Содержание
«Военная Литература»
Биографии

«Оборонять до последней возможности!»

Фашистское командование в первые недели войны не учитывало боевых возможностей Черноморского флота и полагало, что на Украине вермахт выполнит поставленные задачи без помощи военно-морских сил и после захвата с суши Одессы и Севастополя, затем и портов на Кавказе советский Черноморский флот прекратит существование. Поэтому и немногочисленные корабли королевской Румынии редко выходили из своих баз. Положение парадоксальное — у черноморцев, в сущности, не было достойного морского противника. Лишь наши подводные лодки охотились за редкими транспортами, вела боевые действия Дунайская флотилия. Ближайшие задачи эскадры определились с выходом противника к морю северо-восточнее Одессы. Доставить защитникам Одессы все необходимое можно было только морем. Кораблям Владимирского предстояло обеспечить переходы транспортов в конвоях и артиллерийскую поддержку своих войск на приморском фланге. [34]

Боевая работа началась незамедлительно. 13 августа эсминцы-»новики» уже вели огонь по позициям врага восточнее Одессы. 22 августа крейсер «Красный Крым» и два эсминца, доставив в Одессу тысячный отряд морской пехоты, вышли в море и нанесли артиллерийский удар по врагу. В последних числах месяца обстрел вели крейсер «Червона Украина», лидер «Ташкент» и три эсминца.

Свою роль как флагмана, задачу своего штаба Владимирский в эти дни в своем дневнике сформулировал так: «1. Иметь корабли в высокой боевой готовности. 2. Добиться отличной подготовки к артстрельбам по берегу. 3. Повышать готовность к отражению атак авиации, постоянно помнить о минной опасности. Обобщать, внедрять боевой опыт». За каждым из этих пунктов кроется многое. Ведь корабли эскадры под Одессой уже подверглись налетам «хейнкелей» и «юнкерсов». Гитлеровская авиация имела уже двухлетний опыт войны, ее самолеты топили корабли англичан в Северном и Средиземном морях. Поэтому Владимирский проводил тщательные разборы действий кораблей под Одессой. На развешанных в кают-компании линкора схемах он показывал, как выходят вражеские бомбардировщики и торпедоносцы в атаку, напоминал, что впереди встреча с самыми опасными для кораблей бомбардировщиками — пикирующими. Командиры кораблей заносили в записные книжки схемы атак самолетов, дальности, на которых должна открывать огонь артиллерия, способы и характер маневров уклонения...

Результатом работы штаба эскадры, и прежде всего ее командующего, были новые указания по противовоздушной обороне кораблей, корректирующие установленные до войны правила. Владимирский добился срочной установки на «Ташкент» башни с двумя 85-мм зенитными орудиями (о необходимости усиления ПВО лидера не забывал еще с Ливорно). Все вводимое новое — из анализа боевого опыта первых недель войны. Он дотошно выспрашивал подробности боев у командиров, побывавших под Одессой. Его интересовало, [35] насколько кучно падают бомбы, сколько секунд они летят после отрыва от бомбардировщика, с каких курсовых углов выходят самолеты в атаку, как маневрируют, сбросив бомбы или торпеду. Командир эсминца «Беспощадный» Г. П. Негода вспоминает, что на его вопрос: «Разве в бою до таких мелочей?» — Владимирский ответил запомнившимися словами: «Настоящий командир всегда в большей или меньшей степени исследователь. Особенно в бою!» В следующих походах в Одессу командиры старались запомнить детали тактических приемов вражеской авиации и береговых батарей. В результате боевой опыт немедленно становился общим достоянием. Ко времени перебазирования с аэродромов Греции и Италии на Украину 10-го авиакорпуса «люфтваффе» на черноморской эскадре умели отражать удары с воздуха.

В это же время враг усилил свои атаки по всей линии обороны Приморской армии, защищавшей Одессу. Крейсера и эсминцы почти ежедневно поддерживали огнем «приморцев», несмотря на то что тридцать восемь вражеских орудий держали под прицелом входной фарватер в Одессу и акваторию порта. 12 сентября началось второе наступление на город. Но боевые корабли прорывались в Одессу, подавляя огонь румынских батарей. Тогда против наших конвоев стала активней действовать немецкая авиация. 17 сентября из Новороссийска в Одессу вышел конвой. Крейсер «Червона Украина» и три эсминца охраняли транспорты с войсками. Так началась переброска 157-й стрелковой дивизии. Это было огромной помощью со стороны Ставки защитникам Одессы.

Впервые после начала войны немцы нанесли по конвою совместный удар торпедоносцами и бомбардировщиками. Корабли охранения, выполняя приказ Владимирского, самоотверженно прикрывали транспорты, отразили все атаки с воздуха и доставили в Одессу 7 тысяч бойцов, орудия и танки без потерь. Дивизию перебросили через все Черное море, не потеряв ни одного человека! [36]

Получив подкрепление, Приморская армия, обороняя Одессу по приказу Ставки «до последней возможности», остановила противника и подготовилась к контрудару. Впервые с начала войны он должен был сопровождаться морским десантом. Командовать десантной операцией комфлот поручил Владимирскому.

По плану операции полк морской пехоты к месту высадки доставляли крейсера «Красный Кавказ» и «Красный Крым», сопровождаемые тремя эсминцами. На крейсера взяли по семь баркасов, но высадка только с их помощью заняла бы слишком много времени — до рассвета не закончить. Для ускорения переброски десанта с крейсеров на берег из Одессы должен прийти отряд высадочных средств — канонерская лодка, буксир и катера.

21 сентября Владимирский вышел из Севастополя в Одессу на эсминце «Фрунзе», чтобы согласовать с командующим Одесским оборонительным районом (OOP) контр-адмиралом Г. В. Жуковым план взаимодействия при высадке десанта. Рядом с ним на мостике капитан 1-го ранга С. Н. Иванов, начальник оперативного отдела штаба OOP. У машинных телеграфов капитан 3-го ранга В. Н. Ерошенко, командовавший «Фрунзе», пока его «Ташкент» в ремонте. Он заменил раненного под Одессой П. А. Бобровникова. Именно в этот день 10-й авиакорпус гитлеровцев впервые после перебазирования поднял в воздух свои пикировщики.

Две трети пути до Одессы прошли спокойно. А после того как открылся Тендровский маяк, все стоявшие на мостике увидели охваченную пламенем канонерскую лодку «Красная Армения», уходящие от нее в сторону берега самолеты. «Фрунзе» застопорил ход, две шлюпки-шестерки поспешили к плавающим в воде людям, сигнальщики передали семафор на буксир ОП-8, с которым только что разошлись встречными курсами. Буксир, решил Владимирский, окажет помощь экипажу канлодки, эсминцу нужно спешить в Одессу. Но тут наблюдатели доложили о приближении самолетов. Владимирский видел, как восемь Ю-87 выстроились [37] в цепочку и начали крутое пикирование. Он узнал эти самые опасные для кораблей пикировщики по неубирающимся шасси — колесам, прикрытыми обтекателями. Ерошенко бросил набиравший скорость корабль в сторону от стремительно приближающихся бомб. Но одна из них взорвалась в опасной близости от кормы. Сквозь пробоину вода ворвалась в кормовые отсеки, вышел из строя руль. Теперь курс можно изменять лишь машинами, уклоняться от бомб труднее. А «юнкерсы» уже снова пикировали... Взрыв на полубаке — эсминец содрогнулся. Ударная волна смяла мостик. Погибли комиссар корабля Д. С Золкин, С. Н. Иванов, ранены Владимирский и Ерошенко.

Владимирский видел, что от пикировщиков не отбиться: израсходован весь зенитный боезапас, затоплены погреба главного калибра. Он приказал идти к Тендровской косе. Ерошенко успел подвести эсминец к отмели. К борту подошел буксир, и адмирал приказал экипажу покинуть корабль. Вслед за ранеными сошли на буксир и остальные «фрунзенцы». Командующий эскадрой и командир оставили корабль последними. Прижимаясь к косе, буксир спешил в Тендровский залив, но «юнкерсы» появились вновь. Бомба взорвалась на корме, и буксир лег левым бортом на песчаную отмель. «Всем плыть к косе!» — скомандовал адмирал. Сам же остался с ранеными, укрываясь от пулеметного огня «юнкерсов» за надстройками полузатонувшего буксира. Наконец пикировщики скрылись...

К семнадцати часам подошел торпедный катер. После того как переправили на берег всех раненых, Владимирский приказал идти полным ходом в Одессу: ведь десантная операция, а значит, и весь задуманный контрудар под угрозой срыва. В штабе OOP ждут оперативные документы — те, что были в портфеле у Иванова и исчезли в пламени взрыва. К часу ночи к побережью у деревни Григорьевка — восточнее Одессы и в тылу приморского фланга врага — подойдут крейсера и эсминцы отряда капитана 1-го ранга С. Г. Горшкова. Если к этому времени или хотя бы несколько позже с [38] ними не встретится отряд из Одессы, до рассвета весь десант на берег высажен не будет. А с первыми лучами солнца наверняка появятся «юнкереы». Крейсера для них желанная цель...

В Одессе Владимирский быстро восстановил по памяти все, что нужно отряду высадочных средств для встречи с крейсерами в районе Григорьевки, послал краткое донесение в Севастополь, сделал перевязку. Вскоре торпедный катер помчал его навстречу «Красному Кавказу». Канлодка, буксир и катера вышли следом.

Флаг командующего эскадрой был» поднят на фок-мачте крейсера, когда на берегу вступили в бой первые роты морской пехоты, высадившиеся с баркасов. Первые донесения радовали: противник в растерянности и оттеснен от моря, десантники продвигаются к Григорьевке. Прошло полчаса, и к крейсерам начали швартоваться корабли и катера отряда высадочных средств. Темп высадки десанта сразу же резко возрос, к пяти утра весь полк был на берегу и наступал навстречу дивизиям Приморской армии.

Крейсера шли полным ходом к Севастополю. Эсминцы остались у Григорьевки, поддерживая огнем продвижение десанта. Впереди по курсу вставало солнце, Владимирский щурил покрасневшие глаза, вглядывался в небо — «юнкереы» не появлялись. Но «Фрунзе», эсминец типа «новик», воевавший всю первую мировую, погиб. Уже после войны Владимирский запишет: «Спуск шлюпок с «Фрунзе» для спасения людей с канлодки — моя дань эмоциям. С появлением «юнкерсов» эсминец не смог развить полный ход — был на малых глубинах. На полном ходу было бы несколько больше шансов уклониться от бомб пикировщиков. «Usus magister egregius» — «опыт — наилучший учитель» (лат.).

Через несколько дней, вернувшись в Севастополь, командиры эсминцев, оставшихся для поддержки десанта, П. М. Буряк, Г. П. Негода и Г. Ф. Годлевский рассказали Владимирскому о полных драматизма боях 22 сентября: корабли выдержали единоборство с «юнкерсами». [39]

Командующий эскадрой понимал, что отныне гитлеровское командование будет учитывать корабли эскадры как немаловажный фактор в боевых действиях на своем приморском фланге. С вражеской авиацией придется иметь дело постоянно.

24 сентября одесситы и защитники города радовались одержанной победе — враг, отброшенный в восточном секторе обороны Приморской армии, уже не мог обстреливать порт и город из орудий. Но в этот самый день гитлеровцы развернули наступление на Перекоп и Армянск. После тяжелых боев мы оставили Армянск, положение в северной части Крыма резко ухудшилось. 29 сентября 1941 года, всего через неделю после успеха контрудара дивизий OOP и десанта Григорьевки, Военный совет флота обратился в Ставку с предложением эвакуировать Одессу. Через день была получена директива: «...Ставка Верховного Главнокомандования решила эвакуировать Одесский район и за счет его войск усилить оборону Крымского полуострова».

Эвакуация началась 1 октября. За неделю в Севастополь были перевезены полки 157-й дивизии, сразу же выступившие на фронт. Потом настала очередь артиллерийских частей. Корабли эскадры — крейсера «Красный Кавказ», «Красный Крым» и «Червона Украина», эсминцы не только надежно охраняли транспорты, но и сами брали на борт тысячи бойцов. Противник не усиливал активности своей авиации, и потерь на переходе морем не было. Значит, гитлеровцы прозевали начало эвакуации Одессы...

13 октября командующий флотом приказал Владимирскому выйти с кораблями в Одессу для эвакуации Приморской армии.

14 октября с наступлением темноты из Севастополя вышли крейсера «Червона Украина» и «Красный Кавказ», сопровождаемые эсминцами. Еще до полуночи отряд встал на якорь на внешнем рейде Одессы. Затемненные корабли и суда не видны, но Владимирский знал, что на рейде и в порту одиннадцать транспортов и шесть других судов, предназначенных [40] для эвакуации войск и воинских грузов. Кроме того, войска примут крейсера, четыре эсминца и четыре базовых тральщика, сторожевые катера и буксиры.

На причале Владимирского ждал командующий Приморской армией генерал-майор И. Е. Петров. Это их первая встреча. Впоследствии они вместе — каждый на своем посту — будут оборонять Севастополь и Кавказ, вместе — уже как командующие фронтом и флотом — будут освобождать Новороссийск и Тамань, высаживать десант в Крыму.

Все вопросы по посадке на корабли и суда и по артиллерийской поддержке кораблям эскадры Владимирский в штабе OOP обсудил вместе с контр-адмиралом Г. В. Жуковым. Но ввести крейсера в порт, как предлагал Жуков, командующий эскадрой отказался: противник может минировать с воздуха гавани и выходной фарватер, нанести удары бомбардировщиками. Решили доставлять войска на рейд тральщиками и катерами. Владимирский был прав: 15 октября порт бомбили немецкие самолеты. Одна из бомб попала в теплоход «Грузия», уже принявший на борт 4 тысячи бойцов. Хорошо, что командир «Незаможника» Бобровников сразу же пришвартовал свой эсминец к теплоходу, высадил на него аварийные партии. Моряки действовали умело и отважно, быстро погасили пожар.

В полдень Владимирский встретил на юте «Червоной Украины» командование OOP. Оставшиеся до выхода часы контр-адмирал Жуков руководил эвакуацией с борта крейсера. Наступало время отхода арьергарда «приморцев» к порту, и, прикрывая его, корабли открыли огонь. К трем часам ночи 16 октября завершилась посадка войск на транспорты. Суда вышли из порта и начали движение к Севастополю под охраной катеров и эсминцев. Тем временем у причалов Одессы тральщики дивизиона Л. Г. Леута приняли на борт части прикрытия и подошли к крейсерам. Командир крейсера Басистый доложил Владимирскому, что на борту 1164 бойца 2-й кавалерийской и 25-й Чапаевской стрелковой дивизий. Мигая синим светом, о конце погрузки передали с «Красного [41] Кавказа». Тральщик под брейд-вымпелом командира дивизиона уходил из порта последним, на причалах не осталось ни одного человека. Около шести утра 16 октября корабли покинули рейд.

Светало, когда крейсера догнали конвой. Владимирский был уверен, что враг опомнится и вышлет авиацию. Много лет спустя маршал Н. И. Крылов, тогда заместитель начальника штаба Приморской армии, напишет в мемуарах, что те 35 тысяч бойцов, которые находились на судах и кораблях, были «по сути дела, весь боевой состав армии». Знал это, конечно, и Владимирский. Он приказал крейсерам занять места мористее цепочки транспортов — «юнкерсы» и «хейнкели» обычно заходят для атаки со стороны моря, да и вставшее солнце слепило наблюдателей. Между тем по плану операции, утвержденному комфлотом, крейсерам с наступлением дня следовало полным ходом отходить к Севастополю. Но Владимирский уже отправил радиограмму в штаб флота: крейсера остаются для охраны транспортов.

Вражеские пикировщики и торпедоносцы появились во второй половине дня со стороны берега. По сигналу Владимирского крейсера полным ходом прорезали строй конвоя, меняя позицию, и прикрыли транспорты. Зенитная артиллерия крейсеров и эсминцев била по рвущимся к конвою «юнкерсам» и «хейнкелям». В бой вступили и наши истребители — конвой уже в зоне их действия...

Было совсем темно, когда Владимирский вошел в кабинет командующего флотом. Октябрьский встал из-за стола, сделал шаг навстречу: «Спасибо!» Обоим трудно скрыть волнение. Флот и его эскадра выполнили важнейшую боевую задачу. На переходе в Севастополь конвой потерял всего лишь один транспорт. На нем не было войск, команду с судна сняли. Немцы лишились двадцати бомбардировщиков, три из них сбили зенитчики. Но дело, разумеется, не в числе сбитых самолетов. Боевые корабли защитили транспорты.

Доставив испытанные в боях части Приморской армии в Севастополь, эскадра и ее командующий внесли свой первый [42] и очень существенный вклад в оборону главной базы Черноморского флота. Трудно себе представить, как бы сложилась осенью 1941 года обстановка в Крыму, если бы это не было сделано. Авиация врага не смогла повторить то, чего ей удалось добиться год назад при эвакуации британских войск из Греции — с материка и с Крита. Тогда англичане потеряли сорок четыре транспорта, три крейсера и шесть эсминцев, еще большее число кораблей получили тяжелые повреждения.

За успешное проведение операции по эвакуации войск из Одессы Л. А. Владимирский был награжден орденом Красного Знамени.

Дальше