Содержание
«Военная Литература»
Биографии
Посвящается светлой памяти Нонны Леонидовны Грач.

«Вот посмотри на того, кто, царством могучим владея,
Славою был вознесен выше чертогов небес.
Это он целый мир потряс жестокой войною.
Много племен и царей в Азии он сокрушил.
Он и тебе уже, Рим, готовил тяжелое рабство,
Так как уж все сражено было героя мечом.
Но неожиданно, мчась в господство решавшую битву,
Был он сражен и навек изгнан с родимой земли.
Вот она мощь божества: одним незаметным движеньем
Случай неверный решил смертную долю его.»

Вергилий (пер. О.Я. Неверова)

Введение

Ни одна эпоха античной истории не породила так много выдающихся личностей, как эллинизм. И это вполне естественно. На смену небольшому государственному образованию — полису, представляющему собой государство коллектива граждан, после смерти Александра Македонского приходит территориальная монархия. Разумеется, и в период эллинизма ход истории определялся взаимодействием различных социальных факторов. Но именно тогда заметно возросла роль личности. Это особенно бросается в глаза в отношении глав государств. Воздействие сильных и энергичных правителей на судьбы эллинистического мира было порой столь велико, что в глазах современников и даже писателей отдаленных эпох они ставились в один ряд с богами и героями. О них слагались легенды. Одним из таковых был понтийский царь Митридат VI Евпатор (132–63 гг. до н.э.).

Немногим героям античного мира была суждена столь долгая популярность. В исторических трудах, произведениях искусства и литературы спустя много десятков и сотен лет после его гибели авторы пытаются снова и снова осмыслить противоречивый и сложный образ понтийского царя. Удивительное сочетание необузданного своеволия, коварства и жестокости с утонченностью эллинской культуры, а главное колоссальная энергия Митридата, возглавившего борьбу против владычества римлян, поражали современников и даже врагов. Один из крупнейших политических деятелей того времени Марк Туллий Цицерон в своих речах называет Митридата величайшим из царей, с которыми воевал римский народ, и сравнивает его с Александром Македонским.

В отличие от последнего Митридат прожил довольно долго, но как и у Александра, вся его жизнь была заполнена борьбой. Сначала — за свое собственное существование, затем — за укрепление и сохранение своего государства. Став царем, когда ему едва исполнилось одиннадцать лет, Митридат был вынужден бежать из своего дворца и в течение семи лет вести жизнь изгнанника. Вернувшись к власти, он в короткое время подчинил обширные области на Кавказе, в Северном и Западном Причерноморье, а затем и в Малой Азии. Его царство стало основной силой на эллинистическом [6] Востоке. Агрессивная политика римлян в Малой Азии созда-вала постоянную угрозу владениям Митридата. Подготовка к войне с этим главным своим противником и борьба с ним стали делом всей жизни Митридата.

Наши сведения о Митридате и его царстве далеко не полны и не равноценны. Будучи ярым противником Рима, он не мог получить объективную оценку в трудах римских историков. А большинство сведений о Митридате сохранилось именно в римских источниках! С другой стороны, его придворные историки, несомненно, преувеличивали заслуги своего царя, и, вследствие этого, их информация также не может считаться вполне надежной. Наиболее достоверные факты биографии Митридата и его времени содержатся в трудах греческих историков Страбона, Аппиана и Мемнона. Эти авторы, хотя и жили в то время, когда Греция находилась под властью Рима, были далеки от идеализации римской политики и отдавали должное Митридату, которого считали, в некотором роде, героем борьбы за свободу эллинских государств от римского владычества.

Активное участие в этой борьбе приняли античные государства и племена Северного Причерноморья. Одни из них — Ольвия, Херсонес, Боспор — поставляли материальные ресурсы для царя Понта; другие — скифы и сарматы, колхи, бастарны и прочие племена — давали ему воинов. Важнейшие сведения об этом времени дают результаты археологических исследований. Краткие, но точные, не вызывающие сомнений своей правдивостью, строки декретов и посвятительных надписей, памятники нумизматики, архитектуры и скульптуры и многое другое, позволяют сделать вывод о важной роли северных владений Митридата, как в его борьбе с Римом, так и в жизни Понтийского царства вообще. В свою очередь антиримские войны Митридата активизировали интерес к Северному Причерноморью политических деятелей античного мира и писателей.

Митридат погиб в Пантикапее, столице Боспорского царства. Территория Боспора на протяжении многих веков не раз становилась объектом завоеваний различных племен и народов. Но из поколения в поколение здесь передавались легенды об этом бесстрашном воителе. В памяти потомков боспорян сложилось убеждение, что Митридат не только погиб на вершине акрополя Пан-тикапея, но и был похоронен там. Поэт Георгий Шенгели, родившийся и выросший в Керчи (древнем Пантикапее), писал: [7]

Безмолвный храм Тезея на холме.
И выше всех в багряной мгле заката,
Над пропастью на каменном ярме
Гранитный холм — могила Митридата!

И хотя это не так (он похоронен в Синопе), память о Митридате жива здесь и поныне. Гора, на склонах которой некогда террасами возвышался Пантикапей, носит его имя. Давайте и мы попытаемся пройти вместе с нашим героем по его пути, еще раз вспомним то далекое время, многие уроки которого не потеряли своей актуальности и по сей день. [8]

Дальше