Королев Иван Георгиевич
Родился 10 февраля 1921 года в деревне Лажки Узловского района Тульской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС. Окончил 7 классов и уехал в Москву. Поступил в техникум паровозного хозяйства имени Ф. Э. Дзержинского, имевшего тесные связи с коллективом метростроевцев.
Ваня Королев искренне восхищался не только неудержимым стремлением юных метростроевцев проложить стальные магистрали и построить подземные дворцы столицы, но и их увлечением полетами в собственном метростроевском аэроклубе.
Он продолжал учебу в техникуме и «бегал» в аэроклуб. К окончанию первого курса Ваня Королев сделал твердый выбор закончить аэроклуб и посвятить себя небу. Метростроевцы гордятся своими именитыми покорителями неба: Федоровой Т. В., Егоровой А. Е., Рязановой А. К., Вишняковым И. А., Меншутиным Е. П., Котоловым В. С., Феоктистовым С. А. и другими, среди которых И. Г. Королев занимает достойное место.
В 1939 году Иван Королев был зачислен в Борисоглебскую военно-авиационную школу летчиков имени В. П. Чкалова.
Высоким именем летчика-истребителя младшего лейтенанта И. Г. Королева назвал в приказе Нарком обороны 5-го ноября 1939 года.
Огорчало лишь то, что назначение он и его товарищи получили сначала в полк, летавший на И-15, а Ивану Королеву очень хотелось летать на И-16. Ходили по начальству, добивались и добились окончательного назначения в 69-й ИАП, ставший им родным полком.
В этом полку он провел предвоенный год, освоил ночные полеты и уже в мае 1940 года был объявлен отличником боевой и политической подготовки. В составе 69-го ИАП прошел всю Великую Отечественную войну.
Участвуя в героической обороне Одессы, совершил 230 боевых вылетов и в том числе 89, больше всех в полку, полетов на штурмовку фашистских войск. Сбил 2 лично и 3 в группе с товарищами фашистских самолета.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1942 года в числе первых 12-ти лётчиков полка удостоен звания Героя Советского Союза.
Герой Советского Союза гвардии полковник И. Г. Королев награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны, дипломом и знаком «Почетный летчик ВВС Франции».
Жил и работал в Москве. Умер 16 августа 1981 года.
Отваги и мужества рыцарь
Он отлично владел самолетом И-16. На это обратил внимание строгий командир эскадрильи капитан Жидков. Он и направил Ивана Королева на курсы командиров звеньев, «чтобы еще малость подучиться и потом учить других».
Успешно окончив курсы, Королев возвратился в свою четвертую эскадрилью, в которой шла интенсивная под-, готовка к овладению полетами в ночных условиях.
Всю насыщенную программу ночной подготовки, вспоминал Иван Георгиевич, мы закончили без единого происшествия и поломок машин... Обычное для того времени летное поле с травяным покровом, имевшее к тому же довольно неровную поверхность, оказалось для ночных полетов не слишком удобным и даже опасным. Мы летали с кочковатого поля в кромешную тьму, имея впереди на границе аэродрома два-три фонаря «летучая мышь». Причем летали не только одиночно, но и в составе звена. Вовремя взлетает винта до земли были считанные сантиметры: малейшее неточное движение жди беды. Но все обходилось благополучно, и мы успешно овладели искусством ночных полетов на сложном по технике пилотирования самолете И-16.
К окрыленному успехами в полетах Ванюше Королеву, как до сих пор его называют однополчане, в том предвоенном году пришла и первая любовь. Его избранницей оказалась ленинградка Оленька -»лучшая из всех Оленек в мире»; такими словами выражал свой восторг двадцатилетний Ванюша Королев. И «лучшей и единственной» она осталась для него до наших дней.
В тот первый день войны он участвовал в боевом вылете и был рад после посадки увидеть встретившую его Олю. Она тут же сказала при всех, что будет работать здесь, на аэродроме, при нем, даже если начальство будет против. Командование полка на самом деле, узнав об этом, пыталось объяснить ей серьезность создавшейся обстановки и неразумность ее решения. Однако Ольга при поддержке согласившегося наконец с ней Ивана сумела настоять на своем, и осталась, и была в полку в течение всего периода героической обороны Одессы.
На третий день войны Королев увидел первый подбитый вражеский самолет. Группа истребителей полка, возглавляемая майором Л. Шестаковым, патрулировала в районе Спартаковки и там обнаружила бомбардировщики противника. Королев был рядом с ведущим группы и видел, как Шестаков устремился наперерез одному из вражеских самолетов. С дистанции 150–200 метров он обстрелял «юнкерс» короткими очередями и поджег его. Бомбардировщик, оставляя за собой дымный шлейф, стремительно стал терять высоту.
Несмотря на успех нашей группы, Королеву на этот раз не пришлось испытать напряжение настоящего воздушного боя. Такое выпало на его долю спустя месяц после начала войны, 23 июля.
Вместе с младшим лейтенантом Борисом Зотовым они патрулировали над районом порта на высоте 2500–3000 метров. На западе, в легкой утренней дымке, появились самолеты противника. Наши не сразу заметили их. Лишь когда три «хейнкеля» развернулись в сторону моря, Королев и Зотов пошли им навстречу. Не сворачивая с курса, бомбардировщики шли на Одессу. Наша пара одновременно открыла по истребителям дружный огонь. Зотов и Королев, впервые так близко и отчетливо увидевшие пунктиры огненных трасс, вовремя отвернули от них свои самолеты. Затем зашли для повторной атаки и снова открыли по ближайшему «хейнкелю» огонь. Одна из длинных очередей, по-видимому, достигла цели. От шедшего справа бомбардировщика потянулась черная струя дыма. Вражеский стрелок прекратил стрельбу, и самолет ушел с большим снижением в сторону Выгоды, остальные фашистские самолеты скрылись в направлении моря.
Боеприпасы у Королева и Зотова кончились, н летчики вынуждены были возвратиться на аэродром, имея на самолетах до нескольких десятков пулевых пробоин. К радости первой победы примешивалось чувство некоторой досады на то, что пулеметы имеют не слишком большой запас патронов. В противном случае они могли продолжать охоту на «хейнкелей».
К выполнению боевых заданий Королев всегда относился с большой ответственностью и серьезностью, настраивая себя только на успех в бою.
Идти в бой с мыслью о смерти, говорил он, значит наполовину пропирать его. Вылетая на задание, я никогда не думал о гибели. Все свое внимание сосредотачивал на том, как лучше построить маневр, как добиться максимального эффекта своей атаки.
В ходе обороны Одессы наметилось одно из главных направлений боевой деятельности единственного в составе оборонительного района 69-го ИАП непрерывная штурмовка живой силы и техники противника.
Иван Королев уже слыл мастером нанесения штурмовых ударов. Его отличные действия 12 августа 1941 года в группе А. А. Елохина, когда четвертая эскадрилья уничтожила до полка вражеской конницы, были отмечены командованием. В другой раз Королеву довелось участвовать в штурмовке автоколонны противника, растянувшейся на несколько километров и застрявшей в пути из-за бездорожья. Зайдя в голову колонны, Королев меткой очередью поджег одну ид машин. Затем атаковал арьергард колонны, здесь на одной из автомашин начали рваться боеприпасы. В результате колонна оказалась как бы запертой спереди и сзади. Через некоторое время на помощь Королеву подоспели две нары И-16 и завершили разгром транспортных средств противника.
Как-то в августе Королев штурмовал в районе западнее Дальника вражеские позиции. При выходе из пикирования он заметил перед передним краем в лощинах бегущих во весь рост в сторону наших войск фашистов. «Психическая атака», мелькнула у Королева мысль, и он тут же, не набирая высоты, а снижаясь до бреющего полета, открыл огонь из всех четырех пулеметов. Пройдя по направлению движения группы противника, Королев прижал гитлеровцев к земле. Затем развернулся и пронесся в обратном направлении, продолжая стрелять из пулеметов. Вместе с ведомым Алексеем Череватенко они сделали шесть заходов и ушли из района только после того, как израсходовали весь боекомплект. Атака противника захлебнулась.
Паши летчики еще только заходили на посадку на своем аэродроме, как из штаба полка уже передали им благодарность от наземных войск. На такие штурмовки Королев вылетал по три-четыре, а то и по шесть раз в день. У него почти не было вылетов, которые не заканчивались бы встречей и воздушным боем с самолетами противника.
В том же районе, западнее Дальника, несколько дней спустя он атаковал и зажег истребитель противника ПЗЛ-24. Он видел, как фашистский летчик выбросился с парашютом из горящей машины. А самолет между тем не падал, он переходил из одного виража в другой. Это было необычное зрелище. Полюбовавшись на него, Королев предпринял еще одну атаку, и вражеский самолет стремительно понесся к земле.
Этот случай в полку долго помнили, комментируя его на разные лады, чаще всего в юмористической форме. Алелюхин, упражняясь в острословии, говорил, что необычное поведение сбитого фашистского самолета объясняется просто: он делал реверансы Королеву за то, что наш пилот так аккуратно поджег ею.
К концу августа, представляя младшего лейтенанта И. Г. Королева к очередному воинскому званию, командир полка писал о нем как о боевом летчике, который отлично выполняет задания и днем и ночью, проявляет бесстрашие в борьбе с врагом, тактическую смекалку, быстроту реакции.
Здесь, в небе Одессы, он возмужал, закалился в боях и, как отмечало командование, показал себя подготовленным командиром звена, настойчивым в повседневной работе, умело передающим спой опыт подчиненным.
За первые пять дней сентября боевой счет Королева увеличился до 98 вылетов, и он был представлен к награждению орденом Красного Знамени. «Товарищ Королев, писал Лев Шестаков в наградном листе, в воздушных боях и при штурмовках наземных войск противника проявил себя находчивым, смелым, не знающим страха командиром, достойным сыном социалистической Родины».
С каждым днем закалялся характер Королева, накапливался опыт, совершенствовалось боевое мастерство. При этом, будучи скромным по натуре, Королев никогда не кичился своими успехами. Более того, он старался все полезное перенять у товарищей. Многому он научился у командира части Льва Шестакова, принимал к сведению его советы, а затем этому учил своих ведомых.
Как-то в середине сентября Королев вылетел в составе десяти И-16 на прикрытие осуществлявших бомбардировку противника четырех ДБ-3 и трех Пе-2. Это происходило в районе Фрейденталя. Как это часто бывало, летчики полка не ограничились прикрытием бомбардировщиков, начали штурмовать вражеские войска. Во время выхода из восьмой атаки в воздухе появились шесть «мессершмиттов»: они рвались к бомбардировщикам. Путь им преградили верткие И-16. Увидев, что один из «мессеров» заходит молодому летчику Петру Осечкину в хвост, Королев бросил свой самолет между машинами противника и Осечкина. Бросок был резким, казалось, что самолет вот-вот свалится, однако Королев справился с ним. Заслонив своим И-16 машину товарища, он сорвал замысел врага, но и сам был обстрелян и ранен в ногу. Несмотря на ранение, Королев мастерски посадил самолет на свой аэродром.
При подведении итогов выполнения боевой задачи Шестаков поблагодарил Ивана за самоотверженность, а за рискованный маневр его не стал делать «разноса», поскольку видел, что Королев и без того страдает от ранения. Однако заметил, что в ином случае, не будь этого ранения, церемониться не стал бы, устроил бы Королеву головомойку.
Иван отказался ехать в госпиталь. Полковой врач Михаил Шаньков за несколько дней сумел поставить его на ноги, и вскоре Королев опять участвовал в полетах.
Нередко в боях за Одессу Королеву приходилось встречаться с воздушными разведчиками врага -»хейнкелями». Эти легкие бипланы со стрелком во второй кабине все чаще начали появляться над позициями наших войск для корректировки артогня, разведки целей переднего края и немало досаждали нашим, пока летчики полка не приспособились их уничтожать не только над полем боя, но и на аэродромах базирования. Охотником за двухкрылым разведчиком-корректировщиком называл Королева начальник штаба полка В. С. Никитин. Как правило, при встрече одиночек-»хейнкелей» Королев и его летчики не сбивали врага, а следовали за ним до аэродрома. Так, однажды Иван преследовал корректировщика до тех пор, пока тот не сел на свой аэродром в районе Хаджибеевского лимана. Он видел, как вражеский летчик, едва самолет остановился, покинул машину и бросился наутек. Королев с первой атаки уничтожил оставленный на поле «хейнкель». Затем вместе с подоспевшими нашими пилотами сделал еще один заход вдоль посадок, где стояли два других вражеских самолета, и накрыл их залповым огнем.
В другом случае звено И-16, ведомое Королевым, проследовало за «хейнкелем» до защищенного зенитной артиллерией вражеского аэродрома на Днестре. Там наши летчики обнаружили до двадцати самолетов противника. Сразу штурмовать аэродром, как вспоминал Королев, они не стали, поскольку сил было мало. Но спустя два часа, подготовившись, он повел группу на аэродром и удачно нанес по нему удар, уничтожив несколько машин гитлеровцев.
Уже па выходе из атаки Королев почувствовал рывок ручки управления, как будто бы по рулю высоты чем-то сильно ударило... Выйдя из-под обстрела зенитной артиллерии, он попытался так зайти с прямой на свой аэродром и посадить самолет, чтобы как можно меньше создавать нагрузку на руль высоты. Когда же сел и осмотрел с механиком управление, то поразился, как смог долететь: трубчатая тяга руля высоты была перебита прямым попаданием крупнокалиберной пули и держалась лишь на тонкой полоске металла.
Все боевые полеты в небе Одессы Королев совершил на одном и том же самолете И-16, бессменным «хозяином» которого был механик Г. И. Малкин. В боевых успехах Королева немалая заслуга принадлежала и его механику, человеку трудолюбивому и самоотверженному.
До последнего дня обороны Одессы сражался в составе 69-го истребительного авиационного полка лейтенант Иван Королев. В конце сентября 1941 года его представили к званию Героя Советского Союза.
В июне сорок второго, будучи заместителем командира эскадрильи, Герой Советского Союза И. Г. Королев участвовал в боях под Харьковом. Он освоил самолет ЛАГГ-3 и с успехом сражался с вражескими истребителями. По-прежнему гитлеровцы имели значительное численное превосходство в воздухе, и каждому из наших летчиков приходилось драться за троих, до боли в сердце сознавая важность момента, когда надо было всячески препятствовать наступлению врага, развивавшемуся в юго-восточном направлении.
26 июня во время возвращения с задания Королев вступил и схватку с двумя «мессершмиттами» и сумел один из них сбить меткой очередью.
Повезло Ванюше, отметил Серогодский.
3 июля в районе юго-восточнее Валуек Королев встретился с парой фашистских истребителей. Используя преимущество в высоте, Королев смело атаковал противника и с короткой дистанции подбил одну вражескую машину. Погнавшись за другим «мессером», он только тогда заметил выше себя еще одну пару истребителей противника. Они стремительно атаковали Королева и сумели повредить радиатор ЛАГГ-3. Наш летчик был вынужден совершить посадку в поле в расположении советских войск.
Кстати сказать, уязвимость системы охлаждения ЛАГГ-3 приносила авиаторам немало неприятностей. Малейшее повреждение ее выводило машину из строя и ставило летчиков в тяжелое положение.
8 июля в районе Новой Калитвы Королеву во время жаркой схватки с группой «юнкерсов» удалось сбить одну машину противника. Боевой вылет совершался в район станции Россошь, на которую почти беспрерывно в те дни совершали налеты вражеские бомбардировщики. Наших было всего семь ЛАГГ-3, а «юнкерсов»- более oдвадцати машин и столько же «мессершмиттов». До станции оставалось километров двадцать, и ведущий группы майор Шестаков решил пятеркой ЛАГГ-3 с ходу атаковать бомбардировщиков. Развернув группу навстречу «юнкерсам», Шестаков устремился на них в атаку с набором высоты, а пара ЛАГГ-3 выполняла роль прикрывающих.
Королев шел правым ведомым у командира группы и почти одновременно с ним открыл огонь по ведущему бомбардировщику, который тут же вспыхнул и пошел к земле. Набрав высоту и изготовившись к новой атаке, Королев заметил, как на самолет Шестакова пикируют два «мессершмитта». Это был излюбленный метод атаки врага, и его надо было упреждать, чтобы не допустить беды.
Круто взмыв вверх, Королев пошел в лобовую атаку. Приняв часть удара пулемстно-пушечного огня на себя, он сорвал атаку истребителей противника, заставив их резко отвалить в сторону.
Выходя из лобовой атаки, Королев почувствовал тряску двигателя. Достаточно было мгновенного взгляда на приборную доску, чтобы определить аварийную ситуацию.
Стрелка указателей температуры воды и масла дошла до упора, давление масла уже упало ниже допустимого, и винт не тянул. Оставалось одно идти на вынужденную посадку. Осмотрев местность и выбрав площадку, Королев, не выпуская шасси, сделал заход и посадил ЛАГГ-З на фюзеляж. Как оказалось, это произошло в районе расположения наших войск.
Когда он вернулся в полк, то узнал печальную новость. Только что стало известно о вынужденной посадке Серогодского, потере в бою Лебедева и невозвращении на свой аэродром Коваленко, Козакова и Шагина...
С конца июля Королев воевал на Сталинградском фронте. Имя его повторялось в боевых донесениях и сводках. 27 июля 1942 г. указывалось в оперсводке, что в воздушной схватке над аэродромом Заплавное, которая длилась в течение получаса, Герой Советского Союза И. Г. Королев, умело руководя боем, выиграл его с меньшими силами. Шесть ЛАГГ-3, ведомых Королевым, вступили в бой с восемью «мессерами». Используя солнце, Королев затянул врага на 5500 метров, закрутил его группу, как карусель, и на этой высоте нанес удар по ведущему, а другие летчики группы помогли командиру удвоить счет сбитых самолетов врага.
Памятным остался для Королева и бой 31 августа. Сопровождая группу штурмовиков, вылетевших на вражеский аэродром Зеты, Королев прикрыл «Илы», удачно сбросившие бомбы на стоянки самолетов противника. В результате нанесенного удара там образовались очаги пожара. Сделав еще круг над аэродромом, группа ЛАГГ-3, ведомая Королевым, направилась обратно. В это время командир заметил Me-109, заходивший в атаку на замыкающий ЛАГГ-3. До линии фронта оставалось километров сорок, сообщить ведомому об угрожающей опасности не было возможности, и Королев, развернувшись, пошел в лобовую на атакующего «мессера». Завязался бой на высоте не более 2000 метров. Выйдя из виража, Королев заметил выше и правее еще три «месссршмитта», одни из которых пошел на него в атаку. Иван успел дан. но нему неприцельную очередь. Тем временем подошли остальные, и Королеву пришлось вести бой уже с четырьмя вражескими истребителями. Оттягивая их поближе к линии фронта, маневрируя, он успешно избегал вражеского огня, пока одной из очередей «мессеров» не был пробит радиатор машины. «Мессеры» продолжали преследование. Снарядом, разорвавшимся в кабине, были разбиты приборы и фонарь. Один из осколков попал в голову Королеву, теплая липкая кровь начала заливать лицо... С появившимся из моторного люка пламенем Иван вышел из боя, спланировав, посадил самолет на фюзеляж в степи. Он вывалился из кабины и прилег тут же, рядом с самолетом. Едва осела поднятая «ЛАГГом» пыль, как Королев увидел: вражеские истребители заходили для атаки на его машину. Когда со второй атаки на левом крыле вспыхнул бензиновый бак, Иван огромным усилием воли заставил себя преодолеть желание подняться и бежать от самолета подальше, в какое-нибудь укрытие: он понимал, что тут же будет расстрелян. Летчик смотрел, казалось, прямо в стволы пулеметов «мессера» (так низко пронесся истребитель), выдержал еще одну лобовую атаку Me-109 по лежащему на «брюхе» «ЛАГГу». И тут он почувствовал, что ему обожгло ногу: оказалось, что это потекло горячее масло из пробитого картера мотора...
«Мессершмитты», прекратив атаки, улетели восвояси. А Королев, перекатываясь, стал продвигаться в сторону Волги. Там его подобрал наш катер и доставил на одно из судов Волжской флотилии.
В полк Королев возвратился лишь 3 сентября. Когда зашел в штаб, то первое, что показал ему В. С. Никитин, был корешок от похоронной, только что посланной его жене Ольге. Тут же Иван отправил ей письмо, которое, к счастью, пришло раньше похоронной, едва не омрачившей радости по поводу рождения их сына Александра.
Еще один бой надолго сохранился в памяти Королева. Это было уже и самом конце сорок второго годя. В группе из восьми «Яков» он шел в паре с командиром Шестаковым. Облачность в тот день была 7–9 баллов, нижняя кромка находилась на высоте 1000 метров. Когда поднялись над облаками, то увидели шедшие из Сталинграда в юго-западном направлении три «хейнкеля». Командир подал команду.
Атакуем парой!
И тут же сам ринулся в атаку на один из вражеских самолетов. Королев взял на себя «хейнкель», шедший справа. Атака была стремительной: сверху, сзади и с близкой дистанции. Иван успел выпустить две очереди и тут же увидел трассы и услышал стук пуль по своему самолету. Мотор перестал тянуть, хотя винт и вращался.
Королев дал еще одну очередь по врагу, чувствуя, как стал заметно отставать от «хейнкеля». Слева из-под приборной доски показалось пламя, и летчик понял, что надо немедленно покидать самолет. Жаль было оставлять новый «Як», но ничего иного предпринять в этой ситуации было невозможно. Отстегнув привязные ремни и отсоединив шнур рации, он открыл фонарь кабины. Пламя едва не ударило в лицо. Инстинктивно закрыл глаза, ввел самолет в вираж и тут же, резко оттолкнувшись ногой от борта кабины, отделился от машины...
Когда открыл глаза, совсем близко были облака. Парашют плавно раскрылся. Повиснув на его лямках и пройдя сквозь плотную облачность, Королев увидел высокий правый берег Дона. Кругом лежал снег. Снег белой пеленой укрывал все вокруг, однако река была заметна. Он мягко приземлился в сугроб и напрямик, по целине, увязая по колено в снегу, пошел на восток. Мокрый, сильно обожженный, Королев шел всю ночь. К утру добрался до расположения советской воинской части. Попросил санитара смазать ему саднившее лицо и сразу же отправился в свой полк, понимая, что там уже беспокоятся о нем, если еще не считают погибшим.
Через день он уже снова участвовал в боевых вылетах.
За победы в Сталинграде Королев был удостоен двух орденов Красного Знамени. В день годовщины формирования полка, 13 сентября, Л. Л. Шгстаков назвал Ивана Королева лучшим летчиком части, вложив в это определение высокую оценку не только боевого мастерства, командирских способностей комэска, но и его прекрасных человеческих качеств чувства локтя, готовности прийти на помощь. Так потом и укрепилось за ним это определение.
В январе 1943 года Королева назначили на должность штурмана полка. В этой должности он оставался до июля 1947 года. В период участия полка в боях за освобождение Сталинградской области, Дона и Донбасса он стал одним из ближайших помощников командира части гвардии подполковника Л. Л. Шестакова В паре с ним часто вылетал на боевые задания, участвовал в разработке новой тактики и приемов борьбы с авиацией противника.
По инициативе Королева был внедрен в практику боевой работы полка такой важный элемент воздушного боя, как разворот «все вдруг». Тренируя в групповой слетанности молодых летчиков на аэродроме, при низкой облачности, Королев, не имея возможности совершать развороты четверкой самолетов крылом к крылу в одной плоскости, решил увеличить интервалы между самолетами и произвести разворот способом «все вдруг». Задуманное получилось. Повторили раз, другой, и, когда закончился летный день, Королев доложил командиру части, что такие развороты позволили осуществлять группе быстрый и внезапный маневр.
Шестаков предложил ему начертить схему, а затем попробовать такие развороты группой побольше. Способ разворота «все вдруг» был взят на вооружение и применялся летным составом 9-го ИАП до конца войны.
Пришло время, когда советские войска стали теснить врага на запад, освобождая родную землю от оккупантов. Фронтовые дороги вскоре привели Королева на Украину, туда, где три года назад он впервые вступил в схватку с фашистами. Радовалось сердце героя, когда он видел счастливые, хотя и изможденные лица женщин, стариков, детей жителей освобожденных земель, встречавших с цветами долгожданных своих избавителей советских воинов.
В составе 4 го Укряинского фронта Королев продол-, жал свою боевую работy, внося носильную лепту в дело победы над врагом.
Как штурману полка, Королеву пришлось много поработать в период перевооружения части и переучивания, личного состава па самолет Ла-7. Сначала нужно было самому досконально изучить новую технику, а затем передать эти знания летчикам полка, обучить их вождению самолета по радиополукомпасу (РПК-10) и приводным радиостанциям, а также полетам в сложных метеорологических условиях с применением того же РПК-10.
Каждый раз, собираясь в полет, Иван Георгиевич надевал все свои ордена и медали. Его спрашивали товарищи:
Для чего это тебе?
Я дорожу наградами и хочу, чтобы они всегда были со мной. И потом они придают мне уверенность...
Когда полк в полном составе перелетел на аэродром Руткишки в Литве, он был включен в состав 303-й ИАД ;и вскоре уже участвовал в операциях войск 3-го Белорусского фронта на подступах к Восточной Пруссии.
Большой дружбой был связан Королев с французскими летчиками из полка «Нормандия». С ними вместе он наносил удары гитлеровцам в Восточно-Прусской операции. И французы об этом не забыли. В 1967 г. И. Г. Королев вместе с дважды Героем Советского Союза В. Д. Лавриненковым был удостоен диплома и знака «Почетный летчик военно-воздушных сил Франции». Эта дружба с летчиками полка «Нормандия-Неман» продолжалась до последних дней его жизни.
От Одессы до Берлина дошел в составе родного полка Иван Георгиевич Королев. Он начал войну младшим лейтенантом, рядовым летчиком, а закончил штурманом полка. Совершил около 500 боевых вылетов, сбил 29 самолетов противника (из них 11 в группе) и уничтожил на аэродромах -19.
Его квартира в Москве, на Ленинградском шоссе, была своего рода штабом ветеранов полка. К нему сходились все нити, связывающие бывших однополчан, живущих в разных уголках нашей страны. Он был организатором встречи ветеранов полка в дни 25-летия обороны города-героя Одессы. Иван Георгиевич проделал большую работу по увековечению памяти однополчан, летчиков 69-го ИЛИ, погибших в этом городе.