Содержание
«Военная Литература»
Биографии

Предисловие

С большим интересом я прочитал документальную повесть Льва Экономова «Капитан Бахчиванджи». Было приятно вновь окунуться в знакомую обстановку летно-испытательного аэродрома НИИ ВВС, встретиться на страницах книги со старыми сослуживцами — летчиками, конструкторами, инженерами, техниками и механиками, увидеть всеобщего любимца Жору Бахчи — бесстрашного и очень толкового летчика-испытателя, замечательного товарища и друга, образованного командира, прекрасно знающего авиационную технику, военного специалиста.

Григорий Яковлевич Бахчиванджи был назначен в НИИ ВВС в 1935 году прямо, что называется, со скамьи летной школы. Но уже одно то, что его направили сразу в НИИ, на испытательную работу, говорило само за себя. Характеристика, присланная на Бахчиванджи из летной школы, рекомендовала его, как принципиального и решительного командира и требовательного к себе летчика. В документе говорилось, что он отлично летает, обладает пытливым умом и склонностью к исследованиям.

И все это сразу подтвердилось. Бахчиванджи не отказывался ни от каких заданий и каждое из них выполнял безукоризненно. Его заключения о самолетах и моторах были всегда высококвалифицированны.

Григорию Бахчиванджи в числе первых в НИИ было поручено испытание нового оружия — реактивных установок на самолете, а спустя некоторое время эти установки были испытаны в боях с японскими захватчиками на Халхин-Голе.

Когда началась Великая Отечественная война, Бахчиванджи подал рапорт с просьбой направить его на фронт, и я взял его в истребительный полк особого назначения, который был сформирован по приказу командования в основном из летчиков-испытателей.

В боевой обстановка Бахчиванджи показал себя отважным воздушным бойцом. Он воевал в составе полка до 10 августа 1941 года и за сравнительно короткое время провел десятки воздушных схваток с врагом, сбил несколько самолетов противника, вырос до командира эскадрильи.

К тому времени в нашей стране был налажен серийный выпуск новых самолетов, которые требовались фронту, и Бахчиванджи отозвали на испытательную работу. Он уехал на Урал, куда был эвакуирован НИИ ВВС.

Здесь летчику Бахчиванджи поручили провести испытание первого советского реактивного самолета, полеты на котором, как теперь всем известно, ознаменовали рождение советской реактивной авиации и стали, по существу, первым шагом на пути в космос. Ведь не случайно именем Бахчиванджи назван один из кратеров на невидимой стороне Луны, впервые сфотографированной с помощью советских космических станций.

За отвагу и мужество, проявленные в боях за Родину, и успехи, достигнутые при испытании военных самолетов, Григорий Яковлевич Бахчиванджи был награжден орденом Ленина.

С тех пор прошло более четверти века. Многие события забываются даже теми, кто был их участниками. А современная молодежь знает о Григории Бахчиванджи, о первоиспытателе советской ракетной техники только в самых общих чертах — из газет и журналов, из мемуарных книг летчиков-испытателей. Но ни статьи в периодической печати, ни отдельные страницы из мемуаров не могут заменить книги о Бахчиванджи. И я был удовлетворен, узнав, что Издательство ДОСААФ решило выпустить такую книгу и заполнить пробел в освещении героической истории, на которой мы должны воспитывать подрастающее поколение.

Мне было приятно узнать, что Издательство поручило написать книгу о Бахчиванджи и его соратниках Льву Экономову, с творчеством которого я знаком давно, потому что почти все его книги посвящены советским воинам, советской авиации. Он сам был авиатором, хорошо знает жизнь летчиков и техников, влюблен в авиацию. И эту любовь можно почувствовать, читая его первую повесть «Под крылом земля» (1959 г.), книгу очерков «Часовые неба» (1962 г.), роман «Перехватчики» (1964 г.), научно-художественную книгу «Повелители огненных стрел» (1964 г.).

В 1967 году Экономов опубликовал повесть о пограничниках «В каменных тисках», в 1968 — новый роман о военных летчиках, техниках и механиках «Готовность номер один», который был удостоен в 1970 году диплома Министерства обороны СССР «за яркое художественное отображение современной жизни Советской Армии». В 1969 году вышла его книга очерков о воинах радиотехнической части войск противовоздушной обороны «Кордон в облаках», в том же году — научно-художественная книга «Поиски крыльев». Она знакомит с историей покорения человечеством воздушного и космического пространства.

Документальная повесть о капитане Бахчиванджи, о его сподвижниках и друзьях, создававших и вместе с ним испытывавших первый ракетный самолет, написана со знанием дела, с проникновением в обстановку того неповторимого времени. Чтобы создать ее, автору нужно было побеседовать с десятками людей — живыми участниками и свидетелями славной эпопеи, связанной с рождением в нашей стране реактивной авиации. Она, несомненно, послужит делу воспитания у нашей молодежи преданности Родине, верности героическому прошлому, гордости за наших летчиков, вписавших бессмертные страницы в летопись истории освоения пятого океана и космоса.

15 мая 1972 года исполнилось 30 лет со дня первого полета на первом советском ракетном самолете. И тот факт, что выпуск книги совпадает с этой знаменательной датой, увеличивает ее ценность.

П. М. Стефановский,

Герой Советского Союза,
генерал-майор авиации,
летчик-испытатель 1-го класса

Дальше