Содержание
«Военная Литература»
Биографии

Примечания

{1} Пароходо-фрегат — фрегат, снабженный наряду с нормальным парусным вооружением паровым двигателем.
{2} С.О. Макаров. Рассуждения по вопросам морской тактики. Военмориздат, 1943, стр. 377.
{3} П.И. Белавенец. Значение флота в истории России, второе издание, Петроград, стр. 181.
{4} С.М.Соловьев. Записки, изд. «Прометей», СПБ, б.г., стр. 113.
{5} «Колокол», 1860, л. 83, передовая статья.
{6} ЦГАВМФ, ф. 807, д.110, л. 30.
{7} Там же, л. 31.
{8} «Морской сборник» № 7-8, 1918, стр. 118.
{9} Цит. по журналу «Вопросы истории» № 11, 1950, стр. 106-107.
{10} В.И. Ленин. Сочинения, т. 3, стр. 521.
{11} Генерал-майор Н. Н. Раевский был назначен в конце апреля 1838 года командующим войсками Кавказской линии и Черноморья. Его десантный отряд состоял из восьми батальонов пехоты, 4-го черноморского казачьего полка, двух рот сапер, четырех полевых орудий и 24 мортир.
{12} Бриг — двухмачтовый парусный военный корабль, вооруженный 16-28 пушками. Использовался для крейсерства и посыльной службы.
{13} Тендер — одномачтовый военный катер водоизмещением 50-60 тонн, вооруженный 10-12 пушками небольшого калибра.
{14} «Единорог» — русское орудие конца XVIII и начала XIX в., промежуточное между пушкой и гаубицей. На флоте из него стреляли бомбами и брандскугелями. Это орудие просуществовало почти до введения на вооружение нарезной артиллерии.
{15} Во время шторма 30-31 мая 1838 г. терпели бедствие все корабли не только у Туапсе, но и у Сочи. Погибло в те дни много военных и торговых судов.
{16} «Кегорновая» или «кугорновая» мортира (по имени ее изобретателя инженера Кугорна) – восьмифунтовая [169] (10,7 см) мортира. Угол возвышения в ней можно было менять с помощью прикрепленного к дульному утолщению сектора с отверстиями.
{17} ЦГАВМФ, ф. 807, д. 110, л. 3.
{18} Брашпиль — лебедка для подъема якорной цепи и якоря, установленная в носовой части судна. Брашпиль имеет горизонтальную ось в отличие от шпиля, имеющего вертикальную ось. В настоящее время на кораблях применяются, как правило, паровые или электрические брашпили.
{19} ЦГАВМФ, ф. 807, д. 110, л. 48 об.
{20} Командир тендера ***. Несколько слов о тендерах и управлении ими. «Морской сборник» № 9, 1849, стр. 575-590.
{21} «Морской сборник» № 9, 1849, стр. 581.
{22} Там же, стр. 578-579.
{23} «Записки Гидрографического Департамента Морского Министерства», ч. V, СПБ, 1847, стр. 368.
{24} ЦГАВМФ, ф. 807, д. 40, л. 2.
{25} В. А. Корнилов занимал в это время пост начальника штаба Черноморского флота и был фактически главным командиром флота ввиду глубокой старости адмирала М. Б. Берха, занимавшего эту должность.
{26} ЦГАВМФ, ф. 807, д. 40, л. 9. Публикуется впервые.
{27} Там же, л. 16.
{28} Один румб соответствует 11¼°.
{29} А. Жандр. Материалы для истории обороны Севастополя и для биографии В. А. Корнилова, СПБ, 1859, стр. 32.
{30} Впоследствии «Босфор» был переименован в «Синоп».
{31} А. Жандр. Материалы для истории обороны Севастополя и для биографии В.А. Корнилова, стр. 74.
{32} Там же, стр. 75.
{33} ЦГАВМФ, ф. Бутакова № 4, оп. 1, д. 16, лл. 273-274.
{34} Е. Березин и К. де-Ливрон. Адмирал Г.И. Бутаков, СПБ, 1884, изд. 2-е, стр.10.
{35} Форлюк — первый с носа люк на палубе.
{36} Е. Березин и К. де-Ливрон. Адмирал Г. И. Бутаков, стр. 14, 15.
{37} Воспоминания князя Барятинского «Русский Архив», 1905, т. I, стр. 93-94.
{38} «Морской сборник» № 11, 1853, стр. 108.
{39} Симферопольский исторический архив, ф. Воронцовых-Дашковых, № 11, рукопись на 24 листах (продолжение рукописи того же фонда № 10). Цит. по книге Е.В. Тарле. Крымская война, т. 2. стр. 16.
{40} Из ф. Строгановых (ГАФКЭ). Цит. по книге Е.В. Тарле. Крымская война, 4. 2, стр. 22-23
{41} Е. Березин и К. де-Ливрон. Адмирал Г. И. Бутаков, стр. 22-23.
{42} «Морской сборник» № 11, 1854, стр. 346-347.
{43} А. Жандр. Материалы для истории обороны Севастополя и для биографии В. А. Корнилова, стр. 264, примеч.
{44} Архив Севастопольского музея обороны, 5070 и 5071, VI. Бумаги Бутакова. Письмо к матери (подлинник), 1854, окт. 18. Цит. по книге Е.В. Тарле, Крымская война, ч. 2, стр. 79. [170]
{45} Адмирал Нахимов (документы и материалы), Военмориздат, 1945, стр. 137-139.
{46} Капитан 1 ранга Парфенов. «Защита Севастополя «с воды» в 1854-1855 гг. «Морской сборник» № 5, 1904, стр. 28-29.
{47} Г.И. Бутаков. Из артиллерийских заметок на Севастопольском рейде. «Морской сборник» № 10, 1855, стр. 370.
{48} Цит. по статье капитана 1 ранга Парфенова. «Морской сборник» № 5, 1904, стр. 14.
{49} Там же.
{50} Барбет — неподвижная броневая вертикальная защита вращающихся орудийных установок.
{51} «Русская старина», т. XXXIX, стр. 208.
{52} Апроши (в современной фортификации ходы сообщения) — продолговатые рвы с внешней насыпью, служащие для безопасного приближения к атакованному фронту крепости и для укрытого от выстрелов неприятеля сообщения с параллелями (траншеями) и осадными батареями.
{53} Контр-эскарп — обращенная к противнику сторона наружного рва укреплений; она является преградой штурмующим, затрудняя им спуск в ров при наступлении и выход изо рва в случае отступления.
{54} О. Константинов. Штурм Малахова кургана 27.VIII.1855 г., «Русская старина», ноябрь, 1875, стр. 76.
{55} Отечественные записки», г. CXXXI, отд. I, стр. 539.
{56} Кингстоны — клапаны в подводной части, служащие для пуска воды внутрь корабля.
{57} Г.И. Бутаков. Из артиллерийских записок на Севастопольском рейде, стр. 369-360.
{58} Там же, стр. 363.
{59} Там же, стр. 367.
{60} В.И. Ленин. Сочинения, т. 17, стр. 95.
{61} К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XVI, ч. II, стр. 28-29.
{62} ЦГАВМФ, ф. 807, д. 42, лл. 9-10.
{63} Там же, лл. 6-7.
{64} ЦГАВМФ, ф. 807, д. 111, письмо Бутакова без даты.
{65} Там же.
{66} ЦГАВМФ, ф. 807, д. 117, л. 24.
{67} Там же, д. 58, д. 93.
{68} Там же, д. 42, л. 96.
{69} «Морской сборник» № 7, 1861, стр. 21.
{70} ЦГАБМФ, ф. 807, д. 58, л. 88.
{71} «Морской сборник» № 10, 1861, смесь, стр. 151-159.
{72} Адмиралтейскими поселянами числились крестьяне, приписанные к какому-либо адмиралтейству. По существу, это были государственные крепостные крестьяне.
{73} Старый механик. Из воспоминаний о Г.И. Бутакове, «Морской сборник» № 5, 1913, неоф., стр. 2-3.
{74} Там же, стр. 3.
{75} Там же, стр. 4-5.
{76} «Морской сборник» № 12, 1860, стр. 90.
{77} Салинг-рама — устанавливается на топе стеньги (рангоутного дерева, служащего продолжением мачты) для [171] крепления снастей — веревок, служащих для постановки и уборки парусов и управления ими.
{78} Циркуляция — кривая, описываемая судном при руле, положенном на какой-либо угол.
{79} ЦГАВМФ, ф. 807, д. 56, л. 73.
{80} Там же, лл. 74-75.
{81} Коордонат — уклонение корабля или соединения кораблей в сторону от курса. При выполнении этого маневра вправо (влево) корабль поворачивает вправо (влево) на некоторое число румбов и, пройдя положенное расстояние, поворачивает влево (вправо) на тот же угол и таким образом ложится на курс, параллельный прежнему.
{82} Гр. Бутаков. Новые основания пароходной тактики. 1863, введение, стр. VII-VIII.
{83} ЦГАВМФ, ф. 807, д. 61, лл. 1-7.
{84} К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XVI, ч. II, стр. 29.
{85} К податному сословию относились мещане, крестьяне и ремесленники — лица, платившие подати, т. е. прямые я личные налоги (например, подушный налог).
{86} ЦГАВМФ, ф.807, д. 60, лл. 49-53.
{87} Обзор плаваний практической эскадры винтовых лодок Балтийского флота, «Морской сборник» № 7, 1862, оф. отд., стр. 16.
{88} Там же, стр. 15-16.
{89} ЦГАВМФ, ф. 807, д. 60, лл. 51-53.
{90} Там же, д. 59, л. 38.
{91} Там же, л. 53.
{92} Там же, д. 60, лл. 60-61.
{93} Е. Березин и К. де-Ливрон. Адмирал Г.И. Бутаков, стр. 58.
{94} Эволюция — маневр, производимый находящимися в строю кораблями для изменения курса соединения, изменения расстояния между кораблями и т. д. Эволюция производится путем поворотов, применения способа кратчайших расстояний или захождений.
{95} К.Г. Житков. Светлой памяти Г.И. Бутакова, СПБ., 1912, стр. 38.
{96} ЦГАВМФ, ф. 807, д. 58, л. 265.
{97} Там же, л. 314.
{98} Там же, лл. 278-279.
{99} Секвестр — запрещение или ограничение, налагаемое государственной властью на пользование каким-либо имуществом другого государства, находящегося в пределах данного государства.
{100} ЦГАВМФ, ф. 807, д. 61, л. 478.
{101} Там же, л. 148.
{102} Гр. Бутаков. Новые основания пароходной тактики, стр. 82.
{103} Диаметр циркуляции — расстояние между положениями судна на двух противоположных курсах при установившейся циркуляции.
{104} Гр. Бутаков. Новые основания пароходной тактики, стр. 3-4.
{105} Там же, стр. 43. [172]
{106} Там же, стр. 44.
{107} Там же, стр. 118.
{108} «Морской сборник» № 8, 1864, часть оф., стр. 207-224.
{109} «La Revue Maritime et Coloniale», Paris, 1870, Janvier. p. 18.
{110} «Морской сборник» № 4, 1866, часть неоф., стр. 138, 140-141.
{111} «Морской сборник» № 10, 1867, морская хроника, стр. 12.
{112} Там же, стр. 15.
{113} К.Г. Житков. Светлой памяти Г. И. Бутакова, стр. 67-68.
{114} «Морской сборник» № 10, 1867, морская хроника, стр. 14.
{115} Там же, стр. 17.
{116} Там же, стр. 13.
{117} Там же.
{118} Там же, стр. 21.
{119} Там же.
{120} Парус рейковый — косой парус, пришнурованный к рейку — тонкому круглому дереву, предназначенному на шлюпке для этой цели.
{121} К.Г.Житков. Светлой памяти Г. И. Бутакова, стр. 67.
{122} «Морской сборник» № 10, 1867, морская хроника, стр. 12
{123} ЦГАВМФ, архив Макарова, д. 69, кн. 1, л. 162.
{124} Сборник приказов и инструкций адмиралов. Составил капитан 1 ранга С.А. Скрягин, 1898, стр. 142.
{125} К.Г Житков. Светлой памяти Г. И. Бутакова, стр. 67-68.
{126} Там же.
{127} Там же, стр. 64.
{128} Приказ по броненосной эскадре № 68 от 20 августа 1868 г. Цит. по книге Е. Березина и К. де-Ливрона, Адмирал Г. И. Бутаков, стр. 73.
{129} Там же.
{130} ЦГАВМФ, ф. 807, д. 59, лл. 77 об, 85-88. Отчет комиссии под председательством адмирала Е.В. Путятина, приведенный в сокращенном виде.
{131} Мателот — соседний в строю корабль.
{132} Шпирон — то же, что и таран, т.е. выдающаяся вперед часть форштевня, служащая для нанесения неприятельскому кораблю таранного удара.
{133} «Морской сборник» № 5, 1871, часть офиц., стр. 47.
{134} Там же, стр. 48.
{135} Приказ 55 от 2 августа 1868 г. Сборник приказов и инструкций адмиралов, стр. 141.
{136} Приказ № 24 от 28 июня 1868 г. Там же, стр. 132.
{137} Приказ № 50 от 15 июля !869 г., Там же, стр. 150.
{138} «Морской сборник» № 10, 1867, морская хроника, стр. 14.
{139} Носовой дейдвуд — узкое пространство в носовой оконечности деревянного судна, забранное брусьями.
{140} Минреп — стальной трос, соединяющий мину с ее якорем. [173]
{141} ЦГАВМФ, ф. 807, д. 59, л. 85.
{142} Сборник приказов и инструкций адмиралов, стр. 157. 137 (1) «La Revue Maritime et Coloniale», Paris, 1869, V. 27, p. 348.
{143} В.И. Ленин. Сочинения, т. 24, стр. 368.
{144} П.А. 3аиончковский. Подготовка военной реформы 1874 г. «Исторические записки Академии Наук СССР», т. 27, 1948, стр. 171.
{145} В.И. Ленин. Сочинения, т. 4, стр. 390.
{146} Попов, Андрей Александрович (1821-1898) адмирал, мореплаватель и кораблестроитель. В 1838 г. произведен в мичмана, плавал на Черном море, с 1844 г. — там же лейтенантом, с 1853 г. — капитан-лейтенантом. Участник обороны Севастополя. В 1854 г. произведен в капитаны 2 ранга, в 1856 г. — в капитаны 1 ранга. В 1854 г. построил в Архангельске шесть винтовых клиперов. В 1858-1860 гг., командуя отрядом из двух корветов и клипера, плавал у берегов Японии и русского Приморья. В 1861 г. произведен в контр-адмиралы. В 1862 г. командовал эскадрой Тихого океана. В 1863-1864 гг. эскадра совершила плавание к Сан-Франциско с целью прекращения совместно с другой русской эскадрой — адмирала Лесовского — морских сообщений английского флота, после возвращения в Россию, Попов целиком посвятил себя кораблестроению. Им построен монитор «Крейсер», броненосец «Петр Великий». В 1868-1869 гг. спроектировал океанские крейсера «Генерал-адмирал» и «Герцог Эдинбургский». В 1873-1874 гг. спроектировал и построил круглые броненосцы береговой обороны («поповки») «Вице-адмирал Попов» и «Новгород» и яхту «Ливадия». В 1872 г. — произведен в вице-адмиралы, в 1891 г. — в полные адмиралы.
{147} И.А. Шестаков. Полвека обыкновенной жизни (оригинал рукописи), т. VI, стр. 714 (Рукописный отдел библиотеки им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде).
{148} ЦГАВМФ, ф. 807, д. 63, лл.32-57.
{149} Там же, лл. 36-37.
{150} Там же, л. 45.
{151} Там же, д. 85, л. 19.
{152} Там же.
{153} Витмер, Александр Николаевич (1839- ? ) — профессор по кафедре военной истории и тактики академии Генерального штаба, писатель. В 1863 г. был поручиком лейб-гвардии Гродненского гусарского полка, с 1864 г. — в академии Генерального штаба. Автор мемуаров и статей о крепостях и флоте. Перу Витмера принадлежат следующие работы: «1812 год в «Войне и мире», «Задачи русского флота», «Французские военные учреждения конца XVIII века», «Влияние французских военных учреждений конца XVIII в. на ход революционных войн» (диссертация) и другие, в том числе две пьесы, шедшие на сцене. Должность начальника штаба береговой и морской обороны Финляндии и Свеаборга была последней. В 1878 г. Витмер вышел в отставку в чине генерал-майора и посвятил себя литературной деятельности.
{154} А. Витмер. Что видел, слышал, кого знал (Из «Воспоминаний о службе с Г.И. Бутаковым»). «Морской сборник» № 5, 1914, часть неоф., стр. 26.
{155} Там же, стр. 26-27. [174]
{156} Там же, стр. 42-43.
{157} Там же, стр. 28.
{158} «Морской сборник» № 6, 1914, часть неоф., стр. 7.
{159} Там же, стр. 57-58.
{160} Письмо Скарятина Г. Бутакову от 29 марта 1879 г. ЦГАВМФ, ф. 807, д.88.
{161} ЦГАВМФ, ф. 807, д. 98, лл. 25-26 об.
{162} Там же, л. 33 об.
{163} Там же, л. 34 об.
{164} Там же, лл. 29 об. — 30.
{165} Там же, лл. 36 об. — 37.
{166} К.Г. Житков. Светлой памяти Г.И. Бутакова, стр. 92-93. Курсив в оригинале.
{167} ЦГАВМФ, ф. 807, д. 442, л. 115.
{168} И.А. Шестаков. Полвека обыкновенной жизни, т. VII, стр. 83.
{169} Все даты приводятся по старому стилю.
Содержание