержки со стороны всех мотористов и по настоящее время еще не получил полного одобрения и утверждения для разработки опытного образца. Так же к нему отнеслись и в КБ-60Д, где со сторо ны руководства он не встретил поддержки и помощи.
До сих пор работа над ним ведется без подъема, повседневного контроля и активной помощи со стороны конструкторов КБ-60Д, Главного конструктора Вернера Н.Д. и парторганизации. Потеряно много времени, не заключен договор с Заказчиком, не форсируется работа по У-305, специалисты-мотористы Курц, Асеев и др. стоят в стороне от этой работы, работы ведутся с опозданием.
Параметр | Изд. «419» | Задано | Получено |
Запас боекомплекта | 34 | 45 | 76 |
Запас хода | 250 | 350 | Более 500 |
Максимальная скорость | 48 | 50 | 55 |
ПХ, ОВ, отопл., охлаждение | – | – | Выпол. |
Удельное давление | – | – | 0,74 |
Ход катков | 120 | – | 220 |
Гарантийный километраж | 4000 км | – | 10000 км |
Автоматика стрельбы | – | – | 12 выстрелов |
Защита | – | – | – |
Упрощение обслуживания | – | – | – |
Упрощение трансмиссии и повышение кпд | 5 пар | – | 2–3 пары |
Нет постоянной борьбы за новый двигатель. Идет самотек и срыв сроков работы. Партком должен потребовать от Вернера ясного ответа: «Даст ли он двигатель?» Провал по двигателю – это провал и НСТ.
Другие заводы развиваются по нашему пути и упорно, настойчиво предлагают свои варианты новых двигателей. Нам теперь нужен двигатель, как никогда, и мы должны расчитывать только на свои силы. У нас есть все возможности его иметь, если мы будем бороться за него, как это делают танкисты и не бояться трудностей в этой работе. Или же надо сразу заявить, что это нам не под силу или это бред.
Я проявляю большое беспокойство за судьбу НСТ, т.к. практически не вижу в лице руководства КБ-60Д проявления интереса в этой работе и настойчивости. Сам двигатель не получится, не сделает его нам и НИЛД с Чаромским. Нам надо самим взять дело в свои руки.
Вернер Н.Д.: – Я не берусь дать гарантию, что двигатель получится, но двигатель реальный. Условий для проведения конструкторских работ не создано. Если будут созданы необходимые условия, то план будет выполнен.
Выступали Горидько, Быленяк, Гайдученко, Химченко, Булгаков, Арсеничев, Урусов.
Заслушав доклады Морозова и Вернера о состоянии работ, проводимых в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 02.04.54 «О выполнении заводом №75 эскизных проектов нового среднего танка и двигателя к нему», партком отмечает:1. Конструкторские отделы КБ-60М и КБ-60Д дважды представляли в МТрМ и НТК ГБТУ МО предэскизные проекты НСТ по заданным ТТТ. Во всех случаях они были полностью выполнены, а по основным показателям – перевыполнены.
2. Проект НСТ, выполненный заводом № 75, в сравнении с работами других организаций, был признан техническим советом МТрМ, как наиболе перспективный, отвечающий всем, предъявляемым к нему, современным требованиям. Работы завода были одобрены командованием ГБТУ МО.
3. По инициативе завода, было принято абсолютно новое направление в компоновке НСТ с новым двухтактным двигателем 4ТПД, что позволило удачно решить ряд проблемных вопросов. Одновременно значительно повышались основные боевые и тактические качества нового танка в сравнении со средним танком Т-54. Это давало возможность получения резкого превосходства отечественной бронетанковой техники перед последними образцами танков иностранных армий.
4. В соответствии с Постановлением СМ СССР и договором, заключенным между заводом №75 и НТК ГБТУ, проект НСТ должен быть представлен на рассмотрение не позднее 1 июля с.г.
5. Если в результате повседневной и настойчивой работы КБ-60М проработка конструкции ведется без опозданий и с результатами, позволяющими еще больше перекрыть заданные требования, то работы по новому двигателю резко отстают как по срокам, по качеству и объему, что может привести к срыву сроков и не выполнения заводом ответственного оборонного задания Правительства.
6. С марта этого года КБ-60Д не обеспечило оперативной работы по доработке нового двигателя, а Главный конструктор завода по двигателестроению т. Вернер не уделил должного внимания этому важному вопросу. В результате: работы ведутся крайне медленными темпами, с большим опозданием по срокам. Работы по изготовлению одноцилиндровой установки нового двигателя У-305 так же не выполняются в сроки, предусмотренные приказом директора завода №75 от 19.03.54.
7. Начальник отдела «1600» т. Дощечкин В.И. формально отнесся к выполнению этого приказа директора завода и тем самым затянул изготовление установки. Плановый отдел завода (т. Зегельман) недопустимо затянул составление сметной калькуляции на изготовление У-305. Все это является следствием отсутствия должного руководства и безразличного отношения к оборонной тематике помощника Главного инженера завода по опытным работам т. Коропова С.И. и Главного конструктора по дизелям т. Вернера Н.Д. и полного отрыва опытного отдела завода «1600» от работ по опыной тематике.
Учитывая неудовлетворительный ход выполнения особо важного задания Правительства, партком постановляет:
1. Главному конструктору по дизелестроению т. Вернеру Н.Д. и ведущему конструктору КБ-60Д т. Волкову:
– обеспечить разработку проекта и оформление всех материалов двигателя 4ТПД к НСТ не позднее 28.06.54;
– для обеспечения контроля и руководства работами по изготовлению установки У-305 из состава КБ-60Д выдельть группу конструкторов из 3 человек во главе с т. Ненько.
2. Зам. Главного инженера т. Коропову С.И. и начальнику отдела 1600 т. Дощечкину В.И.: организовать работу по изготовлению установки У-305 в сроки, предусмотренные приказом директора.
3. Указать начальнику отдела 8 т. Лысенко, что допущенная им задержка в составлении сметной калькуляции привела к срыву сроков по изготовлению установки У-305 и предупредить о недопустимости в дальнейшем подобных задержек в оформлении заказов по опытно-конструкторским работам.
4. В целях более опративного руководства по разработке двигателя 4ТПД рекомендовать директору завода т. Соболь Н.А. подчинить группу т. Волкова Главному конструктору по машиностроению т. Морозову А.А.
5. За срыв сроков по разработке двигателя 4ТПД и безразличное отношение к порученной работе Главному конструктору по дизелестроению т. Вернеру Н.Д. поставить на вид.
6. За самоотстранение от опытно-конструкторских работ по танковой тематике зам. Главного инженера т. Коропову С.И. объявить выговор.
Барыков: – По ходовой части у всех сделаны робкие шаги. Надо продолжить работы. Заряжание перспективно, но сделано мало.
Астров: – Ни один из представленных вариантов полностью не соответствует предъявленным требованиям. Схема трансмиссии заслуживает внимания и может явиться перспективной, но надо учесть плохой опыт прошлого. Прочность коленчатого вала вызывает сомнение. Только двигатель 4ТПД может являться перспективным. Высказался против обрезиненной гусеницы и подвески с выносом осей.
Баран: – Конструкция должна быть предельно простой.
Выгодский: – Надо сохранить высоту танка по заряжающему в сидячем положении. Заряжание надо обеспечить управлением одной рукой. Другая рука поможет удержаться за смотровые приборы. Высказался «За» планетарную трансмиссию. Надо облегчить работу водителя. На контрольных приборах, для давления масла и температуры воды иметь сигнальные лампочки. Нет средств ведения ближнего боя. Надо предусмотреть возможность постановки труб подводного хождения (ПХ) и установку уширителей на траки.
Морозов (ГАУ): – Надо сохранить высоту для заряжающего и предусмотреть его действия после освобождения магазина. Нет решения в выборе типа снаряда: осколочный или фугасный.
Галкин (начальник Управления эксплуатации): – Резина вызывает сомнения. Надо иметь только досылатель, а подачу оставить ручную. Нельзя беспредельно увеличивать боекомплект и объем топливных баков. Надо снаряды укладывать внизу. Боекомплект – 50 55 штук. Топливные баки должны обеспечить 12–15 часов работы двигателя. Централизованную смазку надо приветствовать. У конструкторов нет контакта с ГАУ.
Орловский: – Все проекты заслуживают внимания, ТТЗ выполнено. Надо сделать поиски 1,5 тонн веса для резерва. После выстрела поднимается пыль. Комплект выстрелов 50–60 штук. Запас топлива на 15 часов работы ДВС. Это 1200 литров. Коробка передач ВНИИ-100 лучше защищена от кумулятивного снаряда. Ресурс танка – 3000 км без всякого ремонта.
Выводы: Обязательно делать наш проект и коробку ВНИИ-100. Срочно надо иметь запас проработанных узлов, механизмов и двигателей. Проектов двигателей предоставлено мало. Надо модернизировать и В-2.
Кульчицкий Е.А.: – Ничего не сделано для защиты танка от фаустпатрона. Для защиты с воздуха ничего нет, кроме КПВ-Т. С весом не все благополучно: нет резерва. Экономия веса танка сделана за счет ходовой части, что очень рискованно. Не обеспечивается «нужная» скорострельность. Надо скорее делать опытные образцы двигателя 4ТПД и танка «430».
Лебедев: – Харьковский проект сделан с профессиональным мастерством, чего нет в других проектах. Спецметалл остается без движения. По системе вооружения и габаритам ГАУ ничего нового не сделало. Все осталось по-старому. У двигателя надо снижать габариты, но В-2 имеет резервы для дальнейшего использования в НСТ. Двигатель 4ТПД и новая КПП прекрасно компонуются. Оценка этого двигателя Артемьевым сделана неправильно. Отвергать такой двигатель нельзя. Я за 4ТПД и делать его немедленно. Нам надо иметь перспективу роста мощности. В КПП надо добиться синхронного включения передач быстро и четко. Надо солиднее поставить работу над 4ТПД и НСТ. Расширить опытные работы и увеличить состав КБ. Надо поднять темпы работ. Мы упустили время и его надо наверстывать последующей работой. Нам могут дать три года на разработку до введения в серийное производство.
Благонравов зачитывает решение:
1. Все проекты отвечают заданиям.
2. Все проекты соответствуют ТТТ.
3. Все проекты находятся на уровне современного танкостроения.
4. По подвескам еще не достигнута средняя скорость 35 км/час. Лучший проект «430», но, используя материалы Барана и Ворошилова, надо проверить прочность коленчатого вала в режиме циркуляции мощности.
5. Пленум считает необходимым скорейшее изготовление 4ТПД.
6. Необходимо создание мощных КБ и научных центров, обеспечивающих изготовление опытного образца за 2–3 года
7. Поручить Орловскому В.В., Благонравову А.И. и Кучеренко Н.А. отработать решения.
После НТК, проект «430» рассматривался у Петухова, в Техуправлении и у Министра. Решение – надо делать!