Содержание
«Военная Литература»
Биографии
Дважды Герой Советского Союза

Амет-Хан Султан

Родился 25 октября 1920 года в городе Алупка в рабочей семье. Мать — татарка (крым.) Отец — лакец. Член КПСС.

Закончил в 1936 году 7 классов местной школы и в 1933 году — железнодорожное ФЗУ. Начал свою трудовую деятельность слесарем, а затем подручным котельного мастера в железнодорожном депо, где комсомольцы избрали его своими вожаком.

С 9-м истребительным полком Амет-Хан Султан прошел боевой путь от Сталинграда до Берлина.

За годы Великой Отечественной войны Амет-Хан Султан совершил 602 боевых вылета, провел 150 воздушных боев, лично сбил 30 и в группе с товарищами — 19 самолетов врага.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 г. удостоен звания Героя Советского Союза, а 29 июня 1945 г. награжден второй медалью «Золотая Звезда».

После Великой Отечественной войны, став летчиком-испытателем, Амет-Хан Султан испытал более 100 серийных и экспериментальных машин, став в ряд выдающихся летчиков-испытателей СССР.

В 1951 году Амет-Хану Султану было присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР», в 1963 году он стал лауреатом Государственной премии СССР.

Амет-Хан Султан был награжден тремя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 степени и Красной Звезды, а также орденом «Знак Почета».

Погиб при исполнении служебных обязанностей.

Орлиное сердце

Когда он пришел в 9-й гвардейский авиационный волк, там уже знали о его подвиге — таране фашистского бомбардировщика в небе Москвы.

И еще свежей была в памяти его неравная схватка с гитлеровцами, в которой самолет Амет-Хана был прошит вражеской очередью. Мотор захлебнулся, и летчику оставалось только одно: покинуть горящую машину на парашюте. Он приземлился на нейтральной полосе Немцы, торопясь захватить живым советского летчика, бросились к нему, и Амет-Хан уже готов был с ними вступить в сражение, чтобы как можно дороже — большим числом уничтоженных гитлеровцев — отдать свою жизнь на этом клочке «ничейной» земли. Но едва успел поставить свой пистолет на боевой взвод, когда до бегущих немцев оставалось 250–300 метров, как увидел поднявшихся в атаку со стороны наших позиции советских бойцов. «Они отбили охоту гитлеровцам, — рассказывал он, — поживиться Амет-Ханом».

— Теперь я вижу, что незря они меня отбили, — шутил уже в кругу своих новых однополчан Амет-Хан. — В хорошую, видно, компанию я попал, и спасибо им за это.

А «компании» летчиков полка тоже понравился живой, очень подвижный, с открытой улыбкой, с завидным чувством юмора и неподдельной сердечностью Аметка, как любовно прозвали его гвардейцы

В начале Амет-Хана определили в 3-ю авиаэскадрилыо Героя Советского Союза Ивана Королева, но вскоре сам И. Г. Королев рекомендовал его на должность командира этой эскадрильи в связи со своим назначением на должность штурмана полка.

Несмотря на свою молодость, Амет-Хан был тогда самым молодым в полку комэском, он проявлял должную волю, настойчивость и незаурядные командирские способности, когда дело касалось выполнения боевого задания. Можно было лишь удивляться его способности видеть в воздухе все и всех. Он был строг и точен в выполнении боевых приказов. Но в случае необходимости не боялся проявить инициативу.

* * *

Как-то в районе Городища комэск повел на сопровождение штурмовиков семь истребителей. Когда стали штурмовать наземные войска противника, Амет-Хан заметил, что несколько «юнкерсов» бомбят наш передний край. Оставив звено для прикрытия штурмовиков, Амет-Хан с остальными истребителями поспешил навстречу врагу и завязал с ним бой. В короткой ожесточенной схватке наши летчики сбили три вражеские машины. После этого истребители во главе с Амет-Ханом вернулись к своим штурмовикам и благополучно довели их до своего аэродрома.

Получив новые самолеты «Яковлев-1», Амет-Хан и летчики его эскадрильи приняли участие в выполнении полком особо важной задачи — уничтожении транспортной авиации противника, поставляющей боеприпасы и продовольствие немецко-фашистским войскам, окруженным в районе Сталинграда.

С 10 октября 1942 года по 4 января 1943 года полк производил полеты с аэродромов Зеты и Трудолюбие. Амет-Хан участвовал в разгроме группы транспортных самолетов Ю-52, следовавших под прикрытием «мессеров» к Сталинграду. Четыре «юнкерса» и один Me-109 сбили в тот день летчики полка, два из них сбил Амет-Хан. Через два дня Амет-Хан Султан сбил бомбардировщик противника «Хейнкель-111».

«Как летчик, отлично владеющий самолетом Як-1, — писал командир полка Шестаков, — Амет-Хан не имеет себе равных. Как командир он требователен к себе и к подчиненным».

«Товарищ Амет-Хан, — писал заместитель командира полка по политической части Н. А. Верховен,, — только на Сталинградском фронте произвел 110 боевых вылетов, участвовал в 51 воздушном бою и лично сбил 6 самолетов противника... Амет-Хан Султан является грозой фашистских воздушных пиратов. Одно имя «Амет-Хан Султан» приводит в смятение фашистов. Амет-Хан — яркое олицетворение советского аса»{35}.

Амет-Хан восторженно встретил весть о ликвидации Сталинградской группировки немецко-фашистских войск, а затем и о начавшемся наступлении наших армий Южного фронта.

Мужество и отвагу проявил Амет-Хан в воздушном бою 25 марта сорок третьего года, когда уже развернулось сражение за освобождение Дона и Северного Кавказа. Комэск возглавил четверку «Яков», вылетевших на перехват бомбардировщиков противника. В районе Кей. су они встретили около сорока «юнкерсов», которых прикрывали шесть «мессершмиттов». Впереди плотного строя самолетов противника шел флагманский бомбардировщик, окрашенный в белый цвет.

Амет-Хан сверху стремительно атаковал ведущего фашиста. Со 150 метров открыл огонь и стрелял до тех пор, пока не подошел к нему почти вплотную. Удар был точным, «юнкерс» загорелся, а спустя несколько секунд взорвался в воздухе. Увидев это, группа вражеских самолетов рассыпалась, стала беспорядочно уходить на запад. Сбросить бомбы на цель им так и не удалось.

Когда Амет-Хан вышел из атаки и набрал высоту, то заметил два «мессершмитта». Не мешкая, вступил с ними в бой. Фашистские летчики пытались подойти к «Яку» с разных сторон. Но Амет-Хан непрерывно маневрировал, не терял преимущества в высоте и дрался наступательно. Гитлеровцы ушли ни с чем.

Амет-Хан, возвращаясь на аэродром, старался держаться повыше. Он всегда учил своих летчиков не забывать о том, что вражеские истребители можно встретить в любой момент. Так получилось и на сей раз. Недалеко от аэродрома он заметил два «мессершмитта», которые шли на встречном курсе ниже их группы. Спикировав на ведущий Me-109, Амет-Хан поджег его.

Бессмертный подвиг в том бою совершил старший лейтенант Петр Коровкин. Когда у него иссяк запас патронов, он вплотную подошел к «юнкерсу» и ударил его левой плоскостью своей машины. Бомбардировщик развалился на куски. Однако погиб и храбрый Коровкин. Его похоронили на аэродроме имени Фрунзе. Сейчас на том месте разбит сквер, в котором воздвигнут обелиск в честь героев-летчиков 9-го гвардейского полка: Ивана Сержантова, Петра Коровкина и Ивана Купавы, сражавшихся в огненном небе Ростова.

«Высота — ключ к победе», — писал через три дня после боя в газетной статье гвардии капитан Амет-Хан. — Тот, кто выше, может в любую минуту спикировать на вражеский самолет и, развив большую скорость, достичь его. С высоты удобнее осматриваться и вести прицельный огонь».

* * *

Фашистская авиация систематическими налетами на переправы через Дон грозила нарушить продвижение наших войск. Командующий фронтом требовал обеспечить бесперебойное действие переправы. Приказ Шестакова был лаконичен и краток: «Переправа должна действовать!» Таким же кратким был утвердительный ответ Амет-Хана: «Переправа будет действовать!»

С рассветом группа из десяти «аэрокобр», возглавляемая Амет-Ханом, вылетела в район переправы. Видимость в этот день была отличной -»миллион на миллион», как говорили летчики. Набрали высоту 4500 метров и построились в боевой порядок. В воздухе находились уже около получаса, когда Амет-Хан заметил три группы вражеских самолетов, следующих к переправе со стороны Азовского моря. Шли словно на параде. Впереди двадцать «хейнкелей», за ними — столько же «мессершмиттов», а замыкали строй еще двадцать «хейнкелей». Истребителей прикрытия видно не было...

Амет-Хан решил атаковать без промедления. Расстояние между нашими истребителями и фашистскими бомбардировщиками с каждой секундой сокращалось. Комэск, сделав разворот, скомандовал: «В атаку!»- и ринулся на врага. За ним устремились ведомые. Фашисты открыли заградительный огонь из пулеметов, установленных в хвостовой части самолетов. Подойдя на близкую дистанцию, гвардейцы дали по гитлеровцам первую короткую очередь. Сразу вышли из строя четыре «хейн-келя». Амет-Хан с набором высоты зашел еще раз над группой бомбардировщиков, и после второго удара еще два «хейнкеля» пошли к земле. В третьей атаке один за другим были подбиты еще два вражеских бомбардировщика. В большом замешательстве разворачивались самолеты противника и уходили в сторону моря, так и не сбросив на переправу ни одной бомбы.

Наседая на замыкающий «хейнкель», Амет-Хан почувствовал, как мотор его самолета стал терять ритм нормальной работы, а затем и вовсе начал давать перебои. Одной мыслью был занят в эти секунды летчик;

только бы не заглох мотор, только бы достать удиравший самолет. Это ему удалось. Длинная огненная стрела пронзила фашистский бомбардировщик.

Амет-Хан вышел из боя, передав командование заместителю, но долететь до своего аэродрома уже не смог. Поврежденный мотор заглох, и комэск посадил машину в поле.

К вечеру Амет-Хан был уже в своем полку и, рассказав друзьям о проведенном бое, тут же разрядил обойму своего пистолета в воздух традиционным салютом «За живых».

* * *

В августе 1943 года в связи с переходом частей Южного фронта в наступление, полк принял участие в боях по прорыву обороны немцев на реке Молочной и освобождению Таганрога.

20 августа 1943 года гвардии капитан Амет-Хан Султан в районе Калиновки сбил два вражеских бомбардировщика.

А на следующий день, вылетев во главе шести самолетов «аэрокобра» на прикрытие своих войск в район Калиновка-Дмитриевка, Амет-Хан встретил в районе Успенской на высоте 4000 метров 12 Ю -88. Дав команду «Атаковать в лобовую!», Амет-Хан, Головачев, Сафонов сбили по одному «юнкерсу», остальные фашистские самолеты в замешательстве начали сбрасывать бомбы над своей территорией.

В это время подошла вторая группа бомбардировщиков — пятнадцать Хе-111, — которую наши летчики атаковали четверкой сзади. В результате Амет-Хан и Головачев сбили еще по одному Хе-111, которые загорелись и упали в районе Успенской...

Сбив шесть самолетов противника и не имея своих потерь, группа Амет-Хана возвратилась на свой аэродром.

Наблюдавший за этим боем командующий фронтом генерал-полковник Ф. И. Толбухин приказал наградить героя-летчика и отважного командира Амет-Хана Султана орденом Красного Знамени.

«На личном примере мужества и героизма, — указывалось в другом представлении командования, — он учил свой летный состав беспощадно уничтожать врага»{36}.

Потом были новые бои.

* * *

24 августа 1943 года в полк пришла радостная весть о присвоении командиру эскадрильи гвардии капитану Амет-Хану Султану высокого звания Героя Советского Союза, а через неделю, 31 августа, в корреспонденции с Южного фронта, опубликованной в газете «Правда», в числе лучших героев воздушных боев над Таганрогом было названо имя Героя Советского Союза гвардии капитана Амет-Хана Султана.

Удача всегда сопутствовала комэску, причем не только в воздушных схватках. Бывало, что Амет-Хан попадал в исключительные ситуации и с честью выходил из них. Один из таких случаев произошел в районе Килигейских хуторов, что в низовьях Днепра. Вот как пишет о нем в своей книге В. Д. Лавриненков:

«В тот день с моря дул штормовой ветер. Когда Амет-Хан с Борисовым, пройдя над аэродромом, направились дальше, мы подумали, что пилоты хотят лучше присмотреться к местности, все учесть перед посадкой. Но через несколько минут увидели над собой уже не два, а три самолета, услышали перестрелку. Третьим оказался небольшой немецкий моноплан, он летел так низко, что нам было видно, как трудно ему бороться с сильным ветром.

Амет-Хан наседал на моноплан, выпуская в его сторону короткие очереди. Прижимаемый огнем к земле, гитлеровский пилот пошел на посадку, причем от испуга не заметил под собой аэродром и приземлился прямо в поле.

В тот же миг «аэрокобра» Амет-Хана развернулась в сторону аэродрома. А через несколько секунд она коснулась тремя колесами грунта, погасила скорость и подрулила к штабному зданию. Радостно возбужденный Амет-Хан спрыгнул с крыла и, улыбаясь, направился ко мне.

— Принимай подарок, дружище! Пилоту «физлер-шторха» и не снилось такое! Летел, наверно, в Евпаторию, а я посадил его на полуострове Лавриненкова...

— Везет тебе, Амет-Хан! Счастье не только идет, но и летит тебе навстречу.

— Ну это, Володя, еще как сказать... Если б я не погнался за ним — черта с два был бы он здесь! А впрочем — дело сделано Поехали! — уже спокойно закончил он, направляясь к машине, которая стояла невдалеке в укрытии».

Еще в начале 1943 года командующий 8-й воздушной армией ставил перед авиаторами задачи овладеть полетами на свободную охоту как одним из эффективных способов борьбы с противником. Гвардейцы единодушно откликнулись на этот призыв, с самой лучшей стороны проявил себя в свободной охоте Амет-Хан_

«Коль хочешь, чтобы твое имя стало таким же прославленным и почетным, каким является имя Амет-Хана, следуй его примеру, прислушивайся к советам, какие даст он летчикам-охотникам», — писала о нем армейская газета. Амет-Хан говорил: «Охота — мое любимое занятие. Есть где проявить свои способности, знания и опыт... о время «охоты» летчик должен стараться видеть все, а сам остаться незамеченным... Нападай на противника уогда, когда он меньше всего ожидает твоего нападения. При встрече с воздушным противником владей высотой и помни: кто выше, тот побеждает».

Вот только несколько примеров выполнения Амет-Ханом полетов на свободную охоту.

24 января сорок четвертого года, действуя на никопольском направлении, четыре самолета «аэрокобра» вылетели на охоту в район станции Туркаллы. Там они обнаружили эшелон, в котором было 18 цистерн с горючим. Атаку произвели по цистернам, в результате возникло четыре очага пожара. Повторный налет совершили через 50 минут. Ведущим четверки был капитан Амет-Хан. Эшелон оказался уже рассредоточенным. Тогда для большей безопасности Амет-Хан, растянув строй самолетов по фронту, предпринял две атаки по оставшимся цистернам. Шесть из них загорелось. Действуя решительно, летчики малыми средствами нанесли противнику большой ущерб.

8 февраля Амет-Хан во главе группы вылетел в район действия наших войск, преследовавших отступающего противника на правом берегу Днепра. В районе Борислава обнаружили две группы противника: три «юнкерса» и шесть «хейнкелей», с ходу атаковали. В результате Короткой схватки Амет-Хан уничтожил один бомбардировщик. После этого полет был продолжен, и летчики обнаружили колонну вражеских войск, двигавшуюся по дороге. Во время штурмовки группа уничтожила свыше двадцати солдат и офицеров.

19 марта две «аэрокобры» из эскадрильи Амет-Хана вылетели на свободную охоту в район севернее Одессы и обнаружили на вражеском аэродроме скопление самолетов. Комэск решил нанести по противнику штурмовой удар. Однако полет на штурмовку аэродрома в тот же день из-за снегопада пришлось отложить.

Утром следующего дня Амет-Хан для доразведки послал пару охотников, которые подтвердили ранее полученные сведения. И тогда шестерка самолетов, «аэрокобры», во главе с Амет-Ханом вылетела на штурмовку. По его замыслу группа разделилась на две:

ударную из четырех самолетов, которую возглавил он сам, и прикрывавшую пару гвардии старшего лейтенанта Киреева.

Удар был внезапным. Четверка Амет-Хана произвела несколько атак, пара Киреева, патрулировавшая на высоте 600–800 метров, надежно прикрывала ударную группу. Три самолета Ю-52 и три «хейнкеля» были уничтожены. На аэродроме горели постройки и техника.

Возвращаясь с задания, Амет-Хан зорко осматривал пространство. Заметив на железнодорожном перегоне паровоз, воздушный охотник атаковал его.

Сорок четвертый год был памятен Амет-Хану тем, что полк участвовал преимущественно в наступательных операциях наших войск, а это накладывало особый отпечаток на боевые действия летчиков. Уже не столь уверенно дрались в воздухе фашисты, а наши летчики обрели опыт, решимость и силу.

Амет-Хану и его «орлам» верили, на них надеялись и ими восхищались лучшие летчики — штурмовики фронта.

«...В Крыму у гитлеровцев, — пишет отважный штурмовик, дважды Герой Советского Союза М. Г. Гареев, — было много техники, артиллерии, в том числе зенитной, и самолетов. Без истребителей прикрытия появляться в небе было небезопасно. Чаще всего на выполнение боевых заданий мы вылетали под прикрытием эскадрильи Героя Советского Союза Амет-Хана Султана.

Слава о ратных подвигах этого летчика гремела по всему фронту. О нем рассказывали истории, похожие на легенды. Наши им восхищались, а гитлеровцы боялись как огня. Летал Амет-Хан Султан мастерски, любил высоту, скорость и точный удар... И в бою и в жизни мне очень хотелось походить на этого замечательного человека»{37}.

Не менее лестные отзывы о высоких боевых качествах Амет-Хана Султана и его летчиков поступали в дни ожесточенных боев за Крым и от летчиков-бомбардировщиков. Так, командование 6-й гвардейской бомбардировочной авиационной Таганрогской дивизии писало на имя командира 6-й гвардейской истребительной авиадивизии:

«...Личный состав дивизии выражает спою признательность и благодарит Ваших истребителей за отличное обеспечение прикрытием наших бомбардировщиков — не допустили ни одной потери бомбардировщиков от истребителей противника, и особенно тогда, когда строй бомбардировщиков после бомбометания при противозенитных маневрах растягивался, а также отдельные отставшие самолеты, подбитые огнем ЗА противника, надежно обеспечивались прикрытием.

Примером этого могут служить: Герой Советского Союза гвардии майор Амет-Хан Султан отбил атаки ФВ-180 по отставшему Пе-2 гвардии капитана Палия, сопровождал его до самой посадки...»

В своих воспоминаниях о героях-однополчанах дважды Герой Советского Союза А. В. Алелюхин пишет: «Особенно известен был Амет-Хан Султан. Он был неутомим в работе, отважен в бою, смел в принятии решения. Из его боев 1944 года мне запомнился один, когда шестерка Амет-Хана прикрывала действия штурмовиков дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева.

Штурмовики выполнили второй заход на скопление фашистских танков. В это время над горизонтом появилось 12 темных точек.

— Приготовиться к бою! — подал команду Амет-Хан.

Он верил в своих боевых друзей и смело пошел на ведущего. Рядом неизменный друг — Иван Борисов. Ведущим фашистских истребителей оказался опытный летчик.

Он не только оборонялся, но и нападал. И все-таки Амет-Хан сумел обмануть врага. На выходе из боевого разворота он поймал его в прицел и дал короткую очередь. Гитлеровец сорвался в штопор и под крутым углом врезался в землю.

Амет-Хан осмотрелся, сделал горку. Штурмовики продолжали свое дело. Фашистские истребители были связаны боем. Но что это? Сердце похолодело: к хвосту машины Борисова пристроился гитлеровец. Амет-Хан бросил свой истребитель вниз. Фашист успел дать только одну очередь, как в ту же секунду сам задымил, получив порцию свинца от Амет-Хана. Жизнь друга была спасена».

Летая в крымском небе, он не мог удержаться, чтобы не пройти над родной Алупкой. С воздуха курортный городок был как на ладони и казался совсем маленьким, какими и помнятся родные места взрослым, оставившим их еще в детстве. Все как будто бы было как прежде. Вот и узкая улочка. А вот и до боли знакомый домик со ступеньками, по которым он когда-то делал первые шаги, и показалось, что кто-то пробежал по двору, но разглядеть было трудно, хотя проходил Амет-Хан прямо над крышей родного дома.

Через несколько дней, когда Крым уже был свободным, Амет-Хан пригласил всех однополчан к себе в Алупку.

Приехали вместе с командиром полка Морозовым на трех машинах.

Едва успела остановиться машина, как из нее выпрыгнул Амет-Хан и побежал навстречу отцу и спешившей за ним матери. Амет-Хан подхватил на руки рыдающую от радости мать и понес в дом. Летчики застыли, наблюдая эту трогательную и радостную картину.

За расспросами и рассказами прошло это редкое для фронтовиков застолье. Но в общий радостный настрой врывались и нотки тяжких воспоминаний о днях, проведенных под гнетом фашистов. Отец все порывался подробно рассказать об этом сыну, но мать сдерживала его: «Не о том, отец, говоришь, лучше послушаем сына».

К дому потянулись родные, знакомые и незнакомые жители Алупки. Всем хотелось обнять героя-земляка.

Когда гости вышли во двор, там их ждала восторженная толпа. Подхватили Амет-Хана на руки и со словами: «Слава! Слава!» начали его качать. Потом так же славили его друзей-однополчан...

* * *

Весной сорок пятого Амет-Хан был назначен на должность помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе.

Когда шли ожесточенные бои на подступах к Берлину, гвардии майор Амет-Хан Султан был представлен вторично к высокому званию Героя Советского Союза.

Это был один из дней завершающих боев за Берлин, когда Амет-Хан совершил 603-й с начала войны боевой вылет. Под ним было пылающее в огне фашистское догово.

Имея задачу блокировать взлетно-посадочную полосу парка Тиргартен, Амет-Хан во время полета над аэродромом Темпельхоф ниже себя обнаружил дна «фокке-вульфа», которые пытались штурмовать боевые порядки нашей дальнобойной артиллерии, обстреливавшей здание рейхстага. Он имел преимущество в высоте и немедленно атаковал ведущий вражеский самолет. Второй очередью ему удалось сбить «фоккер». Самолет упал в центре темпельховского аэропорта. Фашистский летчик, выбросившись с парашютом, приземлился в районе огневых позиций нашей артбатареи, где артиллеристами был взят в плен.

Сбив гитлеровца, Амет-Хан сел на центральный берлинский аэродром в тот момент, когда еще вокруг шла стрельба.

— Захожу на посадку и еще не уверен, — вспоминал Амет-Хан, — наши или немцы хозяйничают на аэродроме. Сел, но мотор на всякий случай не выключил. Смотрю, к самолету бегут наши пехотинцы. Первый, едва подбежав к самолету, радостно закричал: «Наш, наш!». Не успел я оглянуться, как оказался в объятиях наших бойцов, со слезами радости целовавших красные звезды на моем самолете. Это забыть невозможно...

* * *

Амет-Хан не мыслил своей жизни без ощущений полета и неба. И когда встал вопрос, как жить после долгих и тяжелых лет войны, он выбрал небо и самолеты — стал летчиком-испытателем.

Он действительно «учил летать самолеты», год за годом увеличивая число укрощенных им машин. К пятнадцатилетию испытательской работы им было испытано более 100 типов самолетов.

За сравнительно короткий срок он выдвинулся в число ведущих летчиков-испытателей страны. Он отдал испытательской работе четверть века.

Сердечно отметили авиаторы страны, работники aвиaционной промышленности пятидесятилетие замечательного летчика.

«Дорогой друг! — писали его соратники, известные во всей стране летчики-испытатели, — твое имя по праву упоминается в первом десятке самых прославленных имен летчиков-испытателей...»

Обращаясь к юбиляру, руководители и сотрудники КБ имени А. Н. Туполева писали:

«Мы знаем тебя не только как великого летчика, твоя работа является примером для всех нас, мы знаем тебя как скромного, энергичного, юношески подвижного и отличного человека, и оттого, восхищаясь твоими профессиональными качествами, мы выражаем тебе свою искреннюю любовь».

Генеральные и главные конструкторы, сотни инженеров, летчиков, рабочих и инженерно-технических работников прислали свои приветствия юбиляру.

Амет-Хан был в расцвете сил и энергии, когда смерть настигла его на боевом посту.

В одном из своих обращений к бывшим однополчанам дважды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации В. Д. Лавриненков писал: «Вспоминаю дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана — человека необычайного мужества. Он был для всех нас олицетворением летчика, воплотившего в себе лучшие черты советского воздушного бойца. Он отличался необычайной любовью к летному делу, ничто, как говорится, не могло его вышибить из «седла» — кабины самолета. И все мы, его боевые друзья, как большое горе восприняли весть о том, что наш Амет-Хан Султан погиб при исполнении служебных обязанностей. Он до конца остался верен воинскому долгу, память о нем всегда будет жить в наших сердцах, она будет служить делу воспитания молодого поколения авиаторов».

«По единодушному мнению авторитетов от авиации, — писала об Амет-Хане газета «Правда», — это имя значится в первом ряду испытателей: рядом с Чкаловым, Громовым, Анохиным, Владимиром Коккинаки, Рыбко, Гринчиком и Шияновым...»

В Алупке и Махачкале установлены бюсты дважды Героя Советского Союза, лауреата Государственной премии и заслуженного летчика-испытателя СССР Амет-Хана Султана. Его именем названы пионерские отряды и дружины. А в подмосковном городе Жуковске улица — продолжение улицы В. П. Чкалова — названа его именем и ведет она туда, откуда эти великие летчики уходили в небо.

Дальше