Содержание
«Военная Литература»
Дневники и письма

Октябрь

1/14 октября.

У острова Оденсхольм замечена германская подводная лодка; на поиски высланы миноносцы и гидроаэропланы.

Германские пароходы-паромы возобновили ночное движение между немецким портом Зассниц и шведским Треллеборг.

2/15 октября.

Продолжались поиски немецкой подводной лодки, но ни миноносцы, ни гидроаэропланы ее так и не видели.

В 22 ч. 30 м. над маяком Церель появился германский цеппелин. Стоявшие около него дежурные миноносцы незаметно отошли на восток, а потому все бомбы безвредно упали в море.

Шведские пароходы, совершающие рейсы между Треллеборгом и Зассницом, при выходе из шведских вод и входе в их пределы конвоируются шведскими миноносцами, а вне территориальных вод Швеции — германскими военными судами, германские же пароходы-паромы конвоируются только немецкими судами.

4/17 октября.

В открытом море в поле зрения маяка Нижний Дагерорт обнаружено присутствие германской подводной лодки.

Начальник нашей дивизии (Подгурский) приказал по телефону из Ревеля выслать на ее поиски подводную лодку «Минога», что нельзя назвать иначе, как покушение с негодными средствами. Действительно:

1) скорость хода «Миноги» на поверхности равна или, во всяком случае, не больше хода немецкой подводной лодки под водой (по нашим сведениям, немецкие подводные лодки могли давать под водой 12 узлов);

2) емкость ее батареи электрических аккумуляторов настолько незначительна, что ходить весь день под водой, выслеживая неприятеля, «Минога» не может;

3) стоять в светлое время суток на одном месте под водой тоже невозможно, так как не хватит воздуха для дыхания личного состава. Кроме того, в таком случае экипаж лодки должен весь день просидеть неподвижно на своих [440] местах, ибо в таком положении «Минога», как всякая стоящая без хода подводная лодка, очень чувствительна к перемещению грузов (как всякое коромысло весов чувствительно к увеличению или уменьшению нагрузки на одну из ее чашек);

4) если вечером или на рассвете «Минога» неожиданно встретилась бы с немецкой подводной лодкой и обе были бы в надводном положении, то последняя могла бы расстрелять ее из пушки, которой на «Миноге» не имеется;

5) «Минога» погружается медленнее неприятельской подводной лодки, отсюда следует, что при вышеперечисленных недостатках не ей угрожать противнику.

7/20 октября.

У шведского маяка Ландсорт нашими подводными лодками потоплено четыре германских парохода.

Находясь в Рижском заливе и Моонзунде, мы почти ничего не знаем о деятельности подводных лодок, базирующихся на острова Оланд и Утэ, и, как ни странно, крейсерского отряда, несущего дежурство у неприятельских берегов, хотя он базируется на Ревель, связь с которыми поддерживается посылаемыми время от времени матросами для покупки и доставки из города тех или других предметов и вещей.

Старые подводные лодки типа Голланд водоизмещением 105 тонн: «Сом» (1903 г.) и «Щука» (1905 г.) — вышли из Ревеля в Аландские шхеры. Отправленные в начале декабря 1914 года по железной дороге из Владивостока на Черное море и летом 1915 года доставленные из Севастополя в Петроград, лодки сами пришли оттуда в Ревель. Из-за своих малых размеров они непригодны для действий в открытом море, а только для обороны узкостей.

9/22 октября.

Произведена демонстрация у маяка Домеснес — участвовали линейный корабль «Слава», канонерские лодки «Храбрый» и «Грозящий», миноносцы, две роты морского батальона с пулеметами и эскадрон финляндских драгун в пешем строю.

В 7 ч. 15 м. утра против деревни Саунакен был свезен десант под командой капитана 2 ранга П. О. Шишко. При движении к Домеснесу десант находился под прикрытием судового [441] огня и имел небольшой бой с немецким отрядом силою около 75 человек. Капитан 2 ранга Шишко рассеял немцев, сжег их опорный пункт, после чего десант благополучно вернулся на суда.

В 15 ч. 40 м. миноносцы обстреляли и сожгли деревню Гибкен. В это время над нашими судами появился неприятельский аэроплан. Миноносец «Эмир Бухарский» погнался за ним, стреляя из пулеметов, только что установленной горной пушки, и, наконец, дал выстрел из 100-мм орудия. Аппарат, вероятно, был неисправен, так как летчик и не думал атаковать, а старался поскорее удрать, что ему, конечно, и удалось.

10/23 октября.

В ночь на сегодня над Ригой летал цеппелин и бросал бомбы.

У Норчепинга (Швеция) обнаружено присутствие германских миноносцев, присланных для защиты коммерческих пароходов от наших и английских подводных лодок.

«Минога» после пятидневного крейсерства благополучно вернулась, не встретив германской подводной лодки. В данном случае ей очень повезло, так как никогда не нужно искушать судьбу, а посылка «Миноги» на поиски противника являлась не более как покушением с негодными средствами.

12/25 октября.

Английская подводная лодка Е-8 после восьмидневного крейсерства у Либавы атаковала вышедший из гавани крейсер «Принц Адальберт» (9000 тонн, 21 узел, четыре 8-дюймовых и десять 6-дюймовых орудий). Крейсер взорван миной, выпущенной с расстояния шести кабельтовых, и погиб со всем личным составом, из которого сопровождавшими миноносцами спасено всего три человека. Мина была с увеличенным зарядным отделением (восемь пудов вместо шести), и эффект взрыва получился потрясающий, совсем как при гибели крейсера «Паллада» в прошлом году. Столб огня был так велик, что командир невольно отшатнулся от перископа, и в лодке видели отраженное в нем пламя. Ясно, что, кроме взрыва мины, детонировали патронные погреба.

Несмотря на большое расстояние, Е-8 получила столь [442] сильный толчок, что наружные крышки минных аппаратов перекосились и их нельзя было закрыть.

Позавчера, 10 октября, английская подводная лодка Е-1, закончив установку двух откидных минных аппаратов Джевецкого-Подгорного, впервые вышла с ними в море. Официальной причиной необходимости установки наружных торпедных аппаратов является то, что крейсер-дредноут «Мольтке» 6/19 августа с. г., получив пробоину от мины Уайтхеда, не только не потонул, но ушел 15-узловым ходом.

После этого случая кэптэн Лоренс пожелал иметь залп из трех мин, а потому и возбудил ходатайство об установке на Е-1 аппаратов Джевецкого-Подгорного.

Причина эта, конечно, уважительна, но, кроме того, она является удобным предлогом для изучения нового для англичан минного аппарата и, что особенно ценно, изучения не по выкраденным чертежам, а на практике двухнедельных походов к неприятельским берегам. Таким образом, не тратя денег, англичане постепенно ознакомятся со всеми нашими военными секретами, тогда как мы по-прежнему ничего не знаем о последних их изобретениях в области военно-морского дела.

Как это странно, что мы не умеем держать себя с союзниками на равной ноге даже в таком деле, как обмен последними изобретениями, как будто после этой войны больше войн не будет и они, то есть изобретения эти, больше нам самим не понадобятся.

15/28 октября.

Подводная лодка «Аллигатор» в Ботническом заливе задержала два германских парохода и передала миноносцам для конвоирования в Або. По сведениям шведских газет, русские и английские подводные лодки парализовали вывоз железной руды из Лулео.

16/29 октября.

Воздушная разведка обнаружила у Ирбенского пролива присутствие неприятельских кораблей. Приказано готовиться к походу.

Корабли скрылись, и все остались в Рогокюле.

17/30 октября.

Миноносец «Амурец», бывший в дежурстве у Цереля, [443] атакован тремя немецкими гидроаэропланами, сбросившими безрезультатно тринадцать бомб.

Подводная лодка «Кайман» в Ботническом заливе задержала германский пароход и передала миноносцам для отвода в Або.

18/31 октября.

В 8 ч. 45 м. утра в двух милях от маяка Церель увидели сидящий на воде германский гидроаэроплан. К нему полетели два наших и пошел миноносец «Москвитянин».

Это оказался один из нападавших вчера на «Амурца» гидроаэропланов, у которого пулеметной пулей был испорчен мотор. Сняв офицера и механика, аппарат привели к берегу и сдали на авиационную станцию Церель.

Летчик оказался лейтенантом флота, у которого навели справку о потопленных и поврежденных нами германских судах. С одними потерями он соглашался, с другими — нет. Потом принесли немецкую справочную книжку и попросили вычеркнуть суда русского флота, считающиеся у них потопленными или выведенными из строя. Лейтенант торжественно вычеркнул «Гангут», отчего кают-компания миноносца покатилась со смеху; офицер сконфузился.

Немец-механик, прекрасно говоривший по-русски, так как был уроженцем Риги, узнав, что попал на «Москвитянина», рассердился и страшно обиделся, ибо миноносец считался у них давно потопленным. Его отвели на корму и заставили прочесть надпись. Убедившись, что никакой мистификации нет и над ним никто не издевается, матрос мрачно сказал: «Значит, наш штаб врет не хуже вашего».

Создалось впечатление, что немцы как будто плохо осведомлены о том, какие потери понес русский флот и какими судами усилился за это время. Например, в сентябре с. г. они считали вступившими в строй три или четыре новых миноносца типа «Новик», которых гидроаэропланы будто бы видели в Куйвасте, чего на самом деле не было.

Тот же немецкий офицер рассказал, что их летчики считают потопленным целый ряд русских миноносцев, и многие имеют за это Железные кресты. Судят по дымкам от разрыва: если их меньше числа сброшенных бомб, считают, что бомба попала и разорвалась внутри миноносца.

Вероятно, они не знают и не подозревают, что бомбы [444] часто не взрываются, а потому дыма и не видно. Что авиаторы ошибаются или приписывают себе победы — вполне понятно и удивляться тут нечему, но раз они получают Железные кресты за воображаемые потопления русских судов, приходится думать, что средства для проверки донесений недостаточны. Тем лучше для нас!

Подводная лодка «Акула» около острова Ландсорт имела стычку с тремя германскими миноносцами, буксировавшими за собой какие-то новые тралы для уничтожения подводных лодок. «Акула» ушла на большую глубину и тем избегла опасности.

20 октября/2 ноября.

Опять обнаружено присутствие немецкой подводной лодки у Дагерорта. Делают они это не зря, так как наши и английские лодки, выходя в Балтийское море и возвращаясь от германских берегов, всегда подходят к Нижнему Дагерортскому маяку для получения последних инструкций и определения своего места, а также в большинстве случаев проходят вдоль южного берега Финского залива.

21 октября/3 ноября.

В 9 ч. 30 м. утра «Минога» по приказанию начальника Дивизии подводных лодок снова выслана к Нижнему Дагерорту на поиски неприятельской подводной лодки.

Южнее банки Некмангрунд в пяти кабельтовых от себя видели германскую подводную лодку в подводном положении. Не имея возможности что-либо сделать и не желая быть атакованной, «Минога» повернула от нее и, обогнув банку Некмангрунд с севера, подошла к маяку, откуда сообщила о случившемся.

22 октября/4 ноября.

На норд-вест от Дагерорта, как раз на обычном пути наших подводных лодок, обнаружено германское минное заграждение.

Начальник Службы связи Балтийского моря телеграфирует из Ревеля командиру «Гиляка» для передачи сухопутному командованию в Риге: «По моим сведениям, германцы считают нас значительно усилившимися у Шлока. Их ответный удар последует правее реки Аа». Вот образец осведомленности русского флота в эту войну!

Надо отдать справедливость контр-адмиралу Непенину, [445] что Служба связи поставлена у него превосходно; флот все время держится в курсе не только передвижений, но и замыслов противника, потому имеет возможность приготовиться к парированию его ударов.

Германский пароход «Суоми» потоплен то ли нашей, то ли английской подводной лодкой близ Утклиппан.

23 октября/5 ноября.

В Финском заливе шторм от норд-оста и снежная пурга. Четыре тральщика, вынужденных искать убежища под берегом, подошли к острову Оденсхольм и стали на якорь. Потревожили они уже лежавшую здесь на дне немецкую подводную лодку или она пришла потом и увидела место занятым, но так или иначе в 18 часов лодка потопила тральщик №4; спаслись командир, офицеры и семнадцать матросов. (Это была U-9 под командой лейтенанта Шписа, из-за шторма ушедшая со своей позиции у Ревеля. Найдя место занятым, она потопила тральщик и не тревожимая никем провела ночь около погибшего германского легкого крейсера «Магдебург», а утром следующего дня ушла в Либаву.)

В Абосских шхерах севернее острова Утэ, между островами Видшер и Бокула обнаружено минное заграждение, по-видимому, поставленное германской подводной лодкой; на следующий день все мины были выловлены.

24 октября/6 ноября.

Несмотря на пургу, свободные миноносцы вышли на поиски немецкой подводной лодки. Весь день они колесили по Финскому заливу, но лодки не видели.

Продержавшись у Нижнего Дагерортского маяка два дня, «Минога» ввиду начавшегося шторма вернулась в Рогокюль.

Финляндский пароход «Биргит» потоплен германской подводной лодкой на пути из Стокгольма в Ментилуотто (Ботнический залив).

25 октября/7 ноября.

Миноносцы, ходившие на поиски немецкой подводной лодки в Финском заливе, вернулись не солоно хлебавши.

26 октября/8 ноября.

Английская подводная лодка Е-19 потопила конвоировавший коммерческие пароходы германский крейсер «Ундине». Корабль тонул три минуты. [446]

Сообщение по линии Треллеборг-Зассниц прервано; торговля между Германией и Швецией направлена на Любек.

27 октября/9 ноября.

Английским подводным лодкам запрещено останавливать нейтральные пароходы.

Опять начинается бессмысленная игра в «европейцев», опять мы испугались обвинения в «варварстве» и после того, как добились хороших результатов в борьбе с подвозом в Германию, идем на попятный!

А жаль, ибо торговые сношения между Германией и Швецией уже значительно затруднены, а подвоз железной руды из Лулео почти прекратился, тогда как немцы очень нуждаются в железе для выделки предметов боевого снаряжения, оружия и прочего.

Теперь все пошло насмарку. Русских подводных лодок, способных совершать походы только до Данцига, всего три, и многого они сделать не могут; германскому же пароходу достаточно поднять шведский или какой-нибудь другой флаг нейтральной державы, чтобы англичане не смели его не то что топить, но даже остановить для осмотра. Не остановив же, нельзя проверить бумаг, чтобы убедиться, что судно действительно принадлежит подданному нейтральной страны и не везет контрабанды. Поэтому дальнейшая борьба с подвозом в Германию становится невозможной до значительного увеличения нашего подводного флота на Балтийском море, которого запрещение пока не касается.

28 октября/10 ноября.

Подводная лодка «Вепрь», впервые вышедшая в крейсерство к германским берегам, вынуждена вернуться из-за порчи своего глаза, то есть перископа.

До этого «Барс», «Гепард», «Акула», чередуясь с английскими подводными лодками, выходили в Балтийское море, но в большинстве случаев никого не встречали. За это время «Гепард» два раза, «Барс» один раз безрезультатно стреляли минами по противнику.

Несмотря на частые шторма, лодки держались в море по десять-четырнадцать суток, но противнику не было от этого никакого ущерба. Вообще, русским подводникам на встречи с неприятелем как-то не везло, поэтому, чтобы сделать походы более действенными, решено приспособить [447] большие лодки для постановки мин заграждения у германских берегов.

Строящаяся на Балтийском заводе в Петрограде подводная лодка «Волк» начала кампанию.

29 октября/11 ноября.

Вчера государь император посетил Ревель, осматривал укрепления морской крепости Императора Петра Великого, порт, был на подводной лодке «Тигр» и на одной из английских.

На транспорте «Европа» были выстроены офицеры и команды русских и английских подводных лодок, причем его величество собственноручно наградил орденом Св. Георгия 4-й степени командиров подводных лодок Е-8 и Е-19. После смотра командиры всех подводных лодок были приглашены к царскому столу.

Днем пришла телеграмма об успехах у Кеммерна, и государь император пожаловал орден Св. Георгия 4-й степени главному виновнику этого радостного известия, временно исполняющему должность начальника Минной дивизии и начальнику обороны Рижского залива капитану 1 ранга А. В. Колчаку.

Вот если бы немецкому флоту удалось в августе месяце удержаться в Рижском заливе, то не мы бы забирали неприятельские позиции, а у нас отбирали бы их одну за другой, и падение Риги явилось бы только вопросом времени, сейчас же мы пожинаем плоды своей победы на море. [448]

Дальше