Творцы боевых побед
Более сорока лет назад приказом Народного комиссара ВМФ был введен нагрудный знак «Командир подводной лодки» силуэт подводной лодки с поднятыми командирским и зенитным перископами и двумя пушками. Сегодня «лодочка» вместе со знаком «Гвардия» старейшие из всех нагрудных знаков Советских Вооруженных Сил. Введены они практически одновременно: один в мае, другой в июле 1942 года. С тех пор и сохранились без каких-либо изменений.
Правом ношения знака «Командир подводной лодки» пользовались и пользуются сегодня только те офицеры-подводники, которые получили допуск к самостоятельному управлению кораблем, умеют обучать экипаж действиям в надводном и подводном положениях в любых условиях. Знак стал символом мастерства и искусства управления подводной лодкой.
Давно отгремели бои. Но по-прежнему командир подводной лодки, носящий этот нагрудный знак, вызывает уважение. Рассказывают, что именно с войны, когда появилось внешнее отличие командира подводной лодки от других офицеров, вошли в обиход теплые слова: отец-командир. Одни вкладывали в них некоторую иронию, считая командиров слишком молодыми, другие особое уважение. Вторых, разумеется, было больше, ибо командиры, даже самые молодые, проявляли подлинно родительскую заботу о подчиненных и строгость к ним. Те, кого называли так, были окружены ореолом почтения. На каждом корабле считали: командир он все может, он все знает, он все умеет.
Это его, только его, называли на корабле «товарищ командир» (а не по воинскому званию, как других офицеров). Это он в бою последним покидал свой корабль или уходил вместе с ним в морскую пучину. В море на ходу только командир может изменить курс и скорость корабля. И многое другое только он! [40]
В эту особую когорту моряков вошел и Петр Грищенко: сначала на «Д-5», после академии на «Л-3».
Командир самый подготовленный, самый опытный офицер на корабле. Но и у них, отцов-командиров, были и есть свои заботы, трудности, проблемы. Как вести себя с первых шагов командования? Обычно каждый из выпускников училища избирает уже проторенный путь, то есть берет себе в пример командира, у которого служит. Пожалуй, это наиболее верный путь. А если еще в самом начале офицерской службы повезло с хорошим командиром, то более умелого учителя не сыскать и не придумать. Не ошибусь, утверждая, что для каждого выпускника училища первый командир корабля навсегда остается в памяти.
Петру Денисовичу повезло. Он многое перенял от Л. М. Рейснера и Б. А. Секунова и, став в 26 лет командиром «Д-5», многое уже умел. Однако его постоянно мучили вопросы: как лучше управлять своим кораблем? каково место командира в обучении матросов, офицеров? а самое главное как достигается победа в морском бою? Настойчиво искал ответы в прошлом, в истории военного искусства, помня афоризм: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное, глубже опускаясь в смысл былого раскрываем смысл будущего, глядя назад шагаем вперед».
С первых шагов подводника Грищенко понял: учиться надо всю жизнь, только тогда и будет высокая цена опыту, приобретенной житейской мудрости. Вот с такими мыслями и ушел с «Д-5» молодой командир в Военно-морскую академию. Закончилась учеба и снова на корабль. А ведь выпускнику академии Грищенко, как уже прошедшему командирскую должность, предложили повышение в Главный морской штаб, недавно созданный в Москве как центр управления всем Военно-Морским Флотом.
Но... Петр Денисович, кроме как о командовании кораблем, ни о чем другом и слышать не хотел, поэтому категорически от повышения отказался. За строптивость, проявленную при отказе от новой должности, даже был наказан: отсидел пять суток ареста на гауптвахте за нетактичность в разговоре с начальством. Однако, потратив два месяца на доказательства правоты, своего добился назначили командиром «Л-3».
Знаний после академии прибавилось, и опыт уже был, но стало гораздо тяжелее. С того, кто больше знает, [41] и больший спрос. Академик! Второй лодкой командует! Вот и приходилось трудиться до седьмого пота, не жалеть себя, стараться, чтобы пятьдесят пар глаз экипажа видели, чувствовали собранность, организованность командира.
Главное для командира завоевать авторитет. С первых же дней! А авторитет это прежде всего личный пример во всем. Влияние командира держится на высочайшей грамотности и мастерстве, инициативе и безупречной личной исполнительности. Последнее давалось Грищенко нелегко. Уже в начале войны сам себе признавался: командир корабля с академическим образованием «неудобен» некоторым начальникам, которые исполнительность ставили на первый план, а инициативу не поощряли. Трудно было им с таким командиром: по-своему оценивает обстановку, имеет свое мнение, да еще и отстаивает его. А Грищенко с ними и того труднее...
И все же приобретенные знания, оперативный кругозор стали бесценными в боевых походах помогали решать поставленные задачи. Но знания, навыки сами по себе без их претворения в жизнь ничего не стоят. Вот здесь велика роль волевых усилий. Но волевые качества не появляются спонтанно, их приходится постоянно в себе воспитывать, формировать. А корабельная служба, как никакая другая, развивает их.
Придя на «Л-3», Петр Денисович уже хорошо понимал, что преодолеть все трудности только собственными силами, найти правильное решение в одиночку невозможно. Надо приобретать единомышленников на своей лодке, перенимать опыт соседей, друзей, чьи корабли здесь, рядом, стоят борт о борт с «Л-3».
У каждого из командиров есть свой метод, прием, выстраданный, проверенный. Собрав и обобщив все это, становишься богаче и мудрее. На корабле ты голова. И все ждут, даже уверены, что поступишь правильно. Промахнуться нельзя. Последнее особенно дорого стоит в боевом походе, здесь нередко ценою является корабль со своим экипажем. Конечно, не каждая погибшая подводная лодка просчет, ошибка командира. Войны без потерь не бывает.
Дорого доставался каждый успех в начале войны и на суше, и на море. В 1941 году на одну погибшую лодку Краснознаменного Балтийского флота приходилось всего одно вражеское судно пять на пять. Но росло [42] мастерство подводников. В 1942 году уже пять, а в конце войны совсем весомо тридцать кораблей и транспортов противника приходились на одну потерянную нами подводную лодку. Решающую роль сыграл накопленный боевой опыт балтийских подводников. Но и перебазирование в сентябре 1944 года советских подводных лодок в Финляндию, вышедшую из войны, уменьшило наши потери. Теперь не надо было форсировать Финский залив, преодолевать смертельную паутину из мин, сетей и дозоров врага.
Да, число наших погибших лодок в 1941 году значительно. Безусловно, сказалась внезапность нападения фашистской Германии. Но были и другие причины. О них с грустью вспоминает Петр Денисович. Пять лодок были взорваны в Либаве. Они находились на капитальном ремонте. Почему всего в ста километрах от границы вероятного противника поставили корабли на ремонт? В этом неповинны их командиры. Кроме ремонтирующихся кораблей в Либаве были еще девять исправных и готовых к боевым действиям небольших подводных лодок, ласково именуемых «малютки». Три получили задание нести дозор, остальным шести было приказано покинуть Либаву и идти в Таллинн, как ни странно, в надводном положении.
Штабы, как бы по инерции, продолжали предвоенные ошибки и просчеты, требуя совершать переходы в надводном положении. В данном случае сомнительный выигрыш во времени в целях быстрейшего перебазирования подводных лодок в Таллинн еще до начала их активных действий обернулся потерями трех «малюток». На одной из них «М-78» погиб и командир дивизиона капитан-лейтенант С. М. Матвеев.
Пренебрежение штабами скрытностью как главным качеством подводных лодок в целях выигрыша во времени будет сказываться в 1941 году и при форсировании Финского залива. Потребуются месяцы, трагический Таллиннский переход флота, другие походы, чтобы признать, что преодолевать Финский залив в надводном положении это даже не просчет, а просто нелепость и безумие. В дальнейшем распоряжение о надводных переходах лодок будет отменено.
Очень трудно было командирам подводных лодок в водах Балтики. Даже появилось невеселое сравнение: «Воевать в Финском заливе и просто ходить по нему одно и то же». [43]
Самой большой опасностью были мины, это помимо глубинных бомб, снарядов, возможности попасть под таран помимо всего, что обрушивалось на лодку, когда она атаковывала врага или даже просто совершала переход по Финскому заливу.
В Финском заливе насчитывались десятки тысяч мин. В 1941–1943 годах на каждую нашу погибшую лодку их приходились тысячи! А для гибели хватало всего одной. Чтобы пройти через смертельную завесу, командир подводной лодки должен был не только виртуозно управлять кораблем, но и быть искусным тактиком, провидцем. И многие командиры преуспели в этом. Тысячу раз в году могла встретить свою смерть каждая подводная лодка, а находила свой счастливый, единственный шанс лишь та, на борту которой командир был чуть-чуть искуснее, чуть-чуть удачливее. При этом главным было не только самому выжить, вернуться, но и уничтожить один, два, пять и более вражеских транспортов.
Знакомы командиры между собой или нет, при встрече они единомышленники. Всегда помогали друг другу, делясь пережитым, искали вместе пути к победе. Провожая товарища в новый поход, «на счастье» отдавали стальные швартовы его корабля. Командиры были сильны дружбой. То была поистине одна большая семья: вместе праздновали боевые успехи, горечь потерь переживали тоже вместе. И редкие часы отдыха перед новыми боевыми походами тоже проводили вместе.
Воспоминания о часах отдыха перед походами вызывают в душе Грищенко чувство гордости за причастность к отважной семье подводников и светлой грусти...
Подводники собирались то в одной из кают плавучей базы, то на квартире у кого-нибудь в блокадном Ленинграде. Нет такого командира, который бы забыл те встречи, беседы и споры.
Эти собрания ценил Грищенко. Члены экипажей, а точнее, все окружение командиров кораблей воспринимали их как какое-то священнодействие, как особую «командирскую» учебу. Были здесь, конечно, и шутки, и просто разговор для разрядки. Но в конечном счете все беседы сводились к одному: как пройти Финский залив, где искать врага, как воевать? Командирская мысль и здесь непрерывно работала на предстоящий, всегда смертельно опасный поход.
Случались у подводников и особые собрания. Проводились они в «литературном салоне» так в блокадном [44] Ленинграде называли квартиру писателя Всеволода Вишневского.
На Песочной улице, рядом с Электротехническим институтом имени Ульянова (Ленина), стоял небольшой двухэтажный домик. Принадлежал он другу семьи Вишневских О. К. Матюшиной, вдове известного художника. В этом доме в свое время бывали А. Блок, В. Маяковский, В. Хлебников.
После долгого и напряженного рабочего дня в Политическом управлении, или, как тогда его называли, в Пубалте, размещавшемся в Электротехническом институте, Всеволод Витальевич спешил к себе на Песочную благо близко, на одной улице. Дома лучше работалось. А еще дома часто ждали друзья писатели Штейн, Крон, Азаров, Зонин. Бывали здесь и подводники.
Нередко писатели и командиры подводных лодок собирались на плавбазе «Ока»{2}.
Плодотворными были творческие встречи в тяжелом 1942 году, еще до выхода в море первого эшелона лодок (до этого, в сорок первом, подводные лодки ходили поодиночке). В первом эшелоне должны были пойти друзья Грищенко. Как только вскрылась Нева и сошел лед, на лодках начали готовиться к переходу в Кронштадт, а затем дальше на запад в Балтику.
Третьего июня 1942 года к зданию нынешнего Нахимовского училища, что в конце Петровской набережной, подошла черная «эмка» Пубалта. Из нее вышли писатели Александр Фадеев и Всеволод Вишневский. Их встретили командир дивизиона подводных лодок капитан 3 ранта В. А. Егоров, командир «Л-3» капитан 2 ранга П. Д. Грищенко и командир «Щ-320» капитан 3 ранга И. М. Вишневский. Группа направилась на плавбазу «Ока». Как всегда при таких встречах, писатели и подводники делились впечатлениями, горячо спорили, с интересом обсуждали новости. Всем как-то незаметно руководил Всеволод Вишневский, необыкновенный человек ровесник века и моряк эпохи Октября.
Любимцем Всеволода Вишневского среди подводников, помощником в организации встреч был его однофамилец Иван Макарович Вишневский, личность весьма незаурядная.
В 1941 году И. М. Вишневский совершил два похода. [45]
Действуя в Южной Балтике, он на третьи сутки плавания успешно атаковал транспорт, шедший в составе конвоя. В 1942 году «Щ-320» под командованием Вишневского вышла из Ленинграда в третий поход. Через полтора месяца, исчерпав почти все запасы топлива и продовольствия, Вишневский привел лодку в Ленинград. Три транспорта противника в двадцать две тысячи тонн общего водоизмещения с вооружением, горючим и войсками были пущены на дно Балтики.
Командующий флотом высоко оценил в этом походе работу командира и комиссара: «И. М. Вишневский и военком М. Д. Калашников умело организовали в походе партийно-политическую работу. Командир считал себя ответственным за нее наравне с комиссаром. Тем, кто думал, будто у командира одни обязанности, а у комиссара совершенно другие, Вишневский прямо говорил, что это легкомысленное рассуждение. По его глубокому убеждению, комиссар должен становиться квалифицированным подводником. А командир не мог называться коммунистом, если не помогал комиссару и парторгу».
Сам Иван Макарович говорил: «Много требований надо предъявлять подводникам, но самое главное для нас умение при любых обстоятельствах сохранить спокойствие».
При встречах Вишневский и Грищенко не раз обсуждали этот, на первый взгляд, нехитрый принцип, которому обязан следовать командир любого корабля. Что тут, казалось бы, сложного.
Мысль сама по себе простая, но в этом, действительно, сила командира подводной лодки, говорил Петр Денисович. Если бы я не следовал этому правилу, то не знаю, вернулась бы «Л-3» из похода в августе сентябре 1942 года. Тогда в боевой обстановке пришлось уйти в центр Балтики и начать тренировку матросов и офицеров экипажа в умении выполнить торпедный залп. (Это в боевом-то походе!)
Разговор на «Оке» принимал все более оживленный характер.
Отцы-командиры! обратился Фадеев к подводникам. Вы бы рассказали что-нибудь интересное.
Иван Вишневский улыбнулся и, глядя на своего однофамильца Всеволода Витальевича, поддержал:
А ведь это дело! Перед походом в самый раз! Но, после паузы он обратился к Фадееву, Александр [46] Александрович! За Вами первое слово как за инициатором.
Пусть будет так, согласился Фадеев. Слушайте! Я к вам сюда причалил прямо с передовой, а она, как знаете, недалеко трамвайчиком туда и обратно. Что там делается... Но стоят насмерть! Свидетелем был...
...Сидим в землянке. Принимают в партию молодого солдата паренька лет восемнадцати-девятнадцати. По аттестациям и рекомендациям герой, а перед коммунистами, своими же солдатами и командирами, зарделся, как красная девица. «Да», «нет», «была атака» и не больше. Вдруг над головой как ухнет! Все мы пригнулись инстинкт самосохранения сработал. Оказалось прямое попадание в крышу землянки. Выдержала, родимая! В три наката была!
Я сидел у стола, продолжал Фадеев, на котором стояла коптилка, рядом со мной молодой коммунист.
Помню хорошо: «Взрыв и тишина, коптилка погасла. А паренек, как призрак, освещаемый чьей-то зажигалкой, не шелохнулся. Только уж чересчур быстро хлоп себя по лбу ладонью. Я даже не поверил, успел подумать: «Нашел время комаров бить». А он тихо, оглядев нас всех: «Вот! Еще тепленький...»
И кладет на стол осколок немецкого снаряда. Как он влетел? А на лбу у бойца только синяк. И стоит, лишь побледнел, отчего еще больше на девицу стал похож», закончил Фадеев.
Петр Денисович, вспомнив эту встречу, рассказывал:
Я просил тогда Фадеева описать случай с солдатом в очерке или рассказе. Но писатель отшутился: «Никто в такое не поверит».
Постепенно разговор вернулся к предстоящим боевым походам. Иван Макарович доверительно вставил, улыбаясь:
Раскрою тайну: на одной из лодок пойдет в море наш командир дивизиона. И Вишневский уважительно посмотрел на Владимира Алексеевича Егорова.
Егоров отшутился:
За разглашение планов придется наказать! Ну, а если серьезно, о тех, кто пойдет в море, то самого доброго слова заслуживает Афанасьев.
Егоров был удивительным подводником, достойным восхищения. Он стал членом партии в 20 лет, успешно окончил военно-морское училище и экстерном сдал экзамен [47] по программе специальных курсов. Еще в 1935 году был награжден орденом Ленина.
Будьте терпеливы! Неделями надо ждать и искать свой «трофей»! Если не будет командир храбрым, решительным, терпеливым, инициативным, так и все остальное без пользы, не раз говорил Егоров молодым командирам лодок.
У него всегда были новые смелые мысли.
Хорошо помню, рассказывает Грищенко, как в дивизионах обсуждали его идею действовать тремя-четырьмя лодками, управляя ими с той, которая ведет разведку для всей группы подводных лодок.
Очень интересной личностью был и Яков Павлович Афанасьев, командир «Щ-304». Его путь в подводники был несколько необычным. Рабочий паренек, комсомолец начала двадцатых годов, он с юных лет мечтал стать кавалеристом. Окончил военно-кавалерийское училище с отличным дипломом, а в 1933 году направляется для дальнейшей учебы в Военную академию. Однако там ему учиться не довелось. В ту пору, когда быстро развивался наш подводный флот, не хватало офицеров-подводников. Решением Наркома обороны СССР часть армейских офицеров, отлично сдавших вступительные экзамены в военные академии, была направлена на флоты.
Афанасьев получил назначение на Балтику, в Кронштадт. После годичного обучения на специальных курсах командно-начальствующего состава при Учебном отряде подводного плавания, которые сокращенно именовались СКОС специальные курсы офицерского состава (сами слушатели в шутку и чтобы это сокращенное слово отождествляло союз подводников называли курсы КУКРЫНИКСЫ), Яков Павлович получает назначение на подводную лодку «Звезда» («П-2») минером. Через год он снова командируется на эти же курсы, но рангом выше и возвращается на свою «П-2» уже помощником командира. В конце 1940 года Афанасьев аттестуется на должность командира подводной лодки и назначается на «Комсомолец» («Щ-304»).
Но встретились Петр Денисович Грищенко с Яковом Павловичем Афанасьевым значительно позже. Это было в морозный день блокадной зимы на заводе во время ремонта «Комсомольца».
Встреча оказалась случайной, но разговор получился интересный. Незаметно для себя оба командира начали [48] обсуждать идею командира дивизиона Егорова о действиях лодок в группе, спорили.
Грищенко доказывал жизненность идеи только для двух лодок, а Афанасьев убеждал его, что где две, там есть возможность и для трех и даже четырех.
Но тогда творческий спор так и остался незаконченным. За Афанасьевым прибежал матрос, сообщив, что его срочно просят прийти в управление завода...
В тот июньский вечер, когда писатели и командиры собрались на «Оке», с ними не было Афанасьева. «Щ-304» готовилась первой выйти в боевой поход в составе первого эшелона.
В августе 1942 года готовился к выходу второй эшелон в составе десяти подводных лодок, в числе которых были «Л-3» и «Щ-304». На этот раз еще задолго до выхода Грищенко и Афанасьев снова встретились. И опять много спорили, искали оптимальный вариант совместного форсирования Финского залива. Сошлись на главном: первая лодка идет как разведчик, вторая за ней. Однако замысел не удалось осуществить. По решению командования первыми в море вышли «Л-3» под командованием капитана 2 ранга П. Д. Грищенко и «М-96» под командованием капитан-лейтенанта А. И. Маринеско, а «Щ-304» 11. П. Афанасьева уходила в поход значительно позже.
Встретились Грищенко с Афанасьевым в очередной раз уже только в октябре 1942 года перед их совместным выходом в третьем эшелоне лодок. Это была их последняя встреча.
Яков Павлович был человеком сильным и мужественным, необычайно смелым подводником, настоящим мастером торпедных атак.
Последнюю встречу Грищенко с Афанасьевым не назовешь мимолетной. Началась она 29 октября 1942 года с митинга перед совместным выходом «Л-3» и «Щ-304».
Митинг открыл член Военного совета флота Н. К. Смирнов. С пламенной речью выступил Всеволод Вишневский. Затем контр-адмирал Смирнов предоставил слово командиру «Щ-304» Якову Павловичу Афанасьеву.
Никогда не было так трудно воевать подводникам Балтики, как сейчас, начал он. Нам выпала тяжелая доля. Минные поля, несущие смерть, сети и дозорные корабли, самолеты, подводные лодки подстерегают нас в каждом квадрате Финского залива. Мы знаем, на что идем, и, несмотря на это, никогда еще не было у нас [49] такого неодолимого желания скорее выйти в море, скорее встретиться с врагом...
Гром аплодисментов заглушил его последние слова. Всеволод Вишневский крепко обнял Афанасьева и расцеловал.
Митинг закончился принятием клятвы. Ее текст от имени комсомольской организации зачитал командир отделения радистов «Л-3» Василий Титков.
Член Военного совета Смирнов, закрывая митинг, напутствовал:
Крепче удары! Желаю вам семь футов под килем.
«По местам стоять, со швартовов сниматься», раздались слова команды одновременно на «Л-3» и «Щ-304». Обе лодки друг за другом бесшумно скользнули в темноту осенней ночи.
До начала похода Грищенко не раз собирал командиров боевых частей и начальников служб, чтобы выслушать их мнение о том, как лучше выполнить боевую задачу. Разговор шел о глубинах в Финском заливе, о скорости хода лодки и ее глубине погружения на различных участках маршрута. Вместе выбирали точки подвсплытий для разведки. Все это заставляло каждого не только готовиться к походу по своей специальности, но и мыслить тактически, считать себя причастным к выбору будущих курсов при форсировании Финского залива. Старпом, военком, командиры боевых частей и начальники служб участвовали в подготовке решения командира на боевой поход. По принятому решению командир ставил задачи штурману и минеру, командирам групп и механику, знакомил помощника со своим замыслом, обговаривал с замполитом, куда направить усилия парторга.
По выходе за кронштадтские боны{3} Петр Денисович, как правило, собирал штурманов и вахтенных офицеров для знакомства со своим окончательным решением как, где и каким способом форсировать залив. Так было и в этот раз.
Но, прежде чем принять окончательное решение на переход Финским заливом, Грищенко лично уже в который раз тщательно изучил каждую карту, все журналы [50] вернувшихся с моря подводных лодок. Снова и снова перечитывал свои документы с «Л-3», которые велись в августовско-сентябрьском походе. Ведь прошло немногим более месяца Переговорил с каждым командиром подводной лодки из второго эшелона. Самая длинная и обстоятельная беседа была с Яковом Павловичем Афанасьевым. Им наконец предстояло выходить вместе. Сверил Петр Денисович полученные «живые» данные с разведсводками штаба подводных лодок и штаба соединения. Постепенно у него сложилось свое четкое мнение о каждом участке предстоящего похода. Благодаря многократному мысленному переходу ему не требовалось ничего записывать. Память была исключительно обостренной, весь маршрут по Финскому заливу протяженностью 220 миль он представлял до мельчайших подробностей.
И все же, когда начал снова проверять карты штурманов с нанесенными курсами, тут же некоторые подправил на пять-шесть градусов. Было желание учесть все, что накопилось в памяти. Грищенко не только понимал, но и твердо знал: для Финского залива ошибка даже в полградуса иногда стоила жизни. Эта привычка Грищенко скрупулезно изучать все моменты предстоящего похода была если не самой важной, то принципиальной особенностью его как командира-балтийца.
От Кронштадта до Лавенсари «Л-3» шла вместе с «Щ-304», При подходе к острову Сескар обе лодки были атакованы вражескими торпедными катерами. Наше охранение встретило их артиллерийским огнем. Били по катерам и пушки с подводных лодок.
Отбив атаку, командиры «Л-3» и «Щ-304» согласно плану перешли на катер, а лодки, управляемые помощниками, легли на грунт. Оба командира на катере направились к острову для последнего ознакомления с обстановкой. С Яковом Павловичем засели в небольшой комнатке на флагманском командном пункте (глубоко под землей) и с помощью начальника оперативного отделения Лавенсарской военно-морской базы капитана 2 ранга Теумина «проползли» по всем картам обстановки Финского залива. На них были нанесены последние данные разведки. Сверили каждый курс: были небольшие расхождения. И тогда Грищенко предложил:
Яков! Ведь «Л-3» только в сентябре вернулась оттуда. Я взвесил, учел все детали твоих походов. Давай реализуем идею Егорова. Не раз с тобой обговаривали. Я иду первым, ты за мной, «слушаешь» меня и точно [51] по акустике держишь мне в кильватер. Одним словом, разведку ведет «Л-3». Меньше риска на двоих.
Так они и порешили. И успешно прорвались через Финский залив.
Но... домой вернулся только Грищенко. 18 ноября 1942 года он снова был на Лавенсари. От Афанасьева донесений не было. Можно утверждать, что, следуя в группе за Грищенко, он прошел-таки через Финский залив, так как уже после войны по трофейным документам установлено, что «Щ-304» действовала в центре Балтики до декабря, уничтожив шесть фашистских кораблей. Значит, сработали идея Егорова и практика Грищенко я Афанасьева прошли лодки...
Все ждали Якова Павловича Афанасьева оставалась еще надежда. Ждал его и Петр Денисович, нока лед не сковал Финский залив. Тогда только стало ясно не придет «Щ-304».
Но не забыты экипаж «Комсомольца» и его командир. Сегодня все корабли отдают почести героям-подводникам, пересекая меридиан маяка Найссар в Финском заливе, где предположительно погиб Яков Павлович Афанасьев со своим экипажем, возвращаясь после шести побед домой, в базу.
Именно здесь, в районе Таллинна, проходил в те грозные годы один из мощных противолодочных рубежей фашистов, через который буквально продирались балтийские подводники и при выходе в Балтику, и при возвращении в Кронштадт.
О командирах подводных лодок прекрасно написал бывший командующий флотом адмирал Трибуц: «Слана и вам, командиры подводных лодок и дивизионов, бесстрашно воевавшим в 1942 году». Он показал их как мастеров своего дела, как мозг корабля, как главных исполнителей замыслов командующего флотом, от мастерства которых в конечном счете зависела реализация решения командующего.
Но корабль в море это десятки, сотни людей, и вместе с тем это неразрывное целое. Это коллективное оружие, ядром которого является командир.
Среди искусных командиров подводных лодок В. Ф. Трибуц называет А. И. Маринеско. И не случайно. До сих пор к этому подводнику привлечено внимание многих писателей, журналистов и моряков, а то и просто людей, интересующихся морем, флотом, кораблями.
Петр Денисович не раз говорил, что его осаждали [52] вопросом: «Что представлял собой капитан 3 ранга Маринеско до исторической (январской 1945 года) торпедной атаки?»
Это был, безусловно, замечательный, талантливый командир, рассказывал Грищенко. В годы войны мы не были близкими друзьями, но как командиры подводных лодок знали друг друга. Хорошо помню, как во втором эшелоне в августе 1942 года уходили вместе в море. Он на «М-96», а я на «Л-3». Запомнилось, что на его «малютке» был самый большой процент коммунистов. Только два человека из всего экипажа не были членами партии. А ведь у Александра Ивановича по штату не было комиссара. Думается, это исключительный факт: формирование партийного экипажа, создание коллектива, где все коммунисты.
О Маринеско как о мастере торпедных атак Петр Денисович узнал гораздо позже. Он оценил его после потопления «Вильгельма Г уст лова», 30 января 1945 года. Но с тех пор он никогда не переставал восхищаться им как командиром подводной лодки и всегда принимал самое близкое участие в нем, в человеке с исключительно трудной жизненной судьбой.
Боевые друзья и товарищи Грищенко были отличными командирами подводных лодок. А служба с ними всегда школа. У командира гвардейской подводной лодки «Л-3» учился ее будущий командир В. К. Коновалов. Многое перенял у командира «Л-3» еще один известный подводник, ставший Героем Советского Союза уже будучи командиром «Щ-406» Е. Я. Осипов.
Так было и остается сегодня хороший командир в памяти на всю жизнь. Вспоминая командиров, с которыми рядом воевал Петр Денисович, невольно думаешь: «А что же представляют собой командиры подводных лодок сегодня?»
Когда я рассказывал Петру Денисовичу о том, что вот этот стал комфлотом, а вот тот Героя получил за поход на полюс, эти двое сходили в кругосветку Грищенко искренне восхищался.
Мы часто с ним делились мыслями об управлении кораблем, о талантливых командирах. Говорили и об интуиции, и о везении, и о командирском «почерке»...
А что является главным критерием командирского искусства?
Во время войны он прост: по числу побед тебе и цена. Ну, а в мирное время, сегодня? Ведь действия многих [53] послевоенных командиров тоже заслуживают самого пристального изучения, а не только внимания. Звания Героя Советского Союза просто так не удостоят. Само это высокое звание обязывает изучать «почерк» таких командиров. А их послужные списки великолепны: первый корабль, второй, третий, комбриг, командующий...
Каждый из них может явиться образцом для подражания, и о каждом из них можно написать много теплого и доброго.
О современных подводных лодках Петр Денисович слушал всегда внимательно, никогда не перебивал.
Изредка только задавал вопросы, и больше о людях.
А что переняли сегодняшние командиры от Афанасьева, Вишневского, Грищенко и многих других?
Однозначно на это не ответишь, да и, перечислив «набор качеств», никого не убедишь. Поэтому я назвал Петру Денисовичу имена моряков, которые сегодня хорошо известны на флоте, а в прошлом они бывшие командиры подводных лодок. У них есть нечто общее с Грищенко. Он командовал двумя подводными лодками, и они командовали не менее чем двумя кораблями. Продолжительность командования кораблем или число кораблей, которыми пришлось командовать офицеру, своеобразный оселок. На нем оттачивается моряк для дальнейшей службы.
Но, пожалуй, самое главное современные командиры не просто руководители, а, как и в прошлом, личности. У каждого из них свой стиль, свои отличительные качества. У одних быстрота мышления, умение влиять на экипаж, у других удивительная память, у третьих прекрасное знание морского дела. Их не спутаешь ни с кем и друг с другом тоже. А общее у них то, что все они исследователи, творцы. Творцы блистательных побед. [54]