Маланов Алексей Алексеевич
Родился 30 августа 1917 года в городе Ярославле в семье потомственных текстильщиков. Русский. Член КПСС. Закончил 7 классов средней школы. В восемнадцать лет по комсомольской путевке был направлен в Одесскую Военную школу летчиков. Был назначен в 6-ю шестаковскую авиационную эскадрилью 3-й авиационной армии особого назначения.
С формированием 69-го ИАП вся 6-я истребительная эскадрилья вошла в его состав.
В составе 69-го Маланов вступив в Великую Отечественную войну и с августа сорок первого участвовал в героической обороне Одессы.
Маланов совершил 108 боевых вылетов, в том числе 67 на штурмовку позиций, боевой техники и аэродромов румыно-немецких войск. Участвовал в 39 воздушных боях и сбил лично 3 и в групповых боях 2 самолета противника.
5 ноября 1941 г. постановлением военного совета Южного фронта награжден орденом Красного Знамени (посмертно).
Удостоен звания Героя Советского Союза Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1942 г. (посмертно).
Мастер штурмовок
Красавица Одесса, где Маланов обрел крылья, Одесса, воспетая Пушкиным и взрастившая потемкинцев, была окружена фашистскими полчищами, а за черно-, морской жемчужиной вся страна, его, Маланова, Родина. Об этом он говорил на митинге эскадрильи в тот день-3 июля 1941 г., когда партия призвала отстаивать каждую пядь советской земли, «драться до последней капли крови за наши советские города, села».
Быстрое приближение румыно-немецких войск к Одессе ставило перед полком особые, не свойственные истребителям задачи-штурмовыми ударами по врагу помочь наземным войскам сдержать натиск захватчиков.
Как добиться максимального эффекта штурмовой атаки? Мысль эта не давала покоя Маланову в те дни. Вылетая на задания, он не только мысленно «прослеживал» возможный вариант штурмовки позиций противника, но и сам проверял на практике жизнеспособность и целесообразность задуманного маневра, в основе которого было изменение угла пикирования во время атаки вражеских наземных целей.
С первых же вылечов на штурмовку противника Маланов действовал дерзко и решительно, порой даже рискованно, словно испытывал самого себя. Мало кто в полку мог совершать такое крутое и длительное по времени пике, как Алексей. Эффект от увеличения угла пикирования, безусловно, был немалый, но и риск тоже.
Выпустив эресы, Маланов несколько секунд наблюдал за ними, потом делал новый заход для сброса бомб. И так несколько раз вводил и выводил свой И-16 из одной атаки в другую, то почти касаясь земли во время крутого пике, то резко взмывая вверх, пока не убеждался, что цель уничтожена.
Так Маланов действовал и 22 июля, когда шестерка И-16 нанесла мощный удар по вражеской коннице в районе Балаклея. Тогда наши летчики не смогли назвать начальнику штаба полка точную цифру уничтоженных конников: эффект удара был максимальный.
К тому времени налеты вражеской авиации на Одессу участились. Несмотря на мужественное сопротивление наших летчиков, город все-таки серьезно страдал от бомбардировок. Трудно было противостоять массированным налетам фашистов, слишком малочисленными были наши авиационные силы в начальный период войны.
«Алексей мучительно переносил каждый налет гитлеровцев на город, вспоминала впоследствии жена Маланова Варвара Ивановна. Как-то раз он забежал поздно вечером домой после налета трех самолетов противника, сбросивших бомбы на город и дома начсостава авиагородка. Дочурка уже спала, Алексей, нагнувшись к ней, взволнованно сказал: «За тебя, за наш город, нашу Родину и народ не ждать фашистам пощады от меня...». Когда он участвовал в отражении налета противника, то себя не жалел, думал только о городе, о тех людях, которые и нем остались».
На помощь осажденной Одессе прилетели группы бомбардировщиков ДБ-3 и СБ из авиачастей Севастополя. Прикрывали их во время боевой работы истребители 69-го ИАП.
1 августа девятка наших самолетов под командованием подполковника А. Н. Марьинского поднялась в назначенное время в воздух, чтобы прикрыть боевую работу группы СБ 70-й авиационной эскадрильи в районе Дубоссар. И-16 шли за группой СБ немного выше их. При подходе их к цели самолеты были встречены и атакованы четырьмя «мессершмиттами», которые старались прорваться к СБ. Связать боем «мессеров», чтобы дать возможность нашим СБ отбомбиться и под защитой истребителей возвратиться на свой аэродром, было главной задачей наших летчиков. Но истребители врага в бой с И-16 не вступали, а пытались нанести удар по бомбардировщикам.
Вот тогда и проявился характер Маланова и его летчиков. Хотя строй СБ рассыпался, не затрудняло действия наших истребителей, Маланов так закрутил «мессершмиттов», что им было уже не до наших бомбардировщиков. Алексей и его ведомый заставили «мессеров» перейти в оборону. На помощь пришла вторая пара И-16.
Бой затянулся, горючего у наших летчиков оставалось совсем мало. Но они твердо придерживались правила сопровождать СБ к месту посадки. Звену Марьинского пришлось садиться на дозаправку в Выгоде, а звену Маланова на аэродроме Цебриково. Действия Алексея в бою были поставлены в пример всему летному составу полка.
Когда девятка наших истребителей перелетела на свой аэродром, техники принялись накладывать заплаты на поврежденную в бою обшивку почти у всех самолетов. А через час эти девять машин вылетели на новое, боевое задание.
В начале августа Маланов стал заместителем командира третьей эскадрильи. Теперь ему приходилось водить в бой не только одно-два звена, но и всю эскадрилью.
Летчики полка добывали немалую информацию о противнике, которая была очень нужной командованию Одесского оборонительного района. Маланов нередко участвовал в таких разведывательных полетах, относился к ним чрезвычайно серьезно, зная, что от результата воздушной разведки может зависеть многое.
13 августа четыре И-16 под командованием Маланова, производя разведку, установили следующее: многие дороги, ведущие к Одессе, забиты вражескими войсками и техникой. Это свидетельствовало о том, что гитлеровцы стремятся во что бы то ни стало овладеть городом, причем в максимально короткие сроки, не считаясь с собственными потерями. Настораживал тот факт, что противник сосредоточил в районе, прилегающем к городу, огромное количество артиллерии и танков, видимо, планируя массированный удар по важному стратегическому пункту.
Ведя разведку, Маланов не переставал следить за воздухом. И когда в районе железнодорожной станции Кримидовки появился вражеский самолет, он был атакован Малановым и пошел на вынужденную посадку. Проследив за его посадкой в открытом поле, Маланов снизился до бреющего и дал по нему очередь. Наши летчики видели, как вражеский самолет вспыхнул и экипаж его бросился в разные стороны.
«В другой раз, писали в те дни политработники полка Б. Гловацкий, К. Пирогов, А. Ванеев, Маланов повел краснокрылые истребители на разведку в тыл противника. Возвращаясь с задания, они встретили группу из 17 фашистских истребителей. Отважные советские летчики приняли бой с численно превосходящим противником в его глубоком тылу. Гитлеровцам так и не удалось сбить ни одного советского самолета».
Обстоятельные и достоверные сведения, полученные воздушной разведкой, давали возможность принять необходимые решения, чтобы сорвать коварные замыслы врага, сжимавшего кольцо вокруг города.
Все ожесточеннее становились бои за Одессу, и от каждого вылета наших авиаторов требовалась максимальная эффективность и самоотверженность: только таким образом можно было противостоять огромным по численности силам гитлеровцев.
В середине августа Алексей Маланов был представлен к награждению орденом Красного Знамени. 20 августа командующий Приморской армией объявил благодарность 15-ти особо отличившимся бойцам и командирам 69-го авиаполка. В их числе был и Алексей Маланов, получивший в качестве подарка наручные часы.
В аттестации, представленной на Алексея Маланова, командование полка писало, что он «в борьбе с германскими фашистами проявил себя как бесстрашный летчик... по своим деловым качествам, проявленному героизму и бесстрашию в борьбе с врагом достоин внеочередного присвоения звания старший лейтенант. К тому времени на счету Алексея было уже более ста боевых вылетов.
Возобновив во второй половине августа наступление в южном секторе обороны, в направлении местечка Фрейденталь и села Дальник, противник поставил перед собой задачу отрезать советские войска в этом секторе от основных сил оборонительного района, а также получить возможность обстреливать Одессу из дальнобойных орудий с юга.
В последних числах августа Маланов вновь участвовал в разведывательном полете. На этот раз он летел в группе под командованием Шестакова. Группа вступила в схватку с тремя Me-109 и четырьмя ПЗЛ-24. В горячке боя Алексей не заметил, как был ранен. Уже возвращаясь с задания, обратил внимание на острую боль в ноге. Выбраться самому из кабины самолета не хватило сил. Механики с большой осторожностью отнесли его на руках в лазарет.
Доктор Шаньков принял меры первой необходимости и, уступая настоянию Маланова, не отправил его в госпиталь. Через несколько дней Маланов снова участвовал в боевых полетах.
21 сентября в связи с подготовкой морской десантной операции Маланов получил задание уточнить полученные от попавшего в плен румынского летчика сведения о противнике в районе Баден и Зельцы. Его звено сумело скрыто подойти к вражеским аэродромам, расположенным в этом районе, и произвести разведку сил гитлеровцев. Было обнаружено, что здесь сосредоточено большое количество самолетов типа ПЗЛ-24 и «Хеншель-126».
Решили нанести одновременный удар двумя группами. Основную из них поручили вести Шестакову, вторую Рыкачеву. Маланов вел свое звено в составе шестаковской группы.
Задание было выполнено успешно. Маланов оказался среди тех, кто был отмечен командованием как особо отличившийся в бою.
В конце сентября в связи с осложнившейся обстановкой в городе командование оборонительного района решило использовать уходящие из Одессы корабли для эвакуации семей ее защитников. На одном из пароходов в тыл страны Алексей Маланов отправил в те дни жену Варвару Ивановну с маленькой дочкой.
Когда 4 октября румынские дивизии снова двинулись в наступление, нанося главный удар на Дальний, летчики 69-го полка, взаимодействуя со своими наземными войсками, штурмовали сухопутные части противника, летали на разведку и прикрывали с воздуха Одессу. В девять утра в составе шести И-16 на штурмовку пехоты противника в районе Дальника вылетел Алексей Маланов. Видимость в связи с задымленностью района была плохая. При подходе к цели наши истребители были обстреляны огнем зенитной артиллерии противника. Но ничто не могло остановить летчиков. Пять раз атаковали они врага в районе высот 68,8 и 22,7. Когда же вышли из погледиси атаки, то вынуждены были вступить в бон с шестью «мессершмитгами». Возвратилась на аэродром пять 11–16. Алексей Маланов не вернулся с боевого задания.
В приказе командующего войсками Южного фронта указывалось, что при штуруовке вражеских войск в районе Дальника Одесской области старший лейтенант А. А. Маланов, будучи раненым, врезался в гущу вражеских войск на поврежденном в бою самолете{25}.
Имя А. Маланова увековечено в городе-герое Одессе. Именем Алексея Маланова названа одна из улиц в Ярославле. Многим из его юных земляков оно открыли путь в небо в авиацию, а бывшая работница того же, что и Маланов, коллектива комбината «Красный Перекоп» Валентина Терешкова шагнула в космос. Там же, в Ярославле, живет его вдова Варвара Ивановна. Она поддерживает тесную связь с ветеранами полка. Стала специалистом его дочь, растет внук, названный в честь деда Алексеем.