Тов. И. А. Лебедев даст справку о количестве моторов М-17, вышедших из строя.
Ненароков доложит о снарядах ШВАК.
Б. М. Коробков об испытаниях транспортера.
1. О производстве танков с августа по ноябрь и планах на декабрь и январь.
2. О моторах М-17.
3. Об английских пушках и англичанах. Встреча с Макфарланом и инструкторами.
4. О санях и постановлении ГКО (2500 саней в декабре, 1100 боевых и 1400 транспортных).
5. О срыве строительства 17-го бронепоезда в ноябре по вине НКПС.
Лозовский
План производства автомашин на ноябрь 6400. Выпущена 2141 машина, т.е. 33%. Запчасти: план 8 млн. 900 тыс. руб., дают 3 млн. 256 тыс. руб. Мотоциклетный завод «Красная Этна». Забрали станки, забрали рабочих. Должен давать 500 машин в месяц, а дал в ноябре 19 ед. Нужно этот завод сделать самостоятельным и за зиму наделать 2–3 тысячи мотоциклов.
Прибыло 7 декабря: «Валентайнов» 5, «Матильд» 14. На заводах им. Молотова и 112 в ремонте 27 танков [62] «Валентайн» (из них у 21 разморожены двигатели) и 12 танков «Матильда».
8 декабря 1941 г.
На всех «Матильдах» надо заменить пневматическую передачу на механическую. Уже вышли из строя пневматические передачи на 13 танках. При низких температурах выйдут и остальные. Конструирование механической передачи никому пока не поручено и заказом не оформлено. Срочно добиться постановления ГКО на разработку механической передачи и изготовление ее на 112-м заводе.
Аэросанные батальоны
21-й отд. аэросан. бат-н. Командир капитан Бурлыга, комиссар политрук Нифонтов.
Недостает помпохоза, начальника связи, врача, мастера-оружейника, ст. повара, двух шоферов, сварщика, слесаря. Итого 10 чел.
В батальоне хорошие командиры, участников боев семь из 25 чел., большинство окончили нормальные пехотные училища, были на курсах в Казани. Водители из шоферов весеннего призыва. 25% партийная прослойка, 30% комсомольцы. Практику вождения имеют от 20 мин. до двух часов. Есть три авиатехника из авиации на должностях помпотехов взводов. Обмундирование полностью не получено. Нет оружия, противогазов, спецобмундирования и другого имущества. Нет денег на баню.
22-й отд. транспортный аэросан. бат-н. Командир капитан Лепешкин. Член партии, участник боев в Испании и на Северо-Западном фронте в должности к-ра танк, батальона в 45-м танк, полку 23-й танк, дивизии.
Комиссар бат-на политрук Гусев. Некомплект: пом-похоз, начальник связи, врач, санинструктор, мастер-оружейник, [63] ст. повар, сварщик, шоферов 2, всего 10 чел. 8 человек судимы за хулиганство, 1 за невыполнение госзадания по лесозаготовкам. Членов партии 21%, комсомольцев 20%, участников боев с немцами 8 чел. Нет практики вождения машин на местности.
В школе одна программа для мл. лейтенантов и командиров батальонов. Начальник политотдела не бывает среди обучаемых, его никто не знает (батальонный комиссар Иванов), с людьми не беседовал. Дисциплина слабая. Питание очень плохое, спит начсостав батальона на досках. Начсостав кормят хуже, чем бойцов. Планируют боевую подготовку плохо. Например, указывают тему «Тактик», а что отрабатывается неизвестно.
Программу надо сократить. Дать больше времени на топографию и боевое применение саней.
Котласскому и Соликамскому училищам снять стартерное оборудование с аэросаней и прислать в Горький для установки на боевые сани.
Был у тов. И. В. Сталина. Тов. Сталин дал указания:
1. Проверить, как идет обеспечение танковых частей горючим.
2. Бронепоезда из Среднеазиатского округа вызвать в Москву.
3. Выработать условия приемки танков.
4. 71-ю танковую бригаду создать к 15 января.
5. От корпусов пока воздержаться. Не поднимем.
Тов. Сталин сказал, что лучше пока делать бригады маленькие, как для гвардейских корпусов. Я сказал, что лучше давать полные бригады, в три батальона. Тов. Сталин спросил: «Почему?» Потому, сказал я, что у нее будет своя пехота, больше танков и она более живуча.
Тов. Сталин сказал, что мы не гарантированы от того, что у немцев может появиться тоже свой «Ил» противотанковый самолет. [64]
Запись Н. И. Бирюкова свидетельствует о том, что в личном общении Верховного Главнокомандующего и заместителя начальника Главного автобронетанкового управления РККА по политической части с 28 августа по 11 декабря 1941 г. произошел длительный перерыв, в ходе которого на фронтах произошли события исторического значения: Красная Армия прекратила общий отход, завершила оборонительные операции на основных стратегических направлениях, в том числе московском, перешла в успешное контрнаступление под Москвой. Врага удалось отбросить с рубежа на ближних подступах к столице.Тем временем в стране совершалась не менее важная для хода войны перестройка промышленности на военный лад, налаживалось массовое производство вооружения, в том числе танков, на базе тракторных и других заводов, размещенных главным образом восточнее Волги. Эвакуированный из Харькова тракторный завод уже 20 декабря 1941 г. отправил на фронт из района нового расположения первый эшелон новых танков Т-34.
Столь существенные изменения в стратегической обстановке требовали от советского военного руководства глубокого осмысления перемен и принятия решений, обеспечивающих развитие достигнутого успеха. Это касалось и танков.
Предметом разговора сразу же стали вопросы обыденные, постоянные, очень болезненные и прямо влияющие на результаты текущих боевых действий. Танки, и без того немногочисленные, несли большие потери. Снежная зима способствовала перебоям в обеспечении боевых машин горючим, что делало их мертвыми. Восполнение потерь и ресурсов для новых формирований танков проходило на фронтах и заводах-изготовителях не всегда организованно, в отдельных случаях медленно и с техническими дефектами. [65]
Верховный Главнокомандующий в первую очередь обратился именно к этим вопросам.
Разговор 11 декабря 1941 г., в отличие от других, происходил не по телефону, а в кабинете Верховного Главнокомандующего, что подчеркивало его особую важность. Вероятно, Н. И. Бирюков записывал не все, о чем тогда говорилось. Возможно, что И. В. Сталин в отдельных случаях высказывал мотивировки своих указаний. Это относится к вопросу под номером 2 о вызове бронепоездов из Среднеазиатского военного округа в Москву. Вероятно, Верховный Главнокомандующий допускал возможность новых попыток противника захватить нашу столицу.
Содержание записи, помеченной в рабочей тетради Н. И. Бирюкова номером 5, было, очевидно, главным предметом разговора. Абзац записан более подробно, чем другие, причем в ходе диалога произошло короткое творческое обсуждение проблемы, несомненно, связанной с развитием успеха под Москвой.
В конце разговора Верховный Главнокомандующий затронул вопрос о мощных танковых и механизированных корпусах, которые служили бы гарантом сокрушительного наступления Красной Армии в будущем. Вопрос относился непосредственно к компетенции ГАБТУ, касался организационных форм танковых войск и, вероятно, с того дня постоянно находился в зоне главного внимания Управления. Тогда, однако, создание указанных корпусов натолкнулось на объективные Препятствия, не могло быть практически осуществлено по состоянию производства танков и другим причинам.
Ко времени разговора с Н. И. Бирюковым Верховный Главнокомандующий, возможно, уже вынашивал идею ни много ни мало, а полного разгрома немцев к концу следующего 1942 г. Через месяц эта идея приобретет документальное выражение и в виде директивного письма Ставки пойдет в войска для безусловного исполнения (Директивное письмо Ставки №03 от [66] 10 января 1942 г.). Но 11 декабря 1941 г. И. В. Сталин не стал развивать генералу картину возможного будущего, умело избежал возможных с его стороны вопросов и, не без горечи, отрезал: «От корпусов пока воздержаться. Не поднимем». Собеседник мог понять, что задача создания соединений танков такого рода отнюдь не отменяется, а лишь переносится на некоторый срок, до лучших времен «пока». Он назвал и основную причину переноса: «Не поднимем».
В то время И. В. Сталин считал нужным срочно возродить конницу, как силу, способную в какой-то мере компенсировать отсутствие танковых корпусов и успешно действовать в составе подвижных групп фронтов для развития успеха операций и выполнения других задач. Было создано более десяти конных корпусов. Некоторые из них приняли участие в контрнаступлении под Москвой (Советская кавалерия. Военно-исторический очерк. М: Воениздат, 1984. С. 197–198).
Упоминание о «маленьких» танковых бригадах для гвардейских кавалерийских корпусов, где они были двухбатальонного состава и без пехоты, в устах Верховного Главнокомандующего являлось безапелляционным обоснованием единого типа для всех без исключения бригад и служило указанием к исполнению. Но Верховный Главнокомандующий при этом сказал «пока», что было для Н. И. Бирюкова приглашением к обмену мыслями, чем последний не преминул воспользоваться. С соображениями И. В. Сталина он, как видит читатель, не согласился. Отлично изучив опыт боевого применения танковых бригад, в том числе с конницей, генерал знал, что «маленькие», по выражению Верховного Главнокомандующего, танковые бригады не столь живучи, как бригады полные, в три батальона, с собственной пехотой и большим количеством танков. Доказывать, что подобная бригада более подходит к условиям широкого наступления, не было необходимости.
И. В. Сталин от своих соображений в тот день не [67] отказался, полагая, что немцы могут создать собственный противотанковый самолет. Он, вероятно, считал, что в этом случае полные танковые бригады не сумеют проявить в должной мере свои преимущества перед бригадами двухбатальонного состава. Однако он учел и держал в уме все рациональное, что высказал ему генерал (см. запись разговора от 3 января 1942 г.).
А.В. Хрулеву
Нужны: летные маски, летные очки, меховые кожаные летные перчатки, свитера.
16 декабря 1941 г.
Выезд на 92-й завод до 16. Тов. Кузнецову нужно давать политработников во все маршевые танковые роты заблаговременно, и в английские тоже.
По бронепоездам
Запасному полку бронепоездов в Рузаевке надо 1500 чел. артиллеристов и других специалистов. Округ отказал. Кто будет давать?
По автозаводу им. Молотова
1. На Т-60 пока приходится ставить термометры только на воду. На масло термометров не хватает.
2. Ускорить выпуск танков Т-60 с двумя моторами и броней 45 мм (лоб, башня), 25 мм (корма) и борт 15 мм.
3. Ускорить изготовление легкого броневика.
4. Дать заводу заявку, сколько и каких иностранных автомашин ему нужно собрать. Автомашины нужно продать заводу и потом покупать у него.
5. Артиллерийскую приемку по Т-60 надо подчинить [68] Окуневу, дать ему одного артинженера и шесть арттехников.
6. Обязать завод делать сани.
7. Астрова (конструктор легких танков) оставить на ГАЗе.
8. Остро недостает подшипников для 202-го мотора, для мотора М-17 и карбюратора, не хватает электрооборудования к этим моторам.
9. П. Ф. Жигареву решить о самолете автозаводу.
1. Составить и дать указания по упрощению саней.
2. 21-й аэросанный трансп. батальон Талдом. 23-й аэросанный трансп. батальон Сходня. Батальоны еще не действовали. Практики вождения мало, до одного часа.
Что держит? Отсутствует:
электрооборудование,
измерительные приборы,
аккумуляторы,
винты (Сталинград); неприспособленность предприятий кустарщина.
Предложения:
1. Форсировать изготовление РФ-8 (лыжи) на ГАЗе. Решение ГКО.
2. Послать телеграмму ЦК обкомам, в Горький, Киров, Архангельск, Сталинград.
3. Ремонт английских танков.
Неисправных танков: «Матильд» 41, «Валентайнов» 29.
Размороженных моторов «Матильд» 9. Размороженных моторов «Валентайнов» 26. Нужно моторов «Матильд» 22. Нужно моторов «Валентайнов» 28. Имеется моторов «Матильд» 19. Имеется моторов «Валентайнов» 4. [69]
Выход:
1. Обязать ГАЗ ремонтировать моторы. Согласие есть.
2. Использовать время ремонта на перевооружение на русские пушки.
3. «Матильды» задержать до марта (это ведь африканская машина).
4. Привлечь к ремонту англичан.
Казанские курсы (технические)
Организованы в 1933 г. как курсы усовершенствования начсостава, переподготовка командиров кадра и запаса. Перед войной 600 пехотных командиров переподготовлены в танкистов, командиров взводов и рот.
В июле готовили студентов, потом отправили в танковые училища.
После этого начали готовить экипажи на английских танках. 1600 человек, срок подготовки 15 дней. Имеется 40 комиссаров б-нов.
Начальник курсов полковник Кононов. Комиссар полковой комиссар Бриков. Матчасть: «Валентайнов» 20 ед. «Матильд» 4 ед. Транспортеров 2 ед. KB 7 ед. Т-34–5 ед.
Много людей сидят без сапог и шинелей. На занятия не выходят. Нужно дать резерв обмундирования 800–1000 компл.
21-й аэросан. б-н | Ново-Завидовск. |
23-й аэросан. б-н | Теряева Слобода |
24-й б-н | Москва, пос. Сокол. |
26-й б-н | |
27-й б-н | |
30-й б-н | с 22.12.41 г. идут в Сталинград из Соликамска. |
35-й б-н | |
36-й б-н | |
22-й б-н с | 12.12.41 г. на заводе в Кирове. |
1. 148-я тбр. Нет минометов 50-мм и 82-мм зениток, ПТО, станковых пулеметов.
Есть Т-34–4 ед.
2. Сколько батальонов должно быть в танк, бригадах? В 36, 37, 38, 39, 40-й и 148-й тбр. Два или три?
3. Что делать с англичанами?
Танковые бригады
36, 37-я и 38-я танковые бригады предназначены к укомплектованию английскими танками. Наиболее готова 36-я бригада, стрелкового вооружения не имеется. 39-я и 40-я бригады тоже должны быть укомплектованы английскими танками. Ручные пулеметы Брена и пистолеты Томпсона разрешено выдать бригадам с английскими танками.
112-й завод
21 танк без радиаторов. Радиаторы даст ГАЗ. Готовых на заводе 3 ед.
1 января будут готовы 11 ед. Т-34.
3 января будут готовы 11 ед.
Недостает подшипников бортовых передач, бортовых фрикционов, главного фрикциона и колес.
Аэросани
Имеется готовых саней:
Завод «25 Октября» (Горький) 8 ед.
Завод им. Молотова 11 ед. [71]
Завод «Парижской Коммуны» 12 ед. Завод «Кимрский затон» 2 ед. Все сани без щитков.
Все моторы М-11, прибывшие из гражданского Воздушного Флота, не имеют инструментов и запчастей. Вместо радиостанции РСБ лучше давать 12 РП. На сани давать лыжи, узлы, инструмент.
Перевооружение танков по заданию наркома
Для «Валентайна» подошла 45-мм пушка.
На «Матильду» установлена 76-мм пушка.
Отстрел показал хорошие качества 45-мм пушки. Для 76-мм пушки на «Матильде» нужна доработка.
Производство в январе
Танки: KB 435; Т-34–988; Т-60–1560; Т-50–210.
В январе нужно переходить к формированию танковых дивизий
На 1-й квартал 1942 г. и по месяцам
KB | 1535 | 435 | 520 | 580 | |
Т-34 | 3298 | 988 | 1092 | 1218 | |
Т-50 | 860 | 210 | 270 | 380 | |
Т-60 | 5150 | 1560 | 1610 | 1980 | |
Кировский з-д | KB | 1535 | 435 | 520 | 580 |
Завод 183 | Т-34 | 1530 | 430 | 520 | 580 Нижн. Тагил |
СТЗ | Т-34 | 968 | 308 | 312 | 348 Сталинград |
Завод 112 | Т-34 | 800 | 250 | 260 | 290 |
Завод 174 | Т-50 | 760 | 210 | 260 | 290 Чкалов |
Завод 173 | Т-50 | 100 | 10 | 90 Омск | |
Завод 37 | Т-60 | 790 | 250 | 250 | 290 Свердловск |
Завод 264 | Т-60 | 770 | 240 | 250 | 280 Сталинград |
Завод 38 | Т-60 | 650 | 200 | 200 | 250 Киров |
Завод 177 | БА-20 | 130 | 40 | 40 | 50 Выкса |
ГАЗ | Т-60 | 2940 | 870 | 910 | 1160 Горький |