Карасев Александр Никитович
Родился 30 августа 1916 года в городе Орджоникидзе Североосетинской АССР, в семье каменщика. Русский. Член КПСС. Окончил 7 классов местной школы ФЗУ по профессии токаря по металлу.
В декабре 1940 года окончил Нахичеванскую, а затем и Батайскую военную школу летчиков.
На пятый день Великой Отечественной войны пилот А. Н. Карасев вступил в борьбу с фашистскими захватчиками в качестве пилота 282-го ИАП Южного фронта. Затем был командиром звена 5-й отдельной авиационной эскадрильи ПВО Южного фронта.
В июле 1942 г. А. Н. Карасев был назначен в 6-й ИАП 8-й воздушной армии, где отличался в боях по защите Сталинграда, сбив 6 августа два самолета противника.
В числе лучших истребителей 8-й ВА, в сентябре 1942 года прибыл на пополнение 9-го гвардейского ИАП советских асов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года командир звена, гвардии старший лейтенант А. Н. Карасев был удостоен звания Героя Советского Союза.
На боевом счету А. Н. Карасевв более 380 боевых вылетов и 112 воздушных боев, в которых он сбил свыше 30 самолетов врага лично и 11 -в группе с товарищами.
Генерал-майор авиации в отставке А. Н. Карасев награжден тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени и орденом Красной Звезды,
Отважный в бою
Прибывшему в 9-й гвардейский авиаполк лейтенанту Карасеву было у кого учиться, с кого брать пример. Имя командира полка Л. Л. Шестакова -героя боев в Испании, прославленного командира гвардейского истребительного полка, защищавшего Одессу и ставшего здесь, в Сталинградском небе, командиром полка советских асов, гремело по всему фронту. В блеске боевой славы был и командир эскадрильи Алексей Алелюхин.
В боях за Сталинград Карасев произвел 120 боевых вылетов, провел 35 воздушных боев, в которых лично сбил шесть самолетов противника. И в каждом из тех боев проявил себя мастером дерзких атак{30}.
17 декабря 1942 года он вылетел в составе группы истребителей на перехват самолетов противника в районе Зеты, где полк выполнял специальную задачу по перехвату гитлеровских самолетов, пытавшихся доставлять грузы осажденной в Сталинграде группе армий Паулюса. Находясь в прикрывающей группе, Карасев вступил в бой с гитлеровскими Ме-109, чтобы дать возможность своим товарищам атаковать немецко-фашистских бомбардировщиков. Использовав высоту и солнце, Карасев стремительной атакой зажег один Me-109, который горящим факелом врезался в землю. Ударная группа наших истребителей без помех атаковала бомбардировщики противника и три из них сбила, заставив остальных повернуть обратно, не дойдя до цели.
Еще одной победой был отмечен бой с группой бомбардировщиков 30 января 1943 года. Прикрывая наземные поиска а районе Политотдольской, Карассев встретил группу бомбардировщиков противника до восьми Ю-88 под прикрытом шест Мс-109. Находясь выше бомбардировщиков противника, Карасев дерзким пикированием обрушился на один «юнкерс». Прошитый меткой пулеметной очередью, Ю-88 рухнул па землю. Строй бомбардировщиков был нарушен, и Карасев, вступив в бой с истребителями, помешал им выполнить свою задачу. Наши истребители, воспользовавшись этим, сбили еще два бомбардировщика врага.
В боях за Ростов Александр Карасев уже водил в бой группы из 6–8 самолетов.
Уже два ордена Красного Знамени украшали его грудь, и каждый новый бой придавал ему еще большую уверенность и волю к победе.
С особым подъемом Карасев вел бои на подступах к Ростову, там осталась его любимая. Ростов освободили, и он считал часы и минуты, когда можно будет попасть в город. Едва полк произвел посадку на аэродроме имени Фрунзе, он помчался по улицам освобожденного города и встретился со своей невестой Надей.
...Это была одна из первых свадеб в освобожденном Ростове и первая свадьба в пилку, вселившая в однополчан веру и близкое счастье.
С новыми силами вступил он в бои с фашистской авиацией, пытавшейся наносить массированные удары по Ростову. Блестящую победу одержал в бою с двумя Me-109.
«В том бою товарищ Карасев, указывалось в наградном листе, сбив два самолета противника, показал мастерство ведения воздушного боя, бесстрашие и храбpocть советского аса».
A 1 апреля Указом Президиума Верховного Сонета СССР гвардии старший лейтенант Карасев был удостоен высшей награды Родины ордена Ленина.
Еще в канун 25-й годовщины Советской Армии и Военно-Морского Флота командование полка направило поздравительные письма семьям однополчан. И вот спустя два месяца в адрес командования пришло ответное письмо из Орджоникидзе от матери и сестры Карасева.
«Нет слов, чтобы выразить всю полноту нашего счастья, когда мы узнали о победах доблестной Советской Армии, о ваших победах, дорогие гвардейцы, писали они, мы гордимся, что в ваших рядах служит и Александр, наш сын и брат... Сейчас, когда мы пишем это письмо, в доме нет отца и Николая младшего брата Александра. Они тоже на фронте, сражаются за честь и независимость Родины... По мере сил и мы, женщины, стараемся внести свою лепту в общее дело победы над врагом. Как и все люди Советской Осетии, мы участвуем в сборе средств на постройку авиазвена «Защитник Владикавказа» и на танковую колонну «Колхозник Северной Осетии».
Это письмо было зачитано в эскадрилье Алелюхина и сыграло свою роль в подъеме боевого настроя личного состава.
Что же касается самого Карасева, то он почувствовал еще большую ответственность перед советским народом, родными и близкими за каждый свой вылет, за каждый удар по врагу.
Завоевав славу отличного ведущего своих истребителей, он утверждал свой авторитет и как надежный прикрывающий бомбардировщиков и штурмовиков.
Во время сопровождения самолетов Пе-2 Карасев, шедший на высоте 2500 метров, в районе Мариновки заметил самолет противника Ме-109Ф, который был ниже его метров на 200–300. Александр, не мешкая, стал разворачиваться для атаки. «Мессершмитт», заметив сзади себя Як-1, ушел на правый боевой разворот и в свою очередь попытался зайти в хвост Карасеву. Тот ответил левым разворотом, и Ме-109Ф. проскочил, не успев открыть огонь. Карасев все же уловил подходящий момент и, оказавшись сзади и сверху «мессера», с короткой дистанции ударил по нему. Вражеский истребитель загорелся, вошел в отвесное пикирование и упал в районе Мариновки. Карасев же благополучно сел на свой аэродром.
10 мая он был представлен к званию Героя Советского Союза. «За время боевых действий с немецкими захватчиками, указывалось п представлении командования, Карасев показал себя бесстрашным и волевым летчиком-истребителем, отлично знающим свой самолет и вооружение... Имеет на своем счету 301 боевой вылет, провел 70 воздушных боев, в которых сбил 23 самолета противника, из них лично -14».
В июльском наступлении войск Южного фронта у летчиков было много работы. Ежедневные вылеты на перехват, на сопровождение, на разведку, свободную охоту...
В первый же день наступления, 17 июля, в районе хутора Ясиновский Ростовской области Карасев сбил Ю-88.
Участвуя в новых воздушных схватках, Карасев совершенствовал свое боевое мастерство. В июле он сбил четыре самолета противника и вошел в число самых результативных асов полка.
Вскоре однополчане поздравили Карасева с награждением вторым орденом Красного Знамени, а 1 августа он был удостоен этой награды в третий раз.
Успешно закончив переучивание на новом самолете «аэрокобра» и став заместителем командира эскадрильи, старший лейтенант Карасев спой богатый опыт передавал летчикам.
« Александра ставили в полку в пример за отличные знания не только самолетов, на которых он летал, но и тех, с которыми ему приходилось вступать в бои. В умении разумно и полностью использовать тактико-технические возможности машины, правильно расставить и руководить в бою своими ведомыми и всеми летчиками звена, в знании слабых мест самолетов врага и использовании этих знаний он и видел залог победы о боях с противником.Перед каждым вылетом, вспоминают летчики, которых он водил в бой, Карасев «проигрывал» возможные варианты боя, используя внезапность, превосходство в высоте, разнообразности маневра и дерзость в атаках, непревзойденным мастером которых он был.
Его любили в полку, и поэтому весть о присвоении ему 24 августа звания Героя Советского Союза была , встречена с большой радостью. Как об одном из отважных летчиков в боях за освобождение Донбасса о Карасеве писали в те дни армейская и фронтовая газеты.
«Карасев инициативный и бесстрашный командир, писал заместитель командира полка по политчасти подполковник Н. А. Верховец, опытный воздушный боец, мастер эффектных атак. Много раз он участвовал в воздушных схватках с превосходящими силами противника, но ни разу не терпел поражения».
В боевых документах отмечен вылет 1 октября 1943 года, когда четверка, ведомая Карасевым (Твеленев, Чиликин, Масленников), сбила два «хейнкеля». А в другом бою, вылетев во главе шести «аэрокобр» для прикрытия своих войск, Карасев в заданном районе на высоте 3000 метров встретил 12 «юнкерсов», 3 «хейнкеля» и 12 «мессершмиттов». В завязавшемся неравном бою он меткой очередью сбил Ю-87. Еще два «юнкерса» были уничтожены ведомыми, которые следовали за командиром. «Аэрокобры» без потерь возвратились на свой аэродром.
5 ноября Карасеву было присвоено звание капитана, а 1 февраля сорок четвертого его назначили помощником командира полка по воздушно-стрелковой службе, и уже 25 февраля он стал майором.
Авиаторы полка, вылетая на свободную воздушную охоту по тылам и коммуникациям противника, активно участвовали в подготовительных операциях к наступлению наших войск в Крыму. Карасев еще больше сблизился и сдружился с теми, кто защищал Одессу. Возвращение в небо Одессы было завоевано в долгой и многотрудной борьбе с врагом. Хотя полку не пришлось непосредственно участвовать в освобождении этого города, полеты летчиков части в небо Одессы накануне ее освобождения давали им право с гордостью говорить о том, что их мечта вернуться в Одессу сбылась. И так же, как в октябре 1941 года из сражающейся Одессы летчики были призваны на защиту Крыма, так и сейчас, в апреле сорок четвертого, они поднимались в крымское небо, чтобы очистить его от вражеских самолетов.
7 апреля 1944 года, накануне наступления наших войск с целью прорыва вражеской обороны, 25 боевых экипажей 9-го полка способом свободной охоты прикрывали действия трех групп Ил-2, штурмовавших аэродромы противника: Джанкой, Веселое, Курман-Кумельчи. В тот день майор Карасев участвовал в воздушных схватках и с боевого задания не вернулся...
Однополчане рассказывают, что, когда Карасев рассеял группу самолетов противника, наши летчики стали уничтожать их по одиночке. Самому Александру пришлось вступить в бой против пяти «мессершмиттов». Искусно маневрируя, он один самолет уничтожил, а другой подбил. Почувствовав, что осколки вражеских снарядов пронзили самолет, Карасев, как потом стало известно, решил выйти из боя и на большой скорости уйти, дотянуть и сесть на свой аэродром. Но дотянуть не удалось. Объятый пламенем, самолет упал на землю, и Карасев в бессознательном состоянии оказался в плену у врага.
Когда советские войска освободили Севастополь, стали известны обстоятельства дальнейшей судьбы Карасева.
«12 мая этого года, докладывал начальник политотдела 8-й воздушной армии полковник Дороненко, мы с подполковником Верховцом выехали к генералу Савицкому, где взяли его летчика лейтенанта Лемехина, который находился вместе с Карасевым в севастопольской тюрьме, и с ним произвели розыск Карасева.
Выяснилось следующее: Лемехин действительно находился в севастопольской тюрьме, где лично виделся с Карасевым. Всего там было восемь летчиков. 17 апреля при отправке на работу Лемехин сбежал из-под охраны, после чего 9 мая возвратился в свою часть.
Установлено, что гвардии майор Карасев находился в тюрьме до 9 мая. Был одет в гражданское платье, скрывал от немцев и от полицейских, что он летчик, Герой Советского Союза. Все это подтверждает капитан медицинской службы Павлов, который также находился в этой тюрьме в качестве врача...
8 мая Карасев спрятался на чердаке тюрьмы, откуда пытался совершить побег. Однако был обнаружен полицейскими и снова возвращен в камеру.
9 мая, когда наши войска подошли к Севастополю, немцы всех заключенных, кроме полицейских и обслуживающего персонала, эвакуировали с целью отправки водным транспортом. Был ли среди данных эвакуированных Карасев, установить не удалось...
На допросе один ил полицейских, но прозвищу Саша, сообщил, что когда большую часть заключенных погрузили на баржу для отправки, па пей по неизвестным причинам произошел взрыв и все заключенные погибли...»
Но и после этого в полку не хотели верить, что Карасев погиб, а извещение райвоенкомату в город Орджоникидзе было послано о Карасеве как о пропавшем без вести.
Тяжело переживали дома у Карасева эту весть. Но все надеялись, что он остался жив и даст о себе знать, Так оно и случилось. В мае 1945 года его родные получили телеграмму: «Я жив, здоров, подробности сообщу потом. Саша». А вскоре в родной дом вернулся и сам Карасев и рассказав все, что с ним произошло.
При погрузке в Графской бухте на баржи он воспользовался переполохом при налете наших штурмовиков, бежал, но был схвачен охраной.
Карасева перевезли в Румынию, в город Констанцу, там он пробыл несколько дней в лагере военнопленных под открытым небом. А затем его вместе с другими заключенными, тоже летчиками, отправили эшелоном в Германию. В пути, ночью, они перерезали проволоку в окне, и Карасев, выбравшись наружу, сумел отодвинуть щеколду на двери и открыть ее.
Всю ночь их группа из четырех человек шла на север. Днем старались обходить населенные пункты, вообще держались подальше от людей. И все же напоролись на фашистов. Их передали в комендатуру, а оттуда отправили в лагерь для военнопленных в Австрии, что недалеко от Маутхаузена.
8 мая 1945 года лагерь освободили советские войска. Тогда же Карасев узнал, что его 6-я гвардейская авиадивизия находится поблизости, в Чехословакии. Он написал туда письмо. Через некоторое время в лагерь за ним прилетел самолет По-2 и перебросил в дивизию, где Карасев после долгой разлуки встретился с однополчанами по соединению, 9-й же гвардейский полк был в 10 время под Берлином, в составе другой, 303-й дивизии.
18 февраля 1958 года ему было присвоено звание генерал-майора авиации. После того, как он закончил Высшие академические курсы, его зачислили слушателем 2-го курса Военной Академии Генерального штаба ВВС СССР. Закончил ее Карасев в сентябре 1959 года.
Почти десять лет отдавал свой опыт и знания гвардии генерал-майор авиации А. П. Карасев делу подготовки летных кадров, возглавлял авиационное училище. Ныне он в запасе, живет с семьей в Чернигове и не теряет связи с бывшими однополчанами. Он ведет большую военно-патриотическую работу, мечтает написать книгу о своем боевом пути. Ему есть о чем рассказать, и пусть эта его мечта сбудется.