Примечания
Остроградский, Михаил Васильевич (1801-1861) — замечательный русский математик, действительный член Петербургской и некоторых зарубежных академий наук. Его научные работы посвящены теории вероятностей, небесной механике, баллистике.
Буняковский, Виктор Яковлевич (1804-1889) — один из крупнейших математиков прошлого столетия. С 1864 года вице-президент Академии наук.
Соловьев, Михаил Федорович (умер в 1856) — первый профессор химии в основанном в 1819 году Петербургском университете. Современная химическая номенклатура в основном разработана Соловьевым.
Гесс, Герман Иванович (1802-1850) — врач по образованию, работал в области химических исследований, был избран академиком. В 1840 году открыл закон постоянства сумм тепла в химических реакциях — одно из самых непосредственных следствий закона сохранения энергии.
Купфер, Адольф Яковлевич (1799 — 1865) — сначала профессор Казанского университета, впоследствии директор Главной физической обсерватории, широко известен своими исследованиями по метеорологии и метрологии.
Ленц, Эмилий Христианович (1804-1865) — работал в области физической географии, участвовал в качестве физика в кругосветном путешествии Коцебу. После избрания академиком перешел к исследованию вопросов электромагнетизма. Установил единство природы электрического тока; формулировал «правило Ленца», позволяющее определить направление индуктированных токов; открыл «закон Ленца». В последние годы жизни был деканом физико-математического факультета Петербургского университета, затем — ректором.
Тарханов, Павел Васильевич (1787 — 1839) — крупный русский астроном. В 1826 году избран академиком.
Дядин, Алексей Васильевич (1789 — 1864) — выдающийся специалист в области артиллерии, почти сорок лет преподавал артиллерию в военно-учебных заведениях. Была введена специальная премия его имени, ее выдавали через каждые пять лет за лучшие сочинения по артиллерии.
Замечательные качества командира Лазарев проявил в морском сражении при Наварине в 1827 году. Впоследствии был назначен командующим Черноморским флотом. Следуя славным традициям знаменитого русского флотоводца Ф. Ф. Ушакова, М. П. Лазарев создал школу прославленных русских моряков, из которой вышли доблестные герои Севастопольской обороны, адмиралы Павел Степанович Нахимов (1803-1855), Владимир Алексеевич Корнилов (1806 — 1854), Владимир Иванович Истомин (1807 — 1855) и другие. Его учеником был и Степан Степанович Лесовский (1817 — 1884), командир фрегата «Диана», впоследствии адмирал, управляющий морским министерством.
Важные работы Ломоносова и в развитии авиации, В 1754 году построил первую летающую модель изобретенного им винтокрылого летательного аппарата — вертолета. Гений Ломоносова позволил сделать огромный скачок и в познании строения атмосферы.
С 80-х годов профессор Московского Университета и Московского высшего технического училища, занимался вопросами авиации. Превратил аэродинамику в стройную и точную научную дисциплину, создал метод аэродинамического расчета самолетов, вывел знаменитую теорему о подъемной силе крыла, разработал вихревую теорию винта.
Родоначальник высшего авиационного образования в России; создал научные школы, из которых вышло основное ядро ученых, исследователей, конструкторов, обеспечивших развитие советской авиации.
По инициативе Н. Е. Жуковского, поддержанной партией и советской властью в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции, были созданы Центральный Аэро-Гидродинамический институт (ЦАГИ) и Военно-воздушная инженерная академия, ныне носящая имя профессора Н. Е. Жуковского, 3 декабря 1920 года Владимир Ильич Ленин, в специальном декрете, отмечающем деятельность Николая Егоровича Жуковского, назвал его «отцом русской авиации».
С 1868 года помощник директора Главной физической обсерватории, в которой проработал 47 лет, став впоследствии ее директором. В 1900 году избран действительным членом Академии наук. Написал свыше 200 печатных трудов.
Являясь первым председателем воздухоплавательного отдела Русского технического общества, оказал большую поддержку А. Ф. Можайскому в создании первого в мире самолета.
P = z * v2 / (2g) * F * n * sin a
для определения подъемной силы:
Y = z * v2 / (2g) * F * n * cos a
для подсчета полного сопротивления:
R = z * v2 / (2g) * F * n
Можно заменить обозначения, принятые Можайским, нашими современными, то есть сказать, что его F — площадь крыла — это наше S; силу лобового сопротивления обозначить через X. Коэффициент Z обозначится в настоящее время как Сr а, следовательно Z sin а равен коэффициенту лобового сопротивления Сx; a Z cos a равен коэффициенту подъемной силы Су. Отношение удельного веса воздуха (n) к ускорению силы тяжести (g) есть массовая плотность воздуха (р). При соответствующей подстановке все формулы, которыми пользовался А. Ф. Можайский, приобретают современный вид:
X = Cx * S * p * v2 / 2
Y = Cy * S * p * v2 / 2
R = Cr * S * p * v2 / 2
Это обстоятельство показывает, что расчеты Можайского базировались на совершенно правильных формулах и, следовательно, должны были привести к верным выводам.
Самолет, построенный А. Ф. Можайским, такой положительной разностью мощностей обладал и, следовательно, имел возможность совершать не только горизонтальный полет, но и набор высоты, хотя и с очень малым значением вертикальной скорости.