Содержание
«Военная Литература»
Биографии

Предисловие

За годы войны, с первого дня и до победного салюта, защищая небо Родины и неся боевую вахту над поверженным Берлином, наши авиаторы — истребители, бомбардировщики, штурмовики — совершили более трех миллионов боевых вылетов. Вдумайтесь в эту цифру...

Три миллиона раз выходили они на смертельный бой с врагом. Бой один на один. Бой не на жизнь, а на смерть, когда третьего не дано: либо погибнуть, либо стать победителем.

В этой книге — накал той борьбы. В ней предрассветные тревожные часы фронтовых аэродромов, заботы авиационных техников — беззаветных тружеников и верных друзей летчиков, в ней — и мне это кажется самым важным ее достоинством — передана во всей своей сложности и повседневности многотрудная фронтовая работа советского летчика, летчика-комиссара, несущего не просто военную, боевую службу, но службу партийную. Что это значило — проводить партийную работу в те никогда не забываемые годы? Какое оружие имели летчики-комиссары, замполиты эскадрилий и авиационных полков, те, кто вел за собой своих боевых друзей? Личный пример — делай, как я! Слово партии и крылатое «коммунисты, вперед!» — вот и весь их дополнительный комиссарский боезапас, [2] который надо было расходовать без промаха.

Прекрасно сказал о комиссарах поэт Михаил Матусовский: «Побеждать или умирать — ваша главная партработа»!

От первого дня, нет — от первого часа вероломного вторжения фашистских захватчиков на нашу советскую землю боевые дружины летчиков-истребителей прикрывали родные, любимые города, которые должны были «спать спокойно, и видеть сны, и зеленеть среди весны...». Они защищали наши войска над сушей и над морем от налетов вражеских армад. Бомбардировочная авиация несла свой смертоносный груз на военные объекты в глубокий и ближний тыл врага, чтоб не было ему покоя. Летчики-штурмовики кромсали фашистские танковые клинья и пехоту. Военно-транспортная авиация решала свои задачи, обеспечивала надежную связь с партизанами.

Неделя за неделей, месяц за месяцем шли воздушные схватки.

Завоевав в ожесточенной борьбе стратегическое господство в воздухе, мои друзья летчики создали благоприятные условия для успешных боевых действий сухопутных и морских сил. В этой книге убедительно показано, что главным и неиссякаемым источником стойкости и мужества наших летчиков, как и всего советского народа, были глубокий патриотизм и священная ненависть к врагу, воспитываемые Коммунистической партией.

Наши летающие комиссары учили нас сражаться и громить врага. И я помню подвиг комиссара Дудина, мужество и стойкость комиссара Шипули, комиссаров Шевчука, Дрягиной, Чулкова... Вместе с нами политработники каждодневно приближали победу, ставя задачи для всех и каждого, закаляя нашу волю, укрепляя веру в Победу.

Комиссарами назначали лучших — тех, кто сумел показать себя в бою, в огне, доказать, что может вести за собой. Комиссарами становились летчики, штурманы, воздушные стрелки... [3]

И партийно-политическая работа была именно тем оружием, которого особенно страшился фашизм. За месяц до «великого похода» на Восток фашистские главари утвердили специальную директиву, где говорилось, что политические руководители в советских войсках не считаются военнопленными и должны уничтожаться на месте... А на картах гитлеровских летчиков среди первоочередных целей черным крестом была обозначена Военно-политическая академия в Москве. Ни до этой, ни до многих других целей вражеские асы не добрались.

Чем закончился «великий поход», мы знаем и помним. Так пусть же эта книга еще раз расскажет о том, как все это было.

Герой Советского Союза А. Маресьев [4]
Дальше