Содержание
«Военная Литература»
Биографии

Раздел III.

Дважды Герои Советского Союза

Дважды Герой Советского Союза

Алелюхин Алексей Васильевич

Родился 30 марта 1920 года в селе Кесова Гора Калининской области в семье железнодорожника. Русский. Член КПСС.

Когда учился в четвергом классе, семья переехала в Подмосковье. Шестнадцатилетним пареньком Алексей пошел работать учеником мраморщика на фабрику канцелярских товаров. Мечтал летать.

В ноябре 1939 Г. окончил Борисоглебскую военную школу летчиков. Был направлен младшем летчиком в одну из авиационных частей Ленинградского военного округа В октябре 1940 года переведен в Одессу в 69-й ИАП, в составе которого вступил в Великую Отечественную войну.

Участвовал в семидесятитрехдневной героической обороне Одессы.

В составе 69 (9-го гвардейского) истребительного полка прошел боевой путь от Одессы до Берлина, от младшего летчика до заместителя командира полка.

За образцовое выполнение боевых заданий командования А. В. Алелюхин Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1943 г. удостоен звания Героя Советского Союза, а 1 ноября 1943 г. награжден второй медалью «Золотая Звезда».

После Великой Отечесгвенной войны в 1948 г. окончил Военную академию им М. В Фрунзе, а в 1953 г. — Академию Генерального штаба.

Даажды Герой Советского Союза генерал-майор авиации А. В. Алелюхин продолжает службу а Военно-Воздушных Силах Советсчой Армии.

Бесстрашный лидер

Более 180 боевых вылетов совершил А. В. Алелюхин в небе Одессы. Но тот, самый первый, как и в жизни каждого летчика, оставил у него самое сильное впечатление.

Вылетали эскадрильей на штурмовку вражеских позиций на Днестре. На высоте тысяча метров подошли к цели, развернулись всей девяткой и с пикирования стали бить по позициям противника из пулеметов.

— Когда сгоряча расстреляли весь боекомплект, — вспоминает Алелюхин, — ведущий собрал девятку и подал сигнал возвращаться домой. Во время штурмовки чувствовал себя хорошо, даже в раж вошел, а когда домой пришли, заметил, как коленки дрожат от волнения. Ну и шуму было, когда приземлились: поздравляли друг друга с боевым крещением, чуть не обнимались. Потом такие полеты, конечно, стали привычными, и я уже не воспринимал их как нечто необычное.

В полку запомнили, как мужественно он вел себя в воздушном бою наших восьми И-16 против 6 Ме-109 и 4 ПЗЛ. Бой был тяжелым и продолжительным. 18 боевых машин кружились в смертельной карусели, и ни один из наших летчиков не вышел из боя, пока хватило горючего. Не вышел из боя и младший лейтенант Алелюхин. Когда собрались и легли на обратный курс, Алексей почувствовал жгучую боль в ноге. Но дотянул и посадил самолет на своем аэродроме.

Упросив не отправлять его из полка, Алексей попал в руки к полковому врачу М. М. Шанькову и вскоре снова летал и бил фашистских захватчиков.

В боях за Одессу он стал коммунистом, указав в своем заявлении: «Прошу принять меня кандидатом в члены Коммунистической партии большевиков. Даю слово беспощадно бить немецко-фашистских оккупантов и, если потребуется, не пощадить своей жизни в борьбе за честь и свободу Советской Родины».

И слово свое он выполнил.

В боевых документах отмечены его успешные полеты по штурмовке позиций противника, участие в разгроме кавалерийского полка румын, пытавшихся «психической атакой» ворваться в расположение наших обороняющихся частей. Он принимал участие и в штурмовом налете на фашистские аэродромы Баден и Зельцы в сентябре 41 года, когда было уничтожено более 20 гитлеровских самолетов А когда фашисты начали обстреливать красавицу Одессу из орудий тяжелой артиллерии, то одну из таких дальнобойных пушек сумел разыскать и уничтожить Алексей Алелюхин.

* * *

56 раз штурмовал живую силу, технику, укрепления противника Алексей Алелюхин, и с каждым вылетом увеличивался счет уничтоженных им гитлеровцев.

В одном из штурмовых полетов у Алелюхина зенитным снарядом был выведен из строя мотор. Дальше лететь стало невозможным, и летчик посадил свой И-16 у самой линии фронта. Летчики эскадрильи не покинули Алексея в опасную минуту и расстреливали с воздуха спешивших к приземлившемуся самолету И-16 вражеских солдат, пока Алексей не оказался в безопасности.

В полк он вернулся лишь на следующий день — верхом на лошади, целый и невредимый, он был восторженно встречен однополчанами.

К 30 августа 1941 года у А. В. Алелюхина было уже 117 боевых вылетов, а последним в небе Одессы он совершил свой 183-й боевой вылет. Высоко оценило командование доблесть и мужество младшего лейтенанта, удостоив Алелюхина за те бои орденом Ленина и орденом Красной Звезды.

* * *

Как и у многих летчиков полка, важнейшей вехой в его биографии стало сражение под Сталинградом. Там в одном из воздушных боев 10 августа 1942 года Алелюхин, возглавив шесть самолетов ЛАГГ-3, вел бой против 10 «мессершмиттов». Правильно организовав бой, Алелюхин добился победы: «мессер» он сбил сам, а другой — поразил его ведомый, старший лейтенант Сафронов.

Один из его боев стал прямо-таки классическим примером высокой тактической грамотности, мастерства маневра, доблести и отваги.

В феврале 1943 года в одном из вылетов на свобод

ную охоту, которая обычно требовала особого умения и мастерства, Алелюхин обнаружил выше себя два вражеских истребителя Те находились в более выгодном поло-женин и тоже заметили ею Бой в одиночку-самый тяжелый и опасный для летчиков Но Алелюхин не уклонился от него

Молниеносно созрело решение-лишить противника преимущества в высоте И Алелюхин устремился ввысь. Примерно на пятой тысяче метров начал сказываться недостаток кислорода. В ушах стоял легкий звон Однако Алексей продолжал набирать высоту гитлеровцы все еще были выше На высоте 6500 метров они начали атаку. Действуя согласованно, фашисты могли поймать Алелюхина на вираже. Исход боя решили доли секунды Алексей мгновенно перевел свою машину в отвесное пикирование. Фашисты ринулись за ним И те доли секунды, на которые он начал пикировать раньше, дали ему возможность оторваться от врагов Теперь нужно было не попасть под обстрел преследователей при выводе самолета из пикирования Алелюхин помнил об этой опасности. Он резко взмыл вверх Машина и летчик в этот момент испытывали огромную перегрузку. Гитлеровцы не смогли так энергично повторить этот маневр при выходе из пикирования и остались ниже его самолета.

Но тут Алелюхин зaметил третий вражеский истребитель, ожидавший удобною момента для внезапной атаки. Новая опасность заставила отважного летчика действовать еще более решительно, расчетливо и дерзко

Шесть раз повторил он отвесное падение вниз, отрываясь от преследования и уводя при каждом пикировании свою машину в сторону Фашистские истребители тщетно гонялись за советским асом Взмывая в очередной раз вверх, Алелюхин перевернул самолет и с переворота вновь устремился вниз, обрушил огонь на оказавшиеся ниже «мессершмитты», поджег один из них Воспользовавшись явной растерянностью фашистских летчиков, быстро ушел от них и благополучно добрался до своего аэродрома.

Когда Алелюхин посадил самолет, он едва смог поднять фонарь кабины. Выбраться из машины Алексей уже был не в состоянии. И перегнувшись через борт самолета, он вывалился на землю.

В этом бою Алексей сбил двенадцатый по счету вражеский самолет В честь победы он нарисовал на фюзеляже своей машины черную патеру, а затем выкрасил капот в красный цвет Многие однополчане сочли это озорной шуткой летчика Но время показало, что шутка обернулась правильным расчетом фашисты, завидев красный самолет, шарахались от него, как от чумы. Они теперь знали, что это машина летчика, с которым вести бой почти безнадежно

Решив разрушить оставленный ими 14 февраля 1943 г под натиском наших войск Ростов-на-Дону, немцы в течение нескольких дней совершали массированные воздушные налеты Особая заслуга по защите города и важной железнодорожной магистрали Ростов-Батайск принадлежала 9-му гвардейскому ИАП

Лишь за три дня боев по защите Ростова летчиками эскадрильи Алелюхина был сбит 21 вражескии самолет. Счет же у самого Алексея Алелюхина достиг 29 лично сбитых самолетов гитлеровцев

В один день с легендарным Алексеем Маресьевым — 24 августа 1943 года-Алексей Алелюхин был удостоен звания Героя Советского Союза

Как-то, отвечая на вопрос корреспондента, не испытывает ли он чувства страха при встрече с превосходящими силами врага, Алелюхин ответил

— Так же, наверное, как и все испытываю. Но еще больше я боюсь того, что вдруг не собью врага и он уйдет, чтобы снова прийти сюда убивать наших людей. И это чувство настолько сильное и требовательное, что заглушает все другие, и я, подчиняясь ему, иду в бой, чтобы не враг меня, а я его сбил.

В новых боях за Таганрог и на реке Миус Алелюхин отличился как лично, так и в руководстве боями своей эскдрильи. Лишь за четыре дня его эскадрилья сбила 24 вражеских самолета, пять из которых сбил сам Алелюхин.

«Велик список героев в воздушной битве над Таганрогом, — писала газета «Правда», — трудно перечислить даже самых лучших В боях за Таганрог гвардии капитан Алелюхин сбил 12 немецких самолетов»{33}.

Участвуя в освобождении Донбасса, эскадрилья Алелюхина произвела 472 боевых самолето вылета, провела 249 воздушных боев и сбила 51 самолет противника. Лично Алелюхин сбил в эгих боях 14 гитлеровских самолетов.

«Если в небе Алелюхин,
Значит — «юнкерс» на земле...»

Этими словами песни боевые друзья славили в те дни того, кто служил примером для них, кто наводил страх на врага.

Осенью 1943 года полк участвовал в напряженных боях у Мелитополя и реки Молочной. Гитлеровцы стянули туда крупные авиационные силы, пытаясь атаками с воздуха остановить наступление наших войск.

«Одна лишь эскадрилья Алелюхина, — указывалось в листовке Политуправления фронта, — сбила 82 немецких самолета, не потеряв ни одной своей машины. Сам Алелюхин уничтожил 7 самолетов».

«Алелюхин — мастер огня, мастер пилотажа, мастер маневра, — указывалось в листовке Политуправления Южного фронта, — он с одинаковым искусством владеет и машиной, и ее вооружением, и полем боя, и собой. И это всегда приносит отличные результаты. Где Алелюхин-там победа, там пылают и падают на землю фашистские машины».

— Победа в воздушном поединке — это не слепая удача, — учил своих летчиков комэск Алелюхин. — Это результат отличного знания самолета, приемов воздушного боя и взаимодействия.

Однополчане хорошо помнили такой случай. Три молодых летчика из его эскадрильи встретили «юнкерс», несколько раз его атаковали, но сбить не смогли. Алексей Алелюхин внимательно следил за этим боем и, когда увидел, что стервятник может уйти, подал команду:

— Всем отойти в сторону, наблюдать за моей атакой. И пошел на сближение с «юнкерсом». Летчики с волнением следили за действиями командира. А он с первого же захода зажег вражеский бомбардировщик.

На земле командир подробно объяснил молодым летчикам их ошибки. Урок был наглядный и поучительный.

Алелюхин имел удивительную способность открывать в других такие качества, о которых те иногда и сами не подозревали, а открыв, помогал их развить. Это умение разглядеть подопечных, их слабые и сильные стороны, умение вселить в них веру в собственные способности и собственные силы помогло летчикам его эскадрильи А. Н. Карасеву, Е. П. Дранищеву, М. С. Твеленеву, В. И. Тимофеенко, Г. И. Байкову, С. М. Елизарову и многим другим — стать прославленными асами.

* *

Нередко Алелюхин брал противника хитростью. Вспоминая об одном из таких боев, Алексей писал: «Издали я увидел две шестерки Ю-88. Прикрытия поблизости не было. Какая самонадеянность! — подумалось мне.

— В атаку! — приказал я по радио своим ведомым. Дав полный газ, пошел первым. Следом за мной устремились и остальные летчики. Развернувшись в луча к солнца, мы пристроились в хвост бомбардировщикам фашистов, которые, по-видимому, приняли нас за своих. Обман удался! С короткой дистанции я поймал один «юнкерс» точно в прицел, нажал на гашетку, и снаряды прошили его. «Юнкерс» взорвался и рухнул на землю. Тут же мой самолет вздрогнул от взрывной волны. Впереди меня загорелись и пошли к земле еще два вражеских бомбардировщика»{34}.

Продолжая под прикрытием ведомого руководить боем, Алелюхин приказал четверке Тимофеенко атаковать следующую шестерку гитлеровцев. Эта атака также принесла успех: были уничтожены еще два «юнкерса».

Потеряв пять машин, фашисты пришли в замешательство и, не сбросив бомбы, покинули район боя.

За этот бой, за высокое летное мастерство и умелое руководство боевыми действиями эскадрильи А. В. Алелюхин был удостоен ордена Суворова III степени — полководческого ордена, свидетельства командирской зрелости.

Появление Алелюхина в воздухе вызывало растерянность и страх у фашистских летчиков. Нередко они настраивались на его волну и хитростью пытались увести с поля боя.

— Как-то раз, — рассказывал Алексей, — под Мариуполем я услышал по радио команду: «Внимание, Алелюхин! Я «Ракета -один». Приказываю вам идти на посадку. Задание отменяется». — И хотя прозвучал «позывной» нашей станции наведения, но голос был чужой и «отмена задания» не соответствовала обстановке. К позиции наших войск приближалась группа фашистских бомбардировщиков.

Подобные попытки обмануть Алелюхина предпринимались гитлеровцами еще не раз. Но провести Алексея Алелюхина им так и не удалось.

* * *

1 ноября сорок третьего года было весьма памятно для Алексея. В этот день десять истребителей под его командованием прикрывали наземные войска. Фашистские бомбардировщики под усиленным конвоем истребителей приближались к передовому краю.

Алелюхин опять применил хитрость и стал как бы удаляться от бомбардировщиков. Маневр удался. Экипажи «желтобрюхих», как окрестили на фронте «юнкер-сы», уже решили, что паши истребители уклонились от {боя, и перестали следить за краснозвездными машинами. Алелюхин выждал еще какое-то время, а затем дал команду:

— Разворот!

Развернулись все сразу и по команде — «Атакуем!» — обрушили шквал огня на бомбардировщики.

Немецкие истребители прикрытия стремились отсечь наседавшие советские машины. Один из них пытался -достать огнем Алелюхина, но наш ас на полных оборотах двигателя резко вырвался вперед, и пулеметная очередь прошла мимо. Спустя мгновение Алексей увидел совсем близко «мессер» и нажал на гашетку. Пушечный снаряд пробил правую плоскость и бензобак вражеской машины, и она тут же загорелась.

Стремясь отвлечь наши истребители от несущих бомбовый заряд бомбардировщиков и втянуть их в бои,. ^вражеские истребители пошли в набор высоты, рассчитывая, что и «Яки» последуют за ними. Но Алексей разгадал маневр фашистов и снова атаковал своей группой немецкие бомбардировщики.

Строй фашистских самолетов нарушился. «Юнкерсы», освобождаясь от груза, стали беспорядочно сбрасывать бомбы, чтобы уйти от огневых трасс наших истребителей...

После этого боя на земле Алелюхина ждала большая радость. Указом Президиума Верховного Совета СССР он был награжден второй медалью «Золотая Звезда» и стал первым в полку дважды Героем Советского Союза.

Эскадрилья Алелюхина первой в полку начала вести боевые действия по коммуникациям противника в направлении Николаев — Одесса — Крым с аэродрома на Килигейских хуторах.

«Возвращение в небо Одессы было для меня и всех тех, кто сражался здесь с первого дня войны, самым радостным и торжественным моментом. И 01мечали мы это возвращение, — вспоминает Алексей Алелюхни, — по-боевому, по-гвардейски, как учили нас при героической защите Одессы».

24 апреля сорок четвертого года, вылетев во главе восьмерки самолетов «аэрокобра» на блокирование вражеского аэродрома южнее Севастополя, Алелюхин и его ведомые зорко следили за воздухом, в то время как две группы «Илов» штурмовали аэродром Мыс Херсонес. После второй атаки штурмовиков ведущий заметил, что с аэродрома противника стали подниматься истребители ФВ-190.

Алелюхин своей восьмеркой сразу же связал боем двенадцать взлетевших «фоккеров». В результате смелых действий наши летчики сбили четыре самолета противника.

Правильное решение Алелюхина и смелые действия летчиков возглавляемой им группы истребителей обеспечили беспрепятственное выполнение задачи ИЛ-2, которые методично проштурмовали скопление вражеских самолетов на их базовом аэродроме.

А на второй день Алелюхин вел неравный бой с истребителями противника над занятой им территорией. При внезапной атаке снаряд пробил переднюю часть мотора, осколками были пробиты кабина и переднее бронестекло, разбит фонарь кабины. Алелюхину поранило шею и верхнюю часть предплечья. Выйдя из боя, он приземлился на своем аэродроме. Старший врач полка А. Л. Рудьков быстро поставил его на ноги, и уже 3 мая Алелюхин возвратился в строй. Это было третье, но не последнее ранение Алелюхина.

5 мая, прикрывая бомбардировщики, которые следовали на штурмовку аэродрома противника, группа истребителей Алелюхина подверглась нападению восьми «фоккеров». «При подходе к переднему краю, — писал в донесении заместитель командира полка по политической части гвардии подполковник Н. А. Верховен, участвовавший в этом боевом полете, — в районе Макензиевых гор были атакованы ФВ-190. В результате атаки моя пара оказалась в угрожающем положении. Тогда гвардии майор Алелюхин, который вел вторую четверку, сделал резкий разворот влево, отбивая атаки истребителей противника от меня. У самолета Алелюхина были повреждены рули высоты, и он стал штопорить. Летчик выпрыгнул с парашютом и приземлился в расположение 31-й гвардейской дивизии».

Продолжая бой, ведомые Алелюхина в то же время прикрывали своего командира, парашют которого все дальше относило от линии наших войск. По Алелюхнн имел немалый опыт прыжков и сделал пес необходимое, чтобы приземлиться на территорию, занятую нашими войсками. Правда, само приземление было не очень удачным: парашют зацепился за ветви деревьев, и летчик повис на стропах.

Алелюхина заметили не только наши воины, но и гитлеровцы. Возвратившиеся в полк летчики доложили, что их командир попал под обстрел противника. Сразу ж? позвонили в штаб наземных войск, чтобы узнать о судьбе Алелюхина. Однако выяснить что-либо не удалось. Тогда на передний край выехал Верховец, он нашел Алелюхина у пехотинцев и привез его в полк.

* * *

Осенью сорок четвертого Алелюхин был назначен заместителем командира полка, и 22 ноября вступил в бой с фашистами на подступах к Восточной Пруссии.

Памятным остался бой, происшедший 27 марта сорок пятого года, когда четверка «Лавочкиных» под командованием Алелюхина встретила четверку самолетов противника ФВ-190 западнее Пиллау. Алексей сделал удачный маневр и с первой же очереди сбил вражескую машину. Остальные «фоккеры» спешно покинули район боя.

Наша четверка стала вести поиски рассыпавшейся группы самолетов противника. Вскоре был обнаружен один ФВ-190 над морем на высоте 4000 метров и на удалении от берега около 30 километров. Его снова атаковал Алелюхнн. «Фоккер» загорелся и упал в море.

Один из последних боев, в которых участвовал Алелюхин, произошел 13 апреля над Пиллау. Алексей, будучи ведущим шестерки самолетов Ла-7, повел их на блокирование аэродромов противника Нойендорф и Нойгиф. После десяти минут патрулирования в районе цели на высоте 3000 метров капитан Масленников заметил шесть ФВ-190, которые прикрывали порт Пиллау. Алелюхин принял решение дать бой противнику, о чем по радио передал четверке Масленникова. В результате атаки четырьмя Ла-7 Масленников под прикрытием пары Алелюхина сверху и сзади сбил один «фоккер». Оставшиеся три вражеских самолета со снижением стали уходить к аэродрому Грос-Хубаникен. Имея преимущество в высоте и скорости, Алелюхин с ведомым Белокудренко начали 'преследовать противника. Подойдя на близкую дистанцию, Алексей приказал ведомому открыть огонь, и Белокудренко с короткой дистанции сбил еще один ФВ-190.

Каждая новая победа, каждое новое награждение были радостным событием не только для Алелюхина, но и для всей его эскадрильи. Алелюхин высоко ценил самоотверженный труд своих механиков и всех авиаспециалистов, деятельностью которых руководил инженер Бутов Николай Александрович.

Трижды раненный в боях с фашистскими захватчиками, удостоенный самых высоких наград, генеральского звания и высоких почестей, дважды Герой Советского Союза Алексей Алелюхин продолжает и по сей день службу в рядах Советских Вооруженных Сил, передавая огромный опыт и знания молодым поколениям авиаторов.

Дальше