Содержание
«Военная Литература»
Дневники и письма

Сентябрь

2/15 сентября.

Транспорт «Хабаровск», подводные лодки «Окунь» и «Касатка» перешли в гавань Рогокюль. Стоять там спокойно и хорошо: можно гулять по деревянному молу и выходить на берег, но кругом так пустынно и безжизненно, что все предпочитают оставаться на своих судах или на молу, где иногда образуется своеобразный клуб.

Близость Гапсаля, соединенного с гаванью железной дорогой, позволяет регулярно получать газеты и быть более или менее в курсе событий, происходящих в России и за границей.

3/16 сентября.

При входе в Моонзунд (с севера) на мине, поставленной германским подводным заградителем, взорвался тральщик №1, причем убито тринадцать и тяжело ранен один человек. Тральщик моментально затонул.

5/18 сентября.

Начальник Минной дивизии контр-адмирал Трухачев, сходя на берег в гавани Рогокюль, оступился, упал и сломал себе руку. Пришлось везти его в ревельский госпиталь.

Законченная постройкой на Балтийском заводе в Петрограде подводная лодка «Вепрь» пришла в Ревель.

8/21 сентября.

Флаг-капитан по оперативной части штаба флота капитан 1 ранга А. В. Колчак вступил в командование Морскими силами Рижского залива, заменив на время болезни контрадмирала Трухачева.

Вечером пришло извещение о выходе из Киля значительных сил противника на север.

В 22 часа по тревоге все миноносцы, подводные лодки «Макрель», «Окунь» и «Касатка» вышли в Куйваст.

9/22 сентября.

В шесть часов утра «Окунь» и «Касатка» вышли к мысу Кави, где нас должен был ждать один из миноносцев. «Макрель» по неисправности дизель-мотора осталась в Куйвасте.

Через час совместного плавания на «Касатке» отпаялся наконечник проводника у динамомашины, и ей пришлось возвращаться обратно. Дальше пошел один «Окунь». [434]

Ветер понемногу свежел, волна увеличивалась. Южнее острова Абро встретился с группой миноносцев 5-го дивизиона, шедших от Цереля в бухту Пия, чтобы укрыться от крепкого норд-веста. Подойдя к мысу Кави и не найдя здесь обещанного миноносца, пошел в Аренсбург, где стал у пристани Раммасар.

10/23 сентября.

Утром с маяка Церель передали по телефону, что один неприятельский аэроплан летит в Аренсбург.

Не имея на «Окуне» ни пушки, ни пулемета, а только ружья, заменившие бывшие до того пистолеты Маузера, вынужден был обратиться к начальнику Моонзундской позиции капитану 1 ранга Зарубаеву с просьбой прислать к Раммасарской пристани хотя бы два полевых орудия.

Начальник позиции и его начальник штаба отнеслись к моей просьбе очень внимательно, любезно предложив прислать целую полевую батарею, и через час она уже примчалась к пристани. Пушки оказались германскими, взятыми в различных боях, на некоторых имелись следы от русских пуль и шрапнели.

Пушки пушками, но, чтобы не привлекать внимания противника, приказал убрать мачту и флагшток с флагом, а лежавшие на пристани огромные бревна — свесить концами над «Окунем» и тем скрыть его от взоров неприятеля.

В полдень пришла «Макрель», командир которой, узнав о приближении германского аэроплана, хотел было выйти на рейд и принимать атаки на ходу, но, видя, как я хорошо устроился, ошвартовался у пристани и тоже свесил бревна над лодкой.

Немец появился только в 17 часов и, найдя рейд пустым, направился к Аренсбургу, где сбросил две бомбы, разорвавшиеся на дворе одной из рот Морского батальона.

Вызванная мною батарея сделала три выстрела шрапнелью, но без всякого успеха.

12/25 сентября.

«Макрель» и «Окунь» вернулись в Куйваст, где у борта «Хабаровска» уже стояли обе привезенные по железной дороге из Владивостока подводные лодки «Касатка» и «Фельдмаршал граф Шереметев».

«Касатка», выйдя вместе с «Макрелью» 10 сентября, так [435] и не дошла до Аренсбурга, ибо у нее сломался пополам коленчатый вал дизель-мотора, и лодке снова пришлось возвращаться в Куйваст. На «Касатке» мотор точно такой же, как на «Окуне», вот и доверяй после этого изделию завода Нобель в Петрограде!

Интересно, что подумает начальник дивизии капитан 1 ранга Подгурский, когда узнает, что только что отремонтированная подводная лодка «Касатка» через месяц вышла из строя благодаря капитальной поломке дизеля? Признает ли он, хотя бы в глубине души, что я был прав, когда для сбережения дизель-мотора в безопасных от неприятеля районах стремился ходить на буксире других судов?

Теперь он в этом окончательно убедится, так как «Макрель», «Окунь», «Касатка», «Фельдмаршал граф Шереметев» — лодки одного типа, одного водоизмещения, имеют одинаковые моторы и будут по очереди выходить из строя вследствие поломки дизелей.

Линейный корабль «Слава», канонерские лодки «Грозящий», «Храбрый» и миноносцы обстреливали сегодня германские сухопутные позиции у Раггацема и Шмардена. По данным начальника Шлокского отряда, стрельба с судов была превосходна, ибо один из командиров полевых орудий подобрался очень близко к позициям противника и удачно корректировал по телефону судовую стрельбу. Провод был проложен до самого берега, где сидели матросы-сигнальщики, которые передавали все данные на миноносец, а тот передавал дальше. Обстрел флота привел к молчанию несколько батарей, разрушил прибрежные немецкие окопы и хода сообщения.

13/26 сентября.

Погода быстро засвежела, потому подводные лодки ушли в Рогокюль.

14/27 сентября.

Германский аэроплан, сбрасывавший бомбы на Усть-Двинскую крепость, прогнан тремя шрапнелями; хотя, вероятно, он улетел, израсходовав весь запас бомб, и шрапнели тут ни при чем.

Получил целую пачку газет и с интересом в ней разбираюсь. Жизнь наша в новой гавани Рогокюль окончательно наладилась. Каждый день имеем свежую провизию из Гапсаля, [436] почта приходит исправно, газеты получаем регулярно, а в случае надобности посылаем кого-нибудь в Ревель. Желающие могут прогуливаться по стенке гавани, здесь же, у корня мола, в какой-то сторожке идет картежная игра «по маленькой».

В карты я не играю, потому никогда там не бываю, предпочитая оставаться в своей каюте на транспорте «Хабаровск», занимаясь чтением и выписками из книг, столь нужных для понимания развертывающихся перед нами событий.

Как бывший заведующий ревельской Морской библиотекой (в начале войны), я по первому требованию получаю оттуда нужные книги и журналы и, пользуясь свободным временем, обогащаю дневник самыми разнообразными справками.

Офицеры пользуются книгами из библиотеки на транспорте «Хабаровск», основанной мною в 1906 году в бытность помощником командира подводной лодки «Сиг». Правда, за время моего пребывания во Владивостоке и службы во 2-м дивизионе подводных лодок библиотека сильно захирела, но по возвращении на «Хабаровск» в 1912 году я привел библиотеку дивизиона в порядок и все время пополнял и пополняю новыми книгами, для чего офицеры согласились ежемесячно удерживать один процент от морского довольствия. Команда пользуется такими же удобствами от стоянки в Рогокюле и, видимо, вполне довольна ею, хотя поблизости все голо и безжизненно.

28 сентября/11 октября.

Сегодня с 17 до 18 часов над минным заграждением Ирбенского пролива и вдоль берега между Михайловским и Люзерортским маяками низко летал германский аэроплан.

Во время стрельбы по аэроплану осколком своего же 100-мм снаряда выбило глаз старшему офицеру миноносца «Забайкалец».

Вообще, русские снаряды очень чувствительны и не первый раз рвутся у дула орудия, но жертв до этого случая у нас не было.

29 сентября/12 октября.

На заводе «Ноблесснер» в Ревеле спущена на воду подводная лодка «Львица» типа Бубнова 650 тонн водоизмещением. [437]

30 сентября/13 октября.

Артиллерийским огнем английской подводной лодкой Е-19 близ маяка Гиедзер 27 сентября потоплен германский пароход «Лулео» водоизмещением 3400 тонн, шедший из Швеции с грузом железа и меди.

Этот поход лодки был богат всякими приключениями. Так, увидев около остров Рюген немецкий крейсер, Кроми пошел в атаку, но попал в специальную сеть для поимки подводных судов. Сеть была под наблюдением, так как вскоре поблизости оказался германский вооруженный пароход. Давая то полный ход вперед, то полный назад и ударяясь при этом кормою о дно, Е-19 долго билась, пока ей не удалось разорвать сеть и уйти невредимой. Хорошо, что немецкие сети не имеют подрывных патронов (как наши русские), иначе англичане покоились бы теперь на дне морском.

На обратном пути между островами Эланд и Борнхольм Кроми повстречался с большим числом германских коммерческих судов.

Давая личному составу 10–15 минут на сбор вещей и уход с корабля, англичане открывали кингстоны, взрывали подрывные патроны, и пароходы шли ко дну. Движение здесь большое, потому лодке приходилось очень торопиться; всего утоплено в этом районе шесть судов.

Обстрелянный другой английской подводной лодкой, Е-9, немецкий пароход выбросился на шведский берег, команда его в панике бежала. Во избежание снятия парохода с мели Хортон подал буксир и пытался сам стащить судно, чтобы утопить его на глубоком месте, но из этого ничего не вышло. Тогда он приказал открыть кингстоны и взорвать пароход подрывными патронами.

Идя дальше, Е-9 остановила груженный железной рудой шведский пароход и конвоировала его до Дагерорта, где передала вызванному по радио миноносцу, приведшему судно в Балтийский Порт.

Немцы прекратили сообщение со Швецией; их пароходы, спасаясь от воображаемых подводных лодок, бросились в шведские шхеры, где многие сели на камни. Высланные в разведку цепеллины тщетно искали подводные лодки.

Шведское железнодорожное управление сняло свои пароходы-паромы [438] с линии Треллеборг-Зассниц и заменило пассажирскими пароходами.

Само же потопление немецких судов в Балтийском море вызвало в Швеции большое волнение. Еще бы! С начала войны, то есть в течение 15 месяцев, германские и шведские пароходы беспрепятственно, как в мирное время, плавали по Балтийскому морю, перевозя какие угодно товары из Швеции в Германию и обратно, так как подводные лодки имели приказание не трогать коммерческие суда.

Русское правительство лишний раз желало показать всему миру, что ведет войну честно и благородно, не прибегая к «жестоким» и «варварским» способам, в которых союзники обвиняли немцев. Что столь благородное поведение затягивало войну, вело к излишним жертвам и напрасному истощению России, правительство, как видно, не думало, заботясь только о чистоте своих риз. Опять эта игра в «европейцев», желание быть больше европейцами, чем сами европейцы!

Между тем, если подводные лодки начнут регулярно топить или уводить к себе пароходы на Балтийском море, то положение в Германии значительно усложнится, так как шведам придется значительно сократить торговлю с немцами. Пока что шведское правительство заявило протест по поводу нарушения нейтралитета, ибо Е-9 потопила германский пароход, когда он уже стоял на камнях у шведского берега. [439]

Дальше