1. Общая характеристика
Ахмад Шах «Масуд» («Счастливый») лидер группировки мятежников ИОА Панджшера («Исламское Общество Афганистана») одной из [417] наиболее крупных и активных группировок мятежников, действующих на территории Демократической Республики Афганистан.
По состоянию на ..... группировка Ахмад
Шаха насчитывает:
бандформирований более 200
мятежников около 9000
ПУ РС 20
ПЗРК 6
горных пушек 2
ДШК около 170
ЗГУ более 30
безоткатных орудий более 50
минометов около 100
РПГ более 300
Основной район действий ущелье Панджшер и прилегающие к нему районы. Подчиненные Ахмад Шаху бандформирования контролируют также Южный Саланг один из важных районов, через который проходит коммуникация Хайратон Кабул, и ряд районов в уездах Андараб, Нахрин и Хост-О-Ференг провинции Баглан, волость Чаль и уезд Ишкамыш провинции Тахар, волость Кухистан и Булагайн провинции Каписа.
Бандформирования ИОАП ведут активные боевые действия против советских войск и государственной власти в ущелье Панджшер, а также против постов и колонн на коммуникации в районе Саланг.
Ахмад Шах один из наиболее крупных и влиятельных главарей контрреволюционных группировок и бандформирований различной партийной принадлежности на севере страны, в провинциях: Парван, Баглан, Саманган, Кундуз, Тахар и Бадахшан. Претендует на роль лидера объединенных [418] в рамках так называемого «Фронта северных провинций Афганистана» контрреволюционных сил. (План создания «фронта» вынашивается им при поддержке зарубежного руководства ИОА в течение последних нескольких лет.)
Являясь ярым противником существующего в настоящее время в Афганистане государственного строя, руководителей НДПА и правительства Ахмад Шах считает своими личными врагами, сторонник идеи создания «Исламского государства». Активный националист, антисоветчик выступает против присутствия советских войск в стране, против военно-экономических связей с Советским Союзом и другими социалистическими странами.
Имеет тесные контакты с представителями ведущих капиталистических государств, мусульманских стран и Китая, через которых получает политическую поддержку, помощь оружием, боеприпасами, материально-техническими и денежными средствами. Личные контакты наиболее охотно устанавливает с французами (свободно владеет французским языком).
Убежденный сторонник контрреволюционной партии «Исламское Общество Афганистана». Верит в справедливость «борьбы за ислам». Поддерживает прямую связь с лидером ИОА Бурханиддином Раббани, получает от него непосредственно указания по руководству вооруженной борьбой против советских войск и государственной власти, предоставляет ему отчеты о повседневной деятельности, проводимых операциях, о состоянии боеспособности, укомплектованности личным составом и вооружением подчиненных бандформирований. По имеющимся сведениям в последнее время личные отношения между ним и Раббани ухудшились в связи с ростом влияния [419] А. Шаха и его стремлению к самостоятельности и лидерству в ИОА.
Обладает хорошими организаторскими способностями, незаурядными личными и деловыми качествами, способствующими выполнению им функций лидера крупной группировки мятежников. Ахмад Шах волевой, энергичный, смелый и решительный главарь. Непреклонен в достижении поставленных целей, обязателен, держится данного слова. Умный, хитрый, коварный и жестокий противник. Имеет непререкаемый авторитет среди рядового состава мятежников и главарей подчиненной ему группировки, сильное влияние на мирное население, проживающее в контролируемой им зоне, и выходцев из Панджшера, проживающих в Кабуле и других районах.
Опытный конспиратор, скрытен и осторожен, тщеславен и властолюбив. Анализ ближайшего окружения Ахмад Шаха позволяет сделать вывод о том, что он не доверяет в полной мере ни одному из своих помощников. Боясь усиления авторитета лиц из своего ближайшего окружения в ущерб своему влиянию, сознательно не вводит должности заместителей. Своего бывшего заместителя и соратника Доктора Абдулхая, имеющего сильное влияние на многих главарей и рядовых мятежников, устранил от власти, отправив его в провинцию Баглан, а затем, вынудив его выехать в Пакистан.
Наиболее близкие к нему доверенные лица и советники, как правило, не имеют высоких официальных должностей в группировке ИОАП. Отмечаются также относительно частые изменения в составе его ближайшего окружения и в составе группы личной охраны.
Таким образом, в настоящее время в ближайшем окружении Ахмад Шаха нет ни одного человека, [420] способного безоговорочно возглавить движение мятежников ИОА Панджшера в случае устранения ее нынешнего лидера.
Ахмад Шах имеет опыт ведения партизанской войны, руководства бандформированиями в ходе крупномасштабных войсковых операций, организации диверсий и террористических акций. Считается одним из видных военных теоретиков и практиков контрреволюционного движения «исламская революция». Обладает достаточно развитым общеобразовательным и политическим кругозором.
Религиозен, строго соблюдает мусульманский образ жизни, основанный на законах Шариата. В быту неприхотлив. Вынослив. Одевается скромно: как правило, носит «нуристанку» (головной убор из шерсти), форму полувоенного покроя, анорак. Вооружен автоматом АКС-74у, пистолетом.
2. Биографические данные
Ахмад Шах сын Дуст Мухаммад Хана родился в 1333 (1953) году, в кишлаке Джангалак (3908-12546) волости Базарак уезда Панджшер провинции Парван в семье феодала. По национальности таджик. Мусульманин-суннит. Холост. Член ИОА с 1978 года. Образование незаконченное высшее. Окончил 12 классов лицея «Омаршахид» (бывший лицей «Надирия») в городе Кабул в 1972 году, два курса инженерного факультета Кабульского университета в 1974 году. Владеет французским и английским языками.
В 1974 году вступил в террористическую группировку организации «Братья-мусульмане». Ориентировался на одного из ее лидеров нынешнего руководителя контрреволюционной «Исламской Партии Афганистана» Гульбеддина Хекматьяра. [421]
В этом же году выехал в Пакистан, а затем в Египет, где вступил в контакт с членами террористических групп Организации Освобождения Палестины.
В 1975 году вернулся в Афганистан. Возглавил группу в составе террористической организации «Братья-мусульмане», главаря Ареф, стремившегося к власти в ущелье Панджшер. Участвовал в организации террористических акций против представителей власти. В составе бандформирования главаря Ареф принял активное участие в подготовке и проведении акции по захвату власти в волостном центре Базарак. Однако, эта попытка захвата власти главарем Ареф не была поддержана местным населением, и мятеж в течение суток был подавлен властями. Ахмад Шах вновь выехал в Пакистан, а затем в Египет, где в течение относительно длительного периода времени изучал тактику ведения партизанской войны. А. Шах ознакомился с опытом действий групп ООП (по некоторым сведениям, он лично участвовал в боевых действиях и акциях палестинских боевых и террористических групп), изучал опыт ведения партизанской войны в других странах Ближнего Востока, а также в странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.
В 1978 году вернулся в Афганистан и приступил к созданию вооруженных отрядов мятежников на базе ущелья Панджшер. В это же время произошла его переориентация на основателя и идейного лидера «Исламского Общества Афганистана» Бурхануддина Раббани. Ахмад Шах вступил в члены ИОА.
В 1979 году А. Шах возглавил основную группировку мятежников Панджшера. В этом же году мятежники во главе с Ахмад Шахом овладели [422] волостным центром Базарак, где разместили штаб руководства ИОА Панджшера, а затем и другими районами уезда, кроме зоны главаря Вакиль Абдул Каюма, ИПА, который контролировал ряд важных районов в Верхнем Панджшере, в том числе места добычи лазурита и изумрудов.
В 1984 году Ахмад Шах, стремившийся к единоличному господству в ущелье Панджшер и прилегающих к нему районах, разгромил группировку ИПА главаря Вакиль Абдул Каюма и полностью овладел уездом Панджшер.
В результате войсковых операций, проведенных в ущелье Панджшер и прилегающих к нему районах в 1984 и 1985 годах против группировки Ахмад Шаха, силы мятежников здесь были в значительной степени ослаблены. Несмотря на это, в настоящее время группировка ИОА Панджшера продолжает оставаться одной из наиболее крупных, активных и боеспособных группировок контрреволюционных сил, действующих на территории ДРА.
3. Родственные связи
Отец Дуст Мухаммад Хан 1908 года рождения. Феодал. Бывший офицер (полковник в отставке) афганской армии времен правления Дауда. С сентября 1982 года проживает вместе с семьей в Пакистане. Имеет собственный дом в Пешаваре. Является доверенным лицом и советником Ахмад Шаха.
Мать Сведений нет.
Брат Дил Ага, 1938 года рождения. Бывший офицер (подполковник) афганской армии. В августе 1982 года с семьей и двоюродным братом выехал в Пакистан, где проживает в настоящее время. [423]
Брат Джан Ага (приблизительно 1948 года рождения). Бывший служащий сельскохозяйственного управления в провинции Гильменд. С 1982 года проживает вместе с семьей в Пакистане. Работает в штаб-квартире ИОА в Пешаваре.
Брат Ахмад Зия, приблизительно 1956 года рождения. Бывший студент Кабульского политехнического института. Учился в США. Работал в штаб-квартире ИОА в Пешаваре. В июне 1984 года прибыл в Панджшер. Оказывает помощь Ахмад Шаху в руководстве бандформированиями. Является его доверенным лицом. Выполняет отдельные ответственные поручения Ахмад Шаха. Предположительно, обеспечивает связи с представителями ЦРУ. В последний раз отмечалось его нахождение в Центральном Панджшере, в ущелье Хазара (3908-12558). Информация от второй половины 1985 года.
Брат Ахмад Вали 1970 года рождения. Проживает в Пакистане с отцом. Учащийся.
Сестры. Три сестры Ахмад Шаха проживают в Пакистане. Одна сестра проживает в Кабуле.
Дяди по линии отца
Яр Мамад, проживает в г. Кабул. По данным на 1984 год, работал в медицинской фирме в качестве переводчика.
Амир Мухаммад, проживает в г. Кабул, в доме отца Ахмад Шаха. Бывший учитель в Базараке.
Мухаммад Иса, проживает в г. Кабул. Пенсионер.
Мухаммад Амон, проживает в г. Кабул. Работает электриком в системе городской электросети.
Шах Боз, проживает в г. Кабул. Работает водителем на элеваторе.
Дядя по линии матери
Мухаммад Дауд, 1934 года рождения. Бывший офицер афганской армии. В настоящее время находится в тюрьме Пули Чархи. [424]
4. Меры конспирации и безопасности, принимаемые Ахмад Шахом.
Ахмад Шах уделяет постоянное внимание проведению мероприятий по обеспечению своей личной безопасности. С этой целью осуществляет изменения среди своего ближайшего окружения, меняет главарей и состав отрядов охраны и сопровождения при выходах в различные районы контролируемой им зоны.
Личная охрана Ахмад Шаха подобрана из числа наиболее преданных ему лиц и насчитывает до 15 человек. Постоянно при нем находятся 1-3 телохранителя.
При совершении переходов в различные районы для его сопровождения и охраны выделяется, как правило, 2 группы надежных мятежников по 30 человек в каждой. Отмечались случаи наличия при нем отрядов охраны и сопровождения численностью до 100 и более мятежников. При следовании по маршруту применяется построение походного порядка, при котором впереди действует разведка, затем сильный авангард: до 30-60 мятежников, после чего на расстоянии, измеряемом 1-2 часами движения, следует Ахмад Шах с личной охраной. Иногда следом за группой Ахмад Шаха действуют группы прикрытия и тылового охранения, непостоянный по составу арьергард. Переходы А. Шах совершает, в основном, в пешем порядке или на лошади.
При перемещениях охране и сопровождающим Ахмад Шаха указываются только ближайшие пункты назначения. При выходе в кишлачные зоны осуществляется их тщательная разведка, организуется охрана района и дома, подобранного для резиденции А. Шаха, после чего прибывает он сам. В районе пребывания А. Шаха организуется строгий контрольно-пропускной режим. [425]
Ахмад Шах стремится постоянно менять места своего пребывания, большую часть времени находится в движении, не останавливаясь на продолжительное время. Постоянных резиденций не имеет. Останавливается на продолжительное время в местах, обеспечивающих безопасность, в домах лиц, которым он доверяет, как правило, главарей и близких знакомых.
При организации совещаний с участием лидеров ИОАП часто указываются одновременно несколько мест в различных районах. Прибывающим на совещание главарям часто сообщается лишь место сбора или встречи с представителем А. Шаха, или до них доводится действительное место проведения совещания без указания времени прибытия самого лидера панджшерской группировки. Отмечались случаи вызова различных лиц к Ахмад Шаху под предлогом встречи с одним из крупных главарей и представителем руководства ИОАП. Совещания проводятся в безопасных местах, преимущественно, в нелетную погоду или ночное время в течение ограниченного по времени периода (часто в течение 1-2 часов), после чего он в сопровождении личной охраны отправляется в неизвестном посторонним лицам направлении.
В целях дезинформации о деятельности А. Шаха и местах его пребывания используется такой канал, как распространение различных слухов среди мятежников, местного населения, выходцев из Панджшера, проживающих в городе Кабуле и его окрестностях. Применяется и целенаправленная дезинформация через агентуру, внедренную в различные государственные учреждения и действующую на разных уровнях, вплоть до высших слоев партийно-правительственного аппарата, в том числе в МГБ и МО ДРА. Отмечались [426] случаи распространения слухов о гибели Ахмад Шаха. Не исключается возможность использования в целях дезинформации средств радиосвязи.
Так, в течение первых трех месяцев 1986 года поступала информация из различных источников и различной степени достоверности о пребывании Ахмад Шаха, приблизительно, в одно и то же время в нескольких, часто удаленных друг от друга на значительные расстояния районах. В том числе, в районе Саланг, в ущелье Шутуль, 3902-12525, в Нижнем, Центральном и Верхнем Панджшере, в южных и юго-восточных районах провинции Тахар, юго-западных районах Бадахшан, в северных и северо-восточных районах провинции Баглан, и одновременно, имелась «информация» о том, что он, якобы, находился в это время в Пакистане.
Распространению различных слухов и дезинформации о деятельности и местах пребывания Ахмад Шаха способствует и его, ставшая в народе легендарной и полумистической, личность. Многие афганцы, особенно выходцы из Панджшера, охотно воспринимают невероятные истории об его победах, деятельности, верят в них и способствуют их дальнейшему распространению, как правило, приукрашивая и изменяя эти слухи и легенды.