Помнить войну
В конце 50-х годов Николай Михайлович вернулся в места, где начинал деятельность политработника, в Кронштадт и Ленинград. Он был начальником политотдела Кронштадтской крепости, продолжительное время работал [103] в Ленинграде начальником политотдела военно-морской базы и военно-морских учебных заведений.
Слова, которые он часто видел на памятнике С. О. Макарову на Якорной площади Кронштадта «Помни войну», стали девизом, во многом определявшим его работу по подготовке молодых моряков на опыте минувшей войны.
Пусть наши базы, в отличие от довоенного времени, тыловые дела должны быть боевыми, говорил Кулаков.
Он постоянно добивался повышения уровня учебно-преподавательской работы, требований к качеству подготовки специалистов, внедрения в учебный процесс технических средств обучения.
Командиры, политработники, преподаватели разъясняли курсантам и матросам, что победа куется задолго до боя, в процессе учебы. Будешь высокосознательным, идейным, принципиальным борцом всегда, во всем и везде победишь в бою. Научишься действовать на занятиях, учениях, в походах с предельной нагрузкой победишь в бою. Умеешь на схемах, в классах, на стрельбище, в плавании быстро открыть огонь, поражать цель с первого залпа победишь в бою. Будешь бдительным на посту часового и в городском отпуске, дисциплинированным в любой обстановке победишь в бою.
Николай Михайлович, осмотрев машины и тренажеры в учебном отряде подводного плавания имени С. М. Кирова, побеседовал с преподавателями и матросами, посоветовал шире внедрять новшества. Провели конференцию по внедрению новых средств обучения.
Не меньше внимания уделял вице-адмирал{8} другой стороне процесса подготовки воина воспитательной, формированию характера защитника Родины. Здесь важно все: и организация партполитработы, и совместная деятельность [104] политотделов и штабов. Это и то новое, что привносится в партполитработу в дальних походах, и связь кафедр общественных наук со специальными.
Училища, учебные подразделения отличаются особой спецификой. Не умаляя значения работы по приему в партию преподавателей, инструкторов, лаборантов опытных, высокограмотных, Кулаков посоветовал начальникам политотделов иметь в парторганизациях побольше «синих воротничков», как он однажды выразился, «морских рабочих»...
Разные, конечно, по масштабам проблемы вставали перед Н. М. Кулаковым от международных (в Ленинград приходило немало иностранных кораблей) до, казалось бы, столь ясных, как разумное использование курсантами досуга во время увольнения. Политработники должны позаботиться, чтобы молодой человек за годы учебы побывал в местах революционной и боевой славы, на заводах и в музеях, на выставках и в театрах. Это способствует приобретению им классовой закалки, политической зрелости, повышению культурного кругозора. И в этом залог высокой боевой выучки, настоящих и будущих служебных успехов.
При всех обстоятельствах Николай Михайлович не забывал о внимании к человеку, о том, что индивидуальная работа более действенна, чем групповая. Что короткая беседа один на один порой может сильнее повлиять на судьбу человека, чем лекция, прослушанная им в огромной аудитории.
И сам вице-адмирал умел найти слова для каждого крупного ученого и вчерашнего школьника, адмирала и рядового...
В связи с этим автор позволит привести такой эпизод. В 60-е годы я написал очерк «Батальон четверых» и «рота троих», в котором проследил судьбу героев рассказа Леонида Соболева «Батальон четверых». В основу повествования писатель положил подлинные события из [105] истории битвы за Одессу. В тылу врага у села Григорьевки моряки-парашютисты, четверка черноморцев Михаил Негреба, Алексей Котиков, Александр Литовченко, Роман Перепелица бились за целый батальон, устроив «порядочный аврал» в фашистском тылу. Взорвали штаб полка, вывели из строя линии связи, уничтожили десятки фашистов. А затем четыре человека в полосатых тельняшках, в черных бескозырках, перевязанные обрывками форменок, встали во весь рост сильные и готовые пробиться сквозь сотни врагов...
Перепелица сказал: «Один моряк моряк, два моряка взвод, три моряка рота. Сколько нас? Четверо? Батальон, слушай мою команду: шагом... арш!»
В рассказе были приведены подлинные фамилии и факты. В своем очерке, опубликованном в ленинградской печати, я проследил судьбу этих героев и их сыновей. Один из них Алексей Федорович Котиков побывал во многих жарких схватках, получил за время войны 26 ранений, из них четыре тяжелых. Во время сражения за Севастополь товарищи видели его с гранатами в руках рядом с фашистским танком, который он подбил. Санитары подобрали раненого Котикова и отправили на Кавказ. А через несколько дней боевые друзья Алексея узнали, что судно с ранеными потоплено фашистскими бомбардировщиками, и никто не спасся. Но случай и искусство врачей спасли Котикова. После этого он воевал под Ленинградом и в Заполярье.
Героической оказалась судьба и других десантников. В 1967 году, когда писался очерк, курсантами Ленинградского Нахимовского училища были Саша и Сережа Котиковы и Юрий Негреба сыновья героев.
Николай Михайлович хорошо помнил рассказ Соболева и, прочитав очерк, позвонил мне, подробно расспросил о «батальоне» и «роте», побывал в Нахимовском училище. Он не мог остаться равнодушным к судьбе моряков. Здесь же ребята встречались с героями памятного десанта у Григорьевки. [106]
Николай Михайлович был весьма одаренным, разносторонним человеком. И все же можно безошибочно говорить, что его главная привязанность история Военно-Морского Флота и проблемы партийно-политической работы. Он много читал, общался с учеными и практиками, следил за научной жизнью, выступал на защитах диссертаций. Как-то в Ленинградском государственном университете после защиты диссертации о политработе на флоте подсчитали результаты голосования. Оказалось, что шаров «за» на один больше, чем ученых, принимавших участие в голосовании. Кулаков пошутил, что это он один шарик незаметно подбросил.
Любовью к отечественной истории определялся и выбор друзей. До последних дней жизни он встречался и переписывался с академиком Е. М. Жуковым, начальником кафедры военно-морского искусства училища доктором исторических наук Г. М. Гельфондом. Любовь к истории подогревал в нем и его брат, доктор исторических наук профессор Всеволод Михайлович Кулаков.
Неизменной была его тяга к книгам любимых писателей М. Горького, Л. Толстого, А. Толстого, В. Вишневского. Много читал он книг по истории флота, а также военных мемуаров. Любил Ленинградский Большой драматический театр имени М. Горького: в нем часто ставили произведения великого пролетарского писателя, были внимательны к флотской теме.
Физический труд был в радость для Кулакова. На даче он всегда колол дрова, копался в земле. Уже в солидном возрасте до глубокой осени ходил или ездил купаться на залив. Случалось, брал с собой подчиненных, увлекая их личным примером.
Мне довелось видеть, как Н. М. Кулаков встречал корабль, вернувшийся из дальнего похода. Командир доложил о его результатах, отличившихся моряках, партийно-политической работе, встретившихся трудностях. Кулаков внимательно выслушал, что-то уточнил, дал советы. [107]
За обедом в кают-компании офицеры рассказывали о далеких странах, обычаях и нравах в них, многом другом. Вице-адмирал слушал жадно и даже известное ему воспринимал с интересом, давал каждому выговориться, шутил, смеялся вместе со всеми. Затем обошел корабль. Нетрудно было заметить, что его знал здесь каждый матрос...
В дни, когда страна отмечала 20-летие Победы, Н. М. Кулакову было присвоено звание Героя Советского Союза. Родина высоко оценила его подвиг и труд, его большие военные заслуги личную отвагу и мужество военачальника, комиссара.
Возможно, как бывает в такие торжественные, необычные дни, перед Николаем Михайловичем пробежала, точнее, промелькнула его жизнь.
Безрадостное детство, учеба в железнодорожном училище, работа на киевском заводе, полюбившаяся Балтика и суровый Север, боевые Одесса и Севастополь, наступающий Новороссийск...
Воспоминания прессуют в мгновения дни, месяцы и даже годы, но никогда это не повторится снова наяву, как не вернутся детство, юность, короткие радостные встречи с самыми близкими людьми.
Семья Николая Михайловича из Москвы в 1941 году была эвакуирована в г. Киров. В 1942-м жена вместе с детьми приехала на Кавказ. Работала в эвакогоспитале в Хосте (ныне это одно из зданий санатория «Аврора»). Но такими редкими оказались встречи, когда Варвара Осиповна могла приготовить любимые мужем флотский борщ или острые блюда, щедро сдобренные кавказскими приправами. В тот период Кулаков мог иногда побыть с семьей, но усилилась тревога за нее: фашисты бомбили не только мирные курортные города, но и постоянно целили в госпитали. Спокойнее стало, когда в 1944-м всей семьей переехали в Москву, где он трудился до 1950 года...
Во всей полноте Николай Михайлович познал радость [108] побед и горечь неудач, быстрые служебные взлеты и иные даже чрезмерно строгие оценки своей деятельности. Были и они, из песни слова не выкинешь...
Он еще долго бы оставался в строю, если бы не тяжелая болезнь. Но и после нее часто задерживался на службе. Врачи разрешили ему трудиться лишь несколько часов в день. Жена Варвара Осиповна беспокоилась, а он отшучивался:
Чем больше работаю, тем лучше себя чувствую...
Жизнь Н. М. Кулакова была подобна быстрой, кипучей реке с неожиданными крутыми поворотами. Его служебный путь от краснофлотца до адмирала, путь руководителя от слушателя Военно-политической академии до заместителя Главнокомандующего Военно-Морским Флотом по политической части. Путь боевой, пройденный вместе с флотом, участие в сражениях у четырех черноморских городов, ставших городами-героями.
Мне докладывали один документ, как-то поделился с политработниками И. В. Рогов. Там приводится высказывание крупного фашиста о моряках: «Моряки это трижды большевики».
Чтобы люди стали «трижды коммунистами», и вела работу наша партия, ее представители в Вооруженных Силах, командиры и политработники. Немало сделал для этого на флоте и Н. М. Кулаков.
Человек неистощимой энергии, огромной работоспособности, разносторонних знаний, Николай Михайлович жил тем делом, которое ему поручали партия, Родина, флот. С флотом Родины он был связан всю жизнь прочными, неразрывными узами. Не случайно главная из написанных им книг воспоминания о войне так и названа «Доверено флоту».
Содержание этой интересной книги связано с Северным и Черноморским флотами, и символично, что именно на Севере плавает боевой корабль «Вице-адмирал Кулаков». Таких результатов, какие показал его экипаж при [109] решении ряда задач, другие добивались далеко не всегда. И это потому, что люди перестраиваются, работают в охотку, с душой.
Моряки корабля переписываются с ребятами из профессионально-технического училища № 4 г. Смела Черкасской области, которые своей учебой и делами подтверждают право присвоения учебному заведению имени Н. М. Кулакова. В 1924 году это училище окончил шестнадцатилетний Николай, до этого уже четыре года проработавший на железной дороге. Сочетая учебу с практикой, ребята выпустили на тысячи рублей различной продукции, сами оборудовали ряд классов и цехов.
В ПТУ есть уголок, где собраны материалы о Николае Михайловиче фотографии, письма, документы, здесь же его краткая биография. О своей жизни ребята рассказывают в письмах, посылаемых морякам. Многие мальчишки мечтают служить на корабле, носящем имя Н. М. Кулакова...
По большим праздникам встречаются ветераны черноморцы, балтийцы, североморцы. Крепко, по-родственному обнимаются, дружески жмут друг другу руки. Многие годы с ними на таких встречах бывал вице-адмирал Н. М. Кулаков. Но неумолимо время. С 1976 года торжества стали проходить без него. И все же, когда собираются старые бойцы, вспоминают о минувшем, о пережитом, среди первых уважаемых имен называют имя Николая Михайловича Кулакова. Его дела по-прежнему в нашем боевом строю, потому что немеркнущая слава, традиции прошлого постоянно вплетаются в ткань всей нашей жизни, смыкая в единое прошлое и настоящее. Как в могучей, неразрывной корабельной якорной цепи. Звено к звену.