Содержание
«Военная Литература»
Биографии

Страницы жизни П. О. Сухого

1895 10 июля в селе Глубоком Виленской губернии (ныне Витебская область) в семье учителя Осипа Андреевича Сухого и Елизаветы Яковлевны родился сын Павел.
1900 Семья Сухих переезжает в Гомель, где Осипу Андреевичу предложили заведовать железнодорожной школой.
1905 16 августа. Павел Сухой поступает учиться в Гомельскую гимназию.
1914 8 июля оканчивает ее с серебряной медалью.
1914 Сентябрь. Павел Сухой едет в Москву и поступает в МГУ.
1915 Сентябрь. Павел переходит на учебу в МВТУ.
1916 Призыв в армию, учеба в школе прапорщиков, участие в первой империалистической войне.
1918 Март. После заключения Брестского мира Павел Сухой возвращается в Москву.
1918 Ноябрь. Поскольку занятий в МВТУ нет, Павел Сухой отправляется преподавать математику в город Лунинец Брестской области.
1919 Май. В Западную Белоруссию вторглись белополяки. Сухой покинул Лунинец и переехал в Гомель, где стал преподавать математику в железнодорожной школе.
1920 Выходит постановление Совета Народных Комиссаров о возвращении к учебе студентов высших учебных заведений. Павел Сухой уезжает в Москву и продолжает учебу в МВТУ.
1923 Павел Осипович Сухой женится на Софье Феликсовне Тенчинской, учительнице французского языка.
1924 Продолжая учиться в МВТУ, поступает на работу в ЦАГИ чертежником в ЗАО — экспериментальный аэродинамический отдел.
1925 Март. Защита дипломного проекта, который Павел Сухой готовил под руководством А. Н. Туполева.
1925 29 апреля. В семье Сухих родилась дочь Ирина.
1925 П. О. Сухой начинает работать инженером-конструктором в конструкторском отделе ЦАГИ — АГОС (Авиация, гидроавиация, опытное строительство). Принимает участие в проектировании самолетов АНТ-3, АНТ-4, АНТ-6, АНТ-9, АНТ-10.
1927 Июнь. Испытания и начало серийного производства цельнометаллического истребителя И-4 (АНТ-5), ведущим конструктором которого был П. 0. Сухой.
1932 У Сухих родился сын Дмитрий.
1932 П. О. Сухой возглавляет бригаду № 3 конструкторского отдела опытного самолетостроения (КОСОС) ЦАГИ.
1933 Май. Совершает первый полет истребитель И-14 (АНТ-31), созданный в конструкторской бригаде Сухого.
1933 ЦАГИ отмечает свое пятнадцатилетие. Среди ученых, инженеров, рабочих, конструкторов, отмеченных правительственными наградами, — П. О. Сухой. Он награжден орденом Красной Звезды.
1933 Июнь. Поднялся в воздух первый ЛНТ-25 (РД) с двигателем А. А. Микулина, предназначенный для мировых рекордов дальности. Над созданием самолета работала конструкторская бригада П. О. Сухого под общим руководством А. Н. Туполева, который дал эскизный проект машины.
1934 12 сентября. Старт РД на побитие мирового рекорда. Экипаж М. М. Громова, второй летчик А. И. Филин, штурман И. Т. Спирин повел самолет по замкнутому маршруту Москва — Рязань — Харьков. За 75 часов они прошли без посадки 12411 км.
1936 20–22 июля. Летчики В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и штурман А. В. Беляков на РД совершили беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, пролетев за 56 часов 20 минут 9374 км. Экипаж РД совершил посадку на острове Удд (ныне о. Чкалова).
1936 10 августа. За проектирование самолета, за подготовку и организацию этого перелета П. 0. Сухой награжден орденом «Знак Почета».
1936 П. О. Сухой — заместитель начальника конструкторского отдела ЗОК. (завод опытных конструкций) ЦАГИ.
1937 18–20 июня. Экипаж В. Чкалова в том же составе впервые в истории авиации на РД пролетел из Москвы через Северный полюс в США — город Портленд, пройдя 10000 км (по прямой 8404 км) за 63 часа 26 минут. После этого перелета самолет экспонировался на 15-й авиационной выставке в Париже.
1937 12–14 июля. С подмосковного аэродрома стартовал еще один самолет РД. Его через Северный полюс вели летчики М. М. Громов, А. Б. Юмашев и штурман С. А. Данилин. Погода им благоприятствовала, и экипаж смог за 62 часа 17 минут пролететь 11500 км, что стало абсолютным мировым рекордом дальности полета. Этот перелет отмечен медалью де Лаво.
1937 Бригада П. О. Сухого побеждает в конкурсе на создание многоцелевого самолета, который проектировался под шифром «Иванов».
1937 25 июля Михаил Михайлович Громов поднял в воздух первую модификацию «Иванова». При запуске в серию многоцелевой самолет Сухого получил название Су-2.
1937 П. О. Сухой назначается начальником КБ завода. Работает над проектом дальнего бомбардировщика ДБ-2. Вариант этого самолета, получивший название «Родина», был приспособлен для дальнего рекордного перелета.
1938 24–25 сентября. Летчицы В. С. Гризодубова и П. Д. Осипенко со штурманом М. М. Расковой совершают на самолете «Родина» перелет Москва — Дальний Восток. За 26 часов 29 минут они пролетели без посадки 5947 км, установив мировой рекорд дальности полета для женщин.
1933 2 ноября конструктор самолета «Родина» П. О. Сухой награжден орденом Трудового Красного Знамени.
1939 Сентябрь. П. О. Сухой назначается главным конструктором и директором опытного завода.
1940 Август. Выходит на испытания высотный истребитель-перехватчик Су-1. На высоте 10000 м была получена скорость 642 км/ч. Но из-за неполадок турбокомпрессоров Су-1 и его модификация Су-3 в серию не пошли.
1940 13 сентября. П. О. Сухому присвоена ученая степень доктора технических наук.
1941 22 июня. Тринадцать полков, вооруженных самолетами Су-2, вступили в бой с немецко-фашистскими захватчиками.
1941 12 сентября. Старший лейтенант Екатерина Зеленко вела бой на Су-2 с семью «мессерами», один из них сбила огнем пулемета, другой таранила. Посмертно Екатерина Ивановна Зеленко награждена орденом Ленина. Астрономы в ее честь назвали одну из малых планет Катюшей.
1943 Проводятся государственные испытания двухместного штурмовика Су-6. Он рекомендован в серию, но во время войны не было возможностей параллельно с Ил-2 выпускать еще один штурмовик.
1943 За создание штурмовика Су-6 П. О. Сухой был удостоен Государственной премии первой степени.
1944 П. О. Сухой работает над экспериментальными истребителями Су-5, Су-7 с комбинированными силовыми установками — поршневой двигатель с различными усилителями. Усилители не были надежны. От постройки самолетов с ними пришлось отказаться.
1944 Успешно прошел испытания штурмовик Су-8 с чрезвычайно мощным вооружением, надежной броневой защитой, с большой дальностью полета, предназначенный для штурмовки противника в глубоком тылу. Решение о серийном производстве не было принято, так как война уже шла у границ Германии. Надобность в дальнем штурмовике отпала.
1945 П. 0. Сухой получает задание создать учебно-тренировочный бомбардировщик. Самолет УТБ строился серийно и находился на вооружении ВВС.
1946 13 ноября вышел на заводские испытания фронтовой истребитель Су-9 с двумя реактивными двигателями РД-10. Он хотя не строился серийно, но в нем было очень много технических новшеств: катапультируемое сиденье летчика, посадочный тормозной парашют, бустерное управление. Первым поднял Су-9 Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель А. Г. Кочетков.
1947 28 мая. Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель Г. М. Шиянов поднял в воздух самолет Су-11 с первым отечественным турбореактивным двигателем ТР-1, созданным А. М. Люлькой.
1948 Построен истребитель-перехватчик Су-15, особенностью конструкции самолета была герметичная кабина.
1949 Летом был готов к заводским испытаниям истребитель Су-17, впервые рассчитанный на сверхзвуковую скорость. Совершенно новым для практики отечественной и зарубежной авиации был способ спасения летчика — отделяемая от фюзеляжа кабина.
1949 Ноябрь. Принимается решение о расформировании КБ и завода, руководимых П. О. Сухим. П. О. Сухой переводится на работу в КБ Туполева заместителем главного конструктора. Он руководит летными испытаниями бомбардировщика Ту-14.
1958 П. О. Сухой избирается депутатом Верховного Совета СССР.
1959 Апрель. Подготовлен к летным заводским испытаниям созданный на основе Су-7 первый в стране истребитель-бомбардировщик Су-7Б с двигателем АЛ-7Ф.
Первым его поднял в воздух заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Евгений Степанович Соловьев. Этому самолету суждено было стать долгожителем сверхзвуковой авиации.
1959 14 августа. Заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Владимир Сергеевич Ильюшин на самолете П. О. Сухого Т-431 установил мировой рекорд высоты полета, равный 28 852 м.
1960 28 мая. На самолете П. О. Сухого Т-405 летчик Б. М. Адрианов установил абсолютный мировой рекорд скорости на 100-километровом замкнутом маршруте, равный 2092 км/ч.
1962 4 ноября. В. С. Ильюшин на самолете Т-431 установил абсолютный рекорд высоты горизонтального полета, равный 21 270 м.
1962 25 сентября. Летчик Анатолий Кознов на самолете П. О. Сухого на 500-километровом маршруте установил мировой рекорд скорости, равный 2337 км/ч.
1965 Май. Начато проектирование первого в СССР самолета с изменяемой в полете стреловидностью крыла.
1965 10 июля. П. О. Сухой награжден второй Золотой медалью «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда.
1966 2 августа. Методический совет ЛИИ под председательством М. Л. Галлая дал разрешение на вылет первого в стране самолета с изменяемой геометрией крыла, созданного в КБ П. 0. Сухого.
1966 22 июля. За создание новейших образцов авиационной техники коллективы завода и КБ П. О. Сухого награждаются орденом Ленина.
1967 Июль. Участие нескольких новых самолетов КБ Сухого на авиационном параде в Домодедове. Заслуженный летчик-испытатель Е. К. Кукушев демонстрирует взлет и посадку самолета с изменением стреловидности крыла при различных маневрах, серию фигур высшего пилотажа, полет на малой и большой скоростях.
1968. Июль. П. О. Сухому присуждена Ленинская премия.
1972 2 августа. Начались испытания нового экспериментального самолета П. О. Сухого, рассчитанного на скорость 3000 км/ч.
1975 10 июля. П. О. Сухой награжден орденом Ленина.
1975 15 сентября. Кончина П. О. Сухого.
1975 Декабрь. Президиум Академии наук СССР за выдающиеся достижения в области авиационной науки и техники присудил медаль № 1 имени А. Н. Туполева посмертно генеральному конструктору Павлу Осиповичу Сухому.
1977 Март. КБ присвоено имя Павла Осиповича Сухого.
1977 Декабрь. Открытие памятника П. О. Сухому в городе Гомеле.
Дальше