Содержание
«Военная Литература»
Биографии

Словарь морских терминов

Амбаркация — посадка войск на корабль.

Ахтерштевень — деревянный брус, соединенный с килем и образующий основу конструкции кормы.

Бак — у парусного судна носовая часть верхней палубы от форштевня до фок-мачты.

Бакштаг — курс судна относительно ветра, при котором его нос составляет с направлением ветра угол более 90°, но менее 180°.

Бейдевинд — курс судна относительно ветра, при котором его нос составляет с направлением ветра угол менее 90°.

Бизань — прямой (т. е. прямоугольный) парус, поднимаемый на бизань-мачте. От палубы вверх — первый.

Бизань-мачта — последняя мачта, считая с носа судна.

Бимс — деталь поперечного набора корпуса судна.

Битенг — металлическая полая тумба, укрепленная на палубе.

Боканцы — деревянные балки на парусном судне; выступали за борт и служили для подвешивания шлюпок.

Бом — слово, прибавляемое ко всем парусам, рангоуту и такелажу, принадлежащим бом-брам-стеньге, т. е. стеньге, продолжающей вверх брам-стеньгу.

Бом-брамсель — прямой парус, поднимаемый на бом-брам-стеньге.

Брам — слово, прибавляемое ко всем парусам, рангоуту и такелажу, принадлежащим брам-стеньге, т. е. стеньге, продолжающей вверх стеньгу.

Брамсель — прямой парус, поднимаемый на брам-стеньге.

Брандвахта — судно, поставленное на рейде, в гавани или в устье реки для наблюдения за входящими или выходящими судами.

Брандер — в парусном флоте судно, наполненное взрывчатыми или горючими веществами. Предназначалось для взрыва или поджога вражеских судов.

Брасы — снасти бегучего такелажа, привязанные к оконечностям реев. Служат для поворота реев в горизонтальной плоскости.

Брать весла на валек — форма приветствия старшего начальника. При этом гребцы шлюпки поднимают весла вертикально, лопастями вверх, лопасти разворачиваются в диаметральной плоскости шлюпки.

Брашпиль — устройство в виде ворота с горизонтальной осью вращения для подъема якоря.

Бриг — двухмачтовое парусное судно для крейсерской и посыльной службы. Имело от 16 до 28 орудий.

Броткамера — помещение на судне для хранения сухарей, муки и сухой провизии.

Брюк — толстый трос, удерживающий пушку при откате после выстрела.

Булини — снасти нижних парусов (фока и грота) и марселей.

Бушприт — часть рангоута; горизонтальное или наклонное дерево, выдающееся с носа судна.

Ванты — снасти, служащие для крепления мачт и стеньг с боков (по бортам).

Ватерлиния — линия на корпусе судна, соответствующая углублению его в воду при загрузке.

Верп — якорь меньшего веса, чем становой (т. е. основной). Завозился на шлюпках и сбрасывался в воду в месте, к которому надо было подтянуть корму судна.

Выбленки — концы тонкого троса, укрепленные поперек вант. Выполняют роль ступенек для взбирающихся на мачты и стеньги.

Вымбовки — деревянные рычаги для вращения шпиля вручную.

Выстрел — рангоутное дерево, перпендикулярное борту, укрепленное концом снаружи борта против фок-мачты.

Гак — крюк.

Галиот — небольшое парусное судно. Имело две мачты с косыми (т. е. треугольными) парусами.

Галс — курс судна относительно ветра. Если ветер дует в левый борт — судно идет левым галсом, в правый — правым галсом.

Ганшпуг (гандшпуг) — рычаг для разворота пушек.

Гельмпорт — отверстие на корме судна для прохода оси руля.

Гиг — вид шлюпки.

Гик — часть рангоута. Горизонтальное дерево, по которому растягивается нижний край парусов — триселя или бизани.

Гитовы — снасти бегучего такелажа, служащие для уборки парусов или подтягивания паруса к рею или мачте, чтобы временно уменьшить его площадь.

Грот — прямой парус, поднимаемый на грот-мачте. От палубы вверх — первый.

Грот-мачта — мачта, следующая в корму за фок-мачтой.

Грот-марсель — прямой парус, поднимаемый выше грота.

Грот-руслени — площадки по бортам судна, к которым крепятся с помощью блоков ванты грот-мачты.

Грот-стень-штаг — снасть для крепления стеньги грот-мачты.

Даглист — левый становой якорь судна, т. е. отдающийся с левого борта.

Двухдечный — двухпалубный.

Дек — палуба; также пространство между палубами, в котором жила команда, на парусном судне.

Дифферент — угол наклона судна в продольной его плоскости.

Дрейф — снос судна с линии курса под влиянием ветра.

Идти в полветра — т. е. когда ветер дует перпендикулярно борту судна. Иначе — в галфвинд.

Идти под грот-марселями в четыре рифа — т. е. с марселями на грот-мачте, площадь которых уменьшена на четыре рифа.

Интрюм — трюм на парусном судне. Находился ниже самой нижней палубы и служил для укладки грузов.

Камели — плоскодонные судна-понтоны. Служили для подводки под судно, подъема его и проводки по мелководью.

Каронада — короткая чугунная пушка большого калибра.

Картуз — мешочек цилиндрической формы из шелка или шерстяной ткани, в котором помещался заряд пороха.

Квартирмейстер — первый унтер-офицерский чин в царском флоте, т. е. младший унтер-офицер.

Киль — продольная часть набора корпуса судна.

Кливер — косой парус, ставящийся впереди фок-мачты.

Клотик — деревянный диск на топе мачты или флагштоке. Имеет шкив для тонкого троса, с помощью которого поднимаются флаги.

Клюз — круглые или овальные отверстия, сквозь которые проходят якорные цепи или канаты.

Книппели — артиллерийские снаряды, состоящие из двух ядер, полуядер или цилиндров, насаженных на концы железного четырехгранного стержня. Применялись для разрушения рангоута и такелажа парусного судна.

Кокор — мешок из кожи или сосуд из меди для доставки к орудиям пороховых зарядов.

Контр-апроши — широкие ходы сообщения, которые осажденные в крепости войска прокладывали за ее пределами навстречу апрошам наступавшего противника с целью контратаки.

Контргалс — курс судна относительно ветра, противоположный тому, которым оно идет в данный момент.

Корвет — трехмачтовое военное судно. Имело 20 — 30 пушек на верхней палубе.

Кранец — деревянный брус или парусиновый мешок, набитый обрубками тросов. Вывешивается за борт и служит для предохранения борта при подходе к причалу и т. д.

Крюйт-камера — помещение на судне для хранения взрывчатых веществ.

Крюйс — слово, прибавляемое к наименованиям части рангоута и такелажа бизань-мачты.

Крюйсель — прямой парус на бизань-мачте, второй от палубы вверх.

Лаг — прибор для измерения скорости судна и пройденного им расстояния.

Лавировка — продвижение парусного судна при встречном ветре переменными курсами.

Линейный корабль — самый большой в парусном флоте. Имел 80 — 100 пушек.

Линия баталии — термин из тактики парусного флота. Обозначает боевой строй эскадры или отдельных ее частей. Обычно строй кильватера, т. е. строй, когда корабли следуют один за другим.

Лиселя — дополнительные косые паруса, поднимаемые при попутном ветре. В переносном смысле — длинные углы накрахмаленного воротника белой рубахи, надеваемой под офицерский или адмиральский сюртук.

Лот — прибор для измерения глубины.

Льяла — водостоки для воды, попадающей на палубы судна.

Марс — площадка на топе мачты.

Марсель — прямой парус, второй от палубы вверх.

Марсовой — матрос, работающий по расписанию на марсе.

Мидель-дек — средняя палуба на парусном судне, на которой размещалась главная артиллерия.

Набор судна — остов его, состоящий из продольных (стрингеры и кили) и поперечных (шпангоуты и бимсы) связей, придающих корпусу форму и прочность.

Нок — оконечность всякого горизонтального рангоутного дерева.

Обсервация — наблюдение береговых предметов и светил (Солнца, Луны, планет и звезд) и определение по ним географических координат судна, т. е. его местонахождения.

Отдать фалы — т. е. отдать (дать свободный ход) трос, при помощи которого поднимается парус или рей, стеньга. Иначе — спустить парус (рей,- стеньгу и т. д.).

Пакетбот — почтовое судно.

Пеленг — направление на предмет от наблюдателя. Измеряется углом между направлением на север и направлением на предмет.

Перт — трос, протянутый под реем. На пертах стоят матросы, работающие с парусами.

Плехт — правый становой якорь судна, т. е. отдающийся с правого борта.

Плутонг — группа пушек одинакового калибра на судне.

Поворот оверштаг — поворот, при котором парусное судно пересекает линию ветра носом.

Поворот через фордевинд — поворот, при котором парусное судно пересекает линию ветра кормой.

Подпертки — короткие тросы, поддерживающие перт, крепятся к рею.

Порт — вырез в борту судна для стрельбы из орудий.

Рангоут — круглые деревянные части парусного вооружения судов для постановки и растягивания парусов; мачты, реи, бушприты и др.

Ревизор — офицер, ведавший на парусном судне хозяйством.

Рей — рангоутное дерево, подвешенное за середину к мачте или стеньге. К реям привязываются паруса.

Рифы — поперечный ряд продетых сквозь парус завязок (риф-сез-ней), с помощью которых можно уменьшить его площадь. Взять рифы — уменьшить площадь паруса.

Румб — курс судна, или направление на предмет. Окружность горизонта делится на 32 румба. Один румб — 11 ?°- Главные румбы — норд, зюйд, ост, вест (север, юг, восток, запад).

Руслени — площадки по бортам парусного судна. С них бросали лот, чтобы измерить глубину.

Рым — металлическое кольцо, продетое в болт с головкой. Служит для крепления или продевания тросов.

Рында — особый сигнал-звон в судовой колокол на парусном флоте в полдень.

Салинг — деревянная рама, устанавливаемая на топе стеньги. Служит для закрепления снастей.

Стаксель — косой парус. Ставится впереди мачт.

Стеньга — часть рангоута, продолжение мачты вверх.

Стать фертоинг со шпрингами — способ стоянки на двух якорях, при котором при перемене ветра судно всегда остается между якорями. Для этого используется специальное устройство — фертоинговая скоба, исключающая перекручивание якорных цепей.

Степс — деревянное или железное гнездо, в которое вставляется мачта.

Счисление — определение географических координат судна по формулам или полученное графически на карте на основании показаний лага и компаса.

Такелаж — все снасти на судне, служащие для укрепления рангоута, для управления им и парусами. Бегучий такелаж — подвижные снасти для подъема парусов, поднятия и спуска части рангоута и т. д. Стоячий такелаж — неподвижные снасти для укрепления рангоута.

Танке — танк, цистерна с водой.

Тендер — в парусном флоте одномачтовое военное судно водоизмещением в 50 — 60 тонн, вооруженное 10 — 12 пушками малого калибра.

Тимберовка — ремонт корпуса деревянного судна.

Топ — верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева (мачты, стеньги).

Требаки, дубки — небольшие парусные торговые суда.

Трисель — дополнительный косой парус, ставящийся на мачте.

Узел — морская единица измерения скорости, одна морская миля (1852 метра) в час.

Фальконет — пушка малого калибра. Состояла на вооружении небольших парусных судов и шлюпок.

Фальшфейер — тонкая бумажная гильза, наполненная пиротехническим составом, горит ярким белым пламенем. Используется для сигналов ночью.

Фелюга (фелюка) — небольшое парусное судно.

Флагдук — специальная ткань, из которой шьются флаги.

Флагшток — древко, установленное на оконечности кормы судна, на котором поднимается кормовой-флаг.

Фок — прямой парус, поднимаемый на фок-мачте. От палубы вверх — первый.

Фок-мачта — первая мачта, считая с носа судна.

Фордевинд — ветер, дующий в корму судна; называется также полным ветром.

Фор-штаг — снасть, поддерживающая фок-мачту.

Форштевень — часть набора корпуса, образующая нос судна. Соединяется с килем.

Фрегат — трехмачтовый военный корабль, второй по величине после линейного корабля, но имеющий большую скорость. Число орудий — до 60.

Швартовы — трос или цепь для привязывания судна к причалу, к другому судну.

Шканечный журнал — журнал, в который заносились в хронологическом порядке все события на судне.

Шканцы — часть верхней палубы от грот-мачты до бизань-мачты.

Шкафут — широкие доски, лежащие по бортам парусного судна и соединяющие бак со шканцами.

Шкоты — снасть, служащая для растягивания нижних углов парусов.

Шлюп — трехмачтовое парусное судно с 20 — 30 пушками на верхней палубе. Больше брига, но меньше корвета.

Шпангоут — поперечное ребро корпуса судна, часть его набора.

Шпигат — отверстие в палубе или в ее сплошном ограждении для слива за борт воды.

Шпиль — устройство в виде ворота с вертикальной осью вращения для выбирания якорных цепей или канатов.

Шпринг — толстый канат, прикрепленный к становому якорю или зерпу.

Штормовая бизань — парус, который ставится на бизань-мачте во время шторма.

Шхиперская часть — т. е. якоря, цепи, канаты, брезенты, блоки, инструмент, краски и т. д.

Ют — надстройка в кормовой части судна, кормовая часть верхней палубы.

Ял — вид шлюпки, имеет от 2 до 8 весел.

Дальше