Твеленев Михаил Степанович
Родился 20 июля 1920 года в селе Перевоз Тамбовской области. Русский. Член КПСС. Воспитывался в семье деда. Учился в Московской узловой школе ФЗУ.
В 1938 году был зачислен в железнодорожный аэроклуб и был рекомендован в школу летчиков-истребителей.
Много хлопот причинил своим учителям и инструкторам в Борисоглебской военной школе имени В. П. Чкалова неугомонный курсант Твеленев все ему было мало. «Полетов маловато», начал он говорить уже на второй день после первого самостоятельного полета.
«Боевой, энергичный и решительный на земле и в воздухе», писал в аттестации Твеленвва инструктор Фомичев. «Настойчив в достижении цели», делал заключение командир отряда Петровец. «Летать любит, летает хорошо, смело, уверенно», записал в выводах начальник школы полковник Ухов.69-й авиационный полк стал для Михаила Твеленеза школой войны и первой вехой на славном пути к заветной цели «Летать, как Чкалов!».
Участвовал в составе полка в героической обороне Одессы. Затем воевал в составе 792-го ИАП, был командиром звена 10-го отдельного учебно-тренировочного полка 8-й ВА, откуда добился 30 июня 1943 года возвращения в свой родной 69-й, ставший 9-м гвардейским истребительным Одесским авиаполком советских асов.
На боевом счету у М. С. Твеленева уже было 290 боевых вылетов, в 110 воздушных боях он лично сбил 16 и в составе групп 28 самолетов противника, за что 29 сентября 1944 года был представлен к званию Героя Советского Союза.
Продолжал участвовать в боевых действиях до последнего дня Великой Отечественной войны.
В период с февраля 1951 г. по июль 1965 г. был летчиком-испытателем. Одним из первых в стране в 1961 году удостоен звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР»,
Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель награжден пятью орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды.
Живет в Чкаловском под Москвой.
Вошедший в легенду
Полк стоял в Одессе. Близость к границе диктовала свои законы бдительности и высокой боевой готовности. Поначалу казалось, что учеба далеко позади. Ведь они летчики-истребители. Сядут в кабины «ишачков» и будут бороздить бескрайнее небо, выписывать фигуры в зонах. Но их заставили тренироваться и еще раз тренироваться.
На первый взгляд это были обычные тренировки. Но если в школе инструктора старались создать для учлета как можно лучшие условия, чтобы он успешнее выполнил задание на полет и быстрее закончил учебную программу, то здесь, в полку, летчикам ужесточали условия выполнения полетов, старались, чтобы каждый полет походил на настоящий боевой вылет.
«Учиться воевать, пока еще нет войны», было требованием тех дней в этом истребительном полку.
Твеленев был определен в эскадрилью, которой командовал капитан Рыкачсв.
Он ждал каждый детый день как праздника. Благодаря своей настойчивости, он первым из молодых летчиков полка в апреле сорокового года показал отличные результаты в проверочном полете с Рыкачевым и в тот же день получил разрешение на самостоятельные полеты на боевом самолете И-16.
В те июньские дни 1941 года тренировочные полеты в полку чередовались с вылетами по тревоге.
С 15 июня Твеленев вместе с летчиками Гулибиным и Никоновым был включен в расчет для несения боевого дежурства на самолетах И-16, на которых, кроме боевых комплектов к пушкам и пулеметам, подвешивались также реактивные снаряды, балки, которые имелись лишь на четырех самолетах полка.
Заступив на дежурство в ночь с 21 на 22 июня 1941 года, Твеленев вместе с техником звена Цукановым и техником самолета Забышным тщательно осмотрел самолет, затем Твеленев занял свое место в кабине И-16. В три часа зазвонил телефон и прозвучал условный сигнал. В дежурном звене заканчивали пробу моторов, когда весь полк по тревоге прибыл на аэродром. Михаил Твеленев, как и многие в полку, поначалу не мог до конца поверить в то, что началась война. А потом просил своих командиров лишь об одном включить в боевой расчет, который будет чаще вылетать на встречу врагу.
Уже первые дни войны показали, что то, о чем просил Михаил Твеленев, в последующем стало обычным, повседневным занятием летчиков полка. В составе звена Гулибина Твеленев 23 июня вылетел на аэродром Тарутино, с которого группа в составе пяти «МиГов», девяти «чаек» и трех И-16 два дня производила по три-четыре боевых вылета на штурмовку вражеских артиллерийских позиций па реке Прут. На звено самолетов И-16, имеющих реактивные снаряды, возлагались особо ответственные задачи: сопровождение ТБ-3, перевозивших технический состав 146-го авиаполка, полеты в Тирасполь и Котовск. Затем их посадили на второй аэродром, где вторая эскадрилья Рыкачева взаимодействовала с «чайками» 11-го легкобомбардировочного полка.
В один из тех дней пять Ме-109 штурмовали их аэродром в Цебриково. В дежурном звене были Голубев, Твеленев и Сафронов. Они едва успели сесть в самолеты. Запустив двигатель машины Голубева, стартер мчался к самолету Твеленева, когда «мессеры» уже открыли огонь. Летчики успели взлететь. Твеленев оторвался от земли и только начал убирать шасси, как был атакован двумя Ме-109. Он связал их боем. Вражеские истребители, прекратив штурмовку, бросились на Твеленева. Воспользовавшись этим, остальные наши самолеты взлетели с аэродрома н отогнали «мессеров».
Запомнился также полет в район Болгарайки, где майор Шестаков вел группу штурмовать конницу противника. Твеленев так увлекся штурмовкой, что, когда группа уже ушла, сделал еще два захода. На свой аэродром возвращался без единого патрона и горючего. Много неприятного пришлось выслушать от Шестакова, но все обиды остались позади, когда на второй день командир взял его в состав вылетавшей на боевое задание группы ведомых им самолетов.
Еще большей любовью проникся состав полка к Твеленеву, когда тот прикрыл в бою командира эскадрильи П. В. Полоза и, несмотря на повторные атаки вражеских истребителей, сопровождал его, раненого, до посадки на своем аэродроме.
Отмечая проявление некоторой медлительности как качество, присущее Твеленеву в обыденной жизни, бывший комиссар полка гвардии подполковник Н. А. Верховец впоследствии указывал на важную для Твеленева черту:
Он был медлителен, но вот одна деталь: Михаил никогда не запаздывал с вылетом на боевое задание, всегда успевал туда, где он был более всего нужен как боец. Это говорит об огромной его самодисциплине.
Тяжелым для летчиков полка был боевой вылет 9 августа. Группа из двенадцати И-16 атаковала скопление пехоты противника и автотранспорта в районе Каторжино. В районе цели наши самолеты были обстреляны огнем зениток. Вели воздушный бой с двадцатью ПЗЛ-24. В результате пять самолетов противника были сбиты. В том вылете Твеленев участвовал в составе пятерки капитана Рыкачева, которая сбила три ПЗЛ-24. В одной из атак прямым попаданием был разбит картер мотора, и Михаил приземлился в поле в районе станции Карповка. Едва успел отбежать на безопасное расстояние, как его самолет взорвался. Твеленев направился в сторону Одессы и в тот же день на попутной автомашине добрался до полка.
Последний бой в небе Одессы сложился для Твеленева неудачно.
18 августа, вылетев в составе группы правым ведомым у Рыкачева, Твеленев после набора высоты увидел четыре Ме-109, которые шли встречным курсом. Михаил приготовился к атаке в лобовую.
Гитлеровцы, заметив нашу группу, продолжали полет, не меняя курса, и, когда приблизились, произвели залп. На самолете Твеленева был поврежден фонарь. Сам он получил осколочное ранение в лицо. Развернувшись в сторону своего аэродрома, Михаил обнаружил, что отказала система управления. Он совершил вынужденную посадку в районе Раздельной. При этом самолет его разбился. Сам он, тяжело раненный, попал в госпиталь, где ему пришлось пробыть до 20 ноября сорок первого года.
После госпиталя Михаил был направлен в формирующийся 792-й истребительный авиаполк, который находился в Закавказье. Обстановка с каждым днем осложнялась, и, чтобы успешно противостоять господствовавшей в то время авиации противника, приходилось собирать и объединять самолеты не только одного полка, но и дивизии. Так, в июне сорок второго по приказу командира дивизии полковника Степичева была собрана сводная группа из четырех Ил-2 и пяти ЛАГГ-3 с тем, чтобы под прикрытием полка Як-1 штурмовать вражеский аэродром в Харькове.
Взлетев к вечеру, наши летчики над Купянском сделали круг, поджидая, когда присоединятся «Яки», вышли к цели и с ходу пошли на штурмовку. Твеленев был в звене заместителем командира эскадрильи И. А. Пишкана. Огнем вражеских зениток был сбит один «ЛАГГ». Но и наши истребители были начеку и уничтожили два «мессершмитта», взлегевшие с аэродрома.
Бой был в разгаре, когда подошли «Яки» и сразу же вступили в схватку. В первой стычке с «мессерами» один «Як» загорелся. Твеленев был к нему ближе других и, убедившись, что Ме-109 не погнались за горящей машиной, решил взять его под защиту. Летчик на «Яке» приземлился вблизи вражеских позиций. Грозящую ему опасность Твеленев оценил в один миг и решил сесть рядом с горящим самолетом. Он видел, как летчик «Яка» покинул кабину, как из-за леса мчались к нему вражеские мотоциклисты. «Только бы успеть, только бы опередить немцев!» этой мыслью жил в эти минуты Михаил и, не выбирая площадки, с ходу пошел на посадку. И вот машина остановилась возле горящего «Яка», летчик втиснулся в люк фюзеляжа, и Михаил дал обороты мотору на взлет.
Очереди гитлеровцев из автоматов были запоздалыми, и ЛАГГ-3 благополучно прибыл на свой аэродром. Героем дня стал Михаил Твеленев, которого представили к награждению орденом Красного Знамени.
После переформирования полка Твеленев в июле 1942 года был направлен командиром звена 10-го отдельною учебно-тренировочного полка 8-й воздушной армии. Там ему 17 августа было присвоено звание лейтенанта. В этой части он пробыл до 30 нюня 1943 года, занимаясь подготовкой командиров звеньев для воздушной армии. Во время учебы Твеленев за день мог совершать по 135–136 полетов по кругу и до 12–13 полетов в зону. Никто в полку не мог с ним сравниться в этом. Здесь он получил еще один орден Красного Знамени.
Все это время его не покидала надежда вернуться в 9-й гвардейский полк, где были его друзья, где он прошел хорошую боевую школу. В конце концов командование поддержало его стремление. Твеленев был назначен в 9-й полк командиром звена.
Шестаков, Алелюхин, Верховец, Никитин, Королев, почти весь старый инженерно-технический состав помнили Твеленева и с радостью встретили его возвращение. Он вошел в состав первой авиаэскадрильи, которой командовал его однокашник по Борисоглебской школе и соратник по героической обороне Одессы, гвардии капитан А. В. Алелюхин. Уже в первых боях Твеленев показал, что не забыл уроков, полученных в Одессе и в боях на Юго-Западном фронте.
В июле сорок третьего полк вел боевые действия на Южном фронте. Семнадцатого июля, будучи в паре со старшим лейтенантом Дранищевым, Михаил участвовал в воздушной схватке и сбил один «юнкерс». А через день в районе Куйбышево Запорожской области в коротком бою уничтожил вражеский истребитель Ме-109. И все увидели в Михаиле возмужавшего, окрепшего бойца.
К боям он был жаден. В короткий срок освоил самолет «аэрокобра» и стал одним из лучших мастеров пилотирования на этой машине.
Вообще говоря, способность к освоению новых машин была у него удивительная. Всеми отмечалась особая легкость, с которой Твеленев переходил с одного типа самолета на другой, и вместе с тем бросалось в глаза то, как тщательно изучал он новую машину, критически оценивал свои знания, боясь упустить даже самую незначительную мелочь. Очень тщательно готовился к каждому вылету. «Это у него от Чкалова», говорили те, кто помнил еще школьное увлечение Твеленева полетами «по-чкаловски».
Михаил мечтал после войны стать летчиком-испытателем. Эта мечта еще больше окрепла в нем после того, как ему и Амет-Хану Султану поручили «оседлать» трофейный «мессершмитт» и во фронтовом небе выявить его сильные и слабые стороны. Это тоже нужно было для боя, победы над врагом.
Позднее Михаил назовет это время началом своей испытательской работы. Тогда же, получив новый самолет «аэрокобра», он досконально изучил его, чтобы уже 17 августа пойти на нем в бой.
20 августа в районе Мариновки Твеленев уничтожил два самолета противника. На следующий день за образцовое выполнение боевых заданий командования Твеленев был награжден именными часами, которые вручил ему представитель Ставки Верховного Главнокомандования Маршал Советского Союза А. М. Василевский.
Позади уже остались бои на мелитопольском участке Южного фронта, где Твеленев произвел 30 боевых вылетов, провел семь воздушных боев, сбил три самолета противника. 30 ноября, выполняя задание по прикрытию наземных войск, восьмерка «аэрокобр» встретила группу фашистских бомбардировщиков, которых сопровождали «мессеры». Заметив первым противника, Михаил устремился в атаку и с короткой дистанции сбил «хейнкель», При выходе из атаки он вступил в бой с истребителями и после непродолжительной схватки уничтожил «мессершмитт».
В январе 1944 года Твеленев уже летал в районе Одессы. Здесь в полетах на свободную охоту Михаил сбил один вражеский самолет. Перед Крымским наступлением он уничтожил на дорогах 50 автомашин, два паровоза, пять тягачей, много повозок и живой силы противника.
24 апреля в пяти километрах западнее местечка Чоргунь Твеленев сбил «фокке-вульф», а через несколько часов еще один фашистский самолет. Десять дней спустя летчик снова праздновал победу, сбив очередной «фоккер».
8 мая в последний день боев за Севастополь-o Твеленев участвовал в вылете истребителей на штурмовку Херсонесского аэродрома. В строю трех девяток он был последним в паре с Елизаровым. Когда четыре ФВ-190, наседая на наши бомбардировщики, уже были готовы отогнать их от цели, Михаил атаковал истребителей и, связав их боем, дал возможность нашему подбитому Пе-2 уйти от опасности. В упорном воздушном бою он сбил один ФВ-190 и невредимым возвратился на свой аэродром, где был отмечен в числе наиболее отличившихся в этот день летчиков полка.
29 сентября сорок четвертого года Твеленев был представлен к высшей награде званию Героя Советского Союза. И. В. Тимофеенко писал: «Сколько бы ни встречалось ему вражеских самолетов, Твеленев никогда их не считал он уничтожал противника. А уничтожал потому, что обладал высоким мастерством ведения боя...»
После получения и освоения полком новых самолетов -»Лавочкин-7»- он был направлен на 3-й Прибалтийский фронт, войска которого шли бои в Восточной Пруссии.
Последние боевые вылеты Михаил совершил 1 и 2 мая, а через несколько дней вместе со всеми однополчанами радостно встретил окончательную победу над фашистской Германией.
После войны он продолжал служить в авиации. Овладев мастерством пилотирования на реактивном истребителе, Твеленев участвовал в первом воздушном параде реактивных самолетов 1 мая 1947 года, и 16 мая того же года был награжден еще одним орденом Красного Знамени. Через два года ему присвоили звание майора. Тогда же у него появилась возможность учиться. И в январе 1950 года Твеленев был направлен на Высшие офицерские курсы. Учился он отлично. Но мысль об испытательской работе не покидала его и здесь, хотя он понимал, что для этого у него пока недостаточное образование.
Незадолго до завершения Твеленевым учебы курсы посетил генерал-лейтенант А. С. Благовещенский, чтобы отобрать летчиков для испытательской работы. Твеленев решил использовать последнюю возможность и попросился на прием к генералу.
Летать я умею, сказал он Благовещенскому, образование получу, работая у вас. Быть испытателем моя мечта, которая не покидала меня даже в годы войны... Поймите меня!
Его поняли. Известный летчик-испытатель А. Г. Терентьев проверил у Твеленева технику пилотирования. Были даны двадцать оценок, и все -»отлично».
С тех пор много лет Михаил Степанович находился на испытательской работе. За успешные испытания неоднократно награждался правительством, а в 1961 году ему, одному из первых в стране, было присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР».
А потом, как эта неизбежно бывает, наступил день, когда Михаил Степанович вынужден был оставить полеты. Возраст и здоровье дали о себе знать. Однако он не оставил авиацию, дело, которому отдал всю жизнь. «Страстно влюбленный в небо, он сейчас живет высотой, писала о Твеленеве несколько лет назад Марина Попович. Как всегда, его и сейчас можно видеть среди летчиков. Вместе с ними он едет на аэродром, проверяет самолеты, дает советы молодым, отчитывает за оплошность, если такая случается. И все это после того, как строгая медицинская комиссия вынесла свой приговор и отстранила его от летной работы. Человек приходит на аэродром, чтобы ощущать его шум, дыхание, чтобы видеть небо, грохочущее песнями турбин»{32}.
Любят и тянутся к Михаилу Степановичу авиаторы.
В день его пятидесятилетия ведущие боевые летчики и летчики-испытатели нашей страны писали Михаилу Степановичу Твеленеву:
«...Мы сердечно поздравляем Вас с днем рождения. 50 лет знаменательная дата в жизни каждого человека, но иному не хватило бы и сотни лет, чтобы прожить их так же насыщенно и интересно, как прожили Вы свои пятьдесят.Мальчишкой на фронт. Множество обгорелых хвостов со свастикой вогнал в землю лихой русский летчик Миша Твеленев. А сразу после войны испытательская работа, первые сверхзвуковые самолеты. Первые динамические потоки, десятки типов освоенных самолетов, целая плеяда летчиков, обученных Вами, и ныне успешно продолжают дело, которому Вы отдали столько сил и энергии...
Дорогой Михаил Степанович! Время берет свое, но мы не забываем Вас. Ваше замечательное мастерство, увлеченность и одержимость любимым делом, будь то испытания новой машины или шахматная партия, человеческая скромность и простота до сих пор служат нам примером...»
Таким живет, таким дарит радость общения этот удивительный человек, при жизни вошедший в легенду. О нем знает вся страна, и многим молодым хотелось бы жить, как он.
Жизнь и подвиги Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР гвардии полковника Михаила Степановича Твеленева служат примером и вдохновением для молодых авиаторов.