Берлин после Дня Победы. Теперь пора домой
В час ночи выезжаем на «Шевроле» в Берлин. Едут Приселков, Камнеретов, Мезенцев, Кушнир, я, Павленко, Маша. Переезд через Одер. Разбитая автострада, выезд на шоссе Штеттинг Берлин. По дороге замечательные, совершенно целые городки Арнсвалъде, Эберсвалъде, Пренцлау. Вполне мирная жизнь, бургомистры с красными повязками.
В 7 часов утра подъезжаем к окраинам Берлина. Остановка в парке, на берегу озера. Умываемся, завтракаем, приводим себя в порядок. Подходят немки очень приветливы и вежливы.
В 9.00 начинаем «городской маршрут». Центральный городской вокзал. Александерплятц, Вильгельмплятц, Дворец Кронпринца, памятник Фридриху Вильгельму с четырьмя львами. Музей искусств и культуры. В центре площади старинные пушки, танки реликвии старых войн. Музеи и дворцы зеленоватого цвета, с бронзой. Внутри почти все разрушено. Вид не особенно впечатляет, дворцы Ленинграда гораздо красивее.
Унтер ден Линден. Бранденбургские ворота. Рейхстаг. Только конференц-зал отделан мрамором, все остальное кафелем. Внутри все разрушено и сожжено. Тиргартен хорош. Имперская канцелярия Гитлера. Университет. Особняк, где в 1940 г. был Молотов{121}, его услужливо показывают немцы.
«Колонна Победы» окрыленная женщина, увенчивающая высокую конусообразную круглую башню с широким основанием. Построена в честь 1871 г.{122} Поднимаемся наверх, вид оттуда прекрасный. Высота колонны метров 50–60, но огромное большинство домов в Берлине имеют не более шести этажей, поэтому отсюда виден буквально весь город. Прямые улицы, в большинстве своем неширокие, все дома примерно одинаковой высоты и старинной архитектуры. Зелени, за исключением Тиргартена, немного. Поражает, что в Берлине очень мало новых зданий. Город, в основном, построен в 1905–1920-х гг. И это наряду с тем, что во всех провинциальных городах было обширное новое строительство. Берлин крупнейший промышленный центр, но, глядя на город, никогда этого не скажешь, в самом городе заводов почти нет, да и на окраинах они как-то очень мало заметны, не бросаются в глаза. Шпрее узкая, некрасивая. Мосты низкие, старые, ничего собой не представляют. [231]
Центральная часть города разрушена почти полностью{123}. Стоят только остовы зданий внутри все сгорело и обрушилось. На окраине разрушений гораздо меньше. Улицы расчищены. Город от артиллерии пострадал мало, основное бомбежка союзной авиации. В общем итоге разрушено от 60 до 75% всех зданий города. Масса народа на улицах. Много женщин и девушек, и поразительно мало среди них красивых. Одеты средне. День туманный, поэтому все в тонких резиновых накидках серого, голубого, розового цветов. Ходят автобусы. Двухэтажные, но низкие, некрасивые. Налаживается трамвайное движение. Вагоны трамвая маленькие, молочного цвета. С новыми московскими трамваями не идут ни в какое сравнение. Метро вообще имеет «гнусный вид», узко, темно, затхло. Буквально неприятно входить. В настоящее время основное средство городского транспорта велосипед.
На всех улицах и площадях идут работы по расчистке территории: разбирают баррикады и обвалившиеся на улицах дома, расчищают тротуары, заделывают пробоины в уцелевших домах. Никаких «властей» в этой работе незаметно берлинцы, патриоты своего города, работают добросовестно, без всякого «подстегивания»{124}.
Встречи с берлинцами. Циркач, два года работавший в России и побывавший в российском плену в 1915–1918 гг. Его мнение об англичанах и американцах: «вывозят все до нитки».
Пожилой бухгалтер: «Гитлер всех хотел сделать капиталистами, и действительно, во время войны все были капиталистами, большими или маленькими, ибо все получали известный процент с общих «прибылей» Германии. Если бы Германия заключила союз с Россией вдвоем мы победили бы весь мир. Это основная (и он, очевидно, думает, «единственная») ошибка Гитлера».
Испанское посольство. Высокий благообразный старик, секретарь сбежавшего франкистского посольства, сторонник Народного фронта, коммунист. Мандат от нашего коменданта: «Оказал серьезную помощь частям нашей армии в штурме города. Неприкосновенен».
Как только машина останавливается и мы спрашиваем что-либо, так ее окружает полно народа, и все предлагают свои услуги. И у всех единственный вопрос будет ли Красная Армия снабжать Берлин продовольствием? В последние месяцы город буквально голодал.
Сейчас по всем шоссейным дорогам идут колонны автомашин с продуктами, тянутся огромные стада скота.
Проносимся по улицам мимо всех регулировщиков; машина, управляемая Приселковым, не сворачивает ни на дюйм, на крыше держит желтый флаг Кушнир, а подъезжая к посту, все хором кричим:
Ах, ты, курносая, почему не пускаешь?
Или что-то в этом роде (движение грузовых машин в центре города запрещено). [232]
Поездка в Потсдам летнюю резиденцию германских императоров. Сильные разрушения. Дворцы и парки несколько напоминают Ливадию в Крыму.
Обед. Возвращение домой круговым путем.
Сразу трудно сделать вывод обо всем увиденном слишком много впечатлений, но бросается в глаза одно: большой благоустроенный содержавшийся в свое время в идеальном порядке город и только. Ничего величественного, ничего истинно прекрасного.
Итак, в Берлине побывал. Это, так сказать, «моральное заключение» всего военного периода. Теперь пора домой.
Подготовка к маршу в Польшу.
Поездка в Штеттин. Город живет мирной жизнью. С каждым днем увеличивается количество жителей идут с Запада, от союзников.
Поездка в Москву, на парад, комбрига и Харченко. Письма домой. Теплый, задушевный разговор перед отъездом.
Пришла выписка из 11-й Гвардейской награжден орденом «Отечественной войны П-й степени» это вместо «Красного знамени», за Кенигсберг. Срезали здорово всем, а очень многие вообще ничего не получили.
В последнее время очень плохое настроение что-то нет никаких реальных перспектив на скорое возвращение домой. На фронте было лучше там морально чувствовал себя гораздо спокойней, не думая много о будущем, ибо сознавал, что в каждую минуту это может оказаться лишним.
От составителя. На этом обрываются дневники автора. Но пройдет четыре месяца, прежде чем он расстанется с армией. Приказом командира 106-й Отдельной Гаубичной артиллерийской бригады большой мощности Наркомата обороны СССР от 17.10.1945 г. командир разведки старшина Николай Иноземцев был демобилизован и 18 октября выехал из Лешно (Польша) домой, в Москву. [233]