«Вот посмотри на того, кто, царством могучим владея,
Славою был вознесен выше чертогов небес.
Это он целый мир потряс жестокой войною.
Много племен и царей в Азии он сокрушил.
Он и тебе уже, Рим, готовил тяжелое рабство,
Так как уж все сражено было героя мечом.
Но неожиданно, мчась в господство решавшую битву,
Был он сражен и навек изгнан с родимой земли.
Вот она мощь божества: одним незаметным движеньем
Случай неверный решил смертную долю его.»
Введение
Ни одна эпоха античной истории не породила так много выдающихся личностей, как эллинизм. И это вполне естественно. На смену небольшому государственному образованию полису, представляющему собой государство коллектива граждан, после смерти Александра Македонского приходит территориальная монархия. Разумеется, и в период эллинизма ход истории определялся взаимодействием различных социальных факторов. Но именно тогда заметно возросла роль личности. Это особенно бросается в глаза в отношении глав государств. Воздействие сильных и энергичных правителей на судьбы эллинистического мира было порой столь велико, что в глазах современников и даже писателей отдаленных эпох они ставились в один ряд с богами и героями. О них слагались легенды. Одним из таковых был понтийский царь Митридат VI Евпатор (132–63 гг. до н.э.).
Немногим героям античного мира была суждена столь долгая популярность. В исторических трудах, произведениях искусства и литературы спустя много десятков и сотен лет после его гибели авторы пытаются снова и снова осмыслить противоречивый и сложный образ понтийского царя. Удивительное сочетание необузданного своеволия, коварства и жестокости с утонченностью эллинской культуры, а главное колоссальная энергия Митридата, возглавившего борьбу против владычества римлян, поражали современников и даже врагов. Один из крупнейших политических деятелей того времени Марк Туллий Цицерон в своих речах называет Митридата величайшим из царей, с которыми воевал римский народ, и сравнивает его с Александром Македонским.
В отличие от последнего Митридат прожил довольно долго, но как и у Александра, вся его жизнь была заполнена борьбой. Сначала за свое собственное существование, затем за укрепление и сохранение своего государства. Став царем, когда ему едва исполнилось одиннадцать лет, Митридат был вынужден бежать из своего дворца и в течение семи лет вести жизнь изгнанника. Вернувшись к власти, он в короткое время подчинил обширные области на Кавказе, в Северном и Западном Причерноморье, а затем и в Малой Азии. Его царство стало основной силой на эллинистическом [6] Востоке. Агрессивная политика римлян в Малой Азии созда-вала постоянную угрозу владениям Митридата. Подготовка к войне с этим главным своим противником и борьба с ним стали делом всей жизни Митридата.
Наши сведения о Митридате и его царстве далеко не полны и не равноценны. Будучи ярым противником Рима, он не мог получить объективную оценку в трудах римских историков. А большинство сведений о Митридате сохранилось именно в римских источниках! С другой стороны, его придворные историки, несомненно, преувеличивали заслуги своего царя, и, вследствие этого, их информация также не может считаться вполне надежной. Наиболее достоверные факты биографии Митридата и его времени содержатся в трудах греческих историков Страбона, Аппиана и Мемнона. Эти авторы, хотя и жили в то время, когда Греция находилась под властью Рима, были далеки от идеализации римской политики и отдавали должное Митридату, которого считали, в некотором роде, героем борьбы за свободу эллинских государств от римского владычества.
Активное участие в этой борьбе приняли античные государства и племена Северного Причерноморья. Одни из них Ольвия, Херсонес, Боспор поставляли материальные ресурсы для царя Понта; другие скифы и сарматы, колхи, бастарны и прочие племена давали ему воинов. Важнейшие сведения об этом времени дают результаты археологических исследований. Краткие, но точные, не вызывающие сомнений своей правдивостью, строки декретов и посвятительных надписей, памятники нумизматики, архитектуры и скульптуры и многое другое, позволяют сделать вывод о важной роли северных владений Митридата, как в его борьбе с Римом, так и в жизни Понтийского царства вообще. В свою очередь антиримские войны Митридата активизировали интерес к Северному Причерноморью политических деятелей античного мира и писателей.
Митридат погиб в Пантикапее, столице Боспорского царства. Территория Боспора на протяжении многих веков не раз становилась объектом завоеваний различных племен и народов. Но из поколения в поколение здесь передавались легенды об этом бесстрашном воителе. В памяти потомков боспорян сложилось убеждение, что Митридат не только погиб на вершине акрополя Пан-тикапея, но и был похоронен там. Поэт Георгий Шенгели, родившийся и выросший в Керчи (древнем Пантикапее), писал: [7]
Безмолвный храм Тезея на холме.И хотя это не так (он похоронен в Синопе), память о Митридате жива здесь и поныне. Гора, на склонах которой некогда террасами возвышался Пантикапей, носит его имя. Давайте и мы попытаемся пройти вместе с нашим героем по его пути, еще раз вспомним то далекое время, многие уроки которого не потеряли своей актуальности и по сей день. [8]