1. Комфлот и лейтенант
Мартовской ночью 1938 года подводная лодка «Щ-110» вернулась в одну из бухт Владивостока после нескольких суток боевой подготовки в назначенном ей районе Японского моря. Не отдыхая, экипаж приступил к погрузке на борт практических торпед, чтобы на рассвете снова выйти на морской полигон для учебных стрельб. Работу закончили поздно. Командир приказал личному составу отдыхать, прилег и сам в своей крошечной каютке, решив не тревожить среди ночи семью, хотя жил он близко от причала.
«Проснитесь, проснитесь, товарищ командир! разбудил его вскоре голос вахтенного старшины. Комфлот на пирсе!»
Надев мгновенно китель и на ходу приводя себя в порядок, командир выбежал в центральный пост там комфлот еще не был, выскочил на палубу и там никого, кроме вахтенного у сходни. На стенке, окутанной предутренним туманом, стояла громоздкая автомашина черный «ЗИС-101», прозванный за свой неуклюжий и мрачный вид катафалком. Кажется, это была единственная в городе, а возможно, и во всем Приморье такая машина, и на ней ездили все командующие флотом, так часто сменявшие друг друга в тот довоенный год.
Вахтенный кивком показал на носовой люк, и командир, досадуя, что не успел у сходни встретить нового командующего, быстро прошел на нос и нырнул в первый отсек.
7
Увидев высокую и стройную фигуру идущего за старшиной комфлота, оглядывающего уже в третьем отсеке спящих матросов, командир вздернул было ладонь к фуражке и раскрыл рот для рапорта, но комфлот предостерегающе приложил палец к губам, глазами поведя на койки: тише, не будить!..
Комфлот не спеша переходил из отсека в отсек, пригибаясь и осторожно переступая через комингсы, во все вглядывался, не произнося ни слова. Так, молча, сопровождаемый командиром «щуки» и старшиной, он прошел от носа до кормы, легко поднялся по вертикальному трапику на палубу и только здесь сделал несколько замечаний, выяснил, давно ли дан отбой и почему дан поздно, какие задачи решает корабль с утра и сколько суток он уже пробыл вне базы.
Провожаемый командиром комфлот сошел на берег. Возле ЗИСа, прощаясь, он сказал:
Доложите командиру, товарищ лейтенант, что в целом состоянием корабля я удовлетворен. Командир опешил:
Разрешите доложить, товарищ командующий! Подводной лодкой «Щ-110» командую я, лейтенант Щедрин.
Комфлот с любопытством взглянул на лейтенанта, на скудный золотой галун над обшлагом кителя «одна средняя с узкой добавкой»: и по должности, и по возрасту маловато; лейтенант быстренько скосил глаза на его, командующего флотом, нашивки всего «одна широкая». Взгляды их внезапно встретились, долю минуты оба стояли молча лейтенант, командир подводного корабля, и капитан 1 ранга, командующий флотом всеми кораблями, авиацией, военно-морскими базами, аэродромами, соединениями мощных береговых батарей ii зениток противовоздушной обороны, связью, гидрографией, тылами и уймой всяких штабов, учреждений и частей на таком огромном океанском театре страны: одних только морских границ 17 тысяч километров от Берингова пролива до Посьета. Командующий улыбнулся и спросил, сочувствуя: Ну как, лейтенант, тяжело? Справляетесь с кораблем?
Стараюсь, товарищ командующий, спокойно и внятно ответил лейтенант, не удержался и опять скосил глаз на «одну широкую» комфлота: и тебе, мол, тяжеловато, пожалуй, управляться с флотом.
Комфлот, заметив этот задиристый взгляд, рассмеялся, о чем-то задумался, всматриваясь в лицо лейтенанта, возможно, хотел что-то спросить, похоже, давно ли тот ходит в лейтенантах, но передумал и, как на долгие годы запомнил Щедрин, без тени рисовки признался:
И я стараюсь управляться с флотом. Комфлот пожал лейтенанту руку и сказал построже: Старайтесь, товарищ командир.
Машина исчезла в предрассветной мгле. До побудки оставалось время. Спать не хотелось. Командир долго стоял на стенке.
Что знал тогда командир тихоокеанской «щуки» о новом комфлоте? То же, что и все, даже чуть меньше, потому что часто выходил за портовым ледоколом «Добрыня Никитич» в свободное от льдов Японское море и долго там находился, а командующий появился с Запада недавно. Разговоры о нем пошли в разгар осенних учений. Кто-то из флагманских специалистов первой бригады «щук» рассказал, что встретил у штаба флота капитана 1 ранга с тремя боевыми орденами на отлично сшитом белом кителе. Говорили, прислан из Москвы заместителем недавно назначенного командующего, вполне возможно, и будущий комфлот. «Флажка» больше всего потрясло, что этот, «возможно, будущий комфлот» шагал пешком. «Не привык к высоким должностям. Удержится привыкнет!» Черноморцы, а их, как и балтийцев, в то пятилетие понаехало во Владивосток немало, уточнили, что это Николай Герасимович Кузнецов, известный им по Севастополю командир крейсера «Червона Украина», раньше был старпомом на крейсере «Красный Кавказ», ходил в Турцию, в Грецию, в Италию, участвовал в совместном плавании крейсера, эсминцев и подводных лодок в Стамбул; два года назад «Червона Украина» под его командованием вышла на первое место по боевой подготовке на Черноморском флоте, вот тогда и наградили Красной Звездой капитана II ранга Кузнецова. Следующее звание он, очевидно, получил недавно, когда его отправили в республиканскую Испанию. И ордена, пожалуй, за Испанию Ленина и Красного Знамени. Воевал против фашистов в Испании это серьезно. Но последняя должность на флоте командир крейсера...
Все вертелось вокруг одного и того же молодость, неожиданный взлет. Вроде бы и хорошо, что молод, и все же тревожно. Поймет ли, какой тут масштаб, размах?..
А после учений «баковый вестник» стоустая корабельная молва, на сей раз всефлотская, заговорил о самой сути: не о том, пеший ли передвигается или раскатывает на ЗИСе, а о поездках, походах, даже полетах по краю, где «тысяча миль не расстояние». Куда поближе и где можно найти площадку для посадки, летал на «У-2», подальше выходил на сторожевике или на эсминце, высаживался на едва обжитое и на совсем дикое побережье, где не было даже причальных мостков, приказал командиру эсминца подойти в приглубом месте к берегу кормой и швартоваться к стволу исполинской лиственницы, словно вросшей в расселину скалы; в будущий укрепленный район или к позициям строящейся тяжелой береговой батареи пришлось добираться по бездорожью, только рассмеялся, когда доложили: «Трактор подан, товарищ капитан 1 ранга!»
За короткий срок успел побывать в далекой и необжитой Советской Гавани, поразился, до чего же она удобна, защищена от всех ветров, бушующих рядом, в Охотском море, где «ветерок в семь баллов норма», до чего прекрасна, окруженная яркой тайгой и скалистыми берегами бухт, не зря в старые времена ее называли Императорской, а первооткрыватель, соратник Невельского Н. К. Бошняк, завидев такое чудо природы, как весь этот широкий залив и его спокойные глубокие бухты, скомандовал: «Шапки долой!..» Побывал и в Находке, действительной находке для поколений будущих моряков, и в заливе Америка, в бухтах Ольга, Владимир, в Посьете, на самой южной границе операционной зоны флота, дивился совсем уж странному названию одной из бухт Лошадиное Копыто и романтике обширного залива Петра Великого: Улисс, Патрокл, Диомид так были названы и суда русских гидрографов, побывавших здесь в прошлом столетии; видел острова Аскольд, Русский, архипелаг, носящий имя моряка и композитора Римского-Корсакова, пролив Босфор Восточный; через Босфор Западный Кузнецов ходил за годы службы не раз сколько радости и открытий для сердца моряка! От летчиков, от спутников с эсминца и сторожевика доходили мельчайшие подробности его поведения, и уж конечно не упустили, как попал впросак на одном из «шквалов», не зная нрава здешних морей и бросив нетерпеливо командиру: «Почему не поворачиваете?! Давно пора!» Командир хотя и мал его кораблик, но морячило опытный, знает, где, когда и как поворачивать в морях Тихого океана, ответил эдак лениво: «Подстерегаю, товарищ капитан 1 ранга, когда уймется волна и позволит повернуть. У нас тут чихнуть не успеешь, опрокинет...» И рассмеялся капитан 1 ранга, не обиделся.
Значит, и верно, готовится принять флот, спешит до зимы побольше узнать, все увидеть своими глазами, жадно знакомится с условиями здешней жизни, службы, плавания, а они тут сложнейшие. Вот лягут с мая на все лето густые туманы, не пробиваемые ветрами даже в сильнейший шторм, и снова придется морякам пробираться буквально «на ощупь» сквозь лабиринты несметных островов, гранитных скал-кекуров, в хаосе изменчивых течений, постоянно измеряя глубины. Если будет чем измерять, если получит наконец флот достаточно приборов, какими оснащают новые подводные и надводные корабли. А то всем назначаемым сюда командирам приходится семь потов с себя спустить, прежде чем научатся плавать и днем и ночью по опасным фарватерам да еще в густом тумане при видимости, равной нулю. Не случайно в кают-компаниях тихоокеанских боевых кораблей того времени, переделанных в лучшем случае из старых пароходов Добровольного флота, вывешивали нарисованные маслом на линолеуме немые карты труднопроходимых районов, и возле этих карт разгорались азартные штурманские турниры с участием всех плавающих на корабле командиров...
И вот за два месяца до той мимолетной встречи комфлота и командира «щуки» все произошло так, как и ожидали: в январе 1938 года капитан 1 ранга Н. Г. Кузнецов вступил в командование Тихоокеанским флотом. Командующих себе не выбирают, их назначают, им подчиняются. Однако авторитета приказом не создашь. А репутация, если нет сложившейся, возникает из поступков, решений, отношений с людьми. С чего начнет? Управится ли с таким флотом? Долго ли продержится?
«И я стараюсь...» Человек, который может, не чинясь, так просто понять трудности лейтенанта на большой командирской должности и сам довериться его, лейтенантскому, пониманию, необходим флоту. Тревожились, приглядывались, волновались, но всем, кто с ним сталкивался даже мимолетом, особенно молодым, хотелось, чтобы такой человек, свой, моряк, понимающий корабельную службу, «испанец», как тогда с уважением произносили, прижился, остался надолго, управился с возложенной на него государством ношей.