{1} В январе 1877 г. работала первая комиссия, рассмотревшая и одобрившая предложение А. Ф. Можайского. В результате изобретателю были отпущены деньги (3 тыс. руб.), и он начал работать над созданием самолета. В состав комиссии входил Д. И. Менделеев.
{2} Помпаж неустойчивый режим работы компрессора и двигателя в целом, сопровождаемый возникновением низкочастотных колебаний давления, расхода воздуха во всем газовоздушном тракте и увеличением температуры газа перед турбиной. Помпаж может привести к остановке или поломке двигателя.
{3} В 1912 1913 гг. в России была предпринята первая попытка построить хорошо вооруженный и защищенный самолет, предназначенный для поражения наземных целей. Позже немецкая фирма «Юнкерс» пыталась приспособить для штурмовых действий самолет Ю-1. В СССР также создавались аналогичные самолеты (ТШ-3, ТШ-9, ТШ-1, АНТ-18), во это были либо тяжелые машины (из-за большой массы брони), скорость которых не превышала 250 км/ч, либо более легкие (ВУЛТИ, ХАЙ, «Иванов»), но и более уязвимые (из-за недостаточной защищенности экипажа в основных систем самолета). Машины эти, не удовлетворявшие предъявляемым к ним требованиям, не нашли широкого применения, хотя одна из них Р-5Ш (модификация известного самолета Р-5) даже участвовала в боевых действиях в Испании.
{4} Итальянский генерал Дуэ, видный военный теоретик, считал военную авиацию доминирующим видом вооруженных сил, способным обеспечить победу без помощи других родов войск.
{5} Наименование самолета БИ-1 имеет различные толкования: «ближний истребитель», «Березняк, Исаев». Видимо, все они справедливы.
{6} Блерио один из пионеров авиации, впервые перелетевший на своем, самолете из Франции в Англию через пролив Ла-Манш. В середине тридцатых годов много внимания уделял созданию винтокрылых машин. Его конструкторское бюро посещал И. П. Братухин.