Амет-Хан Султан
Родился 25 октября 1920 года в городе Алупка в рабочей семье. Мать татарка (крым.) Отец лакец. Член КПСС.
Закончил в 1936 году 7 классов местной школы и в 1933 году железнодорожное ФЗУ. Начал свою трудовую деятельность слесарем, а затем подручным котельного мастера в железнодорожном депо, где комсомольцы избрали его своими вожаком.
С 9-м истребительным полком Амет-Хан Султан прошел боевой путь от Сталинграда до Берлина.
За годы Великой Отечественной войны Амет-Хан Султан совершил 602 боевых вылета, провел 150 воздушных боев, лично сбил 30 и в группе с товарищами 19 самолетов врага.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 г. удостоен звания Героя Советского Союза, а 29 июня 1945 г. награжден второй медалью «Золотая Звезда».
После Великой Отечественной войны, став летчиком-испытателем, Амет-Хан Султан испытал более 100 серийных и экспериментальных машин, став в ряд выдающихся летчиков-испытателей СССР.
В 1951 году Амет-Хану Султану было присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР», в 1963 году он стал лауреатом Государственной премии СССР.
Амет-Хан Султан был награжден тремя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 степени и Красной Звезды, а также орденом «Знак Почета».
Погиб при исполнении служебных обязанностей.
Орлиное сердце
Когда он пришел в 9-й гвардейский авиационный волк, там уже знали о его подвиге таране фашистского бомбардировщика в небе Москвы.
И еще свежей была в памяти его неравная схватка с гитлеровцами, в которой самолет Амет-Хана был прошит вражеской очередью. Мотор захлебнулся, и летчику оставалось только одно: покинуть горящую машину на парашюте. Он приземлился на нейтральной полосе Немцы, торопясь захватить живым советского летчика, бросились к нему, и Амет-Хан уже готов был с ними вступить в сражение, чтобы как можно дороже большим числом уничтоженных гитлеровцев отдать свою жизнь на этом клочке «ничейной» земли. Но едва успел поставить свой пистолет на боевой взвод, когда до бегущих немцев оставалось 250–300 метров, как увидел поднявшихся в атаку со стороны наших позиции советских бойцов. «Они отбили охоту гитлеровцам, рассказывал он, поживиться Амет-Ханом».
Теперь я вижу, что незря они меня отбили, шутил уже в кругу своих новых однополчан Амет-Хан. В хорошую, видно, компанию я попал, и спасибо им за это.
А «компании» летчиков полка тоже понравился живой, очень подвижный, с открытой улыбкой, с завидным чувством юмора и неподдельной сердечностью Аметка, как любовно прозвали его гвардейцы
В начале Амет-Хана определили в 3-ю авиаэскадрилыо Героя Советского Союза Ивана Королева, но вскоре сам И. Г. Королев рекомендовал его на должность командира этой эскадрильи в связи со своим назначением на должность штурмана полка.
Несмотря на свою молодость, Амет-Хан был тогда самым молодым в полку комэском, он проявлял должную волю, настойчивость и незаурядные командирские способности, когда дело касалось выполнения боевого задания. Можно было лишь удивляться его способности видеть в воздухе все и всех. Он был строг и точен в выполнении боевых приказов. Но в случае необходимости не боялся проявить инициативу.
Как-то в районе Городища комэск повел на сопровождение штурмовиков семь истребителей. Когда стали штурмовать наземные войска противника, Амет-Хан заметил, что несколько «юнкерсов» бомбят наш передний край. Оставив звено для прикрытия штурмовиков, Амет-Хан с остальными истребителями поспешил навстречу врагу и завязал с ним бой. В короткой ожесточенной схватке наши летчики сбили три вражеские машины. После этого истребители во главе с Амет-Ханом вернулись к своим штурмовикам и благополучно довели их до своего аэродрома.
Получив новые самолеты «Яковлев-1», Амет-Хан и летчики его эскадрильи приняли участие в выполнении полком особо важной задачи уничтожении транспортной авиации противника, поставляющей боеприпасы и продовольствие немецко-фашистским войскам, окруженным в районе Сталинграда.
С 10 октября 1942 года по 4 января 1943 года полк производил полеты с аэродромов Зеты и Трудолюбие. Амет-Хан участвовал в разгроме группы транспортных самолетов Ю-52, следовавших под прикрытием «мессеров» к Сталинграду. Четыре «юнкерса» и один Me-109 сбили в тот день летчики полка, два из них сбил Амет-Хан. Через два дня Амет-Хан Султан сбил бомбардировщик противника «Хейнкель-111».
«Как летчик, отлично владеющий самолетом Як-1, писал командир полка Шестаков, Амет-Хан не имеет себе равных. Как командир он требователен к себе и к подчиненным».
«Товарищ Амет-Хан, писал заместитель командира полка по политической части Н. А. Верховен,, только на Сталинградском фронте произвел 110 боевых вылетов, участвовал в 51 воздушном бою и лично сбил 6 самолетов противника... Амет-Хан Султан является грозой фашистских воздушных пиратов. Одно имя «Амет-Хан Султан» приводит в смятение фашистов. Амет-Хан яркое олицетворение советского аса»{35}.
Амет-Хан восторженно встретил весть о ликвидации Сталинградской группировки немецко-фашистских войск, а затем и о начавшемся наступлении наших армий Южного фронта.
Мужество и отвагу проявил Амет-Хан в воздушном бою 25 марта сорок третьего года, когда уже развернулось сражение за освобождение Дона и Северного Кавказа. Комэск возглавил четверку «Яков», вылетевших на перехват бомбардировщиков противника. В районе Кей. су они встретили около сорока «юнкерсов», которых прикрывали шесть «мессершмиттов». Впереди плотного строя самолетов противника шел флагманский бомбардировщик, окрашенный в белый цвет.
Амет-Хан сверху стремительно атаковал ведущего фашиста. Со 150 метров открыл огонь и стрелял до тех пор, пока не подошел к нему почти вплотную. Удар был точным, «юнкерс» загорелся, а спустя несколько секунд взорвался в воздухе. Увидев это, группа вражеских самолетов рассыпалась, стала беспорядочно уходить на запад. Сбросить бомбы на цель им так и не удалось.
Когда Амет-Хан вышел из атаки и набрал высоту, то заметил два «мессершмитта». Не мешкая, вступил с ними в бой. Фашистские летчики пытались подойти к «Яку» с разных сторон. Но Амет-Хан непрерывно маневрировал, не терял преимущества в высоте и дрался наступательно. Гитлеровцы ушли ни с чем.
Амет-Хан, возвращаясь на аэродром, старался держаться повыше. Он всегда учил своих летчиков не забывать о том, что вражеские истребители можно встретить в любой момент. Так получилось и на сей раз. Недалеко от аэродрома он заметил два «мессершмитта», которые шли на встречном курсе ниже их группы. Спикировав на ведущий Me-109, Амет-Хан поджег его.
Бессмертный подвиг в том бою совершил старший лейтенант Петр Коровкин. Когда у него иссяк запас патронов, он вплотную подошел к «юнкерсу» и ударил его левой плоскостью своей машины. Бомбардировщик развалился на куски. Однако погиб и храбрый Коровкин. Его похоронили на аэродроме имени Фрунзе. Сейчас на том месте разбит сквер, в котором воздвигнут обелиск в честь героев-летчиков 9-го гвардейского полка: Ивана Сержантова, Петра Коровкина и Ивана Купавы, сражавшихся в огненном небе Ростова.
«Высота ключ к победе», писал через три дня после боя в газетной статье гвардии капитан Амет-Хан. Тот, кто выше, может в любую минуту спикировать на вражеский самолет и, развив большую скорость, достичь его. С высоты удобнее осматриваться и вести прицельный огонь».
Фашистская авиация систематическими налетами на переправы через Дон грозила нарушить продвижение наших войск. Командующий фронтом требовал обеспечить бесперебойное действие переправы. Приказ Шестакова был лаконичен и краток: «Переправа должна действовать!» Таким же кратким был утвердительный ответ Амет-Хана: «Переправа будет действовать!»
С рассветом группа из десяти «аэрокобр», возглавляемая Амет-Ханом, вылетела в район переправы. Видимость в этот день была отличной -»миллион на миллион», как говорили летчики. Набрали высоту 4500 метров и построились в боевой порядок. В воздухе находились уже около получаса, когда Амет-Хан заметил три группы вражеских самолетов, следующих к переправе со стороны Азовского моря. Шли словно на параде. Впереди двадцать «хейнкелей», за ними столько же «мессершмиттов», а замыкали строй еще двадцать «хейнкелей». Истребителей прикрытия видно не было...
Амет-Хан решил атаковать без промедления. Расстояние между нашими истребителями и фашистскими бомбардировщиками с каждой секундой сокращалось. Комэск, сделав разворот, скомандовал: «В атаку!»- и ринулся на врага. За ним устремились ведомые. Фашисты открыли заградительный огонь из пулеметов, установленных в хвостовой части самолетов. Подойдя на близкую дистанцию, гвардейцы дали по гитлеровцам первую короткую очередь. Сразу вышли из строя четыре «хейн-келя». Амет-Хан с набором высоты зашел еще раз над группой бомбардировщиков, и после второго удара еще два «хейнкеля» пошли к земле. В третьей атаке один за другим были подбиты еще два вражеских бомбардировщика. В большом замешательстве разворачивались самолеты противника и уходили в сторону моря, так и не сбросив на переправу ни одной бомбы.
Наседая на замыкающий «хейнкель», Амет-Хан почувствовал, как мотор его самолета стал терять ритм нормальной работы, а затем и вовсе начал давать перебои. Одной мыслью был занят в эти секунды летчик;
только бы не заглох мотор, только бы достать удиравший самолет. Это ему удалось. Длинная огненная стрела пронзила фашистский бомбардировщик.
Амет-Хан вышел из боя, передав командование заместителю, но долететь до своего аэродрома уже не смог. Поврежденный мотор заглох, и комэск посадил машину в поле.
К вечеру Амет-Хан был уже в своем полку и, рассказав друзьям о проведенном бое, тут же разрядил обойму своего пистолета в воздух традиционным салютом «За живых».
В августе 1943 года в связи с переходом частей Южного фронта в наступление, полк принял участие в боях по прорыву обороны немцев на реке Молочной и освобождению Таганрога.
20 августа 1943 года гвардии капитан Амет-Хан Султан в районе Калиновки сбил два вражеских бомбардировщика.
А на следующий день, вылетев во главе шести самолетов «аэрокобра» на прикрытие своих войск в район Калиновка-Дмитриевка, Амет-Хан встретил в районе Успенской на высоте 4000 метров 12 Ю -88. Дав команду «Атаковать в лобовую!», Амет-Хан, Головачев, Сафонов сбили по одному «юнкерсу», остальные фашистские самолеты в замешательстве начали сбрасывать бомбы над своей территорией.
В это время подошла вторая группа бомбардировщиков пятнадцать Хе-111, которую наши летчики атаковали четверкой сзади. В результате Амет-Хан и Головачев сбили еще по одному Хе-111, которые загорелись и упали в районе Успенской...
Сбив шесть самолетов противника и не имея своих потерь, группа Амет-Хана возвратилась на свой аэродром.
Наблюдавший за этим боем командующий фронтом генерал-полковник Ф. И. Толбухин приказал наградить героя-летчика и отважного командира Амет-Хана Султана орденом Красного Знамени.
«На личном примере мужества и героизма, указывалось в другом представлении командования, он учил свой летный состав беспощадно уничтожать врага»{36}.
Потом были новые бои.
24 августа 1943 года в полк пришла радостная весть о присвоении командиру эскадрильи гвардии капитану Амет-Хану Султану высокого звания Героя Советского Союза, а через неделю, 31 августа, в корреспонденции с Южного фронта, опубликованной в газете «Правда», в числе лучших героев воздушных боев над Таганрогом было названо имя Героя Советского Союза гвардии капитана Амет-Хана Султана.
Удача всегда сопутствовала комэску, причем не только в воздушных схватках. Бывало, что Амет-Хан попадал в исключительные ситуации и с честью выходил из них. Один из таких случаев произошел в районе Килигейских хуторов, что в низовьях Днепра. Вот как пишет о нем в своей книге В. Д. Лавриненков:
«В тот день с моря дул штормовой ветер. Когда Амет-Хан с Борисовым, пройдя над аэродромом, направились дальше, мы подумали, что пилоты хотят лучше присмотреться к местности, все учесть перед посадкой. Но через несколько минут увидели над собой уже не два, а три самолета, услышали перестрелку. Третьим оказался небольшой немецкий моноплан, он летел так низко, что нам было видно, как трудно ему бороться с сильным ветром.
Амет-Хан наседал на моноплан, выпуская в его сторону короткие очереди. Прижимаемый огнем к земле, гитлеровский пилот пошел на посадку, причем от испуга не заметил под собой аэродром и приземлился прямо в поле.
В тот же миг «аэрокобра» Амет-Хана развернулась в сторону аэродрома. А через несколько секунд она коснулась тремя колесами грунта, погасила скорость и подрулила к штабному зданию. Радостно возбужденный Амет-Хан спрыгнул с крыла и, улыбаясь, направился ко мне.
Принимай подарок, дружище! Пилоту «физлер-шторха» и не снилось такое! Летел, наверно, в Евпаторию, а я посадил его на полуострове Лавриненкова...
Везет тебе, Амет-Хан! Счастье не только идет, но и летит тебе навстречу.
Ну это, Володя, еще как сказать... Если б я не погнался за ним черта с два был бы он здесь! А впрочем дело сделано Поехали! уже спокойно закончил он, направляясь к машине, которая стояла невдалеке в укрытии».
Еще в начале 1943 года командующий 8-й воздушной армией ставил перед авиаторами задачи овладеть полетами на свободную охоту как одним из эффективных способов борьбы с противником. Гвардейцы единодушно откликнулись на этот призыв, с самой лучшей стороны проявил себя в свободной охоте Амет-Хан_
«Коль хочешь, чтобы твое имя стало таким же прославленным и почетным, каким является имя Амет-Хана, следуй его примеру, прислушивайся к советам, какие даст он летчикам-охотникам», писала о нем армейская газета. Амет-Хан говорил: «Охота мое любимое занятие. Есть где проявить свои способности, знания и опыт... о время «охоты» летчик должен стараться видеть все, а сам остаться незамеченным... Нападай на противника уогда, когда он меньше всего ожидает твоего нападения. При встрече с воздушным противником владей высотой и помни: кто выше, тот побеждает».
Вот только несколько примеров выполнения Амет-Ханом полетов на свободную охоту.
24 января сорок четвертого года, действуя на никопольском направлении, четыре самолета «аэрокобра» вылетели на охоту в район станции Туркаллы. Там они обнаружили эшелон, в котором было 18 цистерн с горючим. Атаку произвели по цистернам, в результате возникло четыре очага пожара. Повторный налет совершили через 50 минут. Ведущим четверки был капитан Амет-Хан. Эшелон оказался уже рассредоточенным. Тогда для большей безопасности Амет-Хан, растянув строй самолетов по фронту, предпринял две атаки по оставшимся цистернам. Шесть из них загорелось. Действуя решительно, летчики малыми средствами нанесли противнику большой ущерб.
8 февраля Амет-Хан во главе группы вылетел в район действия наших войск, преследовавших отступающего противника на правом берегу Днепра. В районе Борислава обнаружили две группы противника: три «юнкерса» и шесть «хейнкелей», с ходу атаковали. В результате Короткой схватки Амет-Хан уничтожил один бомбардировщик. После этого полет был продолжен, и летчики обнаружили колонну вражеских войск, двигавшуюся по дороге. Во время штурмовки группа уничтожила свыше двадцати солдат и офицеров.
19 марта две «аэрокобры» из эскадрильи Амет-Хана вылетели на свободную охоту в район севернее Одессы и обнаружили на вражеском аэродроме скопление самолетов. Комэск решил нанести по противнику штурмовой удар. Однако полет на штурмовку аэродрома в тот же день из-за снегопада пришлось отложить.
Утром следующего дня Амет-Хан для доразведки послал пару охотников, которые подтвердили ранее полученные сведения. И тогда шестерка самолетов, «аэрокобры», во главе с Амет-Ханом вылетела на штурмовку. По его замыслу группа разделилась на две:
ударную из четырех самолетов, которую возглавил он сам, и прикрывавшую пару гвардии старшего лейтенанта Киреева.
Удар был внезапным. Четверка Амет-Хана произвела несколько атак, пара Киреева, патрулировавшая на высоте 600–800 метров, надежно прикрывала ударную группу. Три самолета Ю-52 и три «хейнкеля» были уничтожены. На аэродроме горели постройки и техника.
Возвращаясь с задания, Амет-Хан зорко осматривал пространство. Заметив на железнодорожном перегоне паровоз, воздушный охотник атаковал его.
Сорок четвертый год был памятен Амет-Хану тем, что полк участвовал преимущественно в наступательных операциях наших войск, а это накладывало особый отпечаток на боевые действия летчиков. Уже не столь уверенно дрались в воздухе фашисты, а наши летчики обрели опыт, решимость и силу.
Амет-Хану и его «орлам» верили, на них надеялись и ими восхищались лучшие летчики штурмовики фронта.
«...В Крыму у гитлеровцев, пишет отважный штурмовик, дважды Герой Советского Союза М. Г. Гареев, было много техники, артиллерии, в том числе зенитной, и самолетов. Без истребителей прикрытия появляться в небе было небезопасно. Чаще всего на выполнение боевых заданий мы вылетали под прикрытием эскадрильи Героя Советского Союза Амет-Хана Султана.
Слава о ратных подвигах этого летчика гремела по всему фронту. О нем рассказывали истории, похожие на легенды. Наши им восхищались, а гитлеровцы боялись как огня. Летал Амет-Хан Султан мастерски, любил высоту, скорость и точный удар... И в бою и в жизни мне очень хотелось походить на этого замечательного человека»{37}.
Не менее лестные отзывы о высоких боевых качествах Амет-Хана Султана и его летчиков поступали в дни ожесточенных боев за Крым и от летчиков-бомбардировщиков. Так, командование 6-й гвардейской бомбардировочной авиационной Таганрогской дивизии писало на имя командира 6-й гвардейской истребительной авиадивизии:
«...Личный состав дивизии выражает спою признательность и благодарит Ваших истребителей за отличное обеспечение прикрытием наших бомбардировщиков не допустили ни одной потери бомбардировщиков от истребителей противника, и особенно тогда, когда строй бомбардировщиков после бомбометания при противозенитных маневрах растягивался, а также отдельные отставшие самолеты, подбитые огнем ЗА противника, надежно обеспечивались прикрытием.
Примером этого могут служить: Герой Советского Союза гвардии майор Амет-Хан Султан отбил атаки ФВ-180 по отставшему Пе-2 гвардии капитана Палия, сопровождал его до самой посадки...»
В своих воспоминаниях о героях-однополчанах дважды Герой Советского Союза А. В. Алелюхин пишет: «Особенно известен был Амет-Хан Султан. Он был неутомим в работе, отважен в бою, смел в принятии решения. Из его боев 1944 года мне запомнился один, когда шестерка Амет-Хана прикрывала действия штурмовиков дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева.
Штурмовики выполнили второй заход на скопление фашистских танков. В это время над горизонтом появилось 12 темных точек.
Приготовиться к бою! подал команду Амет-Хан.
Он верил в своих боевых друзей и смело пошел на ведущего. Рядом неизменный друг Иван Борисов. Ведущим фашистских истребителей оказался опытный летчик.
Он не только оборонялся, но и нападал. И все-таки Амет-Хан сумел обмануть врага. На выходе из боевого разворота он поймал его в прицел и дал короткую очередь. Гитлеровец сорвался в штопор и под крутым углом врезался в землю.
Амет-Хан осмотрелся, сделал горку. Штурмовики продолжали свое дело. Фашистские истребители были связаны боем. Но что это? Сердце похолодело: к хвосту машины Борисова пристроился гитлеровец. Амет-Хан бросил свой истребитель вниз. Фашист успел дать только одну очередь, как в ту же секунду сам задымил, получив порцию свинца от Амет-Хана. Жизнь друга была спасена».
Летая в крымском небе, он не мог удержаться, чтобы не пройти над родной Алупкой. С воздуха курортный городок был как на ладони и казался совсем маленьким, какими и помнятся родные места взрослым, оставившим их еще в детстве. Все как будто бы было как прежде. Вот и узкая улочка. А вот и до боли знакомый домик со ступеньками, по которым он когда-то делал первые шаги, и показалось, что кто-то пробежал по двору, но разглядеть было трудно, хотя проходил Амет-Хан прямо над крышей родного дома.
Через несколько дней, когда Крым уже был свободным, Амет-Хан пригласил всех однополчан к себе в Алупку.
Приехали вместе с командиром полка Морозовым на трех машинах.
Едва успела остановиться машина, как из нее выпрыгнул Амет-Хан и побежал навстречу отцу и спешившей за ним матери. Амет-Хан подхватил на руки рыдающую от радости мать и понес в дом. Летчики застыли, наблюдая эту трогательную и радостную картину.
За расспросами и рассказами прошло это редкое для фронтовиков застолье. Но в общий радостный настрой врывались и нотки тяжких воспоминаний о днях, проведенных под гнетом фашистов. Отец все порывался подробно рассказать об этом сыну, но мать сдерживала его: «Не о том, отец, говоришь, лучше послушаем сына».
К дому потянулись родные, знакомые и незнакомые жители Алупки. Всем хотелось обнять героя-земляка.
Когда гости вышли во двор, там их ждала восторженная толпа. Подхватили Амет-Хана на руки и со словами: «Слава! Слава!» начали его качать. Потом так же славили его друзей-однополчан...
Весной сорок пятого Амет-Хан был назначен на должность помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе.
Когда шли ожесточенные бои на подступах к Берлину, гвардии майор Амет-Хан Султан был представлен вторично к высокому званию Героя Советского Союза.
Это был один из дней завершающих боев за Берлин, когда Амет-Хан совершил 603-й с начала войны боевой вылет. Под ним было пылающее в огне фашистское догово.
Имея задачу блокировать взлетно-посадочную полосу парка Тиргартен, Амет-Хан во время полета над аэродромом Темпельхоф ниже себя обнаружил дна «фокке-вульфа», которые пытались штурмовать боевые порядки нашей дальнобойной артиллерии, обстреливавшей здание рейхстага. Он имел преимущество в высоте и немедленно атаковал ведущий вражеский самолет. Второй очередью ему удалось сбить «фоккер». Самолет упал в центре темпельховского аэропорта. Фашистский летчик, выбросившись с парашютом, приземлился в районе огневых позиций нашей артбатареи, где артиллеристами был взят в плен.
Сбив гитлеровца, Амет-Хан сел на центральный берлинский аэродром в тот момент, когда еще вокруг шла стрельба.
Захожу на посадку и еще не уверен, вспоминал Амет-Хан, наши или немцы хозяйничают на аэродроме. Сел, но мотор на всякий случай не выключил. Смотрю, к самолету бегут наши пехотинцы. Первый, едва подбежав к самолету, радостно закричал: «Наш, наш!». Не успел я оглянуться, как оказался в объятиях наших бойцов, со слезами радости целовавших красные звезды на моем самолете. Это забыть невозможно...
Амет-Хан не мыслил своей жизни без ощущений полета и неба. И когда встал вопрос, как жить после долгих и тяжелых лет войны, он выбрал небо и самолеты стал летчиком-испытателем.
Он действительно «учил летать самолеты», год за годом увеличивая число укрощенных им машин. К пятнадцатилетию испытательской работы им было испытано более 100 типов самолетов.
За сравнительно короткий срок он выдвинулся в число ведущих летчиков-испытателей страны. Он отдал испытательской работе четверть века.
Сердечно отметили авиаторы страны, работники aвиaционной промышленности пятидесятилетие замечательного летчика.
«Дорогой друг! писали его соратники, известные во всей стране летчики-испытатели, твое имя по праву упоминается в первом десятке самых прославленных имен летчиков-испытателей...»
Обращаясь к юбиляру, руководители и сотрудники КБ имени А. Н. Туполева писали:
«Мы знаем тебя не только как великого летчика, твоя работа является примером для всех нас, мы знаем тебя как скромного, энергичного, юношески подвижного и отличного человека, и оттого, восхищаясь твоими профессиональными качествами, мы выражаем тебе свою искреннюю любовь».
Генеральные и главные конструкторы, сотни инженеров, летчиков, рабочих и инженерно-технических работников прислали свои приветствия юбиляру.
Амет-Хан был в расцвете сил и энергии, когда смерть настигла его на боевом посту.
В одном из своих обращений к бывшим однополчанам дважды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации В. Д. Лавриненков писал: «Вспоминаю дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана человека необычайного мужества. Он был для всех нас олицетворением летчика, воплотившего в себе лучшие черты советского воздушного бойца. Он отличался необычайной любовью к летному делу, ничто, как говорится, не могло его вышибить из «седла» кабины самолета. И все мы, его боевые друзья, как большое горе восприняли весть о том, что наш Амет-Хан Султан погиб при исполнении служебных обязанностей. Он до конца остался верен воинскому долгу, память о нем всегда будет жить в наших сердцах, она будет служить делу воспитания молодого поколения авиаторов».
«По единодушному мнению авторитетов от авиации, писала об Амет-Хане газета «Правда», это имя значится в первом ряду испытателей: рядом с Чкаловым, Громовым, Анохиным, Владимиром Коккинаки, Рыбко, Гринчиком и Шияновым...»
В Алупке и Махачкале установлены бюсты дважды Героя Советского Союза, лауреата Государственной премии и заслуженного летчика-испытателя СССР Амет-Хана Султана. Его именем названы пионерские отряды и дружины. А в подмосковном городе Жуковске улица продолжение улицы В. П. Чкалова названа его именем и ведет она туда, откуда эти великие летчики уходили в небо.