Содержание
«Военная Литература»
Биографии

Слепые полеты

Балтика не балует летчиков хорошей погодой. И это не так уж плохо. Пилоты привыкают летать во всяких условиях. Понятие «нелетная погода» становится понятием отвлеченным, теоретическим.

Раков еще в мирное время славился как специалист слепых полетов и слепых посадок. Обладая богатым опытом, он твердо придерживался правила: если хоть раз удалось сделать что-нибудь трудное и необычное, то этому трудному надо потом научиться, как нормальному, обычному.

По этому же правилу он работал и со своими учениками. В специальном отряде, где Раков был инструктором, летчики проходили как бы вторую школу, и те из них, которые попали потом на северо-западную границу, не терялись ни при каких обстоятельствах... [22]

В декабре 1939 г. Раков в сплошном тумане летел вместе с Кареловым на выполнение боевого задания. Штурманы — Боцан и Кольцов — рассчитывали курс без земных ориентиров. Самолеты упрямо лезли вверх.

Наконец, на высоте 4 700 метров нашли просвет. Пошли над облаками бреющим полетом. Попробовали сунуться в облака — началось обледенение. Пришлось опять пробивать тяжелые тучи.

Сотни километров прошли над облаками, пока по расчетам Боцана не оказались в районе цели. Начали снижение. Пробили один слой облаков, затем второй... Выбрались из них на высоте в 1 500 метров и оказались так близко от цели, что пришлось сделать всего один разворот.

Легли на боевой курс, сбросили бомбы на противника, не ожидавшего нападения, и опять нырнули в облака.

Вышли как раз над своим аэродромом.

Эскадрилье Ракова не раз приходилось летать в глубокие рейды. Во время одного из таких рейдов самолеты не сразу вышли к нужному объекту. Чтобы пробить облачность, пришлось подняться более чем на семь тысяч метров. Потратили много горючего. Боцан встревоженно доложил командиру, что горючего может нехватить на обратный путь. Раков кивнул и передал по телефону, что все рассчитано, горючего хватит. Штурман посмотрел на командира с недоумением. Он хорошо знал, что Раков не уйдет назад, не отбомбившись, а до цели было еще несколько десятков километров.

— Как выйдет командир из трудного положения?..

Наконец, самолеты очутились над целью.

Под жестоким зенитным огнем противника сбросили бомбы, скрылись в облаках и слепым полетом пошли обратно. Боцан в тревоге снова и снова делал подсчеты: «Нет, горючего нехватит. Самолет не дотянет до аэродрома». Штурман не вытерпел, оглянулся на Ракова. Командир был спокоен, невозмутимо вел самолет.

...А на аэродроме ждали техники. Они знали, что горючего только-только хватит летчикам на обратный путь. Напряженно вслушивались.

Примерно за час до того как, по всем расчетам техников, у самолетов должно было кончиться горючее, от Ракова было принято сообщение. Раков передавал, что эскадрилья возвращается на аэродром. [24]

Час прошел. Все контрольные сроки возвращения кончились.

Командиры, инженеры, пилоты выходили в поле, смотрели на запад, слушали. Смотреть, впрочем, не стоило — облака застилали все небо.

Скидан тоскливо глядел на товарищей — и они были невеселы.

— Неужели сбились? — спросил чей-то неуверенный голос. — Ведь никакой видимости... Сели где-нибудь?..

Никто не ответил. Чтобы машины Ракова сбились — такого еще не было! Но горючее — по самым оптимистическим расчетам — должно было кончиться еще полчаса назад.

И ровно через полтора часа после окончания контрольного срока, когда стали нервничать даже самые уверенные, а техники смотрели мрачнее тучи, наверху послышался гул. Пробив облака над самым аэродромом, эскадрилья пошла на посадку.

Позже, за чаем Раков рассказывал:

— Я уже давно об этом думал: а что, мол, если нехватит горючего?! И рассчитал, что каждому самолету можно дойти на одном моторе. Скорость при этом, конечно, уменьшится, но не намного, а расход горючего сократится вдвое. И экономия получиться и дойти можно!

И, улыбнувшись, закончил:

— Вот и дошли!

* * *

Когда стало известно, что Василию Ивановичу Ракову присвоено звание Героя Советского Союза и что почти весь состав его эскадрильи награжден орденами, вся Балтика приветствовала и поздравляла молодого полковника.

Советский народ и правительство высоко оценили боевые заслуги летчика-большевика, его удивительные героические подвиги, его умение воспитывать отважных пилотов и вести их в бои за нашу великую Родину.

Содержание