Рудаков Владимир Николаевич
Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII-XV вв.

Сайт «Милитера» («Военная литература»): militera.lib.ru и militera.org
Издание: Рудаков В. Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII-XV вв. — М.: Квадрига, 2009
Дополнительная обработка: Hoaxer (hoaxer@mail.ru)
Рудаков В. Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII-XV вв. — М.: Квадрига, 2009. — 248 с., илл. — Тираж 1000 экз. — ISBN 978-5-904162-09-2
Аннотация издательства: Ордынская тема — важнейшая в средневековой русской литературе. Монгольское нашествие представляло собой рубежный момент в истории Руси и именно так воспринималось современниками событий и ближайшими потомками. Реконструкция представлений о монголо-татарах, предпринятая на материале памятников древнерусской литературы, позволила определить наиболее важные аспекты восприятия ордынцев, проследить эволюцию взглядов средневековых авторов на феномен завоевания и выявить наиболее характерные способы изображения «поганых». Интерпретация деталей описания, содержащих оценочные характеристики монголо-татар, позволила выявить установки сознания XIII-XV веков, определявшие систему координат, с которой древнерусские книжники подходили к осмыслению и изображению происходящих событий. В. Н. Рудаков сумел заметить и прояснить восприятие русскими людьми пришельцев, предопределившее и результаты нашествия, и длительность пребывания земель под властью ордынских ханов, и освобождение от ордынского владычества. Ключом к пониманию восприятия книжником татар стали тексты исторических источников, упущенные предшественниками: так называемые общие места, устойчивые формулировки, цитаты из Библии и святоотеческой литературы. В. Н. Рудаков основывается на системе доказательств, которые могут быть проверены каждым. В основе выводов — максимально точное выявление смысла, заложенного автором источника в его текст, что дает ему возможность понять своего «собеседника из прошлого». Такой подход позволил по-новому увидеть события, известные каждому со школьной скамьи, увидеть нашу историю глазами человека, который историю «делал», а, значит, лучше понять его — и себя самого.