Слепые полеты
Балтика не балует летчиков хорошей погодой. И это не так уж плохо. Пилоты привыкают летать во всяких условиях. Понятие «нелетная погода» становится понятием отвлеченным, теоретическим.
Раков еще в мирное время славился как специалист слепых полетов и слепых посадок. Обладая богатым опытом, он твердо придерживался правила: если хоть раз удалось сделать что-нибудь трудное и необычное, то этому трудному надо потом научиться, как нормальному, обычному.
По этому же правилу он работал и со своими учениками. В специальном отряде, где Раков был инструктором, летчики проходили как бы вторую школу, и те из них, которые попали потом на северо-западную границу, не терялись ни при каких обстоятельствах... [22]
В декабре 1939 г. Раков в сплошном тумане летел вместе с Кареловым на выполнение боевого задания. Штурманы Боцан и Кольцов рассчитывали курс без земных ориентиров. Самолеты упрямо лезли вверх.
Наконец, на высоте 4 700 метров нашли просвет. Пошли над облаками бреющим полетом. Попробовали сунуться в облака началось обледенение. Пришлось опять пробивать тяжелые тучи.
Сотни километров прошли над облаками, пока по расчетам Боцана не оказались в районе цели. Начали снижение. Пробили один слой облаков, затем второй... Выбрались из них на высоте в 1 500 метров и оказались так близко от цели, что пришлось сделать всего один разворот.
Легли на боевой курс, сбросили бомбы на противника, не ожидавшего нападения, и опять нырнули в облака.
Вышли как раз над своим аэродромом.
Эскадрилье Ракова не раз приходилось летать в глубокие рейды. Во время одного из таких рейдов самолеты не сразу вышли к нужному объекту. Чтобы пробить облачность, пришлось подняться более чем на семь тысяч метров. Потратили много горючего. Боцан встревоженно доложил командиру, что горючего может нехватить на обратный путь. Раков кивнул и передал по телефону, что все рассчитано, горючего хватит. Штурман посмотрел на командира с недоумением. Он хорошо знал, что Раков не уйдет назад, не отбомбившись, а до цели было еще несколько десятков километров.
Как выйдет командир из трудного положения?..
Наконец, самолеты очутились над целью.
Под жестоким зенитным огнем противника сбросили бомбы, скрылись в облаках и слепым полетом пошли обратно. Боцан в тревоге снова и снова делал подсчеты: «Нет, горючего нехватит. Самолет не дотянет до аэродрома». Штурман не вытерпел, оглянулся на Ракова. Командир был спокоен, невозмутимо вел самолет.
...А на аэродроме ждали техники. Они знали, что горючего только-только хватит летчикам на обратный путь. Напряженно вслушивались.
Примерно за час до того как, по всем расчетам техников, у самолетов должно было кончиться горючее, от Ракова было принято сообщение. Раков передавал, что эскадрилья возвращается на аэродром. [24]
Час прошел. Все контрольные сроки возвращения кончились.
Командиры, инженеры, пилоты выходили в поле, смотрели на запад, слушали. Смотреть, впрочем, не стоило облака застилали все небо.
Скидан тоскливо глядел на товарищей и они были невеселы.
Неужели сбились? спросил чей-то неуверенный голос. Ведь никакой видимости... Сели где-нибудь?..
Никто не ответил. Чтобы машины Ракова сбились такого еще не было! Но горючее по самым оптимистическим расчетам должно было кончиться еще полчаса назад.
И ровно через полтора часа после окончания контрольного срока, когда стали нервничать даже самые уверенные, а техники смотрели мрачнее тучи, наверху послышался гул. Пробив облака над самым аэродромом, эскадрилья пошла на посадку.
Позже, за чаем Раков рассказывал:
Я уже давно об этом думал: а что, мол, если нехватит горючего?! И рассчитал, что каждому самолету можно дойти на одном моторе. Скорость при этом, конечно, уменьшится, но не намного, а расход горючего сократится вдвое. И экономия получиться и дойти можно!
И, улыбнувшись, закончил:
Вот и дошли!
Когда стало известно, что Василию Ивановичу Ракову присвоено звание Героя Советского Союза и что почти весь состав его эскадрильи награжден орденами, вся Балтика приветствовала и поздравляла молодого полковника.
Советский народ и правительство высоко оценили боевые заслуги летчика-большевика, его удивительные героические подвиги, его умение воспитывать отважных пилотов и вести их в бои за нашу великую Родину.