Племя Джадран, населяющее юго-восточные районы провинции Пактия и окрестности г. Хост, является одним из наиболее многочисленных пуштунских племен Афганистана, имеющим влияние не только на территории провинции, но и в ряде других районов Афганистана.
Численность племени предположительно 120-140 тыс. человек, из которых 10-15 тыс. способны носить оружие.
Историческая жизнь племени Джадран схожа с жизнью подавляющей части пуштунских племен. Джадран, как и большинство других пуштунских племен, еще мало подверглось разложению родоплеменных отношений. В своем историческом развитии племя находится на стадии раннего средневековья со всеми вытекающими из этого последствиями социально-экономического и культурно-бытового характера. [438]
Исторически не изживший себя, родоплеменной уклад жизни делает невозможным восприятие джадранцами модели современного государства с его стройным и сложным механизмом управления. Поэтому племя Джадран никогда не было в полной зависимости от центрального Правительства Афганистана. В частности, племя не давало рекрутов в регулярную армию и лишь в случае иноземного нашествия выставляло ополчение.
Всякие шаги центрального Правительства, не соответствовавшие обычаям и укладу жизни племени, вызывали его вооруженные выступления. Правители Афганистана, бессильные против воинственного племени, часто прибегали к помощи подачек и подкупа вождей и старейшин племен.
Родоплеменной уклад жизни, фактическая независимость племени от государственных законов способствовали групповому и индивидуальному насилию убийствам, воровству, культу силы в межплеменных отношениях.
Большим препятствием для установления непосредственных контактов между правительственными органами и простыми членами племени является существование института старейшин. Положение племени в государственной системе в большинстве случаев зависело не от желания подавляющей части племени, а от решения старейшин.
Бытующее в ряде случаев представление о том, что то или иное пуштунское племя мятежное, не всегда соответствует действительности. Пуштунские племена пошли за контрреволюционными элементами не целиком и не сразу после начала апрельской революции. Этот процесс совершался постепенно, по ряду следующих основных причин:
социальная и духовная неподготовленность племен к восприятию нового общественно-политического строя; [439]
нестабильность в руководстве страны, внутрипартийные разногласия в НДПА;
произвол мятежных формирований;
неверное представление партийно-государственных кадров о характере работы с племенами;
допущенные до нового этапа революции ошибки и необоснованные репрессии против племен запугивание, аресты, бомбардировки кишлаков и т.д.;
Все эти негативные явления были умело использованы контрреволюцией. Однако следует иметь в виду, что, по существу, ни одно пуштунское племя целиком не входит в контрреволюционную группировку. Это в полной мере относится и к племени Джадран. В контрреволюционные группировки входит не все боеспособное население племени, а лишь часть его.
Формально главари контрреволюционных группировок не имеют права силой вовлекать людей в свои группы или заставлять членов племени, не состоящих в группировках, принимать участие в антиправительственных акциях. При открытом произволе главарей бандформирований совет старейшин, если он, конечно, объективно выполняет свои традиционные функции, может принять решение.
Тем не менее, большинство джадранцев, даже формально не состоящих в контрреволюционных группировках, принимает участие в антиправительственных вооруженных выступлениях. Такая ситуация вызвана различными факторами, основными из которых являются:
1. Нажим на традиционный кодекс чести пуштунов «пуштунвалай», что означает: член племени, отказавшийся принять участие в совместных действиях племени, или же племя, род, уклонившиеся от предприятий сообщества племен, [440] рискует покрыть себя позором навечно. Этот исторически сложившийся кодекс чести, часто игравший положительную роль в борьбе пуштунов против внешних врагов, в настоящее время успешно применяется главарями бандформирований против народной власти. Поэтому прочно закрепился термин: «Арбакай» часть населения, не входящая в какую-либо мятежную группировку и которая добровольно или насильно направляется на подмогу мятежникам.
2. Шантаж, угрозы, подкуп, используемые как по отношению к отдельным лицам, так и по отношению к целому роду или жителям отдельных населенных пунктов, районов.
3. Жажда наживы, которая утоляется при удачных нападениях на воинские или военизированные посты, колонны с оружием, боеприпасами и продовольствием и т. д.
В таких случаях сознательный сторонник народной власти, живущий в племени, не может остаться в стороне от совместных действий племени.
Племя Джадран с соседними, крупными племенами Мангал и Вазир живет мирно, однако ни один из джадранцев не имеет права перейти на территорию других племен без разрешения старейшин. В последнее время Джелаломуддин под страхом смерти запретил перемещение жителей за пределы племени в г. Гардез и другие населенные пункты провинции Пактия, что осложняет сбор информации об этом районе и политическое воздействие на племя Джадран. Одновременно с этим на территорию племени не допускаются представители других племен и представители госвласти. Скученность проживания племени дает возможность джадранцам даже без организации специальных постов и заградительных отрядов быстро обнаруживать посторонних. [441]
В социально-экономическом положении племени Джадран сохраняются родовые, дофеодальные отношения. Земля в селениях делится старейшинами по числу членов семьи. Воду для полива распределяют выборные лица, которые сами производят полив и следят за справедливым распределением воды.
Все спорные вопросы в селениях и родах решаются советами старейшин. Такие решения выполняются беспрекословно. Вместе с тем, уровень жизни старейшин и простых членов рода почти одинаков.
Основная статья доходов населения лес, который используется, в первую очередь, как топливо, как строительный материал, а также основной объект торговли. В связи с тем, что гористая местность территории проживания племени мало пригодна для земледелия, в племени нет земельных феодалов, которые имеются в большинстве других пуштунских племен.
Влиянием пользуются владельцы крупных лесных наделов площадью по 500-600 га. Семьи бедняков, имеющих не более 4 га, составляют большинство. Участки распределяются на сходе кишлака (рода). По законам племени за мальчика, начиная с одномесячного возраста, закрепляется участок леса в 2 джериба (0,4 га)
Торговля лесом ведется с соседними племенами, а через Пакистан лес продается в различные страны мира, в основном, в западноевропейские. 1 куб. фут (0,1 куб. м) леса в Афганистане стоит 300-400 афгани. В Пакистане более 200 кальдаров (1000 афгани). Масштабы продажи леса довольно широки и продолжают возрастать. Один верблюд может везти до 24 куб. футов древесины. Однако лес в последнее время продается преимущественно в Пакистан в связи с запретом контактов с другими племенами. Этот факт вызывает недовольство у определенной [442] части населения и они настроены против политики Джелаллудцина. Но число оппозиции незначительно.
Население племени занимается также скотоводством, особенно рода пирузхейль, илиханхейль, гуянхейль. Основной вид скота овцы. В значительном количестве разводится крупный рогатый скот.
На небольших земельных участках, обработанных террасах на склонах гор, джадранцы выращивают ячмень, кукурузу, пшеницу. Продукты питания используются, в основном, для личного потребления, недостающие продукты покупаются в Пакистане в обмен на древесину. Ранее развитые торговые отношения с соседями в настоящее время отсутствуют в связи с изоляцией племени.
Племя джадран занимает территорию в районе:
перевал Саротикандав
Менджавар
Вурзанакалай
Зараманканкот
Суркост
Ландай
Дара
Сракоткалай
Садукот
Муинкалай
Надиршахкот
Аюбхейль
Племя Джадран делится на два крупных подплемени: Мизай и Сабир, которые, в свою очередь, подразделяются на более мелкие подплемена.
Подплемя Мизай включает подплемена: мадахейль, турихейль, брамхейль, султанхейль, пахарай, сарихейль, плангай, щаххейль.
Подплемя Сабир состоит их подплемен: бибахейль, джанихейль, хатинхейль, дархейль, аюбхейль, бархейль, балай, хунихейль, мусинхейль, саидхейль, хостхейль, бабрак, гуянхель.
В военном отношении племя Джадран представляет собой сравнительно организованную силу, способную противостоять подразделениям [443] регулярной армии. Со времен правления Надир-шаха племя пользуется привилегиями в отношении хранения и ношения оружия. Мужскому населению племени с 15-летнего возраста официально разрешено ношение огнестрельного и холодного оружия.
В военное время каждый кишлак по решению рода выделяет определенное количество бойцов для боевых групп. Как правило, это число колеблется от 15 до 50 человек. По определенному сигналу группы прибывают в заранее установленное место сбора с оружием и боеприпасами, а также запасом продовольствия на 15 дней. Если запас пищи отсутствует, то боец обязан внести определенную сумму денег.
В месте сбора групп составляются формирования от 100 до 150 человек, возглавляемые военными руководителями родов. Разработана система оповещения и действий групп по сигналам опасности.
В целом для членов племени характерно: воинственность, смелость, бдительность, крутой нрав. Население нетерпимо относится к угрозам применения против него силы. Самостоятельность и привилегии, предоставленные в разное время племени правителями Афганистана, стали для него привычными и воспринимаются как само собой разумеющееся.
Проведение афганскими войсками в 1979 году боевых действий против племени вызвало большое недовольство джадранцев. Попытки ВС ДРА открыть дорогу Гардез-Хост закончились крупным поражением. 59 пп и 29 пд были почти полностью разбиты. Активные боевые действия против племени почти всегда приводят к росту его непримиримости.
По оценке доброжелателей, бежавших в свое время из племени Джадран, в случае проведения боевых действий против джадранцев, руководители племени [444] способны провести полную мобилизацию и вести длительную оборону или увести племя в Пакистан для создания дипломатического прецедента.
Значительная часть родовых старейшин и руководителей племени настроены отрицательно к нынешнему правительству и проводимой им политике национального примирения. Одной из причин такого отношения является активная антиправительственная и антисоветская пропаганда, проводимая в племени реакционно настроенным духовенством. Так, в ряде мечетей муллы объясняют местному населению, что коммунисты это безбожники (в одном из наречий «кому» означает «бог», а «нист» отрицание), играют на этом для разжигания огня контрреволюционной пропаганды.
Вместе с тем отмечается рост междусобной борьбы вождей родов, рост недоверия к руководству племени, продолжается процесс некоторого разобщения родов и семей.
В настоящее время племя Джадран по степени враждебности или политической лояльности правительству Наджиба можно разделить на три категории:
1. главари контрреволюционных сил и идейные враги народной власти, составляющие незначительную часть населения;
2. обманутые, в подавляющем большинстве низшие слои племени, низкий уровень сознания, безграмотность и религиозный фанатизм которых использует контрреволюция;
3. сознательная, понимающая суть происходящих событий часть племени, но беспомощная в силу своей малочисленности и неорганизованности.
Главную силу в контрреволюции племени составляют бандформирования, входящие в группировку командующего фронтом ИПА в Пактии Джелаллуддина, в настоящее время занимающего неоспоримое лидерство среди мятежников племени [445] и провинций Пактия и Пактика в целом. Его позиции в племени очень крепки.
Значительно укрепились позиции группировки Эфенди-ага Галани (председателя партии «Национальный исламский фронт Афганистана» НИФА). Это явление в определенной степени объясняется тем, что группировка ИПА под руководством Джелаллуддина, выступающая сторонником решительной вооруженной борьбы против народной власти и прикрывающая религиозной демагогией разбойничий характер своей деятельности, разочаровала многих своих приверженцев, считавших себя истинными служителями веры.
Группировка НИФА, главная цель которой заключается в сохранении религиозных устоев общества, выступает сторонником умеренных действий. Характер действий этой группировки дает основание полагать, что в достижении религиозно-политических целей большой упор она делает и будет делать на мирное завоевание влияния в афганском обществе.
Таким образом, происходящие в настоящее время процессы внутри племени дают основание предполагать, что позиция племени Джадран по отношению к Правительству Наджиба остается отрицательной.
Поскольку Джелаллуддин заочно приговорен афганским судом к смертной казни за пролитую кровь афганского народа, вероятность переговоров представителей племени с народной властью весьма низка.
В случае проведения войсковой операции на территории, занимаемой племенем Джадран, следует ожидать решительного сопротивления, как вооруженных формирований мятежников, так и жителей кишлаков.