Через пылающий Шлиссельбург
30 августа 1941 года немецко-фашистские войска захватили узловую станцию Мгу и вышли к Неве у села Ивановского, перерезав последние шоссейную и грунтовые дороги, связывающие Ленинград по суше с внешним миром. С этих дней ленинградцы и фронт могли сообщаться со страной только через Шлиссельбург, переплывая на катерах и баржах Неву. В Шлиссельбурге находился флагманский командный пункт и база Ладожской военной флотилии, получившей приказ начать эвакуацию населения и материальных ценностей из города на правый берег, а кроме того, огнем корабельной артиллерии поддерживать пограничников дивизии полковника С. И. Донскова. Эта дивизия самоотверженно, в жесточайших боях, сопротивляясь наступавшим вдоль левобережья крупным силам гитлеровских механизированных войск, медленно отступала к Шлиссельбургу. 6 сентября вечером немцы подвергли город массированной бомбежке. Немецкие танки и мотопехота подступили к окраинам Шлиссельбурга. По приказу командования фронта в ночь на 7-е дивизия средствами флотилии была переправлена на правый берег, чтобы любой ценой воспрепятствовать форсированию Невы немцами.Выполнив все задачи по эвакуации населения и всего, что [13] в этих условиях ей было поручено, флотилия с большим караваном различных судов и груженых барж, по приказу командования, в девятом часу вечера 7 сентября покинула Шлиссельбург, направляясь к Новой Ладоге. На рассвете 8 сентября в Шлиссельбург вступили вражеские войска. Это означало, что на долгие-долгие месяцы Ленинград оказался в блокаде...
Этой молодежной агитбригадой Ленинградского Дома Красной Армии руководит старший политрук А. П. Сазонов. Впрочем, кроме молодых артистов эстрады, в бригаде есть и «дедушка» П. П. Павлов, чья шефская работа в Красной Армии с 1923 по 1933 год была отмечена специальным «жетоном десятилетия». А за работу на Дальнем Востоке в составе шефской бригады Ленгосэстрады он награжден именными часами. «Я горжусь, дорогой товарищ, еще тем, что я единственным лапотником остался из всей эстрады!» Показывает вырезку из газеты «Известия» от 13 июля 1941 года: «На второй день войны Павлов пришел в шефскую комиссию ДКА имени Кирова и попросил, чтобы его направили в действующую армию. Командование, узнав, что артисту 71 год, выразило сомнение, справится ли он с работой в походных условиях. Но Павлов не уступал: «Ведь я же был на фронте во время боев с белофиннами!»
В Крестцах, когда артисты покидали 51-ю истребительную авиадивизию, Павлов получил от ее военкома, полкового комиссара Моржевина, личную благодарность.
Вместе с П. П. Павловым вот уже 35 лет работает его неразлучная партнерша Раиса Германовна Родэ.
С 22 ноября 1939 года до конца финской кампании эта очень интересная пара работала в агитпоезде, на Карельском перешейке, была в Белоострове, Териоках, Выборге; всю ту войну обслуживала 123-ю и 100-ю дивизии. В марте посетили вдвоем гарнизон Ханко, ехали через Финляндию. За участие в финской войне Павлов награжден орденом «Знак Почета»; много различного рода благодарностей, грамот имеет и Родэ.
Павлов на сцене с одиннадцатилетнего возраста, а Родэ с шестилетнего. Он рассказал много фронтовых эпизодов, в коих вместе с Родэ и артистами нынешней бригады участвовал, и заключил свой рассказ так:
Работаю я не из каких-либо «интересов», люблю я свою Родину и свою Красную Армию! Даю слово до последней капли крови работать клянусь костьми моей [14] матери!.. Эту войну я на фронте со второго июля. Никакие неприятности, ничто меня не тронет, все перенесу и буду работать!..
А неприятностей, трудностей, опасностей всем артистам агитбригады довелось испытать немало. 13 августа бригада давала концерт в Новгороде, а 14-го утром туда вошли немцы, заняли часть города.
Это было так: едва кончился концерт, мы пустились в путь, но разгорелся воздушный бой за мост, и мы полдня лежали в лесу, под бомбежкой. Когда окончился бой, сразу двинулись дальше. Проехав шестьдесят километров, остановились в лесу, и тут от военных узнали, что Новгород уже занят немцами...
20–22 августа, давая концерты в Крестцах и в деревнях летчикам-истребителям, они попадали под бомбежку, а раз и под пулеметно-пушечный обстрел с воздуха, когда немецкий юнкерс прошел бреющим полетом над самой деревней и разбомбил склад... пустых бочек!
Принимали нас везде и относились к нам прекрасно! Каждый из нас работал добросовестно: тут и комары, и болотная хлябь, и холод, и дождь такой, что ничего не видно, а мы... На какой-нибудь поляне в березовом лесу, военные все в плащ-палатках, кольцом вокруг нас, а мы так, кто в трико, кто в чем...
Были в Тихвине и под Тихвином. Получив сообщение, что на Ленинград путь закрыт, поворотили от Новой Ладоги к Валдаю. В лесах промышляли грибами... Пробирались к родному городу на своем стареньком грузовике-фургоне «такими непроезжими дорогами, где крестьяне машин не видывали». Подъехали в лоб к селу Ивановскому, но в село не были пропущены: шел бой; повернули машину и поехали назад, лесами на Шлиссельбург...
...И вот «коллективный» рассказ молодых, возбужденных пережитой опасностью артистов о Шлиссельбурге.
Седьмого сентября Шлиссельбург горел под обстрелом. Мы остановились, не доезжая восьми километров до Шлиссельбурга, и видели, как его непрестанно бомбят немцы. И подумали, что днем туда нельзя. Стояли на берегу канала до темноты. Восемь километров ехали ночью семь часов, потому что были заторы в колоннах отступавших войск, в обозах. Вокруг бомбили, мы выпрыгивали, прятались в воронках. Ночью въезжали в [15] Шлиссельбург последними. Живых людей уже нет. Валяются убитые. Город горит во многих местах. Мы не знаем, где переправа, торопимся. Встретился нам морской командир, спрашиваем: «Где переправа?» «А вы что? Гарнизон ушел! Давайте обратно!» «Нет, мы в Ленинград!» «Ну, тогда быстро!»...
Всю дорогу нас освещали ракеты. Там очень крутой спуск, метров семьдесят, к пристани. Баржа, в ней восемь человек: «Мы весь гарнизон Шлиссельбурга!» Грузимся. Тут немецкие самолеты бросают бомбы, они поверху, на дороге ложатся. Шофер нашей машины Павел Иванович Романов из Ленинградского ДКА, боец, с тридцать третьего года не имел ни одной аварии, был на финской, знает весь репертуар здоровый, краснощекий, сероглазый, за время наших скитаний отпустил усы; ну, спокойствия полон прямо-таки эпического! Наших девушек успокаивает: «Ничего и теперь аварии никакой не будет!.. Вот плохо, что Шлиссельбург сдаем! Ведь последними из него уходим!»
Машина наша уже в барже, а часть людей еще на берегу. Романов машину поставил, за нами наверх прибежал. А тут на пристани несколько тысяч снарядов. А нас бомбят! Мы боялись, что начнут рваться!.. Эти снаряды погрузить уже некому!
Наконец и мы на барже.
Долго ли еще? Часа полтора стоим!
Ну, разве придет катер, когда самолеты летают? Улетят, тогда он придет!
Стояли часа четыре. Как на плахе. На небо смотрим. Самолеты кружились непрерывно. Наконец, затишье. Катер, а в нем три краснофлотца и три женщины. «Почему долго? И почему женщины?» Моряки усмехаются: «А это наши жены, умирать вместе решили!»
В их усмешках явное презрение к смерти!
Только прицепятся к нашей барже налетает самолет. Они отцепятся в укрытие, а баржу бросают. В этот день там потопили другую баржу, и мы того же боялись.
Лунная ночь. Бомбы в баржу не попадают, попадают рядом. Шлиссельбург горит, и немцы в пожар бомбы бросают.
Переправа через Неву длилась два часа. Завыли бомбы, всюду вспышки огня; сериями, пять-шесть бомб по [16] берегу. Самолет нам виден, он от луны заходы делает. Зенитки наши уже не бьют! (А когда мы подъезжали к Шлиссельбургу, был сильный зенитный огонь).
Когда переправились, проехали три километра, нас остановили, потому что дорога была узкая, занята встречной автоколонной. Скопилось множество машин голубые, красные, зеленые на открытой поляне. И только мы отъехали, немец начал бомбить.
Мы прибыли в Ленинград восьмого сентября утром, а перед вечером была бомбежка Бадаевских складов первая массированная бомбежка Ленинграда. Огромный пожар... И много других пожаров в разных местах города.
Когда покидали Шлиссельбург, никто не представлял себе ясную общую обстановку и было невдомек, что мы чуть ли не последние свидетели трагического для Ленинграда события в самый момент его возникновения, в первые часы его, начала ленинградской блокады. Ибо город оказался в блокаде тогда, когда наша баржа (последняя!) отвалила от пристани Шлиссельбурга в предрассветный час восьмого сентября тысяча девятьсот сорок первого...
Я очень жалею нынче о том, что в моем фронтовом дневнике оказались незаписанными имена и фамилии всех членов этой молодежной ленинградской агитбригады. Надеюсь, сами актеры и актрисы, составлявшие тогда эту замечательную бригаду, узнав себя, сообщат мне свои имена!