Борисов Иван Григорьевич
Родился в 1921 году в деревне Шелухино Московской области. Русский. Член КПСС. В Москве окончил ФЗУ, был зачислен курсантом в Центральный аэроклуб. В конце 1940 года был рекомендован в военную школу пилотов. Досрочно выпущенный из подмосковной школы, нес службу в ПВО столицы, затем сражался на Брянском и Сталинградском фронтах.
В состав 9-го гвардейского ИАП советских асов был зачислен в октябре 1942 года и прошел с ним путь от Сталинграда до Берлина, стае одним из прославленных его героев.
За годы войны совершил 250 боевых вылетов, участвовал в 86
воздушных боях и сбил 14 лично и в группе с товарищами-9 самолетов врага.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза.
Герой Советского Союза гвардии майор И. Г. Борисов был награжден тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 степени и Александра Невского.
Умер 9 августа 1954 года.
От Сталинграда до Берлина
На Сталинградском фронте старшина Иван Борисов стал летать ведомым у Амет-Хана Султана. Они были схожи характерами оба порывистые, решительные, смелые.
Иван Борисов восхищался ведущим, уже имевшим на своем боевом счету 130 боевых вылетов и открывшим счет сбитых им самолетов еще под Москвой, где таранным ударом он сбил гитлеровский «юнкерс». Он знал главный принцип Амет-Хана: «И сам не погибай, и товарища обязательно выручай». Амет-Хан утверждал, что погибнуть не так уж страшно, страшно другое не быть завтра в строю боевых летчиков и не иметь возможности бить проклятых фашистов. Вот почему Амет-Хан после каждого возвращения из полета давал салют из своего пистолета -за живых!
Большое доверие и ответственность возлагались на Борисова как ведомого такого аса. Он должен был быть готовым не только «прикрывать» своего ведущего, но, если нужно, и принимать огонь на себя; защищая командира, быть готовым тоже пойти на таран, требовавший от летчика высшей доблести. Когда их свели для полетов и парс, Амет-Хан, сверкнув глазами, в которых были смешинки, сказал Борисову:
Держись за небо и меня, и чертям будет тошно!
Иван держался «за небо и Аметку», как сердечно называл он своего ведущего.
Особенно вырос в глазах Борисова авторитет Амет-Хана, когда тот сбил два Me-109. Это произошло так быстро, что Борисов едва не спутал первый сбитый самолет со вторым. Он повторял за Амет-Ханом один маневр за другим, прикрывая хвост машины ведущего. Когда сели, улыбающийся Амет-Хан со словами «так держать!» протянул Ивану руку.
В сложных ситуациях боя ведомый отсекал огнем приближавшиеся самолеты противника и давал возможность Амет-Хану действовать так, что на одном из разборов командир полка назвал Борисова не только щитом ведущего, но и огненной стеной. Сильно переживал Борисов после полета, в котором, как ему казалось, он не уберег ведущего и Амет-Хан вынужден был покинуть с парашютом загоревшийся самолет. Борисов проследил за его приземлением на нейтральную полосу, где его подобрали наши воины. Взмыв над оказавшимся в безопасности командиром, Борисов двумя очередями поразил «мессершмитт».
«В бою держится смело, проявляет инициативу и находчивость, писал о Борисове командир полка в наградном листе, имеет на своем счету три сбитых самолета противника...»
С награждением орденом Красного Знамени 23 октября 1942 г. Борисова поздравляли уже в 9-м гвардейском, куда он был направлен из своей части с Амет-Ханом, Лавриненковым и Степанепко{31}
Уровень летной подготовки и боевого мастерства Борисова получил высшую оценку командира полка Л. Л. Шестакова, старшина-пилот был назначен командиром звена.
Первые вылеты с аэродрома Зеты и новом полку Борисов совершал в составе группы, которую водил в бой В. Д. Лавриненков. Владимир Дмитриевич в последствии скажет. «Комсомолец Иван Григорьевич Борисов... был прекрасной души, обладающий огромной силой воли человек, один из лучших летчиков эскадрильи, он очень хорошо знал тактику воздушного боя, отлично умел эксплуатировать материальную часть своего истребителя. На земле и в бою Борисов много помогал своим боевым товарищам. Он также в совершенстве знал сильные и слабые стороны самолетов противника и психологию его летного состава».
С того же аэродрома Борисов участвовал в штурмовом налете наших истребителей на немецко-фашистский аэродром Гумрак. Находясь в паре с Лавриненковым, который вел шестерку «Яков» прикрытия, Борисов с восхищением наблюдал за ударной группой Шестакова, обрушившейся на стоянки самолетов противника, и зорко следил за обстановкой в воздухе.
Когда появились вражеские истребители, Иван, как и другие летчики, вклинившись в строй «мессеров», вступил с ними в бой, стараясь отлечь их от ударной группы Шестакова, штурмовавшей аэродром.
Борисов упорно кружился в карусели с двумя Me-109, все время ускользая в тот момент, когда фашистские истребители пытались зайти ему в хвост. Он умело уходил из-под обстрела, не выходя из боя, пока не была дана команда возвращаться на свой аэродром. Командир полка дал высокую оценку действиям истребителей прикрытия, позволившим ударной группе уничтожить шесть транспортных самолетов противника.
Памятными для Борисова остались февраль и март 1943 года. Однополчане 3 февраля сердечно поздравили «задержавшегося» старшину с первым офицерским званием младший лейтенант. Через три дня командование отметило хладнокровие, проявленное Борисовым в трудной обстановке. Обнаружив в полете повреждение cbcntvs охлаждения двигателя самолета, Иван быстро сориентировался и совершил нормальную посадку на ближайшем аэродроме.
В тяжелых боях по освобождению Ростовской области и защите Ростова-на-Дону и Батайска от налетов вражеских бомбардировщиков Борисов снова летал с Амет-Ханом и показал себя отличным бойцом. Характерной была воздушная схватка 27 февраля.
Следуя во главе второго звена наших истребителей, Борисов, зайдя сверху и сбоку, атаковал группу «хейнкелей» и с первой же очереди сбил один из них. Уйдя боевым разворотом вверх, он устремился на замыкающий, отставший от группы «хейнкель», но с первой очереди промахнулся. Тогда летчик поднялся опять над врагом и, сблизившись максимально с «хейнкелем», двумя очередями сбил его.
По не каждая схватка с врагом приносила одни лишь победы. Были ситуации, когда даже больших мастеров воздушного боя настигали огненные трассы вражеских самолетов,. 22 марта шестерка «Яков» встретила группу из пятнадцати бомбардировщиков противника, прикрытых девятью Ме-109. Навстречу им Амет-Хан повел истребителей. Огонь открыли все «Яки», и огненные трассы впились в тела «юнкерсов», их ведущий взорвался в воздухе. Но в тот же момент истребители противника с высоты ринулись на шестерку «Яков». Два «мессера» атаковали ведущего. Его надежно прикрывал Борисов, отбивая одну атаку за другой. Уйдя в набор высоты, два «мессера» снова бросились на пару Амет-Хана, к ним подоспел третий. Пока Борисов отбивал атаки пары Ме-109, третий истребитель сумел-таки дать очередь по его машине, и осколком снаряда наш летчик был ранен. Тем не менее он сумел довести и посадить «Як» на аэродром в Ростове.
Через два дня Борисов уже участвовал в знаменитом бою по отражению налетов до 80–90 бомбардировщиков противника на железнодорожный узел Батайск. Летал в паре с Амет-Ханом. Их группа в составе четырех «Яков» в районе Кейсу встретила до 40 «юнкерсов». Как только взорвался сбитый Амет-Ханом флагманский Ю-87, строй остальных немецких бомбардировщиков рассыпался. Тогда Борисов, подойдя к «юнкерсу» почти вплотную, открыл огонь, оказавшийся для врага смертельным. Тут же выйдя из атаки, Иван попал под огонь пары «мессеров», наседавших на Амет-Хана. Пренебрегая опасностью, Борисов отбивал атаки «мессершмиттов» на своего ведущего, пока его собственный «Як» не загорелся и он не вынужден был покинул, самолет с парашютом. Ему удалось благополучно приземлиться недалеко от своего аэродрома.
* * «
В мае сорок третьего Борисов был принят в члены партии и в каждом вылете карался быть достойным высокого звания коммуниста. В боях за освобождение Донбасса он уничтожил два «мессершмитта», причем один из них сбил во время свободной охоты, а второй-при возвращении с задания по штурмовке вражеского аэродрома.
Героям боев за Донбасс Амет-Хану Султану, Кузьмину и Борисову была посвящена специальная листовка политического управления Южного фронта. Встав в ряд с такими общепризнанными отважными летчиками-истребителями, Иван еще более самоотверженно вел себя в каждом боевом вылете. И тому подтверждением служили новые победы и высокие награды.
14 июля 1943 года он был удостоен второго ордена Красного Знамени. Из проведенных в тот период воздушных боев особенно впечатляющими были схватки с истребителями противника в районе Дмитриеве, Куйбышево, Калиновка.
20 августа, атакуя в паре с Амет-Ханом, Борисов увидел, как Ю-87 загорелся и упал в районе Калиновки. И тут же, когда он прикрывал Амет-Хана, зашедшего в атаку на другой «юнкерс», он был внезапно атакован двумя «мессерами». Уйти не представлялось возможным. Он почувствовал, что ранен, но успел почти в упор расстрелять Ю-87 и покинул с парашютом горящий самолет. Ему удалось приземлиться в расположении советских войск, где летчику была оказана первая медицинская помощь.
Праздником для Борисова стал день 24 августа 1943 года, когда стало известно о награждении Амет-Хана Золотой Звездой Героя. Амет-Хан не отпускал Бориску, как он его называл любя, ни на шаг. Принимая поздравления, Амет-Хан с особым волнением и благодарностью говорил о своем ведомом: «Ваня Борисов не только замечательный ведомый, но и надежный защитник». Они были близки той особой близостью, которая возможна только на войне и которая сохранилась у них на всю жизнь.
Большой практический опыт ведения воздушных боев, знание в совершенстве своей боевой техники и тактики противника, умение противопоставить врагу тактику советского истребителя, идущего в бой уверенным в правоте своей миссии воина-освободителя все это служило Борисову залогом победы в бою.
Настойчивым бойцом показал он себя в районе прорыва линии обороны противника на реке Молочной. Шесть самолетов «аэрокобра» (ведущим группы был гвардии капитан Амет-Хан) вылетели на прикрытие своих войск в район Большой Токмак Ворошиловка, где вступили в воздушный бой с девятью Ю-88. После двух атак пары Кильгеватого и Амет-Хана, в одной из которых Амет-Хан сбил «юнкерс», следующую атаку строго сзади произвел парой Борисов.
В это время строй бомбардировщиков противника нарушился, и «юнкерсы», не сбросив бомбы, стали с разворотом на 180 градусов в беспорядке уходить на запад. Пользуясь случаем, Борисов вышел из боя левым разворотом, произвел повторную атаку сверху и сзади с дистанции 150–200 метров. От меткой очереди «юнкерс» загорелся и упал в районе станции Пришиб.
19 октября 1943 года Борисов был награжден орденом Отечественной войны I степени. На его счету к тому времени было уже 210 вылетов, в 80 воздушных боях он сбил 18 самолетов, из которых 10 лично.
И уже 27 октября 1943 года он был представлен к званию Героя Советского Союза»
14 ноября Борисов выступил на теоретической конференции летного состава с обобщением и рекомендациями по новым способам борьбы с авиацией противника. «Для выполнения боевой задачи охотой, говорил он, целесообразно в период патрулирования наших групп в районе прикрытия высылать пару истребителей, которые производят свободный полет на повышенных скоростях и держат связь по радио с основной группой. Весь полет «охотники» совершают на высотах выше заданных. используя солнце, облачность, и внезапными атаками уничтожают одиночные самолеты противника». Эти и другие рекомендации таких опытных и отважных летчиков-истребителей, какими стали Борисов и его товарищи, создавали авиационную науку побеждать.
Все годы войны Иван Борисов вел активную работу в комсомольской организации полка. Высокое чувство партийной ответственности принятого в члены КПСС Борисова служило вдохновляющим примером для комсомольцев полка, членом бюро которого он состоял, будучи командиром эскадрильи. Как коммунист, он нес горячие слова партии летчикам и техникам. Часто выступал на собраниях и митингах полка. Редактировал стенные газеты и боевые листки.
К началу наступления наших войск на Крымском перешейке Борисов удостоился третьего ордена Красного Знамени. Это было 7 апреля 1944 года.
10 апреля Борисов открыл счет сбитых им самолетов в крымском небе. Семь «аэрокобр» вылетели на прикрытие наземных поиск в район Ново-Александровки. На высоте 4000 метров летчики увидели группу вражеских самолетов, состоявшую из 18 «юнкерсов» и прикрывающих их 20 «фокке-вульфов».
Ведущий Борисов, несмотря на значительное численное превосходство противника, решил дерзкими атаками сорвать бомбардировку советских войск. Разбив свою группу на ударную и прикрывающую, ведущий повел четыре самолета в атаку на боевой порядок Ю-87. Когда немецкие летчики, сбросив беспорядочно бомбы, начали поспешно уходить из района боя, Борисов, преследуя Ю-87, вступил в упорный и продолжительный бой с «фокке-вульфом», подоспевшие истребители противника попытались рассеять и по-одному уничтожить наши «аэрокобры». Однако их усилия были тщетными. Высокое мастерство летчиков-гвардейцев, взаимная выручка, смелость и своевременное и правильное управление боем Борисовым обеспечили крупную победу над врагом. Было уничтожено четыре «фокке-вульфа» и два «юнкерса». В том числе два «фоккера» сбил лично Борисов.
Была потеря и у гвардейцев: в бою погиб лейтенант Олег Ануфриевич Кильгеватый. Остальные шесть «аэрокобр», ведомые Борисовым, благополучно вернулись на свой аэродром.
Отличился гвардеец и в бою 7 мая с четырьмя ФВ-190.
В тот день при сопровождении Пе-2, бомбардировавших аэродром противника в Хсрсонесе, Борисов с ведомым Пуховым прикрыл поврежденные снарядом зенитки и отставший от группы Пе-2. Когда на подбитую «пешку» напали четыре ФВ-190, Борисов и Пухов вступили с ними в неравный бой. Сбив один «фокке-вульф» и заставив дерзкими атаками покинуть район схватки три ФВ-190, наши летчики с честью выполнили свой долг, спасли Пе-2 и были торжественно встречены как герои на своем аэродроме.
Орденом Александра Невского были отмечены подвиги Борисова в Крымском небе.
«В бою я всегда помню, что инициатива у того, кто нападает, а не обороняется. Благодаря этому я выиграл бой, ведя его за господство в высоте, писал Борисов. Летчик-истребитель всегда должен бороться за высоту, и тогда он будет победителем. Необходимо изучать тактику противника, использовать его слабые места и учитывать его положительные качества. Отлично знать материальную часть, отлично стрелять и тренировать себя в технике пилотирования, хорошо ориентироваться в любой обстановке воздушного боя, в любых условиях держаться пары как боевой единицы, совершенствовать себя в ведении боя, стремиться всегда к победе наш священный долг и обязанность перед Родиной».
Эти слова Борисова свидетельствуют о его зрелом пониманий задач и долга советского авиатора в условиях войны и его постоянном стремлении как бойца и коммуниста с честью выполнять эти трудные задачи.
В конце 1944 года Борисов воевал уже в Восточной Пруссии в качестве командира второй эскадрильи.
16 января 1945 года летчики его эскадрильи участвовали в боях, ставших для полка рекордными по числу сбитых самолетов противника на этом участке фронта. Они уничтожили семь фашистских стервятников.
«Прочитай и передай по экипажам, сообщала 18 января очередная листовка-летучка, выпускаемая комсомольским бюро полка. Сегодня полк ведет напряженную боевую работу. Наши молодые летчики получили боевое крещение, открыли свой боевой счет при выполнении задачи добить фашистского зверя в его собственной берлоге. Комсомолец лейтенант Кретов, питомец Героя Советского Союза гвардии капитана Борисова, показал себя в сегодняшних воздушных боях подлинным героем. Воодушевленный примером своего командира, он сбил один ФВ-190».
В феврале 1945 года летчики эскадрильи, участвуя в наступлении войск 3-го Белорусского фронта по разгрому окруженной группировки противника в восточно-прусском мешке, совершили 115 боевых вылетов, в четырех воздушных боях уничтожили три и подбили один самолет противника. Сам Борисов сбил один «фоккер» и один «мессершмитт».
19 февраля восемь Ла-7 вылетели на штурмовку аэродрома Хайлигенбейль. На обратном пути три Ла-7 капитана Борисова, находившегося в группе прикрытия, на высоте 2300 метров под нижней кромкой облачности обнаружили четыре «мессоршмитта». Те шли на параллельных курсах. Затем одна пара Ме-109, не меняя курса. ушла в облачность, а другая, разворотом влево на 180 градусов, пошла в юго-западном направлении.
Борисов решил атаковать вторую пару. Развернувшись влево, он пошел на сближение с противником, приказав паре Беликова прикрыть его. Когда нагнал противника, то атакой справа и снизу с дистанции 200 метров одной очередью заставил первого Me-109 развернуться влево, а левого «мессера» уйти в облака. Второй атакой на вираже влево он сбил Ме-109.
Пристроившись к своей паре, Борисов взял курс на свой аэродром. В это время справа из облачности выскочил еще один Ме-109. Фашист, видимо, не заметил наших истребителей и продолжал полет. Борисов повел свою группу на сближение с ним и приказал Беликову атаковать Ме-109. Тот под прикрытием командира устремился вперед. Зайдя фашисту в хвост, Беликов с дистанции 200 метров обстрелял вражеский самолет. Он стал уходить. Тогда Беликов еще дважды атаковал «мессер», после чего он загорелся и упал в бухту южнее Пиллау.
В последние месяцы войны эскадрилья Борисова, участвуя в боевых операциях по взятию города и крепости Кенигсберг, а затем и в Берлинской операции, произвела 173 вылета и в пяти групповых воздушных боях сбила четыре ФВ-190. Очень эффективно летчики эскадрильи произвели 13 самолето-вылетов на штурмовку аэродромов и войск противника.
20 апреля Борисов был награжден орденом Красного Знамени. А несколькими днями позже в одном из вылетов комэску пришлось встретиться с необычным самолетом противника.
Шли в паре с ведомым Михайловым, как вдруг Борисов заметил, что прямо на них с высоты пикирует какой-то необычный летательный аппарат. Самолет не самолет, а как следует рассмотреть времени не было. Бросилось в глаза: профиль неизвестный и отсутствуют воздушные винты. Обратив внимание ведомого на «новичка», Борисов решил встретить его огнем, но тот проскочил с такой необычно большой скоростью, что летчики на «Лавочкиных» даже не успели атаковать его. Враг скрылся.
Ушел, с досадой проговорил в микрофон Борисов. В памяти его возникла картина, недавно увиденная в полученном штабом полка альбоме: немецкая новинка, один из тех самолетов, которые геббельсовская пропаганда представляла как «чудо-оружие».
Возвратившись на аэродром, Борисов так и доложил, что встретился с Me-162, который, хотя он и обладает большой скоростью, вполне можно сбить. Эта оценка оказалась правильной. Вскоре в небе Германии был сбит первый такой самолет.
1 и 2 мая эскадрилья Борисова сражалась в небе Берлина. Это были одни из последних боевых вылетов, Ивана Борисова. Впереди была Победа, впереди была. мирная жизнь, которую он целиком посвятил воспитанию нового поколения советских летчиков.