Возрождение харьковского танкового КБ
1. Штатное расписание для КБ-60М и СКБ.
2. Выделение персональных окладов.
3. Ускорить решение по сальнику вентилятора.
4. Выяснить результаты испытаний 102А.
5. Организовать перевод в Харьков Барана, Кизина, Игарова, Козлова, Чистяк, Набутовского и Либиной.
6. Обсудить программу испытаний изд. «416».
Максарев предложил выступить всем директорам, Главным конструкторам, Главным инженерам, начальникам ОТК.
Морозов: – Из доклада т. Гутмана по танку Т-54 следует, что дело обстоит «из рук вон плохо». Плохо с изготовлением, плохо со сборкой, плохо с испытаниями. Ни одного слова о хорошем, а оно есть. Ведь недаром «самокритично» сказал т. Гутман: «Мы с Кучеренко и Кульчицким хорошо испытали 3 образца». Если «Вы» хорошо испытали, то «Мы» – конструктора хорошо отработали. К чести конструкторов, я ответственно заявляю: Т-54 доведен до хорошего состояния и это не моя оценка, а военных. Я не могу согласиться с общим охаиванием танка Т-54. Где примеры, факты, процентная оценка, замечания, подписанные МТрМ и ГБТУ? Конструктора постоянно работают над улучшением своей машины и огульно оценивать их работу, как мало эффективную, это «не видеть леса из-за деревьев». В ответ на выступление т. Гутмана я могу заявить Коллегии, что на сегодня машина достаточно отработана и способна держать экзамен на двойной километраж. Дайте нам эту возможность по отработке. Качество определяют люди. В КБ завода № 75 имеют место кадровые недостатки по количеству и квалификации. Мы потеряли много конструкторов за период войны. Некоторые ушли в цеха и на другие заводы. Причина – маленькие оклады инженеров-конструкторов. За выслугу лет их делят на «чистых» и «нечистых». Все должны быть включены в единый список. Условия работы в КБ соответствуют каменному веку. Грязь, теснота, плохие помещения. Надо повысить роль конструктора на заводе. Пока она ограничивается только консультациями, без всяких прав. Любой представитель военной приемки может остановить их работу, но никто из конструкторов, включая меня, не вправе принимать решения по своей же конструкции.
Выступали:
– Балжи, Архангельский, Тарло (Главный конструктор, Главный инженер и начальник ОТК ЧКЗ).
– Чудненко и Артемьев (директор и Главный конструктор завода №77 г. Барнаул). В КБ они создали группу по ликвидации дефектов, выявленных при эксплуатации.
– Константинов, Роган (Главный конструктор и начальник ОТК завода № 800 г. Ленинград). Устранение дефектов сплошь и рядом упирается в задержки по причине увеличения трудоемкости. Предлагают молочное хромирование для обеспечения износостойкости и др.
Махонин раскритиковал все выступления и ничего не предложил по поднятию качества.
Максарев выступил с заключительным словом. Он дает 10 дней на устранение дефектов. За срыв сроков по устранению дефектов – под суд. «Разложил» Архангельского, Константинова, Старостенко, Балжи, Юферова. По кадрам и оплате сейчас ничего решить не можем. Вопрос увеличения штатов КБ может быть решен только за счет завода. Обсудить это все на заводе. По итогам соцсоревнования за 4 квартал 1952 г., завод № 75 получил знамя Совета Министров. Завод №183 (Нижний Тагил) ничего не получил.
1. Военные не возражают иметь танк Т-54 с увеличенными боекомплектом и запасом горючего.
2. Указывает на необходимость иметь удельную мощность до 25 л.с./т.
3. СУ-100 предполагают использовать только для проверки компоновки при новом размещении экипажа.
4. Предлагает заняться новой машиной: вес 33...34 т, удельная мощность 20 ..25 л.с./т, максимальная скорость 50 км/ч, запас хода 350 км, боекомплект 40, пушка Д46-ТА, калибр пулеметов 14,5, 12,7 и 7,63 мм, удельное давление 0.55.. 0.65, гидравлическая трансмиссия, двигатель горизонтальный или турбина, средняя скорость 35 км/ч, стабилизатор вооружения.
5. Продумать вопрос о «машине военного времени» с уменьшенной трудоемкостью производства.
Поднять выхлопные трубы.
Изменить систему привода к стартеру.
Уменьшить износ муфты соединения мотора с КПП. Закончить работы к 01.05.
Ввести предохранительную муфту к лебедке: 28.01 собрать, 29.01 испытать, 31.01 отправить отчет. Об исполнении доложить по ВЧ к 01.02.
Доработать тросоукладчик.
О работе котла подогрева. В феврале в ГЛАВТУ дать результаты испытаний. Командировать своего представителя на Кубинку.
Ослабление шпонки вентилятора. Удлинить шпонку. Срок: до 29.01.
Большой ход рычага кулисы.
Обеспечить заправку топливом на 1000 км.
Пальцы гусеницы.
Увеличение норм расхода брезента.
Прицепное устройство. Срочно выдать чертеж нового прицепного устройства в ГЛАВТУ для утверждения. По гибкости и применимости для всех пушек. Заказчик уже дал заключение нам. У себя проверить на прочность пробегом на 200 км на прицепе Т-54.
К 01.02.52 подготовить материалы для рассмотрения наших и Заказчика предложений по АТТ в Москве.
Сделано в 1951году:
1. Выпуск чертежей изд. «416» по приказу МТрМ № 0012 от 14.07.51.
2. Разработка изд. «413» (досрочно).
3. Разработка и испытание изд. «481».
4. Текущая работа по изд. «419» и «401».
Задачи на 1952 г.:
1. Поставлены Коллегией МТрМ от 18.01.52. Главное – качество.
2. Учет дефектов по группам; ответственные – начальники секторов.
3. Уважение к приказам и постановлениям вышестоящих органов.
4. Взаимные обязательства.
5. Поднять качество проработки и оформления документации.
6. Исполнительность должна быть на всех уровнях.
7. Идти в ногу с заводом. Снижение трудоемкости, экономия материалов. Экономия во всем.
8. Поднять рационализаторскую работу среди конструкторов.
9. Организация танкового КБ.
10. Новая техника – это основа обороноспособности страны.
11. Харьковское танковое КБ должно стать образцовым в Министерстве.
Директор завода Петухов К.Д. сказал:
– Соблюдение технологических требований и графика директора – основа сокращения цикла производства. Сейчас надо «умнее работать», «Надо знать цену вопроса!». На танке Т-54 имел место повышенный износ зубьев гитары. Для его уменьшения сделаны следующие мероприятия:
1. Применение осерненного нигрола.
2. Обдув гитары воздухом.
3. Фосфатация зубьев.
4. Введение пониженного зуба.
5. Проработка новой коррекции.
1. По Барану – предлагает переговорить с Назаровым.
2. По системе оплаты для конструкторов – отказано.
3. Надо форсировать беспальцевую гусеницу.
4. Возможно выделение 5 персональных окладов. Подготовить обоснование.
Распоряжением СМ СССР в МТрМ разрешено пять персональных окладов для СКБ гусеничных машин завода №75.
Богданов: – В США при проектировании танков применяется наша компоновка.
Морозов: – Жизнь подтверждает правильность нашего выбора. Сейчас это становится очевидным для многих тех, кто был против наших решений.
– Мы потеряли семь лет на возню с Заказчиком. Нам надо освободится от мелочей и заняться перспективной в развитии машиной. Военные нас тянут на мелочи. Американцы много делают образцов. Сорят деньгами и не считаться с их делами нам нельзя. Мы начинаем отставать. За семь лет пока ничего не дали. Надо дерзать и делать больше образцов, а не механизмов. Грязнов и Довгопол много мешают по переводу людей из Тагила в Харьков. Впутался в это дело и Вершинин. Волков просит Барана занять должность Главного конструктора в Нижнем Тагиле. Министр отказал.
1. ГСКБ Бармина – не солидная организация.
2. Придется все переделывать заново.
3. Все очень сложно, особенно – тележка.
4. Я за вариант т. Лавочкина.
СКБ при заводе №75 включает в себя КБ-60М, СКБ-1, КБ – 60Т. Требуется его реорганизация для исключения дублирования, потерь времени и роста квалификации конструкторов.
1. Доработка изд. «412» по замечаниям испытаний 4 образцов.
2. Доработка изд. «413» по результатам испытаний.
3. Работа по проекту плана опытных работ на 1953 г.
4. Доработка изд. «416» по результатам заводских испытаний.
5. Электромагнитная муфта для привода вентилятора.
6. Защита водителя при открытом люке и повороте башни.
7. Централизованная смазка изд. «419».
8. Беспальцевая гусеница для изд. «419» и «401».
9. Исследование гусеничного зацепления изд. «401» (проводит ХПИ).
10. Подбор материалов для танковой электротрансмиссии.
– Потери есть, анализа – нет, мероприятий тоже нет. Расходы на опытные работы бесконтрольны.
1. Испытания протекают крайне медленно.
2. Устранение дефектов откладывается.
3. Вопросы принципиальны по конструкции.
4. Беспокойство НТК ГБТУ и МТрМ вполне обоснованы.
5. Заводские испытания всегда длятся долго и связаны с доработкой.
6. Это испытания наши, а не военной приемки. Мы убили много времени.
Машина конструктивно недоработана. Уже сейчас выявляются ряд замечаний, которые не могут быть устранены. С каждым пробегом выявляются новые дефекты. Коренная переработка требует много времени. Испытания на полигоне в Чугуеве принципиально неправильны. Беспальцевая гусеница для изд. «419» прошла 300 км. Необходимо проработать двигатель В-2 с углом развала цилиндров 120 градусов.
Объект «712» – средний тягач Кировского завода, изд. «730» – танк ИС-8.
1. Встает вопрос о повышении качества и долговечности машин старых образцов.
2. Балжи (Челябинск) делает Светозаровскую (электро ?) трансмиссию.
3. Колесников представил эскизный проект модернизированного танка Т-54 противоатомной защитой, двигателем 600 л.с. и погоном башни 2040 мм. В Челябинске создан пластинчатый торсион.