Содержание
«Военная Литература»
Общая история

Кипр

КИПР, Республика Кипр, государство, расположенное на одноименном острове в восточной части Средиземного моря. С 1974 северный Кипр оккупирован турецкими войсками и именуется Турецкой Республикой Северного Кипра. Кипр расположен в 64 км к югу от Турции, в 96 км к западу от Сирии и в 370 км к северу от Египта. Площадь 9251 кв. км (в том числе турецкой части — 3355 кв. км). Население 756 тыс. человек (1998), в том числе в турецкой части — 200 тыс. Столица — город Никосия (191 тыс. жителей, в том числе в турецкой части 40 тыс.).

У южного берега Кипра обнаружено неолитическое поселение, существовавшее более 6000 лет до н.э. Кипр бурно развивался в бронзовом веке благодаря наличию рудных месторождений и благоприятному географическому положению в восточном Средиземноморье. Остров испытал влияние минойской, карийской, финикийской и греческой культур. Кипр стал одним из культурных и торговых центров древнегреческого мира. Позднее он последовательно подчинялся Ассирии, Египту, Персии, Македонии, эллинистическому Египту и, наконец, Риму. Христианство на Кипре было введено в середине 1 в. н.э. Когда римский император Константин официально признал христианство в 4 в. н.э., большинство киприотов уже исповедовали эту религию. С переходом от эллинизма к христианству Кипр был вовлечен в орбиту византийской цивилизации.

В 7–10 вв. Кипр подвергался нашествиям арабов, но они не смогли надолго установить контроль над островом. Английский король Ричард Львиное Сердце захватил Кипр в 1191 и отдал его Ги де Лузиньяну. На острове утвердилась феодальная монархия династии Лузиньянов. Представители правящего класса говорили на французском языке. В 13–14 вв. Кипр использовался как база для крестовых походов в Палестину, Малую Азию и Египет. Постепенно установилось господство итальянских купцов. В 1489 остров захватила Венецианская республика, которая удерживала власть над ним в течение почти 100 лет. В 1571 Кипр завоевали турки-османы, которые господствовали там 300 лет. В 1878 турецкий султан Абдул-Хамид II, потерпев жестокое поражение в войне с Россией, был вынужден заключить оборонительный союз с Великобританией и, по условиям договора, уступил ей власть над Кипром.

В начале Первой мировой войны, в ноябре 1914, когда Турция выступила на стороне Германии, Великобритания официально аннексировала Кипр. Остров получил статус колонии в 1925, для управления ею был назначен британский губернатор. С самого начала британской оккупации греки-киприоты под руководством православной церкви систематически проводили компанию за энозис, т.е. объединение с Грецией. Англичане отвергли требования греков-киприотов, но предоставили им некоторые конституционные права, учредив законодательный совет. В 1931, когда греческое большинство населения от выдвижения требований об энозисе перешло к вооруженным выступлениям, законодательный совет был распущен. В 1943 англичане впервые после 12-летнего перерыва провели муниципальные выборы и обещали, что вопрос о самоуправлении острова будет положительно решен после окончания Второй мировой войны. Однако требования об энозисе не прекращались.

В послевоенный период греки-киприоты возобновили политическую агитацию, требуя права на национальное самоопределение и объединение с Грецией. Когда Великобритания снова отклонила это требование, предложив взамен некоторое расширение самоуправления, правительство Греции поддержало требования греков-киприотов и передало этот вопрос на обсуждение ООН в декабре 1954. Однако просьба Греции была положена под сукно. Видя, что ООН не желает принимать никаких мер, Национальная организация кипрских борцов (ЭОКА) в апреле 1955 развернула партизанскую войну против англичан. В августе того же года Великобритания созвала трехстороннюю конференцию с участием англичан, Греции и Турции для обсуждения положения на Кипре. Она не увенчалась успехом. Ситуация обострялась.

Глава православной церкви Кипра архиепископ Макариос, возглавлявший движение за самоопределение страны и объединение с Грецией, был обвинен англичанами в пособничестве ЭОКА и 9 марта 1956 сослан на Сейшельские о-ва. В течение последующих трех лет Кипр пережил военное положение, всеобщие забастовки, акты терроризма и атмосферу тотального страха. В вооруженных столкновениях погибло ок. 500 человек. Сотни киприотов были заключены в тюрьмы и концентрационные лагеря. Отношения между Великобританией, Грецией и Турцией (все они входили в НАТО) были серьезно испорчены.

В июне 1958 Великобритания провозгласила «план партнерства», обеспечивавший бльшую автономию греческой и турецкой общинам в их внутренних делах при сохранении британского суверенитета над Кипром. Турция приняла этот план, но Греция и архиепископ Макариос отклонили его. Однако значение плана состояло в том, что он придал импульс идее создания независимого Кипра. Великобритания соглашалась предоставить независимость при условии обеспечения ее стратегических интересов в этом регионе. 11 февраля 1959 в Цюрихе Греция и Турция пришли к соглашению об «основной структуре Республики Кипр». 19 февраля в Лондоне было подписано соглашение между Грецией, Турцией, Великобританией, архиепископом Макариосом и доктором Фазилем Кучуком, представлявшими соответственно общины греческих и турецких киприотов.

Это соглашение предусматривало предоставление Кипру независимости, исключало возможность его объединения с Грецией или раздел острова, а для обеспечения стратегических интересов Великобритании ей предоставлялись две военные базы. Гарантами независимости нового государства становились Великобритания, Греция и Турция. 16 апреля 1960 была провозглашена независимость Кипра, и в том же году он был принят в ООН. В 1961 Кипр стал членом Содружества, возглавляемого Великобританией.

Соглашение 1959 определяло конституционную структуру Республики Кипр, а также права и гарантии для обеих общин. Несмотря на это, противостояние греческих и турецких киприотов не было устранено, поскольку многие важные вопросы остались нерешенными.

Конституционный кризис дал возможность новоизбранному президенту Макариосу предложить существенные поправки к конституции. Эти предложения были отвергнуты Турцией и руководством турок-киприотов. В декабре 1963 разгорелся жестокий вооруженный межобщинный конфликт, завершившийся расколом в правительстве и полным размежеванием общин. Кроме того, отношения между Грецией и Турцией настолько обострились, что каждая из этих стран угрожала ввести свои войска на остров. В марте 1964 Совет Безопасности ООН направил на Кипр свои силы по поддержанию мира.

С декабря 1963 управление Кипром осуществлялось в условиях конституционного кризиса. Сразу после вспыхнувшего межобщинного конфликта вице-президент Кучук, турецко-киприотские министры, члены палаты представителей и чиновники перебрались в турецкую часть Никосии и отказались участвовать в управлении страной. Они установили контроль над рядом районов Кипра, где в целом проживало менее половины всех турок-киприотов, и руководствовались своими законами. В течение 10 лет власть правительства Кипра фактически осуществлялась от лица греков-киприотов.

В 1968 начались переговоры между двумя общинами. Греки-киприоты выступали за сохранение государственного единства, тогда как турки-киприоты предпочитали федеративную систему. Греки-киприоты рассматривали турецкую общину как меньшинство. Турки-киприоты требовали предоставления равного статуса с греческой общиной. Существовала и небольшая воинствующая группа греков-киприотов, требовавшая немедленного энозиса с Грецией. В 1973 Макариос был вновь избран президентом.

Турецкое вторжение. В июле 1974 национальная гвардия греков-киприотов по приказу военной диктатуры, правившей в Греции, свергла Макариоса, который покинул страну. Турция, опасаясь, что государственный переворот приведет к энозису, высадила на Кипре многотысячный экспедиционный корпус. Было достигнуто соглашение о прекращении военных действий, так как в тому времени военная хунта в Греции пала. Турки потребовали автономии в составе федеративного Кипра, состоящего из двух зон. Однако переговоры по этому вопросу в Женеве провалились. В августе Турция развернула новые военные операции, завершившиеся оккупацией северных районов (37% общей площади острова). Около 200 тыс. греков-киприотов бежали в южную зону, а 40 тыс. турок-киприотов — в северную, что сопровождалось убийствами с обеих сторон.

В декабре 1974 Макариос вернулся из изгнания и приступил к исполнению президентских обязанностей. В феврале 1975 в северной зоне было провозглашено Федеративное Турецкое Государство Республики Кипр, его президентом стал Рауф Денкташ. После смерти Макариоса (август 1977) президентом Кипра в 1978 был избран Спирос Киприану, переизбранный в 1983. Он твердо проводил курс на сохранение единства страны. Греки-киприоты, особенно женщины, иногда устраивали бурные демонстрации, требуя возвращения в родные деревни на севере Кипра.

В ноябре 1983 Денкташ провозгласил независимость северной зоны в качестве Турецкой Республики Северного Кипра, которая была признана только Турцией. Связи между обеими частями страны фактически прервались. На президентских выборах в феврале 1988 победу одержал Георгиос Василиу, беспартийный предприниматель, пользовавшийся поддержкой социалистов и коммунистов. Наметилась некоторая разрядка в отношениях между обеими частями Кипра. В мае 1989 были отведены войска из 24 пограничных постов на «зеленой линии», разделявшей Никосию; на острове остались 2,3 тыс. военнослужащих контингента ООН и в десять раз большее число турецких солдат. В 1990 Денкташу удалось добиться переизбрания.

1990-е годы проходят под бременем нерешенных проблем, связанных с расколом страны в 1974. Обе ее части — Республика Кипр и Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК), поддерживаемая Турцией, фактически стали совершенно обособленными территориями.

В 1984 ТРСК в принципе согласилась на передачу анклава Вароша-Мараш, вывод иностранных войск (турецких и греческих), открытие международного аэропорта в Никосии и обсуждение проблем свободы передвижения, свободы выбора местожительства и прав на собственность. Принятие этих принципов ТРСК поставила в зависимость от согласия Республики Кипр на трактовку термина «федерация» как образования, в котором каждая община будет располагать особыми правами, входящими в компетенцию центрального правительства. В 1990-х годах переговоры были прерваны, когда президент Денкташ выдвинул идею самоопределения «народов», а не «общин».

В 1992 Генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали предложил «набор идей» в дополнение к предложениям, выдвинутым в 1984. ООН предложил создать на Кипре федеративную республику с президентом из греков-киприотов и вице-президентом из турок-киприотов. ТРСК отклонила ряд аспектов предложений ООН, потребовав, чтобы каждая из зон острова была суверенной, а возвращение беженцев в ТРСК сопровождалось такими жесткими условиями, которые сделали бы его практически невозможным.

В 1992–1994 был проведен ряд совещаний под эгидой ООН, но все они оказались безуспешными. В 1993 Главкос Клиридес сменил Георгиоса Василиу на посту президента Республики Кипр. Клиридес победил благодаря поддержке греков-киприотов правонационалистической ориентации. Он отклонил «набор идей» ООН. На жесткий курс Клиридеса Денкташ ответил столь же жесткими мерами. Позиция ТРСК была ужесточена запретом, введенным ЕС в июле 1994 на экспорт цитрусовых и томатов — двух основных экспортных культур ТРСК и источника иностранной валюты. Негодование ТРСК усиливалось тем, что она восприняла этот запрет как попытку ЕС заставить принять «набор идей» ООН.

Отношения Республики Кипр с ЕС были важнейшим аспектом политики острова в 1990-х годах. Республика Кипр подала заявление о вступлении в ЕС в 1990. Переговоры по этому вопросу были назначены на январь 1998. ТРСК заявляла, что будет противодействовать принятию Республики Кипр в ЕС до тех пор, пока Турция не будет допущена в ЕС. В 1997 было предпринято множество дипломатических усилий с целью найти выход из этого тупика, но все они были обречены на неудачу. Противодействие Турции приему Республики Кипр в ЕС усугублялось наличием важных нерешенных геополитических и геостратегических проблем. Между Турцией и Грецией не были решены вопросы о разделе территориальных вод, шельфа и воздушного пространства в районе Эгейского моря, обращения с турецким меньшинством во Фракии, оказания помощи и поддержки Рабочей партии Курдистана (ПКК) со стороны Греции. С 1984 ПКК и турецкое правительство находятся в состоянии гражданской войны.

4 января 1997 правительство Республики Кипр сообщило о своем намерении приобрести в России управляемые ракеты типа «земля-воздух» S-300 с радиусом действия 150 км и разместить их близ города Пафос. «Ракетный кризис» породил ряд заявлений о наращивании вооружений. Турция объявила о намерении расширить свой контингент войск в ТРСК до 35 тыс. человек, а численность турецких поселенцев — до 100 тыс. человек. При правлении президента Клиридеса вооруженные силы Республики Кипр были тесно интегрированы с греческими. Все это предвещало обострение конфликта в конце 1990-х годов. Несмотря на рост напряженности в середине 1990-х годов, обращению Республики Кипр о принятии в ЕС был дан ход. Переговоры официально начались 31 марта 1998. ЕС заявил, что вопрос будет рассматриваться независимо от политической ситуации на острове. ТРСК пригрозила, что будет вынуждена пойти на еще более тесную интеграцию с Турцией в случае принятия Республики Кипр в ЕС.

Кипрская проблема образует лишь часть комплекса противоречий между защищающей свои позиции Грецией с 10-миллионным населением и бурно развивающейся Турцией с 66-миллионным населением. Очевидно, что усилия ООН, международных организаций и ЕС по разрядке ситуации на Кипре будут встречать большие трудности.

Напряженность, возросшая в 1997, сохранялась и в следующем году. Усилия ведущих европейских и американских дипломатов не помогли достичь соглашения между обеими сторонами. Денкташ, опираясь на поддержку Турции, настаивал на «конфедерации», состоящей из двух независимых государств. Клиридес, поддерживаемый Грецией, выдвигал условие, что любое соглашение должно основываться на «двухзональном» и «двухобщинном» решении. Между тем официальные представители Республики Кипр и Греции неоднократно заявляли о предстоящем размещении управляемых ракет S-300. Это привело к упрочению военных связей обеих сторон на Кипре с их партнерами на материке. ТРСК подписала в 1998 новые экономические соглашения с Турцией, которые привели к их экономической «интеграции». Тесные узы между ТРСК и Турцией упрочились, когда из-за засухи в северном Кипре пришлось наладить массовую транспортировку воды с материка. Зависимость ТРСК от Турции по линии водоснабжения, вероятно, сохранится и в 21 в. Республика Кипр, в свою очередь, заявила о наличии прочного военного альянса с Грецией и о том, что последняя придет на помощь, если Турция предпримет нападение на районы дислокации S-300.

В конце 1998 стало ясно, что «ракетный кризис» на Кипре как символ всего конфликта неразрывно связан с более широкими геополитическими и геостратегическими интересами Греции и Турции. Греция заключила или стремилась заключить союзы с Сирией, Арменией, Ираном, Египтом и Россией, направленные против Турции. Турция подписала в 1996 соглашения о сотрудничестве в военной и разведывательной области с Израилем, а в 1998 их отношения приняли характер союза. Летом 1998 турецкие летчики обучались в Израиле тактике выведения из строя ракет S-300. Сотрудничество Турции с Израилем должно было продемонстрировать их намерения усилить свою военную мощь в Эгейском море, почти целиком находящемся под контролем Греции, и в восточной части Средиземного моря. Политика Греции и Республики Кипр в отношении размещения российских ракет S-300 в южной части острова была направлена на ограничение геополитической и геостратегической экспансии Турции. В 1999 правительство Кипра отказалось от размещения российских ракет на острове; вместо этого они будут установлены на греческом о.Крит.

Важное стратегическое значение Кипра для планов обеспечения безопасности Греции и Турции свидетельствует о маловероятности того, что конфликт между Республикой Кипр и ТРСК может быть неожиданно решен с помощью войны между Грецией и Турцией. ЕС, США, НАТО и ООН решительно выступают против военных действий между турками и греками на Кипре или между Турцией и Грецией.

Содержание