ФРГ
Создание Федеративной Республики Германия. Американские оккупационные власти с 1947 оказывали давление на западногерманских политических лидеров, добиваясь создания объединенных государственных структур для западных оккупационных зон. Немцы, опасаясь, что подобные действия закрепят разделение страны, не спешили с конкретными шагами. Тем не менее Лондонская конференция (трех западных стран-победительниц) весной 1948 дала официальную санкцию на созыв учредительного собрания (Парламентского совета) для разработки конституции Западной Германии. Блокада Берлина 1948–1949 позволила преодолеть сопротивление немцев. Бургомистр Берлина Эрнст Ройтер убеждал западногерманских политиков пойти навстречу пожеланиям союзников, утверждая, что действия советской администрации уже привели к разделению Германии.
1 сентября 1948 Парламентский совет, в который вошли представители парламентов (ландтагов) земель западных зон и Западного Берлина, собрались в Бонне для выработки Основного закона. Наиболее крупными были фракции двух партий ХДС и СДПГ (по 27 делегатов). Свободная демократическая партия (СвДП) получила 5 мест, коммунисты, консервативная Немецкая партия (НП) и партия «Центр» по 2 места.
Принятие Основного закона оказалось нелегкой задачей. Парламентский совет подвергался давлению с двух сторон. Западные союзники настаивали на сохранении своего контроля над страной даже после вступления в силу конституции, немцы добивались максимально возможного суверенитета. Сама немецкая сторона была расколота в вопросе о государственном устройстве. Большинство делегатов поддерживали идею федерализма в той или иной форме, но СДПГ, СвДП и левое крыло ХДС выступали за сильное центральное правительство, а правое крыло ХДС, включая его баварского партнера Христианско-социальный союз (ХСС), настаивало на более свободной федеральной структуре. Парламентский совет работал быстро и эффективно под руководством своего президента Конрада Аденауэра (ХДС) и председателя редакционной комиссии Карло Шмида (СДПГ). В мае 1949 был одобрен компромиссный документ. Он предусматривал введение постов федерального канцлера (премьер-министра) с широкими полномочиями и федерального президента с ограниченными полномочиями. Создавалась двухпалатная система из избранного на всеобщих выборах бундестага и имеющего широкие права бундесрата (федерального совета) для представления интересов федеральных земель. Документ был назван «Основным законом», чтобы подчеркнуть, что его создатели сознают его временный характер, поскольку конституция должна быть написана для всей послевоенной Германии.
Эра Аденауэра: 1949–1963. Первые выборы в бундестаг были проведены в августе 1949. Большинство мест в парламенте получила коалиция ХДС/ХСС (139 мест), за ней следовала СДПГ (131 место). СвДП получила 52 места, коммунисты 15, оставшиеся 65 мест поделили более мелкие партии. В рядах ХДС и СДПГ было много политиков, выступавших за создание правительства «большой коалиции» ХДС и СДПГ, но лидеры христианских демократов и СДПГ Аденауэр и Курт Шумахер отвергли этот план. Вместо этого Аденауэр организовал правоцентристскую коалицию в составе ХДС/ХСС, СвДП Немецкой партии. В 1953 к ней примкнула партия, созданная немецкими переселенцами из Восточной Европы (до 1955). Коалиция продержалась у власти до 1950, когда ее покинула СвДП. Ей на смену пришел кабинет ХДС/ХСС и Немецкой партии.
Аденауэр, который вошел в политику уже в начале столетия и был активным противником нацистского режима (за что попал в тюрьму), оставался на посту канцлера до 1963. Хотя «Старик», как называли его немцы, сосредоточил свои усилия на внешнеполитических делах, своим успехом он обязан в первую очередь западногерманскому «экономическому чуду». В 1949 пострадавшее от войны народное хозяйство страны производило всего 89% от продукции 1936, но умелая экономическая политика позволила вывести Западную Германию на беспрецедентно высокий уровень благосостояния. В 1957 западногерманская промышленность при министре экономики Людвиге Эрхарде удвоила производство по сравнению с 1936, и ФРГ встала в ряд ведущих промышленных держав мира. Экономический рост позволял справляться с непрекращавшимся потоком беженцев из Восточной Германии, причем число безработных постоянно сокращалось. К началу 1960-х годов Западная Германия вынуждена была пойти на массовое привлечение иностранных рабочих (гастарбайтеров) из Южной Европы, Турции и Северной Африки.
В области внешней политики Аденауэртвердо стремился к достижению двух взаимосвязанных целей восстановлению полного суверенитета Западной Германии и интеграции страны в сообщество западных стран. Для этого Западной Германии необходимо было завоевать доверие американцев и французов. Аденауэр с самого начала был сторонником европейской интеграции. Важным шагом в этом направлении было вступление Западной Германии в созданное в 1951 Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), членами которого стали Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург (договор о ЕОУС был ратифицирован бундестагом в январе 1952). На отношение к Аденауэру повлияло и согласие Западной Германии выплачивать компенсации Израилю и частным лицам жертвам нацистских преступлений против евреев. Важной вехой в политике примирения с Францией, проводимой Аденауэром, оказалось заключение франко-германского договора о сотрудничестве (1963), ставшее результатом переговоров с президентом Франции Шарлем де Голлем.
Благотворные результаты политики, направленной на союз с западными странами, вскоре дали о себе знать. В 1951 западные союзники согласились изменить оккупационный статус, а 26 мая 1952 представители США, Великобритании и Франции вместе с западногерманским канцлером подписали Боннское соглашение, согласно которому прекращалась военная оккупация и восстанавливался суверенитет страны. Практически все государства, не входившие в советский блок, признали Западную Германию как независимое государство. В 1957 был сделан молниеносный шаг в сторону объединения Германии: Саарская область, которая с 1945 управлялась французской администрацией, вошла в состав Западной Германии.
Некоторые шаги, предпринятые Аденауэром в области внешней политики, носили весьма противоречивый характер. Несмотря на наличие в стране значительных сил, выступавших против ремилитаризации Западной Германии, правительство Аденауэра одобрило американские планы по превращению Западной Германии в своего военного партнера и политического протеже. Находясь под впечатлением от разразившейся в 1950 Корейской войны, американские военачальники утверждали, что только в союзе с западногерманской армией Европу можно будет защитить от возможной советской агрессии. После того как в 1954 французский парламент отверг план создания объединенной европейской армии (Европейского оборонительного сообщества), Западная Германия создала собственные вооруженные силы, бундесвер. В 1954 Западная Германия стала 15-м членом Организации североатлантического договора (НАТО).
Поскольку при Аденауэре Западная Германия стала полноправным членом сообщества западных держав, правительству не удалось достичь провозглашенной цели объединения с Восточной Германией.
Аденауэр, поддерживаемый госсекретарем США Джоном Фостером Даллесом, был уверен в том, что только жесткая политика может убедить Советский Союз выпустить ГДР из своих железных объятий. Западная Германия делала попытки изолировать ГДР в международных делах и не признавала Восточную Германию как независимое государство. (Восточного соседа стало принято называть «так называемой ГДР» и «советской зоной»). В соответствии с «доктриной Хальштейна» (по имени Вальтера Хальштейна, советника Аденауэра по внешней политике), Западная Германия шла на разрыв дипломатических отношений с любой страной, признавшей ГДР.
Период с 1949 до середины 1960-х годов можно назвать эрой Аденауэра. Рост престижа ФРГ на Западе и благосостояния внутри страны, а также страх перед коммунистической угрозой все это способствовало триумфу ХДС на выборах. Блок ХДС/ХСС стал ведущей политической силой на всех выборах в бундестаг с 1949 по 1969. На руку ХДС/ХСС сыграли подавление советскими войсками выступления рабочих в Берлине в 1953 и советское вторжение в Венгрию для усмирения восстания в 1956. В то же время прогрессивные социальные реформы не дали возможность социал-демократам увеличить число своих сторонников. Новая пенсионная программа вывела ФРГ на лидирующие позиции в этом вопросе. В производственной сфере профсоюзы добились принятия в 1951–1952 законов об участии рабочих в управлении предприятиями (в сталелитейной и угольной промышленности). В дальнейшем законодательство было распространено на предприятия, на которых работало более 2000 работников.
Теодор Хейс (1884–1963), первый президент Западной Германии (1949–1959), содействовал Аденауэру в деле создания стабильного государства, пользующегося уважением в мировом сообществе. Хейс, лидер СвДП, был известным либеральным политиком и писателем в 1920-е годы. В 1959–1969 его преемником на посту президента стал Генрих Любке (1894–1972), представитель ХДС.
Культурная жизнь в Западной Германии. Этапным трудом в переоценке недавней истории Германии стало богато документированное исследование профессора Гамбургского университета Фрица Фишера Рывок к мировой державе (1961) о целях кайзеровской Германии в Первой мировой войне. Фишер утверждал, что главным виновником Первой мировой войны была Германия, и таким образом поддерживал пункт Версальского договора о вине Германии за развязывание войны. Мысль Фишера была отвергнута многими трезво мыслящими западными немцами, но она предвосхитила поток критических исследований немецкой истории и западногерманского общества, который появился в конце 1960-х годов. Среди главных действующих лиц западногерманского культурного возрождения конца 1960-х годов были писатели Гюнтер Грасс, Генрих Бёлль, Уве Йонсон, Петер Вайс, Зигфрид Ленц, кинорежиссеры Райнер Вернер Фасбиндер, Фолькер Шлёндорф, Вим Вендерс, композиторы Карлхайнц Штокхаузен и Ханс Вернер Хенце.
Подъем социал-демократии. Отсутствие популярных альтернатив политике христианских демократов оказалось на руку СДПГ. Партия во главе с Куртом Шумахером продолжала настаивать на национализации основных отраслей промышленности, выступала против оодносторонней ориентации на Запад и играла на немецких национальных струнах. Некоторые влиятельные региональные лидеры партии (например, Вилли Брандт в Берлине, Вильгельм Кайзен в Бремене, Карло Шмид в Баден-Вюртемберге и Макс Брауэр в Гамбурге) критиковали отсутствие гибкости в программе СДПГ. До самой смерти (1952) Шумахеру удавалось переигрывать своих соперников, претендующих на лидерство в партии.
Преемником Шумахера стал Эрих Олленхауэр, партийный функционер, который, однако, пошел на изменение партийной политики. С молчаливого одобрения Олленхауэра реформаторы во главе с Карло Шмидом и Гербертом Венером, жестким политиком из бывших коммунистов, самым активным представителем партии в бундестаге, побудили партию расстаться с марксистскими догмами. Им удалось добиться успеха в 1959, когда СДПГ на съезде в Бад-Годесберге приняла программу, обозначившую отказ от марксизма. СДПГ провозгласила поддержку частной инициативы и ориентацию на скандинавскую модель государства всеобщего благосостояния. Партия выступила также за выработку тремя главными партиями общего подхода к национальной оборонительной политике.
По удачному совпадению СДПГ изменила свою программу как раз в тот момент, когда ХДС стал терять поддержку общества. На выборы 1961 СДПГ шла под руководством Вилли Брандта, энергичного и популярного в обществе политика, правящего бургомистра Западного Берлина. Часть избирателей разочаровалась в неповоротливости ХДС и желала отставки Аденауэра. Блок ХДС/ХСС терял голоса избирателей, СДПГ их набирала, но сместить Аденауэра ей не удалось. Свободная демократическая партия (СвДП), которая также критиковала Аденауэра, выиграла больше всех. Несмотря на свою критическую позицию, СвДП вошла в коалиционное правительство вместе с ХДС/ХСС. Аденауэр обещал через два года уйти в отставку. Но до этого настоящую бурю вызвало т.н. дело журнала «Шпигель». Влиятельный еженедельник «Шпигель» уже давно выступал с критикой главы ХСС Франца Йозефа Штрауса, исповедовавшего крайне правые взгляды и с 1956 занимавшего пост министра обороны. В 1962 журнал опубликовал статью, освещавшую неблагополучное положение в вооруженных силах Западной Германии. Обвинив журнал в раскрытии сведений, составлявших предмет военной тайны, Штраус распорядился провести обыски в редакционных помещениях и арестовать сотрудников по обвинению в государственной измене. Пять министров членов СвДП в знак протеста подали в отставку, а Штраус был смещен со своего поста.
В 1963 Аденауэр ушел с поста федерального канцлера, сохранив за собой председательское кресло в партии. Канцлером коалиции ХДС/ХСС и СвДП стал Людвиг Эрхард, получивший известность как «отец немецкого экономического чуда» за свою роль стратега в экономической политике после 1949. Его пребывание на этому посту, которого он добивался долгие годы, нельзя назвать удачным: Эрхард отличался нерешительностью, за что и получил прозвище «резинового льва». Впервые с начала 1950-х годов в германской экономике появились тревожные симптомы. Производство сокращалось, темпы роста снижались, появился дефицит платежного баланса. Крестьяне были недовольны политикой правительства, в горнодобывающей, кораблестроительной и текстильной отраслях промышленности сокращались рабочие места. В 1965–1966 в Западной Германии начался общий экономический спад. В 1966–1969 страну потрясли забастовки, особенно в металлургической промышленности; мирный период развития подходил к концу. Аденауэр резко критиковал своего преемника, утверждая, что тот не справляется с обязанностями канцлера.
Несмотря на экономический спад, Эрхард избежал поражения на выборах в бундестаг в 1965. Блок ХДС/ХСС даже увеличил свое представительство в парламенте, но победа не решала стоявших перед Эрхардом проблем. Ему с трудом удалось возобновить коалицию со свободными демократами. Враждебность к нему демонстрировали представители правого крыла собственного блока во главе с Штраусом и земельные лидеры ХДС. Влияние последних возросло в результате разделения обязанностей между Эрхардом (федеральный канцлер) и Аденауэром (председатель ХДС). Региональные лидеры критиковали Эрхарда, связывая неудачи ХДС в ходе ряда земельных выборов с вялой политикой канцлера. В декабре 1966 СвДП, неудобный партнер по коалиции, отказалась поддержать законопроект об увеличении налогов, и Эрхард был вынужден уйти в отставку.
Большая коалиция в ФРГ. Чтобы преодолеть зависимость от свободных демократов, блок ХДС/ХСС решил теперь войти в «большую коалицию» с социал-демократами. Лидеры СДПГ не раздумывая присоединились к своим соперникам, претендуя на 9 министерских портфелей против 11 у ХДС/ХСС; Вилли Брандт стал министром иностранных дел и вице-канцлером. Многим социал-демократам была не по душе перспектива работы в правительстве, в которое вошел Франц Йозеф Штраус (на чем настаивал ХСС), вызывала сомнение и кандидатура Курта Георга Кизингера, выдвинутого ХДС на пост бундесканцлера. Кизингер возглавлял отделение ХДС в Баден-Вюртемберге, считался уважаемым депутатом бундестага, но в свое время состоял в нацистской партии.
Большая коалиция, хотя и не принесла радикальных перемен в политике, изменила западногерманскую политику в ряде важных аспектов. СДПГ получила возможность продемонстрировать западным немцам свои способности в качестве правящей партии. Но при этом некоторые избиратели восприняли факт объединения самых крупных партий и неспособность СвДП сыграть роль эффективной оппозиционной партии как показатель того, что господствующая политическая верхушка объединилась против простого народа. В результате избиратели поддержали новые политические группировки, не имевшие ранее депутатов в бундестаге. К праворадикальному крылу относилась Национал-демократическая партия Германии (НДПГ), образовавшая в 1964. Ее программа имела некоторое сходство с программой нацистской партии, нацистами в прошлом были и многие ее лидеры. НДПГ объединила электорат протеста, умело используя чувства национальной ущемленности и обиды на обе сверхдержавы, недовольство продолжающимся преследованием нацистских преступников, враждебное отношение к мнимой моральной вседозволенности и замешанные на расистских предрассудках опасения в связи с притоком иностранных рабочих. Партия пользовалась поддержкой среди жителей небольших городов и представителей экономически слабых мелких предпринимателей. Ей удалось провести своих депутатов в некоторые земельные парламенты (ландтаги). Но опасения в связи с возрождением нацизма оказались беспочвенными. Против партии сыграло отсутствие у нее сильного лидера, а также улучшение экономического положения в стране. В итоге она проиграла выборы в бундестаг 1969, набрав только 4,3% голосов.
Левая оппозиция опиралась в основном на студенческое движение под руководством Социалистического союза немецких студентов (СДС), который был исключен из СДПГ за отказ принять Бад-Годесбергскую программу. В программе Союза студентов сочетались требования реформы образования и протест против международной политики США. В конце 1960-х годов страну потрясали массовые студенческие протесты и движение «внепарламентской оппозиции».
Канцлер Вилли Брандт. В 1969 радикалы переживали спад популярности. Многие студенты приветствовали начало реформ университетского образования, другие выступали за то, чтобы дать возможность социал-демократам проявить себя в управлении страной. К 1969 команда социал-демократических политиков была хорошо известна. СДПГ выступала за «современную Германию», олицетворением которой был Вилли Брандт, обвиняя ХДС в отсталости. Кроме того, социал-демократы извлекли выгоду из альянса с СвДП. Депутаты от свободных демократов помогли избрать Густава Хайнемана, кандидата от СДПГ, на пост президента ФРГ. В 1949–1950 Хайнеман был министром внутренних дел в правительстве Аденауэра, но подал в отставку, не согласившись с планами Аденауэра по ремилитаризации страны. В 1952 он вышел из ХДС, а в 1957 вступил в СДПГ. На выборах в бундестаг 1969 блок ХДС/ХСС как и прежде образовал в бундестаге самую многочисленную фракцию (242 депутата), однако коалиционное правительство сформировали СДПГ (224 депутата) и СвДП (30 депутатов). Канцлером стал Вилли Брандт.
Хотя коалиция СДПГ СвДП приступила к осуществлению программы далеко идущих реформ внутри страны, особенно в сфере образования, она запомнилась прежде всего благодаря своим внешнеполитическим инициативам. Главной задачей, которую ставил перед собой Вилли Брандт, можно сформулировать двумя словами «восточная политика». Отказавшись от доктрины Хальштейна, следуя которой Западная Германия пыталась изолировать ГДР и отказывалась признать границу с Польшей по Одеру Нейсе, а также недействительность Мюнхенского соглашения (1938) в отношении Чехословакии, правительство Брандта стремилось нормализовать отношения Западной Германии с ее восточноевропейскими соседями, в том числе с ГДР.
Отношения со странами Восточной Европы сдвинулись с мертвой точки еще во время Большой коалиции, но после 1969 процесс нормализации значительно ускорился. Причин тому было несколько: беженцы из Восточной Германии постепенно интегрировались в западногерманское общество; США в этот период были заинтересованы скорее в разрядке, чем в конфронтации с Советским Союзом; крупный западногерманский бизнес стремился к ликвидации препятствий в торговле с Востоком; кроме того последствия возведения Берлинской стены продемонстрировали, что ГДР далека от крушения. Брандт, работавший в тесном сотрудничестве с министром иностранных дел Вальтером Шеелем (СвДП) и своим ближайшим советником Эгоном Баром (СДПГ), заключил договоры, в соответствии с которыми ФРГ признала существующие границы:
с Советским Союзом и Польшей в 1971, с Чехословакией в 1973. В 1971 было подписано четырехстороннее соглашение по Берлину: Советский Союз признавал принадлежность Западного Берлина к Западу, гарантировал свободный доступ из Западной Германии в Западный Берлин и признавал право жителей Западного Берлина посещать Восточный Берлин. 8 ноября 1972 Восточная и Западная Германия официально признали суверенитет друг друга и согласились обменяться дипломатическими представительствами.
Подобно тому как усилиями Аденауэра были улучшены отношения между Западной Германией и западными союзниками, «Восточные договоры» помогли улучшить отношения со странами советского блока. Однако по одному ключевому вопросу Западная Германия и Советский Союз так и не смогли достичь согласия. Если СССР настаивал на том, что новые договоры закрепили разделение Германии и Европы на Восточную и Западную, то правительство Брандта утверждало, что «Восточные договоры» не отменяют возможности мирного объединения Германии.
Инициативы Брандта были одобрены большинством западных немцев, что укрепило положение СДПГ. Христианские демократы с трудом осваивались в роли оппозиционной партии. Шок, вызванный отстранением от власти, уступил место недовольству, стали проявляться скрытые конфликты, особенно между правым крылом ХСС (Штраус) и центристской фракцией ХДС (Райнер Барцель). Когда «Восточные договоры» поступили на ратификацию в бундестаг, многие члены блока ХДС/ХСС воздержались при голосовании по договорам с Польшей и Советским Союзом.
В апреле 1972 оппозиция предприняла попытку сместить правительство. Коалиция СДПГ СвДП обладала в бундестаге незначительным большинством, и оппозиция надеялась, что некоторые члены фракции СвДП более правой ориентации поддержат вотум недоверия кабинету министров. Голосование по вопросу о недоверии правительству и назначении Райнера Барцеля на пост канцлера закончилось поражением оппозиции, не добравшей двух голосов. Брандт, уверенный в поддержке избирателей, воспользовался возможностью, предоставляемой конституцией, распустил бундестаг и назначил новые выборы.
На выборах 19 ноября 1972 СДПГ впервые стала крупнейшей политической силой в бундестаге (230 мест). Впервые СДПГ удалось победить ХДС в католическом Сааре. Блок ХДС/ХСС получил примерно столько же мест в парламенте (225), но его представительство уменьшилось по сравнению с 1969 на 17 мест. СвДП была вознаграждена за свое участие в коалиции приростом своей фракции в бундестаге (41 место). Решающим фактором на этих выборах оказался международный престиж Вилли Брандта.
Однако левое крыло СДПГ требовало более энергичного проведения реформ внутри страны (некоторые депутаты были в недавнем прошлом студенческими лидерами). Зимой 1974 Германия ощутила на себе последствия мирового нефтяного кризиса. В стране усилилась инфляция, росло число безработных. Социал-демократы проигрывали коммунальные и земельные выборы. В этой тяжелой ситуации положение Брандта сделалось критическим после разоблачения Гюнтера Гильома, личного референта канцлера, оказавшегося восточногерманским шпионом. В мае 1974 Брандт подал в отставку.
Гельмут Шмидт преемник Брандта. Новым федеральным канцлером стал Гельмут Шмидт, министр экономики в правительстве Брандта. Социал-демократ из Гамбурга, Шмидт успешно преодолевал экономические трудности, возникшие в стране. Сократив государственные расходы и увеличив процентные ставки, он сдержал темпы инфляции. К 1975 Западная Германия преодолела кризис, добившись солидного активного сальдо платежного баланса и относительно низких темпов инфляции. Тем не менее после выборов 1976 блоку ХДС/ХСС вновь удалось сформировать самую крупную фракцию в парламенте, поскольку правительство не могло эффективно справиться с двумя другими проблемами: вспышкой терроризма и отношениями между Западом и Востоком. В середине 1970-х годов группировка «Фракция Красной Армии» ( «Rote Armee Fraktion», RAF), известная также под названием «группы Баадер Майнхоф», совершила ряд террористических актов. В октябре 1977 RAF похитила, а затем и убила Ханса Мартина Шлейера, президента западногерманского союза предпринимателей. Правые во главе со Ф.Й.Штраусом постарались извлечь пользу из этого события, обвинив правительство в неспособности пресечь терроризм, а левую и социал-демократическую интеллигенцию в поощрении террористов своей критикой капитализма и западногерманского общества.
В конце 1970-х и начале 1980-х годов на первый план вышли вопросы оборонной политики. Под давлением США НАТО в 1979 взяло курс на одновременную модернизацию вооружения (включая находящиеся под американским контролем ракеты с ядерными боеголовками, размещенные в ФРГ) и обсуждение инициатив по разоружению с Советским Союзом. В Западной Германии развернулось активное движение за мир и защиту окружающей среды.
Христианские демократы возвращаются к власти. Вскоре после выборов в бундестаг 1980, когда коалиции СДПГ СвДП удалось слегка увеличить свое большинство в парламенте, ее способность управлять страной была подорвана серьезными внутренними раздорами. Брандт, сохранивший пост председателя СДПГ, под влиянием своей жены стал исповедовать более левые взгляды и вместе с рядом депутатов образовал внутри партии анти-шмидтовскую группировку. СДПГ разрывалась разногласиями по вопросам оборонной и социальной политики, в СвДП преобладали сторонники увеличения расходов на оборону и снижения затрат на социальные нужды. На земельных выборах 1981–1982 ХДС/ХСС и «Зеленые», новая партия, выступавшая за усиление защиты окружающей среды, прекращение роста промышленного производства и отказ от использования атомной энергии и ядерного оружия, увеличили свое представительство в ландтагах, тогда как СДПГ и СвДП потеряли часть избирателей. Свободные демократы даже опасались, что не смогут преодолеть 5-процентного барьера на следующих выборах в бундестаг. Отчасти по этой причине, отчасти из-за разногласий с социал-демократами по вопросу о государственных расходах СвДП вышла из коалиции с СДПГ и присоединилась к блоку ХДС/ХСС. Христианские демократы и свободные демократы договорились о смещении канцлера Шмидта, поставив на голосование в бундестаге «конструктивный вотум недоверия» (в ходе такого голосования одновременно выбирается новый канцлер). В качестве кандидата на пост канцлера был выдвинут лидер ХДС Гельмут Коль. 1 октября 1982 Гельмут Коль стал новым федеральным канцлером.
Политик из земли Рейнланд-Пфальц, Коль в мае 1973 сменил ушедшего в отставку Р.Барцеля на посту председателя ХДС. Вскоре после своего избрания Коль назначил выборы в бундестаг на 6 марта 1983. На этих выборах блок ХДС/ХСС, выступавший за снижение расходов на социальные нужды и уменьшение вмешательства государства в экономику, за возврат к традиционным немецким ценностям (прилежания и самопожертвования), за размещение в случае необходимости новых американских ракет средней дальности, способных нести ядерное оружие, для противостояния аналогичным советским ракетам SS-20 (название по натовской классификации), существенно улучшил свои позиции в бундестаге. Вместе со своими партнерами по коалиции (СвДП получила 6,9 % голосов) блок ХДС/ХСС завоевал солидное большинство в парламенте. «Зеленые», набрав 5,6% голосов, впервые вошли в бундестаг. Социал-демократы во главе со своим кандидатом на пост федерального канцлера Хансом Йохеном Фогелем, понесли большие потери.
На первых порах казалось, что политическая удача отвернулась от нового канцлера. В 1985 совместное посещение канцлером Колем и президентом США Р.Рейганом военного кладбища в Битбурге вылилось в публичный скандал, поскольку выяснилось, что на этом кладбище похоронены также солдаты и офицеры эсэсовских военных частей «Ваффен-СС».
Предсказания скорой политической смерти Коля оказались преждевременными. В 1989, когда пало восточногерманское руководство, Коль быстро перехватил инициативу и возглавил движение за объединение Германии, обеспечив себе ближайшее политическое будущее.
Берлинская проблема, 1949–1991 Более 40 лет, протекших после Второй мировой войны, Берлин служил барометром, чутко реагировавшим на изменения отношений между США и СССР. Оккупация города в 1945 войсками Большой четверки символизировала единство военного союза, направленного против нацистской Германии. Но вскоре Берлин превратился в средоточие всех противоречий «холодной войны». Отношения между Востоком и Западом крайне обострились после того, как в 1948–1949 Советский Союз организовал блокаду западных секторов города.
В самом Берлине блокада ускорила процесс разделения города, являвшегося самостоятельной территориальной единицей, не входящей ни в одну из четырех оккупационных зон Германии. Город разделился на западную и восточную части. Западные сектора стали неотъемлемой частью западногерманской экономики. Благодаря немецкой марке и западногерманским субсидиям Западный Берлин достиг уровня благосостояния, который резко контрастировал с положением в ГДР. В политическом отношении Берлин не считался официально частью ФРГ, поскольку сохранялась оккупация города войсками четырех держав-победительниц.
Западный Берлин как магнит притягивал восточногерманских граждан. В период 1948–1961 сотни тысяч беженцев попадали в ФРГ через Западный Берлин. В конце 1950-х годов советское правительство и восточногерманское руководство проявляли растущую озабоченность оттоком населения из ГДР. После строительства Берлинской стены, разделившей город и изолировавшей его западную часть, въезд в Западный Берлин и выезд из него стал невозможен без разрешения восточногерманских властей. Восточная Германия настаивала на том, что советский сектор является неотъемлемой частью ГДР.
Западные союзники добивались сохранения своих прав в Западном Берлине и подержания его экономических и культурных связей с Западной Германией. Ситуацию в Берлине в последующее десятилетие можно охарактеризовать как мучительный тупик. Контакты между Восточным и Западным Берлином были сведены к минимуму. В 1963 Вилли Брандт убедил правительство ГДР разрешить западноберлинским гражданам посещать родственников в Восточном Берлине по праздникам (на Рождество, Пасху и т.п.). Но жителям Восточного Берлина не разрешалось совершать поездки в Западный Берлин. Важные изменения произошли после того, как советско-американская разрядка и осуществление западногерманской восточной политики проложили путь к новому соглашению по Берлину (сентябрь 1971). Советская сторона не допустила существенного увеличения движения через пограничные пункты в Берлинской стене, но согласилась уважать права западных держав в Западном Берлине, как и западноберлинские связи с Западной Германией. Западные союзники пошли на официальное признание ГДР.
Ситуация продолжала сохраняться на этом уровне вплоть до драматических событий 1989, когда крах восточногерманского режима привел к быстрому и неожиданному объединению города. 9 ноября 1989 Берлинская стена была открыта, и впервые после 1961 жители обеих частей города получили возможность беспрепятственно перемещаться по всему Берлину. Стена была снесена и в декабре 1990, вскоре после официального объединения Германии, от этого ненавистного символа разделенного города не осталось и следа. Жители обеих частей Берлина избрали правящего бургомистра всего города, им стал Эберхард Дипген (ХДС), бывший правящий бургомистр Западного Берлина. В середине 1991 бундестаг постановил перенести столицу Германии из Бонна в Берлин.